Технологическая карта урока окр.мир 1 класс
методическая разработка (окружающий мир, 1 класс) на тему
Раздел «Почему и зачем?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhn._karta_5_pochemuzachem_okr._mir_1kl._shkola_rossii1.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Школа России»
«Окружающий мир» А.А. Плешаков
1 класс II полугодие
Тема (название и кол-во часов) | Раздел «Почему и зачем?» (10 ч) Блоки: Космос (3 ч). Наша планета (3 ч). Животные и растения (4 ч). | ||||
Цель изучения раздела (для учителя) |
| ||||
Термины и понятия | Солнце, Луна, Сириус, Регул, Альдебаран, созвездие Льва, искусственный спутник Земли, космическая станция, Ю.А.Гагарин. Солнечные лучи, дождь, ветер, радуга. | ||||
Информационно- образовательная среда | Ресурсы | Межпредметные связи | |||
Информационный материал: 1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник ч.2. с.32 – 51, 72 – 73. 2. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь. 1 класс. Ч.2. с. 21 – 34, 50 – 51. 3. Плешаков А.А. Дневник наблюдений с. 3 – 5, 7 – 8. 3. Плешаков А.А. Атлас-определитель «От земли до неба». С. 135, 138-139. 4. Плешаков А.А. Зелёные страницы. «Торопливая хохлатка», с. 27 – 28. 5. Плешаков А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. «Не ловите насекомых для коллекции» с. 43 – 44, «На прогулке с собакой» с. 93 – 94, «Шум в лесу» с. 95 – 96. Демонстрационный материал: шарик, мяч; изображение Царь-колокола, механический будильник; призма и зеркало для демонстрации опыта прохождения луча света через призму. Видеофрагменты, звукозаписи, слайды: звукозапись звона колоколов; видеофрагмент или таблица, демонстрирующие цветущий луг; аудиозапись пения птиц. Диагностический материал:
| Литературное чтение Климанова Л.Ф. Раздел «О братьях наших меньших». Математика Моро М.И. Темы: «Месторасположение предметов, взаимное расположение предметов в пространстве», «Направления движения». Технология Роговцева Н.И. Темы: «Домашние животные», «Использование ветра», «Полёты человека». | ||||
| |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
Ученик научится:
| Познавательные умения: Ученик научится:
Регулятивные умения: Ученик научится:
Коммуникативные умения: Ученик научится:
| У ученика будут сформированы:
| |||
II. Этапы изучения темы | |||||
Содержание | Кол-во часов | Способы действий учащихся/ виды деятельности учащихся (Учебник. Ч.2 – Уч. Рабочая тетрадь – РТ № 2) | Достижения учащихся | Диагностика достижений | |
Блок 1. Космос (3 ч) | |||||
Изучение и первичное закрепление новых знаний | 1. Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью? Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звезд. Созвездие Льва. 2. Почему Луна бывает разной? Луна – спутник Земли, ее особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны. | 2 | Учащиеся - понимают учебную задачу раздела (Уч. с.31); - понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить (Уч. с.32, 34); 1. – сопоставляют видимые и реальные размера звезд, в том числе Солнца (Уч. с.32); - работают в паре: моделируют форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звезд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус) (Уч. с.5, Атлас-определитель с. 215, 217, 219); - вспоминают уже известное созвездие Большой Медведицы, обсуждают свои наблюдения по «Научному дневнику» (с. 2 № 1); – используют атлас-определитель для получения нужной информации о созвездии; - моделируют созвездие Льва (Уч. с.33, Атлас-определитель с. 219); - работают со взрослыми: наблюдают картину звёздного неба, находят на нем созвездие Льва (Атлас-определитель с. 218-219); 2. – анализируют схемы движения Луны вокруг Земли и освещения ее поверхности Солнцем (Уч. с.34); формулируют выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; - моделируют из пластилина форму Луны (Уч. с.35); - рассказывают с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учеными, осуществляют самопроверку (Уч. с. 35); - работают со взрослыми: наблюдают за изменениями внешнего вида Луны, фиксируют результаты наблюдений в рабочей тетради и дневнике наблюдений (Уч. с.35, РТ с.22 №1, Дневник наблюдений с. 3 №2); - отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке (Уч. с.33, 35). | Учащиеся
- звёзд Альдебаран, Сириус, Регул, Солнце; - созвездия Лев; - Луны;
| 1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Проверим себя. Ч.2 с. 21-22, 23. 2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Тесты. с. 41, 42. Продолжить предложения Солнце – это…. (ближайшая к Земле звезда). Все звезды – это…. (огромные пылающие шары). Луна – это …. (спутник Земли). Луна…….свет от Солнца (отражает). Луна бывает разная, потому что…. (в разное время Солнце по-разному ее освещает). |
Обобщение и систематизация знаний | Зачем люди осваивают космос? Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полетов в космос, Ю.А.Гагарин – первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции. | 1 | Учащиеся - понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить (Уч. с.72); - рассказывают об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника (Уч. с.72); - работают в группе: высказывают предположения о том, что такое «естественный» и «искусственный» спутник Земли, для чего космическим станциям нужны «крылья», какие исследования проводят космонавты (Уч. с.73), осуществляют самопроверку (Уч. с.92); - моделируют экипировку космонавта с помощью разрезных деталей из приложения к РТ (РТ с.50, №2, с. 61); - отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке (Уч. с.73). | Учащиеся
| 1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Проверим себя. Ч.2 с. 45. 2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Тесты. с. 59. Продолжить предложения Первым человеком, полетевшим в космос, был ….. (Ю.А.Гагарин). Люди научились создавать и запускать в космос… (искусственные спутники и космические станции). |
Блок 2. Явления природы (3 ч) | |||||
Изучение и первичное закрепление новых знаний | 1. Почему идет дождь и дует ветер? Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных. 2. Почему звенит звонок? Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши. 3. Почему радуга разноцветная? Радуга – украшение окружающего мира. Причины возникновения радуги. | 3 | Учащиеся - понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить (Уч. с.36, 38, 40); 1. – наблюдают за дождем и ветром, фиксируют свои наблюдения в дневнике (Дневник наблюдений с. 4 – 5 №3); - работают в группе: рассказывают по рисунку учебника о видах дождя; отбирают из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объясняют причины возникновения дождя и ветра (Уч. с.36 – 37 № 1-4); осуществляют самопроверку (Уч. с.87); - сверяют свои предположения о том, почему идёт дождь и дует ветер с объяснениями Мудрой Черепахи в учебнике; слушают чтение учителя, следят по книге; затем повторяют правильное объяснение (Уч. с. 37); - сочиняют и рассказывают сказочную историю по рисунку о том, как растения и животные радуются дождю (Уч. с.37); 2. - анализируют рисунок учебника и передают голосом звуки окружающего мира (Уч. с.38); - выполняют практическую работу в паре: исследуют возникновение и распространение звуков (Уч. с.38, РТ с. 25 №1); - обсуждают, как следует беречь уши и почему (Уч. с.39); - высказывают предположения о причине возникновения эха, осуществляют самопроверку (Уч. с.39, 88, РТ с.26 №2); - читают и запоминают правила о том, как беречь уши (Уч. с.39); - сочиняют и рассказывают сказку об Ушастике по рисунку учебника (Уч. с.39); 3. – описывают чувства, возникающие при виде радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника (Уч. с.40); - запоминают последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приема (заучивание фразы) (Уч. с.40); - высказывают предположения о причинах возникновения радуги, осуществляют самопроверку (Уч. с.41); - работают в паре: отображают последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществляют взаимопроверку (Уч. с.41, РТ с. 26-27 №1, 2); - сочиняют и рассказывают сказочную историю по рисунку о том, как Муравьишка решил сам сделать радугу (Уч. с.41); - отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке (Уч. с.37, 39, 41) . | Учащиеся
| 1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Проверим себя. Ч.2 с. 24, 25, 26-27. 2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Тесты. с. 43, 44, 45. Продолжите предложение: Дождь идет потому что… (тяжелые капли воды из туч падают на землю). Ветер дует, потому что… (воздух при нагреве поднимается вверх, а холодный устремляется вниз на его место). Звуки возникают из-за…. (колебания предметов, которые передаются воздуху). Радуга возникает, когда… (солнечные лучи, попадая на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики). |
Блок 3. Животные и растения (4 ч) | |||||
Изучение и первичное закрепление новых знаний | 1. Почему мы любим кошек и собак? Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой. 2. Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу. 3. Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу. | 3 | Учащиеся - понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить (Уч. с.42, 46, 48); 1. - описывают по плану своего домашнего питомца (Уч. с.42); - обсуждают отношение людей к домашним питомцам (на основе собственного опыта); - рассказывают по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой (Уч. с.43); - выполняют практическую работу в паре: знакомятся с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением (Уч. с.43); - участвуют в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца; 2. – работают в паре: определяют цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществляют самопроверку (Уч. с.46, 88, РТ с.30-31 №1,2, Атлас-определитель с. 135, 138-139); - рассматривают и сравнивают рисунки учебника, оценивают поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулируют правила поведения в природе, сопоставляют с эталоном (Уч. с.46-47, РТ с.33 №4); - устанавливают взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника (Уч. с.47); - слушают отрывок из книги «Зелёные страницы» о симбиозе хохлатки и муравьёв; затем объясняют, как связаны между собой жизнь птиц и насекомых («Торопливая хохлатка» с. 28); - сочиняют и рассказывают по рисунку сказочную историю о том, как Муравьишка спас бабочку (Уч. с.47); 3. – определяют лесных обитателей по звукам, которые они издают (звукозапись); передают голосом звуки леса; - объясняют (с опорой на рисунок), почему в лесу нужно соблюдать тишину (Уч. с.49, РТ с.34 №1); - работают в паре: устанавливают причинно-следственные связи между жизнью животных и растений (на основе информации учебника), осуществляют самопроверку (Уч. с.49, 89); - оценивают свое поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушивания) рассказов из книги «Великан на поляне» («На прогулке с собакой» с. 93-94, «Шум в лесу» с. 95-96, «Не ловите насекомых» с. 43-44); - формулируют правила поведения на природе (Уч. с.49); - отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке (Уч. с.43, 47, 49) . | Учащиеся
| 1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Проверим себя. ч.2 с.28-29, 30-31, 32. 2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Тесты. с. 46, 47, 48. Продолжить предложения: Кошки и собаки – наши… (домашние любимцы, питомцы). Бабочки не могут жить без цветов, потому что… (они питаются их нектаром). Цветам плохо без бабочек, потому что…. (бабочки опыляют их). Мы будем соблюдать тишину в лесу, потому что…. (не хотим нарушить жизнь его обитателей). |
Комплексное применение знаний и способов действий | Проект «Мои домашние питомцы» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | 1 | (Уч. с.44 - 45, РТ с. 28 – 29) На уроке в ходе подготовки к выполнению проекта учащиеся: - анализируют представленные в учебнике фоторассказы о кошке Маше и собаки Куке (Уч. с. 44-45); - работают в группе: «читают» фоторассказы о Маше и Куке, представленные в учебнике; придумывают подписи для каждого изображения фоторассказа; составляют рассказ о Маше и Куке, их характере, повадках, играх (Уч. с. 44-45); - презентуют составленный группой рассказ «Кошка Маша», «Собака Кука», озвучивая подписи к фотографиям; - оценивают результаты работы своей группы и группы товарищей (устные высказывания). | Учащиеся
| Для диагностики готовности к выполнению проекта «Мои домашние питомцы» ответить на вопросы: 1. О ком я буду рассказывать? Что именно я расскажу о своём любимце? 2. Какой материал я уже имею для фоторассказа? 3. Что ещё мне необходимо сделать для успешного выполнения проекта? 4. В какие сроки необходимо выполнить проект? 5. Кто будет помогать мне в работе над проектом? |
III. Рефлексия педагогической деятельности | |||||
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности | |||
Научить:
| Самоанализ Закончите предложение: Я могу различать и сравнивать ……… Я знаю и могу объяснить, почему…. Я знаю и могу объяснить, зачем…. Я научился …….. Я изготовил модели…… Самооценка Закончите предложение: Я (очень, не очень) довольна/лен тем, что узнал….. (самостоятельно, с помощью)…. | Заполняется учителем после освоения темы учащимся | |||
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка учителя | Результат деятельности | |||
| Ответить на вопросы: 1. Были ли обеспечены при изучении раздела условия для формирования у детей представлений о таких понятиях как: Солнце, Луна, Сириус, Регул, Альдебаран, созвездие Льва, искусственный спутник Земли, космическая станция, дождь, ветер, радуга. 2. Были ли созданы необходимые условия для изучения особенностей данных объектов окружающего мира? 3. Я удовлетворен/ не удовлетворен проделанной мной работой. Я мог бы лучше организовать работу учащихся/ Я отлично справился с организацией работы учащихся. Я достиг/ почти достиг/ не достиг поставленных целей. | Заполняется учителем после освоения темы учащимся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку
Решение задач на движение в противоположных направлениях....
Технологическая карта урока математики. 2 класс. Программа УМК «Школа России». Тема урока: «Решение задач».
Технологическая карта урока математики, 2 класс. Программа УМК «Школа России». Тема урока: «Решение задач»....
Технологическая карта урока ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)
Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Технологическая карта урока для 3 класса. Сочинение по сюжетным картинкам с использованием ТРКМ
Технологическая карта по русскому языку для 3 класса помогает провести урок написания сочинения по сюжетным картинкам с использованием теории развития критического мышления....
Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения
Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...
Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"
На уроке у карты Великобритании дети знакомятся с открытиями, сделанными британскими учеными в разное время...