Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_.docx | 121.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3
города Лебедянь Липецкой области
СОГЛАСОВАНО | РАССМОТРЕНО | УТВЕРЖДЕНО |
Протокол заседания МО учителей начальных классов От ___.___. ______ № _____ | Протокол педагогического совета От ___.___. ______ № _____ | Приказ МБОУ СОШ №3 г.Лебедянь От ___.___. ______ № _____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
для 1 класса
на 2013-2014 учебный год
Составлена
учителем начальных классов
Олейниковой О.В.
г. Лебедянь
2013
Паспорт рабочей программы
Тип программы | Программа общеобразовательного учреждения |
Статус программы | Рабочая программа учебного предмета «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» |
Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа; | Авторская программа Плешаков А. А. Окружающий мир.— М.: Просвещение, 2011. |
Категория обучающихся | Обучающиеся 1В класса МБОУ СОШ №3 г.Лебедянь |
Сроки освоения программы | 1 год |
Объём учебного времени | 66 часов |
Форма обучения | очная |
Режим занятий | 2 часа в неделю |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа; сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания (в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской):
Исходными документами для составления рабочей программы учебного предмета являются:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ.
2.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
3.Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).
4. Примерная программа, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта
5.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
6.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004г..
7.Приказ Министерства образования РФ от 19.12.2012г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».
8.Образовательная программа МБОУ СОШ №3 г.Лебедянь на 2010-2015уч. гг.
9.Авторская программа Плешаков А. А. Окружающий мир.— М.: Просвещение, 2011.
10. Учебные планы МБОУ СОШ №3 г.Лебедянь, утвержденные приказом МБОУ СОШ №3 г.Лебедянь. № 154 от 2.09.2013г.
11.Годовой календарный график МБОУ СОШ №3 г.Лебедянь на 2013-2014 уч. год (Приказ №150 от 2.09.2013г.)
12.Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ №3 г.Лебедянь.
13.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник.1 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2011.
Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы:
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что учебный предмет окружающий мир для 1 класса сориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников, одна из главных задач которого заключается в развитии у ребенка интереса к познанию. Структура и способы изложения учебного материала соответствуют целям и задачами обучения, возрастным особенностям учеников, преемственности и необходимости подготовки к изучению математики в среднем и старшем звене.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей региона, муниципального образования, образовательного учреждения;
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям ФГОС начального общего образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.;
Программа рассчитана на 66 часов, 2 часа в неделю.
Примерное распределение часов по четвертям
Класс | 1четверть | 2четверть | 3четверть | 4четверть | Год |
1 класс | 18часов | 14 часов | 18 часов | 16 часов | 66 часов |
Формы организации образовательного процесса:
Преобладающая форма учебных занятий – урок. Особенностью организации учебного процесса по русскому языку в 1 классе является использование игрового метода обучения, как метода, помогающего сформировать новую ведущую деятельность - учебную, мотивационную.
Технологии обучения
Учебный предмет «Окружающий мир» УМК «Школа России» обеспечивает возможность реализации новых педагогических технологий, таких как педагогика сотрудничества, личностно-ориентированное обучение, игровые технологии, проблемное обучение, групповые технологии, компьютерные технологии обучения и т.д.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Учебный предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Виды и формы контроля (согласно уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения)
В 1 классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах.
В течение учебного года учитель ведёт систематический учёт освоения основных вопросов курса окружающего мира каждым учеником, выбирая форму учёта по своему усмотрению. В основном проверка знаний учащихся проводится в виде тестирования и фронтального и индивидуального опроса.
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени) в соответствии с требованиями, установленным федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения
Освоение предмета «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение предмета «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении предмета «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Информация об используемом учебнике
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник.1 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2011.
В учебниках (1—4 классы) на шмуцтитулах каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке.
С целью формирования умения планировать учебные действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата в учебники 1—4 классов включены планы описания и изучения объектов окружающего мира, алгоритмы практических действий, задания, предусматривающие определение этапов проведения опытов, способов моделирования.
Развитию умения планировать учебные действия, работать на результат служит осуществление проектной деятельности, предусмотренной в рубрике «Наши проекты» учебников 1—4 классов. В учебниках 1—4 классов в методическом аппарате каждой темы имеются задания для осуществления контрольно-оценочной деятельности. В конце каждого раздела помещены задания под рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения», которые позволяют учащимся сделать вывод о достижении поставленных в начале изучения раздела целей и задач. В учебнике каждого класса имеются «Странички для самопроверки», помогающие осуществлять самоконтроль. Учебные проекты также предусматривают подготовку и проведение презентаций и оценку результатов работы. На освоение начальных форм познавательной рефлексии направлены практически все учебные темы учебников 1—4 классов. Структура учебного материала по каждой теме предусматривает осознание учеником целей, процессов и результатов деятельности. Каждая тема в учебниках всех классов заканчивается рубрикой «Проверь себя» и кратким резюме по содержанию учебного материала, предоставляющим эталон, с которым дети сравнивают собственные выводы. Каждый раздел учебников для всех классов заканчивается заданиями под рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения». Специальные условные знаки в виде «смайликов» помогают осуществлению действия самооценивания, после которого ученику предоставляется возможность повторить или заново изучить тот или иной учебный материал.
Знаково-символические средства активно используются для создания моделей изучаемых объектов и процессов. Деятельность моделирования широко представлена в учебниках для всех классов. Задания такого рода отмечены специальным условным знаком. Немаловажное значение для достижения указанных результатов имеет освоение учащимися системы навигации учебников, выстроенной в едином ключе с 1 по 4 класс. Основным её элементом являются условные знаки и символы, нацеливающие на определённые виды деятельности и способы её организации. Первоначальное знакомство с системой навигации осуществляется в 1 классе в теме «Наши помощники — условные знаки».
Учебник окружающего мира издаётся в комплекте с другими пособиями:
- Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс.
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования отмечено, что современная ИОС представляет собой систему разнообразных образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Один из ключевых компонентов, входящих в состав современной информационно-образовательной среды, — учебные электронные издания.
Электронные приложения дополняют и обогащают материал учебников мультимедийными объектами, видеоматериалами, справочной информацией, проверочными тестами разного типа и уровня сложности
-Плешаков А. А. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2011.
Рабочие тетради сориентированы главным образом на вычленение и тщательную отработку наиболее существенных элементов содержания учебников, обеспечивают фиксацию результатов наблюдений, опытов, практических работ, а также творческую деятельность детей. Специально для занятий в семье предназначены вкладыши в рабочих тетрадях 1 и 2 классов — «Мой научный дневник». В нём содержатся задания, которые ребёнок с помощью взрослых должен выполнить в течение учебного года.
В комплекте имеются универсальные пособия, работа с которыми рассчитана на все годы обучения. Это атлас-определитель «От земли до неба», книги для учащихся «Зелёные страницы» и «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики». В 1 классе начинается активная работа с атласом-определителем «От земли до неба». Это пособие обеспечивает один из приоритетных для курса видов деятельности учащихся — распознавание природных объектов. В классе необходимо иметь набор атласов-определителей, достаточный хотя бы для работы в парах. Желательно, чтобы каждый ребёнок имел дома свой собственный атлас-определитель и пользовался им (с помощью взрослых или самостоятельно) как в домашних условиях, так и во время прогулок, экскурсий, на каникулах летом, внеклассных занятиях.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Тема | Кол- во часов | Практические работы | Контрольные работы |
Вводный урок «Задавайте вопросы!» | 1 | - | - | |
Что и кто? | 20 | 7 | 2(тестирование) | |
Как, откуда и куда? | 13 | 2 | 2(тестирование) | |
Где и когда? | 11 | - | 2(тестирование) | |
Почему и зачем? | 20 | - | 2(тестирование) | |
Итого | 65 | 9 | 8 |
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
знать/понимать
v название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
v государственную символику России; государственные праздники; основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
v общие условия, необходимые для жизни живых организмов; правила сохранения и укрепления здоровья;
v основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь
v определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
v различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
v различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
v приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
v показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города); описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
v обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
v ориентирования на местности с помощью компаса;
v определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
v установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
v ухода за растениями (животными);
v выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
v оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
v удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Литература и средства обучения:
1. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. — М. : Просвещение, 2011.
2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс : учеб. для общеобразовательного учреждений : в 2 ч. А. А. Плешаков. — М. Просвещение, 2011.
3. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая Тетрадь. 1 класс пособие для учащихся общеобразовательных учреждений 1 А. А. Плешаков. — М. : Просвещение, 2011.
4. Плешаков. А. А. Окружающий мир. Тесты. По предмету «Окружающий мир» в 2-х ч. К учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» В 2-х частях 1 класс Е.М. Тихомирова. Издательство «Экзамен» Москва 2012г.
5. . Плешаков, А. А. От земли до неба : атлас-определитель : пособие для учащихся общеобразовательных. учреждений А. А. Плешаков. —М. Просвещение, 2011.
6. Плешаков, А. А. Зелёные страницы : кн. для учащихся начальных . классов А. А. Плешаков. М. Просвещение, 2011.
Информационно-коммуникативные средства.
Окружающий мир электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова (СD).
Наглядные пособия.
Комплект демонстрационных таблиц к учебнику «Окружающий мир» А. А. Плешакова.
Материально-технические средства.
Компьютерная техника, аудиторная доска с магнитной поверхностью
Лист внесения изменений в рабочую программу
№ п/п | Тема (темы) урока | Причина корректировки | Способ, форма корректировки | Согласование с администрацией школы |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Вид контроля знаний | Информационно-методическое обеспечение | Дата планируемая | Дата фактическая |
1 | Задавайте вопросы! | 1 | Урок-экскурсия | Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь | 06.09 | ||
«Что и кто?» (20ч) | |||||||||
2 | Что такое Родина? | 1 | Комбинированный | Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь ,ИКТ Презентация «Символы России» | 09.09 | ||
3 | Что мы знаем о народах России? | 1 | Комбинированный | Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России | Индивидуальный опрос | Учебник, рабочая тетрадь ,ИКТ Презентация «Народы России», фотографии | 13.09 | ||
4 | Что мы знаем о Москве? | 1 | Урок-путешествие | Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | Фронтальный опрос | Учебник, рабочая тетрадь, ИКТ Презентация «Москва – столица нашей Родины» | 16.09 | ||
5 | Что у нас над головой? | 1 | Комбинированный | Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы | Беседа по вопросам | Учебник, рабочая тетрадь Глобус, пластилин, карта звездного неба | 20.09 | ||
6 | Что у нас под ногами? Практическая работа. Определение образцов камней | 1 | Практический | Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь Коллекция минералов. Атлас-определитель | 23.09 | ||
7 | Что общего у разных растений? Практическая работа. Определение частей растений. | 1 | Практический | Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, ИКТ, электронное приложение к учебнику Гербарий. Схема «Части растений» | 27.09 | ||
8 | Что растёт на подоконнике? Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя комнатных растений | 1 | Практический | Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь Комнатные растения. Атлас-определитель | 30.09 | ||
9 | Что растёт на клумбе? Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя названия растений цветника | 1 | Практический | Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника | Беседа по вопросам | Учебник, рабочая тетрадь Атлас-определитель. Презентация «Цветы» | 04.10 | ||
10 | Что за листья? | 1 | Экскурсия | Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь Гербарий с листьями различных деревьев | 07.10 | ||
11 | Что такое хвоинки? Практическая работа. Работа с гербарием | 1 | Экскурсия | Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев | Фронтальный | Учебник, рабочая тетрадь Гербарий хвойных растений. | 11.10 | ||
12 | Кто такие насекомые? | 1 | Комбинированный | Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь
Коллекция насекомых. Атлас-определитель | 14.10 | ||
13 | Кто такие рыбы? | 1 | Комбинированный | Рыбы — водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь Презентация «Рыбы». Монетки для моделирования «одежды» рыб | 18.10 | ||
14 | Кто такие птицы? Практическая работа. Изучение строения птичьих перьев. | 1 | Практический | Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь Презентация «Птицы». Перья птиц. | 21.10 | ||
15 | Кто такие звери? Практическая работа. Изучение строения шерсти животных. | 1 | Практический | Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни | Тест | Учебник, рабочая тетрадь Презентация «Звери». Шкурки с шерстью животных. | 25.10 | ||
16 | Что такое зоопарк? | 1 | Урок-путешествие | Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению | Текущий | ИКТ, презентация | 28.10 | ||
17 | Что окружает нас дома? | 1 | Комбинированный | Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь Предметные картинки «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Электроприборы» | 01.11 | ||
18 | Что умеет компьютер? | 1 | Практический | Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь Схема «Компьютер» | 11.11 | ||
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | Комбинированный | Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь Презентация «Что вокруг может быть | 15.11 | ||
20 | На что похожа наша планета? | 1 | Комбинированный | Презентация проекта «Моя малая Родина» Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь опасным?» Глобус, мяч, тарелка, пластилин. | 18.11 | ||
21 | Обобщение по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина» | 1 | Комбинированный | Тест | Учебник, рабочая тетрадь | 22.11 | |||
«Как, откуда и куда?» (13ч) | |||||||||
22 | Как живёт семья? | 1 | Комбинированный | Знакомство с целями и задачами раздела. Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | Беседа по вопросам | Учебник, рабочая тетрадь Фотоальбом семьи. Фотоаппарат, фотографии. | 25.11 | ||
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | Комбинированный | Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь Посуда для проведения опыта. | 29.11 | ||
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | Комбинированный | Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь Электроконстру- ктор для сбора электрической цепи. | 02.12 | ||
25 | Как путешествует письмо? | 1 | Урок-путешествие | Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь Открытки, конверты, письма ИКТ, презентация | 06.12 | ||
26 | Куда текут реки? | 1 | Урок-путешествие | Современные средства коммуникации Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь Соль и вода для приготовления «морской» воды ИКТ, презентация | 09.12 | ||
27 | Откуда берутся снег и лёд? Практическая работа. Изучение свойств снега и льда. | 1 | Практический | Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь Снег и лед для проведения опыта. | 13.12 | ||
28 | Как живут растения? | 1 | Комбинированный | Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями | Тест | Учебник, рабочая тетрадь Комнатные растения и приспособления для ухода за ними. | 16.12 | ||
29 | Как живут животные? | 1 | Комбинированный | Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь Презентация «Животные живого уголка» | 20.12 | ||
30 | Как зимой помочь птицам? Практическая работа. Изготовление кормушки из бумажного пакета. | 1 | Практический | Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц
| Текущий | Учебник, рабочая тетрадь Бумага для изготовления кормушки. Разные виды корма для птиц. | 23.12 | ||
31 | Откуда берутся шоколад, изюм и мёд? | 1 | Комбинированный | Возникновение некоторых продуктов | Текущий | Учебник , тетрадь , ИКТ, электронное приложение к учебнику | 27.12 | ||
32 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | Комбинированный | Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь Различные виды мусора (пакеты, банки, бутылки и тд) | 13.01 | ||
33 | Откуда в снежках грязь? | 1 | Урок исследования | Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь Снег для проведения исследования. | 17.01 | ||
34 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» презентация проекта «Моя семья» | Урок закрепления. | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений Презентация проекта «Моя семья» Когда учиться интересно? | Тест | Учебник, рабочая тетрадь. | 20.01 | |||
«Где и когда?» (11ч) | |||||||||
35 | Когда учится интересно? | 2 | Комбинированный | Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю Проект «Мой класс и моя школа» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | Текущий | Учебник, тетрадь, энциклопедии. | 24.01 | ||
36 | Когда придёт суббота? | 1 | Комбинированный | Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели | Текущий | Учебник, тетрадь, энциклопедии. Карточки с названиями дней недели. | 27.01 | ||
37 | Когда наступит лето? | 1 | Комбинированный | Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года | Текущий | Учебник, тетрадь, энциклопедии Календарь. Сюжетные картинки с изображением времен года. | 31.01 | ||
38 | Где живут белые медведи? | 1 | Комбинированный | Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районо | Текущий | Учебник, тетрадь, энциклопедии Глобус, видеофильм «Жители Северного ледовитого океана и Антарктиды» | 03.02 | ||
39 | Где живут слоны? | 1 | Комбинированный | Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов | Текущий | Учебник, тетрадь, энциклопедии Глобус. Презентация «Слоны» | 07.02 | ||
40 | Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? | 1 | Комбинированный | Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму | Текущий | Карточки-схемы названий птиц: перелетные, зимующие. | 17.02 | ||
41 | Когда появилась одежда? | 1 | Комбинированный | История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная) | Текущий | Презентация «Как появилась одежда?» | 21.02 | ||
42 | Когда изобрели велосипед? | 1 | Комбинированный | История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде | Текущий | Схема «Части велосипеда» | 24.02 | ||
43 | Когда мы станем взрослыми? | 1 | Комбинированный | Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь. | 28.02 | ||
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | 1 | Комбинированный | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений | Тест | Проекты | 03.03 | ||
Почему и зачем? (22ч) | |||||||||
45 | Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью? | 1 | Комбинированный | Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва | Текущий | Презентация «Солнце и планеты солнечной системы». Пластилин. | 07.03 | ||
46 | Почему Луна бывает разной? | 1 | Комбинированный | Луна — спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны | Текущий | Презентация «Луна». Пластилин. | 10.03 | ||
47 | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 | Комбинированный | Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных | Текущий | Схема «Какой бывает дождь» | 14.03 | ||
48 | Почему звенит звонок? | 1 | Комбинированный | Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши | Текущий | Предметы для изучения возникновения и распространения звуков. | 17.03 | ||
49 | Почему радуга разноцветная? | 1 | Комбинированный | Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги | Текущий | Цветные карандаши. | 21.03 | ||
50 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | Комбинированный | Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой Проект «Мои домашние питомцы» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | Текущий | Презентация «Домашние животные» | 31.03 | ||
51 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | Комбинированный | Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу | Текущий | Схема «Правила поведения в природе» | 04.04 | ||
53 | Почему мы в лесу будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? | 1 | Комбинированный | Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу | Тест | Учебник, рабочая тетрадь. Схема «Правила поведения в природе» | 07.04 | ||
54 | Зачем мы спим ночью? | 1 | Комбинированный | Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену | Текущий | Схема «Режим дня» | 11.04 | ||
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | Комбинированный | Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов | Текущий | Презентация «Витамины» | 14.04 | ||
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | Комбинированный | Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук | Текущий | Зубная паста, зубная щетка, полотенце, мыло. | 18.04 | ||
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | Комбинированный | Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) — средства массовой информации. Интернет | Текущий | Презентация «Средства связи и информации» | 21.04 | ||
58 | Зачем нужны автомобили? | 1 | Комбинированный | Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль будущего | Текущий | Презентация «Автомобили» | 25.04 | ||
59 | Зачем нужны поезда? | 1 | Комбинированный | Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта | Текущий | Презентация «Поезда» | 28.04 | ||
60 | Зачем строят корабли? | 1 | Комбинированный | Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля | Текущий | Презентация «Корабли» | 02.05 | ||
61 | Зачем строят самолёты? | 1 | Комбинированный | Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта | Текущий | Презентация «Самолеты» | 05.05 | ||
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | Комбинированный | Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае) | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь. | 12.05 | ||
63 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | Комбинированный | Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь. | 16.05 | ||
64 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | Комбинированный | Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции | Текущий | Презентация «Космос» | 19.05 | ||
65 | Почему мы часто слышим слово экология? | 1 | Комбинированный | Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь. | 23.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...