Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Окружающий мир. 1 класс. Рабочая программа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiymir.1klassfgos-1.docx | 187.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области «Естествознание. Обществознание. (Окружающий мир)», требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Начальная школа XXI века» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1 класс : учебник для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2012.
2. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2012.
3. Лихолат, Т. В. Наблюдаем и трудимся. 1 класс : рабочая тетрадь / Т. В. Лихолат. – М. : Вентана-Граф, 2011.
4. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1–2 классы : методика обучения / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2010.
5. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир в произведениях живописи : дидактические материалы для начальной школы / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2007.
6. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир в произведениях живописи : метод. рекомендации к дидактическим материалам для начальной школы / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2006.
Общая характеристика учебного предмета
Цели курса
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
Содержание учебного предмета
Введение. Что такое окружающий мир1.
Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.
Я – школьник.
Ты – первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.
Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.
ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Железнодорожный переезд», «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд.
Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.
Ты и здоровье.
Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.
Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.
Мы и вещи.
Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.
ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.
Родная природа.
Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).
Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.
ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).
Родная страна.
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь).
Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.).
Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.
Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.
Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.
Экскурсии.
Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т. п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).
Практические работы.
Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, зарядка аквариума, террариума, инсектария.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа и материал учебно-методического комплекта рассчитаны на 66 часов, 2 часа в неделю, что соответствует БУП в 1 классах (1–4). Кроме того, из них в рабочую программу заложены на фазу совместного проектирования и планирования учебного года (фазу запуска) – 1 час, на фазу совместной постановки и решения системных учебных задач – 63 часа и на рефлексивную фазу учебного года – 2 часа.
Из них на проведение:
– стартовой диагностической работы – 1 ч;
– диагностических работ – 2 ч;
– итоговой комплексной работы – 1 ч;
– экскурсий – 16 ч.
Описание ценностных ориентиров в содержании
учебного предмета «окружающий мир»2
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
К концу обучения в первом классе учащиеся научатся3:
– воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
– различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице;
– ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
– различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
– различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
– определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
– устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
– описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
– сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться:
– анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
– различать основные нравственно-этические понятия;
– рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
– участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
целевая ориентация реализации
настоящей рабочей программы
в практике конкретного образовательного учреждения
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: в классе любят проводить исследования различных видов.
Учащиеся класса активно работают в группах над проектами, используя справочную литературу, умело ведут дискуссии на уроках, могут контролировать и оценивать работу.
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
1. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://www.km-school.ru
3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok
5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
2. Наглядные пособия.
1. Таблицы.Растения и животный мир.
2. Географические карты. Физическая карта.
3. Глобус.
4. Иллюстрации с изображением растений, животных.
3. Информационно-коммуникативные средства.
Видеофильм «Береги природу» (DVD).
4. Технические средства обучения.
1. Телевизор.
2. Магнитофон.
3. Персональный компьютер.
5. Мультимедийный проектор.
6. Экран проекционный.
5. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
2. Шкаф для хранения карт, таблиц.
6. Специализированнаяучебная мебель.
Компьютерный стол.
Календарно-тематическое планирование
Номер урока | Тема, тип урока | Ка- лен- дар- ные сроки | Планируемые результаты обучения | Виды деятельности | Творческая, исследовательская, деятельность учащихся | Формы | |
освоение | универсальные учебные действия | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ФАЗА СОВМЕСТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ГОДА (ФАЗА ЗАПУСКА) Цели: выявление базовых знаний и умений учащихся, мотивация учебной деятельности. Задачи: дать возможность младшим школьникам определить стартовый уровень знаний и умений, которые будут необходимы им в учебном году для дальнейшего обучения; провести коррекцию знаний и умений, без которых двигаться дальше невозможно, восстановить навыки, которые могли бы быть утрачены в ходе летнего перерыва; создать ситуации, требующие от учеников определения границы своих знаний и очерчивания возможных будущих направлений учения. Этапы совместных действий учащихся и учителя: 1-й этап – проведение стартовых проверочных работ по основным учебным предметам; 2-й этап – коррекция необходимых для данного учебного года знаний (способов/средств предметных действий) на основе данных 3-й этап – определение границ знания и незнания в каждом учебном предмете; фиксация задач года и форма их представления; 4-й этап – представление результатов самостоятельной работы учащихся по коррекции их знаний | |||||||
Родная природа | |||||||
1 | Введение. Этот удивительный мир | Неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди. Мир при- | Регулятивные: планирование – Познавательные: общеучебные – | Работа с иллюстра- | Фронтальная устная проверка |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
людей. Что такое окружающий мир? Как можно объединить разные предметы | ную цель; предметные – понимать, что такое окружающий мир, что такое живая и неживая природа; уточнять понятия: «объект природы», «живая и неживая природа»; нахождение отличий среди объектов природы и объектов, созданных человеком, приведение соответствующих примеров; логические – подведение под понятие на основе распознавания объектов, Коммуникативные: инициативное сотрудничество – рассказывать о мире Личностные: самоопределение – | (шедевров мировой архитектуры), портретов великих людей). Задания на класси- рисунки в группы», Выполнение заданий в рабочей тетради «Раскрась рисунок», «Соображалки», «Объедини рисунки в группы» | |||||
Стартовая диагностическая работа. Цель: выявить базовые знания по предмету. Форма контроля: лист наблюдений | |||||||
ФАЗА СОВМЕСТНОЙ ПОСТАНОВКИ И РЕШЕНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ Цель: создание условий для полноценного усвоения обучающимися учебных действий. Задачи: формировать действия самоконтроля и самооценки учащихся, отслеживать формирование психологических механизмов учебной деятельности, познавательный интерес учащихся, определять уровень развития предметных знаний, организовать систему по формированию коллективных и индивидуальных действий учащихся |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Ты – первоклассник | |||||||
2 | Давай (повто- путе- | Ты – первоклассник. Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Увлечения детей, игры. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника | Регулятивные: планирование – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, осуществление учебных действий – отвечать на поставленный вопрос, ориентироваться в тетради и учебнике. Познавательные: общеучебные – Коммуникативные: взаимодейст- | Рассказывание (учитель, учащиеся) «Познакомимся: расскажу вам о себе». Работа с учебником: что мы будем делать Чтение и обсуждение народной песенки «Жила была дев- Выполнение заданий в рабочей тетради: | Составление сообщения «Мое | Устный опрос |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ность, сдер-жанность, | Личностные: нравственно-этическая ориентация – оценивают эмоционально-эстетические впечатления от знакомства | маться дети»; обобщение, рефлексия – учеником | |||||
3 | Мы – школь- (форми- нового проблем- | Школа, школь-ные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение Оказание посильной помощи взрослым | Регулятивные: контроль и самоконтроль – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; коррекция – адекватно воспринимать информацию учителя или одноклас- сника, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия. Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; предметные – знакомиться с новыми понятиями: Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – вступать | Работа с иллюстратив- ным материалом учебника (с. 9–12). Игра «Кто быстрее назовет школьные помещения». Работа с текстом стихотворения В. Берестова «Первоклассник» Выполнение заданий в рабочей тетради: Рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником | Экскурсия по школе | Фрон- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Личностные: смыслообразование – оценивают свой учебный труд, принима-ют оценки одноклассников, учителя; | |||||||
4 | Правила пове- (форми- | Первоклассник должен знать и выполнять правила по- | Регулятивные: планирование – орга- Познавательные: целеполагание – осознавать учебно-познавательную задачу; предметные – соблюдать морально-этические нормы поведения в школе, проявлять уважение к старшим. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач; управление коммуника- | Упражнения: как правильно вставать и садиться в классе, как вести себя в столовой, в раздевалке. Работа Выполнение заданий в рабочей тетради: | Устный опрос |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Личностные: самоопределение – демонстрируют внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности | |||||||
Родная природа | |||||||
5 | Сен- осени (форми- нового проблем- | Изменения, | Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям). Познавательные: общеучебные – (под руководством учителя) логические действия: анализ, сравнение, обобщение, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения; предмет- Коммуникативные: взаимодейст- | Рассматривание различных деревьев Работа с иллюстра- Наблюдения за птицами. Рассматривание паутинок и полетов лесных паучков. Выполнение заданий в рабочей тетради: | Экскурсия Презента- kindergorod.ru/prezenta-cii2.html | Самостоя- тельная работа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
цией – оказывать в сотрудничестве Личностные: самоопределение – | спрятался от дождя?); оценка своей работы | ||||||
6 | Что нам осень (закрепление и со- вершенствование знаний; путе- | Сад, огород, цветник осенью. Особенности внешнего вида разных овощей и фруктов: форма, цвет, вкусовые качества, способ употреб- ления в пищу, польза. Составление описательного рас- «Календарь сбора ягод» | Регулятивные: целеполагание – принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий; контроль и самоконтроль – контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя). Познавательные: общеучебные – Коммуникативные: взаимодейст- | Дидактическая игра «Что нам осень по- Работа с таблицами Ролевая игра: «Узнай Выполнение заданий в рабочей тетради: | Индивидуальные сообщения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
вариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Личностные: нравственно-этическая ориентация – ориентируются в поведении на принятые моральные нормы; понимают красоту и природу родного края | |||||||
7 | Грибная пора (формирование новых знаний; урок-сказка) | Богат осенний лес: грибы, орехи, ягоды Сравнение грибов, плодов разных растений. Работа и таблицей: календарь сбора грибов. Классификация объектов по разным признакам | Регулятивные: планирование – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. Познавательные: знаково-символические – использовать знаково-символические средства представления информации, работать с таблицей; предметные – иметь представление о царстве грибов; сравнивать и различать грибы (съедобные и несъедобные), плоды разных растений; логические – классифицировать объекты по разным признакам. Коммуникативные: взаимодейст- Личностные: самоопределение – оценивают поступки человека по отношению к природе, осознают личное отношение к малой родине, осуществляют действия по охране окружающего мира; смыслообразование – проявляют позитивное отношение к сохранению природы | Упражнения: сравнение и описание внешнего вида грибов Работа с таблицей и текстом учебника: Выполнение заданий в рабочей тетради: | Самостоя- тельная работа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Родная страна | |||||||
8 | Семья (форми- | Что такое семья? Моя семья: ее члены, их труд, семейные обязанности. Как мы понимаем слова «Семья крепка ладом»? | Регулятивные: контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным Познавательные: общеучебные – «Семья»; осознавать свою роль в семье; различать степени родства, определять Коммуникативные: взаимодействие – взаимодействовать в семье позитивными способами, уметь договариваться, приходить к общему решению. Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют позитивное | Речевая разминка«Придумай, как кого и «Моя семья». Обсуждение крылатого выражения «Семья крепка ладом». Работа с текстами «Простое слово» И. Мазнина и «Бабушка» Е. Трутневой Выполнение заданий в рабочей тетради: которое ему соответ- | Фрон- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
тям; осознают важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира | |||||||
9– 10 | Любимые занятия. Воскресный день (повторительно-обобщаю- щий; | Чем любят Домашние | Регулятивные: осуществление учебных действий – использовать речь для регуляции своего действия; контроль – контролировать свою речь, ее четкость и правильность. Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные – иметь представление России и мира; осознавать важность и необходимость культурной преемственности в семье от старших к младшим на конкретных примерах; уметь подбирать пословицу для определения смысла любимой сказки; помогать по дому старшим; информационные – осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из различных источников (тексты, рисунки). Коммуникативные: взаимодействие – использовать в общении правила вежливости; планирование учебного сотрудничества – принимать участие в работе | Речевая разминка «Спроси, какое (на выбранную Дифференцирован- Выполнение заданий | Творческое задание «Расскажи сказку | Устный опрос |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Личностные: самоопределение – проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности; смыслообразование – имеют представления о причинах успеха в учебе | в рабочей тетради: | ||||||
11 | Как из зерна получилась булка (форми- | Народная мудрость гласит: «Худ обед, когда хлеба нет». Хлеб – главное богатство людей. Для того чтобы хлеб был в каждом доме, трудятся люди разных профессий | Регулятивные: планирование – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; оценка – оценивать результаты труда. Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные – знакомиться с трудом хлебороба, с тем, как растения кормят Коммуникативные: инициативное сотрудничество – строить сообщение Личностные: нравственно-этическая ориентация – уважают труд хлебороба и людей, связанных с производством хлеба и других продуктов, бережно относятся к хлебу; смыслообразование – понимают чувства одноклассников, учителя | Речевая разминка Обсуждение поговорки «Худ обед, когда хлеба нет». Описание натуральных объектов. Дидактическая игра материалом. Выполнение заданий в рабочей тетради: «Назови и подпиши», «Соображал-ки: что сначала, что потом» | Отчет групп, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
12 | Человек и домашние жи- (повторение, систематизация и обобщение знаний, закрепление умений; урок-конференция) | Домашние (уход, кормление, прогулка) | Регулятивные: планирование – выполнять задания в соответствии с целью. Познавательные: информацион- Коммуникативные: инициативное сотрудничество – сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий Личностные: нравственно-этическая ориентация – выражают эмоционально- | Речевая разминка Решение проблемной ситуации «Кого материалом). Выполнение заданий в рабочей тетради: | Творческое задание «Рассказ Презентация «Домашние животные»: http://semenova. ktochtodaet.ppt | Индивидуальные сообщения | |
Родная природа | |||||||
13 | «Октябрь уж наступил…» | Лес (парк) Листопад | Регулятивные: планирование – выполнять задания в соответствии с целью. | Проведение наблюдений: какие изменения произошли в парке | Экскурсия | Индивидуальные сообщения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
(форми- новых | почти закон- Перелетные птицы (кроме водоплавающих) уже улетели в теплые страны. Животные укрылись в своих зимних жилищах | Познавательные: информационные – осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос; предметные – уточнить и обобщить представления о наиболее характерных признаках, по которым человек узнает о наступлении осени; установить зависимости между изменениями в неживой и живой природе; общеучебные – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии Коммуникативные: управление Личностные: самоопределение – демонстрируют готовность и способность | (лесу); закончился ли листопад, какого цвета небо, каких птиц можно встретить | ||||
14 | Птицы (закрепле- | В октябре | Регулятивные: планирование – отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; целеполагание – пре- | Речевая разминка | Задание | Индивидуальные сообщения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ние и совершенствование знаний; урок- | трясогузки. На водоемах еще можно встретить ле- «Почему одни птицы уле- остаются?» | образовывать практическую задачу в познавательную, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; предметные – наблюдать явления наступившей осени, объяснять понятия: «оседлые птицы», «перелетные птицы»; логические – уточнять характерные признаки, по которым можно узнать о наступлении осени. Коммуникативные: управление коммуникацией – аргументировать свою позицию и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют любовь к животным и чувство ответственности | чтобы ее можно было узнать». Решение проблемной задачи «Почему одни птицы улетают на юг, а другие – остаются?». Работа с иллюстративным материалом и текстом учебника Выполнение задания в рабочей тетради: «Раскрась кружочки около тех птиц, | по итогам наблю- | |||
15 | Явления природы (формирование | Все, что происходит вокруг нас в природе гроза и др.), – явления при- | Регулятивные: целеполагание – Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения | Речевая разминка«Спрашивай – Работа с иллюстра- | Самостоятельная работа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
видения; урок-мультимедиа) | роды. Они Листопад, снегопад, таяние снега, ледоход | задач; предметные – уточнять знания Коммуникативные: взаимодейст- Личностные: самоопределение – выражают внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности | ностей разных явлений природы. Дифференцированная работа: чтение рассказа К. Ушинского «Солнце и радуга». Выполнение задания в рабочей тетради: «Нарисуй явления | ||||
Ты – первоклассник | |||||||
16 | Где ты (форми- | Мы живем | Регулятивные: оценка – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Познавательные: общеучебные – важность культурного смысла понятия «земляки»; логические – образовать | Речевая разминка Работа с иллюстра- Игра «Имя улицы» Обсуждение выпол- | Фронтальная устная проверка |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
расположены знаки дорожного движения | лические – представлять модель позитив- Коммуникативные:взаимодейст- Личностные: самоопределение – | щение, рефлексия – оценка работы клас- | |||||
17 | Правила поведения на дорогах знаний на прак- | Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках, пра- вила пользования транспортом. Дорожные знаки. Домашний адрес. Безопасная дорога | Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме; целеполагание – принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: логические – анализировать путь от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения; различатьдорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; общеучебные – воспроизводитьдомашний адрес, Правила дорожного движения и пользования транспортом. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – реализовыватьв процессе парной работы правила совместной деятельности; взаимодейст- | Обсуждение ситуа- «Улица города». Игра с пазлами Соблюдение правил поведения на дорогах и улицах, во дворах Выполнение заданий в рабочей тетради: «Раскрась знаки | Устный опрос |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
от дома | вие – обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Личностные: самоопределение – осознают ответственность человека за общее благополучие | ния», «Расскажи, какие ошибки допускают дети», обобщение, рефлексия – оценка лом, своей деятельности каждым учеником | |||||
Мы и вещи | |||||||
18 | Ты и вещи (по- | Кто делает Понятия-анто- нимы: «акку- | Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки контроль и самоконтроль – различать Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные – уточнять и обогащать представления первоклассников о раз- Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договари- | Речевая разминка «Спрашивай – Игра на классификацию «К чему относятся эти предметы?». Беседа по стихотворению К. Чуковского «Федорино горе» Дидактическая игра «Я – аккуратный». Выполнение задания в рабочей тетради: «Соображалки: | Презента- | Индиви- дуальный устный опрос |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ный (небережливый)» | Личностные: нравственно-этическая ориентация – соблюдают правила бережного отношения к вещам и предметам, | ||||||
19 | Кто работает (формирование новых знаний; экскурсия) | Профессии людей, которые | Регулятивные: целеполагание – Познавательные: общеучебные – из рисунков. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к само- | Рассказывание о людях, которые работают ночью: что они Ролевая игра «Я работаю ночью». Обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником | Составление рас- | Индивидуальные сообщения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
развитию; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности | |||||||
Ты и твое здоровье | |||||||
20 | Что такое здоровье. Твои (форми- | Забота о своем здоровье Как человек воспринимает мир с помощью органов чувств. Правила охраны | Регулятивные: планирование и контроль – планировать и контролировать свои действия, соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища. Познавательные: общеучебные – представление об органах чувств, их роли в жизни человека. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения комму- Личностные: самоопределение – | Речевая разминка определенного цвета». Рассказ учителя Дидактическая игра: «Угадай предмет Беседа об органах чувств и их охране. Упражнения: демонстрация правильной позы при чтении, просмотре телевизора, Выполнение заданий в рабочей тетради | Устный опрос |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
вание – понимают чувства других людей и сопереживают им | |||||||
21 | Правила гигиены (форми- новых знаний; инсцени- рование) | Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: «чистоплотный – нечистоплотный грязнуля)» | Регулятивные: планирование – пла- Познавательные: общеучебные – Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач; управление коммуника- Личностные: самоопределение – | Речевая разминка гигиены». Обсуждение: зачем нужны эти предметы, какие правила гигиены они помогают выполнять. Работа с текстами Обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником | Презента- | Индивидуальные сообщения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
поведения; смыслообразование – осу-ществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности | |||||||
Ты – первоклассник | |||||||
22 | О режиме дня (формирование новых знаний; урок- медиа) | Что такое режим дня и зачем он нужен? Определение времени по часам как условие правильной организации труда Понятия- | Регулятивные: контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные – определять время Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договари- Личностные: самоопределение – | Речевая разминка«Мой режим дня». Сравнение понятий «здоровье – болезнь». Обсуждение статьи учебника (с. 61). Составление Упражнения с часами: «Определи время Дидактическая Выполнение задания в рабочей тетради: игра «Разыграем | Отчет групп, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
23 | Урок в спортивном зале. Будем | Будем развивать силу, Физическая культура. Правила | Регулятивные: осуществление Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс Коммуникативные: инициативное сотрудничество – предлагать помощь Личностные: самоопределение – | Речевая разминка «Продолжи пред- Игры-соревнования Работа с иллюстра- | Тестовые задания | ||
Родная природа | |||||||
24 | Ноябрь – зиме родной брат | Изменения | Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос; проговаривать вслух последовательность производимых | Экскурсия в парк. Речевая разминка «Закончи (допиши) предложение». Беседа «Ноябрь – зазимок», | Составление рассказа о периоде осени: | Самостоя- тельная работа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
новых | признаки ненастной погоды, завершение листопада, исчезновение насекомых, | действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Познавательные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу Коммуникативные: взаимодейст- Личностные: самоопределение – | сравнение послед- Рассказ учителя о том, как человек готовится к зиме. Выполнение заданий в рабочей тетради: «Объясни, как ты (трудное задание), «Придумай названия к картинкам» | осень», «Пред- «Середина осени» | |||
25 | Дикие животные | Где живут дикие звери? Жизнь диких животных | Регулятивные: осуществление учебных действий – организовывать рабочее место под руководством учителя; оценка – выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить. | Речевая разминка | Ролевая игра «Рас- | Тестовые задания |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
шенствование | осенью. Различение по внешним характеристикам. Названия животных и их детенышей. Чтение дополнительных текстов о диких | Познавательные: общеучебные – Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам; взаимодействие – строить высказывание. Личностные: нравственно-этическая ориентация – выражают позитивное | для любознательных: «О чем я хочу Дидактическая игра-классификация: Выполнение задания в рабочей тетради: | ||||
26 | Звери – млекопи- (повторительно-обобщаю- щий;урок-игра) | Звери – меньшие «братья» Характерные особенности зверей – млекопитающих: кормление личные представители этого класса: медведь, заяц, лиса, летучая | Регулятивные: целеполагание – Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные – знакомиться с представителями млекопитающих; логические – выделять общие признаки, сравнивать, Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, | Речевая разминка «Опиши животное». Объяснение понятия «млекопитающие животные». Работа с текстами Определение особенностей (внешний Классификация | Индивидуальные сообщения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
мышь, дель- животные | учебного сотрудничества – задавать Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения | животные». Выполнение задания в рабочей тетради: «Про каких зверей так говорят?», обсуждение, каких животных можно встретить поздней осенью в лесу | |||||
27 | Что мы знаем о птицах и совершенствование знаний; викторина) | Классификация птиц | Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: общеучебные – Коммуникативные: управление окружающих. Личностные: самоопределение – к саморазвитию | Речевая разминка Ролевая игра «Расскажу вам о себе». Распределение птиц на группы: перелетные и оседлые. Наблюдение за пове- Чтение и обсуждение рассказов «Снегири» Определение домашних и диких птиц в учебнике (с. 75) | Рассказывание «О чем могут трещать сороки» | Тестовые задания, взаимо- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Родная страна | |||||||
28 | Родной край (закрепление и совершенст- вование знаний; экскурсия) | Характерные особенности разных насе- | Регулятивные: оценка – оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия с поставленной задачей. Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме; предметные – уточнять знания о том, что такое город, село, какие объекты есть в каждом из них, чем похожи и чем различаются эти населенные пункты специфика городского и сельского труда; учреждения, общие для обоих и др.). Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать Личностные: самоопределение – осознают свою этническую принадлежность | Речевая разминка Беседа «Край, в котором мы живем, – наша Родина». Чтение стихотворения на вопросы. Выполнение заданий в рабочей тетради: «Узнай объект (учреждение) по вывеске», | Творческий рассказ | Индивидуальные сообщения | |
29 | Дом, в котором ты живешь | Описание зданий разных функциональных значений: учреждение, | Регулятивные: контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным | Речевая разминка «Закончи предложение: На флаге России три полосы…». Работа с иллюстра- | Творческое задание | Устный опрос |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
знаний на прак-тике; урок-игра) | жилой дом городского Рассказывание о квартире Понятия | Познавательные: прогнозирование – предвосхищать результат; оценка – выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; предметные – иметь представления о разнообразии построек домов, их особенностях, характеризовать удобства, которые есть в квартире. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию, ответственность за общее благополучие; смыслообразование – выполняют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности | тивным материалом учебника (с. 80–81). Беседа «О чем рассказывают вывески?» Выполнение задания по учебнику «Эти разные, разные двери» Выполнение заданий в рабочей тетради: «Отметь флаг России», «Соображалки: нарисуй тропинки», составление рассказа «Дом, в котором мне хотелось бы жить» | ||||
30 | Зачем трудятся новых знаний; экскурсия) | Зачем люди Развитие речи: составление описательного рассказа. Объяснение | Регулятивные: осуществление учебных действий – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне. Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и решать проблемы; предметные – иметь представления о профессиях, понимать значения труда в жизни людей; информационные – осуществ- | Речевая разминка«Спрашивай – Чтение и анализ рассказа «Для чего руки нужны?» Е. Пермяка. Рассказы детей «Как я тружусь дома?». Выполнение заданий в рабочей тетради: | Экскурсияв школьную библиотеку. Презента- | Индивидуальные сообщения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
слов «Слава честному | лять поиск и выделять необходимую информацию из рисунков, текстов. Коммуникативные: взаимодейст- Личностные: смыслообразование – | «Узнай по рисункам профессию», «Разгадай кроссворд» | read95.html | ||||
Родная страна | |||||||
31 | «В декабре, в де- (формирование новых знаний; урок-сказка) | Сезонные | Регулятивные: планирование – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. Познавательные: общеучебные – Коммуникативные: взаимодейст- Личностные: самоопределение – | Речевая разминка: Беседа «Народные | Фронтальная устная проверка |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
самооценку на основе критериев успеш- | поговорку», «Найди одинаковые варежки», «Оцени свою работу» | ||||||
32 | Экскурсия в зимний лес (парк) (форми- новых знаний; экскурсия) | Развитие речи: составление описания | Регулятивные: осуществление Познавательные: общеучебные – Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять Личностные: нравственно-этическая ориентация – выражают свое позитивное отношение к живой и неживой природе | Экскурсия в парк. Обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником | Фрон- | ||
33 | Какой (приме- знаний на прак- | Вода – вещество. Свойства бесцветность. Вода – раство- | Регулятивные: планирование – Познавательные: общеучебные – | Речевая разминка: игра «Да – нет». Практическая работа «Опыты с водой: Рассказывание | Устный опрос |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
тике; | ритель; различные состояния воды (пар, град, туман, иней, роса, Понятия: «вещество» | «вещество», «состояние воды», «раствор»; определять свойства воды опытным Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять познава- Личностные: самоопределение – | «Зачем нужна вода». Ответ на вопрос: Выполнение заданий в рабочей тетради: «Значение воды», | ||||
Ты – первоклассник | |||||||
34 | О дружбе (форми- нового проблем- | Кого называ- композитор | Регулятивные: планирование – вы- Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; предметные – знать и объяснять понятия «друг», «дружба»; уметь оценивать поступки людей. Коммуникативные: взаимодейст- | Речевая разминка «Расскажи о своем Беседа с использова- (с. 91). Выполнение заданий в рабочей тетради: «Настроение», игра «Кто чей друг» | Самостоя- тельная работа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность | |||||||
35 | Идем (закрепление и совершенст- вование знаний; инсценирование) | Правила поведения в гостях. День рождения. Объяснение понятия «дорогой подарок». Как выбирать подарок. Развитие письменной речи: письмо другу | Регулятивные: планирование – запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; контроль и самоконтроль – выбирать средства для организации своего поведения. Познавательные: общеучебные – предметные – уметь вести себя в гостях, правильно принимать гостей, выбирать Коммуникативные: взаимодействие – строить понятные для партнера выска- Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют уважительное отношение к иному мнению | Речевая разминка «Идем в гости». Обсуждение вообра- «Подарок». Упражнение «Письмо заболевшему другу». Выполнение задания в рабочей тетради: «Нарисуй иллюстрацию» | Индивидуальные сообщения | ||
36 | С наступающим годом! (повторение, сис- | Новый год. Чудеса. Праздник, новогодние игрушки. Речевое творчество: состав- | Регулятивные: осуществление Познавательные: общеучебные – | Речевая разминка «Сказка о старых Выполнение заданий в рабочей тетради: «Найди двух одина- | Устное сочинение «Но- вогодняя сказка» | Тестовые задания |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
темати- | ление устного рассказа | метные – знакомиться с историей празд- Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договари- Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют уважительное отношение к культуре других народов | ковых Дедов Морозов», «Укрась» елку игрушками», «Соображалки: покажи Деду Морозу дорогу Обсуждение сценария классного праздника на Новый год | ||||
Родная природа | |||||||
37 | Январь – году начало, зиме – середина новых знаний; экскурсия) | Изменения Определение деревьев по силуэту. Понятия: «лиственные», «хвойные | Регулятивные: целеполагание – удерживатьцель деятельности до получения ее результата; оценка – анализировать Познавательные: общеучебные – | Речевая разминка Наблюдение из окна: снежная ли зима материалом в учебнике (с. 4–6). Выполнение заданий в рабо- | Экскурсия | Отчет групп, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
веточкой сирени, поставленной в воду, – запись наблю- | Коммуникативные: взаимодейст- Личностные: самоопределение – к саморазвитию, осознают ответственность человека за общее благополучие; смыслообразование – осуществляют само-оценку на основе критериев успешности учебной деятельности | чей тетради: «Соображалки: узнай дерево по его ветке», «Дополни предложения», Проведение наблюдения за срезанной веточкой сирени, поставленной в воду, – запись наблюдений | |||||
38 | Хвойные деревья (приме- знаний на прак- практи- | Хвойные отличия от лиственных. Ель, сосна, кедр и др. – | Регулятивные: планирование – Познавательные: логические – выделять особенности хвойных деревьев, находить отличия хвойных деревьев от лиственных; общеучебные – объяснять понятие «вечнозеленые деревья», знакомиться с хвойным деревом, которое сбрасывает на зиму листву (сибирская лиственница). | Речевая разминка «Объясни, почему Работа с текстом Выполнение заданий | Индивидуальные сообщения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
сывают на зиму листву | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру | в рабочей тетради: | |||||
39 | Жизнь птиц (форми- знаний; инсцени- | Птицы в зимнем лесу: мость питания птицы от строения клюва. Составление ответа на вопрос, основанный на наблюдении: каких птиц можно встретить зимой. Рассказывание о внеш- нем виде птиц, повадках, | Регулятивные: планирование – ствие после его завершения на основе саморегуляция – осуществлять стабилизацию эмоционального состояния для решения различных задач. Познавательные: общеучебные – | Речевая разминка «Кто чем питается». Беседа «Каких птиц можно встретить Чтение текста Беседа с иллюстра- Работа с рубрикой Выполнение заданий в рабочей тетради: «Кроссворд «Неле- | Творческое задание | Устный опрос |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Птицы хищные и растительноядные. Чтение текстов учебника | птиц, устанавливать зависимость способа питания птицы от строения клюва. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять Личностные: самоопределение – к иному мнению | «Опиши птицу Обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником | |||||
Родная страна | |||||||
40 | Наша (форми- новых | Наша страна – Россия, Федерация. Москва – России: гимн, флаг, герб | Регулятивные: целеполагание – переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную; планирование – понимать Познавательные: общеучебные – | Речевая разминка Рассказ учителя о гимне России. Знакомство со столицей России (с использованием иллюстративного материала), чтение текста в учебнике | Самостоя- тельная работа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – предлагать помощь Личностные: нравственно-этическая ориентация – осознают гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества | |||||||
41 | Богата (формирование новых знаний; урок-мульти- медиа) | Разнообразие и богатство природы России: леса, | Регулятивные: прогнозирование – предвосхищать результат; оценка – владеть способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать пред- Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строить сооб- Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать свое | Речевая разминка «Что такое природа». Путешествие по рисунку-карте России. Рассказ учителя Сообщения детей Беседа «Цветы Выполнение заданий в рабочей тетради: спрятался», «Соображалки: по какой | Индивидуальные сообщения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения | |||||||
42 | Мы – россияне щий; ференция) | Россия – страна многона- Особенности народа: язык, искусство, | Регулятивные: планирование – в сотрудничестве с учителем. Познавательные: общеучебные – Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; взаимодействие – оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. Личностные: самоопределение – осознают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России | Речевая разминка «Спрашивай – Чтение рассказа Ролевая игра «Магазин «Российский Выполнение заданий в рабочей тетради: «Сравни гербы» | Тестовые задания, взаимо- | ||
43 | Народная сказка (формирование новых знаний; ин- | Прикладное искусство на- родов России: сравнение, различия, общие черты. Худо- | Регулятивные: оценка – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс | Речевая разминка«Опиши игрушку». Задания «Узнай сказку», «Сравним народные сказки». Выполнение заданий | Устный опрос |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
сцениро- | жественные промыслы разных народов России. Рас- «Как мастер | уметь объяснять понятие «прикладное искусство», составлять рассказы о народных промыслах народов России; сравнивать разные виды искусства. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения комму- Личностные: смыслообразование – осознают целостный, социально ориен- | в рабочей тетради: (с. 54), «Раскрась животных, которых | ||||
Родная природа | |||||||
44 | Февраль – месяц (форми- новых знаний; экскурсия) | Февраль – Снега много, стоят морозы. Февраль – месяц метелей и ветров. В лесу идет своя жизнь | Регулятивные: планирование – пла- Познавательные: общеучебные – третьего месяца зимы, с изменениями, которые происходят в этот период, объяс- | Речевая разминка «Назови по порядку». Ролевая игра «Лесные картинки». Чтение и обсуждение текстов и иллюстраций в учебнике Выполнение заданий в рабочей тетради: «Соображалки: срав- | Самостоя- тельная работа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
нять понятия: «метель», «вьюга», «пурга», «оттепель». Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять Личностные: самоопределение – проявляют заботливое отношение к птицам | ни рисунки и найди различия», «Дневник наблюдений» | ||||||
45 | Звери – млекопи- (закрепление и совершенст- вование знаний; урок- медиа) | Звери имеют волосяной жизни. Среди зверей есть ядные | Регулятивные: планирование – Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения растительноядные, хищные, всеядные). Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Личностные: самоопределение – | Речевая разминка «Сочиним рассказ». Беседа с иллюстративным материалом Выполнение заданий в рабочей тетради: | Индивидуальные сообщения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
46 | Наш уголок при- Животные и растения (применение знаний на практи- | Уголок природы – место | Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме. Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме; предметные – знакомиться с жи- Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении функций и ролей Личностные: самоопределение – за общее благополучие | Речевая разминка Наблюдения за обитателями живого уголка: аквариумными рыбками, животными. Составление рассказов о животных. Работа с учебником: чтение текстов и ответы на вопросы Выполнение заданий в рабочей тетради: «Соображалки: кто Обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником | Индивидуальные (анализ) | ||
Родная страна | |||||||
47 | Мы – (форми- нового | Граждане | Регулятивные: целеполагание – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос. Познавательные: общеучебные – | Речевая разминка «Спрашивай – Рассказ учителя | Самостоя- тельная работа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
проблем- медиа) | нять свои обязанности. Рассуждение на тему «Для | в соответствии с содержанием учебного предмета; предметные – знать и объяснять понятия: «права», «обязанности», Коммуникативные: управление окружающих. Личностные: самоопределение – в форме осознания «Я» как гражданина России, проявляют чувства сопричастности и гордости за свою Родину | Работа с текстом Выполнение заданий в рабочей тетради: гражданина России, раскрашивание рисунка, задание «Закончи предложение», «Оцени свою работу» | ||||
48 | О правилах по- ведения ний на практике; инсцени- | Развитие | Регулятивные: планирование – Познавательные: общеучебные – Коммуникативные: взаимодейст- | Обсуждение стихотворения С. Маршака «Кот и лодыри» «Для чего нужно учиться?». Речевая разминка «Разговор по теле- воображаемых ситуаций | Устный опрос |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Личностные: самоопределение – осознают и применяют социальные нормы поведения | |||||||
49 | 23 февраля – День защитника Оте- (форми- новых знаний; инсцени- | Как можно встретить праздник «День защит- и близким | Регулятивные: планирование – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс Коммуникативные: инициативное сотрудничество – задавать вопросы, Личностные: смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности | Речевая разминка «Поздравляем с праздником». Презентация «Моя семья», устные сообщения детей Выполнение заданий в рабочей тетради: раскрашивание рисунка, задание «Закончи предложение», «Оцени свою работу» | Фрон- | ||
50 | 8 Марта – праздник всех | Как можно встретить праздник «8 Марта» | Регулятивные: планирование – осуществлять действие по образцу и заданному правилу; коррекция – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. | Речевая разминка «Поздравляем Выполнение заданий в рабочей тетради: | Отчет групп |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ление | как проявить внимание | Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения собственной деятельности. Личностные: смыслообразование – | практическая работа: рисование поздравительной открытки, задание «Соображалки: найди отличия» | ||||
Родная природа | |||||||
51 | Март – | Изменения в жизни Характеристика марта: на- ние месяца – «капельник»; появление таяние снега | Регулятивные: контроль и само- Познавательные: общеучебные – осуществлять рефлексию способов и условий действий; предметные – рассказывать | Речевая разминка Наблюдения за весенними изменениями Выполнение заданий в рабочей тетради: «Объясни», «Помоги пчеле», «Нарисуй дорожки» | Экскурсия | Фрон- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Коммуникативные: управление Личностные: смыслообразование – осознают значение учебной деятельности | |||||||
52 | Птичьи разговоры (закрепление и совершенствование знаний; урок-мультимедиа) | Жизнь птиц весной: прилет, гнездование, птичьи «разговоры». Прави- ла отношения к птичьим | Регулятивные: планирование – Познавательные: общеучебные – Коммуникативные: взаимодейст- Личностные: самоопределение – | Речевая разминка «Узнай птицу Обсуждение текста «Птичьи разговоры» Практическая работа: «Жаворонки» (учебник, с. 149–150). Рассматривание | Презента- www.ikt. oblcit.ru/ 38/kruger/ urok.html | Взаимо- | |
Ты и здоровье | |||||||
53 | Если хочешь | Для того чтобы быть здоровым, нужно | Регулятивные: контроль и само- | Речевая разминка«Спрашивай – | Презента- | Самостоя- тельная работа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
здоров, закаляйся! (приме- знаний на прак- тике; урок-игра) | правильно ни проводить на свежем воздухе, закаляться. Занятие спортом тоже закаляет чело- | по результату и по способу действия, Познавательные: общеучебные – Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении функций и ролей Личностные: самоопределение – проявляют готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения | Беседа с иллюстра- Дидактическая игра: «Какие виды спорта мы знаем?». Объяснение смысла слов песни «Нам Выполнение заданий в рабочей тетради | есть много овощей http://www. kinder gorod.ru/ prezentacii2.html | |||
54 | Здоровая пища (форми- нового проблем- | Какая пища организма. Продукты на ужин | Регулятивные: планирование – вы- Познавательные: общеучебные – Коммуникативные: взаимодейст- | Речевая разминка «Спрашивай – Анализ воображаемых ситуаций «Кто правильно питается». Коллективная изобразительная деятельность – подготовка плаката: «Будем пи- | Тестовые задания |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Личностные: самоопределение – | Самооценка работы | ||||||
55 | Какое бывает настроение (форми- новых знаний; инсцени- | От чего зависит настроение человека. Каким оно бывает. Что нужно делать для того, чтобы настроение | Регулятивные: целеполагание – ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем; планирование – планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; коррекция – адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать свои действия на уровне ретрооценки, вносить коррективы в действия. Познавательные: общеучебные – Коммуникативные: управление Личностные: самоопределение – осознают ответственность человека за общее благополучие; нравственно-этическая | Речевая разминка Работа с иллюстративным материалом учебника (с. 65). Выполнение заданий в рабочей тетради: упражнение «Раскрась круги настроения», рассказывание истории о том, что случилось (обрадовался, Обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником | Самостоя- тельная работа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Родная природа | |||||||
56 | Апрель – водолей новых знаний; экскурсия) | Сезонные | Регулятивные: целеполагание – Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс Коммуникативные: управление Личностные: самоопределение – | Речевая разминка «Сочиним потешку». Работа с иллюстративным материалом учебника (с. 66). Составление рассказов о весенних изменениях в природе на основе наблюдений. Чтение текстов учеб- Обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником | Экскурсия | Индиви- | |
57 | Экскур-сия в весенний лес (парк) (закреп- | Наблюдения | Регулятивные: контроль и само- способа решения. Познавательные: общеучебные – | Составление рассказов о весенних изменениях в природе на основе наблюдений. Обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей | Индивидуальные сообщения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
шенствование | первоцветы, трава | предметные – наблюдать за весенними изменениями в природе: растения, жи- Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Личностные: самоопределение – | деятельности каждым учеником | ||||
58 | Жизнь насекомых весной (повто- | Календарь насекомых Их разнообразие. Развитие речи: описание насекомых | Регулятивные: осуществление Познавательные: общеучебные – Коммуникативные: планированиеучебного сотрудничества – задавать | Речевая разминка «Кто знает больше Наблюдение за развитием личинки комара. Работа с текстом учебника «Весенние картинки» (с. 68–69). Рассуждение «Как узнать насекомое». Рассматривание Выполнение заданий в рабочей тетради: «Нарисуй разных | Самостоя- тельная работа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Личностные: самоопределение – проявляют положительное отношение к школе; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности; нравственно-этическая ориентация – выражают эмоционально-нравственную отзывчивость | сколько ног», «На- рисуй дорожки», «Сравни», «Подпиши рисунок-схему», | ||||||
59 | Весенние работы систематизация и обобщение знаний, закрепление умений; практикум) | Весной на полях, огородах, в садах и цветниках начинаются весенние работы: убирают прошлогоднюю листву, | Регулятивные: планирование – учи- Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме; предметные – знакомиться с ве- в садах, цветниках: уборка прошлогодней листвы, побелка деревьев, посадка овощей, разбивка цветников и подготовка Коммуникативные: взаимодейст- Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют навыки сотруд- | Речевая разминка Практическая работа «Огород на окне»; «Цветник нашего Работа с текстом учебника «Весна на полях» (с. 73), пересказ. Задание «Соображалки: из чего делают хлеб». Чтение рассказа В. Сухомлинского «Моя мама пахнет профессии?» | Экскурсия | Индивидуальное сообщение по итогам целенаправленного наблю- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Родная страна | |||||||
60 | Кто ра- на транспорте (форми- новых знаний; урок- | Сходство ботающий на бензине грузовой, Профессии: | Регулятивные: осуществление учебных действий – ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, в соответствии с поставленной целью. Познавательные: общеучебные – (воздушный, водный, наземный, пассажирский, личный); различать электрический транспорт от транспорта, работающего на топливе (бензине, керосине), грузовой от легкового. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения комму- взаимодействие – строить понятные Личностные: смыслообразование – осознают значение учебной деятель- | Речевая разминка «Спрашивай – Создание плаката «Транспорт». Работа с иллюстра- Выбор транспорта для поездки на отдых. Профессии людей, Гужевой транспорт. Выполнение заданий в рабочей тетради: | Презента- вести себя www.kinder gorod.ru/ prezentacii.html | Отчет групп, | |
61 | День космонавти- | Россия – страна, которая | Регулятивные: целеполагание – ставить новые учебные задачи в сотрудни- | Речевая разминка «Расскажу вам | Сообщения учащихся | Индивидуальный |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ки (фор- видения; урок- медиа) | открыла миру космос. Первый спутник Земли, первый космонавт, полеты в космос, первая женщина-космонавт | честве с учителем; прогнозирование – результата поставленной цели. Познавательные: знать понятия Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договари- Личностные: самоопределение – за свой народ, историю | о космонавтах». Беседа «Как все начиналось». Работа с учебником: чтение рассказа Обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником | о космо- | устный опрос | ||
Диагностическая работа по теме «Родная страна». Цель: выявить базовые знания и степень усвоения знаний по теме, умение строить речевые высказывания в устной форме. Форма контроля: лист наблюдений | |||||||
Родная природа | |||||||
62 | Май весну завер- | «Май весну завершает, лето начинает» – в народе. | Регулятивные: планирование – при- | Речевая разминка «Вспомним месяцы Беседа с иллюстра- | Экскурсии в парк. Сочинение по картинкам сказки | Индивидуальные сообщения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
(форми- новых знаний; экскурсия) | Изменения в природе (фруктовых деревьев, кустарников и трав). Лесные кар- тинки | Познавательные: общеучебные – решения задач; предметные – наблюдать за изменениями в природе, происходящими в конце весны – начале лета; уточнять состояние деревьев, время цветения разных растений (фруктовых деревьев, кустарников, трав), описывать изученные природные явления, называть существенные признаки; информационные – осуществлять поиск и выделение необходимой информации из текста, рисунков, таблиц. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; управление коммуникацией – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Личностные: самоопределение – | «Повсюду цветущие Чтение текстов учеб- Выполнение заданий в рабочей тетради: летящих направо», «Впиши названия Объяснение смысла поговорки | «Как бабочка нектар искала» | |||
63 | Жизнь земноводных весной (закреп- | Лягушки и жабы – земноводные: общие | Регулятивные: целеполагание – | Речевая разминка «Объясним свой ответ». Чтение текста (учебник, с. 84), сравнение | Тестовые задания, взаимо- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
и совершенст- вование знаний; урок-игра) | земноводных весной. Развитие лягушки. Понятия «земноводные», | нужно усвоить, определять качество Познавательные: общеучебные – личия лягушки и жабы; наблюдать за жизнью земноводных весной, за развитием Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять цели, функции участников, способы взаимодействия; управление коммуникацией – оказывать в сотрудничестве взаимо- Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности | лягушки и жабы. Придумывание заголовка к тексту. Рассматривание и обсуждение схемы «Развитие лягушки». Выполнение заданий в рабочей тетради: «Что сначала, что | ||||
64 | Живот- существо (повто- | Обобщение | Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, ориентироваться в тетради и учебнике. | Речевая разминка Работа с иллюстра- | Фронтальная устная проверка |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
рение, систематизация | (существует) – дышит, питается, передвигается, спит, строит жилище, дает потомство | Познавательные: общеучебные – Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – ставить Личностные: самоопределение – | (с. 85–86). Ответ на вопрос: Составление плаката «Что умеют животные». Выполнение (по способу пита- | ||||
Диагностическая работа по теме «Родная природа». Цель: выявить базовые знания и степень усвоения знаний по теме, умение строить речевые высказывания в устной форме. Форма контроля: лист наблюдений |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
РЕФЛЕКСИВНАЯ ФАЗА УЧЕБНОГО ГОДА Цель: соотнесение полученного результата с задачами, поставленными на начало учебного года. Задачи: определить количественный и качественный прирост (дельту) в знаниях и способностях учащихся по отношению к началу учебного года; демонстрировать возможности переносить (использовать) известные способы действий из учебных предметов в квазиреальную (модельную) ситуацию, взаимодействуя в малой одновозрастной группе; предъявлять личные достижения ученика классу, учителю, родителям, предъявлять достижения класса как общности (родителям, школьному сообществу). Этапы организации образовательного процесса: 1-й этап – подготовка и проведение итоговых проверочных работ. Анализ и обсуждение их результатов; 2-й этап – проведение межпредметного (разновозрастного) образовательного модуля в форме проектной задачи; 3-й этап – подготовка и демонстрация (презентация) личных достижений учащихся за год | |||||||
Родная природа | |||||||
65 | Природе нужны все! (закреп- и совершенствование знаний; урок-отчет) | Природа – | Регулятивные: планирование – Познавательные: общеучебные – | Игра «Животные, «Соображалки: кого не хватает», «Установи последовательность», «Отметь домашних животных», «Найди ошибку «Соображалки: чьи это ноги» | Сочинение рассказа «Как семья лесника олененка» | Отчет групп |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения комму- Личностные: самоопределение – | |||||||
Ты – первоклассник | |||||||
66 | Ты – (повто- систематизация | Правила поведения на дороге. Пешеходный переход. Ролевая игра «Я – регули- Дорожные знаки: подземный переход, велосипедное движение разрешено, велосипедная дорожка, проход запре- | Регулятивные: контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения для решения познавательной задачи; | Речевая разминка (не любишь) лето?» Выполнение заданий в рабочей тетради: (с. 88); «Части дороги», «Выбери соот- ветствующий дорожный знак», расска- | Проверь Презента- | Тестовые задания, |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
щен, проход порта | дов; соблюдать нормы безопасного и на улицах города; логические – строить рассуждения. Коммуникативные: управление монологическое высказывание. Личностные: самоопределение – демонстрируют самостоятельную и личную ответственность за свои поступки, уста- |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...