Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру разработана по программе развивающего обучения Л.В.Занкова в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_3_klass.doc | 266 КБ |
okruzhayushchiy_mir_3_klass.docx | 35.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся | Виды контроля | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Материально-техническое обеспечение урока | Дата проведения | |||
Познавательные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||
По плану | Факт. | |||||||||||
Природные условия земли (11 ч.) | ||||||||||||
1.1 | Приглашение к путешествию Часть I, с. 3–5, РТ № 1–5 | 1 | Повторение пройденного | Характеристика структуры книги (учебника). Моделирование ситуации (путешествие по родному краю). Формулирование выводов из наблюдений в природе. Анализ рисунков учебника,соотнесение различных событий со временем и местом. Работа с понятиями: стороны света, времена года, дни недели, год | тек | Осуществлять поиск нужного материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем. Знать: - расположение на глобусе, карте. Уметь: - показывать материки, океаны на глобусе, карте. | Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью | Ориентация на принятие «хорошего ученика», интерес к познанию окружающего мира | С.3-4, отвечать на вопросы, | икт | ||
1.2 | 2 (2). Карты. С. 6–7. б) № 1, 6, 8 | 1 | Сообщение новых знаний. | Практическая работа: определение видов карт, различение и использование условных обозначений карт, извле_ чение информации из карты ответы на вопросы учителя). Определение основных и промежуточных географических направлений. Знакомство с правилами нанесения условных обозначений на контурные карты | тек | Осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире. Уметь: - определять крупный и мелкий масштаб. | Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образными (рисунками, картой, таблицей, схемой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками | Ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи | а) № 2 с. 7; б) № 3–5. Проводить наблюдения за погодой | икт | ||
1.3 | Что такое погода. С. 8–11. б) № 12 | 1 | Комбиниров | Практическая работа: вы_ деление основных показателей погоды, ее компонентов; фиксация наблюдаемых в природе явлений; соотнесение условных знаков с показателями погоды. Описание погодных явлений исходя из своих наблюдений. Рассуждение о взаимосвязях погодных условий и живой природы. Установление причинно_ следственных связей между изменениями в литосфере, гидросфере, атмосфере | тек | Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме Уметь: - определять место событий на ленте времени. | Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | а) № 1 с. 9; б) № 10, 11. Подобрать в дополни_ тельной литературе народные приметы погоды | икт | ||
1.4 | Народные приметы погоды с. 12–15 РТ № 16 | 1 | Закрепление изученного | Определение признаков хорошей и плохой погоды. Установление связи между изменениями в живой природе и погодными условиями. Выдвижение предположений на основе наблюдений. Представление результатов своей творческой работы | тек | Проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям. Использовать знания в повседневной жизни: определение погоды (облачность, осадки, ветер), прогнозирование | Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью | Понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром | а) № 1 с. 13; б) № 14. Оформить альбом «Народные приметы погоды» | икт | ||
1.5 | Климат с. 16–18 РТ № 15, 18 | 1 | Комбиниров. | Различение характерных признаков сезонов года. Сравнение показателей погоды с показателями климата. Сравнение карты климатических поясов с картой тепловых поясов. Объяснение причин неравномерного распределения тепла и влаги на земном шаре. Анализ тематических карт, таблиц, рисунков, представленных в учебнике | тек | Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Уметь: - делать выводы, вести наблюдения. | Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения | Интерес к познанию окружающего мира | а) № 4 с. 14; б) № 16 | икт | ||
1.6 | Пред_ ставление о климати_ ческих поясах. С. 15–18 | 1 | . Комбиниров. | Знакомство с климатическими поясами. Нахождение климатических поясов на карте и обозначение их на контурной карте. Работа с текстом по выявлению причин, влияющих на разнообразие климатических поясов. | тек | Осуществлять поиск нужного материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем. | Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесбере-гающего поведения | № 1, 2, 3 с. 18; б) № 17 | икт | ||
1.7 | Почва (практическая работа). Состав почвы с. 18-20 | 1 | Лабораторная Комбиниров | Практическая работа: проведение опытов по определению состава и свойств почвы. Знакомство с техникой безопасности при выполнении опытов, инструкцией к проведению опыта. Планирование своей деятельности. Наблюдение за ходом работы и фиксация результатов. Обсуждение в группе результатов наблюдений | тек | Понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте. Использовать знания в повседневной жизни, знать состав почвы | На основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов | Ориентация на принятие «хорошего ученика», интерес к познанию окружающего мира | б) № 18. Подготовить творческую работу «Меры по сохранению плодородия почвы» | |||
1.8 | Образова_ ние почв. Плодоро_ дие. С. 20–24. б) № 19, 22 | 1 | Комбиниров. | Ответы на вопросы учителя с опорой на текст. Выделение главной мысли в тексте. Определение понятия «плодородие». Установление связи между неживой природой и живыми организмами, взаимосвязи в живой природе между растениями и животными. Объяснение круговорота веществ в природе при помощи схемы в учебнике. Сравнение различных типов почв с использованием текста и рисунков в учебнике | тек | Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Знать: - причины образования почв | Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях | Ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи | № 20, 21. Подготовить творческую работу «Меры по сохранению плодородия почвы» | икт | ||
1.9 | Защита почв С. 23. б) № 23, 25 | 1 | Комбиниров | Практическая работа «Как образуются овраги». Представление творческих работ «Меры по сохранению плодородия почвы». Обсуждение творческих работ. Формулирование общего вывода | итог | Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений Знать: - значение охраны почвы. | Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью | Принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесбере-гающего поведения | а) № 1, 2 с. 24; б) № 24, 26 | |||
1.10 | Природные зоны суши Земли С. 25–27. б) № 28 | 1 | Комбиниров. | Выделение существенных признаков природных зон на основе анализа схемы в учебнике. Знакомство с разнообразием природных зон. Установление цепочки связей в природе: что является причиной, что следствием. Определение взаимосвязи между почвой, климатом и растительным и животным миром. | тек | Устанавливать причинно-следственные связи. | Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Ориентация на принятие «хорошего ученика», интерес к познанию окружающего мира | а) № 1, 2 с. 26; б) № 29, 30 | икт | ||
1.11 | Природные зоны. С. 28. б) № 28 | 1 | Контроль знаний | Практическая работа: чтение условных обозначений карт природных зон и климатических поясов. Работа с контурной картой природных зон (нанести границы, названия зон, раскрасить условным цветом). Сравнение карт природных зон и климатических поясов с использованием таблицы | тек | Строить небольшие сообщения в письменной форме | Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения | Предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев | б) № 27 | икт | ||
Человек в далеком прошлом (10ч.) | ||||||||||||
2.1 | 12 (1). Где зародилось человечество. С. 29–31 | 1 | Определение географического положения материка (Аф_ рики) с помощью физической карты. Использование условных обозначений на карте. Знакомство с особенностями рельефа Африки. Работа в группе: характеристика рельефа материка на основе текста учебника, карты и графического изображения в учебнике. Нахождение на физической карте географических объектов. Нанесение географических объектов на контурную карту | тек | Осуществлять поиск нужного материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем. Знать: - географическое положение, климат Африки. | Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Интерес к познанию окружающего мира | а) № 1 с. 30; б) № 31. Приготовить сообщение о животных и растениях Африки | икт | |||
2.2 | Климат и природные зоны Африки. С. 31–45 | 1 | Ознакомление. с новым материалом. | Работа с климатической картой, картой природных зон. Определение по карте границ климатических поясов и природных зон. Соотнесение местоположения климатических поясов с природными зонами. Составление на основе текста описания природной зоны по плану. Выделение особенностей при_ родных зон и их отличий | тек | Иметь представления о природных зонах Африки; Знать: - растения и животных Африки. | Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях | Принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесбере-гающего поведения | а) № 1 с. 36; № 1 с. 37 | икт | ||
2.3 | Климат и природ_ ные зоны Африки (продолже_ ние). С. 31–45. б) № 33 | 1 | Комбиниров. | Работа в группе: характеристика животного и растительного мира природной зоны с помощью текста учебника и дополнительных источников информации. Выполнение заданий по тексту | Знать: - версии происхождения человека. Иметь представления о природных условиях, повлиявших на происхождение человека. | На основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов | Понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц | а) № 3 с. 40; б) № 32, 35 | икт | |||
2.4 | Родина че_ ловечества. Как появился человек. С. 46–48. б) № 34 | 1 | Ознакомление. с новым материалом. | Выдвижение предположения о месте зарождения человечества на основе своих знаний о природных зонах. Объяснение причин возникновения наиболее благоприятных условий в Африке для зарождения человечества. Сравнение условий жизни в различных природных зонах Африки. Знакомство с различными теориями появления человека на Земле. Обсуждение причин изменений, произошедших с человеком со времени его появления на Земле. Сравнение человека и обезьяны. Выявление различий между человеком и животными | тек | Устанавливать причинно-следственные связи, удовлетворять познавательный интерес | Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью | Осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности | б) № 36. Найти и прочитать дополни_ тельную художест_ венную, познава_ тельную литературу о жизни древних людей | икт | ||
2.5 | Жизнь древних людей. С. 48–54. б) № 37, 38 | 1 | Ознакомлен. с новым материалом. Комбиниров. | Беседа о расселении и жизни древних людей. Высказывание своего мнения. Использование дополнительных источников информации о жизни древнего человека. Сравнение древнего человека с современным: как изменялись орудия труда, образ и уклад жизни человека со времени его появления до настоящего времени. | Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме Знать.: - понятие термина «государство»; - первые рабовладельчес-кие государства. | Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образными (рисунками, картой, таблицей, схемой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками | Осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | б) № 1, 2 с. 49; б) № 39. Подгото_ вить сообщение о древних государст_ вах (выборочно) | икт | |||
2.6 | Самые древние го_ сударства. С. 54–64 | 1 | Комбиниров | Соотнесение исторической карты и современной, нахождение на карте местоположения древних государств. Сообщение о древних государствах. Моделирование ситуации (современная жизнь без какого_либо изобретения). Обсуждение роли природных условий в появлении традиций древнего государства. Сравнение особенностей воспитания детей и уклада жизни различных древних городов_государств (Афины и Спарта) на основе текста учебника | тек | Осуществлять поиск нужного материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем. Знать: -наследие Древнего мира (письменность, техника, искусство). | На основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов | Понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц | ) № 1, 2 с. 64; б) № 40 | икт | ||
2.7 | Лента времени. Материки и части света С. 64–67. б) № 41, 42 | 1 | Ознакомлен. с новым матер. | Практическая работа с лентой времени: определение периодов истории, соотнесение века с годом, понимание условных обозначений года, века арабскими и римскими цифрами. Нахождение на карте материков и частей света | тек | Иметь представление о географических исследованиях в Европе. | Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью | Интерес к познанию окружающего мира | а) № 1, 2 с. 67; б) № 43 | икт | ||
2.8 | Расширение знаний о мире. С. 67–74. б) № 44 | 1 | Комбиниров. | Отслеживание по тексту и карте в учебнике маршрутов великих путешественников (Питей, А. Македонский). Обсуждение значений и целей походов А. Македонского и других путешественников для Европы. Выделение качеств личности, необходимых путешественнику того времени. Сравнение исторической карты местности с географической картой. | тек | Иметь представление о развитии географических исследований в Азии. | Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесбере-гающего поведения | б) № 1, 2 с. 74 | икт | ||
2.9 | Первые шаги в изучении природы. С. 74–78. б) № 46 | 1 | Комбиниров | Обсуждение того, какие сведения можно получить исходя из своих наблюдений в природе, как появились наука, медицина. Обсуждение исследования Аристотелем шарообразности Земли. Объяснение значения технических изобретений Архимеда для современной жизни. Выявление значения и ис_ пользования других изобретений, сделанных в древних государствах (с помощью дополнительных источников информации) | тек | Уметь находить дополнительную информацию. | На основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов | Осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности | № 1 с. 77; б) № 45. Подгото_ вить рассказ о Древней Греции (на основе любого мифа) или о каком_ либо виде искусства | икт | ||
2.10 | 21 (10). Ду_ ховная жизнь древ_ него челове_ ка. С. 78–86. б) № 47 | Определение понятия «язычество». Обсуждение значения язычества в духовной жизни древнего человека. Зачитывание и прослушивание рассказов о Древней Греции. Подготовка в группах рассказов о каком_либо виде искусства | Расширять представления о значении язычества и искусства в жизни древнего человека. | Выделять информацию из сообщений одноклассников в соответствии с учебной задачей. Строить сообщения в устной и письменной форме. Договариваться о | Договариваться о распределении функций и ролей в совместной дея_ тельности, намечать пути дос_ тижения ее цели, адекватно оце_ нивать собственное поведение и поведение окружающих | а) № 3, 4 с. 83; б) № 48 | икт | |||||
Земли восточных славян (22 ч.) | ||||||||||||
3.1 | Географи_ ческое положение Европы. С. 87–89 | 1 | Ознакомлен. с новым матер. | Определение по физической карте географического положения Европы, границ между Европой и Азией. Нахождение на карте географических объектов (моря, омывающие Европу, реки, формы рельефа на территории Европы). Фиксирование географических объектов на контурной карте. Характеристика особенностей природы Европы с по_ мощью карт (карта природных зон, климатическая, физическая карты) | тек | Уметь показывать на карте территорию Восточно – Европейской равнины, давать краткую характеристику местоположения, рельефа, климата | Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образными (рисунками, картой, таблицей, схемой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками | Интерес к познанию окружающего мира | № 1 с. 88; № 1 с. 89. Подгото_ вить сообщение о жизни пер_ вобытного человека | икт | ||
3.2 | Первые люди на нашей Земле. С. 89–91 | 1 | Комбиниров | Проводить сравнение, сериацию учебных объектов (орудий труда первобытного чело_ века) по самостоятельно выделенным критериям. Вступать в рассуждение об условиях жизни первобытного человека. Строить небольшие сообщения в устной форме. Обсуждение условий жизни первобытных людей. | тек | Установление причинно-следственных связей, знать разнообразие природы на земле, уметь пользоваться справочной лит-рой для подготовки устных сообщений. | Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесбере-гающего поведения | а) № 1, 2 с. 90 | икт | ||
3.3 | Восточно_ Европей_ ская равнина. С. 91–92 | 1 | Комбиниров | Практическая работа по картам: определение местоположения Восточно_Европейской равнины, климатических поясов и природных зон, нахождение крупных рек, наиболее крупных географических объектов в пределах равнины, выявление особенностей формы рельефа. Обсуждение полученных результатов и обозначение выделенных объектов на контурной карте | тек | Знать наиболее типичных представителей животных природной зоны России, названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности животных, уметь раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. | Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью | Понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром | а) № 2 с. 91; б) № 49 | икт | ||
3.4 | Степи. Раститель_ ный мир. С. 92–96. б) № 51 | 1 | Комбиниров | Выделение существенных признаков степи как природной зоны. Классификация растений степи (раннецветущие, засухоустойчивые) на основе текста учебника. Последовательное выделение периодов изменений, происходящих в степи. Определение существенных признаков степных растений. Работа с гербарием: выбор растений степной зоны. | тек | Знать особенности природы своего края, зоны степей, устанавливать связи между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в природной зоне степей, уметь оценивать устное высказывание детей по обсуждаемой теме. | Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Интерес к познанию окружающего мира | № 1 с. 94 (начать выполнение практичес_ кой работы); № 1 с. 96; б) № 50. Подгото_ вить сообщение, используя иллюстра_ ции или свои рисунки, о растени_ ях степи | икт | ||
3.5 | Степи. Животный мир. С. 96–102. б) № 53 | 1 | Ознакомлен. с новым матер. | Классификация животных по рисунку в учебнике. Осмысленное чтение текста в учебнике, ответы на вопросы по нему. Характеристика животных степной зоны на основе текста в учебнике, их приспособленности к условиям степной жизни. Определение (среди других животных) типичных представителей. Составление цепей питания | тек | Устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами, уметь определять местонахождение объектов на физической карте России, знать признаки сообщества леса. | . Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образными (рисунками, картой, таблицей, схемой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками | Сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам | б) № 52, 54. Подгото_ вить сообщение, используя свои рисун_ ки или ил_ люстрации о животных степи | икт | ||
3.6 | Люди в степи. С. 102–107. б) № 55, 56 | 1 | Комбиниров | Коллективное обсуждение условий жизни людей в степи: какие можно отнести к благоприятным, какие – к неблагоприятным, как жизнь в степи повлияла на вид и род занятий людей. Предположение последст_ вий, к которым могут привести нарушения взаимосвязей в природе | тек | Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. | Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образными (рисунками, картой, таблицей, схемой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками | Понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром | № 57, 58 | икт | ||
3.7 | Лесостепь. С. 107–109 | 1 | Комбиниров | Определение по карте границ природных зон. Различение особенностей основных и переходных природных зон. Описание лесостепи на основе схемы в учебнике. Сравнение природных условий степной и лесостепной зон, условий жизни людей степной и лесостепной зон. Использование своих знаний и результатов наблюдений для описания особенностей природных зон | тек | Богатство животного мира лесов, дополнительные сведения учащихся о животных лесов, рассказ о бобрах, случаи экологических бед. | Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром | а) № 1–3 с. 109 | икт | ||
3.8 | Лесная зона. С. 109–124. б) № 59, 61 | 1 | экскурсия | Выделение подзон в лесной зоне (хвойные, смешанные, широколиственные леса умеренного пояса). Нахождение границ лесов на карте природных зон. Сравнение природных зон на схеме. Выявление зависимости растительности природной зоны от количества тепла и влаги. Сравнение рисунков разных типов леса. пределение типичных представителей животного и растительного мира разных типов леса. Выделение ярусов леса, подбор растений и животных для каждого яруса с опорой на текст учебника | тек | Знать характерные признаки сезонов года, правила поведения в природе, особенности природы лесной зоны. | Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью | Принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесбере-гающего поведения | № 2 с. 113; б) № 60, 66 | икт | ||
3.9 | Сезонные изменения в лесу. С. 124–138. б) № 62, 63 | 1 | Контроль знаний | Характеристика особенностей разных сезонов года (са_ мостоятельно). Определение сезонных изменений, происходящих в растительном и животном мире, с помощью собственных наблюдений в природе и информации в учебнике. Анализ распространения семян дикорастущих растений по рисунку в учебнике и формулирование вывода. Сравнение причин раннего цветения растений в лесу и степи. Знание перелетных птиц своего края. | тек | Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Ориентация на принятие «хорошего ученика», интерес к познанию окружающего мира | № 1 с. 131; № 1 с .133; № 4 с. 137 | икт | |||
3.10 | Сезонные изменения в лесу (про_ должение). б) № 64, 65 | 1 | Комбиниров | Экскурсия в природу. Обсуждение правил поведения в лесу в разные времена года. Ведение наблюдений за сезонными изменениями в природе. Анализ происходящих изменений | Моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками | Понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром | № 1–11 (на выбор учителя); б) № 67, 68. Подгото_ вить сообщение о жилищах славян в степной и лесной зонах | икт | |||
3.11 | Как жили наши далекие предки. С. 139–140. б) № 69 | 1 | Комбиниров | Анализ картины С.В. Иванова «Жилье восточных славян»: формулировка предположения об условиях жизни, видах деятельности славян. Выдвижение гипотез о жизни славян по предметам, най_ денным при проведении раскопок. Обсуждение сообщений о строительстве славянских жилищ в степной и лесной зонах | Знать характерные признаки сезонов года, правила поведения в природе, особенности природы лесной зоны. | Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности | б) № 1, 2 с. 140; б) № 70 | икт | |||
3.12 | Расселение славян. «Путь из варяг в греки». С. 141–147. б) № 71 | 1 | Комбиниров | Составление рассказа о расселении славян, опираясь на текст и историческую карту. Объяснение причины закономерного расселения славян вдоль рек. Характеристика быта, основных занятий славян (по тексту учебника). Нахождение в тексте ответов на вопросы. Объяснение с помощью текста, как появились первые города. | Иметь представление об истории человека в древние времена, устанавливать связь между природными условиями и занятием и бытом людей. | Делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов | Представление о своей этнической принадлежности | № 1–3 с. 144; № 1, 2 с. 147 | икт | |||
3.13 | Обожествление природы. С. 148–150. б) № 72 | 1 | Ознакомлен. с новым матер | Доказательство с помощью текста учебника правильности утверждения: «Язычество всегда отражает природные условия, в которых живет народ». Определение понятия «язычество». Приведение примеров народных праздников и обычаев древних славян, соотнесение их с праздниками и традициями современных людей | Иметь представление об истории человека в древние времена. | Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Интерес к познанию окружающего мира | № 1, 3 с. 150. Подгото_ виться к контроль_ ной работе | икт | |||
3.14 | Полугодовая контрольная работа | 1 | итог | Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности | |||||||
3.15 | Родной край в далеком прошлом | 1 | Комбиниров | Нахождение фактов, относящихся к образу жизни, обычаям, верованиям предков. Экскурсия в краеведческий музей | Иметь представление об истории родного края. | Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью | Понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром | Небольшое сочинение на тему: «Что меня удивило в музее» | ||||
3.16 | Первые русские князья. С. 3–8 (2_я часть учебника) | Ознакомлен. с новым матер | Выделение основных признаков государства. Знакомство с историей образования Древнерусского государства. Анализ исторической карты в учебнике (границы Древнерусского государства, границы расселения племен, соседние племена). Обсуждение личностных качеств первых русских князей. Соотнесение исторической карты с физической и картой природных зон | Осознавать понятие «государство». Определять признаки и значение государства. Иметь представление об образовании Древнерусского государства, о первых русских князьях | № 2 с. 8; б) № 73 | икт | ||||||
3.17 | Принятие Русью христианства. С. 8–11 | Ознакомлен. с новым матер | Определение основных понятий: «язычество», «религия», «христианство», «православие». Рассуждение о роли личности князя Владимира в истории. Беседа о значении принятия христианства для Руси. Соотнесение исторических событий (крещение) с датами, с веком. Работа с лентой времени | Понимать значение принятия христианства для Руси. Иметь представление о выдающемся государственном деятеле – князе Владимире. Воспринимать смысл текста, извлекать из него главное. | Найти в тексте на с. 10–11 доказатель_ ства благо_ творного воздействия принятия христиан_ ства на Руси | икт | ||||||
3.18 | Расцвет Древнерусского государства. С. 11–14 | Ознакомлен. с новым матер | Работа с текстом учебника: знакомство с историей Древнерусского государства в изучаемый период. Обсуждение военных побед, роста городов, усиления княжеской власти. Оценка личности князя Ярослава Мудрого. Экскурсия в краеведческий музей | Понимать значение сильного госу_ дарства. Выделять существенные характеристики Древнерусского государства. | Иметь представление о выдающихся российских государственных деятелях в изучаемый период (князьях Владимире, Ярославе Мудром), о связанных с ними событиях и их влиянии на историю нашего Отечества. | Иметь представление об истории и выдающихся людях родного края | № 2 с. 13; б) № 74 | икт | ||||
3.19 | Древнерусская культура. С. 14–24. б) № 75, 91 | Ознакомлен. с новым матер | Знакомство с древнерусской архитектурой (деревянное и каменное зодчество). Сравнение крестьянского дома и боярского двора по рисунку на с. 15. Определение устного народного творчества как источника информации об истории Древней Руси. | тек | Проявлять уважительное отношение_к родному краю, культуре. Анализировать иллюстрации и со_ поставлять их со словесным описа_ нием в тексте. | Приводить примеры культурных и общественных событий, оцени_ вать их значимость в жизни людей, государства | № 4 с. 24; б) № 76 | икт | ||||
3.20 | Ослабление Древнерусского государства. С. 24–25 | 1 | Ознакомлен. с новым матер | Нахождение в тексте учебника причин раздробленности и ослабления Древнерусского государства. Представление о натуральном хозяйстве на основе описания в учебнике | тек | Устанавливать причинно_след_ ственные связи раздробленности государства и их последствий. Определять понятие «натуральное хозяйство» | а) № 1, 3 с. 25 | икт | ||||
3.21 | Ордынское нашествие. С. 26–29 | 1 | Ознакомлен. с новым матер | Отражение ордынского нашествия на ленте времени. Определение последовательности событий. Знакомство с полководцами кочевников Чингисханом и Батыем. Анализ иллюстраций в учебнике: сравнение одежды, оружия воинов орды и доспехов дружинников, суждение по одежде об уровне развития ремесел, видах занятий народов. | тек | Соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком. Находить место изученных собы_ тий на ленте времени. | Определять последовательность исторических событий России. Называть исторических деятелей (Чингисхан, Батый). | Проводить сравнения по рисункам учебника. Пересказывать изученные события по плану | а) № 1 с. 27; № 1 с. 29 | икт | ||
3.22 | Угроза с запада. С. 29–33 | 1 | Ознакомлен. с новым матер | Отражение на ленте времени битв на Неве (1240 г.) и Чудском озере (1242 г.). Характеристика особенностей положения Новгородского княжества. Сравнение тактики боя немецких рыцарей и русского войска. Анализ исторической карты: сопоставление ее с описанием событий в тексте. | тек | Испытывать чувство гордости за национальные победы. Соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком. Определять последовательность со_ бытий в истории России. | Строить сообщения об исторических деятелях (А.Невский), используя дополнительные источники информации. Приводить примеры событий, фактов, характеризующих личность, оценивать их значимость для людей и государства | № 1–3 с. 33; б) № 77 Исследова_ тельская работа (парами) по истории одного из древних городов (№5 с. 33). Выбор пары, оформление и подача ма_ териала – по желанию учащихся | икт | |||
Объединение русских земель вокруг Москвы 12ч | ||||||||||||
4.1 | Залесская земля. С. 34–36 | 1 | Ознакомлен. с новым матер | Определение местонахождения Залесской земли на физической карте. Сравнение условий жизни человека в лесу и в степи. Объяснение причин упадка Киевского княжества и Древнерусского государства. Чтение и обсуждение былин и сказаний | Иметь представление об истории человека в древние времена, знать имена исторических лиц. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками | Сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам | № 1 с. 36; б) № 78 | икт | |||
4.2 | Что такое природное сообщество. С. 36–37 | 1 | Ознакомлен. с новым матер | Экскурсия в природу. Обсуждение особенностей разнообразия природы России. Знакомство с понятием «природное сообщество». Наблюдение за природой родного края на примере одного из сообществ | Использовать приобретенные знания для обогащения жизненного опыта, удовлетворения познавательных интересов. | Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образными (рисунками, картой, таблицей, схемой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности | а) № 1 с. 37 | икт | |||
4.3 | Законы лесной жизни. С. 38–45. б) № 79 | 1 | Ознакомлен. с новым матер. Урок-лекция. | Определение понятия «природное сообщество». Приведение примеров природных сообществ. Знакомство по рисунку с природным сообществом лес. Установление по рисунку взаимосвязей в живой природе. Деление растений на группы (светолюбивые и теневыносливые). Составление цепи питания между представителями лесного сообщества. | Иметь представление об истории и культуре родного края, России. | Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Представление о своей этнической принадлежности | № 1–3 с. 40, № 1–4 с. 42 (выборочно, на усмотре_ ние учите_ ля); б) № 80 | икт | |||
4.4 | Природное сообщество луг. С. 45–49 | 1 | Комбиниров. | Установление связей в природном сообществе луг по рисунку. Составление пищевых цепей. Определение роли животных в сообществе луг. Приведение примеров животных, растений, насекомых, обитающих на лугу. Знакомство с ядовитыми растениями луга. Описание сезонных изменений, происходящих на лугу (по тексту учебника). Сравнение луга и степи | Иметь представление о сборниках вечной мудрости. | Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью | Понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром | № 1–3 с. 47; б) № 81 | икт | |||
4.5 | Природное сообщество озеро. С. 49–56. б) № 82, 83 | 1 | Урок-лекция. | Характеристика озера как природного сообщества. Нахождение на карте крупнейших озер России. Сравнение озера и пруда. Поиск в тексте доказательств того, что озеро – это сообщество. Знакомство с обитателями озера. Обсуждение цепи питания в озере (по рисунку). | тек | Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях | Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образными (рисунками, картой, таблицей, схемой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности | № 1, 4–7 (выборочно, на усмотре_ ние учителя); б) № 84, 85. Нанести на контур_ ную карту географичес_ кие объекты (крупные озера) | икт | ||
4.6 | Природное сообщество поле. С. 56–59 | 1 | Различение поля и луга. Поиск в тексте доказательств того, что поле – сообщество. Обсуждение изменений орудий и техники для обработки почвы от древности до настоящего времени. Распределение растений по группам по самостоятельно выделенным признакам (культурные, луговые, сорняки, ядовитые). Работа в группах: классификация растений и животных по сообществам. | тек | Уметь описывать изучаемое событие из истории Отечества | Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам | № 7 с. 59; б) № 86 | икт | |||
4.7 | Возвышение Москвы. С. 60–63 | 1 | Ознакомлен. с новым матер | Работа с текстом учебника. Определение преимущества географического положения Москвы. Соотнесение информации из текста с картой. Работа с картой: возможные торговые пути. Использование дополнительных источников (энциклопедии, справочники и т.д.) для составления описания древней Москвы | тек | Уметь описывать изучаемое событие из истории Отечества, знать имена выдающихся российских государственных деятелей (Александр Невский). | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками | Ориентация на принятие «хорошего ученика», интерес к познанию окружающего мира | № 1 с. 61; б) № 87 | икт | ||
4.8 | Куликовс_ кая битва. С. 63–66 | 1 | Ознакомлен. с новым матер | Составление плана сражения по тексту. Соотнесение информации из текста со схемой сражения. Работа с лентой времени: отметка даты Куликовской битвы (1380 г.) Обсуждение значения Куликовской битвы для русского народа. Определение своего отношения к эпизодам Куликовской Битвы | тек | Составлять портрет исторического деятеля (Дмитрий Донской). Приводить из текста примеры фактов и событий, характеризующих личность. | Соотносить исторические события с датами. Составлять план сражения и описывать его, используя текстовую и графическую информацию (рисунок, схема). Знать дату и значение Куликовской битвы для России, народа | № 1, 2 с. 66 | икт | |||
4.9 | Стояние на реке Угре. С. 66–68 | 1 | Новых знаний | Анализ схемы «Стояние на реке Угре» (с. 67 в учебнике). Сравнение с Куликовской битвой (ход сражения, виды оружия). Нахождение и выписывание из текста в учебнике основных причин победы русских войск. Анализ репродукций картин А. Бубнова и М. Авилова, сопоставление с текстом учебника | тек | Анализировать иллюстрации в учебнике, сопоставлять их со словесным описанием в тексте. Реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин. | Соотносить исторические события с датами, дату с веком. Определять последовательность важных исторических событий России. | Называть причины победы русских войск над захватчиками. Знать дату освобождения Руси от ордынского ига – 1480 г. | № 1, 2 с. 68. Составить описание военных действий по схеме (карте) | икт | ||
4.10 | Создание Московско_ го государ_ ства. С. 68–69 | 1 | обобщ | Обобщение пройденного материала. Подведение итогов: чем закончился предыдущий исторический период. Работа с исторической картой: нахождение и определение территории Московского государства XVI века; сравнение с картой Древнерусского государства. Нахождение в тексте учебника особенностей Московского княжества, нововведений Ивана III | тек | Отражать важнейшие события ис_ тории на ленте времени (конец XV – начало XVI века, создание Московского государства). Пользоваться историческими картами. | Ориентироваться в важнейших для страны событиях в изучаемый период времени. | Иметь представление об истории Московского государства. Различать разные периоды прошлого (Древняя Русь и Московское княжество) | № 88 | икт | ||
4.11 | Грозный царь. С. 69–71. б) № 89 | 1 | Новых знаний | Обсуждение на основе текста личности Ивана IV. Работа в группах: нахождение отрицательных и поло_ жительных сторон деятельности Ивана Грозного. Анализ репродукции картины И. Репина | тек | Составлять портрет исторического деятеля Ивана Грозного. Оценивать факты и события с по_ зиции их значимости для истории русского народа. Уметь оценивать роль личности в истории с разных сторон | № 1 с. 75; б) № 90 | икт | ||||
4.12 | Развитие русской культуры. С. 72–80 | 1 | Новых знаний | Представление сообщений о городах, входящих в Золотое кольцо России. Нахождение на карте и фиксация на контурной карте этих городов. Обсуждение одежды разных слоев населения по рисунку. Беседа о событиях и открытиях XVI века в России. | тек | Понимать особую роль России в мировой истории. Испытывать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы. | Анализировать развитие культуры, зодчества, искусства России. Сопровождать сообщения демонстрацией фотографий, репродукций картин, открыток | а) № 1 с. 73, № 2 с. 79 Подгото_ вить сообщения о Ермаке и А. Ники_ тине (по жела_ нию двум ученикам) | икт | |||
Путь от Руси к России 13 | ||||||||||||
5.1 | Русские первопроходцы. С. 80–83. б) № 93 | 1 | Ознакомлен. с новым матер | Ориентирование по карте. Нахождение и фиксация на контурной карте маршрутов путешественников. Выделение по тексту и обсуждение цели новых основных направлений пути. Извлечение информации из сообщений о путешествиях Ермака и А. Никитина | тек | Уметь понимать условный язык карт и планов, иметь представление об истории Отечества | Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам | а) № 1 с. 81; б) № 92 | икт | ||
5.2 | Географическое положение Азии. Сибирь. С. 83–87. б) № 94 | 1 | Ознакомлен. с новым матер | Самостоятельное описание географического положения Азии с использованием текс_ та и карты. Работа в группе: описание по карте рельефа Азии, на_ хождение и фиксация на кар_ те географических объектов (крупные острова, полуостро_ ва, озера, вулканы, горы, равнины Азии). Характеристика природных условий Сибири с использо_ ванием текста и карты и зна_ ние причин их особенностей | тек | Уметь понимать условный язык карты, находить на физической карте России природные зоны, характеризовать природные зоны. | Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью | Понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром | а) № 1–3 с. 85; б) № 95 Найти в тексте на с. 86–87 причины сурового климата Сибири | икт | ||
5.3 | Тайга. С. 88–92. б) № 96 | 1 | Комбинирован | Нахождение зоны тайги на карте природных зон. Сравнение тайги с зоной смешанных лесов. Составление плана рассказа о природной зоне тайге. Соотнесение текста с рисунком. Знакомство по рисунку с животными тайги. Составление в классе правил поведения в лесу, обсуждение мер предотвращения пожаров в тайге. Классификация животных на группы по самостоятельно выделенным признакам | тек | Уметь приводить примеры растений и животных природных сообществ и зон, знать правила поведения в тайге. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассника-ми | Интерес к познанию окружающего мира | а) № 1, 2 с. 91; б) № 97, 98 | икт | ||
5.4 | Природное сообщество болото. С. 93–97. б) № 100, 101 | 1 | Поектно-исследовательская деят-ть | Определение по карте местоположения болот, знакомство с их условным обозначением. Поиск в тексте причин образования болот. Знакомство по рисунку в учебнике с животным и растительным миром болот. | тек | Знать: Экологичес-кие проблемы тайги, которые возникли по вине человека. | Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесбере-гающего поведения | а) № 1–3 с. 96; б) № 99 Найти в тексте (с. 93–96) существен_ ные признаки болота | икт | ||
5.5 | 60 (5). «Хожение за три моря». С. 98–103. б) № 102 | 1 | Комбинирован | Определение по картам (физической и природных зон) географического положения Индии. Обсуждение, в пределах каких природных зон располагается Индия. Обсуждение способов представления сообщений о путешествии А. Никитина, о животных и растениях тропического леса. Сравнение лесов умеренного пояса с лесами тропического пояса | Находить и демонстрировать на карте путь путешественника А. Никитина. | Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи | Понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром | б) № 103, 104. Подготовить сообщение о тропичес_ ком лесе | икт | |||
Россия в XVII веке (8 ч.) | ||||||||||||
6.1 | Смутное время. Спасители земли Русской. С. 104–109. б) № 105 | 1 | Ознакомлен. с новым матер | Установление последовательности событий по тексту учебника. Обсуждение условий жизни во времена Смутного времени. Выявление роли К. Минина и Д. Пожарского в истории России. Работа с лентой времени: дата освобождения России от польских захватчиков (1612 г.). Соотнесение событий 1612 года с современным государственным праздником – Днем народного единства (4 ноября) | тек | Знать: - о значение героизма народных масс и организато-ров освободительных войн в борьбе с польскими захватчиками; - о начале правления династии Романовых; - о государственном празднике 4 ноября. | Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образными (рисунками, картой, таблицей, схемой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассника-ми | Сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам | № 1, 2 с. 109; б) № 106 | икт | ||
6.2 | Расширение пределов страны. С. 109–111. б) № 107 | 1 | Комбинирован | Испытывать чувство гордости за открытия, сделанные русскими путешественниками. Использовать карты, схемы маршрутов, рисунки для объяснения природных явлений, нахождения географических объектов. Находить на карте и показывать путь великого путешественника С. Дежнева. Определять значение экспедиции команды С. Дежнева для страны | Знать имена путешественников, иметь представление об истории родного края. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками | Понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром | а) № 3, 4, 5 с.111 (на усмотре_ ние учителя). Подгото_ вить сообщение о животных и растениях тундры | икт | |||
6.3 | Природа тундры. С. 112–118. б) № 110 | 1 | Комбинирован | Определение по карте границ тундры. Составление характеристики особенностей природных ус_ ловий тундры на основе схе_ мы и текста в учебнике. Знакомство по рисунку с жи_ вотными тундры. Классификация животных на группы по самостоятельно выделенным признакам. Составление плана рассказа «Природа тундры» | Уметь характеризо-вать природную зону, устанавли-вать причинно-следствен-ные связи. | Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи | Интерес к познанию окружающего мира | № 1 с. 117. Подгото_ вить сообщение о животных арктичес_ кой пустыни (выборочно, двум_трем ученикам) | икт | |||
6.4 | Природа тундры (продолже_ ние). С. 118–122 б) 109 | 1 | Комбинирован | Нахождение в тексте инфор_ мации о приспособлении жи_ вотных и растений к жизни в тундре. Сравнение растительности степи и тундры. Выделение основных заня_ тий людей в тундре, исполь_ зуя текст учебника | Иметь представле-ние о деятельности человека в тундре. | Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи | Принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесбере-гающего поведения | № 2 с. 122; б) № 108 | ||||
6.5 | Арктическая пустыня. С. 122–127. б) № 112 | 1 | Комбинирован | Нахождение на карте зоны арктической пустыни. Сравнение понятий «арктическая пустыня» и «пустыня жаркого климата». Сопоставление Арктики и Антарктики. Работа с вопросами и заданиями в учебнике. Обсуждение сообщений о животных арктической пустыни | тек | Знать: - понятие «арктическая пустыня»; - особенности природы (условия неживой природы, живые существа); Уметь: - находить и показывать на карте полушарий эту зону; - определять существенные признаки природных зон. | Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Интерес к познанию окружающего мира | № 2 с. 126; б) № 111, 113 Сделать сравнительную характеристику Арктики и Антарк_ тиды | икт | ||
6.6 | Народы Сибири. Рудознатцы. Послы. С. 128–133 | 1 | обобщающий | Обсуждение влияния природных условий на жизнь человека. Обмен информацией из дополнительных источни_ ков (справочники, энциклопедии, Интернет) о народах Сибири и их традициях. Обсуждение значения открытий полезных ископаемых для развития России. Выявление значения соблюдения правил поведения в обществе (этикет) | тек | Иметь представле-ние об истории культуры России. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками | Понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром | а) № 1 с. 129; б) № 114, 116 | икт | ||
6.7 | Россия накануне реформ. С. 134–136. б) № 115 | 1 | Новых знаний | Представление альбомов по истории культуры России. Выполнение обобщающих заданий. Работа с картой и лентой времени | тек | Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи | Ориентация на принятие «хорошего ученика», интерес к познанию окружающего мира | Подготовка к годовой контроль_ ной работе | ||||
6.8 | Годовая контрольная работа | 1 | Контроль и оценка знаний | итог |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В основу рабочей программы по окружающему миру для 3 класса МБОУ «СОШ №11» положена авторская программа, разработанная Н.Я.Дмитриевой, А.Н. Казаковым. которая обеспечена учебником: Н.Я.Дмитриевой, А.Н. Казакова «Окружающий мир» Учебник для 3 класса», - Самара: Издательство «Учебная литература»: ИД «Федоров», 2012. Допущено Министерством образования и науки РФ
Роль и место дисциплины.
Предмет «Окружающий мир», с одной стороны, следует рассматривать, как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Цели и задачи.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения; - на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно -следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; - освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
- воздействовать на развитие эмоционально - волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Основные содержательные линии курса.
Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно- исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми. В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.
Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания, что нашло выражение в данной программе.
Дальнейшее развитие курса в 3 классе продолжает эти линии, но на первый план выходит знание о человеке и человеческом обществе. Содержание курса 2 класса, в том числе сведения о солнечной тепловой энергии, о наличии воды на разных территориях Земли и т.д., подводит учеников 3 класса к пониманию причин формирования разных природных зон. Сначала они получают представление о природных зонах Земли, о появлении человека и его расселении на Земле. Затем вместе с нашими предками путешествуют по территории
Древнерусского государства, открывают новые земли, знакомятся с природными зонами России и ее историей при постоянном сравнении с историей развития других стран мира.
Содержание курса в 4 классе _ следующий этап познания человеком окружающего мира. Начинается эпоха Великих географических открытий. Дети знакомятся с историей открытия, населением, природой Америки, Австралии, Антарктиды при постоянном сравнении с природой России. Развиваются науки, люди изобретают все больше машин, бытовой техники, технических средств, которые входят в повседневную жизнь человека. Растет интерес человека к познанию самого себя, к своему здоровью и необходимости принимать меры по его сохранению.
В историческом плане в 3 и 4 классах прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость от природных сил и усиливалось его обратное влияние на природу. Особое место в этих классах отводится истории России. Нашей задачей является ознакомление младших школьников с основными событиями истории родной страны в связи с общим развитием человечества - познанием им природы, открытием мира, трудным и долгим путем становления современного человечества, - так как многие современные социальные явления не могут быть поняты без сравнения с жизнью людей в других странах, в другие эпохи. Столь же значимой является связь истории России с историей малой родины. Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания.
Структура программы.
Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаи- мопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.
Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс.
Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 класс (68 часов)
3 класс (68 часов)
Природные условия Земли (12 часов)
Человек и природа
Особенности планеты Земля (Промежуточные географические направления. Карты).
Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой своего края. Представление о климате, климат родного края.
Почва. Состав почвы. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Свойства почвы (плодородиеПриродная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды.
Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов,
тепловых поясов; фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности,
сравнение с другими территориями России.
Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон.
Человек в далеком прошлом (9 часов)
Человек и общество
Природные условия, в которых появился человек. Представления о природных зонах
Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени (год, век, тысячелетие).
Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон; соотнесение: год-век, век-тысячелетие.
Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы...) в жизни человека.
Экскурсии в зоопарк, в ботанический сад, в краеведческий музей (с учетом возможностей).
Земли восточных славян (22 часа)
Человек и природа
- Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира.
- Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Леса Вологодской области. Сезонные изменения в зоне лесов европейской части России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса.
Человек и общество
Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Освоение человеком законов жизни природы. Народный календарь, определяющий сезонный труд людей. Пословицы, поговорки. Расселение славян. Путь «из варяг в греки».
Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Основные религии народов России: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище. Представления о национальных героях и важнейших событиях в Древнерусском государстве.
Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России; работа
с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов; составление цепей питания; подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа; коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление кроссвордов.
Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей). Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов
Экскурсии в исторический, краеведческий музеи, в заповедник или заказник (с учетом возможностей).
Московское государство (12 часов)
Человек и природа
Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их
значение. Круговорот веществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и
луга. Ядовитые грибы.
Человек и общество
Основание Москвы, объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской
и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига.
Культура Московской Руси. Человек -член общества, носитель и создатель культуры. Культура общения в многонациональном государстве с представителями разных
национальностей. Исторические достопримечательности Москвы. Золотое кольцо России.
Иван IV Грозный.
Практические работы. Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах; составление цепей питания; узнавание ядовитых растений и грибов; моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия; применение правил поведения в лесу и у водоемов.
Экскурсии в лес, к озеру, реке или к болоту (с учетом возможностей).
Путь от Руси к России (13 часов)
Человек и общество
Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа
Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири. Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии. Поход Семена Дежнева. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны.
Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский. Активная роль человека в обществе.
Краеведение (в течение года).
- Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание растений, животных, грибов (в т.ч. охраняемых), усвоение правил поведения природе, ориентирование на местности.
Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население.
- Названия разных народов, проживающих в данной местности, их
обычаи, характерные особенности быта, культура. Важные сведения из истории родного края.
- Святыни родного края.
Особенности хозяйственной деятельности.
- Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге в настоящее время.
История одного из древних городов (на основе краеведческого материала- города Саранска).
- Проектная деятельность:
«Почвы Мордовии» Охрана почв.
«Единство растительного и животного мира в лесах Мордовии».
- Экскурсии в краеведческий музей, в художественную галерею, в музей прикладного искусства (с учетом возможностей).
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– интерес к познанию окружающего мира;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
– понимание причин успеха в учебе;
– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– предпосылок для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе заданных критериев;
– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
– принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
– понимания чувств одноклассников, учителей;
– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире;
– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;
– воспринимать смысл познавательного текста;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
– обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку);
– подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) без указания количества групп;
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы, адекватные ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
– договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, группе);
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Содержание тем учебного курса
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Из них | |||||
Теоретич. | Практич. | Контрольные | Самостоя. | Экскурсии | Проекты | |||
1 | Природные условия Земли | 11 | 4 | 1 | ||||
2 | Человек в далеком прошлом | 10 | 3 | 1 | 1 | 1 | ||
3 | Земли восточных славян | 22 | 3 | 1 | ||||
4 | Объединение русских земель вокруг Москвы | 12 | 4 | 1 | ||||
5 | Путь от Руси к России | 13 | 3 | 1 | ||||
6 | Итого: | 68 | 17 | 2 | 2 | 3 |
Методическое обеспечение.
Работа по курсу «Окружающий мир» в 3 классе по системе Л. В. Занкова обеспечивается УМК:
1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2013г.
2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 3 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2013г.
Используется методическая литература:
1. Материалы Федерального государственного образовательного стандарта общего образования: проект (рук. проекта Н.Д. Никандров и др.) // http: //standart.edu.ru
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ сост. Е.С.Савинов. – 2-е изд., перераб. – М. Просвещение, 2011 – 204 с. - (Стандарты второго поколения). 3. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 3-4 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 4. Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров».
5. Трафимова Г.В. Тайны близкие и далекие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». -Самара: Корпорация «Федоров».
6. Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем
7. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011 – 320 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования:. — М.: Просвещение, 2011. — 21 с. — (Стандарты второго поколения)
Специфическое сопровождение (оборудование)
Наглядные пособия:
-натуральные: гербарии, чучела, коллекции минералов и горных пород, скелет человека, скелет любого млекопитающего; _ изобразительные:
- муляжи плодов, животных и отдельных органов человека;
-таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых;
- физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи;
- атлас для начальных классов;
- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»;
- рисунки, слайды, диафильмы; - самодельные наглядные пособия;
- интерактивная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...