Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Пояснительная записка,колендарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchii_mir_4_kl1.doc | 291 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №15»
РАССМОТРЕНА на заседании МО учителей начальных классов протокол от«___»________2013г. № ________ | СОГЛАСОВАНА заместитель директора поУВР МБОУ «ООШ №15»
_________ Е.Ю.Орехова | РАССМОТРЕНА на заседании педаго-гического совета протокол от «__»________2013 г. № ______ | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «ООШ №15» __________ В.Н.Москаленко |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Канаевой В.И.
учителя начальных классов,
по учебному курсу «Окружающий мир»
(«Мир вокруг нас»)
4 класс
(УМК «Школа России», под руководством А.А.Плешакова,
автор А.А. Плешаков)
Старый Оскол
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе авторской программы А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» /Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч. Под редакцией А.А.Плешакова. – М.: Просвещение, 2010г.
Цель: создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребёнка, для развития ребёнка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, обучение навыкам общения и сотрудничества через побуждение и поддержку детских инициатив в разных видах деятельности, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться, постоянно расширяя границы своих возможностей; воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи курса:
- формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
- воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Изменения, внесённые в авторскую учебную программу и их обоснование: программа «Мир вокруг нас» рассчитана на 68 часов в год. Но в соответствии с годовым календарным учебным графиком (приказ № 198 от 02.08. 2013 года) продолжительность учебного года во 2-4 классах – 35 учебных недель, т.е. на изучение окружающего мира в 4 классе отводится 70 часов в год, где дополнительно 1 час отводится на изучение раздела «Природа России», и 1час на изучение раздела «Современная Россия». Уроки окружающего мира проводятся 2 часа в неделю, в том числе проведение контрольных работ –
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса нач.шк. В 2 ч. А.А. Плешаков, Е.А.Крючкова. – М.: Просвещение, 2009.
А. А. Плешаков Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 4 класса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2013.
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа по окружающему миру–70часов.
Содержание тем курса «Окружающий мир» 4 класс
№ раздела | Название раздела | Кол-во часов по плану |
1 | Земля и человечество | 10 |
2 | Природа России | 11 |
3 | Родной край – часть большой страны | 14 |
4 | Страницы всемирной истории | 5 |
5 | Страницы истории Отечества | 20 |
6 | Современная Россия | 10 |
70 |
В соответствии с Инструктивно-методическим письмом « О преподавании в начальных классах в 2010-2011 уч.году» Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов количество итоговых контрольных работ по окружающему миру в 4 классе следующее:
- контрольная работа- 4
№ п/п | Виды работ | Количество |
1 | Контрольная работа за 1 четверть | 1 |
2 | Контрольная работа за 1 полугодие | 1 |
3 | Контрольная работа за 3 четверть | 1 |
4 | Итоговая контрольная работа за 4 класс | 1 |
Земля и человечество (10 ч)
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (11 ч)
Разнообразие и красота природы России. Природные зоны нашей страны. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край – часть большой страны (14 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Форма земной поверхности в нашем крае. Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т.д.). Охрана почв в нашем крае.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (5 часов)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир. Средние века. Новое время. Новейшее время. Представление о скорости перемен ХХ в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, ихбыт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Наше Отечество в ХIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая
Наше Отечество в XVI – XVII вв.
Россия в XVIII в. Петр Первый – царь преобразователь.
Россия в XIX – начале XX в
Россия в ХХ в. 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю.А.Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90-е гг. ХХ в. Культура России в ХХ в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в память народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (10 ч)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России.
Государственная символика нашей страны
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу учебного года
Учащиеся должны знать:
- Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
- способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
- что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
- некоторые современные экологические проблемы;
- природные зоны России;
- особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
- исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
- важнейшие события и великих людей отечественной истории;
- государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
- проводить наблюдения природных тел и явлений;
- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
- приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
- соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
- приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
- приводить примеры народов России;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
- применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
- владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
окружающий мир
4 класс
Календарно-тематическое планирование
70 часов
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебн. времени | Плановые сроки прохожде-ния | Приме-чание |
Раздел 1. Земля и человечество (10 часов) | ||||
Мир глазами астронома | 1 | 05.09 | ||
Планеты Солнечной системы. | 1 | 07.09 | ||
Звёздное небо – великая книга природы. Пр./р.: знакомство с картой звездного неба. | 1 | 12.09 | ||
Мир глазами географа. | 1 | 14.09 | ||
Пояса Земли. Пр./р.: поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и геогр. карте. | 1 | 19.09 | ||
Мир глазами историка. | 1 | 21.09 | ||
Когда и где? Что изучает история. Пр./р. знакомство с историческими картами. | 1 | 26.09 | ||
Прошлое и настоящее глазами эколога. | 1 | 28.09 | ||
Сокровища земли под охраной человечества. | 1 | 03.10 | ||
Обобщающий урок: «Земля и человечество» Тест по разделу «Земля и человечество» | 1 | 05.10 | ||
Раздел 2. Природа России (10 + 1 ч. ) | ||||
Равнины и горы России. Пр./р. поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов.
| 1 | 10.10. | ||
Моря, озёра и реки России | 1 | 12.10 | ||
Зона арктических пустынь. | 1 | 17.10 | ||
Тундра. Пр./р.: поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России. | 1 | 19.10 | ||
Леса России. Пр./р.: рассматривание гербарных экземпляров растений | 1 | 24.10 | ||
Контрольная работа за 1 четверть | 1 | 26.10 | ||
Лес и человек. | 1 | 07.11 | ||
Зона степей .Пустыни | 1 | 09.11 | ||
Пустыни. Повторение. | 1 | 14.11 | ||
У Чёрного моря. Субтропики. ( Пр./р.) | 1 | 16.11 | ||
Экологическое равновесие. Урок-игра «По природным зонам России». Тест по разделу «Природа России» | 1 | 21.11 | ||
Раздел 3. Родной край – часть большой страны (14 часов) | ||||
Наш край. Пр./р.: знакомство с картой края. | 1 | 23.11 | ||
Поверхность нашего края. Экскурсия: поверхность нашего края. | 1 | 28.11 | ||
Водоёмы нашего края. | 1 | 30.11 | ||
Наши подземные богатства. | 1 | 05.12 | ||
Наши подземные богатства. Пр./р. :рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств. | 1 | 07.12 | ||
Земля – кормилица. | 1 | 12.12 | ||
Жизнь леса. | 1 | 14.12 | ||
Жизнь леса. | 1 | 19.12 | ||
Жизнь луга. Пр./р.: рассматривание гербарных экземпляров растений. Жизнь пресного водоёма. | 1 | 21.12 | ||
Контрольная работа за 1 полугодие | 1 | 26.12 | ||
Растениеводство в нашем крае. Пр./р. «Знакомство с культурными растениями нашего края» | 1 | 28.12 | ||
Незаметные защитники урожая. | 1 | 3 четверть | ||
Животноводство нашего края. | 1 | |||
Обобщающий урок .Тест по разделу «Родной край – часть большой страны» | 1 | |||
Раздел 4. Страницы всемирной истории (5часов ) | ||||
Начало истории человечества. | 1 | |||
Мир древности: далёкий и близкий. | 1 | |||
Средние века: время рыцарей и замков. | 1 | |||
Новое время: встреча Европы и Америки. | 1 | |||
Новейшее время: история продолжается сегодня. Тест «Страницы всемирной истории» | 1 | |||
Раздел 5. Страницы истории Отечества (20 часов ) | 14.12 | |||
Жизнь древних славян. | ||||
Во времена Древней Руси. | 1 | |||
Страна городов. | 1 | |||
Из книжной сокровищницы Древней Руси. | 1 | |||
Трудные времена на Русской земле. | 1 | |||
Русь расправляет крылья. | 1 | |||
Куликовская битва. | 1 | |||
Иван Третий. | 1 | |||
Мастера печатных дел. | 1 | |||
Патриоты России. Пётр Великий. | 1 | |||
Контрольная работа за 3 четвепть | 1 | |||
Михаил Васильевич Ломоносов. | 1 | |||
Екатерина Великая. | 1 | |||
Отечественная война 1812 года. Пр./р. Найти и показать изучаемые объекты на исторических картах. | 1 | |||
Страницы истории XIX века. | 1 | |||
Россия вступает в XX век. | 1 | |||
Страницы истории 20 – 30–х годов. | 1 | |||
Великая война и Великая Победа. Практическая работа: «Города – герои» | 1 | |||
Страна, открывшая путь в космос.Тест по разделу «Страницы истории Отечества» | 1 | |||
Экскурсия в краеведческий музей Достопримечательности моего края. | 1 | |||
Раздел 5. Современная Россия (9 +1ч) | ||||
Основной закон России и права человека. | 1 | |||
«Дети имеют право на особую заботу и помощь». | 1 | |||
Мы – граждане России. | 1 | |||
Славные символы России. | 1 | |||
Такие разные праздники. | 1 | |||
Путешествие по России. | 1 | |||
Путешествие по России. | 1 | |||
Итогоаоя нонтрольная работа за 4 класс | 1 | |||
Обобщающий урок – игра КВН.Тест по разделу «Современная Россия» | 1 | |||
Экскурсия. Исторические достопримечательности родного города | 1 |
Средства контроля
(система контролирующих материалов для оценки освоения школьниками планируемого содержания)
Приложение
Тест «Планеты Солнечной системы» Выбери верное высказывание: 1. Планеты Солнечной системы изучают ... а) географы; б) химики; в) астрономы; г) физики. 2. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их . а) 7; б)9; в) 11. 3. Плутон - это ... а) самая большая планета Солнечной системы; б) самая маленькая планета Солнечной системы; в) планета, равная по величине планете Земля. 4. Относительно Солнца планеты расположены так: а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер; б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран; в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. 5. Есть ли у Земли естественные спутники? а) есть, один; б) нет; в) есть, два. 6. Какая планета названа в честь римского бога войны? а) Плутон; б) Нептун; в) Марс; г) Сатурн. | Тест «Звездное небо» Выбери верное утверждение: 1. Галактика, в которой мы живем, называется ... а) Туманность Андромеды; б) Большое Магелланово облако; в) Млечный путь. 2. Звезда-это ... а) раскаленный газовый шар; б) холодный шар, состоящий из твердых веществ. 3. Созвездия - это ... а) группы звезд, изменяющие свои очертания; б) группы звезд, не изменяющие свои очертания. 4. Звезда Сириус находится в созвездии ... а) Скорпион; б) Большая Медведица; в) Большой Пес; г) Телец. 5. Полярная звезда всегда находится на ... а) юге; б) севере; в) западе; г) востоке. 6. Самые яркие звезды имеют ... цвет: а) красный; б) желтый;, в) голубой; г) белый. |
Тест «Тепловые пояса» Найди продолжение высказывания. 1. Различные участки Земли солнце нагревает ... а) одинаково; б) по-разному. 2. В районе экватора солнечные лучи падают на Землю ... а) отвесно; б)наклонно. 3. Полярные пояса ограничены линиями ... а) Северный и Южный тропики; б) Северный и Южный полярные круги. 4. В умеренных поясах летом день ... а) короче ночи; б) равен ночи; в) длиннее ночи. 5. Тропический пояс проходит через ... а) Южный тропик; б) экватор; в) Южный полярный круг. | Тест «Равнины и горы России» Продолжи высказывание: 1. Наш город расположен на ... а) Средне-Сибирском плоскогорье; б) Восточно-Европейской равнине; в) Западно-Сибирской равнине. 2. Каменным поясом земли называли ... а) вулканы Камчатки; б) Кавказские горы; в) Уральские горы. 3. Самые высокие горы России - это ... а) Саяны; б) Алтай; в) Кавказские горы; г) вулканы Камчатки. 4. Восточно-Европейская равнина - это ... а) холмистая равнина; б) плоская равнина. 5. В Список Всемирного наследия включены ... а) вулканы Камчатки; б) Саяны; в) Алтай. 6. Ильменский заповедник расположен ... а) на Кавказе; б) в Саянах; в) на Урале. |
Тест «Моря, озера и реки России» 1. Самое большое по площади озеро России - это а) Онежское; б) Байкал; в) Каспийское. 2. Река, впадающая в Каспийское море, - это ... а) Дон; б) Волга; в) Кама. 3. Река, соединяющая озеро Байкал с Северным Ледовитым океаном, - это ... а) Енисей; б) Обь; в) Лена. 4. Самая длинная река России - это ... а) Волга; б) Лена; в) Обь; г) Енисей. 5. Море Атлантического океана на территории России - это ... а) Японское море; б) Балтийское море; в) Черное море. 6. Какие озера в народе называют «Онего-батюшко и Ладога-матушка»? а) Аральское и Каспийское моря; б) Ладожское и Онежское озера. 7. В Список Всемирного наследия внесено а) Белое море; б) озеро Байкал. | Тест «Арктика» 1. Природная зона арктических пустынь расположена ... а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана; в) на островах Северного Ледовитого океана. 2. Территория зоны ... а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения. 3. В Арктике для растений и животных сложились ... а) суровые условия; б) комфортные условия. 4. В ледяной зоне растут ... а) кедры, березы, черемуха; б) лишайники, мхи, полярные маки; в) бузина, орешник, айва. 5. В Арктике обитают животные: ... а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, рыси; в) моржи, тюлени, белые медведи. 6. Найдите верную цепь питания: а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь; б) водоросли—рачки—сайки—тюлени. 7. Арктический заповедник расположен ... а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля. 8. Большое скопление птиц на скалах называют ... а) «птичьи рынки»; б) «птичьи базары». 9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути; б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники; в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану «птичьи базары». |
Тест «Тундра» 1. Зона тундры расположена ... а) севернее арктических пустынь; б) южнее арктических пустынь. 2. Тундра расположена ... а) на равнинах; б) на возвышенностях; в) в горах. 3. В тундре ... а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности; б) длинная суровая зима и жаркое лето; в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето. 4. Главное занятие коренного населения тундры - ... а) рыболовство; б) оленеводство; в) земледелие. 5. Растения тундры ... а) высокие с мощными корнями и широкими листьями; б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями. 6. К тундровым растениям относятся ... а) верблюжья колючка, саксаул, кактус; б) кедр, осина, пальма; в) карликовая ива, мох-ягель, черника. 7. В тундре обитают ... а) тюлени, моржи, киты; б) песцы, лемминги, волки; в) верблюды, лошади, коровы. 8. Укажи верную цепь питания: а) растения — лемминги — полярные совы; б) комары, мошки — полярные куропатки — песцы; в) растения — кречеты — волки. 9. Тундровый заповедник расположен ... а) на полуострове Ямал; б) на полуострове Таймыр; в) на Кольском полуострове. | Контрольная работа по теме «Природные зоны России» 1. Природная зона лесов состоит из ... а) 5 частей; б) 2 частей; в) 3 частей; г) 1 части. 2. Самую большую территорию занимают ... а) смешанные леса; б) хвойные леса; в) широколиственные леса. 3. Природные зоны России расположены так: а) тундра, арктическая зона, зона лесов; б) арктическая зона, зона лесов, тундра; в) арктическая зона, тундра, зона лесов. 4. В тайге растут: а) пихты, ели, лиственницы; б) дубы, сосны, ели; в) березы, липы, лиственницы. 5. Лесным исполином называют ... а) благородного оленя; б)лося; в) медведя. 6. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы: а) овцебык, морж, розовая чайка; б) краснозобая казарка, кречет, стерх; в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. 7. Экологические проблемы лесной зоны связаны ... а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой; б) с неблагоприятными погодными условиями; в) с участившимися лесными пожарами. 8. На территории зоны лесов расположен заповедник: а) Таймырский; б) Кандалакшский; в) Приокско-Террасный; г) остров Врангеля. 9. Фитонциды - это: а) особые вещества, убивающие болезнетворные микробы; б) особые вещества, способствующие развитию болезнетворных бактерий. 10. Охрана лесов - это: а) обязанность государства; б) обязанность государства и долг каждого гражданина; в) забота самих обитателей леса. |
Тест «Зона степей» 1. Зона степей расположена на ... нашей страны: а) севере; б) востоке; в) юге. 2. На карте природных зон зона степей закрашена ... цветом: а) розовым; б) зеленым; в) желтым; г) коричневым. 3. Характерный признак зоны степей - это а) сплошной травянистый растительный покров; б) отсутствие сплошного растительного покрова; в) обилие мхов, лишайников, кустарников. 4. К степным птицам относятся ... а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки; б) ястребы, кедровки, сойки; в) журавли-красавки, дрофы, пустельги. 5. Для растений степи характерны:... а) стелющиеся корни, крупные листья; б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки; в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья. 6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы: ... а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины; б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей; в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство. 7. Какая из цепей питания характерна для степи: а) ежевика — лемминг — песец; б) водоросли — рачки — сайка — гагарка; в) растения — заяц-беляк — рысь; г) зерно — суслик — орел-беркут. 8. Основным занятием населения степей является ... а) земледелие; б) рыболовство; в) оленеводство. 9. В, Красную книгу занесены следующие степные растения и животные:... а) кречет, стерх, краснозобая казарка; б) пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка; в) зубр, филин, женьшень. | Тест «Пустыни» 1. Пустыни занимают... а) огромную территорию в центральной части России; б) небольшую территорию по берегам северных морей; в) небольшую территорию на юго-западе страны. 2. В пустыне а) жаркое продолжительное лето и прохладная короткая Зима; б) короткое прохладное лето и длинная суровая зима; в) ярко выделяются все четыре времени года. 3. Пустыни России ... а) каменные; б) песчаные; в) глиняные. 4. В пустыне... а) выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега; б) выпадает малое количество осадков; в) чаще всего осадков не бывает. 5. Растения пустыни ... а) высокие, широколиственные; б) невысокие, с узкими листьями и корнями-луковицами; в) невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями. 6. Животные пустыни ... а) в основном, некрупные, низкорослые, имеют защитный желтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной образ жизни; б) крупные, имеют подкожный слой жира и густой, длинный мех; в) в основном, низкорослые (грызуны), и птицы. 7. К растениям пустыни относятся: а) ковыль, полынь, тюльпан; б) морошка, брусника, черника; в) колосняк, солянка, джузгун. 8. К животным пустыни относятся: а) корсак, сайгак, тушканчик; б) рысь, лев, тигр; в) морж, тюлень, медведь. 9. Экологическими проблемами пустыни являются: а) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство; б) неумеренное орошение, неумеренный выпас скота, браконьерство; в) неумеренный выпас оленей, загрязнение почв нефтью, разрушение почв тяжелой техникой, браконьерство. 10. Пустынный заповедник: а) Баргузинский; б) Черные земли; в) Приокско-Террасный. |
Тест «Черноморское побережье Кавказа» 1. Черноморское побережье Кавказа расположено ... а) в арктической зоне страны; б) в лесной зоне страны; в) в субтропической зоне страны; г) в степной зоне страны. 2. Субтропики России - это ... а) обширная зона в центре страны; б) обширная зона на востоке страны; в) небольшая зона на побережье северных морей; г) небольшая зона на побережье Черного моря. 3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются деревья: а) бук, каштан; б) ель, сосна; в) ольха, липа. 4. На Черноморском побережье обитают: а) пчелы, комары, мошки; б) цикады, богомолы, олеандровые бражники; в) шмели, кобылки, жуки-чернотелки. 5. В Черном море у побережья обитают: а) киты, морские черепахи, тюлени; б) медузы, крабы, морские коньки; в) крокодилы, анаконды, котики. 6. В парках и на улицах городов Черноморск. побереж. растут: а) кипарисы, пальмы, магнолии; б) липы, джузгун, маки; в) полынь, типчак, ель. 7. Черное море относится к морям ... океана: а) Индийского; б) Атлантического; в) Северного Ледовитого; г) Тихого. 8. О каком животном идет речь в описании: это умные морские животные, хорошие пловцы, в море ориентируются с помощью своих звуковых сигналов, никогда не оставляют в беде сородичей? а) морской конек; б) кит; в) дельфин; г) морская черепаха. 9. Какое растение описывается так: дерево-долгожитель, достигает в высоту до 35 метров, листья продолговатые с зубчиками, плоды употребляются человеком в пищу? а) бук; б) каштан; в) тис; г) самшит. 10. В субтропической зоне: а) умеренно жаркое лето и теплая зима; б) жаркое лето и умеренно холодная зима; в) умеренно теплое лето и холодная зима. | Контрольная работа по теме «Мой край» 1. Мой край расположен на материке... а) Африка; б) Евразия; в) Австралия; г) Северная Америка. 2. Мой край находится в природной зоне... а) лесов; б) тундра; в) степи; г) пустыни. 3. Мой край находится в ... а) восточном полушарии; б) западном полушарии. 4. В моем краю растут... а) кактусы, кипарисы; б) ягель, клюква, карликовая ива; в) ель, береза, осина; г) полынь, ковыль, саксаул. 5. У нас обитают... а) лоси, зайцы, кабаны; б)косули, волки; в) олени, медведи. 6. Мой край дает стране... а) продукты сельского хозяйства; б) легковые автомобили; в) морепродукты. 7. Территория моего края расположена в... а) тропическом поясе; б) полярном поясе; в) умеренном поясе. |
Тест «Поверхность и водоемы нашего края» 1. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется... а) балка; б) холм; в) овраг. 2. Возвышенность, имеющая вершину высотой 300 м, называют... а) холм; б) гора; в) плоскогорье. 3. Горы, созданные людьми, называют... а) холмы; б) плоскогорья; в) терриконы. 4. Хранилища воды называют... а) низменности; б) водоемы; в) плато. 5. К естественным водоемам относятся... а) пруд, озеро, канал; б) ручей, море, река; в) водохранилище, океан, пруд. 6. Какие океаны омывают Россию? а) Индийский, Тихий, Атлантический; б) Северно-Ледовитый, Тихий, Атлантический; в) Северно-Ледовитый, Индийский, Тихий, Атлантический. 7. Водоемы - это... а) хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды; б) место обитания животных и растений; в) украшение Земли. 8. С водоемами связана жизнь следующих животных: а) утки, лебеди, цапли; б) трясогузки, совы, кукушки; в) орлы, аисты, кедровки. | Тест «Наши подземные богатства» 1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают. а) археологи; б) геологи; в)строители. 2. К полезным ископаемым относятся... а) кирпич, бетон, бензин; б) станки, вазы, ножницы; в) нефть, газ, глина. 3. В строительстве используются... а) торф, железн. руда, самоцветы; б) песок, глина, гранит; в) мрамор, каменный уголь, малахит. 4. Металлы получают из... а) каменного угля, янтаря, мела; б) жемчуга, известняка, торфа; в) железной руды, медной руды. 5. При помощи буровых установок добывают... а) нефть, природный газ; б) калийную соль, алмазы; в) мрамор, гранит. 6. В шахтах добывают... а) известняк, ракушечник, гранит; б) каменный уголь, антрацит, железную руду; в) поваренную соль, жемчуг, графит. 7. В карьерах добывают... а) известняк, песок, глину; б) золото, малахит, мрамор; в) нефть, торф, бурый уголь. 8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это... а) алмаз, известняк, графит; б) железная руда, поваренная соль, мел; в) каменный уголь, антрацит, торф. |
Тест «Земля-кормилица» (почвы) 1. Характерными почвами нашего края являются... а) черноземы; б) подзолистые почвы; в) тундровые почвы; г) серые лесные почвы. 2. Черноземные почвы преобладают... а) в тундре; б) в лесной зоне; в) в степях; г) в пустынях. 3. Плодородие почвы зависит от количества... а) песка; б) перегноя; в) глины; г) солей. 4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются... а) вода; б) воздух; в) камни; г) соли. 5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется... а) песок; б) глина; в) перегной; г) ил. 6. В состав почвы входят... а) углекислый газ, известняк, воздух, вода; б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли; в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух. 7. Для защиты почвы на полях необходимо... а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных; б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты; в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения. 8. Один сантиметр почвы в природе образуется за... а) 100-150 лет; б) 5-10 лет; в) 250-300 лет; г) 1-2 года. 9. Какое из высказываний верно? а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие; б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность; в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром. | Тест «Лес и луг— природные сообщества» 1. Лес называют природным сообществом, потому что... а) в лесу рядом друг с другом растут разнообразные растения; б) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой; в) весь лес - от верхушек деревьев до земли - заселен животными. 2. В лесу растения образуют ярусы: а) верхний - мхи и лишайники, средний - деревья, нижний - кустар; б) верхний - деревья, средний – трав. растения, нижний - кустарник; в) верхний - деревья, средний - кустарники, нижний - травы, мхи и лишайники. 3. На деревьях обитают... а) белки, дятлы, кедровки; б) мыши, зайцы, медведи; в) кроты, лоси, черви. 4. В лесной подстилке живут... а) ежи, кроты, землеройки; б) бактерии, насекомые и их личинки; в) божьи коровки, жуки-короеды, лесные мыши. 5. К съедобным грибам относятся... а) мухоморы, говорушки восковые, желчные грибы; б) дождевики, пороховки, шампиньоны-рыжеющие; в) лисички, рыжики, маслята. 6. На лугу растут... а) только травянистые растения; б) мхи и лишайники; в) кустарники и травянистые растения. 7. На лугу живут... а) лебеди, рябчики, шелкопряды; б) шмели, совы, глухари; в) трясогузки, жуки-навозники, кобылки. 8. Растениями луга являются... а) тимофеевка, клевер, нивяник; б) ландыш, осока, ягель; в) черника, пион, типчак. 9. Санитарами луга и леса называют... а) жуков навозника и могильщика, дятла; б) пчел, кабанов, соек; в) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов. 10. Какая цепь питания соответствует луговому сообществу? а) желуди — мыши — совы; б) мятлик — мыши — совы; в) остатки растений — дождевой червь — трясогузка. |
Тест «Жизнь пресного водоема». 1. К искусственным водоемам относятся... а) реки, моря, океаны; б) водохранилища, пруды, каналы; в) ручьи, реки, озера, моря, океаны. 2. Растения водоема это... а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник; б) брусника, черника, мох; в) кувшинка, ряска, тростник. 3. Санитарами пресных водоемов считают... а) рака, беззубку; б) прудовика, катушку; в) клопа-водомерку, жука-плавунца. 4.Живым фильтром называют... а) головастиков; б) раков; в) двустворчатых моллюсков. 5. Строителями хаток и плотин на пресных водоемах являются... а) люди; б) цапли; в) ондатры; г) бобры. 6. С водоемами связана жизнь... а) зябликов, трясогузок, соек; б) цапель, уток; в) лебедей, тетеревов, сов. 7. Водоем называют природным сообществом, потому что... а) в нем богатое разнообразие растений, которые служат пищей животным; б) в нем совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой; в) в нем от поверхности до дна обитают разнообразные живые организмы. 8. Болота - это... а) ненужная и вредная часть природы; б) природное хранилище чистейшей воды; в) место жизни многих растений и животных. 9. Хищниками пресных водоемов являются... а) жуки-плавунцы, щуки, клопы-водомерки; б) караси, мотыли, раки; в) циклопы, прудовики, головастики. 10. Вода в пресных водоемах иногда имеет зеленый цвет, потому что... а) это плавает ряска; б) много микроскопических водорослей; в) на дне много ила. | Тест «Растениеводство и незаметные защитники урожая» 1. Основными отраслями растениеводства являются... а) полеводство, коневодство, пчеловодство, плодоводство; б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство; в) полеводство, овощеводство, птицеводство, рыболовство. 2. Село дает городу... а) продукты питания; б) продукцию для заводов и фабрик; в) продукцию для ткацких фабрик. 3. Главными зерновыми культурами являются... а) картофель, томаты, лен; б) овес, ячмень, рожь, пшеница; в) лук, репа, подсолнечник. 4. К овощным культурам относятся... а) морковь, петрушка, томат; б) капуста, абрикос, персик; в) вишня, баклажан, патиссон. 5. К сельскохозяйственным профессиям относятся... а) ткач, металлург, геолог; б) агроном, комбайнер, овощевод; в) цветовод, археолог, инженер. 6. Масло получают из семян... а) гречихи и ячменя; б) проса и овса; в) подсолнечника и льна. 7. Жука с десятью черными полосками называют... а) майским; б) скоробеем; в) колорадским; в) жужелицей. 8. Врагами тлей являются... а) канюки; б) златоглазки; в) синицы; г) божьи коровки. 9. Гусениц яблоневой плодожорки уничтожают... а) златоглазки; б) пустельги; в) жужелицы; г) скворцы. 10. От мышей и полевок урожай защищают... а) совы; б) дрозды; в) канюки; г) пустельги. |
Тест «Отрасли сельского хозяйства» 1. Растениеводство делится на отрасли: а) пчеловодство, цветоводство, плодоводство, птицеводство; б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство; в) полеводство, коневодство, свиноводство, плодоводство. 2. Растения, из зерен которых получают муку и пекут хлебобулочные изделия, это... а) овес; б) рожь; в) просо; г) пшеница. 3. К овощным культурам относятся... а) огурец, морковь, чеснок; б) картофель, подсолнечник, лен; в) овес, слива, астра. 4. Выберите верную цепь питания: а) зерна — полевка — скворец; б) листья картофеля — колорадский жук — жужелица; в) яблоки — тли — златоглазки. 5. В животноводстве есть такие профессии... а) овощевод; б) ветеринар; в) зоотехник; г) пчеловод. 6. Крупный рогатый скот- это... а) коровы; б) козы; в) быки; г) свиньи. |
Тест «Страницы всемирной истории»
Вариант I 1. Какая эпоха в истории человечества была самой долгой? а) история Новейшего времени; б) история древнего мира; в) первобытная история. 2. В глубине пещер первобытный человек изображал: а) животных; б) людей; в) растительность. 3. На берегах какой реки возникло Египетское государство? а) Нил; б) Дон; в) Нева. 4. Кто, согласно легенде, основал город Рим? а) Рем; б) Ромул; в) Марс. 5. В Средневековье буддизм возник а) в Европе; б) в Индии; в) на Ближнем Востоке. 6. В Средневековье, воина на коне, закованного в латы, в шлеме, с мечом и щитом называли: а) рыцарь; б) ковбой; в) оруженосец. 7. Какой материк называют Новым Светом? а) Африка; б) Америка; в) Антарктида. 8. Кто написал картину «Сикстинская мадонна»? а) Рафаэль Санти; б) Леонардо да Винчи; в) Даниэль Дефо. 9. С какого года мы ведем отсчет истории Новейшего времени? а) 1917; б) 1920; в) 1900. 10. Это техническое изобретение XX века: а) паровоз; б) автомобиль; в) компьютер. | Вариант II 1. Какая эпоха в истории человечества является самой короткой? а) история Средних веков; б) история Новейшего времени; в) история Древнего мира. 2. Первые орудия труда первобытного человека были из: а) камня; б) металла; в) дерева. 3. Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида-... а) Эхнатон; б) Хеопс; в) Тутанхамон. 4. Холм в Афинах, где находились главные храмы города: а) Акрополь; б) Агора; в) Академия. 5. Здания для молитв у мусульман называются: а) церкви,соборы; б) буддистские храмы; в) мусульманские мечети. 6. Металлические буквы в разборном шрифте, предложенном Гуттенбергом, назывались: а) литеры; б) литавры; в) лавры. 7. Кто открыл Америку? а) Фернан Магеллан; б) Христофор Колумб; в) Михаил Лазарев. 8. Кто автор книги «Робинзон Крузо»? а) Даниэль Дефо; б) Жюль Верн; в)Рафаэль Санти. 9. Кто первым побывал на Южном полюсе? а) Роберт Пири; б) Фернан Магеллан; в) Руаль Амундсен. |
Вариант III 1. Следы существования первобытных людей археологи находят: а) в Восточной Африке; б) в Северной Америке; в) в Центральной Европе. 2. Чем занимались мужчины в первобытном обществе? а) выкапывали съедобные корешки; б) ходили на охоту, рыбалку; в) поддерживали огонь. 3. Существо с телом льва и головой человека, «охранявший» гробницы египетских фараонов: а) Сфинкс; б) Апис; в) Хеопс. 4. Какие мероприятия проводились в римском амфитеатре? а) гладиаторские бои; б) театральные представления; в) конные бега. 5. Здание для молитв у христиан называется: а) мусульманские мечети; б) церкви, соборы; в) буддистские храмы. 6. Книгопечатание появилось: а) в Средневековье; б) в Новое время; в) в Древнем Египте. 7. Великий путешественник, который доказал, что Земля имеет форму шара? а) Фаддей Беллинсгаузен; б) Михаил Лазарев; в) Фернан Магеллан. 8. Кто автор книги «Дети капитана Гранта»? а) Жюль Берн; б) Даниэль Дефо; в) Рафаэль Санти. 9. Кто был первым космонавтом? а) Алексей Леонов; б) Юрий Гагарин; в) Валентина Терешкова. 10. В XX веке было изобретено самое разрушительное оружие в истории: а) атомное; б) химическое; в) бактериологическое. |
Тест «Жизнь древних славян»
Вариант I 1. Русские, украинцы и белорусы произошли от: а) восточных славян; б) западных славян; в) южных славян. 2. Древние славяне жили: а) семьями; б) в одиночку; в) племенами. 3. Посуду делали Древние славяне из: а) глины; б) металла; в) дерева. 4. Богом грома и молнии у Древних славян был: а) Зевс; б) Перун; в) Марс. | Вариант II 1. Поселение древних славян раскинулось: а) в западной части Европы; б) в восточной части Европы; в) в центральной Европе. 2. Свои дома славяне строили: а) из камня; б) из кирпича; в) из столбов деревьев. 3. Праздник Ивана Купалы: а) в честь воды; б) в честь Солнца; в) в честь Земли. 4. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься: а) земледелием; б) бортничеством; в) рыболовством. |
Тест «Трудные времена на Руси»
Вариант I 1. Поход монголо-татар возглавил хан... а) Чингисхан; б) Батый; в) Темучин. 2. Какой город первым оказался на их пути? а) Рязань; б) Владимир; в) Новгород. 3. Какой город долго сопротивлялся монголо-татарам? а) Новгород; б) Рязань; в) Козельск. 4. Что выплачивала Русь Золотой Орде? а) выкуп; б) налог; в) дань. | Вариант II 1. Первый удар в 1240 г. на северо-западном рубеже Руси нанесли... а) монголы; б) шведы; в) рыцари-крестоносцы. 2. Разбил шведов на реке Неве князь... а) Александр; б) Ярослав; в) Владимир. 3. Какое прозвище получил новгородский князь за победу над шведами? а) Мудрый; б) Невский; в) Вещий. 4. Когда состоялось Ледовое побоище? а) 5 апреля 1242 года; б) 20 мая 1242 года; в) 5 апреля 1421 года. |
Контрольная работа по теме «Русь расправляет крылья»
Вариант I 1. Какой монгольский хан привел свои войска к реке Угра? а) Мамай; б) Батый; в) Ахмат. 2. Около какой реки происходила Куликовская битва? а) Угра; б) Дон; в) Волга. 3. Сражение на Куликовом поле состоялось... а) 8 сентября 1380 года; б) летом 1380 года; в) осенью 1480 года. 4. Главный храм на Руси: а) Троицкий монастырь; б) Грановитая палата; в) Успенский собор. | Вариант II 1. Зависимость Руси от Орды закончилась... а) в 1480 году; б) в 1380 году; в) в 1242 году. 2. При каком князе Русь полностью освободилась от зависимости Орды? а) Иван Калита; б) Дмитрий Донской; в) Иван III. 3. Были возведены новые кирпичные стены и башни Кремля при... а) Иване Калите; б) Дмитрии Донском; в) Иване III. 4. Объединение разрозненных княжеств на Руси – эта задача стояла при правлении... а) Дмитрия Донского; б) Ивана Калиты; в) Ивана III. |
Тест «Отечественная война 1812года»
Вариант I 1. Во Франции в XVIII веке к власти пришел полководец... а) Багратион; б) Наполеон; в) де Толли. 2. Французская армия вторглась в Россию в... а) 1821 году; б) 1818 году; в) 1812 году. 3. В честь победы над Наполеоном был построен... а) Петропавловский собор; б) Храм Христа Спасителя; в) Спасо-Преображенский собор. 4. После окончания Отечественной войны 1812 года в Москве на а) Минину и Пожарскому; б) Медный всадник; в) Екатерине II. | Вариант II 1. Главнокомандующим русскими войсками был назначен... а) М.И. Кутузов; б) А.В. Суворов; в) Ф.Ф. Ушаков. 2. Бородинская битва произошла... а) 26 января 1812 года; б) 26 августа 1821 года; в) 26 августа 1812 года. 3. Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения? а) оставить Москву; б) дать под стенами Москвы еще одно сражение; в) признать Наполеона победителем. 4. Война 1812 года называется Отечественной потому, что... а) главное сражение произошло под Москвой; б) на войну поднялся весь народ; в) вторжение Наполеона принесло России огромные бедствия. |
Контрольная работа за 4 класс
Вариант III 1. Русский князь, который прибил свой щит к воротам Царьграда. а) Игорь; б) Олег; в) Владимир. 2. Славянскую азбуку создали... а) Кирилл и Мефодий; б) Минин и Пожарский; в) Иоганн Гутенберг. 3. Что выплачивала Русь Орде? а) Налог; б) Выкуп; в) Дань. 4. Как звали князя, который дал битву на Куликовом поле? а) Дмитрий; б) Владимир; в) Ярослав. 5. На какой реке русская рать с Иваном III встретилась с войском хана Ахмата? а) Нева; б) Угра; в) Дон. 6. В каком году был заложен город на Неве? а) 1703; б) 1803; в) 1817. 7. Город Санкт-Петербург начал строиться с... а) Петропавловского собора; б) Крондштата; в) Петропавловской крепости. 8. Кто из военачальников стал генералиссимусом? а) Ф.Ф. Ушаков; б) А.В. Суворов; в) М.И. Кутузов. 9. Когда началась Первая мировая война? а) в 1914; б) в 1917 в) в 1922. 10. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? а) 300 дней; б) 600 дней; в) 900 дней. | Вариант IV 1. Как стали называть в Древней Руси князя Владимира? а) Долгорукий; б) Невский; в) Красное Солнышко. 2. В Древнем Новгороде городом управляли... а)посадники; б) вече; в) бояре. 3. На какой реке князь Александр побил шведов? а) Дон; б) Днепр; в) Нева. 4. Кокой город стал центром княжества при Иване Калите? а) Москва; б) Киев; в) Новгород. 5. Как прозвали князя Дмитрия после Куликовской битвы? а) Невским; б) Донским; в) Мудрым. 6. В каком году Романовы вступили на престол? а) 1613; б) 1720; в) 1813. 7. По предложению Ломоносова в Москве открыли... а) Музей; б) Университет; в) Парк. 8. Какой царь подписал манифест о крестьянской вольности? а) Петр I; б) Николай II; в) Александр II. 9. В каком году появилось новое государство - СССР? а) 1922; б) 1917; в) 1914. 10. Какое событие произошло в 1991 году? а) Первый человек полетел в космос; б) Советский Союз прекратил свое существование; в) Запущен первый спутник земли. |
Список литературы
для учителя:
1. Концепция и программы для начальных классов «Школа России»; часть 1 Программа Плешаков А. А. «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС» Москва, Просвещение, 2010 год стр. 126 – 149.
2 Мир вокруг нас: Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. /[Автор: Плешаков А. А.] Москва, Просвещение, 2009 год
3. Что меня окружает: Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас» для 4 кл.,/ [Авторы: Плешаков А. А., Сонин Н. И. ] Москва, ДРОФА, 2010 год
4. Окружающий мир. Методическое пособие: 4 класс/.,/ Дмитриева О.И. – Москва, ВАКО, 2008 год
для учащихся:
1.Мир вокруг нас: Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. /[Автор: Плешаков А. А.] Москва, Просвещение, 2009 год
2. Что меня окружает: Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас» для 4 кл.,/ [Авторы: Плешаков А. А., Сонин Н. И. ] Москва, ДРОФА, 2013 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...