Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Абросимова Светлана Александровна

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса  разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой, утверждённой Министерством образования и науки РФ (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф,  2010. – 176 с.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_okruzhayushchiy_mir.docx49.55 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса  разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой, утверждённой Министерством образования и науки РФ (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф,  2010. – 176 с.)

        Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

        Задачи начального курса:

- формировать  разнообразные представления о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира;

- обеспечить  осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника;

- формировать  предпосылки  научного мировоззрения;

- формировать  общеучебные  умения  — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений;

- формировать  элементарную  эрудицию ребенка, его общую культуру;

- способствовать  овладению знаниями, превышающими минимум содержания образования;

- воспитывать  эмоционально -положительного взгляд на мир;

- формировать  нравственные и эстетические чувства. 

Рабочая программа рассчитана на 68 часов: 2 часа в неделю.

В авторскую программу  внесены изменения, так как годовой календарный график рассчитан на 35 учебных недель, то авторская программа составлена из расчета 70 часов. Добавлено 2 часа в раздел «Человек и общество, в котором он живёт» в связи с праздничными и каникулярными днями.  

Практические работы (5 часов):

1. «Подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок».

2. «Оказание первой помощи при несчастных случаях».

3.  «Составление режима дня школьника для будней и выходных».

4. «Места сражений».

5. «Места сражений в годы Великой Отечественной войны».

Распределение учебного времени по четвертям:

1 четверть – 18 ч.                            3 четверть – 20 ч.

2 четверть – 14 ч.                            4 четверть – 18 ч.

Для реализации программы используется учебно-методический комплект, включающий:

1.  Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 - х ч. / Н. Ф. Виноградова, Г.С.Калинова -  2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 128 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)

2. Окружающий мир: 4 класс: рабочие  тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Н. Ф. Виноградова – 4-е изд., дораб. -  М.: Вентана-Граф, 2013.- 32с.: ил. (Начальная школа XXI века).

Формы организации учебного процесса.

Формой организации учебного процесса является урок. В ходе обучения осуществляется восприятие, осмысливание, закрепление знаний и применение их на практике. Эти звенья выступают на уроке в различных сочетаниях и определяют разнообразное построение. В связи с этим определились следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, контрольные уроки.

Формами организации учебной деятельности учащихся являются: фронтальная, коллективная (групповая, парная), индивидуальная.

Формы текущего контроля: устный опрос, фиксация результатов наблюдений в дневниках наблюдений; работа с физической картой полушарий; поиск информации в популярной литературе о природе,  в справочных изданиях и словарях, в иллюстрированных определителях растений, атласах, картах; планирование и выполнение мини-проектов, исследований; подготовка сообщений,  письменные проверочные и самостоятельные работы, письменные контрольные работы, тестирование

        Основные требования к уровню подготовки учащихся четвертого класса

        К концу обучения в четвертом классе учащиеся должны (с учетом достигнутого в 1-3 классах):

называть (приводить примеры):

признаки живого организма; признаки, характерные
для человека (в отличие от животных);

основные органы и системы органов человека и их функции;

правила здорового образа жизни;

  • права гражданина и ребенка в России;
  • основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);
  • народы, населяющие Россию;

различать (соотносить):

  • год и век, арабские и римские цифры;
  • искусственные тела (изделия) и тела природы;
  • полезные и вредные привычки;
  • эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.);
  • события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  • раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;
  • применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.); раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;
  • узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (в соответствии с программой);        

составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек — биологическое существо», «Как быть здоровым», Как развить свою память», «Если случилась беда»; «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;

  • объяснять значение понятий «человек — живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «государство», «права ребенка»;
  • в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении к взрослым, детям, знакомым и незнакомым);
  • работать с географической и исторической картами; выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.

                       

Календарно – тематический план

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы

учебного

времени

Плановые

сроки

прохождения

Характеристика основной деятельности ученика

1

Введение

 1 ч.

03.09

2

Человек – живое существо  (организм)

30 ч.

05.09 –

24.12

фиксация результатов наблюдений в дневниках наблюдений; планирование и выполнение мини-проектов, исследований; поиск информации в популярной литературе о природе,  в справочных изданиях и словарях, в иллюстрированных определителях растений, атласах, картах; речевая деятельность

3

Человек и общество, в котором он живёт

37 ч.+2ч.

26.12 – 29.05

планирование и выполнение мини-проектов, исследований; работа с географической и исторической  картами изготовление иллюстрированных рукописных книг («Народов дружная семья», «Памятные места нашего края») речевая деятельность

Итого

70 ч.

Содержание программы

                                   4 класс (70 ч)

                 Введение (1ч.)

        Человек — часть природы. Природа — источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.

        Человек — биологическое существо (организм) (30 ч.)

        Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

        Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.

        Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

        Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

        Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

        Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

        Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

        Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

        Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

        Ты и твоё здоровье. Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.

         Вредные привычки: курение.

        ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на улице. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни ( общее представление о гриппе, аллергии и др.)

        Человек часть природы. Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребёнка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребёнка.

        Человек среди людей.

        Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества культурного человека. Умеем ли мы общаться?

        ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

         Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и признаки заболевания. Правила поведения во время болезней.

        Человек и общество, в котором он живет (39 ч.)

Родная страна от края до края. Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики.

         Почвы России. Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

Рельеф России.  Восточно  – Европейская равнина, Западно  – Сибирская равнина (особенности, положение на карте).

         Как возникали и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлёвские» города. Улицы, история и происхождение названий.

Россия и её соседи. Япония. Китай. Финляндия. Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов)

Человек и культура. Человек – творец культурных ценностей. Что такое культура?

Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в XIX веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.

        Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

        Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.

        Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин - «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).

         Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А.Малявин, К. Малевич и др.). Поэты XX века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л.Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.

        Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России.

         Расширение кругозора школьников. Какие расы живут на Земле. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Первые книги по истории России.

        Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти в России. Первый Президент России. Государственная Дума современной России.

        Человек — воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское     иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

        Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.

        Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

        Расширение кругозора школьников. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

        Экскурсии. В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).

        Практические работы. Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.). Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).

Формы и средства контроля

№п/п

Виды работ

Количество

1

Контрольных работ

4

Итого

4

Контрольная работа (за I    четверть.) по теме «Органы человека»

1. Выпиши название органов, составляющих:

дыхательную систему____________________

нервную систему________________________

кровеносную систему_____________________

пищеварительную систему________________

выделительную систему___________________

2. Опишите, какую роль в организме играет нервная система. Как связаны головной и спинной мозг?

3. Заполни таблицу.

Отдел скелета

Кости и его образующие

Значение

4. Какие функции в организме выполняют мышцы?

5. Заполните таблицу.

Состав крови.

Кровь

6. Что такое дыхание? Из каких этапов складывается дыхательный процесс у человека?

  1. Заполни таблицу.

Органы дыхания.

Название органов

Особенности строения

Функции

  1. Выбери правильный ответ

1)Кровеносная система состоит:

Только из сосудов

Из сосудов и сердца

2)К какой системе относится глотка:

К пищеварительной

К дыхательной

3)Находится ли деятельность спинного мозга под контролем головного мозга?

да

нет

5)Какому отделу мозга принадлежат полушария большого мозга?

Спинному мозгу.

Головному мозгу.

6)Цвет глазу придаёт:

Хрусталик

Зрачок

Радужная оболочка

7)        Осязание - это способность воспринимать:
давление, прикосновение;

 боль;

 вкусовые ощущения.

8)        Орган обоняния находится:

 в слизистой оболочке ротовой полости;

в слизистой оболочке носовой полости;

 в слизистой оболочке языка.

9)        Все ли кости скелета выполняют функции рычагов, с помощью которых осуществляется движение тела:

а) да;

б) нет.

 10  )        Из каких отделов состоит скелет человека:
 скелета головы;

скелета туловища;

скелета конечностей.

11)        У человека более:
 280 мышц;

450 мышц;

 600 мышц.

12)        Являются ли скелетные мышцы активной частью опорно-
двигательного аппарата:

а) да;

б) нет.

13)        Всегда ли человек заболевает при проникновении в его организм болезнетворных бактерий:

а) да;

б) нет.

14)        Сколько групп крови выделяют у человека:

а) две;

б) три;

в) четыре.

15)        Венами называются:

 сосуды, по которым кровь течет к сердцу;

сосуды, по которым кровь течет от сердца;

 мельчайшие кровеносные сосуды.

16)        Относится ли сердце к системе кровообращения:

а) да;

б) нет.

17)        Может ли человек управлять функциями сердца:

а)да;

б) нет.

18)        Кровь по сосудам движется:
 непрерывно;

толчками.

19)        Внутри носовая полость разделена:

а) на две части;

б) три части;

в) четыре части.

20)        В каких органах кровь насыщается кислородом:

а) в легких;

б) в сердце;  

в) в почках.

21)        В теле человека вода в среднем составляет:
 а) 20-25 %;

б) 35-40 %;

 в) 60-65 %.

22)        Из внешней среды организм получает:
 углекислый газ;

а)  кислород,

 б) органические вещества,

 в) минеральные соли,

г) воду;

 д) мочевину, мочевую кислоту.

23)        Откуда организм получает энергию:
а) с пищей;

 б) от солнца.

Контрольная работа (за II четверть) по теме « Здоровье человека»

  1. Напиши  что  такое внимание?---------------------------------------------------------------------------------------------------
  2. Напиши что такое память?--------------------------------------------------------------------------------------------------------
  3. Что такое здоровый образ жизни?----------------------------------------------------------------------------------------------
  4. Как организовать своё время перед сном?-------------------------------------------------------------------------------------
  5. На чём основано здоровое питание человека?----------------------------------------------------------------------------
  6. Какой основной строительный материал нужен организму и в каких продуктах он содержится?-------------
  7. Какой вред приносит организму курение?----------------------------------------------------------------------------------
  8.  Какие вредные вещества содержатся в сигаретном дыме?------------------------------------------------------------
  9. Какие органы особенно страдают от алкоголя?--------------------------------------------------------------------------
  10. Как можно закаливать свой организм? ------------------------------------------------------------------------------------
  11. Какие правила при работе с компьютером надо соблюдать: _____________________________________
  12. Как дышать, если кругом дым?------------------------------------------------------------------------
  13. Чем человек отличается от животных?----------------------------------------------------------------
  14. Почему пожилым людям нужна помощь?--------------------------------------------------------
  15. Назови опасных ядовитых животных:-----------------------------------------------------------

Контрольная работа (за III четверть) по теме «Русское искусство XIX – XX веков»

1. Запиши в таблицу фамилии художников - пейзажистов и портретистов.

    Пейзажисты

 Портретисты

2. Слова «икона» означает______________________________________________________________

3. Напиши,   с   какими   памятниками   архитектуры  

связано  имя  Растрелли?

4. Отметь  век,  который  называют «золотым  веком» русской  культуры.

XVIII        

XIX        

XX               

       5. Самый знаменитый древнерусский иконописец _________________________________________

6. Кто является автором музыки балета «Щелкунчик»

 М.И. Глинка

П.И.Чайковский

7. Отметь, кто является автором картины «Грачи прилетели»

А.К. Саврасов

И.И. Левитан

8. Напиши фамилии поэтов XIX века.

Напиши фамилии художников XIX века._________________________________________________

9.Закончи предложения.

Некрасов- поэт, а     Глинка-_________________________________

Чехов- писатель, а Левитан- _________________________________

Васнецов – художник, а Чайковский-_________________________

10.Напиши фамилии людей прославивших XIX век.

Архитекторы _________________________________________________

Поэты _______________________________________________________

Художники __________________________________________________

11. Кто из писателей XX века создавал произведения

 о природе- ___________________________________________________

о детях- ______________________________________________________

о животных- __________________________________________________

сказки- _______________________________________________________

12. Напиши фамилии композиторов XX века.

13.Найди ошибку.

С.А. Есенин, А.С. Пушкин, В.В. Маяковский – поэты XX века

Контрольная работа (за IV четверть) по теме «Человек -  Защитник своего Отечества»

  1. Напиши, что произошло в эти годы.

1564-…

1755-...

1711-…

988-…

1702-…

1812-…

1941-…

1799-…

1825-…

2. Отметь век, в котором половцы вторглись на русскую землю.

X

XI

XII

XIII
XIV
XV

3.Запиши, как называется музыкальное произведение, посвящённое, борьбе русского народа с польскими захватчиками.___________________________________________________________________

4.Закончи предложения.

Русской армией в 1812 году командовал ________________, а  французской командовал____________. Войну с французской армией называют Отечественной, потому что _____________________________.

5.Отметь век, в котором произошла Куликовская битва.

XI

XII

XIII
XIV
XV

6. Соедини начало и конец поговорки.

Смелость                                пуля боится

Смелого                                 молодцу краса

Смелые глаза                         и пенёк волк

Трусливому зайцу                  города берёт

7.Закончи предложения.

Городами первого салюта были______________________________________________________________

Акт о капитуляции Германии был подписан____________________________________________________
8.Запиши ответ на вопрос.

Каковы права и обязанности гражданина России? _______________________________________________

 9.Отметь правильное высказывание.

На флаге России две полосы -  красная и  голубая.

Флаг России красный.

На флаге России три полосы - белая, синяя, красная.

10.Закончи предложения.

Я живу в Республике------------------------------------------------

Государственный язык России------------------------------------

Глава нашего государства-----------------------------------------

10.Придумай  и  нарисуй условные значки,  которые

соответствуют этим  событиям.

Открытие  первой  русской  типографии.

Монголо-татарское  иго.

Открытие  Большого  театра.

 Основание  Москвы.

Учебно-методические средства обучения

Литература

Для учителя:

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 классы. Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2005.
  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 3-4 классы. Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  3. Виноградова Н.Ф., Соколова Л.А. Твоя Родина – Россия. – М.: Просвещение, 2006
  4. Журова Л.Е. Беседы с учителем. Четвёртый класс четырёхлетней начальной школы. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  5. Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е. Э. и др. Проверочные тестовые работы. Учебное пособие для 4 класса. – М.: Вентана-Граф, 2007.

Для ученика:

    1. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 - х ч. /

Н. Ф. Виноградова, Г.С.Калинова -  2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 128 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)

   2. Окружающий мир: 4 класс: рабочие  тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Н. Ф. Виноградова – 4-е изд., дораб. -  М.: Вентана-Граф, 2013.- 32с.: ил. (Начальная школа XXI века).

   3. Плешаков А.А. Зелёные страницы. М.: Просвещение, 1995

Оборудование:

  1. Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
  2. Учебные диски:

- Большая детская энциклопедия

Таблицы:

           Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в произведениях живописи  – дидактические материалы 1-4 классы

  • Произведения изобразительного искусства.
  • Набор рисунков «Тела живой и неживой природы».
  • Схема строения Солнечной системы.
  • Глобус.
  • Физическая карта полушарий.
  • Физическая карта России.
  • Набор демонстрационных карточек «Условные знаки».
  • Карта природных зон
  • Политическая карта мира
  • Таблица  «Кожа человека и уход за ней»
  • Таблица «Скелет человека»
  • Таблица «Берегите позвоночник от искривления»
  • Таблица «Берегите зрение»
  • Таблица «Берегите зубы»
  • Таблица «Пища»
  • Таблица «Утренняя зарядка»
  • Таблица «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
  • Таблица «Физический труд»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...