рабочая программа по окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass.docx | 35.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1.1. Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса «Окружающий мир», автором которой является А. А. Плешаков. Программа рассчитана на 68 часов. Программа подкрепляется учебником «Окружающий мир» автор А. А. Плешаков для 3 класса (М.: Просвещение). Программа составлена для 3 класса общеобразовательной школы.
1.2. Цели изучения предмета:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально - научного познания и эмоционально- ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи изучения предмета:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия мира, своего места в нем;
- формирования модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирования психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Концепция, заложенная в содержании учебного материала.
Специфика курса состоит в том, что он соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания .При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке и т. д.
Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществляется на основе следующих ведущих идей:
- Идея многообразия мира.
- Идея экологической ценности мира.
- Идея уважения к миру.
В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы мы придаем новым для практики начальной школы видам деятельности, к которым относятся:
- Распознавание природных объектов с помощью специального атласа-определителя.
- Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей)
- Эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения нем , оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место, поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
1.3. Авторская программа рассчитана на 68 часов.
1.4. Срок реализации программы 1 год.
1.5. При обучении окружающему миру используется системно-деятельностный подход. Основная форма обучения – урок. По характеру познавательной деятельности используются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый методы; по источнику получения знаний – наглядный, словесный, практический методы.
1.6. Знания, умения и навыки учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, а также тестовых работ.
Содержание материала, усвоение которого проверяется и оценивается, определяется программой по окружающему миру для четырехлетней школы. С помощью устного опроса и тестовых работ проверяется усвоение основных наиболее существенных вопросов программного материала каждого года обучения. При проверке выявляется не только осознанность знаний и сформированность навыков, но и умения применять их к решению учебных и практических задач.
Наряду с общеобразовательными задачами на уроке решаются задачи коррекционные:
- совершенствование движений и сенсорного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук, развитие навыков каллиграфии, развитие артикулярной моторики.
- коррекция отдельных сторон психических действий: развитие зрительного восприятия и узнавания, развитие зрительной памяти и внимания, формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), развитие пространственных представлений и ориентации, развитие представлений о времени, развитие слуховой памяти и внимания, развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
- развитие основных мыслительных операций: навыки соотносительного анализа, навыки группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями), умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму, умение планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.
- развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словарно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями).
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи, владение техникой чтения, речи;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Для решения этих задач специальные развивающие задания вводятся в традиционный учебный процесс в качестве составной части предмета. Задания классифицированы по целям воздействия, что позволяет облегчить выбор упражнений, соответствующих целям и задачам конкретного урока, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям (Приложение 1).
Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие познавательной и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный фон способствует развитию учебной мотивации, что является условием для успешного протекания учебной деятельности.
Задания, игры и упражнения, используемые на уроках, представлены в авторской программе Бабкиной Н.В. «Интеллектуальное развитие младших школьников»
Тематический план
№ | № п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В т.ч. на практические занятия. |
1 | Раздел «Как устроен мир» (6 ч) | Тест-1 | ||
1 | 1.1 | Природа | 1 | |
2 | 1.2 | Человек | 1 | |
3 | 1.3 | Проект «Богатства, отданные людям» | 1 | |
4 | 1.4 | Общество | 1 | |
5 | 1.5 | Что такое экология? | 1 | |
6 | 1.6 | Природа в опасности! | 1 | |
2 | Раздел «Эта удивительная природа» (18ч) | Пр.р. – 3 Тест-1 | ||
7 | 2.1 | Тела, вещества, частицы. | 1 | |
8 | 2.2 | Разнообразие веществ. | 1 | Пр.р |
9 | 2.3 | Воздух и его охрана. | 1 | |
10 | 2.4 | Вода. | 1 | Пр.р |
11 | 2.5 | Превращения и круговорот воды | 1 | |
12 | 2.6 | Берегите воду! | 1 | |
13 | 2.7 | Как разрушаются камни. | 1 | |
14 | 2.8 | Что такое почва? | 1 | Пр.р |
15 | 2.9 | Разнообразие растений. | 1 | |
16 | 2.10 | Солнце, растение и мы с вами. | 1 | |
17 | 2.11 | Размножение и развитие растений. | 1 | |
18 | 2.12 | Охрана растений. | 1 | |
19 | 2.13 | Разнообразие животных. | 1 | |
20 | 2.14 | Кто что ест? Проект « Разнообразие природы родного края» | 1 | |
21 | 2.15 | Размножение и развитие животных. | 1 | |
22 | 2.16 | Охрана животных. | 1 | |
23 | 2.17 | В царстве грибов. | 1 | |
24 | 2.18 | Великий круговорот в жизни. | 1 | |
3 | Раздел «Мы и наше здоровье» (10 ч) | Пр.р. – 3 Тест-1 | ||
25 | 3.1 | Организм человека. | 1 | Пр. р. |
26 | 3.2 | Органы чувств. | 1 | |
27 | 3.3 | Надежная защита организма. | 1 | Пр. р. |
28 | 3.4 | Опора тела и движение. | 1 | |
29 | 3.5 | Наше питание. Проект «Школа кулинара» | 1 | |
30 | 3.6 | Дыхание и кровообращение. | 1 | Пр. р. |
31 | 3.7 | Умей предупреждать болезни. | 1 | |
32 | 3.8 | Здоровый образ жизни. | 1 | |
33 | 3.9 | Проверим и оценим свои достижения. (тест) | 1 | |
34 | 3.10 | Презентация проектов: «Богатства, отданные людям», « Разнообразие природы родного края», «Школа кулинара». | 1 | |
4 | Раздел «Наша безопасность» (7 ч) | Пр. р. – 1 Тест-1 | ||
35 | 4.1 | Огонь, вода и газ. | 1 | |
36 | 4.2 | Чтобы путь был счастливым. | 1 | |
37 | 4.3 | Дорожные знаки. | 1 | |
38 | 4.4 | Проект «Кто нас защищает» | 1 | |
39 | 4.5 | Опасные места. | 1 | |
40 | 4.6 | Природа и наша безопасность. | 1 | |
41 | 4.7 | Экологическая безопасность. | 1 | Пр. р. |
5 | Раздел «Чему учит экономика» (12 ч) | Пр. р. – 2 Тест-1 | ||
42 | 5.1 | Для чего нужна экономика | 1 | |
43 | 5.2 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 | |
44 | 5.3 | Полезные ископаемые. | 1 | |
45 | 5.4 | Растениеводство. | 1 | Пр. р. |
46 | 5.5 | Животноводство. | 1 | |
47 | 5.6 | Какая бывает промышленность? | 1 | |
48 | 5.7 | Проект «Экономика родного края» | 1 | |
49 | 5.8 | Что такое деньги? | 1 | Пр. р. |
50 | 5.9 | Государственный бюджет. | 1 | |
51 | 5.10 | Семейный бюджет. | 1 | |
52 53 | 5.11 5.12 | Экономика и экология. | 2 | |
6 | Раздел «Путешествие по городам и странам» (15 ч) | Тест-1 | ||
54-56 | 6.1- 6.3 | Золотое кольцо России. | 3 | |
57 | 6.4 | Проект «Музей путешествий» | 1 | |
58 | 6.5 | Наши ближайшие соседи. | 1 | |
59 | 6.6 | На севере Европы. | 1 | |
60 | 6.7 | Что такое Бенилюкс? | 1 | |
61 | 6.8 | В центре Европы. | 1 | |
62 | 6.9 | По Франции и Великобритании. (Франция) | 1 | |
63 | 6.10 | По Франции и Великобритании. (Великобритания) | 1 | |
64 | 6.11 | На юге Европы. | 1 | |
65 | 6.12 | По знаменитым местам мира. | 1 | |
66 | 6.13 | Проверим и оценим свои достижения. (тест) | 1 | |
67 68 | 6.14 6.15 | Презентация проектов: «Кто нас защищает», «Экономика родного края» , «Музей путешествий». | 2 |
Содержание учебного материала
Раздел 1 «Как устроен мир» Природа. Человек. Проект «Богатства, отданные людям». Общество. Что такое экология? Природа в опасности!
Раздел 2 «Эта удивительная природа». Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговорот воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва? Разнообразие растений. Солнце, растение и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что ест? Проект « Разнообразие природы родного края». Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот в жизни.
Раздел 3 «Мы и наше здоровье», нацелен на формирование представлений о человеке как части живой природы. Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Проект «Школа кулинара». Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. Проверим и оценим свои достижения. Презентация проектов: «Богатства, отданные людям», « Разнообразие природы родного края», «Школа кулинара».
Раздел 4 «Наша безопасность» Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Проект «Кто нас защищает». Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.
Раздел 5 «Чему учит экономика». Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность? Проект «Экономика родного края». Что такое деньги? Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.
Раздел 6 «Путешествия по городам и странам». Золотое кольцо России. Проект «Музей путешествий». Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс? В центре Европы. По Франции и Великобритании. (Франция). По Франции и Великобритании. (Великобритания). На юге Европы. По знаменитым местам мира. Проверим и оценим свои достижения. Презентация проектов: «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»
Перечень практических работ
- Практическая работа: «Обнаружение крахмала в продуктах питания»
- Практическая работа : «Исследовать свойства воды»
- Практическая работа : «Исследовать состав почвы»
- Практическая работа: «Измерение роста и массы тела человека»
- Практическая работа: «Изучить свойства кожи»
- Практическая работа: «Измерение пульса на запястье при разной нагрузки»
- Практическая работа: Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды»
- Практическая работа: «Исследовать сельскохозяйственное растение и описывать его по плану»
- Практическая работа: «Рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их»
Перечень проектов
- Проект «Богатства, отданные людям»
- Проект « Разнообразие природы родного края»
- Проект «Школа кулинара»
- Проект «Кто нас защищает»
- Проект «Экономика родного края»
- Проект «Музей путешествий»
Перечень тестов
- Тест по теме: «Как устроен мир»
- Тест по теме: «Эта удивительная природа»
- Тест по теме: «Мы и наше здоровье»
- Тест по теме: «Наша безопасность»
- Тест по теме: «Чему учит экономика»
- Тест по теме: «Путешествие по городам и странам»
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Знания и умения учащихся по ознакомлению с окружающим миром оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ, тестов.
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Оценка «5» ставится ученику, если он все предложенные задания выполнены правильно;
Оценка «4» ставится ученику, если он все задания выполнил с незначительными погрешностями;
Оценка «3» ставится ученику, если он выполнил отдельные задания.
Оценка «2» ставится ученику, если он не справился с выполнением большей части предложенных заданий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя
- Плешаков А. А., Александрова В. П., Борисова С. А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 3 класс.
- Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011
- Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2011
- Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч.-М.: Просвещение, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...