Календарно- тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме
Рабочие программы составлены для 2 класса по УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr._mir_2_kl.doc | 248 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир 2 класс | |||||||||
№ п/п | Тема урока | Тип урока Кол-во.час. | Планируемые результаты | Познавательные УУД | Личностные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | Дата | |
Где мы живём?(4ч) | |||||||||
1 | Родная страна. | Комбинированный 1ч | Учащиеся осознают себя жителями планеты Земля; научатся приводить примеры народов России; различать государственные символы России; анализировать информацию. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать со взрослыми. Извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||
2 | Город и село. | Комбинированный 1ч | Уч-ся научатся объяснять характерные особенности городских и сельских поселений; собирать информацию для проекта; работать в группе. | Подбирать фотографии или фотографировать достопримечательности своей малой родины, собирать информацию о выдающихся земляках по краеведческой литературе или с помощью интервьюирования. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в паре: сравнивать городской и сельский дома; описывать интерьер городской квартиры и сельского дома | Оценить свои достижения в реализации проекта. | ||
3 | Природа и рукотворный мир. | Комбинированный 1ч | Уч-ся научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру; различать объекты природы и предметы рукотворного мира; делать выводы из учебного материала. | Приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира, заполнять таблицу в рабочей тетради. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в паре6 классифицировать объекты окружающего мира, обозначать их цветными фишками Работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» | Комбинированный 1ч | Уч-ся научатся оценивать свои достижения. | Приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира, | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | ||
Природа (20ч) | |||||||||
5 | Неживая и живая природа. | Комбинированный 1ч | Учащиеся осознают ценность природы; научатся различать объекты живой и неживой природы. | Классифицировать объекты природы по существенным признакам, различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ, обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
6 | Явления природы. | Комбинированный 1ч | Уч-ся научатся узнавать изученные объекты живой и неживой природы; измерять температуру воздуха, тела человека; анализировать иллюстрации учебника; делать выводы из изученного материала. | Приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений, анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по характерным природным явлениям. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в паре: различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
7 | Что такое погода. | Комбинированный 1ч | Уч-ся научатся наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде; составлять план рассказа и рассказывать по плану. | Наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса, характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в паре: составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по этому плану . Работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать результаты в «Научном дневнике». | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
8 | В гости к осени (экскурсия). | Экскурсия 1ч | Учащиеся осознают необходимость бережного отношения к природе; научатся наблюдать изменения в неживой и живой природе и устанавливать взаимосвязь между ними. | Наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимосвязь между ними. | Понимать учебные задачи экскурсии и стремиться их выполнять. | Оценивать результаты своих товарищей на экскурсии. | Оценивать результаты своих достижений на экскурсии. | ||
9 | В гости к осени (урок). | Комбинированный 1ч | Учащиеся осознают ценность природы для себя лично; научатся наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в неживой и живой природе; выступать с сообщениями. | Рассказывать об осенних явлениях в живой и неживой природе родного края, сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступать с сообщениями по изученному материалу. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
10 | Звёздное небо. | Комбинированный 1ч | Уч-ся научатся наблюдать звёздное небо и находить на нём изученные созвездия; сопоставлять иллюстрации учебника с описанием. | Находить на рисунке знакомые созвездия, сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, находить на нём изученные созвездия, пользоваться для поиска созвездий атласом – определителем. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
11 | Заглянем в кладовые земли. | Комбинированный 1ч | Учащиеся осознают значимость горных пород и минералов для жизни человека; научатся различать составные части гранита, а также горные породы и минералы. | Практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды, различать горные породы и минерал | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в паре: с помощью атласа-определителя приводить примеры горных пород и минералов, готовить краткие сообщения о них. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
12-13 | Про воздух и про воду. | Комбинированный 2ч | Учащиеся осознают значение воздуха и воды для растений, животных и человека; научатся анализировать схемы | Рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
14 | Какие бывают растения. | Комбинированный 1ч | Уч-ся научатся классифицировать растения; приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; работать со схемами. | Устанавливать по схеме различия между группами растений, приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края. Оценивать эстетическое воздействие растений на человека. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку. Работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ о красоте растений. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
15 | Какие бывают животные. | Комбинированный 1ч | Учащиеся осознают необходимость бережного отношения к животным разных групп; выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; выступать с сообщениями. | Сравнивать животных на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки. Работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
16 | Невидимые нити. | Комбинированный 1ч | Учащиеся осознают необходимость сохранения живой и неживой природы; научатся устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих связей. | Устанавливать взаимосвязи в природе6 между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи; выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих связей. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
17 | Дикорастущие и культурные растения. | Комбинированный 1ч | Учащиеся осознают роль растений в жизни человека; научатся сравнивать и различать дикорастущи и культурные растения; находить новую информацию в текстах. | Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в группе: приводить примеры дикорастущих и культурных растений; классифицировать культурные растения по определённым признакам. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
18 | Дикие и домашние животные. | Комбинированный 1ч | Учащиеся осознают значение животных для человека; научатся сравнивать и различать диких и домашних животных. | Сравнивать и различать диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека, рассказывать о значении дом.животных и уходе за ними. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
19 | Комнатные растения. | Комбинированный 1ч | Уч-ся научатся узнавать и называть комнатные растения; ухаживать за комнатными растениями; делать выводы из изученного материала. | Узнавать комнатные растения на рисунках, оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в паре: определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса, находить в атласе -определителе информацию о них | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
20 | Животные живого уголка. | Комбинированный 1ч | Учащиеся осознают значение содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека; научатся ухаживать за животными живого уголка; использовать информацию из атласа-определителя. | Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними, рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в паре: определять животных живого уголка с помощью атласа определителя и учебника; использовать информацию для подготовки сообщения. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
21 | Про кошек и собак. | Комбинированный 1ч | Учащиеся осознают необходимость нести ответственность за домашних животных; научатся приводить разных пород кошек и собак, пользуясь атласом-определителем. | Определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом-определителем, обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в группе: использовать тексты учебника как образец для выполнения заданий. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
22 | Красная книга. | Комбинированный 1ч | Учащиеся осознают ответственность за сохранение природы; научатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; читать текст учебника и использовать полученную информацию для сообщения. | Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных, предлагать и обсуждать меры по их охране. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
23 | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту» | Комбинированный 1ч | Учащиеся осознают, что нельзя быть жестоким по отношению к любому живому существу; научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе; делать выводы из изученного материала, работать в группе. | Извлекать информацию из различных источников, составлять собственную Красную книгу. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Распределять обязанности по выполнению проекта. | Оценивать свои достижения в выполнении проекта. | ||
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | Комбинированный 1ч | Уч-ся научатся оценивать свои достижения. | Извлекать информацию из различных источников, | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. | Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. | ||
Жизнь города и села (10ч) | |||||||||
25 | Что такое экономика. | Комбинированный 1ч | Учащиеся осознают сопричастность членов семьи к областям экономики страны; научатся объяснять что такое экономика, и называть её составные части; извлекать из различных источников новые сведения; готовить сообщения. | Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов, моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом. | Читать предложенный текст, находить в нём ответы на поставленные вопросы, формулировать собственные вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников. | ||
26 | Из чего что сделано. | Комбинированный 1ч | Уч-ся научатся классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам; делать выводы из изученного материала. | Классифицировать предметы по характеру материала, обозначать соответствующие иллюстрации цветными фишками. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в группе: по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
27 | Как построить дом. | Комбинированный 1ч | Уч-ся научатся выявлять характерные особенности возведения многоэтажного городского и одноэтажного сельского домов; использовать свои наблюдения в разных видах деятельности. | Рассказывать о строительстве городского и сельского домов. Читать текст учебника, находить названные в нём машины на рисунке. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; узнавать на иллюстрациях учебника строительные машины и строительные материалы. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
28 | Какой бывает транспорт. | Комбинированный 1ч | Уч-ся запомнят номера телефонов экстренных служб; научатся классифицировать транспортные средства; составлять общий план рассказа. | Узнавать по фотографиями транспортных служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного транспорта, используя информацию из учебника и дополнительных источников. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
29 | Культура и образование. | Комбинированный 1ч | Учащиеся осознают необходимость посещения культурных учреждений; научатся различать учреждения культуры и образования и приводить соответствующие примеры. | Различать учреждения культуры и образования, узнавать их по фотографиям, приводить примеры учреждений культуры и образования. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них; с помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию в любой музей. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии». | Комбинированный 1ч | Уч-ся узнают о профессии своих родителей и старших членов своей семьи; научатся определять названия профессий по характеру деятельности; читать и обсуждать прочитанное. | Рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях родителей и старших членов семьи. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Распределять обязанности по подготовке проекта, интервьюировать респондентов об особенностях их профессий. Работать в паре6 определять названия профессий по характеру деятельности. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
31 | В гости к зиме (экскурсия). | Экскурсия 1ч | Уч-ся научатся наблюдать за зимними природными явлениями; проводить исследование. | Наблюдать за зимними погодными явлениями, обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни. | Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнять. | Оценивать свои достижения и поведение во время экскурсии. | |||
32 | В гости к зиме (урок). | Комбинированный 1ч | Учащиеся осознают необходимость охранять природу, правильно вести себя на улице зимой; научатся обобщать наблюдения за зимними природными явлениями; готовить сообщения и выступать с ними. | Обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий и в предшествующие дни зимы. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в группе6 знакомиться по материалам учебника с изменениями в неживой и живой природе зимой. Работать со взрослыми6 вести наблюдения в природе, фиксировать их в «Научном дневнике». | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | Комбинированный 1ч | Уч-ся научатся оценивать свои достижения. | Извлекать информацию из различных источников, | Выполнять тестовые задания учебника. | Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. | Выполнять тестовые задания учебника. | ||
34 | Презентация проектов «Родной город (село), «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». | Комбинированный 1ч | Уч-ся расширят и углубят знания по выбранной теме; научатся выступать с подготовленным сообщением; отвечать на вопросы; адекватно оценивать собственные знания и навыки. | Извлекать информацию из различных источников, | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. | Обсуждать выступления учащихся. | Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | ||
Здоровье и безопасность(9ч). | |||||||||
35 | Строение тела человека. | Комбинированный 1ч | Учащиеся осознают необходимость безопасного и здорового образа жизни; научатся называть и показывать внешние части тела человека; извлекать из текста нужную информацию. | Называть и показывать внешние части тела человека, определять на рисунке учебника или на муляже положение внутренних органов человека. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работа в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагать вопросы по содержанию текста, оценивать ответы одноклассников. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
36 | Если хочешь быть здоров. | Комбинированный 1ч | Учащиеся осознают необходимость безопасного и здорового образа жизни, соблюдения режима дня, научатся формулировать правила личной гигиены; делать выводы из изученного материала | Рассказывать о своём режиме дня; составлять рациональный режим дня школьника; формулировать правила личной гигиены; характеризовать назначение предметов гигиены. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в паре: различать продукты растительного и животного происхождения, осуществлять самопроверку. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
37 | Берегись автомобиля! | Комбинированный 1ч | Учащиеся осознают необходимость соблюдения правил дорожного движения; научатся узнавать дорожные знаки и объяснять, что они обозначают. | Моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
38 | Школа пешехода. | Комбинированный 1ч | Учащиеся осознают необходимость соблюдения правил дорожного движения; научатся соблюдать изученные правила безопасности, делать выводы из изученного материала. | Практическая работа: учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работа в группе: формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
39 | Домашние опасности. | Комбинированный 1ч | Учащиеся осознают необходимость соблюдения правил безопасного поведения в быту; научатся объяснять потенциальную опасность бытовых предметов; делать выводы из изученного материала. | Объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в группе: на основе текста учебника формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
40 | Пожар. | Комбинированный 1ч | Уч-ся запомнят правила предупреждения пожара; научатся вызывать пожарных по телефону; обсуждать рассказ; делать выводы из изученного материала | Запомнить правила предупреждения пожара; моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в паре: рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; читать и обсуждать рассказ «Гори костёр» в книге «Великан на поляне». | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
41 | На воде и в лесу. | Комбинированный 1ч | Уч-ся запомнят правила поведения во время купания; научатся избегать опасности в лесу и на воде; делать выводы из изученного материала. | Характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; запомнить правила поведения во время купания. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в паре: различать съедобные и ядовитые грибы, обозначать их на рисунке фишками разного цвета, осуществлять контроль и коррекцию. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
42 | Опасные незнакомцы. | Комбинированный 1ч | Уч-ся запомнят правила поведения при контакте с незнакомцами; научатся предвидеть опасность; пользоваться правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми; делать выводы из изученного материала | Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми; предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в группе: по материалам учебника осваивать правила поведения в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
43 | Проверим и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность | Комбинированный 1ч | Уч-ся научатся оценивать свои достижения. | Извлекать информацию из различных источников, | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. | Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. | ||
Общение (7ч). | |||||||||
44 | Наша дружная семья. | Комбинированный 1ч | Учащиеся осознают ценность традиций своей семьи; научатся объяснять, что такое культура общения; делать выводы из изученного материала | Формулировать понятие «культура общения», обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи, моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||
45 | Проект «Родословная». | Комбинированный 1ч | Уч-ся узнают родословную своей семьи; научатся составлять родословное древо семьи; собирать информацию; работать в группе. | Интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях; отбирать фотографии из семейного архива. | Оценивать свои достижения. | ||||
46 | В школе. | Комбинированный 1ч | Учащиеся осознают себя членами классного коллектива; научатся обсуждать вопрос о культуре общения в школе; оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы и недопустимы в школе, делать выводы из изученного материала. | Формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Обсуждать вопрос о культуре общения в школе. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
47 | Правила вежливости. | Комбинированный 1ч | Уч-ся научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми; обсуждать вопрос о культуре поведения. | Обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
48 | Ты и твои друзья. | Комбинированный 1ч | Учащиеся осознают необходимость культурного поведения в гостях, за столом; научатся формулировать правила этикета; работать с пословицами. | Моделировать правила поведения за столом; формулировать правила этикета в гостях. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; обсуждать проблему подарка в день рождения друга. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
49 | Мы – зрители и пассажиры. | 1ч Комбинированный | Уч-ся научатся вести себя в общественных местах; делать выводы из изученного материала; отвечать на вопросы. | Обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Обсуждать правила поведения в театре и формулировать их, возражая советам Попугая. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
50 | Проверим и оценим свои достижения по разделу «Общение». | Комбинированный 1ч | Уч-ся научатся оценивать свои достижения. | Извлекать информацию из различных источников, | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. | Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. | ||
Путешествия (18ч) | |||||||||
51 | Посмотри вокруг. | Комбинированный 1ч | Уч-ся научатся различать стороны горизонта и обозначать их на схеме; анализировать текст учебника; делать выводы из изученного материала | Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; различать стороны горизонта, обозначать их на схеме. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в паре: находить на схеме и называть указанные стороны горизонта, моделировать стороны горизонта. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
52-53 | Ориентирование на местности. | 2 Комбинированный ч | Уч-ся научатся ориентироваться на местности с помощью компаса. Уч-ся научатся ориентироваться по местным природным признакам. | Практическая работа: знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивать приёмы ориентирования по компасу. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в паре6 находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём городе (селе) | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
54 | Формы земной поверхности. | Комбинированный 1ч | Уч-ся научатся различать формы земной поверхности; работать со схемой. | Сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в паре: сравнивать по схеме холм и гору, осуществлять самопроверку с помощью текста учебника; характеризовать (на основе наблюдений) поверхность своего края. Работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота гор». | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
55 | Водные богатства. | Комбинированный 1ч | Уч-ся научатся называть части реки; анализировать схему. | Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в паре: анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки по схеме, осуществлять самопроверку. Работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота моря». | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
56 | В гости к весне (экскурсия). | Экскурсия 1ч | Уч-ся научатся наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы; оценивать воздействие пробуждения природы на человека. | Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц. и т.д | Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнять. | Оценивать свои достижения на экскурсии. | Формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека. | ||
57 | В гости к весне (урок) | Комбинированный 1ч | Уч-ся научатся замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; находить в тексте нужную информацию | Рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; моделировать взаимосвязи весенних явлений в живой и неживой природе. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||
58 | Россия на карте. | Комбинированный 1ч | Учащиеся осознают величие нашей страны; освоят приёмы чтения карты; научатся показывать на карте РФ; делать выводы из изученного материала | Сравнивать изображение России на глобусе и карте; учиться правильно показывать объекты на настенной карте. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в паре: соотносить пейзажи России, обозначать их фишками с соответствующими номерами; осваивать приёмы чтения карты. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
59 | Проект «Города России». | Комбинированный 1ч | Уч-ся узнают новую информацию о городах России; испытают чувство гордости за свою страну; научатся собирать информацию; работать в группе. | Составлять презентацию своего исследования, снабдив её фотографиями, презентовать свои проекты. | Распределять обязанности по выполнению проекта. | Оценивать достижения свои и товарищей. | |||
60 | Путешествие по Москве. | Комбинированный 1ч | Уч-ся научатся находить Москву на карте России; называть основные достопримечательности столицы; делать выводы из изученного материала. | Отличать герб Москвы от гербов других городов, находить Москву на карте России; знакомиться с планом Москвы. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в паре6 соотносить фотографии достопримечательностей Москвы с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты. Работать со взрослыми6 совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
61 | Московский Кремль. | Комбинированный 1ч | Учащиеся осознают значение Кремля для жителей России; научатся рассказывать о достопримечательностях Кремля и Красной площади; читать текст учебника и находить в нём нужные сведения. | Обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России, читать текст учебника, находить в нём сведения из истории Кремля в соответствии с предложенными вопросами. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в паре: находить на фотографии в учебнике достопримечательности Кремля, рассказывать о них по фотографии; извлекать из дополнительной литературы информацию о достопримечательностях Кремля и готовить сообщение по предложенному плану. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
62 | Город на Неве. | Комбинированный 1ч | Уч-ся научатся находить Санкт Петербург на карте России; находить в тексте нужную информацию; предлагать вопросы по содержанию текста. | Находить Санкт-Петербург на карте России; знакомиться с планом Санкт-Петербурга, находить на нём достопримечательности города. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в паре6 соотносить фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга с собственными наблюдениями. Работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
63 | Путешествие по планете. | Комбинированный 1ч | Учащиеся осознают масштабность нашей планеты, а себя – её жителями; научатся находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; делать выводы из изученного материала. | Сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в паре: соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира, обозначать их фишками с соответствующими номерами. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
64 | Путешествие по материкам. | Комбинированный 1ч | Учащиеся осознают масштабность нашей планеты, а себя- её жителями; научатся находить материки на карте мира; работать в группе; готовить сообщения и выступать с ними перед классом. | Находить материки на карте мира; предлагать вопросы по содержанию сообщений, оценивать ответы одноклассников. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; готовить сообщения и выступать с ними перед классом. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
65 | Страны мира. Проект «Страны мира». | Комбинированный 1ч | Учащиеся осознают себя жителями великой страны; научатся различать физическую и политическую карты мира; показывать на политической карте мира территорию России; пользоваться дополнительной литературой для получения информации. | Сравнивать физическую и политическую карты мира; находить и показывать на политической карте мира территорию России, других стран. | Работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей отдельных стран с местоположением этих стран на политической карте, обозначать эти страны соответствующими фишками. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||
66 | Впереди лето. | Комбинированный 1ч | Уч-ся узнают о жизни насекомых и растений летом; научатся работать с атласом –определителем. | Определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа- определителя , приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Работать со взрослыми: за лето подготовить фоторассказы или выполнить рисунки по темам «Красота лета», «Красота животных». | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | Комбинированный 1ч | Уч-ся научатся оценивать свои достижения. | Рассказывать о красоте природы по своим наблюдениям | Выполнять тестовые задания учебника. | Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. | Выполнять тестовые задания учебника. | ||
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | Комбинированный 1ч | Уч-ся расширят и углубят знания по выбранной теме; научатся выступать с подготовленным сообщением; отвечать на вопросы. | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. | Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | Обсуждать выступления учащихся. |
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования в соответствии с Примерными программами по окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса «Окружающий мир» А.А. Плешакова. Москва, Просвещение, 2010 г. УМК «Школа России».
Учебно-методический комплекс: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. Учебник для 1 класса. – М., Просвещение, 2011 г. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. – М., Просвещение, 2011 г.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (270ч)
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Resource id #2972
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса
Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты»....