Развитие креативного мышления учащихся на уроках окружающего мира.
занимательные факты по окружающему миру (3 класс) по теме

 

Есть великая формула К.Э.Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “ Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще неизвестные”.Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

 Какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, одной из приоритетных развивающих, общеобразовательных и воспитательных задач всегда было и остается развитие креативного  мышления учащихся.

Всем известна детская любознательность: интерес к природе, людям, социальным явлениям. Этот интерес связан с потребностями детей в младшем школьном возрасте. Если учитель работает в зоне ближайшего развития, то интерес к мышлению углубляется. Это необходимое условие  для развития  креативного мышления и познавательной деятельности школьников.

Учитывая психологические особенности младшего школьника, процесс познания должен вызывать устойчивый эмоциональный интерес ребёнка к  приобретению знаний. Для этого я используют целый спектр методических приёмов:

  • Наглядность;
  • Художественное слово;
  • Технические средства;
  • Игру

 

Очень развивает креативное мышление  детей познавательные диалоги: «Овощи,фрукты – витаминные продукты» ; «Режиму дня –мы друзья!»,«Дорожный знак –тебе не враг!»и т.д.Учитель ставит задачу  перед детьми .Ребята обсужают ,а затем делают выводы.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                           Тихонова И.В.

Развитие креативного  мышления  учащихся  на  уроках   окружающего  мира

Дети должны жить в мире красоты,игры,

сказки,музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В.А.Сухомлинский

 Какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, одной из приоритетных развивающих, общеобразовательных и воспитательных задач всегда было и остается развитие креативного  мышления учащихся.

Все согласятся с тем, что содержание уроков окружающего мира в наибольшей степени способствует и развитию креативного мышления к  учебно-познавательной деятельности. Вместе с тем я знаю, что на «голом месте» творческий интерес  у детей не возникает. Его нужно поддерживать и развивать.

Всем известна детская любознательность: интерес к природе, людям, социальным явлениям. Этот интерес связан с потребностями детей в младшем школьном возрасте. Если учитель работает в зоне ближайшего развития, то интерес к мышлению углубляется. Это необходимое условие  для развития  креативного мышления и познавательной деятельности школьников.

Креативное мышление учащихся процесс  формирования  и совершенствования  всех видов, форм и операций мышления, выработку умений и навыков применения законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую.

 У ребенка с самого детства развивается как критическое, так и творческое мышление, и нужно заботиться о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте. Если человеком высказывается собственная идея, то он сам должен ее сразу же критически осмыслить. Если оригинальная новая мысль, высказана кем-то другим, то наряду с ее критикой, необходимо обязательно предлагать свою. В жизни большинства людей, для того чтобы их творческая отдача была максимальной, необходимо разумное сочетание творческого и критического мышления.

 Метод, связанный с самостоятельным поиском и открытиями школьниками тех или иных истин - является метод проблемного обучения. Суть проблемного обучения заключается в следующем. Перед учениками ставят проблему, познавательную задачу, и ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения. Школьники строят гипотезы, аргументируют, рассуждают, доказывают. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.
Развитие творческого мышления при проблемно-диалогическом методе обучения выражается в том, что увеличивается творческая активность детей в форме вопросов. Такое обучение влияет на развитие гибкости мышления детей. Большое значение для развития поисковой активности имеет познавательная деятельность. А это значит потребность в новой информации, в новых впечатлениях, это положительные эмоции радости, интереса. Интерес способствует появлению творчества и инициативы в самостоятельном приобретении знаний.
Развивать творческие способности ребенка - это значит развивать его
 воображение.

Учитывая психологические особенности младшего школьника, процесс познания должен вызывать устойчивый эмоциональный интерес ребёнка к  приобретению знаний. Для этого я используют целый спектр методических приёмов:

  • Наглядность;
  • Художественное слово;
  • Технические средства;
  • Игру

Чтобы развивать креативное мышление у младшего школьника я применяю  различные игровые приемы.

Дидактическая игра имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности – умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры и т.д.

Чем  младше учащийся начальной школы, тем больше места на уроках окружающего мира должна занимать игра, особенно в первом и втором классах. Во время игры дети получают возможность высказать неправильное суждение и не получить отрицательной оценки, не боятся сделать что-то не так как обычно. Для многих игра является средством психологической реабилитации.

 Многие ученики младшего возраста болезненно реагируют на каждое замечание учителя и очень переживают. В игре отсутствие знаний или их неточность растворяются в сюжете, становятся воображаемыми. Поэтому ребёнок не опасается сказать что-то не так (ведь это говорит его герой).

При отборе игры необходимо обратить внимание на наличие и чёткость её структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило, игровое действие.

Дидактическая цель – это то требование, усвоение которого учитель хочет проверить. Например, игра «Что изменилось?» при изучении темы «Времена года»: проверить умение замечать происходящие изменения, проявлять наблюдательность,  фантазию,творчество. Предлагаю детям поспорит ь на тему: «Кто главнее?» Ребята спорят и даже создаются команды болельщиков,например  команды  «Зима «и «Лето».

Игра «Кто это? При изучении темы «Животные» развивать умение детей составлять характеристику животного, выделять особенности его внешнего вида и характера  .А потом проводим игру «Изобрази животное».А ребята должны угадать ,какое животное изобразил их товарищ.

Игра «Назови предмет и его свойство» при изучении темы «Свойства предметов». В мешочке сложены предметы с разными свойствами (стеклянный, деревянный, круглый. шершавый, бархатный и т.д. ). Играющий берёт в руку предмет и, не вынимая из мешочка, определяет его свойство.

Очень любят редята игру «Поле-Чудес».На ней мы вибираем лучшего эрудита по экологии.(сценарий игры прилагается)

В 1 классе на уроках окружающего мира часто использую самые простые упражнения для развития умения мыслить, соображать. Речь о загадках.

Загадки о природе.

Если ты поранил ноги, ищи лекарство у дороги. (подорожник)

Зимой спит, летом ульи ворошит. (медведь)

Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (осина)

На дне реки лежит и усами шевелит. (сом)

Логические задачи могут быть  выражены в виде проблемных вопросов.

Например, могут ли в пустынях жить растения наших краёв?

Как они будут чувствовать себя во время песчаных бурь?

Проблема может быть выражена не только в виде вопроса. Например, можно распределить по столбцам то, что умеют животные.

Человек                                   животные

Среди логических задач большой интерес младших школьников представляют философские задачи.

«С какими животными сравнивают человека»

С какими животными сравнивают иногда человека, если он трусливый, упрямый. Медлительный, хитрый и т. д

Дополни выказывания:

радость-свет, а горе - ….

весна –рассвет, а осень-….

Соедини линиями начало и конец пословиц

береги платье снову, а….           люби и саночки возить

ученье свет, а……                       честь смолоду

любишь кататься…….                Неученье тьма

соедини высказывания, противоположные по смыслу.

повесить нос. На ночь глядя.

душа поёт. Чуть свет.

держать нос морковкой. Жить душа в душу.

Соедини линиями название животного с соответствующим символом.

Скворец, медведь, лось, муха, комар, лиса, воробей.

Младшие школьники с удовольствием выполняют различные креативные задания, потому что этот вид работы позволяет ученику воображать, преобразовывать образы окружающего мира. Также я использую на уроках творческие задания, связанные с продуктивной деятельностью: рисование, аппликация; в этом нам помогают рабочие тетради по окружающему миру, в которых дети работают на уроке и дома.

Игры и логические задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока окружающего мира. Это даст возможность учителю организовывать познавательную активность учащихся начальных классов.

Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового ).

Очень люблю применять на своих уроках различные творческие задания .При изучении темы урока «Про воду»,»Про воздух»я предлагаю подвести итог  урока от имени воды и воздуха.

-Итак ,я-Вода  я могу рассказать о себе,что  я…

--А я -Воздух ,я расскажу о себе следующее…

При изучении темы «Город и село».Я предложила детям такое задание «Если бы ты был мэром нашего поселка ,чтобы ты рассказал нам о нем »

(Презентатация о на шем поселке)

Такие деловые игры воспитывают учащихся чувство ответственности за общее дело.

Очень развивает креативное мышление  детей познавательные диалоги: «Овощи,фрукты – витаминные продукты» ; «Режиму дня –мы друзья!»,«Дорожный знак –тебе не враг!»и т.д.Учитель ставит задачу  перед детьми .Ребята обсужают ,а затем делают выводы.

Уроки-праздники.

Они наиболее интересны детям.Они дают возможность ребятам раскрыть свои творческие таланты.(КВН , праздники,экологические игры, ит.д.)

Уроки –сказки . Сказки -верныспутники малышей.Они учат добру,учат общаться,радоваться и огорчаться,сопереживать, , разбираться в мотивах поступков героев,а также понимать слово и выражать свои чувства.

На данных уроках даю детям творческие задания «Придумай историю о своем любимом цветке»(животном) и т.д.

Уроки-экскурсии.Такие уроки развивают кругозор учащихся.Данные уроки проходят в игровой форме.

-Найди самый красивый листок(цветок,снежинку ит.д)

-Придумай о нем какую -нибудь историю.С начала грусную,а потом-веселую.

Очень часто детей разбиваю на группы.Каждой группе дается определенные задания на карточках.Например, I-группе дается задание, какие изменения произошли с приходом осени в неживой в природе,а  II –в живой природе.Затем проходит конкурс рисунков «В осеннем парке»

Такие задания сосредотачивают внимание детей на основных изменениях в живой и неживой природе,воспитывают любовь к прекрасному,развивают креативное мышление детей.

Урок-деловая игра. Очень любят редята  в игру «Поле-Чудес».На ней мы вибираем лучшего эрудита по экологии.(сценарий игры прилагается) Она воспитывает у учащихся чувство ответственности каждого из них за общее дело.

Высокий уровень развития способностей называют талантом.

Талант - это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающих возможность особенно успешно, творчески выполнять определенную деятельность, с одной стороны, склонности к этой деятельности, своеобразной потребности в ней - с другой, большого трудолюбия и настойчивости - с третьей. Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, например в области искусства.

В классе есть дети , которая прекрасно  рисуют –это Сухарева Анна.Поэтому мы в классе устроили  «Верниаж  Сухаревой Анны»,где ее картинами  могли любоваться не только учащиеся нашего класса ,но и других.

На каждом уроке окружающего мира я применяю «минутки» творчества.

Во 2 классе мы стали учиться делать с детьми презентации к урокам

(презентазии к урокам прилагаются) 

Метод, связанный с самостоятельным поиском и открытиями школьниками тех или иных истин - является метод проблемного обучения. Суть проблемного обучения заключается в следующем. Перед учениками ставят проблему, познавательную задачу, и ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения. Школьники строят гипотезы, аргументируют, рассуждают, доказывают. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.
Развитие творческого мышления при проблемно-диалогическом методе обучения выражается в том, что увеличивается творческая активность детей в форме вопросов. Такое обучение влияет на развитие гибкости мышления детей. Большое значение для развития поисковой активности имеет познавательная деятельность. А это значит потребность в новой информации, в новых впечатлениях, это положительные эмоции радости, интереса. Интерес способствует появлению творчества и инициативы в самостоятельном приобретении знаний.
Развивать творческие способности ребенка - это значит развивать его воображение.

Так как я веду экологический кружок «Планета Маленького Принца»,то мы  с детьми написали Маленькому принцу письмо о том ,что хотим стать его друзьями и помогать ему во всех  его начинаниях .Вместе с Маленьким принцем мы стали  учиться делать с детьми проекты. Наше занятие  так называлось «Учись делать проект» .

Самоконтроль, самокоррекция, самоанализ деятельности. Работа над этими умениями и навыками осуществляется в процессе всей работы над проектом в деятельности школьников., а также уместны фразы учителя “А почему так получилось? Что можно исправить, чтобы результат был иным?” и др. В конце урока используются фразы “Что понравилось на уроке? Что хотелось бы повторить?”, приемы взаимопроверки, взаимоконтроля.

Работа по методу проектов требует творчества. Развитие продуктивного (творческого) мышления — на сегодняшний день одна из актуальных проблем образовательной среды России. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.

Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного), — эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания

Мы с ребятами сделали  свой первый проект «Охрана окружающей среды»Следующий проект был совместный с родителями «Животные,которые занесены в Черную книгу»(семья Чердаковых,),

Одной из любимых форм урока является урок –экскурсия .Такие уроки развивают кругозор учищихся ,наблюдательность за окружающим миром Перед экскурсией проводится беседа,где сообщается цель экскурсии и еепланпрведения.Дети с удовольствием наблюдают за измнениями в живой и неживой проде .А затем опять творческая «минутка».Я предлагаю детям :

 - Дети,сочините стихотворение о тучке ,солнышке, ,снежинке ,ветре.

Солнышко

За окошком дождик льёт,
Надоело долго ждать -
Буду солнце рисовать.
Нарисую солнце -
Приклею на оконце,
Стало в комнате светлей,
Сразу стало веселей.
                                    (Ю.Астраханцева
)

ТУЧКА

В луже солнышко плескалось,

Мягкой тучкой вытиралось.

А потом с большой заботой

Эту тучку выжал кто-то.

Выжал очень хорошо,

И из тучки дождь пошел.

                                       (А.Ковтунов )

        Снежинки

 Снежинки заблестели,

И на землю полетели,

На тропинки, на дорожки,

Ребятишкам на ладошки.

                                      (К.Рогатина)

           Ветерок

           Как от ветра-ветерка

Разбежались облака.

Потому что облака

Ущипнул он за бока.

                                          (А.Савина)

После этого весь класс выбирает лучшего поэта. А потом мы рисуем

то ,что нам больше всего понравилось на уроке.

Такие уроки ,где объединяются разные предметы в единое целое для быстрого и прочного достижения цели,называются интегрированными уроками.

Очень часто я своей  работе делю детей на разные тематичесткие группы,направленные на познание ,содание ,преобразование, использование в новом качестве  объектов,ситуаций ,явлений

Каждая из выделенных групп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание, предлагает использование определенных методов, выполняет определенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта.

                Познание

Цель – накопление творческого опыта познания действительности.

Приобретаемые умения:

  • изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков – цвета, формы, размера, материала, назначения, времени, расположения, части-целого;
  • рассматривать в противоречиях, обусловливающих их развитие;
  • моделировать явления, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития.

Так например при изучении темы урока «Что из чего сделано?»“ Материал задание на  познание, создание и использование объектов в новом качестве (“ Что из чего?”, “Составь загадку”, “Найди новое применение старой резиновой игрушке”, “придумай новый материал и объясни как его использовать”).

Материал на познание  предлагает следующие  тематические  серии  “ Да-Нетки”, “Признаки”, “Природный мир”, “Технический мир”,”Организм человека”, “Театральная”,”Фантастические сюжеты”, “Что такое хорошо?” Эти задания предполагают применение методов дихотомии, контрольных вопросов, отдельных приемов фантазирования.

                   Создание.

Цель –накопление учащимися творческого опыта создания объектов ситуаций, явлений.

Приобретается умение создавать оригинальные творческие продукты, что предполагает:

*получение качественно новый идеи субъекта творческой деятельности;

* ориентирование на идеальной конечный результат развития системы;

* переоткрытие уже существующих объектов и явлений с помощью диалектической логики.

При реализации направления учащимися выполняются творческие задания, ориентированные на создание нового:

  • “ Моя визитка”;
  • “ Составь загадку”;
  • “ Придумайте свой цвет ( форму, материал, признак )”;
  • “ Изобрази свою память”;
  • “Придумай сказку ( историю) о……..”;
  • “ Придумай новый воздушный шарик (обувь, одежду)”;

               Преобразование  объектов

Цель - приобретение творческого опыта в преобразовании объектов, ситуаций, явлений.

Приобретаемые умения:

  • моделировать фантастические ( реальные) изменения внешнего вида систем ( формы, цвета, материала, расположения частей и другие);
  • моделировать изменения внутреннего строения систем;
  • учитывать при изменениях свойства системы, ресурсы, диалектическую природу объектов, ситуаций, явлений.

Для создания опыта творческой деятельности учащимся предлагалось выполнить следующие задания по преобразованию объектов, ситуаций, явлений:

  • “ Вездеход на Марсе”;
  • “ Задача об укладке фруктов”;
  • “ Задача о сушке пороха”;
  • “Придумай этикетку для бутылочки с  с уксусом” и др.;

В результате выполнения у учеников расширились возможности преобразования объектов, ситуаций, явлений путем изменения внутрисистемных связей, замены системных свойств, выявления дополнительных ресурсов систем.

         Использование в новом качестве.

Цель – накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений.

Приобретаемые умения:

  • рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения;
  • находить фантастическое применение реально существующим системам;
  • осуществлять перенос функций в различные области применения;
  • получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов.

Чтобы накапливать творческий опыт, ученик обязательно должен осознавать (рефлексировать) процесс выполнения творческих заданий.

Организация осознания учащимися собственной творческой деятельности предполагает текущую и итоговую рефлексию.

Текущая рефлексия реализуется в процессе выполнения учащимися заданий в рабочей тетради и предполагает самостоятельное фиксирование уровня достижения учащихся (эмоциональный настрой, приобретение новой информации и практического опыта, степень личного продвижения с учетом предыдущего опыта).

Итоговая рефлексия предполагает периодическое выполнение тематических контрольных работ.

Как на текущем, так и на итоговом этапе рефлексии педагог фиксирует, какие методы решения творческих заданий применяют учащиеся, и делает вывод о продвижении учащихся, об уровне развития творческого мышления и воображения.

Под рефлексивными действиями в своей работе мы понимали

  • готовность и способность учащихся творчески осмысливать преодолевать проблемные ситуации;
  • умения обретать новый смысл и ценности;
  • умения ставить и решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной деятельности;
  • умения адаптировать в непривычных межличностных системах отношений;
  • гуманность (определяется по позитивному преобразованию, направленному на созидание);
  • художественную ценность (оценивается по степени использования выразительных средств при представлении идеи);
  • субъективную оценку (дается без обоснования и доказательств, на уровне нравится – не нравится). Эту методику можно дополнить показателем уровень используемого метода.

Таким образом, организация творческой деятельности младших школьников с учетом выбранной стратегии предполагает внесение следующих изменений в учебный процесс:

  • вовлечение учащихся в систематическую совместную творческую деятельность на основе личностно- деятельностного взаимодействия, ориентированную на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов материальной и духовной культуры, обязательным результатом которой должно быть получение творческого продукта;
  • системное использование методов творчества, обеспечивающих продвижение учащихся в развитии креативных способностей путем накопления опыта творческой деятельности при выполнении постепенно усложняющихся творческих заданий в рамках дополнительной учебной программы;

Особенностью организации работы над творческими заданиями является использование ресурсного подхода в комплексе с ранее использованными методами.Учащимися выполняются следующие творческие задания:

  • “ Найди применение открытию древних в наши дни”;
  • “ Задача о первых людях на Луне”;
  • Серии заданий “Проблемы третьего тысячелетия”;
  • “Вини-Пух решает вслух”;
  • “Страна несделанных дел

Креативная деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая произведение творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства. Дети младшего школьного возраста любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют. лепят и рисуют, сочиняют сказки, занимаются народными промыслами. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять.

Есть великая формула К.Э.Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “ Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще неизвестные”.Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

               Список литературы

  1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших  школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.

2. Давыдов В. В  .Проблемы развивающего обучения -М – 1986

3. Давыдов. Психологическое развитие в младшем щкольном возрасте //  Возрастная и педагогическая психология - М 1973

4 Ильичев Л.Ф.Федосеев Н.Н. Философский энциклопедический словарь. М.-1983 г. – с. 649.

5 Крутецкий В.Н. Психология.-М.: Просвещение, 1986 г. – с.203.

6.Кулевич С.В.,Лакоценина Т.П. .Воспитательная работа в начальных классах.Издательство «Учитель»,2001г.

7. Круглова Л. Что делает человека счастливым ?// Народное образование. - 1996 г.-№8.-с.26-28.

8. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа.- 2004 г. - № 6.- с. 33-42.

9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. –М.-2000 г.-с.757.

10. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей.- Ярославль. -1997г.-с.138.

11.Страхова Н.М.Новые подходы к организации образовательного процесса.// Завуч начальной школы.- 2003 г. - № 3.- с.107.

12. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М. 1988 г. – с. 171-174.

13Хуторский А.В.Развитие творческих способностей.- М.: Владос, -2000 г. - с.22.

14. Шадриков В.Д. Развитие способностей.// Начальная школа.- 2004 г. - № 5.  с. 6-12

15.Яровая Л.Н.,ЖиренкоО.Е.,БарылкинаЛ.П.,ОбуховаЛ.А.Внеклассные мероприятии.2 класс.-М.:ВАКО  ,2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  – М.; П...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

урок окружающегомира в 1 классе

Конспект урока окружающий  мир в 1 классе по теме: "Как живут животные?"...

Конспект урока окружающегомира: "Лес и человек". 4 класс.

Урок окружающего мира в 4 классе. К конспекту урока прилагается презентация. На уроке используется дифференцированный метод обучения. Присутствует работа в парах. С помощью частично-поискового, нагляд...

Урок окружающегомира

Конспект урока окружающегомира....