Конспект урока окружающегомира: "Лес и человек". 4 класс.
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) по теме

Урок окружающего мира в 4 классе. К конспекту урока прилагается презентация. На уроке используется дифференцированный метод обучения. Присутствует работа в парах. С помощью частично-поискового, наглядного-образного методов обучения урок достигает поставленных целей и задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka._les_i_chelovek..docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Общеобразовательное учреждение – МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 5

Регион – Краснодарский край

Территория – г. Армавир

Предмет – Окружающий мир

Класс – 4

Учитель – Олифиренко Елена Александровна

 КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ

Тема: «Лес и человек»

Цели урока:

1) образовательные: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы, познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека, показать важность рационального использования и охраны лесов, сформулировать и обосновать правила поведения в лесу, познакомить с редкими растениями и животными леса.

2)воспитательные: воспитывать любовь, уважение, бережное отношение к природе, культуру поведения.

3)развивающие: развивать познавательный интерес, развивать умение работать с картой.

Оборудование урока: компьютер; мультимедиа оборудование; презентация к уроку «Лес и человек»; презентация для физминутки (интернет); рисунки и фотографии с изображением животных, занесенных в Красную книгу; тесты «Зона лесов»; карточки  -задания; выставка работ учащихся по теме: «Лесная зона»; тексты стихотворения С.Никулиной «Русский лес», «Красная книга Краснодарского края»; аудиозапись песни Ю.Чичкова «Лесной марш».

Ход урока.

I.         Организационный момент. Актуализация знаний.

Нас сегодня ждёт дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмёмся, ребята, скорей за работу,

Чтобы времени зря не терять!

- Перед тем, как приступить к изучению новой темы, расскажите, что вы уже знаете о лесной зоне.

II. Проверка домашнего задания.

1) уровень – тесты «Зона лесов» (приложение № 1);

2) уровень – составить и записать две цепи питания, сложившиеся в лесной зоне;

соединить стрелками деревья и лес, в котором они произрастают.

3) уровень – подробный рассказ ученика о зоне лесов.

III. 1.Определение темы урока.

Прослушайте песню Ю.Чичкова «Лесной марш» и попытайтесь определить тему сегодняшнего урока.

(Прослушивание песни «Лесной марш»).

-Как вы думаете, важна ли эта тема, и, если важна, то почему?

Вывод: это очень актуальная тема, так как жизнь и здоровье человека зависят напрямую от состояния леса.

Итак, тема нашего урока: «Лес и человек» (Слайд № 1)

 2. Работа над новой темой урока.

Давайте отправимся с вами в путешествие по лесу.

(Чтение стихотворения С.Никулиной «Русский лес».)

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –

И видно все до дна.

Течет вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябинка,

Орехи и цветы.

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану –

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

Работа в группах.

- У каждой группы текст стихотворения «Русский лес». Прочтите ещё раз внимательно стихотворение и ответьте на вопрос:

- О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

(В этом стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.)

- Сегодня на уроке мы выясним, чем является лес для человека.

Покажите на карте России зону лесов. Сравните её по площади с другими зонами (Слайд № 2).

 - Посмотрите, как это соотношение выглядит на диаграмме (Слайд № 3).

 - В чём же  значение леса? (Слайд № 4).

 Беседа с использованием слайдов №№ 5 – 10.

Леса называют «лёгкими нашей планеты», как вы думаете, почему?

(Лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают большое количество  углекислого газа).

Сегодня вы познакомитесь с таким понятием, как ФИТОНЦИДЫ (Слайд № 11)

 Работа с учебником, с. 106.  Найдите в тексте определение, что такое фитонциды. Чтение из учебника и со слайда № 11.

Работа в тетради на печатной основе. Страница 35, задание № 1. Сформулировать и записать определение фитонцидов.

- А теперь у нас привал! (Слайд № 12).

 3. Физминутка «Зарядка в лесной школе».

 4. Продолжение работы над темой урока.

Лес доставляет людям огромную радость своей красотой в любое время года (Слайды №№ 13-14).

 Лес – это дом для многих насекомых, птиц, животных. (Отгадывание загадок сопрововождается ответами на слайдах №№ 15-16)

Возле дуба острым рылом

Деловито землю рыл он.

Видно, жёлуди искал…

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был…(кабан).

Боится зверь ветвей моих,

Гнёзд не строит птица в них.

В ветвях краса и мощь моя,

Скажите быстро - кто же я? (Олень)

Жёлтая хозяюшка из леса пришла,

Всех кур пересчитала и с собой унесла (Лиса)

Под кустами, под ёлками

Катится клубок с иголками (Ёж)

Косой бес поскакал в лес (Заяц).

Летом гуляет,

Зимой отдыхает (Медведь).

Горбоносый, длинноногий,

Великан ветвисторогий,

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого довелось

Встретить – знайте – это…(лось).

 Человеку необходимо решать проблемы леса! (Слайды № №17 -21). (Вырубка, незаконная охота, пожары, загрязнение).

        Эти факторы способствуют исчезновению животных и растений. В нашей стране для охраны растительного и животного мира в 1974 году была утверждена  Красная книга СССР. А для уточнения и углубления знаний о редких видах растений и животных в нашем крае с целью разработки мер по их охране в 1984 году была учреждена Красная Книга Краснодарского края (демонстрация книги).

В Красную книгу Краснодарского  края внесен список редких и исчезающих видов  на территории Краснодарского края по растениям и  животным.

          На этих страницах записано много растений и животных, которые могут исчезнуть навсегда. Но сейчас, пока еще не поздно, люди должны протянуть им руку помощи, люди обязаны их спасти. (Слайд № 22)

 Выступление учащихся с заранее подготовленными сообщениями о животных, занесённых в Красную книгу.

     Чтение учащимся стихотворения «Просьба».  

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц – не небо!

А море без рыб – не море!

А земля без зверей – не земля!

Люди  великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Просмотр клипа «Красная книга».

 - Ребята, я думаю, все вы знаете как правильно вести себя в лесу. У вас на каждой парте лежит лист с «правилами поведения в лесу». Прочитайте эти правила, выберите верные и подчеркните их. (Работа проводится в парах). Докажите свой выбор.

1.        а) Ветки не ломайте, деревья не калечьте.

         Ни травинку, ни лист зря не рвите, костры не разводите.

     б) В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки  

         сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени –

         ещё вырастет!

2.        а) Наконец-то можно пошуметь, покричать, постучать и,

         главное, никому ты  не  мешаешь!

     б) Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится,

          и вы не  узнаете ни одной тайны.

3. а) Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую      

         жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы

         их совсем не было!

     б) Животные всякие важны – животные всякие нужны.

          Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

IV. Обобщение.

- Природа мудра. Она научилась восстанавливаться, даже если

кто-то нарушил эти «правила». А на восстановление нарушенной экосистемы уходят годы, иногда – столетия! Так давайте же будем вежливы с природой и будем соблюдать правила поведения в лесу! (Слайды №№ 23 – 31).

        V. Итог урока. Рефлексия («Цветок настроения»). К плакату на доске учащиеся прикрепляют лепесток цветка определённого цвета, соответствующего настроению ученика и отношению к проведённому уроку.

(Слайд № 32)

- Понравился ли вам урок? Что узнали на уроке?

Солнце прячется в тумане,

Лес дремучий, до свиданья!

Защитил ты нас от зноя,

Напоил живой  водою.

Дал здоровья, свежих сил

И гостинцем угостил.

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем.

Добрый лес, могучий лес

Полный сказок и  чудес!

VI. Домашнее задание. Учебник: с. 106 – 112, тетрадь с. 35, задания № 2, № 3.  

(Слайд № 33).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Как устроен организм человека 4 класс ОС Школа 2100

Материалы позволят коллеге плодотворно провести урок.  Мне помогли, в свою очередь, наработки других учителей.Удачи!...

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс. Тема: Человек - разумное существо

Урок окружающего мира   во 2 классе разработан по УМК «Гармония» в соответствии с требованиями ФГОС.Урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения. На всех этапах урока происх...

План-конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского на тему « Образ красоты человека (женский образ)»

План-конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского на тему « Образ красоты человека (женский образ)"Характеристика этапов урокаТехнологическая карта урокаСхемы кок...

План - конспект урока окружающего мира для 4 класса "Как человек использует свойства воды"

План - конспект урока окружающего мира для 4 класса (образовательная система "Школа 2100") по теме "Как человек использует свойства воды"...

Конспект урока окружающего мира во 2 классе УМК «Гармония» Тема урока: Человек – разумное существо

Материал состоит из конспекта урока, презентации к уроку, раздаточного материала для обучающихся и используемой литературы....