Рабочая программа по окружающему миру 3 класса
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Данная программа разработана на основе авторской программы по окружающему миру для 3 класса УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass.doc | 316.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы: Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы..М.: Просвещение, 2013г.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 68 часов.
Темы учебного курса.
3 КЛАСС
№ | Название темы | Кол-во часов | |
Примерная программа | Рабочая программа | ||
1 | «Как устроен мир» | 6 | 6 |
2 | «Эта удивительная природа» | 18 | 18 |
3 | «Мы и наше здоровье» | 10 | 10 |
4 | «Наша безопасность» | 7 | 7 |
5 | «Чему учит экономика» | 12 | 12 |
6 | «Путешествия по городам и странам» | 15 | 15 |
всего | 68 | 68 |
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (68ч)
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану | Реквизиты программы | УМК обучающегося | УМК учителя
|
3 | 2 | Авторская программа Плешаков А.А.. УМК «Школа России» М.:«Просвещение» 2013
| Плешаков А.А.. Окружающий мир 3 класс в « ч.М.:«Просвещение». 2013 Рабочая тетрадь Плешаков А.А.. Окружающий мир 3 класс в 2 частях .М.:«Просвещение». 2013г. Плешаков А.А.. «От земли до неба»; Атлас-определитель..М.:«Просвещение». 2013 | Плешаков А.А. и др.. Окружающий мир Поурочные разработки электронное приложение к учебнику «Окружающий мир.3 класс» |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3 класс (68 ч)
№ | Тема | Дата | Основные виды деятельности | Планируемые предметные результаты освоения материала | Универсальные учебные действия | УМК, оборудование, практические работы | |
«Как устроен мир» (6 часов) | |||||||
1 | Природа. | 03.09 | Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир», -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей, | Анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам, классифицировать объекты живой природы. Формулировать выводы изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Объяснять значение слов: организмы, биология, царства, бактерии, микроскоп. | Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Умение работать в пара. | с.4-9, электронное приложение к уроку | |
2 | Человек. | 06.09 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека, обсуждать, как возникает богатство внутреннего мира человека, | Находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных, - различать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе, оценивать богатство внутреннего мира человека, -объяснять значение слов: психология, восприятие, мышление, воображение | Моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | с.10-15 электронное приложение к уроку | |
3 | Входная контрольная работа. Проект «Богатства отданные людям» | 10.09 | В ходе выполнения дети учатся: - распределять обязанности по проекту в группах, - собирать материал в дополнительной литературе, ИНТЕРНЕТЕ, - подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (ФОТОГРАФИИ, рисунки), -оформлять стенд, презентовать проект, -оценивать результаты работы | В ходе выполнения дети учатся: - определять цель проекта, - создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися. | с.16-17 электронное приложение к уроку | |
4 | Общество. | 13.09 | Определять место человека в мире, -характеризовать семью, народ, государство как части общества, - сопоставлять формы правления в государствах мира, - работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации. - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире. Объяснять значение слов: семья, народ, государство, общество. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение читать таблицы и работать с ними, давать аргументированный вопрос. Умение сотрудничать с учителем и сверстниками. | с.18-23 электронное приложение к уроку | |
5 | Что такое экология. | 17.09 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить - анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на схемы, - работать в паре: анализировать схемы учебника, классифицировать экологические связи, моделировать связи организмов, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Называть экологические связи и их разнообразие. Анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязи живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека. Объяснять значение слов: окружающая среда, экология. | Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Умение интегрировать группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с о сверстниками. Моделирование связей организмов с окружающей средой, обсуждение и оценивание предложенных моделей. | с.24-28 электронное приложение к уроку | |
6 | Природа в опасности! | 20.09 | Устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу, - готовить сообщение о заповедниках и национальных парках | Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу. Рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно называть ответственным. Объяснять значение слов: заповедник, национальный парк. | Моделирование в виде схемы воздействия человека на природу. Обсуждение, как каждый может помочь природе. Работа со взрослыми: подготовка сообщения о заповедниках и национальных парках. Участие в природоохранной деятельности. | с. 29-34 электронное приложение к уроку | |
«Эта удивительная природа» (18 часов) | |||||||
7 | Тела, вещества, частицы. Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы» | 24.09 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать тела и вещества, - приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ - наблюдать опыт с растворением вещества - работать в группе, моделировать процесс растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Объяснять значение слов: тело, вещество, частица. Различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; проверять с помощью учебника правильность приведенных утверждений. | Высказывать предположения объясняющие результат опыта -доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц, -моделирование процесса растворения, расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществах. | с.36-40 Практическая работа № 1 «Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе» электронное приложение к уроку | |
8 | Разнообразие веществ. Практическая работа №2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания» | 27.09 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, различать их по характерным признакам, - наблюдать опыт по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, - работать в группе, -работать в паре, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Объяснять значение слов: химия, поваренная соль, крахмал, кислота. Описывать изучаемые вещества по предложенному плану, использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков, различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам. | Постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем поискового характера, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных) | с.41-45 Соль, сахар,крахмал, кислота Практическая работа №2: умение определять наличие крахмала в продуктах. электронное приложение к уроку | |
9 | Воздух и его охрана. Практическая работа №3«Свлойства воздуха» | 01.10 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - анализировать схему с целью определения состава воздуха - наблюдать опыт о свойствах воздуха, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, -высказывать предположения -работать в паре: работать с текстом учебника с целью из влечения необходимой информации, объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Объяснять значение слова кислород. Различать цель опыта, ход опыта, вывод. Объяснять свойства воздуха, используя значения о частицах; осуществлять самопроверку. Называть правила охраны воздуха. | Анализ объектов с целью выделения признаков. | Опыт «Расширение воздуха», с.46-50, электронное приложение к уроку | |
10 | Вода. Практическая работа №4 «Свойства воды» | 04.10 | Практическая работа понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», - практическая работа: исследование свойств воды по инструкции учебника фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, -работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, объяснять свойства воды, - проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Объяснять значение слова фильтр. Определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради. | Анализ объектов с целью выделения признаков, проведение мини-исследования об использовании питьевой воды в семье. | Практическая работа № 4 «Свойства воды», с.51-54 электронное приложение к уроку | |
11 | Превращения и круговорот воды. Практическая работа №5 «Круговорот воды в природе» | 08.10 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - наблюдать в ходе научного эксперимента образование капель при охлаждении пара -высказывать предположения о состояниях воды в природе -формулировать на основе опыта вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя -работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, моделировать его, осуществлять само и взаимопроверку, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Объяснять значение слов: состояние, испарение, круговорот. Различать три состояния воды, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя. | Моделирование круговорота воды в природе с помощью пластилина, осуществление самопроверки. | Практическая работа №5 «Круговорот воды в природе» Опыт: спиртовка, стакан с водой, треножник с сеткой, блюдце со льдом. С. 55-58 электронное приложение к уроку | |
12 | Берегите воду! | 11.10 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - наблюдать опыт фильтрация воды -высказывать предположения о том, почему надо беречь воду, находить цифровые данные -доказывать на основе опыта необходимость бережного отношения к водным ресурсам, -работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, моделировать в виде схемы источники загрязнения воды, о - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста. понимать, что надо охранять и беречь природу. | Моделирование в виде динамичной схемы источников загрязнения воды. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи. | Экскурсия. Наблюдение за тем, как человек загрязняет воду. с.59-63 | |
13 | Как разрушаются камни. | 15.10 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - приводить примеры путем фотографирования проявления разрушения горных пород (замерзание воды в трещинах, рост растений в них) - наблюдать процесс расширения твердых тел, моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твердых тел при нагревании и уменьшение – при охлаждении -высказывать предположения о причинах разрушения горных пород - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них. | Выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений. | Опыт: Наблюдение за свойствами твёрдых тел. Опыт: «Состав почвы». электронное приложение к уроку | |
14 | Что такое почва. Практическая работа №6 «Состав почвы» | 18.10 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать процессы образования и разрушения почвы, - - приводить примеры - наблюдать опыт -высказывать предположения о плодородии почвы, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Анализировать рисунок учебника, схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя из книги «Великан на планете» Объяснять значение слова перегной. На основе схемы моделировать связи почвы и растений. Характеризовать процессы образования и разрушения почвы от разрушения. | Анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений. | Опыт: Наблюдение за свойствами твёрдых тел. Опыт: «Состав почвы». с.64-68 электронное приложение к уроку | |
15. | Разнообразие растений. | 21.10 | Сообщения понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать группы растений - приводить примеры разнообразия растений - работать в группе определение растения с помощью «Атласа-определителя» - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Объяснять значение слова ботаника. Называть растения с помощью атласа-определителя. Приводить примеров растений разных групп и видов. | Подготовка сообщения об одном из видов растений любой группы. | с. 69-73 электронное приложение к уроку | |
16 | Солнце, растения и мы с вами Проверочная работа. | 25.10 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать процессы питания и дыхания растений. -выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений -доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Выделять роль листьев, стебля, корня в питании растений. доказывать, что без растений невозможна жизнь человека и животных. | Моделировать объекты окружающего мира, придумывать фантастический рассказ. | Опыт «Испарение воды листьями» с.74-77 электронное приложение к уроку | |
17 | Размножение и развитие растений Практическая работа №7 «Размножение и развитие растений» | 29.10 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», - характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения - приводить примеры распространения семян в природе, выявлять роль животных в распространении семян - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Объяснять значение слова опыление. Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семян. Называть разные способы распространения плодов и семян. | Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Анализ объекта с целью выделения признаков. | Практическая работа № 7 «Рассматривание плодов и семян растений. Определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными» с.78-81 электронное приложение к уроку | |
18 | Охрана растений. | 01.11 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, Красная книга. Правила поведения человека в природе (обсуждение материала книги «Великан на поляне»). - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Называть факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, правила поведения в природе. | Установление причинно-следственной связи. Постановка и формулировка проблемы. | с.82-86 электронное приложение к уроку | |
19 | Разнообразие животных. . | 12.11 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать группы животных -классифицировать животных из предложенного списка, - приводить примеры животных разных групп. - работать с электронным приложением к учебнику - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Объяснять значение слова зоология, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающиеся. Приводить примеры животных различных групп. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | с.87-93 электронное приложение к уроку | |
20 | Кто есть кто?. Проект: «Разнообразие природы нашего края». | 15.11 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать животных по типу питания, -классифицировать животных по типу питания - приводить примеры цепей питания - наблюдать опыт -высказывать предположения -доказывать на основе опыта - работать в группе -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Поиск и выделение информации, структурирование знаний, представление полученной информации, оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися. | с.94-97 электронное приложение к уроку | |
21 | Размножение и развитие животных. | 19.11 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать животных разных групп по способу размножения. - моделировать стадии размножения животных разных групп - приводить примеры как заботятся домашние животные о своем потомстве - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Объяснять значение слов: личинка, куколка, мотылек, головастик. Рассказывать о размножении и развитии животных разных групп. | Моделирование-преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.
| Моделирование этапов развития бабочки и (или) лягушки с.100-105 электронное приложение к уроку | |
22 | Охрана животных. | 22.11 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир, -обсуждать меры по охране животных, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Определять животных, занесенных в Красную книгу России. Называть меры по охране животных. | Установление причинно-следственных связей. Постановка и формулировка проблемы. | с.106-111 электронное приложение к уроку | |
23 | В царстве грибов. | 26.11 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия строение шляпочных грибов. -классифицировать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы - приводить примеры грибов-двойников, - наблюдать опыт -высказывать предположения и обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне», - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Объяснять значение слов: грибница, съедобные грибы, несъедобные грибы. С помощью атласа определителя различать съедобные и несъедобные грибы. Называть правила сбора грибов. | Умение работать с текстом., выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Строить суждения в форме связи об объекте, его строении, свойствах и связях. | с.112-117 электронное приложение к уроку | |
24 | Великий круговорот жизни. Тест 1. | 29.11 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия организмы-производители, потребители, разрушители - приводить примеры круговорота веществ, - наблюдать опыт -обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного звена цепи круговорота веществ, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Рассказывать о круговороте веществ на Земле. Называть основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. | Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. | с.118-120 электронное приложение к уроку | |
«Мы и наше здоровье» (9 часов) | |||||||
25 | Организм человека. | 03.12 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать системы органов тела -обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены, -работать в паре во время проведения опыта - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Объяснять значение выражения система органов. Называть и показывать на модели органы человека. | Уметь работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Строить суждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связи. | с.122-126 электронное приложение к уроку | |
26 | Органы чувств. | 06.12 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -формулировать правила гигиены органов чувств, - работать в группе -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Объяснять значение слов: обоняние, осязание. Называть органы чувств человека: глаза, нос, уши, кожа, язык. Рассказывать о правилах гигиены органов чувств. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний. | с.126-129 электронное приложение к уроку | |
27 | Надежная защита организма. Практическая работа №8 «Знакомство с внешним строением кожи» | 10.12 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать средства гигиены и уход за кожей, -формулировать правила первой помощи при повреждениях кожи -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Объяснять значение слов: ушиб, ожог, обмораживание. Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. Называть меры первой помощи при повреждениях кожи. | Выделение необходимой информации: установление причинно-следственной связи, представление цепочек объектов и явлений, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Практиче | |
ская работа № 8 «Первая помощь при небольших повреждениях кожи» с.130-133 электронное приложение к уроку | |||||||
28 | Опора тела и движение. | 13.12 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма -доказывать необходимость правильной осанки для здоровья человека - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Объяснять значение слов: скелет, мышцы, опорно-двигательная система, осанка. Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека. Понимать важность выработки и сохранения правильной осанки. | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Следить за правильной осанкой на уроке и вне его, выполнять физминутки. | с.134-137 электронное приложение к уроку | |
29 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров». | 17.12 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе пищеварения - моделировать строение пищеварительной системы - приводить примеры правильного питания -составлять меню здорового питания -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Объяснять значение понятий: белки, жиры, углеводы, пищеварительная система. Определять цель проекта, работать с известной информацией, обирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно. Поиск и выделение необходимой информации, оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися. | с.138-144 электронное приложение к уроку | |
30 | Дыхание и кровообращение. Практическая работа №9 «Подсчет ударов пульса» | 20.12 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме, строение кровеносной системы и ее роль в организме, -доказывать на основе опыта взаимосвязь кровеносной и дыхательной системы, -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Объяснять значение понятий: дыхательная система, кровеносная система. Рассказывать о дыхательной и кровеносной системах, их строении и работе. Понимать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. | Самостоятельной выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, представление полученной информации, оценка результатов работы. | Практическая работа № 9 «Подсчет ударов пульса» с.144-146 электронное приложение к уроку | |
31 | Умей побеждать болезни. Промежуточная контрольная работа. | 24.12 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать факторы закаливания, - приводить примеры факторов закаливания, составлять памятку, -работать в паре: составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Оценивать и анализировать свои знания. | Оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы. | с.147-149, с. 154-170 контр.работа | |
32 | Здоровый образ жизни. Понятие о ЗОЖ, правила ЗОЖ для школьников | 27.12 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятие ЗОЖ, -формулировать правила ЗОЖ - приводить примеры факторов влияющих на укрепление здоровья и наоборот, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Объяснять значение выражения здоровый образ жизни. Различать факторы, укрепляющие здоровье и негативно на него влияющие. | Структурирование знаний, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | с.150-153 | |
33 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». | 14.01 | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами, -обсуждать выступления учащихся, - оценивать свои достижения | Определять цель проекта, работать с известной информацией, обирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера | Усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу ит.д. | ||
«Наша безопасность» (7 часов) | |||||||
34 | Огонь, вода и газ. | 17.01 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, моделировать их в виде ролевой игры - анализировать схему эвакуации - наизусть называть номера телефонов экстренных служб, родителей - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения
| Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; умение с достаточной полно той и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ЧАСТЬ 2 с.4-7 электронное приложение к уроку | |
35 | Чтобы путь был счастливым. Тест | 21.01 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - работать в группе сообщения о правилах поведения на улице и в транспорте -обсуждать предложенные ситуации, моделировать правила поведения, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте. | Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. | с.8-13 электронное приложение к уроку | |
36 | Дорожные знаки. Тест. | 24.01 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -классифицировать дорожные знаки -моделировать в виде схемы безопасный путь в школу, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Объяснять значение слова сервис. Называть дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. | Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях. построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. | с.14-17 электронное приложение к уроку | |
37 | Проект «Кто нас защищает». | 28.01 | Интервьюировать ветеранов ВОВ, МЧС, полиции и др. Оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д. Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности | Определять цель проекта, работать с известной информацией, обирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно. Поиск и выделение необходимой информации, оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися. | с.18-19 электронное приложение к уроку | |
38 | Опасные места | 31.01 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать - приводить примеры - наблюдать опыт -высказывать предположения -доказывать на основе опыта - работать в группе -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Называть правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, парке, лесу, на обледенелых поверхностях. | Построение суждения в форме совокупности об объекте, его строении, свойствах и связях. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. | с.20-24 электронное приложение к уроку | |
39 | Природа и наша безопасность | 03.02 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать - приводить примеры - наблюдать опыт -высказывать предположения -доказывать на основе опыта - работать в группе -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Понимать какие опасности природного характера могут принести гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки. | Построение суждения в форме совокупности об объекте, его строении, свойствах и связях. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. | с.25-30 электронное приложение к уроку | |
40 | Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности. | 07.02 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать - приводить примеры - наблюдать опыт -высказывать предположения -доказывать на основе опыта - работать в группе -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Объяснять значение слов: экологическая безопасность, цепь загрязнения, бытовой фильтр называть правила экологической безопасности. | Выделение необходимой информации: установление причинно-следственной связи, представление цепочек объектов и явлений, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | с.31-36 электронное приложение к уроку | |
«Чему учит экономика» (12 часов) | |||||||
41 | Для чего нужна экономика | 10.02 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать - приводить примеры - наблюдать опыт -высказывать предположения -доказывать на основе опыта - работать в группе -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
| -Знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей, о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье | с.38-41 электронное приложение к уроку | |
42 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 14.02 | Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану. Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий. Выяснять роль профессий родителей в экономике. | Объяснять значение слов: экономика, природные богатства, капитал, труд. Приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров. Раскрывать роль науки в экономическом развитии. | Умение работать с текстом, выделять понятия, определять их существенные признаки. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | с.42-45 электронное приложение к уроку | |
43 | Полезные ископаемые. Практическая работа №11 «Полезные ископаемые» | 17.02 | Актуализировать знания о полезных ископаемых. Определять полезные ископаемые. выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые. характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых. | Объяснять значение слов: месторождение, геолог. Называть наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Раскрывать основные способы добычи полезных ископаемых. Анализировать правила охраны полезных ископаемых. | Выделение необходимой информации: установление причинно-следственной связи, представление цепочек объектов и явлений, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | с.46-50 электронное приложение к уроку | |
44 | Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Практическая работа № 12 «Знакомство с культурными растениями» | 21.02 | Актуализировать знания дикорастущих и о культурных растениях. Обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством. Характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов. Выявлять связь растениеводства и промышленности. | Объяснять значение слов: растениеводство, отрасль. Различать и классифицировать культурные растения. Классифицировать культурные растения: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; умение с достаточной полно той и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | с.51-55 электронное приложение к уроку | |
45 | Животноводство как отрасль сельского хозяйства. | 25.02 | Актуализировать знания о диких и домашних животных. Классифицировать домашних сельскохозяйственных животных. Характеризовать разведения животных в экономике и труд животноводов. Выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности. Исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня. | Объяснять значение слова животноводство. Называть домашних животных, рассказывать об их содержании и разведении, об их роли в экономике. Называть продукты, которые использует семья. | Умение работать с текстом, выделять понятия, определять их существенные признаки. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | с.56-59 электронное приложение к уроку | |
46 | Какая бывает промышленность | 28.02 | Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров. Соотносить продукцию и отрасли промышленности. Выявлять взаимосвязь отраслей промышленности. | Объяснять значения понятий: добывающая промышленность, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая промышленность, легкая промышленность, пищевая промышленность. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; умение с достаточной полно той и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | с.60-63 электронное приложение к уроку | |
47 | Проект «Экономика родного края». | 04.03 | Собирать информацию об экономике своего родного края. Оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома. Коллективно составлять книгу «Экономика родного края» | Определять цель проекта, работать с известной информацией, обирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; умение с достаточной полно той и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | с.64-65 электронное приложение к уроку | |
48 | Проект «Экономика родного края». | 07.03 | Собирать информацию об экономике своего родного края. Оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома. Коллективно составлять книгу «Экономика родного края» | Определять цель проекта, работать с известной информацией, обирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; умение с достаточной полно той и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
49 | Что такое деньги. Практическая работа№12 «Знакомство с различными монетами» | 11.03 | Характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля-продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи. Раскрывать роль денег в экономике. Рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их | Объяснять значения слов: деньги, рубль, заработная плата, бартер, купля-продажа. Называть виды денежных знаков: банкноты и монеты. Различать денежные единицы различных стран. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний. | С.66-70 электронное приложение к уроку | |
50 | Государственный бюджет. | 14.03 | Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы. Определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета. Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами и расходами государства в виде математических задач. | объяснять значение слов: бюджет, доходы, расходы, налоги. Объяснять, зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государственного бюджета. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | С.71-74 электронное приложение к уроку | |
51 | Семейный бюджет. | 18.03 | Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы. Выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь. Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья. Обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными. Моделирование семейного бюджета. | Объяснять значение слов: стипендия, пенсия. Понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его расходы и доходы. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | С.75-78 электронное приложение к уроку | |
52 | Экономика и экология. Тест. | 21.03 | Актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду. Характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду. Характеризовать вредное воздействие различных отраслей на окружающую среду. Раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией. | Объяснять значение слов: танкер, экологическая катастрофа, экологический прогноз. Понимать взаимосвязь экономики и экологии. | Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | С.79-82 электронное приложение к уроку | |
53 | Экономика и экология. | 01.04 | Обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза. Выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе. | Приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов. | Постановка, формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | С.82-84 электронное приложение к уроку | |
Раздел «Путешествие по городам и странам» (15 часов) | |||||||
54 | Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца – Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов и их достопримечатель- ности. | 04.04 | Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России. | Объяснять значение слова финифть. Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям. | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | С.86-89 электронное приложение к уроку | |
55 | Золотое кольцо России. Города Золотого кольца – Ярославль, Кострома и их достопримечательности. | 08.04 | Моделировать маршрут Золотого Кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и др. | Узнавать достопримечательности городов Золотого Кольца по фотографиям. | Структурирование знаний: умение читать схемы, работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | С.90-92 электронное приложение к уроку | |
56 | Города Золотого кольца – Иваново, Суздаль, Владимир и их достопримечательности. | 11.04 | Составлять вопросы к викторине по Золотому Кольцу. С помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого Кольца. | Называть города, которые входят в Золотое Кольцо. | Умение получать информацию. На основе изучения карты, моделировать объекты окружающего мира. | С.93-97 электронное приложение к уроку | |
57 | Проект «Музей путешествий» Подготовка к выполнению проекта. | 15.04 | В ходе проекта дети учатся: - собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал -оформлять экспозицию музея; - готовить сообщения; презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, представление полученной информации, оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися. | С.98-99 | |
58 | Наши ближайшие соседи. Государства, граничащие с Россией, их столицы. | 18.04 | Показывать на карте России ее границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы. Готовить сообщения о странах, граничащих с Россией. | Объяснять значения понятий: сухопутные границы, морские границы. Называть государства с Россией, их столицы. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | С.100-107 электронное приложение к уроку | |
59 | На севере Европы Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия) , их столицы, государственное устройство. государственные языки, флаги и т.д. | 22.04 | Самостоятельно изучить материал учебника о странах Европы, подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы к викторине по странам Европы. | Объяснять значения слов: аквапарк, гейзер. Называть страны севера Европы, их столицы. Узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемой страны, ее известных людей. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | с. 108-117 электронное приложение к уроку | |
60 | Что такое Бенилюкс?. Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности. | 25.04 | Самостоятельно изучить материал учебника о странах Бенилюкса, подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса. | Объяснять значение слова дамба. Называть страны Бенилюкса, их столицы. Описывать достопримечательности по фотографиям. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | С.118-124 электронное приложение к уроку | |
61 | В центре Европы. Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. | 29.04 | Самостоятельно изучить материал учебника о странах Европы, подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы к викторине по странам Европы. | Объяснять значение слова фиакр. Называть страны центра Европы, их столицы. Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям. Узнавать известных людей стран Европы. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | С.125-131 электронное приложение к уроку | |
62 | Путешествие по Франции и Великобритании (Франция). | 02.05 | Самостоятельно изучить материал учебника о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы для викторины о Франции. | Показывать местоположение Франции на карте, называть ее столицу. Описывать достопримечательности Франции по фотографиям. Узнавать ее замечательных людей. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | С.132-141 электронное приложение к уроку | |
63 | Путешествие по Франции и Великобритании (Великобритания). | 06.05 | Самостоятельно изучить материал учебника о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы для викторины о Великобритании. | Показывать местоположение Великобритании на карте, называть ее столицу. Описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям. Узнавать ее замечательных людей. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | С.142-148 электронное приложение к уроку | |
64 | На юге Европы. Греция и Италия. | 09.05 | Самостоятельно изучить материал учебника о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы для викторины о Греции и Италии. | Показывать местоположение Греции и Италии на карте, называть их столицу. Описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям. Узнавать их замечательных людей. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | С.149-153 электронное приложение к уроку | |
65 | По знаменитым местам Мира. Тест. | 13.05 | Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся. Обсуждать цели международного туризма. Находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения. | Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | электронное приложение к уроку | |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие | 16.05 | -Выполнять тесты с выбором ответа, - оценивать правильность /неправильность предложенных ответов, | Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | Осознание качества работы, оценка результатов работы. | С.154-163 | |
67 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | 20.05 | -Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами, - обсуждать выступления учащихся, -оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений. | Моделирование-преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая), умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | С.164-170 | |
68 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | 23.05 | -Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами, - обсуждать выступления учащихся, -оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений. | Моделирование-преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая), умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...