Рабочая программа по окружающему миру "Перспектива"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Рабочая программа разработана по учебникам А.А. Плешакова, М.Ю. Новвицкой с требованиями ФГОС за 2013- 2014 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_oruzhayushchemu_miru_1_klass.doc | 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Напольновская средняя общеобразовательная школа» Порецкого муниципального района РЧ
РАССМОТРЕНО: на заседании МО Руководитель МО Демкина Н.И./________/ Протокол № От «___» ____________2013 г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УВР Агафонова Г.В. /_________/ «___» ____________ 2013 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы Герасимов В.В./_______/ «___» ____________ 2013 г. |
Рабочая программа
по окружающему миру
УМК «Перспектива»
1 класс
Разработала: учитель I квалификационной категории
Шабалкина Нина Васильевна
Стаж работы – 27лет
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
В основу рабочей программы по математике положена авторская программа А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой, 2009 год, построена на основе учебного плана МБОУ «Напольновская СОШ» на 2013-2014 учебный год, обеспечена Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации А.А.Плешаков и М.Ю.Новицкая «Окружающий мир» .
Цель:.формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.
Задачи:
- уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
- понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
- модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика курса
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.
Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:
Место курса в учебном плане
По учебному плану МБОУ «Напольновская СОШ» на изучение окружающего мира в первом классе отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 66 ч (33 учебные недели).
Результаты изучения курса
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных
и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм доровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Отметка о выполнении | Тема | Планируемые результаты | Примечание | |||||
Личностные | Метопредметные | Предметные | Характеристика деятельности обучающихся | ||||||
познавательные | комуникативные | регулятивные | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
Мы и наш мир (11часов) | Формирование личного | Осмысление взаимосвязи между человеком и окружающим миром | Формирование способов взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю, чувствую); умения отвечать на поставленный вопрос | Формирование умения выполнять задание в соответствии с целью | Осмысление представлений о человеке и мире, который его окружает | Рассказывать о мире, опираясь на материалы учебника и собственные представления.. Обсуждать правила поведения пешехода. Запомнить домашний адрес и адрес школы. Высказывать предположения о том, что можно отнести к природе. Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Приводить примеры природных объектов.Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в природном окружении то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке. Различать растения и животных. Оформлять свои мысли в устной речи. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Различать природные объекты и искусственные предметы. Различать и называть объекты неживой и живой природы. Приводить примеры объектов. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда. Фиксировать при помощи фотосъёмки важнейшие моменты совместной работы, результаты труда Путешествие в ближайший парк города, за околицу села в мир красок и звуков родной природы | |||
1, 2 | Что такое окружающий мир | ||||||||
3 | Природа | ||||||||
4 | Неживая и живая природа | ||||||||
5 | Культура | ||||||||
6 | Природа в творчестве человека | ||||||||
7 | Мы – люди | ||||||||
8 | Как мы общаемся с миром | ||||||||
9 | Люди – творцы культуры | ||||||||
10 | Мир и безопасность | ||||||||
11 | Опасные и чрезвычайные ситуации | ||||||||
1 | 2Наш класс (13 часов) | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
12 | Наш класс в школе | Формирование личного | Осознание важности школы | Формирование способов позитивного взаимодействия со сверстниками и учителями | Умение выполнять задание в соответствии с целью | Осмысление представлений о школе и классе как части целого мира | Различать, определять и называть объекты природы и предметы культуры. Сравнивать современную и старинную классную комнату. Различать старинные и современные школьные принадлежности. Моделировать ситуацию обучения в старинной школе, в том числе школе недавнего, XX века Рассуждать о целях выращивания комнатных растений. Узнавать на фотографии, рисунке и в натуральном виде знакомые комнатные растения и называть их. Сравнивать похожие по внешнему виду комнатные растения, находить отличительные признаки. Сравнивать иллюстрации учебника и выявлять условия, необходимые для жизни комнатных растений. Рассказывать об известных способах ухода за комнатными растениями. Различать в природном окружении школы деревья, кустарники, травянистые растения, Классифицировать растения по изученным признакам. Изображать с помощью схемы дерево, кустарник, травянистое растение. Рассуждать о целях создания аквариумов. Выявлять условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Рассказывать о способах и средствах ухода за аквариумом, осваивать приёмы ухода (в ходе практической работы). Различать среди обитателей аквариума растения, рыб, улиток Объяснять на примере аквариума связь неживой и живой природы Узнавать на рисунках известных обитателей живого уголка, осуществлять самопроверку. . | ||
13 | Опасная ситуация в школе | ||||||||
14 | Мы дружный класс | ||||||||
15 | Учитель- наставник и друг | ||||||||
16 | Природа в классе | ||||||||
17 | Как ухаживать за комнатными растениями | ||||||||
18 | Что растет у школы | ||||||||
19 | Мир за стеклянным берегом | ||||||||
20 | Кто еще у нас живет | ||||||||
21 | Какие бывают животные | ||||||||
22 | Делу – время | ||||||||
23 | Книга – наставник и друг | ||||||||
24 | Потехе – час | ||||||||
Наш дом и семья (15 часов) | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
25 | Мы в семье | Формирование позитивного отношения к семье и семейным ценностям | Осмысление понятий, связанных с темой «Семья»; осознание своей | Знакомство с позитивными способами взаимодействия в семье роли в семье | Освоение способов выражения позитивного отношения к семье | Осмысление представлений о доме и семье как о мире, в котором есть природа, культура, близкие и дорогие люди | Называть, с опорой на собственный опыт термины родства. Определять с их помощью свои отношения с каждым ИЗ членов семьи.. Перечислять «волшебные слова семейного счастья», в том числе в языках народов своего края. Оценивать с помощью этих слов свои отношения в семье . Находить и называть ласковые слова в тексте колыбельной. Иллюстрировать текст. Сравнивать рисунки в учебнике, оценивать красоту и уют изображённых комнат, объяснять причины различий. Рассказывать о предметах природы в своём доме (квартире, комнате), Обсуждать значение в доме воды, газа, электричества. Устанавливать зависимость жизни человека от неживой Соотносить изделия и природные камни, из которых они изготовлены, осуществлять самопроверку. Узнавать и называть по иллюстрациям и в натуральном виде фрукты, ягоды, овощи. Различать овощи и фрукты. Рассказывать (из жизненного опыта), откуда берутся хлеб, каши, чай. кофе. Конструировать определения понятий «дикорастущие растения», «культурные растенияПриводить примеры дикорастущих и культурных растения на основе собственных наблюдений. Приводить примеры пород собак (самостоятельно или с помощью атласа-определителя). Называть предметы ухода за собакой Знакомиться по учебнику с породами кошек, узнавать на рисунках изученные породы. Называть предметы ухода за кошкой и характеризовать их назначение. | ||
26 | Моя семья – часть моего народа | ||||||||
27 | Природа в доме | ||||||||
28 | Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество | ||||||||
29 | Красивые камни в нашем доме | ||||||||
30 | Комнатные растения у нас дома | ||||||||
31 | Выйдем в сад | ||||||||
32 | Овощи и фрукты на нашем столе | ||||||||
33 | Про хлеб и кашу, про чай и кофе | ||||||||
34 | Дикорастущие и культурные растения | ||||||||
35 | Собака в нашем доме | ||||||||
36 | Кошка в нашем доме | ||||||||
37 | Дикие и домашние животные | ||||||||
38 | С утра до вечера | ||||||||
39 | Опасность у тебя дома | ||||||||
Город и село (14 часов) | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
40 | Мы в городе, селе | Формирование личного | Осмысление взаимосвязи человека и места, в котором он родился и живёт | Формирование способов существования | Умение выполнять задания в соответствии с целью; целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос | Осмысление представлений о городе и селе, которые неразрывно связаны с его историей, культурой, людьми | Определять значение слов «земляки», «горожанеРазличать названия городов (сёлХарактеризовать облик города Рассказывать о природе своего села. Фантазировать, выполняя рисунок необычной клумбы. Проектное задание: составить подборку фотографий или выполнить рисунок на тему «Природа в городе», оформить их на страницах рабочей тетради Знакомиться по материалам учебника с разнообразием растений ботанического сада. Контролировать и оценивать поведение посетителей в музее. Сообща формулировать правила поведения в музее и библиотеке. Все профессии важны.Профессии в городе и селе: общее и различное. Важность труда хлебороба. | ||
41 | Красота любимого города и родного села | ||||||||
42 | Природа в городе | ||||||||
43 | Что растет в городе | ||||||||
44 | Чудесные цветники | ||||||||
45 | В ботаническом саду | ||||||||
46 | Кто живет в парке | ||||||||
47 | В зоопарке | ||||||||
48 | Войдем в музей | ||||||||
49 | В театре | ||||||||
50 | Мы помним наших земляков | ||||||||
51 | Хлеб – всему голова | ||||||||
52 | Все профессии важны | ||||||||
53 | Правила дорожного движения | ||||||||
Родная страна (8 часов) | |||||||||
54 | Россия – наша Родина | Формирование эмоционального осознания себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, уникальную природу | Осмысление представления о стране, в которой родился и живёшь, как об Отечестве, | Формирование умения общаться с людьми, воспринимать их как своих соотечественников, а себя – как часть большой семьи народов | Умение выполнять задания в соответствии | Осмысление представлений о том, чем является для человека Родина | Обсуждать пословицы о родине, родной стороне. Исследовать понятие «малая родина»: Показывать расположение Москвы на карте России. Сравнивать и внешний облик, соотносить по силуэтам, находить изменения.. Определять символический смысл московского герба. Называть его главные цвета. Описывать традиционные костюмы разных народов по рисункам в учебнике. Называть блюла традиционной кухни народов России и мира. Находить общее и различное в игрушках разных народов России. Сравнивать пословицы разных народов России качествах человека, находить общее и различное. Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в этой деятельности. Выражать свое отношение к деятельности по охране природы. Объяснять, что такое Красная книга. Знакомиться по материалам учебника с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу России. Обсуждать причины сокращения численности и меры охраны растений и животных из Красной книги России. Выражать своё отношение к редким растениям и животным. Характеризовать отдельных представителей Красной книги на основании полученной информации. | ||
55 | Москва – столица России | ||||||||
56 | Мы – семья народов России | ||||||||
57 | Природа России | ||||||||
58 | Охрана природы | ||||||||
59 | Красная книга России | ||||||||
60 | Заповедные тропинки | ||||||||
61 | Правила безопасного поведения в лесу | ||||||||
Человек и окружающий мир (5 часов) | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
62 | Взгляни на человека | Формирование образа «Я», неразрывно связанного с миром природы, культуры, окружающих людей | Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира; осознание себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему | Формирование умения выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках | Умение выполнять задания в соответствии с целью; осуществление поиска ответов на поставленные вопросы | Установление связи между внешним обликом человека и его внутренним миром, понимание эмоционально-эстетического соответствия разных периодов жизни человека состоянию природы в разное время года | Определять по выражению лица, позе, жестам людей их настроение ,желание ,мысли интересы в соответствии с возрастом.. Анализировать по отражению в зеркале своё внутреннее состояние, устно описывать себя в третьем лице. . Соотносить возрастные признаки внешности человека (выражения лица, жесты, поза) Посещение драматического театра и (или) кинотеатра, просмотр видеозаписи спектакля, кинофильма о человеческих судьбах. Чтение литературного произведения, знакомство с портретной экспозицией, представляющие динамику внешнего облика и внутреннего мира человека в течение его жизни | ||
63 | Всему свой черед | ||||||||
64 | У каждого времени свой плод | ||||||||
65 | Я часть мира | ||||||||
66 | Будь здоров! |
Материально – техническое обеспечение
1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая ; Рос. акад. наук ; Рос. акад. образования ; изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012.
2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – М. : Просвещение, 2012.
4. Плешаков, А. А. Уроки по окружающему миру. 1 класс: пособие для учителя / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...