Программа по окружающему миру 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Л.В. Занков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_1_klass_zankov_avtosokhranennyy.docx | 68.65 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНА на заседании МО ___________________ (предмет) « ___» _________ 20 года | СОГЛАСОВАНА зам. директора по УВР « ___» _________ 20 года | УТВЕРЖДЕНА директор ГБОУ лицей№533 ______________________ « ___» _________ 20 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по окружающему миру (программа Занкова)________________________
(предмет, курс)
класс 1 «а» класс ___________________________________________
учитель Исауленко Ирина Витальевна, высшая_______________
(Ф.И.О., квалификационная категория учителя)
учебный год 2013-2014
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Пояснительная записка
Изучение окружающего мира имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальное овладение основами окружающего мира станут фундаментом для дальнейшего обучения этому предмету, а также будут применяться в дальнейшей жизни.
Программа адресована обучающимся первых классов общеобразовательных школ. Уровень рабочей программы -базовый.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 N 15785).
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/2014 учебный год.
- Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. ФГОС НОО.
Авторская программа, разработанная Дмитриевой Н.Я., Казаковым А.Н, утверждённая МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования, Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, задачи формирования у младшего школьника умения учиться
Учебный план образовательного учреждения на 2013/2014 учебный год
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели)
Изучение окружающего мира направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного и эмоционально-целостного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Специфика программы
Образовательные и воспитательные задачи обучения окружающему миру решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств.
Содержание программы по окружающему миру позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в общем развитии.
Основные содержательные линии курса:
«Окружающий мир: природа, общество, труд»,
«Природа»,
«Планета Земля»,
«Становление человека»,
«Кто мы такие».
Структура программы
Окружающий мир: природа, общество, труд
Что такое окружающий мир.
Природа и изменчивость.
Природа - источник познания.
Я изучаю природу. Деревья нашего двора.
Природа
Вселенная, или космос.
Земля как планета.
Луна - спутник Земли.
Причины сезонных изменений.
Свет, тепло, вода, воздух - условия, необходимые для жизни на Земле.
Наш город.
Разнообразие природы Земли, ее изменчивость. Неживая, живая природа.
Растения. Строение растений.
Наблюдение за комнатными растениями. Движение их к свету.
Деревья, кустарники, травы.
Экскурсия в осенний парк.
Деревья, кустарники, травы. Строение растений.
Наблюдение за комнатными растениями. Движение их к свету.
Деревья, кустарники, травы.
Животные. Разнообразие животных. Природа и человек. Красота природы и народные праздники.
«Красота природы». Экскурсия в природу.
Планета Земля
Общее представление об этапах развития планеты Земля. Ознакомление с глобусом - моделью Земли, с географической картой.
Экватор, Северное и Южное полушария, полюсы.
Материки и океаны. Тепловые полюса.
Зарождение жизни в воде.
Зарождение жизни в воде. Выход жизни на сушу.
Совершенствование наземных форм жизни. Сравнение древних и современных форм жизни.
Появление жизни на Земле.
Становление человека
Древнейшие люди - собиратели растений. Изменения, происходящие с человеком.
Человек - охотник. Кочевники и земледельцы.
Окультуривание растений и одомашнивание животных.
Общее представление об археологии, палеонтологии, истории.
Кто мы такие
Современное человечество. Мы - часть окружающего мира.
Семья. Родословная. Происхождение имен и фамилий.
Особенности жизни людей в разных природных условиях, разных государствах.
Люди живут в разных государствах.
Мы живем в разное время суток.
Страна, где мы живем. Эпизоды из истории России.
Законы общежития.
Изменение человеком облика Земли.
Охрана окружающей среды.
Знакомство с Красной книгой.
Отдых. Как осуществляются связи между людьми на планете.
Из истории Древней Руси.
Требования к результатам
Личностные результаты: знать нашу планету, родную страну и ее столицу; где живут учащиеся родного города (села); государственную символику России; государственные праздники; основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды; общие условия, необходимые для жизни живых организмов: основные правила сохранения и укрепления здоровья; основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).
Метапредметные результаты: определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; различать части растений, отображать их в рисунке (в схеме) приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 различных представителя); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни; показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города), описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.
Предметные результаты: обогащение жизненного опыта, успешное решение практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения; умение ориентироваться на местности с помощью компаса, определение температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; установление связи между сезонами в неживой и живой природе; уход за растениями (животными); выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасности поведения; оценивание воздействия человека на природу, выполнение правил в природе и участие в её охране; удовлетворение познавательных интересов, поиск дополнительной информации о родном крае, стране, нашей планете.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение комбинированных уроков, уроков-экскурсий, урока-игры. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах
В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (кружковая работа).
Итоговый контроль
Один раз в год оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста.
Объем и сроки изучения
На изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего - 66 часов:
- четверть - 18 часов;
- четверть - 14 часов;
- четверть - 21 часов;
четверть - 13 часов
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Тематическое планирование (содержание курса)
Четверть (полугодие, триместр) | Раздел | Всего часов | Контрольные работы (общее количество часов) | Практическая часть (общее количество часов) | |||
Диктант | Контрольные работы | Контрольный тест | Проект | Практические работы | |||
1 четверть 2 четверть | Окружающий мир: природа, общество, труд. Природа Всего Природа Планета Земля Всего | 6ч 12ч 18ч 4ч 10ч 14ч | Диагностическая работа | 1 | 3ч 1 | ||
3 четверть | Планета Земля Становление человека Кто мы такие Всего | 6ч 7ч 8ч 21ч | Диагностическая работа | 1 | 1 | ||
4 четверть | Кто мы такие | 13ч | 1 | ||||
год | Всего | 66ч | 3 | 5 |
Содержание учебного предмета
Окружающий мир: природа, общество, труд (6 часов)
Природные объекты и предметы, созданные человеком. Родной город (родное село), страна - Россия, столица - Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге. Природа осенью. Природа - источник познания.
Экскурсии. Ознакомление с живой и неживой природой, с растениями и животными. Наблюдения за осенними изменениями в природе. Ознакомление с профессиями работников школы.
Природа (16 часов)
Человек и природа
Космос. Звезды, планеты. Солнце - звезда. Земля - планета. Луна - спутник Земли. Свет, тепло, вода, воздух - условия, необходимые для жизни на Земле. Разнообразие природы Земли, ее изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Признаки объектов (цвет, форма, размеры и др.). Признаки живой природы (дыхание, питание, движение, рост, размножение). Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных. Красота природы. Бережное отношение к природе. Народные праздники.
Практические работы и экскурсии. Знакомство с природой родного края, наблюдение изменений, происходящих в природе, наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету.
Планета Земля (16 часов)
Человек и природа
Ознакомление с глобусом - моделью Земли. Экватор, Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.
Становление человека (7часов)
Человек и общество
Общее представление об истории людей. Древнейшие люди - собиратели растений. Человек - охотник. Кочевники и земледельцы. Окультуривание растений и одомашнивание животных.
Экскурсии в краеведческий, палеонтологический, исторический музеи (при наличии возможностей); по историческим местам родного края.
Современное человечество (21ч)
Человек и общество
Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Семья. Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье, взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Родственные связи в семье. Родословная. Происхождение имен и фамилий. Совместный труд и отдых. Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах. Россия, Российская Федерация - страна,
где мы живем, наша Родина. Россия - самая большая по размерам страна в мире, богатая природными ресурсами. Местоположение на глобусе и карте. Ознакомление с государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Россия - многонациональная страна. Москва - столица России. Расположение Москвы на карте. Коренное население твоего края. Народы, проживающие в данной местности. Уважительное отношение к своему и другим народам, их культуре, истории, религии. Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, школе,театре, транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила дорожного движения. Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой. Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, Интернет.
Экскурсии по школе и ближайшим улицам в целях ознакомления с правилами поведения на улице, а также с профессиями работников на предприятиях сферы быта, производства или в сельском хозяйстве.
- иметь представление о следующих связях:
- между живой и неживой природой;
- между деятельностью человека и состоянием природы;
- иметь представление о следующих явлениях и объектах:
- о живой и неживой природе;
- о разнообразии и красоте природы России;
- владеть общеучебными умениями:
- слушать и отвечать на заданный вопрос;
- ориентироваться в учебнике;
- различать изученные объекты по названным признакам;
знать/понимать:
- компоненты окружающего мира (природа, человек, сделанное или придуманное человеком);
- основные части растений;
- родственные связи в семье;
- правила поведения в общественных местах и на улице;
- правила вежливого общения (приветствия, прощания с разными людьми по возрасту и родству);
уметь:
- различать объекты природы и объекты, созданные человеком;
- различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
- различать растения - деревья, кустарники, травы, приводить примеры;
- приводить примеры представителей животного мира;
- использовать в общении правила вежливости.
- Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Тип урока | Основные вопросы | Наглядные пособия, оборудование, ЭОР и ЦОР | Домашнее задание | Виды деятельности | Планируемые результаты |
1 четверть-18ч Окружающий мир: природа, общество, труд-6ч | ||||||||
1 |
| Где мы живём. Школа | Урок-экскурсия | Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. | Наблюдение | Формирование положительного отношения к школе, ее традициям, достижениям. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками. Проводить групповые наблюдения во время экскурсий. Умение соблюдать правила вежливого общения. Моделирование ситуаций поведения в школе: на уроке, перемене, при общении с одноклассниками, учителями, сотрудниками школы | ||
2 | Природа и ее изменчивость. | Урок усвоения новых знаний. | Природа родного края в осенний период. Объекты природы. | Наблюдение | Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Знать компоненты окружающего мира. Моделирование различных ситуаций поведения на природе. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. | |||
3 | Природа и ее изменчивость | Урок закрепления новых знаний. | Природа родного края в осенний период. Объекты природы. | Фронтальная работа | Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Знать компоненты окружающего мира. Учиться отвечать на вопросы. Учится ориентироваться в учебнике. | |||
4 | Диагностическая работа | Урок проверки имеющихся знаний | Наблюдение за происходящим в природе. | Наблюдение | Иметь представление о связях живой и неживой природы. Учиться выполнять самостоятельно задания. Учиться оценивать правильность выполнения задания.
| |||
5 | Природа и её изменчивость. | Урок закрепления новых знаний. | Наблюдение за происходящим в природе | Фронтальная работа | Иметь представление о связях живой и неживой природы. Исследовать предметы живой и неживой природы, сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, опираясь на личный опыт. Умение формулировать и аргументировать свою точку зрения. Умение ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на вопросы. | |||
6 | Я изучаю природу. Деревья нашего двора. | Урок-экскурсия | Осенние изменения в живой и неживой природе. Растительный мир родного края Мир растений и животных | Наблюдение. | Знать основные части растений. Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Составление краткого описания объекта природы на основе имеющихся представлений. | |||
Природа-12ч | ||||||||
7 | Вселенная, или космос | Урок-путешествие | Космос и космические тела | Фронтальная работа | Иметь представление о значении солнца для жизни на Земле. Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. Способность радоваться успехам одноклассников. | |||
8 | Земля как планета. Луна - спутник Земли | Урок усвоения новых знаний. | Земля как планета Солнечной системы. Причины смены дня и ночи | Наблюдение. | Умение ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на вопросы. Формирование умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Осознание ответственности человека за общее благополучие жизни на планете. | |||
9 | Значение воды на Земле | Урок-практикум | Представление о значении воды на Земле, о том, где она бывает; вода пресная и соленая, жидкая и твердая; жизнь и вода; разнообразие природы в разных уголках земли в | Наблюдение. Практическая работа. | Иметь представление о связях между деятельностью человека и состоянием природы. Описывать свойства воды. Умение понимать, что словесную информацию можно кодировать, хранить и передавать, используя знаково-символические средства; осуществлять фиксацию выборочной информации об окружающем мире доступными способами Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | |||
10 | Значение воздуха на Земле | Урок-практикум | Воздух – газообразное вещество. Необходимое условие жизни на Земле | Наблюдение. | Иметь представление о связях между деятельностью человека и состоянием природы. Описывать свойства воздуха. Умение понимать, что словесную информацию можно кодировать, хранить и передавать, используя знаково-символические средства; осуществлять фиксацию выборочной информации об окружающем мире доступными способами. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | |||
11 | Разнообразие природы | Урок усвоения новых знаний. | Окружающий мир. Природа живая и неживая. Признаки, присущие объектам живой природы | Фронтальная работа | Развитие у учащихся чувства прекрасного при знакомстве с миром природы и лучшими образцами мировой и художественной культуры (музыка, картины). Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, умение строить сообщение в устной форме. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. | |||
12 | Неживая и живая природа | Урок-экскурсия | Урок-экскурсия Изменения в живой и неживой природе | Наблюдение. | Знать компоненты окружающего мира Наблюдение за объектами живой и неживой природы. Выделение признаков. Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Воспитывать бережное отношение к природе. Умение принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результаты своих действий | |||
13 | Живая природа. Царство живой природы | Урок усвоения новых знаний. | Понятия «живая природа», «растение» и «животное». Разграничение понятий «живая» и «неживая» природа | Фронтальная работа | Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи. Умение ориентироваться в знаках, символах и предложениях, используемых в учебнике, анализировать нарисованные объекты с выделением существенных признаков, сравнивать и классифицировать объекты по заданным критериям. Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | |||
14 | Растения. Строение растений. | Урок-практикум | Растения. Строение растений | Наблюдение. Практическая работа. | Уметь находить основные части растений у растений различных видов. Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. Умение устанавливать причинно-следственные связи, аналогии, подведение под понятие на основе распознания объектов. Умение контролировать свои действия и действия партнёров. . | |||
15 | Зависимость растений от природных условий. Практическая работа «Наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету» | Практическая работа | Многообразие растений. Комнатные, садовые и дикорастущие цветы. Значение цветка-подарка | Наблюдение. Практическая работа. | Описывать различные виды растений. Формирование негативного отношения к невыполнению человеком своих обязанностей. Умение рассматривать, сравнивать, обобщать. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. | |||
16 | Растения и человек | Урок закрепления новых знаний. | Многообразие растений. Комнатные, садовые и дикорастущие цветы. Значение цветка-подарка | Фронтальная работа | Уметь находить основные части растений у растений различных видов. Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. Умение устанавливать причинно-следственные связи, аналогии, подведение под понятие на основе распознания объектов. Умение контролировать свои действия и действия партнёров. | |||
17 | Животные. Разнообразие животных и растений | Урок усвоения новых знаний. | Многообразие животного мира | Фронтальная работа | Уметь приводить примеры представителей. Сравнивать представителей различных видов животных. Анализ соответствия результатов требованиям конкретной задаче. Формирование умения поиска и выделения нужной информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. | |||
18 | Животные. Разнообразие животных и растений | Урок усвоения новых знаний. | Многообразие животного мира | Фронтальная работа | Уметь приводить примеры представителей. Сравнивать представителей различных видов животных. Анализ соответствия результатов требованиям конкретной задаче. Формирование умения поиска и выделения нужной информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. | |||
2четверть-14ч Природа-4ч | ||||||||
19 | Животные. Разнообразие животных и растений. | Урок комплексного использования знаний. | Многообразие животного мира | Работа в группах. | Уметь приводить примеры представителей. Сравнивать представителей различных видов животных. Анализ соответствия результатов требованиям конкретной задаче. Формирование умения поиска и выделения нужной информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Учиться быть терпимым к другому мнению. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. | |||
20 | Природа и человек | Урок усвоения новых знаний. | Взаимосвязь человека и природы. Результат активного вмешательства человека в природу | Работа в группах. | Принятие ценности природного мира. Осознание ответственности человека за благополучие природы, за выполненное дело. Умение поиска и выделения нужной информации. Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | |||
21 | Красота природы и народные праздники. | Урок-игра | Народные праздники. | Проект. | Знать главные праздники русского народа. Иметь представление о красоте природы России. Осознание ответственности человека за благополучие природы, за выполненное дело. Удовлетворение познавательных интересов. Умение оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | |||
22 | Экскурсия «красота природы» | Урок-экскурсия | Разные группы растений. | Наблюдение | Исследование различных растений. Сопоставление и сравнение по общим и отличительным признакам. Обобщение по результатам наблюдений. Развитие познавательного интереса к курсу окружающего мира. | |||
Планета Земля-10ч | ||||||||
23 | Земная поверхность | Практическая работа | Ознакомление с понятиями «почва», «полезные ископаемые» | Наблюдение. | Развитие познавательного интереса к курсу окружающего мира.. Понимать информацию, представленную в виде схемы. Делать прогноз возможных последствий воздействий человека на природу | |||
24 | Труд человека | Урок усвоения новых знаний. | Созидательная и развивающая роль труда в жизни человека и общества | Работа в парах. | Понимание значения труда в жизни человека. Формирование уважения к людям любых профессий. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, опираясь на личный опыт. Умение формулировать и аргументировать свою точку зрения. Умение ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на вопросы | |||
25 | Модели и изображения Земли | Урок усвоения новых знаний. | Земля – планета; общее представление о форме и размерах. Распределение тепла на ее поверхности. Этапы ее развития. Земли Глобус как модель Земли Материки и океаны. Формы земной поверхности | Наблюдение. | Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей, строить короткие устные сообщения, осуществлять с помощью взрослых поиск информации в литературных источниках Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве при работе в группах, использовать речевые средства, соответствующие учебной ситуации . Умение понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике), оценивать с учителем и одноклассниками результаты своих действий. | |||
26 | Глобус – модель Земли | Практическая работа | Земля – планета; общее представление о форме и размерах. Распределение тепла на ее поверхности. Этапы ее развития. Земли Глобус как модель Земли Материки и океаны. Формы земной поверхности | Наблюдение. | Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей, строить короткие устные сообщения, осуществлять с помощью взрослых поиск информации в литературных источниках Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве при работе в группах, использовать речевые средства, соответствующие учебной ситуации . Умение понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике), оценивать с учителем и одноклассниками результаты своих действий. | |||
27 | Географическая карта | Практическая работа | Земля – планета; общее представление о форме и размерах. Распределение тепла на ее поверхности. Этапы ее развития. Земли Глобус как модель Земли Материки и океаны. Формы земной поверхности | Наблюдение. | Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей, строить короткие устные сообщения, осуществлять с помощью взрослых поиск информации в литературных источниках Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве при работе в группах, использовать речевые средства, соответствующие учебной ситуации . Умение понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике), оценивать с учителем и одноклассниками результаты своих действий. | |||
28 | Азбука географии | Практическая работа | Условные обозначения на географической карте | Наблюдение. | Умение работать с различной информацией: картами. Сравнивать изучаемые объекты по заданным учителем критериям, пытаясь самостоятельно находить основание для сравнения, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений Адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке, формировать своё мнение. | |||
29 | Экватор. Северное и Южное полушария, полюсы. | Урок усвоения новых знаний. | Экватор. Северное и Южное полушария, полюсы. | Работа в парах. | Уметь различать названные объекты .Уметь работать с различной информацией: картами. Сравнивать изучаемые объекты по заданным учителем критериям, пытаясь самостоятельно находить основание для сравнения, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений Адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке, формировать своё мнение. | |||
30 | Материки и океаны. Тепловые пояса Земли. | Урок усвоения новых знаний. | Материки и океаны. | Наблюдение. | Уметь различать названные объекты. Уметь работать с различной информацией: картами Знать названия материков и океанов. Развивать познавательный интерес уч-ся. Сравнивать изучаемые объекты по заданным учителем критериям, пытаясь самостоятельно находить основание для сравнения, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. . | |||
31 | Материки и океаны. Тепловые пояса Земли. | Урок закрепления новых знаний. | Материки и океаны. | Работа в группах. | Уметь различать названные объекты. Уметь работать с различной информацией: картами Знать названия материков и океанов. Развивать познавательный интерес уч-ся. Сравнивать изучаемые объекты по заданным учителем критериям, пытаясь самостоятельно находить основание для сравнения, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Учиться участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | |||
32 | Облик Земли постоянно меняется | Урок усвоения новых знаний. | Глобальные изменения планеты Земля, изменения живой и неживой природы. | Фронтальная работа | Уметь работать с различной информацией. Совместно с учителем и одноклассниками находить варианты решения учебной задачи. Учиться выражать свою точку зрения, строить понятные для партнера высказывания. Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих действий, адекватно воспринимать оценки своей работы учителем, товарищами | |||
3 четверть-21ч Планета Земля-6ч | ||||||||
33 | Место и время | Урок обобщения и систематизации полученных знаний. | Обобщение, актуализация полученных ранее знаний, | Работа в группах. | Формирование представлений о причинах успеха, первоначальная оценка результатов собственной учебной деятельности и деятельности другого человека. Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений . Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | |||
34 | Появление и развитие жизни на Земле. | Урок усвоения новых знаний. | Этапы появления жизни на Земле, эпоха динозавров . Связь прошлого и настоящего. | Фронтальная работа | Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности, умения строить гипотетические высказывания. Установление причинно-следственных связей между изменениями, происходящими в живой и неживой природе. Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, но понимать и принимать разные точки зрения на проблему. Умение принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результаты своих действий. | |||
35 | Совершенствование наземных форм жизни. Сравнение древних и современных форм жизни. | Урок усвоения новых знаний. | Древние растения и животные. Современные растения и животные. | Фронтальная работа | Знать названия некоторых видов древних и современных животных. Сравнение древних и современных объектов живой и неживой природы. Установление причин сходства и отличия. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать аналогию, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте и его строении. Уметь отвечать на вопросы учителя по теме урока. | |||
36 | Диагностическая работа | Урок проверки усвоения знаний | Диагностика уч-ся | Самостоятельная работа | Выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено. Развитие самостоятельности. Учиться понимать цель выполняемых действий. Оценка результата своей деятельности. | |||
37 | Появление жизни на Земле. | Урок усвоения новых знаний. | Знакомство с временными отрезками – этапами происхождения жизни на Земле. | Фронтальная работа | Уметь приводить примеры представителей животного мира. Учиться приходить к совместному решению в процессе работы в малой группе, соблюдая при обсуждении правила вежливости. Развитие положительной мотивации к предмету. | |||
38 | Растительноядные и хищные животные | Урок усвоения новых знаний. | Древние и современные животные. Способы питания животных. Внешние признаки, | Работа в парах. | Умение слушать и отвечать на заданные вопросы. Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.. | |||
Становление человека-7ч | ||||||||
39 | Становление человека | Урок усвоения новых знаний. | Человек – часть природы. существо социальное. Строение предков человека. | Фронтальная работа | Иметь представление о связях между деятельностью человека и состоянием природы. Уметь работать с информацией, представленной в учебнике. Умение использовать в общении правила вежливости. | |||
40 | Человек-охотник. Кочевники и земледельцы | Урок усвоения новых знаний. | Причины расселения человека на новые земли и условия изобретения простейших орудий труда. | Фронтальная работа | Работа с информацией: находить, обобщать, представлять данные. Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | |||
41 | Человек-охотник. Кочевники и земледельцы | Урок закрепления новых знаний. | Причины расселения человека на новые земли и условия изобретения простейших орудий труда | Работа в парах. | Работа с информацией: находить, обобщать, представлять данные. Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | |||
42 | Окультуривание растений и одомашнивание животных | Урок усвоения новых знаний. | Домашние животные | Фронтальная работа | Уметь приводить примеры представителей животного мира. Знать названия отдельных видов растений и животных. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | |||
43 | Окультуривание растений и одомашнивание животных | Урок закрепления новых знаний. | Домашние животные | Фронтальная работа. | Уметь приводить примеры представителей животного мира. Знать названия отдельных видов растений и животных. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | |||
44 | Земля рассказывает о себе | Экскурсия | Понятия археология, палеонтология, история | Наблюдение | Умение отвечать за свои поступки. Формирование негативного отношения к невыполнению человеком своих обязанностей. Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных св язей. Умение различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах. | |||
45 | Земля рассказывает о себе | Урок усвоения новых знаний. | Понятия археология, палеонтология, история | Практическая работа | Умение отвечать за свои поступки. Формирование негативного отношения к невыполнению человеком своих обязанностей. Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных св язей. Умение различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах. Учиться быть терпимым к другому мнению. | |||
Кто мы такие-8ч | ||||||||
46 | Современное человечество. Мы- часть окружающего мира. | Урок усвоения новых знаний. | Современное человечество | Наблюдение. | Иметь представление о современном обществе. Уметь использовать в общении правила вежливости. Формирование умения поиска и выделения нужной информации. Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи. | |||
47 | Мы – разные по возрасту и внешнему виду | Урок усвоения новых знаний. | Родственные связи в семье. Семья - ячейка общества | Наблюдение. | Знать родственные связи в семье. Сравнивать жизнь различных поколений. Формирование умения поиска и выделения нужной информации. Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | |||
48 | Мы живём в разных природных условиях | Урок усвоения новых знаний. | Климат. Своеобразие природы определяют особенности жизни человека и его внешний облик | Наблюдение. | Иметь представление о связях между деятельностью человека и состоянием природы. Понимание чувств других людей и сопереживание им. Умение аргументировать своё предложение. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. | |||
49 | Мы живём в разных природных условиях | Урок закрепления новых знаний. | Климат. Своеобразие природы определяют особенности жизни человека и его внешний облик | Работа в парах. | Иметь представление о связях между деятельностью человека и состоянием природы. Понимание чувств других людей и сопереживание им. Умение аргументировать своё предложение. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата | |||
50 | Люди живут в разных странах. | Урок усвоения новых знаний. | Многообразие стран на планете | Наблюдение. | Иметь представление о многообразии народов и народностей на Земле. Знать представителей отдельных народов и народностей. Понимание чувств других людей и сопереживание им. Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | |||
51 | Люди живут в разных странах. | Урок усвоения новых знаний. | Многообразие стран на планете | Проектная деятельность | Иметь представление о многообразии народов и народностей на Земле. Знать представителей отдельных народов и народностей. Понимание чувств других людей и сопереживание им. Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности для реализации проектной деятельности. | |||
52 | Мы живём в разном времени суток. | Урок усвоения новых знаний. | Часовые пояса и Гринвичский меридиан | Наблюдение. | Иметь представление о часовых поясах. Работать с информацией учебника, отвечать на вопросы учителя. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах. | |||
53 | Мы живём в разном времени суток. | Урок закрепления новых знаний. | Часовые пояса и Гринвичский меридиан | Работа в парах. | Иметь представление о часовых поясах. Работать с информацией учебника, отвечать на вопросы учителя. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах | |||
4 четверть-13ч Кто мы такие-13ч | ||||||||
54 | Мы заняты разным делом | Урок усвоения новых знаний. | Занятия людей с ревности до современности. Уважение к людям различных профессий. | Наблюдение. | Иметь представление о людях разных профессий. Различение и оценивание форм поведения допустимых и недопустимых в общественных местах Формирование умения поиска и выделения нужной информации. Умение контролировать свои действия и действия партнёров | |||
55 | Страна, где мы живём. Эпизоды из жизни России. | Урок усвоения новых знаний. | Страна, где мы живём. | Фронтальная работа | Иметь представление о красоте родной страны. Работать с информацией учебника, отвечать на вопросы учителя. Различение и оценивание форм поведения допустимых и недопустимых в общественных местах Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | |||
56 | Страна, где мы живём. Эпизоды из жизни России. | Урок усвоения новых знаний. | Страна, где мы живём. | Работа в парах. | Иметь представление о красоте родной страны. Работать с информацией учебника, отвечать на вопросы учителя. Различение и оценивание форм поведения допустимых и недопустимых в общественных местах Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | |||
57 | Мы должны охранять окружающую среду | Урок усвоения новых знаний. | Изменение природных условий в результате жизнедеятельности человека. Экологические проблемы города | Наблюдение. | Иметь представление о связях между деятельностью человека и состоянием природы. Понимание положительного и отрицательного влияния деятельности человека на природу. Формирование умения поиска и выделения нужной информации. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. | |||
58 | Мы должны охранять окружающую среду | Урок комплексного использования знаний. | Изменение природных условий в результате жизнедеятельности человека. Экологические проблемы города | Групповая работа | Иметь представление о связях между деятельностью человека и состоянием природы. Понимание положительного и отрицательного влияния деятельности человека на природу. Знание основных правил поведения в природе. Формирование умения поиска и выделения нужной информации в разных источниках. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. | |||
59 | «Россия – любимая наша страна» | Урок усвоения новых знаний. | Страна, где мы живем | Наблюдение. | Формирование внутренней позиции школьника на уровне бережного отношения к природе. Развитие умения формулировать вопросы. Понимать информацию, представленную в виде карты. | |||
60 | Транспорт и связь | Урок усвоения новых знаний. | Возможности общения людей, проживающих в огромной стране Россия | Наблюдение. | Иметь представление о разных видах транспорта. Устанавливать пространственные отношения объектов окружающего мира. Ориентация на выполнение правила поведения в окружающем нас мире. | |||
61 | Что вы знаете о своей стране | Урок систематизации и обобщения полученных знаний. | Актуализация и обобщение знаний обучающихся по теме раздела | Групповая работа | Формирование интереса к учебному материалу. Формирование умения находить нужную информацию при рассмотрении рисунка и чтении текста, сравнивать изучаемые объекты по самостоятельно найденным основаниям, определять элементарные причинно-следственные связи в изучаемом круге проблем. Развитие самостоятельности. | |||
62 | Знакомство с Красной книгой. | Урок усвоения новых знаний. | Животные и растения, занесённые в Красную книгу. | Фронтальная работа | Знать некоторые названия животных и растений, занесённых в Красную книгу. Моделировать ситуации, связанные с охраной окружающей среды. Правильно вести себя в природе. | |||
63 | Как жили наши предки | Урок усвоения новых знаний. | Древнерусское государство | Работа в парах. | Развивать познавательный интерес к изучению прошлого. Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, применять методы информационного поиска. Выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре. | |||
64 | Жизнь современного человека | Урок усвоения новых знаний. | Обилие информации в современном мире, проблема обработки, хранения, работы с информацией. Влияние телевидение, Интернета на человека | Проект | Различение и оценивание форм поведения допустимых и недопустимых в общении с людьми лично и посредством технических средств (телефон). Умение рассматривать, сравнивать, обобщать. Выдвигать гипотезу, находить информацию ,подтверждающую её. | |||
65 | Законы современной жизни | Урок усвоения новых знаний. | Правила поведения в общественных местах, на улице, в школе. | Фронтальная работа | Знать правила поведения в общественных местах. Понимание необходимости соблюдений правил вежливости. Моделировать ситуации, связанные с деятельностью человека. Выдвигать гипотезу, находить информацию ,подтверждающую её. | |||
66 | Мы - часть окружающего мира. | Урок-игра | Систематизация и обобщение изученного. | Фронтальная работа | Выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено; структурирование знаний. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи. Оценивать свой и общий результат деятельности. |
Требования к уровню подготовки учащихся
- иметь представление о следующих связях:
- между живой и неживой природой;
- между деятельностью человека и состоянием природы;
- иметь представление о следующих явлениях и объектах:
- о живой и неживой природе;
- о разнообразии и красоте природы России;
- владеть общеучебными умениями:
- слушать и отвечать на заданный вопрос;
- ориентироваться в учебнике;
- различать изученные объекты по названным признакам;
знать/понимать:
- компоненты окружающего мира (природа, человек, сделанное или придуманное человеком);
- основные части растений;
- родственные связи в семье;
- правила поведения в общественных местах и на улице;
- правила вежливого общения (приветствия, прощания с разными людьми по возрасту и родству);
уметь:
- различать объекты природы и объекты, созданные человеком;
- различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
- различать растения - деревья, кустарники, травы, приводить примеры;
- приводить примеры представителей животного мира;
- использовать в общении правила вежливости.
Критерии и нормы оценки знаний
В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ в первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка.
Такая оценка:
позволяет любому ребёнку увидеть свои успехи
носит информативный характер;
способствует формированию позитивной самооценки.
Самооценка.
Учащиеся пробуют оценивать себя и свои действия по выбранным критериям. Учитель и ученики оценивают каждую решённую задачу в отдельности, а не урок в целом.
Самооценка ученика должна дифференцироваться, т.е. складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребёнок учится видеть свою работу как сумму многих умений, каждый из которых имеет свой критерий оценивания.
После самооценки учащегося следует оценка учителя по тем же критериям.
Ребёнок начинает видеть, что не всегда оценки разных людей могут совпадать. И учится считаться с разными точками зрения на оценку того или иного действия. Совпадение детской и учительской оценки должно в обязательном порядке словесно поощряться.
Таким образом, в результате учащиеся овладевают основными принципами оценивания:
определение критериев перед оцениванием определённого действия учащегося;
вначале самооценка, а потом учительская оценка;
соотнесение оценки учителя и учащегося по объективным критериям оценки;
обсуждение при обнаружении расхождений оценок учителя и ребёнка;
право каждого на собственное мнение, уважение к мнению другого, недопустимость навязывания ни своего мнения, ни мнения большинства.
Перечень учебно-методического обеспечения
Класс | Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство) | Методические материалы | Дидактические материалы | Материалы для контроля | Интернет-ресурсы, ЦОР, ЭОР |
| Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 кл. - Самара: Учебная литература; Федоров, 2011 |
3.Серия «Образовательный стандарт» Рабочие программы УМК системы развивающего обучения Л. В. Занкова-Москва «планета» 2012г | Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 1 кл. - Самара: Учебная литература; Федоров, 2011 |
| 1 Повторение и контроль знаний. Окружающий мир. Интерактивные дидактические материалы. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. / В.В. Мещерякова, С.В. Савинова. - 2-е изд. стереотип. - М.: Планета, 2011. 2 Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.: С.В. Савинова - М.: Планета, 2011. |
|
|
|
|
|
Сайты: .Естествознание в начальной школе http: //www.schoolnano.ru/node3442 Детские презентации www.viki.rdf.ru Потому.ру» www.potomy.ru «Подводный мир» www.laddition.com Познавательный портал www.clow.ru |
Ресурсное обеспечение
- Компьютер
- Интерактивная доска
- Медиапроектор
Изменения календарно-тематического планирования
№ | № и дата протокола заседания МО | Содержание изменения | Подпись председателя МО |
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...