Конспект урока окружающего мира "Как животные весну встречают"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Урок открытия новых знаний . Конспект урока с презентацией по УМК "ПНШ" в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_klass.zip | 2.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Косинская ООШ»
Конспект урока
«Как животные весну встречают»
Автор-составитель:
Баляева В.Г., учитель
начальных классов
МБОУ «Косинская ООШ»
Г. Юрьев-Польский 2013г.
Предмет: Окружающий мир
Класс: 1 класс
УМК: Перспективная начальная школа
Тип урока: ОНЗ (открытия новых знаний)
Цель: познакомить учащихся с изменениями в жизни животных с приходом весны, показать связь этих изменений с неживой природой
Целевые установки на достижение результатов:
Предметные УУД:
-формировать представление детей о разнообразии животного мира;
-расширить знания детей о зверях и насекомых;
-закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и перелётных;
Личностные УУД:
- расширить знания детей о зверях и насекомых;
- проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- воспитывать умение работать в группе и самостоятельно
Познавательные УУД:
- развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;
- строить монологическую речь в устной форме
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других;
-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им;
- формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Основные понятия: потепление, проталина
Ресурсы: 1) основные: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов «Окружающий мир», О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов учебник-хрестоматия ,тетради для самостоятельной работы, карточки для самостоятельной работы, карточки с записью основных понятий, аудиозапись пьесы «Март» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, голоса птиц, маски животных для сценки; презентация к уроку. мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия окружающий мир 1 класс» (часть 2, урок 10), компьютер, ноутбук, проектор, экран; 2) дополнительные: еженедельник (для самооценки); алгоритм самооценки, цветные кружки для каждого ученика.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД
|
| Задача: создание доброжелательной психологической атмосферы в классе Добрый день и добрый час, Мы начнём урок сейчас. Тихо дети сели, Тишине открыли двери, На уроке пусть сидит, Будет шумно – улетит! Ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, ведь она нам пригодиться! | Задача: психологически подготовиться к восприятию нового учебного материала. Взаимодействие детей друг с другом | Регулятивные УУД: |
| Задача: сближение детей для дальнейшей работы Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Научиться наблюдать, Будем вместе развивать Качество – внимательность, А поможет всё узнать Наша наблюдательность. | Задача: психологически настроиться к восприятию учебного материала Слушают, настраиваются на работу | Регулятивные УУД: |
| Задача: закреплять знания о растениях первоцветах и об изменениях в живой и неживой природе с приходом весны. -Ребята сегодня мы совершим с вами волшебное путешествие на весеннюю лесную полянку. ( Слайд 1) - А кого мы там можем встретить? (Ответы детей. ) -Давайте закроем глаза и послушаем музыку, которая перенесёт нас на полянку. (Звучит музыка П. И.Чайковского «Времена года. Март») Если речка голубая просыпается от сна, И бежит в полях, сверкая, Значит, к нам пришла… (весна) Если снег везде растаял, И трава в лесу видна, И поёт пичужек стая, Значит, к нам пришла… (весна) Если солнце разрумянит Наши щёчки докрасна, Нам ещё приятней станет, Значит, к нам пришла… (весна) -Назовите весенние месяцы. -Какой месяц сейчас наступил? -Расположите картинки в правильном порядке (КИМ задание 10) -А с чем мы ждём весну? (С теплом, с солнышком, с травкой зелёной, с песнями птичьими, с цветочками душистыми.) - Дополните весеннюю картинку (КИМ задание 8) -Какие раннецветущие растения вы знаете? -Как они называются? -Покажите цветы, которые не растут в весеннем лесу (КИМ задание 9) -Ребята, а кто из вас хотел бы сорвать весенний букетик? -Все первоцветы очень красивы. И вот люди собирают весной огромные букеты весенних цветов. - Ребята, а кто из вас хотел бы сорвать весенний букетик? (Нет, первоцветы нельзя рвать. Многие из них занесены в Красную книгу)
| Задача: выполнять логические операции сравнение, анализ, синтез. Предположения детей Дети рассматривают иллюстрацию. На фоне музыки слушают загадки о весне, дополняют высказывания Называют месяцы по порядку Ученик расставляет картинки в правильном порядке, остальные проверяют
Ученик переносит недостающие детали из нижней части экрана, остальные проверяют Перечисляют знакомые первоцветы Ученик выбирает цветы, которые не растут в весеннем лесу, остальные проверяют Дети решают экологическую проблему
Ученик: А я знаю стихотворение.
Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если все: и я, и ты, Если мы сорвём цветы – Опустеют все поляны И не будет красоты. | Регулятивные УУД: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности, создание ситуации успеха, доверия. |
(2-3 мин) | Задача: мотивировать учащихся на изучение темы. -Ребята, пришла телеграмма от Маши и Миши. (Слайд 2) «Дорогие первоклассники! Мы приглашаем вас на экскурсию в природу. Здесь так много интересного» Хотите совершить волшебное путешествие на весеннюю лесную полянку? - Тогда садимся в наш вертолет и отправляемся в полет (Слайд 3) - Итак, мы отправляемся на вертолете вместе с Машей и Мишей в путешествие. - А кого мы там можем встретить? - Как вы думаете, что нам сегодня предстоит выяснить? -Кто может назвать тему нашего урока?( Слайд 4) (Как животные весну встречают) | Задача: умение осознанно и произвольно строить высказывания. Читают телеграмму вслух Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий | Регулятивные УУД: планировать своё действие в соответствии с постановленной задачей, Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество. |
(2 мин) | Задача: создать условия для определения учащимися темы и цели урока. - Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? - На какие вопросы мы должны ответить, чтобы достичь цели? -Что мы будем делать для достижения этой цели? -А где мы будем добывать знания?(Будем работать с книгой, слушать учителя, высказывать свои мнения, работать в парах и группах) -Молодцы, но мы сегодня с вами не только узнаем как животные весну встречают, но и составим цепочку связей (взаимоотношений) живой и неживой природы. | Задача: учиться самостоятельно выделять и формулировать тему и цель урока. 1) Учащиеся ставят цель (Что нужно узнать, чтобы найти решение этой проблемы) 2) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. ( Будем работать с книгой, слушать учителя ,высказывать свои мнения, работать в парах и группах) | Регулятивные УУД: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме |
(2 мин) | Задача: создать условия для эмоциональной разгрузки учащихся Музыкальная физминутка «На зарядку» | Задача: физически и эмоционально отдохнуть на уроке. | |
7. Реализация построенного проекта ( 10-12 мин) | Задача: через совместную деятельность познакомить учащихся с изменениями в жизни насекомых, птиц, зверей весной, выявляя связи между животными - Ребята, а что же происходит с приходом весны в природе? - Давайте послушаем разговоры лесных жителей.
- Ребята, на что вы обратили внимание? (Все ответили по-разному. Получилось много мнений.) - Возникает вопрос: Кто же прав? Какое основное, главное изменение в природе весной? Как вы думаете? - Давайте рассуждать. Ответьте мне на вопрос почему? -Почему прилетают птицы? (Стало теплее, появляется корм). - Почему просыпаются звери? ( Стало теплее, можно найти еду). - Почему распускается первый весенний цветок – подснежник? (Стало теплее). - Значит, какое изменение в природе весной самое главное? «Потепление»(Слайд 5) -Сделайте вывод: кто же из животных прав? (Прав волк). Словарь Ожегова Проталины – место, где стаял открылась земля. (Слайд7) - Все так думают? Может у кого-то есть другое мнение? Давайте проверим наши предположения. (Слайд 8) (Лес, деревья, пашни) - Мнение разные, а я Вам раскрою секрет - первыми появляются насекомые. Выставляю карточку (Слайд9) - Каких насекомых с приходом весны можно увидеть? (Бабочек, жуков, комаров, божьих коровок, муравьёв) (СЛАЙД 10) -Где они зимовали и что они сейчас делают? Отгадайте загадки: (Слайд 11) Не моторы, а шумят, Не пилоты. а летят, Не змеи, а жалят. -Пчёлы – это насекомые-опылители Душистый запах цветущих растений привлекает пчёл (Слайд12) На поляне возле ёлок Дом построен из иголок. За травой не виден он, А жильцов в нём миллион. (Слайд 13) Как ты поступишь, если встретишь в лесу муравейник ? (Слайд 14) Муравьи – это лесные пожарные. Не тревожь их! Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. (Слайд 15) Рубрика «Это интересно»( Слайд 16) - А вы знаете, что некоторые бабочки улетают на зиму в теплые края? Об этом вы узнаете, прочитав рассказ «Вот это да!» на станице 51. - Ребята, давайте вернёмся к нашей цепочке. -Пришла весна, наступило потепление, растаял снег, появились проталины, а если земля прогрелась, то появились насекомые. Проснулись насекомые – жди новых гостей. А кого надо ждать? А как встречают весну птицы? (Слайд 18) Еще лежит снег, а зимующие птицы почувствовали приближение весны. Синицы запели, как будто зазвенели в серебряные колокольчики. Весело зачирикали воробьи. А дятел в лесу начал стучать в свой барабан. Возвращаются из теплых краев перелетные птицы. Теперь для них снова достаточно корма: появились насекомые, а там, где растаял снег, можно найти прошлогодние плоды и семена. Давайте послушаем пение птицы, которая прилетает первой. ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА (пение грача) - Кто узнал голос этой птицы? (Грач) - Его называют вестником весны. В народе говорят: СЛАЙД ( 19) «Увидел грача – весну встречай» Грач – птица всеядная. Он с большим аппетитом ест и животную, и растительную пищу. - Грачам достаточно проталины, чтобы разыскать себе корм – выкопать из земли личинок. Прилетают они ещё в марте, при снеге. Первое время грачи отыскивают корм на размокших дорогах, а также истребляют на полях и лугах полёвок. Вслед за грачами прилетают (Слайд 20)…скворцы. Они отыскивают семена сорных трав и пробудившихся от зимнего сна насекомых. Они бегают по проталинам, ищут прошлогодние семена трав. А когда появляются насекомые, то прилетают насекомоядные птицы стрижи, кукушки, ( Слайд 22)… ласточки | Задача: познакомиться с изменениями в жизни насекомых, птиц, зверей весной. Дети показывают сценку Заяц. Распускается первый весенний цветок – подснежник. Волк. Стало теплее. Лиса. Просыпаются звери от зимней спячки. Медведь(утверждающе). Самое главное – прилетают перелётные птицы. Ответы детей Обсуждают в группах варианты ответов. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. Выводы о полноте и правильности Высказывания детей Ученик читает определение Формулируют своё мнение Предположения детей, высказывания Дети работают по учебнику Дети перечисляют, что они видят Оценивают уровень владения учебным действием( что я знаю и умею) Под руководством учителя выявляют место затруднения Предположения детей Дети отгадывают загадки и приходят к общему решению в совместной деятельности. Совместное решение проблемы Дети высказывают свои мнения, предположения Находят материал в хрестоматии и самостоятельно читают делая в нем пометки: «V»- уже знал «+»-новое «-»думал иначе «?»-не понял, есть вопросы Дети пытаются сделать вывод самостоятельно Выделяют то, что уже усвоено Проявляют познавательную инициативу Дети слушают фонограмму Называют самостоятельно птиц, отгадывая загадки со слайда | Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи , выполнение логических операций, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. |
| Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы) |
Дети выполняют движения в соответствии со словами | |
| Задача: углубить уровень осмысления изученного материала, глубины его понимания
А сейчас отгадайте загадку:( Слайд23) - Без рук, без топорёнка Все птицы разные и гнёзда у них разные. ( Слайд 24) -Откройте тетради на стр.34, задание 24. -Для какой птицы гнезда не оказалось? - Посмотрите на доску и сверьте свои ответы. С помощью «волшебной линеечки» оцените свою работу. | Задача: осмыслить изученный материал через выполнение заданий Отгадывают загадку работа в парах по тетради с. 34 задание 24 Выполняют самопроверку по эталону. Самооценка Проблемный вопрос | Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства (модели) для решения учебных задач. |
(4-5 мин) | Задача: проверить осмысления изученного материала, глубины его понимания -Сегодня на уроке мы с вами побывали на лесной полянке и узнали много нового. А теперь давайте проверим, какими вы были внимательными и что вы запомнили? -Зачеркните высказывания, которые не подходят к теме нашего урока.
-А теперь проверьте. ( Слайд 25) -У кого всё правильно? -У кого есть ошибки? -В чём причина?
| Каждый ребёнок работает самостоятельно на карточках (Приложение 2) Самооценка по алгоритму (Приложение 3) | |
( 2-3 мин) | Задача: учить осуществлять итоговый контроль своей деятельности. -Ребята, мы рассмотрели не все предположения, но на следующем уроке мы продолжим работать над этой проблемой. -Какие цели и задачи мы поставили перед собой? -Достигли ли мы задач урока? Цели? -Что вы узнали для себя нового на уроке? - Что вам понравилось на уроке? - Где вам могут пригодиться в жизни эти знания и умения?
| Называют Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. | Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, |
(1-2 мин) | Задача: формировать умение объективно оценивать свою активность и качество своей работы на уроке. Ответим на вопросы: ( Слайд 26) - Что приятнее всего? (Достичь желаемого). Какое задание больше всего понравилось на уроке? Какое задание вызвало затруднения? Почему? Самооценка. На доске три таблички с высказываниями. Перед вами лежат кружки трех цветов. Выберите себе кружок и поместите его около того высказывания, которое ближе по смыслу вашему результату работы на уроке. Красный – «Доволен» Синий – « Не совсем доволен» Зелёный – «Недоволен» Учитель делает выводы по самооценке учеников, | Задача: оценить свою активность и качество работы. Читают и отвечают на вопросы Дети выходят к доске и прикрепляют кружки на соответствующее высказывание | Регулятивные УУД -способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении; -осознание своих возможностей на основе сравнения «Я» и «Хороший ученик |
Список использованных источников.
- Гамзюкова, Т.А. Лучшие открытые уроки и внеклассные мероприятия для начальных классов. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006.
- Грехова Л.И. В союзе с природой. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2000
- Коробова, М.В. Малыш в мире природы /М.В. Коробова. –М.: Просвещение, 2006.
- Лободина Н.В. Окружающий мир. 1класс: поурочные планы по учебнику О.Н. Федотовой,
Г.В.Трафимовой, С.А. Трафимова. – Волгоград: Учитель, 2011
- Сычёва, Г. Н. Увлекательный мир загадок и пословиц: для уроков в начальной школе. – Ростов н/Д. : Феникс, 2011.
- Федотова, О. Н. Окружающий мир: Хрестоматия. – М.: Академкнига, 2011
- Федотова, О. Н. Окружающий мир: Учебник. – М.: Академкнига, 2011.
- http://www.portal-slovo.ru
- mp3poisk.net›чайковский-времена-года-весна
- wooi.ru›dock/fonoteca7.php голоса птиц
- birds-mp3.ucoz.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира "Новое время. Встреча Америки и Европы"
конспект разработан по УМК "Школа России"...
Конспект урока окружающего мира на тему "Как животные весну встречают"
Урок окружающего мира на тему "Как животные весну встречают" (ПНШ)...
Конспект урока по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на тему: "КАК ЖИВОТНЫЕ ВЕСНУ ВСТРЕЧАЮТ " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: " КАК ЖИВОТНЫЕ ВЕСНУ ВСТРЕЧАЮТ " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему: «Как животные весну встречают»
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе. УМК "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока окружающего мира "Животные леса"
Дети узнают, какие животные живут в лесу....
Конспект урока Окружающего мира "Животные - обитатели луга"
Урок Окружающего мира "Животные - обитатели луга" 4 класс учебник Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов....
Конспект урока окружающего мира "Животные леса весной"
Конспект урока окружающего мира об изменениях в жизни лесных животных весной. Материал будет полезен педагогам, работающим с детьми с ОВЗ....