Конспект урока Окружающего мира "Животные - обитатели луга"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Семкович Любовь Валентиновна

  Урок Окружающего мира "Животные - обитатели луга" 4 класс учебник Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_zhivotnye_luga.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 335

Пушкинского района Санкт-Петебурга

Конспект урока

по окружающему миру

в 4 классе

«Животные – обитатели луга»  

Подготовила: учитель начальных классов 1 категории

Семкович Любовь Валентиновна

г. Пушкин

Тема: «Животные – обитатели луга»

Цель: формирование у учащихся представлений о луге, как природном сообществе.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с животными луга;

2. Показать признаки приспособленности животных к условиям жизни на лугу;

3. Дать примеры связей животных друг с другом и с другими обитателями луга;

4. Показать необходимость бережного отношения к обитателям луга, рационального использования и охраны лугов.

 Планируемые результаты:

предметные: научатся узнавать представителей природного сообщества «Луг»; систематизировать знания о луге как природном сообществе и его обитателях, искать и выделять необходимую информацию в тексте; описывать на основе иллюстрации объекты живой природы, выделять их основные существенные признаки;

метапредметные: регулятивные – овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

познавательные – учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки; учить оценивать себя и своих товарищей;

коммуникативные – совершенствовать умение работать в паре; учить осуществлять учебное сотрудничество; оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания;

личностные – работать над развитием учебных и познавательных мотивов; работать над формированием положительного отношения к учёбе; учить осуществлять учебное сотрудничество; формирование уважительного отношения к иному мнению.

Оборудование: учебник «Окружающий мир 4 класс», компьютер, мультимедийный экран, презентация «Жизнь луга. Луг – природное сообщество», гербарий, атлас-определитель, карточки для групповой работы.

Ход урока

  1. Организационный момент

(На доске записан эпиграф к уроку)

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.» М.М. Пришвин

- Ребята, объясните смысл данного высказывания.

Ученики объясняют смысл высказывания (Родина – это место рождения человека. Реки, леса, озера, деревья, пруды – все это окружает человека с самого детства. Именно это и является частью Родины для человека. Это природные сообщества, в каждом из которых свои законы).

Синквейн без первой строчки

II. Проверка домашнего задания (страницы лэпбука)

Вопросы: - Назовите растения луга с крупными или собранными в соцветия цветками, которые имеют яркую окраску, содержат нектар и обладают запахом? (клевер, василёк, тысячелистник) –Кто может опылять такие растения? (насекомые). Назовите растения, у которых мелкие невзрачные цветки, не содержащие нектара и не имеющие запаха? (тимофеевка, ежа, мятлик). – Как опыляются эти растения? (ветром) - Цветки какого растения устроены так, что опылить их может только шмель? - Какое растение луга ядовито?

III. Сообщение темы урока

Учитель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие и перенестись в одно замечательное место. Но при этом вам нужно закрыть глаза. Расслабьтесь и просто послушайте.

 (Раздаются звуки луга: жужжание насекомых, пение птиц.)

Учитель: Откройте глаза. Кто уже догадался, где мы только что побывали? (На лугу)

Учитель: Правильно. Это луг.

Учитель: Что вы услышали? На прошлом уроке мы выяснили, что на лугу растут только травянистые растения. Подумайте, какие животные могут жить в таких условиях?  Сегодня мы поговорим о том, кто же живёт на лугу. Тема урока: «Животные – обитатели луга».

Мы совершим  виртуальную экскурсию на луг, узнаем, какие животные там обитают, как они связаны между собой, какое значение имеет луг для человека.

IV. Работа по теме урока. Стадия «осмысление»

Учитель: у вас уже есть один ответ – какие животные лучше всего приспособлены к условиям жизни на лугу (насекомые).

Практическая работа в группах.

Учитель: вам предстоит отыскать информацию  в учебнике и дополнительных источниках и составить характеристику насекомых луга. Задание по группам:

  1. Общий вид насекомых (размеры, преобладающая окраска)
  2. Способ передвижения.
  3. Чем питается? Какие приспособления для добывания пищи имеет?
  4. Как защищается от врагов?

На слайдах презентации учащиеся рассматривают насекомых, называют их. Используя информацию учебника с.59 , с. 62-63 и атлас-определитель (закладки вложены учителем), учащиеся выделяют признаки приспособленности насекомых к условиям жизни (небольшие размеры, яркая или маскирующая  окраска тела, средства защиты – жало, едкая жидкость).

Учитель: мы приступаем к заполнению карточки «Обитатели луга» (7-лепестковый цветок с иллюстрациями – Приложение 1). Выберите соответствующую подпись к картинке. (кузнечик, перепел,  клоп-солдатик, крот, ящерица, тимофеевка, пяденица), а на обратной стороне лепестка  укажите, как обитатель луга приспособился к условиям жизни.

 Заслушивая доклады каждой из групп, учащиеся заполняют только три лепестка.

Учитель: у нас остались незаполненные лепестки. Пробуем найти информацию о них в учебнике.

Приём «Инсерт». Работа с учебником.

Учитель: Напоминаю, вы должны быть очень внимательны при чтении. Возьмите простой карандаш и на полях учебника отмечайте во время чтения то, что вы уже знали знаком «V», новые сведения – «+», а если вы что-то не поняли, поставьте «?». Затем внимательно рассмотрите рисунки на страницах учебника. (Дети самостоятельно работают с текстом учебника С.59-61).

Учитель: Кто ещё обитает на лугу? (Звери)

Учитель: Каких зверей там можно встретить? (Ответы детей)

Учитель: Почему на лугах не живут крупные животные?  

Учитель: Почему мелкие грызуны обосновались в этом сообществе? (Из – за обилия пищи)

Учитель: Какие опасности подстерегают грызунов? (Хищники и птицы) 

- На лугу живут полёвки и мыши, так как они питаются растительной пищей. Поохотиться на мышей прилетают совы. Так же на лугу можно встретить жаб и ящериц. Они питаются насекомыми.

Учитель: Какие птицы обитают на лугу?

Учитель: Почему окраска птиц такая неброская? (Чтобы лучше прятаться в траве) А что вы можете сказать о размере этих птиц? (Они маленькие)

Учитель: Как связаны между собой обитатели луга? (Ответы детей)

- Как видите, на лугу совместно обитают разнообразные живые существа. Они связаны между собой. Поэтому луг называют природным сообществом.

Физкультминутка.

Мы по лугу прогулялись

и немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети,

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем, ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали!

Учитель: Итак, вы уже достаточно много узнали о природном сообществе луга. Пришло время заполнить оставшиеся лепестки в нашем лэпбуке. (Учащиеся работают самостоятельно, записывают ответы. Ответы зачитываются, сверяются).

Учитель: - Настало время ответить на жизненно важный вопрос –вопрос о роли луга для человека и как деятельность человека влияет на состояние лугов. 

Работа с текстом учебника «Луг в жизни человека»

Учитель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Верите ли вы, что…». У вас на столах лежат листочки с номерами вопросов. Я читаю вопрос, который начинается со слов «Верите ли вы, что…», а вы, если верите, ставите напротив номера вопроса «+», если не верите – « -.». Работайте в парах.

Вопросы:

  1. …луга не имеют значения для людей.
  2. …луга-украшение нашей земли.
  3. …люди разоряют гнёзда шмелей.
  4. …на месте сорванных цветущих растений вырастают новые.
  5. …нужно поджигать на лугах сухую прошлогоднюю траву.
  6. …люди используют луга как пастбища.
  7. …вытаптывание почвы приводит к исчезновению растений.
  8. …неумеренный выпас скота не опасен для луга.
  9. …люди должны подсевать на лугах семена ценных трав.
  10. …луг может однажды превратиться в пустырь.

Учитель: А правильно ли вы ответили на все вопросы, мы сможем проверить после того, как вы познакомитесь с ещё одной статьёй учебника «Луг в жизни человека» с 63.

 (Дети работают с текстом самостоятельно)

Учитель: Итак, я повторяю вопрос, вы отвечаете на него и обосновываете свой ответ, опираясь на сведения, полученные из учебника.

Учитель: Кто при ответах не допустил ни одной ошибки? Молодцы!

Учитель: - Кто может вторгнуться в природное сообщество, нарушив природное равновесие?  Кто наносит природе больший вред? (Человек)

- Чем он может навредить? (Рвать траву, уничтожать цветы, насекомых, сжигать траву, пасти животных бездумно)

VII. Итог урока. Стадия «рефлексия»

Учитель: Что вам особенно запомнилось?

Смогли мы с вами создать в классе атмосферу летнего солнечного дня на лугу?

Давай пройдёмся медленно по лугу,

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

- Кто считает, что узнал много полезного и важного сегодня на уроке – поднимите карточку с изображением бабочки. Если вы считаете, что материал был для вас очень сложный и вы не все поняли на уроке – поднимите карточку с изображением тучки.

V. Закрепление знаний.

Учитель: уточним пищевые связи между обитателями луга. У вас на столе карточка обитателей луга (Приложение 2). Задание: вырезать картинки, составить 3 цепи питания, вклеить их на страницу лэпбука и подписать обитателей.  (Учащиеся работают в парах).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Окружающий мир 3 класс "Особенности болота и его обитатели"

Конспект урока окружающий мир, 3 класс Тема урока "Особенности болота и его обитатели" На уроке присутствует сказочный персонаж — Кикимора. Во время урока дети работают в группах, выполняя зада...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь луга"4 класс

Конспект урока окружающего мира разработан для учащихся 4 класса, по теме "Жизнь луга"...

Конспект урока окружающего мира «Болото и его обитатели» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о природном сообществе – болоте; ознакомление с животным и растительным миром болота.Планируемые результаты:Предметные:знать: понятие «...

Конспект урока окружающего мира "Обитатели пресных вод" (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: «Обитатели пресных вод»Цели деятельности учителя: формирование представлений об обитателях пресных водоемов; знакомство с представителями пресных водоемов, их особенностями.Планируем...

Конспект урока окружающего мира "Обитатели соленых водоемов" (УМК Начальная школ XXI века, 2 класс)

Тема: «Обитатели соленых водоемов»Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об особенностях соленых водоемов; развитие знаний о животных, обитающих в соленых водоемах.Планиру...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь луга"

Конспект урока окружающего мира в 4  классе "Жизнь луга"....