Конспект урока окружающего мира на тему "Как животные весну встречают"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Чупина Наталья Александровна

Урок окружающего мира на тему "Как животные весну встречают" (ПНШ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 21.02.2018                                                                                                 Учитель: Полякова Н.М.

Школа: №95                                                                                               Студентка: Чупина Наталья, 44 группа

Класс: 1-6        

Время: 11:05 – 11: 55                                                                                              

Кабинет: 211

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Тема: Как животные весну встречают. Приметы весны.

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с изменениями в жизни животных с приходом весны.

Планируемые результаты:

Предметные:

- иметь представление о разнообразии животного мира;

- расширить знания о зверях и насекомых;

- закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и перелетных.

Личностные:

- формировать положительный психологический климат в детском коллективе;

- развивать речевые умения, мышление, память;

- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл обучения.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний;

Оборудование: учебник «Окружающий мир», 1 класс, 1 часть, О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова (ПНШ), карточки с заданиями, презентация.


Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Наталья Александровна, и сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я, садитесь.

Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Пожелаем всем удачи -
За работу в добрый час.

Проверять готовность к уроку

Настраиваться на урок (К.);

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный, беседа

Словесный: загадки.

5 мин.

- Мы начинаем наш урок окружающего мира.

- А для чего нам нужен этот урок? (Чтобы знать больше о природе, обо всём, что нас окружает)

- А как вы узнаёте что-то новое для себя? (Читаем, спрашиваем, вспоминаем)

- Конечно, если не задавать вопросы себе или другим, то ничего не узнаешь. - Какой можно сделать вывод: зачем нам нужен этот урок? (На этом уроке мы узнаем много нового, учимся отвечать на вопросы об окружающем мире.)

- А у нас сегодня гости. Кто это? Это Маша и Миша.

- Вспомните, что нового они узнали вместе с вами на прошлом уроке?

(Какие растения весной цвести торопятся)

А вот это мы сейчас и проверим с помощью кроссворда:(Зрительная память)

1) Красивое раннецветущее растение с небольшими голубыми цветками и листьями интересной формы, похожими на трилистник. (Печёночница)

2) Раннецветущий кустарник, плоды которого вы все так любите щелкать. (Орешник)

3) На её ветвях ранней весной распускаются мохнатые шарики. Если поранить кору, ствол начинает быстро краснеть. (Ива)

4) Изящное растение с нежным ароматом, цветущее ранней весной. Её цветки имеют длинные выросты, похожие на хохолки. (Хохлатка)

5) Один из ранних цветов в наших лесах, часто его называют подснежником - ведь появляется он, когда кое - где ещё лежит снег, когда ветрено, холодно. И как будто дрожит цветок на ветру. (Ветреница)

6) Так называли девочку из рассказа Носова о коротышках цветочного города. Так называется и раннецветущее растение, цветки которого бывают разного цвета: розового, синего, фиолетового. (Медуница)

7) Раннецветущее травянистое растение с цветками жёлтого цвета, которые появляются среди первых весенних проталин. Позже появляются большие листья, верхняя сторона которых холодная (как злая мачеха в сказках), а нижняя - тёплая и нежная. (Мать - и - мачеха)

Кроссворд с описанием первоцветов

- Какое общее название есть у всех этих растений? (Первоцветы)

- Почему их назвали первоцветами? (Растения, которые зацветают ранней весной в лесу, светолюбивы, и потому развиваются, пока деревья не оделись листвой, которой заслонит свет. Оказывается, раннецветущие растения готовятся к цветению ещё под снегом. Снег защищает их от холода. Конечно, там не так уж тепло - около нуля градусов (эта та температура, при которой замерзают лужи). Но растениям много и не нужно. Главное, чтобы почва не промёрзла. А если и промёрзнет, тоже не беда. Все эти растения хорошо переносят морозы, потому что в их соке много сахара. Сахарные растворы во время небольших морозов не замерзают.)

Отвечать на вопросы.

Слушать и рассуждать.

Отгадывать загадки и рассуждать о чем идет речь.

Осмысливать уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя (Р.)

III.Постановка учебной задачи

Словесный, беседа

Наглядный, иллюстрация.

5 мин.

- Рассмотрите внимательно 2 рисунка. Они одинаковы? (Нет.)

- А в чем разница? (На одном рисунке изображена зима, а на другом - весна)

- Как изменилась неживая природа с приходом весны? (Солнце светит ярче, выше поднимается над горизонтом. Увеличился световой день. Стало теплее. Тает снег и лёд.)

- А что изменилось в живой природе с приходом весны? (На ветвях нет снега, изменился цвет коры, Животные поменяли окраску шерсти, птицы возвращаются с юга)

- Молодцы, ребята, а теперь прослушав небольшое стихотворение, скажите, о ком мы будем говорить на сегодняшнем уроке

Весело аукнула
Из лесу весна,
Ей медведь откликнулся
Проурчав со сна.
Поскакали зайки к ней,
Прилетел к ней грач;
Покатился ёжик вслед,
Как колючий мяч.
Всполошилась белочка,
Глянув из дупла, -
Дождалась пушистая
Света и тепла!
Гордо приосанился
Посветлевший бор;
На ветвях коричневых
Грянул птичий хор.
Л.Аграчёва 

- О чём это стихотворение? ( это стихотворение о весне)

- О каких животных рассказывает автор? (медведе, зайце, еже, граче, белочке, птицах).

- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке, может кто-то из вас сможет назвать тему сегодняшнего урока? (Как животные весну встречают)

- Какие задачи мы поставим перед собой? (Познакомиться с изменениями, происходящими в жизни животных с приходом весны)

- Молодцы, но мы сегодня с вами не только познакомимся с изменениями, происходящими в жизни животных, но и составим цепочку связей (взаимоотношений) живой и неживой природы.

Слушать внимательно учителя.

Определять тему урока и ставить цели.

Слушать  отрывок из музыкального произведения.

Отвечать на вопросы учителя.

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К);

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей урока (Р);

IV.Открытие нового знания

Наглядный, демонстрация.

Практический: игра.

Словесный, беседа

Словесный, беседа

Практический: упражнение.

Словесный, беседа

18 мин.

- Ребята, вспомним всё, что мы сказали об изменениях в неживой природе с приходом весны? Что мы наблюдаем? (стало тепло, тает снег, день стал длиннее, много воды)

- И так первый признак весны - какой? (потепление.)

Потепление

- Что же происходит со снегом? (Под тёплыми лучами солнца он начинает таять, и образуются проталины)

Потепление - проталины

- Молодцы, а сейчас вспомните, что происходит в живой природе? (оживают деревья, насекомые, прилетают птицы, просыпаются животные). Долговременная память

- Все так думают? Может у кого-то есть другое мнение? Давайте проверим наши предположения.

Откроем учебник на стр. 50, рассмотрим центральный рисунок сверху, с помощью нашего вертолетика , и глазами Маши и Миши.

- Что мы можем увидеть с вертолета? (лес, деревья, пашни)

- Какой цвет преобладает? (Зеленый, яркий, цвет весны)

- А что видят Маша и Миша? (:::::.перечисляем)

- А кто из вас знает, кто появляется первым, как только появилась и прогрелась нежным солнышком, проталинка? Выслушиваются мнения детей.

- Мнение разные, а я Вам раскрою секрет - первыми появляются насекомые.

Потепление - проталины - насекомые

- А каких животных мы относим к насекомым? (Тех, у кого 6 ног)

- Как зимовали насекомые? (Насекомые спали в укрытии) полные ответы

- Как изменилась их жизнь с приходом весны? (Они пробуждаются, выползают из зимних укрытий)

- Где их сейчас больше всего? (на проталинках, на припеке)

- Почему? (Насекомые питаются соком растений, а первая травка как раз и появляется на припеке, где солнышко больше греет)

- Каких насекомых с приходом весны можно увидеть? (Бабочек, жуков, комаров, божьих коровок, муравьёв)

- Каких бабочек можно увидеть ранней весной?

Работа с хрестоматией. Выборочное чтение 

Чтение текста "Каких бабочек можно увидеть ранней весной" (крапивница, лимонница, траурница, павлиний глаз)

- Что нового узнали о бабочках?

- А знаете ли вы, что некоторые бабочки улетают на зиму в тёплые края?

- Действительно, некоторые бабочки в конце лета и в начале осени улетают на юг. Они зимуют в Турции, Африке.

Перелёты бабочек напоминают перелёты птиц, но и существенно от них отличаются. Осенью в жаркие страны улетают все птицы - и взрослые, и молодые. У бабочек на зимовку улетает только молодёжь, развившаяся летом из яиц. Птицы, улетевшие на зимовку, весной возвращаются к нам. А бабочки, прилетев на зимовку, через некоторое время откладывают там яйца и умирают. А их дети, появившиеся из яиц, весной отправляются на родину родителей. То есть каждая бабочка только раз в жизни совершает далёкий перелёт.

Такие перелёты совершает бабочка репейница, которая широко распространена в средней полосе России, бабочка монарх, которая из Канады и США летит в Мексику.

- Ребята, давайте вернёмся к нашей цепочке. Пришла весна, наступило потепление, растаял снег, - проталины, а если земля прогрелась, то появились насекомые. Проснулись насекомые - жди новых гостей. А кого надо ждать?

- Почему? (Птицы питаются насекомыми).

Потепление - проталины - насекомые - птицы

- Откуда возвращаются птицы? (Из тёплых стран)

- Как называют этих птиц? (перелетными)

- Строят ли наши птицы гнезда в дальних странах? (нет)

- Когда же они возвращаются? (когда тепло и достаточно корма)

- С прилетом каких птиц считается, что весна начинается? (грачи)

- Кто видел грачей?

- Когда прилетели? (10-15 марта)

- Грачам достаточно первых проталины, чтобы разыскать корм. Своим длинным крепким клювом он выкапывает из земли личинок разных насекомых и червей.

- А как вы думаете, все птицы прилетают сразу? (Нет) (Да)-разные мнения

- В природе существует порядок. (грачи, скворцы, жаворонки, ласточки, кукушки, соловьи, иволги)

- Конечно, открывают весну грачи. Прилетают они ещё в марте, при снеге. Первое время грачи отыскивают корм на размокших дорогах, а также нередко с воронами и галками истребляют на полях и лугах полёвок. Грач - птица всеядная. Он с большим аппетитом ест и животную, и растительную пищу. Любопытно, что весной все грачи белоносые.

Вслед за грачами прилетают скворцы. Они отыскивают семена сорных трав и пробудившихся от зимнего сна насекомых.

Вслед за скворцами прилетают жаворонки. Они бегают по проталинам, ищут прошлогодние семена трав. А когда появляются насекомые, то прилетают насекомоядные птицы - стрижи, кукушки, ласточки.

В) А сейчас я расскажу вам несколько народных примет, но запомнить эти приметы могут только ученики, которые не отвлекаются, хорошо слушают, чтобы все-все запомнить.

- Кто знает приметы, связанные с ласточками? (перед дождем летают низко)

- Почему? (насекомые летают низко, воздух влажный, крылья намокают)

- Почему поздно прилетает кукушка? (Оказывается кукушка большая сладкоежка и очень любит мохнатых гусениц, которые появляются на листьях, которыми она питается)

- А как вы думаете, когда должны вернуться водоплавающие птицы? (Водоплавающие птицы(утки, гуси, чайки, крачки, лебеди) возвращаются, когда в водоёмах появляется тот корм, который необходим самим птицам и их будущим птенцам. Птицам, которые зимовали в наших краях, с приходом весны тоже легче разыскать себе корм.

Играть в игру «Когда это бывает?»

Вставлять слова-отгадки и определять в какое время года такое случается.

Рассматривать учебник и изображения в нем.

Отвечать на поставленные вопросы.

Смотреть видеофрагмент и отвечать на поставленный вопрос.

Подводить итоги по учебнику.

Слушать внимательно преподавателя.

Извлечение из рассказа необходимой информации (П);

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить речевые высказывания (К);

Извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации. (П.)

V. Физкультминутка

2 мин

А теперь пришло время отдохнуть, встаньте со своих рабочих мест и повторяйте движения за мной.

Молодцы, садитесь!

Выполнять физические упражнения.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный, беседа.

.

3 мин.

- Мы немного отдохнули, а теперь вернёмся к теме урока. Вспомните, кто ещё просыпается ранней весной?

- Если вы затрудняетесь, давайте вспомним, кто готовился к зимней спячке? (Лягушки, жабы, ящерицы, ежи, медведи, барсуки)

- Как встречают весну эти животные?

Молодцы, вы много вспомнили о животных. А сейчас отгадайте загадку:

- Без рук, без топорёнка

Построена избенка. (гнездо)

- Откроем учебник на стр. 51. Посмотрите, какие разные у всех птиц гнезда.

- А что такое гнездо? (Выслушиваются мнения детей.) Гнездо - это птичий дом. А все ли гнезда одинаковые? А почему? Значит они могут отличаться по размеру и форме, и конечно и по сматериалу: то есть из того, из чего состоит гнездо. Сравните гнёзда по форме и размеру.

- Попробуйте определить, из чего сделаны гнёзда птиц.

- Лучшие строители - это певчие птицы. Они вьют гнёзда из травинок, соломы, стеблей, листьев, мха, лишайника, а внутри устилают перьями и шерстинками - для тепла и мягкости.

(работа по иллюстрации)

Проверка памяти: все ли птицы вьют гнезда?

- А где вьют гнезда скворцы? (в домиках, которые для них сделал человек) Гнезда свои скворцы устраивают в дуплах или скворечнике. Внешний слой гнезда составляет разнообразная растительная ветошь, лоток выстилается перьями птиц.

- Как они называются (скворечник)

- Какую пользу приносят птицы?

- Как беречь птиц?

Работать в группе и отвечать на поставленные вопросы.

Алгоритм работы в группах:

1) Проговорить еще раз, какое задание нужно выполнить;

2) Выслушать каждого; не перебивая;

3) Прийти к общему выводу;

4) Представить решение.

Структурировать знания (П);

Корректировать свои мысли(Р).

VI.Самостоятельная работа.

6 мин.

Откройте рабочие тетради на стр. 34 , задание 34.

- Найдите парные картинки (рисунки с изображением птиц и их гнёзд) и обведите их одинаковым цветом.

- Почему для кукушки гнездо не нарисовано? (эта птица гнёзд не вьёт)

- Почему говорят "Птицы - наши друзья"?

- Можно ли разорять гнёзда?

- Разорители гнёзд - враги природы! Пора гнездования - трудное и очень опасное время для птиц. В эту пору нужно зорко следить за тем, чтобы злые дети не разоряли птичьи гнёзд.

Отвечать на вопросы теста.

Раскрашивать картинки.

Принимать и сохранять поставленную учебную задачу. (Р.) Планировать свои действия в соответствии с поставленной учебой задачей. (Р.)

VII.Включение в систему знаний

Словесный, беседа

1 мин.

О чем мы сегодня с вами говорили?

Какие цели ставили на урок? Мы их достигли?

Отвечать на вопросы, высказывать свое мнение

Структурировать знания(П);

VIII.Рефлексия деятельности

Словесный, объяснение

3 мин.

Сейчас каждый из вас оценит работу на уроке. http://festival.1september.ru/articles/584245/img1.jpg

Спасибо за урок! До новых встреч!

Формулировать конечный результат своей работы на уроке.

Самооценка (Л);

Адекватно понимать причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности (Л).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "В гости к весне"

Коспект предназначен для проведения урока окружающего мира во 2 классе. Этот урок проводила в рамках методической недели по теме "Внутренняя система оценки качества образования"...

Конспект урока окружающего мира «В гости к весне» (экскурсия) (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о весенних изменениях в неживой и живой природе;Планируемые результатыПредметные:знать характерные признаки весны в живой и неживой прир...

Конспект урока окружающего мира «В гости к весне» (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления у учащихся о весенних явлениях в живой и неживой природе.Планируемые результаты:Предметные:знать признаки живой и неживой природы весной;уметь уст...

Конспект урока окружающего мира "В гости к весне" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления у учащихся о весенних явлениях в живой и неживой природе. Планируемые результаты:Предметные: знать признаки живой и неживой природы вес...

Конспект урока окружающего мира "В гости к весне. Экскурсия" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся о весенних изменениях в неживой и живой природе;Планируемые результатыПредметные:знать характерные признаки весны в живой и неживой природе;ум...

Конспект урока окружающего мира «В гости к весне» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: «В гости к весне»Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с характерными признаками весны в живой и неживой природе; формирование представления о связи изучаемых предметов...

Конспект урока окружающего мира «В гости к весне. Экскурсия» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: «В гости к весне. Экскурсия»Цели деятельности учителя: создание условий для наблюдения признаков наступления весны в неживой и живой природе.Задача урока (в рамках выпускной квалифик...