Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Программы начального общего образования «Школа России» (Москва: Просвещение, 2009 г.), авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 37.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
Полужская основная
общеобразовательная школа имени Ф.Е.Стрельца
ИНН 3208003574 ОГРН 1023201937230
243370, Брянская область, Выгоничский район, пос. Хутор-Бор,
ул. Луговая, дом 1 Тел. 89051015449
Согласовано на заседании МО Утверждаю.
учителей начальных классов, Директор школы______
протокол №____от__________. (Никитина Л.Я.)
Руководитель МО____________
(Карпекина И.В.)
Рабочая программа
по окружающему миру
4 класс
Учитель: Пинчукова Елена Фёдоровна.
2013-2014 уч. год.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Программы начального общего образования «Школа России» (Москва: Просвещение, 2009 г.), авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Сам учебный курс является системообразующим стержнем процесса познания детьми окружающего мира, который не ограничивается рамками урока.
Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.
Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
К числу важнейших задач курса относятся:
- воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине;
- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
- развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира;
- осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе;
- создание условий для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
В основе методики преподавания курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в лесу, музее и т.д.
В соответствии с общей направленностью курса особое значение при реализации программы придаётся следующим
видам деятельности учащихся:
- Распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя.
- Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей).
- Эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил.
Место курса в учебном плане.
Для обязательного изучения учебного предмета «Окружающий мир» в 4 классе Федеральный базисный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 часов в год, а именно, 2 часа в неделю.
В связи с производственной необходимостью разрешено вносить изменения в календарно-тематическое планирование.
Распределение учебного материала по темам.
Название темы (раздела) | Количество часов | |
по программе | по рабочей программе | |
Земля и человечество. | 10 | 11 |
Природа России. | 10 | 11 |
Родной край – часть большой страны. | 14 | 12 |
Страницы всемирной истории. | 5 | 5 |
Страницы истории Отечества. | 20 | 20 |
Современная Россия. | 9 | 9 |
Распределение экскурсий и практических работ
по темам.
Название темы (раздела) | Количество практических работ | Количество экскурсий | ||
по прог-рамме | по рабочей прог-рамме | по прог-рамме | по рабочей прог-рамме | |
Земля и человечество. | 3 | 5 | - | - |
Природа России. | 8 | 9 | - | - |
Родной край – часть большой страны. | 6 | 6 | 2 | 2 |
Страницы всемирной истории. | - | - | - | - |
Страницы истории Отечества. | 5 | 5 | 1 | 1 |
Современная Россия. | - | 3 | - | - |
Итого: | 22 | 28 | 3 | 3 |
Итак, в течение учебного года должно быть проведено
- практических работ – 28.
1 полугодие - 20
2 полугодие - 18
- экскурсий – 3.
1 полугодие –2
2 полугодие - 1
Реферативное описание тем.
Земля и человечество – 11 часов.
Введение.
Мир глазами астронома.
Вселенная. Солнце. Планеты солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь и времена года. Звёздное небо – великая книга природы.
Мир глазами географа.
Что изучает география. Глобус и географическая карта. Пояса Земли.
Мир глазами историка.
Что такое история. Когда и где. История – путешествие вглубь времён. Карта – помощница.
Прошлое и настоящее глазами эколога.
Сын или покоритель? Экологические проблемы. Лечить планету сообща.
Сокровища Земли под охраной человечества.
Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Природа России – 11 часов.
Равнины и горы России.
Восточно-Европейская, Западно-Сибирская равнины, Среднесибирское плоскогорье. Уральские, Кавказские, Алтайские горы, Саяны, вулканы Камчатки.
Моря, озёра и реки России.
Балтийское, Чёрное, Каспийское моря, озеро Байкал, Ладожское и Онежское озёра. Реки: Волга, Лена, Амур, Енисей, Обь и др.
Зона Арктических пустынь.
Царство льда и снега. Арктика и человек.
Тундра.
Природа тундры. Тундра и человек.
Леса России. Лес и человек.
Тайга, смешанные и широколиственные леса. Роль леса в природе и жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Что зависит от каждого из нас?
Зона степей.
Природа степей. Степи и человек.
Пустыни.
В пустыне вовсе не пусто. Пустыни и человек.
У Чёрного моря.
Природа черноморского побережья Кавказа. Человек у моря.
Экологическое равновесие.
Родной край – часть большой страны – 12 часов.
Наш край.
Географическое положение. Границы. Столица. Поверхность нашего края. Надо ли охранять поверхность? Водоёмы нашего края. Значение водоёмов и их охрана.
Наши подземные богатства. Земля – кормилица.
Полезные ископаемые: гранит, известняк, песок и глина, торф, уголь, железная руда, нефть, природный газ и др. Охрана подземных богатств. Какие бывают почвы. Охрана почв.
Леса, луга и пресные водоёмы нашего края.
Лесные этажи. Животные нашего леса. Нужны ли лесу грибы? О лесной подстилке и микроорганизмах. Луг – природное сообщество. Луга и человек. Жизнь пресного водоёма. Разнообразие жизни в водоёме. Если вмешается человек…
Растениеводство и животноводство в нашем крае.
Сорта культурных растений. Отрасли растениеводства. Незаметные защитники урожая. Породы домашних животных. Отрасли животноводства.
Страницы Всемирной истории – 5 часов.
Начало истории человечества.
Мир древности: далёкий и близкий.
Древний Египет, Древняя Греция и Древний Рим.
Средние века: время рыцарей и замков.
Новое время: встреча Европы и Америки.
Время отважных путешественников. Что оставило нам Новое время?
Новейшее время: история продолжается сегодня.
Страницы истории Отечества – 20 часов.
Жизнь древних славян во времена Древней Руси.
Князь Владимир и крещение Руси. Страна городов: путешествие в древний Киев и древний Новгород. Из книжной сокровищницы Древней Руси.
Трудные времена на Русской земле.
Нашествие Батыя. Князь Александр Невский.
Русь расправляет крылья.
Как возрождалась Русь. Московский князь Иван Калита. Куликовская битва.
Путешествие в древнюю Москву.
Иван 111. Иван Грозный. Мастера печатных дел. Первопечатник Иван Фёдоров. Врата учёности. Патриоты России.
Пётр Великий.
Михаил Васильевич Ломоносов.
Екатерина Великая.
Отечественная война 1812 года.
Нашествие Наполеона на Россию. Бородинская битва. На войну с Наполеоном поднялся весь народ.
Страницы истории 19 века.
Царь-освободитель. Петербург и Москва. Технические новшества.
Россия вступает в 20 век.
Последний русский царь. Россия в первой мировой войне. 1917 год. Гражданская война.
Страницы истории 20 – 30-ых годов.
Новое государство – Советский Союз. Страна-труженица.
Великая война и великая Победа.
«Всё для фронта! Всё для Победы!» Героическая летопись Великой Отечественной.
Наша страна в 1945-1991 годах. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю.А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-ые годы 20 века. Культура России в 20 веке.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.
Современная Россия – 9 часов.
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права и обязанности ребёнка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Коли-чество часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
| ||||
1 | Введение. | 1 | ||
2 | Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. | 1 | ||
3 | Планеты Солнечной системы. Практическая работа № 1 «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года». | 1 | ||
4 | Звёздное небо – великая книга природы. Практическая работа № 2 «Знакомство с картой звёздного неба». | 1 | ||
5 | Мир глазами географа. Глобус и географическая карта. Практическая рабо- та № 3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте». | 1 | ||
6 | Распределение солнечного тепла на Земле. Практическая работа № 4 «Тепловые пояса Земли на карте». | 1 | ||
7 | Мир глазами историка. | 1 | ||
8 | Когда и где. История – путешествие в глубь времён. Карта-помощница. Практическая работа № 5 «Лента времени. Историческая карта». | 1 | ||
9 | Прошлое и настоящее глазами эколога. | 1 | ||
10 | Сокровища Земли под охраной человечества. | 1 | ||
11 | Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество». | 1 | ||
| ||||
12 | Равнины и горы России. Практическая работа № 6 «Работа с географической картой. Поиск и показ на физической карте равнин и гор». | 1 | ||
13 | Моря, озёра и реки России. Практическая работа № 7 «Поиск и показ на физической карте озёр и рек». | 1 | ||
14 | Зона Арктических пустынь. Практическая работа № 8 «Карта природных зон. Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни». | 1 | ||
15 | Тундра. Практическая работа № 9 «Карта природных зон. Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни». | 1 | ||
16 | Леса России. Практическая работа № 10 «Карта природных зон. Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни». | 1 | ||
17 | Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. | 1 | ||
18 | Зона степей. Практическая работа № 11 «Карта природных зон. Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни». | 1 | ||
19 | Зона пустынь. Практическая работа № 12 «Карта природных зон. Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни». | 1 | ||
20 | Субтропики. Практическая работа № 13 «Карта природных зон. Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни». | 1 | ||
21 | Экологическое равновесие и необходимость его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей. Практическая работа №14 «Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России». | 1 | ||
22 | Обобщающий урок-игра «По природным зонам России». | 1 | ||
| ||||
23 | Наш край на карте Родины. Практическая работа №15 «Знакомство с картой края». | 1 | ||
24 | «Формы земной поверхности нашего края». (Экскурсия № 1). | 1 | ||
25 | Водоёмы нашего края. | 1 | ||
26 | Полезные ископаемые нашего края. Практическая работа № 16 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств». | 1 | ||
27 | Важнейшие виды почв края. Охрана почв в нашем крае. Практическая работа № 17 «Что входит в состав почвы». | 1 | ||
28 | Экскурсия № 2 «Природное сообщество лес». | 1 | ||
29 | Жизнь луга. Луг – природное сообщество. Практическая работа № 18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание». | 1 | ||
30 | Жизнь пресного водоёма. Практическая работа № 19 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных водоёмов и их распознавание». | 1 | ||
31 | Растениеводство в нашем крае. Практическая работа № 20 «Знакомство с культурными растениями края». | 1 | ||
32 | Биологическая защита урожая. | 1 | ||
33 | Животноводство в нашем крае, его отрасли. | 1 | ||
34 | Обобщающий урок-игра «Родной край – часть большой страны». | 1 | ||
| ||||
35 | Начало истории человечества. | 1 | ||
36 | Мир древности: далёкий и близкий. | 1 | ||
37 | Средние века: времена рыцарей и замков. | 1 | ||
38 | Новое время: встреча Европы и Америки. | 1 | ||
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1 | ||
| ||||
40 | Жизнь древних славян. | 1 | ||
41 | Во времена Древней Руси. Крещение Руси. | 1 | ||
42 | Страна городов. Практическая работа № 21 «Показ изучаемых объектов на исторической карте». | 1 | ||
43 | Культура, быт и нравы Древней Руси. | 1 | ||
44 | Трудные времена на Русской земле. Золотая орда. Практическая работа № 22 «Показ изучаемых объектов на исторической карте». | 1 | ||
45 | Русь расправляет крылья. | 1 | ||
46 | Куликовская битва. Практическая работа № 23 «Показ изучаемых объектов на исторической карте». | 1 | ||
47 | Иван Третий. | 1 | ||
48 | Культура, быт и нравы страны в 13 – 15 веке. Мастера печатных дел. | 1 | ||
49 | Патриоты России. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. | 1 | ||
50 | Пётр Великий – царь-преобразователь. | 1 | ||
51 | Культура, быт и нравы России в 18 веке. Михаил Васильевич Ломоносов. | 1 | ||
52 | Екатерина Великая. | 1 | ||
53 | Отечественная война 1812 года. Практическая работа № 24 «Показ изучаемых объектов на исторической карте». | 1 | ||
54 | Страницы истории 19 века. | 1 | ||
55 | Россия вступает в 20 век. | 1 | ||
56 | Страницы истории 20-30-ых годов. | 1 | ||
57 | Великая война и Великая Победа. Практическая работа № 25 «Показ изучаемых объектов на исторической карте». | 1 | ||
58 | Страна, открывшая путь в космос. Наша страна в 1945-1991 годах. | 1 | ||
59 | Экскурсия № 3 «Знакомство с достопримечательностями родного села, края». | 1 | ||
| ||||
60 | Конституция России – наш основной закон. | 1 | ||
61 | Права ребёнка. | 1 | ||
62 | Государственное устройство России. | 1 | ||
63 | Государственная символика нашей страны. | 1 | ||
64 | Государственные праздники. | 1 | ||
65 | Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал. Практическая работа № 26 «Показ изучаемых объектов на географической карте». | 1 | ||
66 | Регионы России: север Европейской России. Практическая работа № 27 «Показ изучаемых объектов на географической карте». | 1 | ||
67 | Регионы России: центр Европейской России, юг Европейской России. Практическая работа № 28 «Показ изучаемых объектов на географической карте». | 1 | ||
68 | Обобщающий урок «Современная Россия». | 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в 4 классе начальной школы.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
- Земля – планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времён года.
- Способы изображения Земли, её поверхности: глобус, географическая карта.
- Что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведётся счёт лет в истории, особенности исторической карты.
- Некоторые современные экологические проблемы.
- Природные зоны России.
- Особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоёмы, природные сообщества.
- Исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время.
- Важнейшие события и великих людей отечественной истории.
- Государственную символику и государственные праздники современной России; что такое конституция; права ребёнка.
Учащиеся должны уметь:
- учебные умения:
- Распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоёма; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края.
- Проводить наблюдения природных тел и явлений.
- В учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения.
- Приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги.
- Соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий.
- Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории.
- Приводить примеры народов России.
- Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации.
- Владеть элементарными приёмами чтения географической и исторической карты.
- общеучебные умения:
- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять.
- Отвечать на вопросы.
- Устанавливать причинно-следственные связи.
- Самостоятельно и с помощью взрослых находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа.
- Работать в паре.
- Формулировать выводы из изученного материала.
- Оценивать достижения на уроке.
- Вести учебный диалог.
Литература:
- Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник
для 4 класса начальной школы. В 2 частях. /А.А. Плешаков,
Е.А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2008.
- Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. Пособие для 4 класса начальной школы. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2013.
- Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: ВАКО, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...