Урок окружающего мира «Карта полушарий» Практическая работа ( 4 класс, УМК «Планета Знаний»)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок окружающего мира

«Карта полушарий» Практическая работа

( 4 класс, УМК «Планета Знаний»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_4_klass._karta_polushariy.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

«Карта полушарий» Практическая работа

( 4 класс, УМК «Планета Знаний»)

Цель: ввести понятие «карта полушарий»; познакомить учащихся с материками, островами и океанами Земли, научить их показывать на карте.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать умение работать с картой полушарий;
  • выявить общие и отличительные черты глобуса и карты;
  • помочь детям усвоить новое понятия «материк» и «океан»;
  • научить узнавать и показывать на карте все материки и океаны.

Развивающие:  

  • развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  • развивать внимание, активность;
  • развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, мышление, речь;
  • развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы;

Воспитательные:

  • прививать уважительное отношение друг к другу, к народам, живущим на Земле;
  • формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью;
  • воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование: мультимедийный проектор, карта полушарий, глобус, контурные карты полушарий,  презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их.

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Вы готовы разгадать?

2. Актуализация знаний. Блиц – турнир.

- Какую форму имеет наша планета? (Слайд 3, 4)

- Как можно доказать, что Земля имеет шарообразную форму? (Слайд 5)

- Какое открытие сделал Ф. Магеллан? (Слайд 6)

- Чем наша планета похожа на космический корабль?

3. Введение в тему.

                                               Загадка (Слайд 7, 8)

На ноге стоит одной,
Крутит - вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.

- Что такое глобус? (Глобус – это модель Земли)

- Почему глобус имеет форму шара и вращается? (Наша Земля имеет форму шара и вращается вокруг своей оси)

- Что можно увидеть на глобусе? (Моря, реки, горы, равнины, города и т.д.)

- Каким цветом на глобусе обозначают воду?

- Каким цветом на глобусе показаны участки суши? (Зеленым, желтым, коричневым)

- Как называются большие участки суши, окруженные со всех стороной водой?

- Как называются огромные участки воды на поверхности земного шара?

4. Сообщение целей урока.

- Сегодня мы с вами отправимся в кругосветное путешествие.

- Мы познакомимся с океанами и материками Земли, узнаем какой океан, материк самый большой, а какой самый маленький, познакомимся с физической картой полушарий, а в практической части все что узнаем, будем обозначать в контурных картах.

Но прежде, чем начнется наше заочное путешествие, давайте ответим на вопросы:

- Для чего люди путешествуют?

- Что необходимо знать и уметь каждому путешественнику?

- На каких видах транспорта можно путешествовать?

- Как вы думаете, какой транспорт выберем? Почему? ( Корабль, т.к. почти все пространство нашей планеты занимает вода) (Слайд 9)

- Удобно ли брать глобус в путешествие? (Нет, т.к. масштаб очень мелкий, поэтому не все объекты нанесены)

- Что поможет нам, вы узнаете, когда отгадаете загадку. (Слайд 10)

Страны без людей,

Города без домов,

Леса без деревьев,

Моря без воды.  (Карта)

5. Сообщение темы урока (Слайд 11, 12)

Рассказ учителя о создании карты полушарий (с. 101-102)

Такая карта получила название карта полушарий. Именно она поможет нам в кругосветном путешествии.

- Перед вами физическая карта полушарий. Слово “физическая” произошло от греческого слова “физис” - природа. Это карта природы мира.

Физическими называются карты, на которых изображены равнины, горы, моря, реки, озёра и другие природные объекты.

Физическую карту полушарий вы увидите в учебнике на стр. 102-103, а еще нам нужны контурные карты, которые находятся в учебной тетради на стр.40-41.

Две половинки глобуса, поделённые пополам – это полушария: западное и восточное. Водные пространства и суша на них размещаются неравномерно. Планета, на которой мы живем, это скорее планета Океан. Почему?

Ведь площадь Мирового океана более чем в 2 раза превышает площадь всей суши. Если посмотреть на карту полушарий, то станет понятно, что все океаны и моря соединены между собой. Именно поэтому совокупность океанов и морей называют Мировым океаном

6. Работа по теме урока. Работа по контурным картам. Знакомство с океанами. (Слайд 13)

Океан – водное пространство, омывающее материк или находящееся между материками. Огромная масса воды, разделенная континентами, т.е. материками, образует сколько океанов? (4)

- Каким цветом на карте обозначена вода?

- Назовите океаны земли. (Дети называют, я показываю на карте полушарий)

- Какой океан самый большой?

Тихий океан или как его часто называют Великий океан - самый большой на планете. Он почти со всех сторон опоясан вулканами. Его площадь составляет чуть меньше половины всего Мирового океана. Максимальная ширина Тихого океана приближается к половине окружности Земли.

В 1519 году во время первой кругосветной экспедиции, которую возглавлял испанский мореплаватель Фернандо Магеллан, океан ни разу не проявил свой строптивый нрав, за что и получил неоправданное название «Тихий»

П/Р - на контурной карте ручкой обозначим Тихий океан, название печатаем с большой буквы.

Атлантический океан назван по имени древнегреческого титана Атланта, который держал на своих плечах небесный свод. К его бассейну относится 13 морей, а четырнадцатое Саргассово море лишено берегов. Атлантический океан - второй по величине после Тихого.

П/Р в контурной карте напечатаем  Атлантический океан.

Индийский океан - третья по величине часть Мирового океана. Каждому ясно, что свое название океан получил от Индии, берега которой омывает. К бассейну Индийского океана относятся 3 моря - Красное, Аравийское и Андаманское. Над поверхностью океана поднимается один из самых больших островов - Мадагаскар.

Самый теплый -  Индийский океан, вода в нем 35,5 градусов. Вода в нем теплая, как парное молоко.    

П/Р найдем на контурной карте Восточного полушария и обозначим Индийский океан.

Северный Ледовитый океан находится почти внутри сплошного материкового кольца. Его объем составляет лишь 1 процент всего Мирового океана. Самая глубокая точка – 5.450 метров. Дно океана изучено сравнительно мало.

П/Р в контурных картах обозначим Северный Ледовитый океан и в Западном и в Восточном полушариях.

- Назовем все океаны?

- Ребята, какой же океан самый большой, а какой – самый маленький?

7. Работа по теме урока. Работа по контурным картам. Знакомство с материками.

- Какими цветами на карте обозначена суша?

Огромные участки суши, со всех сторон окруженные водой – это материки, или континенты.

- Всего их шесть. Самый большой материк – Евразия. Рядом – Африка. Два других больших материка похожи друг на друга – это Северная Америка и Южная Америка. Пятый материк – Австралия, он меньше остальных. И шестой, ледяной, материк Антарктида находится в самом низу карты мира.

а) Знакомство с материками. Евразия (Слайд 14, 15, 16)

- Знакомство с материками начнём с самого большого – Евразии.

П/Р Находим Евразию и подписываем её на карте.

- Как будем писать название материка?

- Евразия - самый большой материк Земли. Она так велика, что ее делят на 2 части света – Европу и Азию, а разделяют Евразию Уральские горы. Евразия - единственный материк, берега которого омываются водами всех четырех океанов. На материке Евразия есть четыре цветных моря – черное, белое, желтое, красное. И на этом материке, омываемом всеми четырьмя океанами, расположена огромная страна - ….. РОССИЯ!!!

Конечно, раз материк такой огромный, то и природа здесь очень разнообразна: от снежных равнин до вечнозеленых лесов. От низменностей до самых высоких гор в мире – Гималаев. На материке Евразия находится самое глубокое, самое чистое озеро Байкал. Живут белый медведь, бурый медведь и гималайский медведь, и еще птица глухарь. На материке Евразия находится наша страна Россия. Символом России является – березка.)

- В каком полушарии находится этот материк? (Показать на карте полушарий на доске)

- Возможно, кто–то догадался, почему так называется этот материк, Евразия?

б) Австралия (Слайд 17, 18, 19)

П/Р Находим Австралию и подписываем её на карте в тетрадях.

Материк Австралия находится в Восточном полушарии. Это самый маленький материк. Поверхность покрыта равнинами, а в центральной части материка большое пространство занимают песчаные и каменистые пустыни. Погода в основном жаркая, поэтому часто случаются сильные засухи. Австралия – самый сухой материк Земли. Материк редкостей. Говоря об Австралии, мы сразу вспоминаем удивительных животных – кенгуру. Но и другие сумчатые животные здесь обитают. Сумчатый медведь, коала. Дикая собака Динго - самый опасный хищник материка. Удивительный мир ярких красок, даже птицы Австралии самые яркие в мире. В лесах Австралии летают попугаи, райские птицы, страус эму, который летать не умеет, но быстро бегает, у него очень сильные ноги. Чудо-животное – утконос, который откладывает яйца, как птица, а детёнышей кормит молоком, как млекопитающие. Конечно, огромное количество акул обитает у берегов Австралии.

в) Антарктида (Слайд 20 - 23)

П/Р Находим Антарктиду и подписываем её на карте в тетрадях.

Материк Антарктида - самый холодный материк. В Антарктиде нет ни лесов, ни рек. Материк покрыт ледником. Морозы там достигают до – 80 градусов.

Антарктида – край вечных льдов. Самый высокий континент. Очень долгое время считали, что это океан покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк. Родина удивительных птиц, у которых вместо перьев чешуя – знаете кто это? Отгадайте загадку.

В Антарктиде среди льдов

Ходит важный господин

В черный он одет сюртук.

Крылья машут вместо рук.

Есть императорские пингвины, которые много времени проводят в воде. Они даже птенцов высиживают на льдине. Крылья пингвинов покрыты чешуей.

В Антарктиде нет коренных жителей. Там живут ученые, которые проводят опыты.

г) Южная Америка (Слайд 24 - 26)

П/Р Находим Южную Америку и подписываем её на карте в тетрадях.

Материк Южная Америка находится в Западном полушарии. Его омывают воды двух океанов – Тихого и Атлантического.

Южная Америка – самый дождливый влажный материк мира. Здесь выпадает больше всего осадков. Это родина удивительных броненосцев и самого высокого дерева мира – секвойи. В Южной Америке есть самая маленькая птичка колибри, которая умеет летать хвостом вперед. В реках водится рыба пиранья, зубастая и опасная.

Южная Америка подарила миру шоколад, кукурузу и горький перец.

Там живут веселые люди, которые проводят много карнавалов. Носят шляпы сомбреро, играют на маракасах.

д) Северная Америка (Слайд 27 - 29)

П/Р Находим Северную Америку и подписываем её на карте в тетрадях.

- Материк Северная Америка находится в Западном полушарии. Его омывают воды трех океанов – Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического. Природа Северной Америки очень разнообразна. Это земля Великих озер и высоких гор.

На материке Северная Америка очень много небоскребов. Еще там бываю торнадо, ураганы и тайфуны. Там есть каньоны.

В Северной Америке живут броненосцы, паук тарантул и ядовитые лягушки, медведь гризли, ленивцы и дикобраз.

е) Африка (Слайд 30 - 32)

П/Р Находим Африку и подписываем её на карте в тетрадях.

Материк Африка находится в Восточном полушарии. Его омывают воды двух океанов – Индийского и Атлантического. 

Африка – самый жаркий знойный материк. Там много пустынь. Самая большая пустыня Сахара. Ее называют «королевой пустынь». А верблюды – это «корабли пустыни». Еще в пустыни бывают Оазисы. На материке Африка есть джунгли. Там живут обезьяны. Говоря об Африке, мы сразу вспоминаем об африканских слонах, о царе зверей – льве, о самом длинношеем животном – жирафе. Так же там живут бегемоты, носороги, крокодилы.

И, конечно, о древнем Египте, о чуде света – пирамидах.

8. Итог урока.

- Итак, наше кругосветное путешествие подошло к концу. Что помогло нам его совершить? (Карта полушарий)

- Чем карта отличается от глобуса? Что у них общего?

- Сколько всего материков? Океанов? Назовите их.

- Какой материк самый большой? - Самый маленький? - Самый жаркий? - Самый холодный? - Можно ли объединить Южную Америку и Африку в одну группу?

- Почему Австралию и Антарктиду можно объединить в одну группу?

- На каких материках много равнин?        

- Где самые высокие горы?

- Сколько материков омывает Северный Ледовитый океан?

Контурные карты дома вы дооформите в цвете, а все ребята, кто помогал мне на уроке, получают оценку «5».

                                                                                                   Учитель: Гапарова Т.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира «Культура древней Руси» - 4 класс УМК "Планета знаний"

В разработке представлен материал по УМК "Планета знаний" по теме "Культура Древней Руси" с презентацией учителя и детей"....

Урок окружающего мира «Культура древней Руси» - 4 класс УМК "Планета знаний"

В разработке представлен материал по УМК "Планета знаний" по теме "Культура Древней Руси" с презентацией учителя и детей"....

Урок окружающего мира «Культура древней Руси» - 4 класс УМК "Планета знаний"

В разработке представлен материал по УМК "Планета знаний" по теме "Культура Древней Руси" с презентацией учителя и детей"....

Конспект урока окружающего мира "Кожа - первая одежда", 3 класс, УМК "Планета знаний

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Урок окружающего мира "Почва.Состав почвы." 3 класс УМК "Планета знаний"

Занимательный и содержательный урок  с мини-исследованием....

Конспект урока окружающего мира по теме "Ветер" 3 класс ОС "Планета знаний"

Разработка урока окружающего мира по теме "Ветер"...

Технологическая карта урока окружающего мира «Карта - наш экскурсовод» 4 класс. УМК "Перспектива"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока «Карта - наш экскурсовод»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся представлений о физич...