Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс по системе Л.В.Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon okruzh._mir.zip48.66 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование : окружающий мир

№ урока

в году

(чет-ти)

Тема урока

Кол-во

часов

Характеристика деятельности

обучающихся

Дата проведения

Коррек-ка

По плану

Фактич.

Природные условия Земли     (11 часов)

1 (1)

(1) Приглашение к путешествию.       С. 3–5

              Д/З       а) № 3, 4, 7 с. 4

1

Характеристика структуры учебника.

Моделирование ситуации (путешествие по родному краю). Формулирование выводов из наблюдений в природе. Анализ рисунков учебника, соотнесение различных событий со временем и местом. Работа с понятиями: стороны света, времена года, дни недели, год.

сентябрь

04.09

2 (2)

(2) Карты.                                             С. 6–7.

       Д/З  б) № 1, 6, 8          а) № 2, 3-5 с. 7;                            

Проводить наблюдения за погодой.

1

Практическая работа: определение видов карт, различение и использование условных обозначений карт, извлечение информации из карты. Определение основных и промежуточных географических направлений. Знакомство с правилами нанесения условных обозначений на контурные карты

05.09

3 (3)

(3) Что такое погода.                         С. 8–11.

   Д/З  б) № 10, 11, 12     а) № 1 с. 9;

                         

1

Практическая работа: выделение основных показателей погоды, ее компонентов; фиксация наблюдаемых в природе явлений; соотнесение условных знаков с показателями погоды. Описание погодных явлений исходя из своих наблюдений. Рассуждение о взаимосвязях погодных условий и живой

природы. Установление причинно-следственных связей между изменениями в литосфере, гидросфере, атмосфере

11.09

4 (4)

(4) Народные приметы  погоды.     С. 11–13.

    Д/З   б) № 13, 14            а) № 1 с. 13;                              

Оформить альбом  «Народные приметы погоды»

1

Определение признаков хорошей и плохой погоды. Установление связи между изменениями в живой природе и погодными условиями. Выдвижение предположений на основе наблюдений.

Представление результатов своей творческой работы.

12.09

5 (5)

(5) Климат.                              С. 13–14.

     Д/З  б) № 15           а) № 4 с. 14;

                                б) № 16

1

Различение характерных признаков сезонов года. Сравнение показателей погоды с показателями климата. Сравнение карты климатических поясов с картой тепловых поясов. Объяснение причин неравномерного распределения тепла и влаги на земном шаре. Анализ тематических карт, таблиц, рисунков, представленных в учебнике

18.09

6 (6)

(6) Представление о климатических поясах.

   С. 15–18                                

     Д/З          а) № 1, 2, 3  с. 18;

                    б) № 17

1

Знакомство с климатическими поясами.

Нахождение климатических поясов на карте и обозначение их на контурной карте. Работа с текстом по выявлению причин, влияющих на разнообразие климатических поясов. Соотнесение иллюстрации в учебнике с информацией из текста. Работа с графической информацией. Определение по графику типа климатического пояса.

19.09

7 (7)

(7)  Почва. Состав почвы.              С. 18–20

        Д/З        б) № 18.

Подготовить творческую работу

«Меры по сохранению плодородия почвы»

1

Практическая работа: проведение опытов по определению состава и свойств почвы.

Знакомство с техникой безопасности при выполнении опытов, инструкцией к проведению опыта. Планирование своей деятельности. Наблюдение за ходом работы и фиксация результатов. Обсуждение в группе результатов наблюдений

25.09

8 (8)

(8) Образование почв. Плодородие.          

            С. 20–24.

            Д/З        б) № 19, 20, 21, 22.

Подготовить творческую работу

«Меры по сохранению плодородия  почвы»

1

Ответы на вопросы учителя с опорой на текст. Выделение главной мысли в тексте. Определение понятия «плодородие». Установление связи между неживой природой и живыми организмами, взаимосвязи в живой природе между растениями и животными. Объяснение круговорота веществ в природе при помощи схемы в учебнике.  Сравнение различных типов

почв с использованием текста и рисунков в учебнике

26.09

9 (9)

(9)   Защита  почв.                                  С. 23.

  Д/З        б) № 23, 24, 25, 26     а) № 1, 2       с. 24

1

Практическая работа «Как образуются овраги». Представление творческих работ «Меры по сохранению плодородия почвы». Обсуждение творческих работ. Формулирование общего вывода

октябрь

02.10 

10 (10)

(10)    Природные зоны суши Земли.    С. 25–27.

    Д/З        б) № 28, 29, 30     а) № 1, 2    с. 26;

1

Выделение существенных признаков природных зон на основе анализа схемы в учебнике. Знакомство с разнообразием природных зон. Установление цепочки связей в природе: что является причиной, что следствием. Определение взаимосвязи между почвой, климатом и

растительным и животным миром Знакомство с закономерностью смены природных зон на Земле от экватора к полюсам. Выявление последствий изменения климата для определенной местности. Сравнение природных зон с природой родного края

03.10

11 (11)

(11)  Природные зоны.                    С. 28.

       Д/З        б) № 27, 28

             

1

Практическая работа: чтение условных обозначений карт природных зон и климатических поясов. Работа с контурной картой природных зон (нанести границы, названия зон, раскрасить условным цветом). Сравнение карт природных зон и климатических поясов с использованием таблицы

09.10

Человек в далеком прошлом   (10 часов)

12 (12)

(1) Где зародилось человечество.    С. 29–31

Д/З     а) № 1 с. 30;   б) № 31.

Приготовить сообщение о животных

и растениях Африки

1

Определение географического положения материка (Африки) с помощью физической карты. Использование условных обозначений на карте. Знакомство с особенностями рельефа Африки. Работа в группе: характеристика рельефа материка на основе текста учебника, карты и графического изображения в учебнике. Нахождение на физической карте географических объектов. Нанесение географических объектов на контурную карту

10.10

13 (13)

(2) Климат и природные зоны Африки.   С. 31–45

    Д/З      а) № 1 с. 36; № 1 с. 37

1

Работа с климатической картой, картой природных зон. Определение по карте границ климатических поясов и природных зон. Соотнесение местоположения климатических поясов с природными зонами. Составление на основе текста описания природной зоны по плану. Выделение особенностей природных зон и их отличий

16.10

14 (14)

(3)    Климат и природные зоны Африки

(продолжение).                         С. 31–45.

     Д/З       б) № 32, 33, 35   а) № 3 с. 40      

                                                       

1

Работа в группе: характеристика животного и растительного мира природной зоны с помощью текста учебника и дополнительных источников информации. Выполнение заданий по тексту на усмотрение учителя

17.10

15 (15)

(4) Родина человечества. Как появился человек.                                                     С. 46–48.             Д/З     б) № 34,  № 36.

Найти и прочитать дополнительную

художественную, познавательную

литературу о жизни древних людей

1

Выдвижение предположения о месте зарождения человечества на основе своих знаний о природных зонах. Объяснение причин возникновения наиболее благоприятных условий в Африке для зарождения человечества. Сравнение условий жизни в различных природных зонах Африки. Знакомство с различными теориями появления человека на Земле. Обсуждение причин изменений, произошедших с человеком со времени его появления на Земле. Сравнение человека и обезьяны. Выявление различий между человеком и животными

23.10

16 (16)

(5) Жизнь древних людей.             С. 48–54.

          Д/З     б) № 37, 38, 39) № 1, 2    с. 49

Подготовить сообщение о древних государствах (выборочно)

1

Беседа о расселении и жизни древних людей. Высказывание своего мнения. Использование дополнительных источников информации о жизни древнего человека. Сравнение древнего человека с современным: как изменялись орудия труда, образ и уклад жизни человека со времени его появления до настоящего времени. Определение значения для человека событий: обретение огня, одомашнивание животных и начало земледелия. Сравнение сельскохозяйственной деятельности древнего и современного человека на примере своего региона

24.10

17 (1)

(6) Самые древние государства.     С. 54–64

        Д/З   а) № 1, 2  с. 64;   б) № 40

1

Соотнесение исторической карты и современной, нахождение на карте местоположения древних государств. Сообщение о древних государствах. Моделирование ситуации (современная жизнь без какого-либо изобретения). Обсуждение роли природных условий в появлении традиций древнего государства. Сравнение особенностей воспитания детей и уклада жизни различных древних городов-государств (Афины и Спарта) на основе текста учебника

ноябрь

06.11

18 (2)

(7) Лента времени. Материки и части света  

     С. 64–67.

       Д/З  а) № 1, 2  с. 67;

               б) № 41, 42, 43

1

Практическая работа с лентой времени: определение периодов истории, соотнесение века с годом, понимание условных обозначений года, века арабскими и римскими цифрами. Нахождение на карте материков и частей света

07.11

19 (3)

(8)  Расширение знаний о мире.      С. 67–74.

     Д/З   б) № 44 б) № 1, 2     с. 74                                    

1

Отслеживание по тексту и карте в учебнике маршрутов великих путешественников (Питей, А. Македонский). Обсуждение значений и целей походов А. Македонского и других путешественников для Европы. Выделение качеств личности, необходимых путешественнику того времени. Сравнение исторической карты местности с географической картой. Моделирование ситуации современного путешествия по маршруту путешественников того времени. Выявление отличий в этих маршрутах (территорию каких государств они пересекают, что необходимо было для путешествия раньше и как путешествуют

теперь)

13.11

20 (4)

(9) Первые шаги в изучении природы.      

     С. 74–78.

    Д/З    б) № 45.46 а) № 1 с. 77;

Подготовить рассказ о Древней Греции

(на основе любого мифа) или о каком-либо виде искусства

1

Обсуждение того, какие сведения можно получить исходя из своих наблюдений в

природе, как появились наука, медицина.

Обсуждение исследования Аристотелем шарообразности Земли. Объяснение значения технических изобретений Архимеда для современной жизни. Выявление значения и использования других изобретений, сделанных в древних государствах (с помощью дополнительных источников информации)

14.11

21 (5)

(10) Духовная жизнь древнего человека.  

       С. 78–86.

       Д/З     б) № 47, 48     а) № 3, 4   с. 83;

1

Определение понятия «язычество». Обсуждение значения язычества в духовной жизни древнего человека. Зачитывание и прослушивание рассказов о Древней Греции. Подготовка в группах рассказов о каком-либо виде искусства

20.11

Земли восточных славян   (22 часа)

22 (6)

(1) Географическое положение Европы.    

   С. 87–89

   Д/З        а) № 1 с. 88;    № 1 с. 89.

Подготовить сообщение о жизни первобытного человека

1

Определение по физической карте географического положения Европы, границ между Европой и Азией. Нахождение на карте географических объектов (моря, омывающие Европу, реки, формы рельефа на территории Европы). Фиксирование географических объектов на контурной карте. Характеристика особенностей природы Европы с помощью карт (карта природных зон, климатическая, физическая карты)

21.11

23 (7)

(2) Первые люди на нашей Земле.   С. 89–91

    Д/З     а) № 1, 2   с. 90

1

Проводить сравнение, сериацию учебных объектов (орудий труда первобытного человека) по самостоятельно выделенным критериям. Вступать в рассуждение об условиях жизни первобытного человека. Строить небольшие сообщения в устной форме. Обсуждение условий жизни первобытных людей. Выдвижение предположений при рассмотрении орудий труда: о материале, из которого были изготовлены орудия труда, о видах деятельности первобытного человека, о природных условиях, влиянии изменения природных условий на жизнь первобытного человека. Слушание сообщений одноклассников о жизни первобытного человека. Выделение главной мысли. Использование дополнительного материала

27.11

24 (8)

(3)  Восточно-Европейская равнина.   С. 91–92

       Д/З   а) № 2 с. 91;         б) № 49

               

1

Практическая работа по картам: определение местоположения Восточно-Европейской равнины, климатических поясов и природных зон, нахождение крупных рек, наиболее крупных географических объектов в пределах равнины, выявление особенностей формы рельефа. Обсуждение полученных результатов и обозначение выделенных объектов на контурной карте

28.11

25 (9)

(4) Степи. Растительный мир.        С. 92–96.

    Д/З    б) № 51а) № 1 с. 94

(начать выполнение практической работы);  

 № 1 с. 96;               б) № 50.

Подготовить сообщение, используя

Иллюстрации или свои рисунки, о растениях степи.

1

Выделение существенных признаков степи как природной зоны. Классификация растений степи (раннецветущие, засухоустойчивые) на основе текста учебника. Последовательное выделение периодов изменений, происходящих в степи. Определение существенных признаков степных растений. Работа с гербарием: выбор растений степной зоны. Определять на основе рисунка в учебнике приспособленность растений к окружающей среде (степная зона)

04.12

26 (10)

(5) Степи. Животный мир.          С. 96–102.

   Д/З  б) № 53 № 52, 54.

Подготовить сообщение, используя свои рисунки или иллюстрации о животных степи

1

Классификация животных по рисунку в учебнике. Осмысленное чтение текста в

учебнике, ответы на вопросы по нему. Характеристика животных степной зоны на основе текста в учебнике, их приспособленности к условиям степной жизни. Определение (среди других животных) типичных представителей. Составление цепей питания

05.12

27 (11)

(6) Люди  в степи.                          С. 102–107.

   Д/З   б) № 55, 56 б) № 57, 58

1

Коллективное обсуждение условий жизни людей в степи: какие можно отнести к благоприятным, какие – к неблагоприятным, как жизнь в степи повлияла на вид и род занятий людей. Предположение последствий, к которым могут привести нарушения взаимосвязей

в природе

11.12

28 (12)

(7)  Лесостепь.           С. 107–109

      Д/З   а) № 1–3    с. 109

1

Определение по карте границ природных зон. Различение особенностей основных и переходных природных зон. Описание лесостепи на основе схемы в учебнике. Сравнение природных условий степной и лесостепной зон, условий жизни людей степной и лесостепной зон. Использование своих знаний и результатов наблюдений для описания особенностей природных зон

12.12

29 (13)

(8)   Лесная зона.                                С. 109–124.

       Д/З   б) № 59, 61

1

Выделение подзон в лесной зоне (хвойные, смешанные, широколиственные леса умеренного пояса). Нахождение границ лесов на карте природных зон. Сравнение природных зон на схеме. Выявление зависимости растительности природной зоны от количества тепла и влаги. Сравнение рисунков разных типов леса. Определение типичных представителей животного и растительного мира разных типов леса. Выделение ярусов леса, подбор растений и животных для каждого яруса с опорой на текст учебника

18.12

30 (14)

(9)      Сезонные изменения в лесу.          

                                                            С. 124–138.

  Д/З   б) № 62, 63 а) № 1  с. 131;   № 1    с .133;

          № 4    с. 137

                 

1

Характеристика особенностей разных сезонов года (самостоятельно). Определение сезонных изменений, происходящих в растительном и животном мире, с помощью собственных наблюдений в природе и информации в учебнике. Анализ распространения семян дикорастущих растений по рисунку в учебнике и формулирование вывода. Сравнение причин раннего цветения растений в лесу и степи. Знание перелетных птиц своего края. Проведение аналогии сезонных изменений в лесной зоне и в своем крае.

Деление животных на группы по особенностям их приспособления к жизни в зимнем лесу

19.12

31 (15)

(10)  Сезонные изменения в лесу (продолжение).

      Д/З   б) № 64, 65, 67, 68   а) № 1–11

Подготовить сообщение о жилищах славян в степной и лесной зонах.

1

Экскурсия в природу. Обсуждение правил поведения в лесу в разные времена года. Ведение наблюдений за сезонными изменениями в природе. Анализ происходящих изменений

25.12

32 (16)

(11)  Полугодовая контрольная работа. Тест.

1

26.12

33 (1)

(12) Как жили наши далекие предки.    

 С. 139–140.

  Д/З  б) № 69. 70   б) № 1, 2  с. 140;

1

Анализ картины С.В. Иванова «Жилье восточных славян»: формулировка предположения об условиях жизни, видах деятельности славян. Выдвижение гипотез о жизни славян по предметам, найденным при проведении раскопок. Обсуждение сообщений о строительстве славянских жилищ в степной и лесной зонах

январь

15.01

34 (2)

(13)  Расселение славян. «Путь из варяг в греки».                                      С. 141–147.    Д/З    б) № 71  б) № 1–3   с. 144;

                                      № 1, 2    с. 147

1

Составление рассказа о расселении славян, опираясь на текст и историческую карту. Объяснение причины закономерного расселения славян вдоль рек. Характеристика быта, основных занятий славян (по тексту учебника). Нахождение в тексте ответов

на вопросы. Объяснение с помощью текста, как появились первые города. Соотнесение текстового описания пути «из варяг в греки» с изображением на карте в учебнике. Определение понятий: «исток», «русло», «устье», «приток», «левый берег реки», «правый берег реки». Моделирование ситуации (путешествие купца)

16.01

35 (3)

(14)   Обожествление природы.        С. 148–150.

       Д/З б) № 72   а) № 1, 3      с. 150.

                     

1

Доказательство с помощью текста учебника правильности утверждения: «Язычество всегда отражает природные условия, в которых живет народ». Определение понятия «язычество». Приведение примеров народных праздников и обычаев древних славян, соотнесение их с праздниками и традициями современных людей

22.01

36 (4)

(15)  Родной край в далеком прошлом

Небольшое сочинение на тему:

«Что меня удивило в музее»

                                   

1

Нахождение фактов, относящихся к образу жизни, обычаям, верованиям предков.

Экскурсия в краеведческий музей

23.01

37 (5)

(16) Первые русские князья.                С. 3–8

      Д/З   а) № 2 с. 8;       б) № 73

1

Выделение основных признаков государства. Знакомство с историей образования Древнерусского государства. Анализ исторической карты

в учебнике (границы Древнерусского государства, границы расселения племен, соседние племена). Обсуждение личностных качеств первых русских князей. Соотнесение исторической карты с физической и картой природных зон

29.01

38 (6)

(17) Принятие Русью христианства.    С. 8–11

Найти в тексте  на с. 10–11 доказательства благотворного воздействия принятия

христианства на Руси

1

Определение основных понятий: «язычество», «религия», «христианство», «православие». Рассуждение о роли личности князя Владимира в истории. Беседа о значении принятия христианства для Руси. Соотнесение исторических событий (крещение) с датами, с веком. Работа с лентой времени

30.01

39 (7)

(18) Расцвет Древнерусского государства.      

       С. 11–14

       Д/З   а) № 2 с. 13;         б) № 74

1

Работа с текстом учебника: знакомство с историей Древнерусского государства в изучаемый период. Обсуждение военных побед, роста городов, усиления княжеской власти. Оценка личности князя Ярослава Мудрого. Экскурсия в краеведческий музей

февраль

05.02

40 (8)

(19) Древнерусская культура.        С. 14–24.

 Д/З     б) № 75, 76, 91    а) № 4 с. 24

1

Знакомство с древнерусской архитектурой (деревянное и каменное зодчество). Сравнение крестьянского дома и боярского двора по рисунку на с. 15. Определение устного народного творчества как источника информации об истории Древней Руси. Понимание изречений в летописях и сборниках того времени и рассуждение об их смысле, соотнесение этих изречений с современностью. Практическая работа «Как учили школьников»: проведение исследования по изучению развития письменности на Руси

06.02

41 (9)

(20) Ослабление Древнерусского государства.  

      С. 24–25

     Д/З  а) № 1, 3   с. 25

1

Нахождение в тексте учебника причин раздробленности и ослабления Древнерусского государства. Представление о натуральном хозяйстве на основе описания в учебнике

12.02

42 (10)

(21) Ордынское нашествие.           С. 26–29

     Д/З    а) № 1 с. 27;       № 1 с. 29

1

Отражение ордынского нашествия на ленте времени. Определение последовательности событий. Знакомство с полководцами кочевников Чингисханом и Батыем. Анализ иллюстраций в учебнике: сравнение одежды, оружия воинов орды и доспехов дружинников, суждение по одежде об уровне развития ремесел, видах занятий народов. Обсуждение возможных причин поражения Руси

13.02

43 (11)

(22)    Угроза с запада.                       С. 29–33

Д /З а) № 1–3    с. 33;    б) № 77

Исследовательская  работа  (парами) по истории  одного из древних городов (№5 с. 33).

Выбор пары, оформление и подача материала –по желанию учащихся

                                                   

1

Отражение на ленте времени битв на Неве (1240 г.) и Чудском озере (1242 г.). Характеристика особенностей положения Новгородского княжества. Сравнение тактики боя немецких рыцарей и русского войска. Анализ исторической карты: сопоставление ее с описанием событий в тексте. Характеристика личности А. Невского с использованием текстовой информации в учебнике и репродукции картины П. Корина «Александр Невский». Нахождение в тексте учебника подтверждения военного

таланта А. Невского

19.02

Объединение русских земель вокруг Москвы  (12 часов)

44 (12)

(1) Залесская земля.                        С. 34–36

          Д/З    а) № 1 с. 36;

                   б) № 78

1

Определение местонахождения Залесской земли на физической карте. Сравнение условий жизни человека в лесу и в степи. Объяснение причин упадка Киевского княжества и Древнерусского государства. Чтение и обсуждение былин и сказаний

20.02

45 (13)

(2) Что такое природное сообщество.    

                                                         С. 36–37

  Д/З    а) № 1 с. 37

                                                         

1

Экскурсия в природу. Обсуждение особенностей разнообразия природы России. Знакомство с понятием «природное сообщество». Наблюдение за природой родного края на примере одного из сообществ

26.02

46 (14)

(3) Что такое природное сообщество.      

      С. 36–37

      Д/З    а) № 1 с. 37

1

Определение понятия «природное сообщество». Приведение примеров природных сообществ. Знакомство по рисунку с природным сообществом лес. Установление по рисунку взаимосвязей в живой природе. Деление растений на группы (светолюбивые и теневыносливые). Составление цепи питания между представителями лесного сообщества. Выявление положительного и отрицательного влияния человека на природу. Моделирование ситуации поведения в лесу. Составление (в группах) правил поведения в лесу. Решение задач на ориентирование в лесу

27.02

47 (15)

(4) Природное сообщество луг.           С. 45–49

         Д/З   а) № 1–3  с. 47;   б) № 81

                                                   

1

Установление связей в природном сообществе луг по рисунку. Составление пищевых цепей. Определение роли животных в сообществе луг. Приведение примеров животных, растений, насекомых, обитающих на лугу. Знакомство с ядовитыми растениями луга. Описание сезонных изменений, происходящих на лугу (по тексту учебника). Сравнение луга и степи

март

05.03

48 (16)

(5) Природное сообщество озеро.    С. 49–56.

  Д/З    а) № 82, 83, 84, 85    б) № 1, 4–7

Нанести на контурную карту географические объекты (крупные  озера)

1

Характеристика озера как природного сообщества. Нахождение на карте крупнейших озер России. Сравнение озера и пруда. Поиск в тексте доказательств того, что озеро – это сообщество. Знакомство с обитателями

озера. Обсуждение цепи питания в озере (по рисунку). Описание внешнего строения какого-нибудь животного, обитающего в озере, с доказательством его приспособленности к условиям среды обитания. Составление цепей питания. Обсуждение правил поведения на воде

06.03

49 (17)

(6) Природное сообщество поле.         С. 56–59

    Д/З    а) № 7 с. 59;

              б) № 86

1

Характеристика озера как природного сообщества. Нахождение на карте крупнейших озер России. Сравнение озера и пруда. Поиск в тексте доказательств того, что озеро – это сообщество. Знакомство с обитателями озера. Обсуждение цепи питания в озере (по рисунку). Описание внешнего строения какого-нибудь животного, обитающего в озере, с доказательством его приспособленности к условиям среды обитания. Составление цепей питания. Обсуждение правил поведения на воде

12.03

50 (18)

(7)  Природное сообщество поле. С. 56–59

    Д/З    а) № 7 с. 59;     б) № 86

                                                           

1

Работа с текстом учебника. Определение преимущества географического положения Москвы. Соотнесение информации из текста с картой. Работа с картой: возможные торговые пути. Использование дополнительных источников (энциклопедии, справочники и т.д.) для составления описания древней Москвы

13.03

51 (19)

(8) Куликовская битва.                     С. 63–66

  Д/З    а) № 1, 2         с. 66

                                                         

1

Составление плана сражения по тексту. Соотнесение информации из текста со схемой сражения. Работа с лентой времени: отметка даты Куликовской битвы (1380 г.) Обсуждение значения Куликовской битвы для русского народа. Определение своего отношения к эпизодам Куликовской битвы

19.03

52 (20)

(9) Стояние на реке  Угре.             С. 66–68

     Д/З   а) № 1, 2   с. 68.

Составить описание военных действий по схеме  (карте)

1

Анализ схемы «Стояние на реке Угре» (с. 67 в учебнике). Сравнение с Куликовской

битвой (ход сражения, виды оружия). Нахождение и выписывание из текста в учебнике основных причин победы русских войск. Анализ репродукций картин А. Бубнова и М. Авилова, сопоставление с текстом учебника

20.02

53 (1)

(10) Создание Московского государства.

   С. 68–69

  Д/З   б) № 88

1

Обобщение пройденного материала. Подведение итогов: чем закончился предыдущий исторический период. Работа с исторической картой: нахождение и определение территории Московского государства XVI века; сравнение с картой Древнерусского государства. Нахождение в тексте учебника особенностей Московского княжества, нововведений Ивана III

апрель

02.04

54 (2)

(11) Создание Московского государства.  

  С. 68–69

  Д/З   б) № 88

1

Обсуждение на основе текста личности Ивана IV. Работа в группах: нахождение отрицательных и положительных сторон деятельности Ивана Грозного. Анализ репродукции картины И. Репина

03.04

55 (3)

(12) Развитие русской культуры. С. 72–80

    Д/З     а) № 1 с. 73,    № 2 с. 79

Подготовить сообщения о Ермаке и А. Никитине (по желанию двум ученикам)

1

Представление сообщений о городах, входящих в Золотое кольцо России. Нахождение на карте и фиксация на контурной карте этих городов. Обсуждение одежды разных слоев населения по рисунку. Беседа о событиях и открытиях XVI века в России. Чтение текста в учебнике о развитии культуры, зодчества, искусства России и обсуждение в классе

09.04

         Путь от Руси к России   ( 5ч. + 8 ч.)

                     

56 (4)

(1) Русские первопроходцы.            С. 80–83.

   Д/З   а) № 92, 93      б) № 1 с. 81;

1

Ориентирование по карте. Нахождение и фиксация на контурной карте маршрутов

путешественников. Выделение по тексту и обсуждение цели новых основных направлений пути. Извлечение информации из сообщений о путешествиях Ермака и А. Никитина

10.04

57 (5)

(2) Географическое положение Азии. Сибирь.                                        С. 83–87.   Д/З  б) № 94 а) № 1–3     с. 85;  б) № 95

Найти в тексте на с. 86–87 причины сурового климата Сибири

1

Самостоятельное описание географического положения Азии с использованием текста и карты. Работа в группе: описание по карте рельефа Азии, нахождение и фиксация на карте географических объектов (крупные острова, полуострова, озера, вулканы, горы, равнины Азии). Характеристика природных условий Сибири с использованием текста и карты и знание причин их особенностей

16.04

58 (6)

(3) Тайга.                            С. 88–92.  б) № 96

Д/З     а) № 1, 2  с. 91;

          б) № 97, 98

1

Нахождение зоны тайги на карте природных зон. Сравнение тайги с зоной смешанных лесов. Составление плана рассказа о природной зоне тайге. Соотнесение текста с рисунком. Знакомство по рисунку с животными тайги. Составление в классе правил поведения в лесу, обсуждение мер предотвращения пожаров в тайге. Классификация животных на группы по самостоятельно выделенным признакам

17.04

59 (7)

(4) Природное сообщество болото.    С. 93–97.

 б) № 100,101    Д/З  а) № 1–3   с. 96;     б) № 99

Найти в тексте (с. 93–96) существенные

признаки болота

1

Определение по карте местоположения болот, знакомство с их условным обозначением. Поиск в тексте причин образования болот. Знакомство по рисунку в учебнике с животным и растительным миром болот. Определение значения болот в природе. Обсуждение правил поведения на болоте. Работа в группах: приведение доказательств того, что лес, луг, водоем – это сообщества

23.04

60 (8)

(5)      «Хожение за три моря».    С. 98–103.

 б) № 102

Д/З  б) № 103, 104.

Подготовить сообщение о тропическом лесе

1

Определение по картам (физической и природных зон) географического положения Индии. Обсуждение, в пределах каких природных зон располагается Индия. Обсуждение способов представления сообщений о путешествии А. Никитина, о животных и растениях тропического леса. Сравнение лесов умеренного пояса с лесами тропического пояса

24.04

Россия в XVII веке    (8 часов)

61 (9)

(1) Смутное время. Спасители земли Русской.

             С. 104–109.  б) № 105

   Д/З    а) № 1, 2    с. 109;     б) № 106

1

Установление последовательности событий по тексту учебника. Обсуждение условий жизни во времена Смутного времени. Выявление роли К. Минина и Д. Пожарского в истории России. Работа с лентой времени: дата освобождения России от польских захватчиков (1612 г.).

Соотнесение событий 1612 года с современным государственным праздником – Днем народного единства (4 ноября)

30.04

62 (10)

(2)  Расширение пределов страны.  С. 109–111.

 б) № 107  Д/З а) № 3, 4, 5 с.111

Подготовить сообщение о животных

и растениях тундры

                             

1

Работа с контурной картой: нанесение географических объектов, маршрута путешественников. Обсуждение значения для страны открытий, сделанных С. Дежневым. Моделирование ситуации похода в Сибирь (что для этого необходимо). Обсуждение качеств личности первооткрывателя

май

07.05

63 (11)

(3) Природа  тундры.           С. 112–118.  б) № 110

   Д/З а) № 1 с. 117.

Подготовить сообщение о животных

арктической пустыни (выборочно, двум-трем ученикам)

1

Определение по карте границ тундры. Составление характеристики особенностей природных условий тундры на основе схемы и текста в учебнике. Знакомство по рисунку с животными тундры. Классификация животных на группы по самостоятельно выделенным признакам. Составление плана рассказа «Природа тундры»

08.05

64 (12)

(4) Природа тундры (продолжение). С. 118–122  б) 109

Д/З а) № 2  с. 122;   б) № 108

                                                   

1

Нахождение в тексте информации о приспособлении животных и растений к жизни в тундре. Сравнение растительности степи и тундры. Выделение основных занятий людей в тундре, используя текст учебника

14.05

65 (13)

(5) Арктическая пустыня.    С. 122–127.  б) № 112

Д/З а) № 2  с. 126;    б) № 111,  113

Сделать сравнительную характеристику

Арктики и Антарктиды

                                                     

1

Нахождение на карте зоны арктической пустыни. Сравнение понятий «арктическая пустыня» и «пустыня жаркого климата». Сопоставление Арктики и Антарктики. Работа с вопросами и заданиями в учебнике. Обсуждение сообщений о животных арктической пустыни

15.05

66 (14)

(6) Народы Сибири. Рудознатцы. Послы.  

    С. 128–133

Д/З    а) № 1 с. 129;         б) № 114, 116

1

Обсуждение влияния природных условий на жизнь человека. Обмен информацией из дополнительных источников (справочники, энциклопедии, Интернет) о народах Сибири и их традициях. Обсуждение значения открытий полезных ископаемых для развития России. Выявление значения соблюдения правил поведения в обществе (этикет)

21.05

67(15)

(7)     Россия накануне реформ.    С. 134–136.

         б) № 115

Д/З  Подготовка к годовой контрольной    работе

   

                                                   

1

Представление альбомов по истории культуры России. Выполнение обобщающих заданий. Работа с картой и лентой времени

22.05

68 (16)

(8)   Годовая контрольная работа. Тест.

       

1

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...