рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Хворост Алла Валентиновна

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва 2010 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_okr._mir.docx25.08 КБ
Файл okr_mir_tematika.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва 2010 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год – 2 часа в неделю, в том числе проведение практических занятий – 1час, экскурсий – 1 час.

Для реализации программного содержания используются:

  • А.А. Плешаков Мир вокруг нас: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
  • А.А. Плешаков Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.
  • А.А. Плешаков От земли до неба. Атлас - определитель
  • А.А. Плешаков Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир 4 класс». –  М.: Просвещение, 2010.

        Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума природоведческого образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к природоведению.  

Цель курса: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Задачи:

 - воспитание любви к своей малой Родине (г. Энгельс) и к Родине.

- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;

-развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

 Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого, ценностного окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.

При изучении предмета мир вокруг нас продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы. Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрывается сложившееся противоречие о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таким проблемам относятся: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Важной задачей является преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней.  Предмет мир вокруг нас способствует формированию у детей убеждения в необходимости охраны природы, как в своем крае, так и в стране, на всей планете. Учащиеся приобретают также определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях, вызванной углублением экологических проблем с одной стороны, и крайним дефицитом экологической культуры в обществе- с другой. В связи с этим, особое внимание при реализации программы уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, как самостоятельной ценностью, и как условием, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Основными методами при реализации программы является проблемно-поисковый подход и исследовательский, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета.

Кроме того, предполагается использование учителем разнообразных методов и форм обучения:

-организация наблюдения детей за явлениями природы и общественной жизни,

- проведение практических работ и опытов, в том числе исследовательского характера, различных творческих заданий,

- проведение дидактических и ролевых игр, учебных диалогов,

-обучение моделированию объектов и явлений окружающего мира,

-экскурсии и учебные прогулки,

- встречи с людьми различных профессий,

-организация посильной детской практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром, а также способствующие развитию у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей.

Особое значение при реализации программы придается новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия - её природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы её граждане, - как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество», при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога.

Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения.

 Далее в теме «Родной край – часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.

Следующие темы программы – «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная Россия» - формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества.

Основное содержание всех тем

РАЗДЕЛ  1. Земля и человечество  (11 часов)

- Введение

- Мир глазами астронома

Вселенная. Солнце. Планеты солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь и времена года? Звездное небо – великая книга природы.

- Мир глазами географа

Что изучает география? Глобус и географическая карта. Пояса Земля.

- Прошлое и настоящее глазами эколога

Сын или покоритель? Экологические проблемы. Лечить планету сообща.

- Сокровища Земли под охраной эколога

Всемирное наследие. Международная Красная книга.

РАЗДЕЛ  2. Природа России (11 часов)

- Равнины и горы России

Восточно - Европейская,  Западно  - Сибирская равнины, Среднесибирское плоскогорье, Уральские, Кавказские, Алтайские горы, Саяны, вулканы Камчатки.

-Моря, озера и реки России

Балтийское, Черное, Каспийское моря, озеро Байкал, Ладожское и Онежское озера. Река Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур и другие.

-Зона Арктических пустынь

Царство льда и снега. Арктика и человек.

-Тундра

Природа тундры. Тундра и человек.

- Леса России. Лес и человек

Тайга, смешанные и широколистные леса. Роль леса в природе и жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Что зависит от каждого от нас?

- Зона степей

Природа степей. Степи и человек.

-Пустыни

В пустыне вовсе не пусто. Пустыни и человек.

-У Черного моря

Природа черноморского побережья Кавказа. Человек у моря.

-Экологическое равновесие

РАЗДЕЛ 3. Родной край – часть большой страны  (12 часов)

- Наш край

Географическое положение Границы. Столица. Поверхность нашего края. Водоемы нашего края. Значение водоемов и их охрана.

-Наши подземные богатства. Земля- кормилица

Полезные ископаемые. Охрана подземных богатств. Почва. Охрана почвы.

- Леса, луга и пресные водоемы нашего края

Лесные этажи. Животные нашего леса. О лесной подстилке и микроорганизмах. Луг – природное сообщество. Луга и человек. Жизнь пресного водоема. Разнообразие жизни в водоеме.

- Растениеводство и животноводство в нашем крае

Сорта культурных растений. Отрасли растениеводства. Породы домашних животных. Отрасли животноводства.

РАЗДЕЛ 4.  Страницы всемирной истории (6 часов)

- Начало истории человечества

- Мир древности: далекий и близкий

Древний Египет. Древняя Греция и древний Рим.

-Средние века: время рыцарей и замков

- Новое время: встреча Европы и Америки

Время отважных путешественников. Что оставило нам Новое время?

- Новейшее время: история продолжается сегодня

РАЗДЕЛ 5.  Страницы  истории Отечества (20 часов)

-Жизнь древних славян во времена Древней Руси

Князь Владимир и крещение Руси. Стана городов: путешествие в древний Киев и древний Новгород. Из книжной сокровищницы Древней Руси.

- Трудные времена на Русской земле

Нашествие Батыя. Князь Александр Невский.

-Русь расправляет крылья

Как возрождалась Русь. Московский князь Иван Калита. Куликовская битва.

- Путешествие в древнюю Москву

Иван 3. Иван Грозный. Мастера печатных дел.  Первопечатник Иван Федоров. Врата учености. Патриоты  России

-Петр Великий

- Михаил Васильевич Ломоносов

- Екатерина Великая

-Отечественная война 1812 года

Нашествие Наполеона на Россию. Бородинская битва. На войну с Наполеоном поднялся весь народ.

- Страницы истории 19 века

Царь – освободитель. Петербург и Москва. Технические новшества.

-Россия вступает в 20 век

Последний русский царь. Россия в первой мировой войне. 1917 год. Гражданская война.

- Страницы истории 20-30 годов

Новое государство – Советский Союз. Страна – труженица.

-Великая война и великая Победа

« Все для фронта! Все для победы!» Героическая летопись Великой Отечественной

-Страна, открывшая путь в космос

Первые в космосе. « Это наша с тобой биография!»

РАЗДЕЛ 6. Современная Россия (11 часов)

- Основной закон России

Ты живешь в России. Конституция – основной закон России. Что такое права человека. « Дети имеют  право на особую защиту и помощь». Важный документ – конвенция о правах ребенка.

-Мы - граждане России

Что такое права и обязанности гражданина? Президент России. Федеральное собрание  и правительство Российской Федерации.

- Славные символы России

- Такие разные праздники

- Путешествие по России

По Дальнему Востоку. На просторах Сибири. По Уралу. По северу европейской России. Драгоценное ожерелье старинных русских городов. На Волге. По югу Росси

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

учащихся к концу 4 класса:

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать:

- способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта, план местности);

- названия океанов, материков;

- название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

- государственную символику России;

- государственные праздники России;

- основные природные зоны, уметь дать им характеристику;

- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

- правила сохранения и укрепления здоровья;

- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).

В результате изучения окружающего мира ученик должен

 уметь:

- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;

- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

- объяснять взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;

- проводить самостоятельные наблюдения в природе;

- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

- различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);

- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных групп); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

- показывать на карте, глобусе - материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);

- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



Предварительный просмотр:

№  

  п/п

Дата

Тема урока

УМК

Оборудование

План

Факт

1 четверть

Земля и человечество (11 ч.)

1

03.09.

Введение. Государственная символика России

С.3

Плакат с символикой РФ

2

04.09.

Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце

С.4-8

Диск «Окруж. Мир 1-4 класс. 1С»

3

10.09.

Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года

С.9-15

4

11.09.

Звездное небо – великая книга природы

С.16-21

5

17.09.

Мир глазами географа. Глобус и географическая карта

С.22-29

Глобус,географ.

карта

6

18.09.

Пояса Земли

С.30-34

7

24.09.

Мир глазами историка. Входное тестирование

С.35-41

Тест

8

25.09.

История- путешествие в глубь времён

С. 42-46

Диск «Окруж. Мир 1-4 класс. 1С»

9

01.10.

Прошлое и настоящее глазами эколога(экскурсия)

С.47 -53

10

02.10.

Сокровища Земли под охраной человечества

С.54 -59

Диск «Окруж. Мир 1-4 класс. 1С»

11

08.10.

Обобщающий урок по разделу « Земля и человечество»

С.60-62

Диск «Окруж. Мир 1-4 класс. 1С»

Природа России (11ч.)

12

09.10.

Равнины и горы России

С.64 -71

Физическая карта России

13

15.10.

Моря , озера и реки России

С.72 -77

Физическая карта России

14

16.10.

Зона Арктических пустынь

С.78 – 86

Презентация по теме урока

15

22.10.

 Леса России

С.87 – 97

Физическая карта Физическая карта России

16

23.10.

 Тундра

С. 98 – 105

17

29.10.

Контрольная работа по теме «Природа России»

С. 106 -113

Метод.литер.

18

30.10.

Анализ работ.

Зона  Степей

С.114- 122

Презентация по теме урока

2 четверть

19

12.11.

Пустыни

С.122 –131

Презентация по теме урока

20

13.11.

У  Черного моря

С.132-140

21

19.11.

Экологическое равновесие

С.141-142

таблица

22

20.11.

Обобщающий урок – игра «По природным зонам России»

С.143-145

Презентация по теме урока

Родной край –часть большой страны (12 ч.)

23

26.11.

Наш край

С.146

Презентация по теме урока

24

27.11.

Поверхность нашего края (экскурсия)

С.147-153

Экскурсия

25

03.12.

Водоемы нашего края

С.154-158

26

04.12.

Наши подземные богатства

С.159-170

Коллек.полезн.

ископаемых

27

10.12.

Земля – кормилица

С.171-175

Презентация по теме урока

28

11.12.

Жизнь леса. Лес – природное богатство

С.175-182

Презентация по теме урока

29

17.12.

Жизнь луга. Луг – природное сообщество

С.182-190

Презентация по теме урока

30

18.12.

Жизнь пресного водоема

С.191-200

Презентация по теме урока

31

24.12.

Растениеводство в нашем крае

Проверочная работа по теме «Земля -кормилица»

С.201-207

Индив.карточки

32

25.12.

Незаметные защитники урожая

С.208-213

Презентация по теме урока

3 четверть

33

14.01.

Животноводство в нашем крае

С.214-221

Презентация по теме урока

34

15.01.

Административная контрольная работа по теме «Я знаю родной край»

Метод.пособие

Тесты

Страницы всемирной истории ( 6ч.)

 

35

21 01.

Начало истории человечества

2 ч.с.4-7

Презентация по теме урока

36

22.01.

Мир древности: далекий и близкий

с.8-14

37

28.01.

Средние века: времена рыцарей и замков

с.15-21

38

29.01.

Новое время: встреча Европы и Америки

с.22-27

39

04.02.

Новейшее время: история продолжается сегодня

с.28-31

40

05.02.

Обобщение по теме «Страницы всемирной истории»

с.32

Диск «Окруж. Мир 1-4 класс. 1С»

Жизнь древних славян (12)

41

11.02.

Жизнь древних славян

с.34-39

Выставка книг

Презентация по теме урока

42

12.02.

Во времена Древней Руси

с.40-45

Экскурсия в. музей шахтёрского труда г.Гуково им. Л.И.Микулина

43

18.02.

Страна городов

с.46-54

Презентация по теме

44

19.02.

Из книжной сокровищницы Древней Руси

с.55-58

45

25.02.

Трудные времена на Русской земле

с.59-64

46

26.02.

Русь расправляет крылья

с.65-69

47

04.03.

Куликовская битва

с.70-74

Историческая карта

48

05.03.

Иван III

с.75-81

49

11.03.

Мастера печатных дел

с.82-86

Иллюстрац. старин. Книг,  Диск «Окруж. Мир 1-4 класс. 1С»

50

12.03.

Патриоты России

с.87-93

Презентация по теме

51

18.03.

Петр Великий

с.94-100

52

19.03.

Михаил Васильевич Ломоносов

Проверочная работа по теме «Страницы истории Отечества»

с.101-104

Метод.литер.

Тесты

4 четверть

53

01.04.

Екатерина Великая

с.105-111

Презентация по теме урока

54

02.04.

Отечественная война 1812г

с.112-121

Презентация по теме урока

55

08.04.

Страницы историй XIX века

с.122-126

56

09.04.

Россия вступает в XX век

с.127-135

57

15.04.

Страницы историй 20-30-х годов

с.136-139

Презентация по теме урока

58

16.04.

Великая война и Великая Победа

с.140-146

Презентация по теме

59

22.04.

Страна, открывшая путь в космос

с.147-152

Презентация по теме

60

23.04.

Обобщающий урок по разделу «Страницы истории Отечества»

с.153-155

Презентация по теме

Современная Россия (8 ч.)

61

29.04.

Основной закон России и права человека

с.156-159

Конституция

Презентация по теме урока

62

30.04.

Дети имеют право на особую заботу и помощь

с.160-163

Конституция

Презентация по теме

63

06.05.

Мы – граждане России

с.164-167

64

07.05.

Славные символы России

с.168-174

65

13.05.

Такие разные праздники (экскурсия)

с.175-179

Экскурсия в. музей шахтёрского труда г.Гуково им. Л.И.Микулина

66

14.05.

Путешествие по России

с.180-186

Презентация по теме урока

67

21.05.

 Итоговая контрольная работа

Метод.литер.

тесты

68

22.05.

 Анализ контрольной работы. Путешествие по России

с.194-205

Презентация по теме урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...