Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с положением о рабочей программе педагога, на основе авторской программы Н.Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с )
Программа рассчитана на 68 часов.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
– Виноградова, Н. Ф. и др. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 128 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)
– Виноградова, Н. Ф, Поглазова, О. Т. Учимся познавать мир: 4 класс: Рабочие тетради к учебнику. – М.: Вентана-Граф, 2009. (Начальная школа XXI века).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_4_klass.doc | 262.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»
«Согласовано» Руководитель МО Луценко В.И. __________________ Протокол № ___ от «____»____________ 2012 г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР МОУ «Ракитянская СОШ №1» Псарёва И.Н. ___________________ «____»_________ 2012 г. | «Рассмотрено» на заседании педсовета Протокол №____от «____»_________ 2012 г. | «Утверждаю» Директор МОУ«Ракитянская СОШ №1» Ткачёв В.Н. ____________________ Приказ № ___от «___»____2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Окружающий мир
4 «А» класс
(УМК «Школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой)
Учитель начальных классов
Мозговая Татьяна Николаевна
2012 – 2013 учебный год
II. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с положением о рабочей программе педагога, на основе авторской программы Н.Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.), в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707) и базисным планом школы (Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 23 апреля 2012 №1381 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих образовательные программы начального общего образования в рамках введения ФГОС второго поколения».
Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 23 апреля 2012 №1380 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования»)
Программа рассчитана на 68 часов.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
– Виноградова, Н. Ф. и др. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 128 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)
– Виноградова, Н. Ф, Поглазова, О. Т. Учимся познавать мир: 4 класс: Рабочие тетради к учебнику. – М.: Вентана-Граф, 2009. (Начальная школа XXI века).
Форма итоговой аттестации обучающихся – тестовые задания.
В авторскую программу изменения не внесены.
Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Окружающий мир» и предназначена для начальной школы любого типа.
Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).
Программа предусматривает проведение традиционных уроков с использованием разнообразных форм учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Особое место занимают экскурсии и практические работы.
Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).
Виды деятельности на уроках окружающего мира в 4 классе: беседа, чтение и обсуждение, дидактическая игра, игра-моделирование, литературная игра, ролевая игра, работа с рисунком-схемой, самооценка работы, работа с учебником и тетрадью, игры-соревнования, экскурсия, логические задачи, игра-конструирование, рассказ, классификация рисунков, разыгрывание сценок, сочинялки, прогулка в парк, сравнение.
Формы, методы, технологии обучения окружающему миру используемые в 4 классе:
- развивающее обучение; проблемное обучение;
- групповая работа; учебный диалог;
- включение в проектную деятельность;
- информационные технологии;
- индивидуальное обучение;
-дифференцированный подход.
Предполагаемые результаты: понимание себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, возможность изменять себя, понимать важность здорового образа жизни, выполнение правил поведения, осознание сущности нравственно-эстетических установок, получение первоначальных навыков экологической культуры.
Система оценки достижений учащихся:
Устный опрос (индивидуальный, фронтальный):
- оценивается уровень осознанности полученных знаний, умение их применять в нестандартной ситуации.
Письменный опрос:
- самостоятельная работа (10-15 мин.) – проверка знаний и умений по теме курса, изучение которой ещё не закончено;
- контрольная работа - проверка знаний и умений по теме курса, изучение которой закончено.
Формы контроля: тестирование, выполнение самостоятельных заданий в рабочей тетради
Инструментарий для оценивания результатов: тетради для индивидуальной работы, карточки, схемы, ребусы, графические задания, работа с картой, тесты,
контрольные работы
V. Содержание программы
4 класс (68 ч)
Введение (1ч)
Человек — часть природы. Природа — источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.
Человек — биологическое существо (организм) (30 ч)
Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).
Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — ночки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Правила здорового образа жизни. Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотиков. Их вред для организма и предупреждение употребления.
Основы безопасной жизнедеятельности. Поведение при сигнале «Внимание всем!». Поведение во время пожара, наводнения. Первая помощь при несчастных случаях.
Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и признаки заболевания. Правила поведения во время болезней.
Человек и общество, в котором он живет (37 ч)
Человек — путешественник. Почему человек стал путешественником. Как славяне обживали Север. Освоение Сибири. Народы современной России.
Человек и культура. Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в XIX веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.
Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.
Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин - «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.). Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А.Малявин, К. Малевич и др.). Поэты XX века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л.Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр. Человек — воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России.
Расширение кругозора школьников. Какие расы живут на Земле. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Первые книги по истории России.
Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти в России. Первый Президент России. Государственная Дума современной России.
Экскурсии. В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).
Практические работы. Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).
Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).
Таблица тематического распределения количества часов на один учебный год
№ п. п. | Разделы, темы |
| |||||
Авторская программа | Рабочая программа | ||||||
1 |
|
| 1 | ||||
2 | Человек- живое существо (организм) | 30 | 30 | ||||
3 | Человек и общество в котором он живёт | 37 | 37 |
IV. Календарно- тематическое планирование
68 часов – 2 часа в неделю
№ | Название раздела и тема | Часы учебного времени | Характеристика основной деятельности ученика | Дата По Факти плану чески | |
1 четверть Тема : «Человек – живое существо (организм)» | |||||
1 | Организм человека | 1 | Изучить биологическую сущность человека. Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях. Измерять температуру тела, вес и рост человека. | ||
2 | Нервная система. Головной и спинной мозг. | 1 | |||
3 | Скелет – опора тела. Кости и мышцы надо укреплять. | 1 | |||
4 | Пищеварительная система | 1 | |||
5 | Дыхательная система | 1 | |||
6 | Кровеносная система. Кровь и ее значение | 1 | |||
7 | Сердце- главный орган кровеносной системы «Подсчет пульса» Тест: «Органы пищеварения. Кровеносная система» | 1 | |||
8 | Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества | 1 | |||
9 | Кожа ее строение и значение. Практическая работа «Оказание первой медицинской помощи» Тест «Кожа и опорно-двигательная система» | 1 | |||
Как человек воспринимает окружающий мир | |||||
10 | Наши помощники – органы чувств. Зрение. Береги глаза. | 1 | Актуализировать личностный смысл уч-ся на роль органов чувств в узнавании предметов окружающего мира. | ||
11 | Слух. Береги слух. Обоняние. Как мы чувствуем запахи. Береги обоняние. | 1 | |||
12 | Вкус, осязание, их роль в жизни человека | 1 | |||
13 | Органы чувств Тест: «Организм человека» | 1 | |||
14 | Мир чувств. От эмоций к чувствам человека | Контролировать и «приводить в порядок» свое эмоциональное состояние, раскрывать психическую сущность человека, посредством ознакомления с важнейшими психическими процессами, как внимание, память, мышление, речь. Проверить и оценить свои знания. | |||
15 | Внимание, его роль в жизни человека | 1 | |||
16 | Память, ее значение в жизни человека | 1 | |||
17 | Итоговая контрольная работа за четверть по теме «Как устроен и работает организм человека» | 1 | |||
18 | Чем человек отличается от животных | 1 | |||
2 четверть Развитие человека от рождения до старости | |||||
19 | Счастливая пора детства | 1 | Оценить личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, свое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Осознавать социальную, практическую и межличностную значимость учебного материала, формировать санитарно-гигиенические нормы и правила здорового образа жизни. | ||
20 | Почему старикам нужна помощь | 1 | |||
21 | Здоровье человека. Вредные привычки. | 1 | |||
«Человек и общество, в котором он живет» Человек - путешественник | |||||
22 | Почему человек стал путешественником | 1 | Определять начальный этап формирования представлений об историческом пути развития общества, о взаимосвязи человека с культурой конкретной эпохи, общественными событиями и государственным устройством | ||
23 | Как славяне обживали север | 1 | |||
24 | Открытие земель за Каменным поясом | 1 | |||
25 | С.И. Дежнев и его путешествие | 1 | |||
Человек и культура. Просвещение | |||||
26 | Что такое культура | 1 | Анализировать отношение к культуре, эрудиции, интереса к различным общественным явлениям. Различать духовные ценности, составляющие культуру общества. Уважительно относиться к национальной культуре, народным традициям и нормам поведения, бережно относиться к произведениям искусства и творчества | ||
27 | Что такое культура | 1 | |||
28 | Просвещение в Древней Руси. Когда появились первые школы. | 1 | |||
29 | Первая «Азбука» | 1 | |||
30 | Просвещение в XVIII веке. Первые университеты в России. | 1 | |||
31 | Контрольная работа по теме «Культура и просвещение» | 1 | |||
32 | Просвещение в XIX- XX веках | 1 | |||
3 четверть Искусство в Древней Руси | |||||
33 | Памятники архитектуры Древней Руси. Русская икона. | 1 | Организовать свою деятельность для осознания понятия «культуры», ее составляющих: образование, книги, печатание, различные виды искусств, с особенностями архитектуры Древней Руси. Расширять знания о художественных ремеслах Древней Руси и об истории русского искусства и культуры | ||
34 | Художественное ремесло в Древней Руси | 1 | |||
35 | Литературные памятники Древней Руси | 1 | |||
36 | Музыка в Древней Руси | 1 | |||
37 | От обряда к театру | 1 | |||
38 | Обобщение по теме: «Искусство в Древней Руси» | 1 | |||
Искусство России XYIII века | |||||
39 | Поговорим об архитектуре. | 1 | Организовать свою деятельность для осознания понятия «культуры», ее составляющих: образование, книги, печатание, различные виды искусств, с особенностями архитектуры России. Расширять знания об истории русского искусства и культуры | ||
40 | О первых историках России | 1 | |||
41 | О художниках XVIII века | 1 | |||
42 | О театре XVIII века. Государственный публичный театр. | 1 | |||
43 | Обобщение по теме: «Искусство России XYIII века» | 1 | |||
Искусство России XIX века | |||||
44 | «Золотой век» русской культуры. Солнце русской поэзии – А.С. Пушкин. | 1 | Организовать свою деятельность для развития умений анализировать познавательный объект произведения живописи, архитектуры, декоративно - прикладного искусства. Формировать устойчивый интерес к отечественной поэзии, воспитывать художественно-эстетический вкус. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника, дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. | ||
45 | «Золотой век» русской культуры. Знаток русского народного творчества. | 1 | |||
46 | «Золотой век» русской культуры. Стихи о детях и для детей. | 1 | |||
47 | А.П. Чехов. Л.Н.Толстой | 1 | |||
48 | Композиторы XIX века. М.И. Глинка | ||||
49 | Композиторы XIX века. П.И. Чайковский | ||||
50 | Художники XIX века | 1 | |||
51 | Итоговая контрольная работа по теме «Искусство России XIX века» | 1 | |||
52 | И.И.Левитан | 1 | |||
4 четверть Искусство России XX века | |||||
53 | Архитектура и изобразительное искусство XX века | 1 | Знакомиться с творчеством поэтов, художников, композиторов XX век. Формировать устойчивый интерес к отечественной поэзии, воспитывать художественно-эстетический вкус. | ||
54 | Поэзия XX века | 1 | |||
55 | Музыка XX века | 1 | |||
56 | Обобщение по теме: «Искусство России XX века» | 1 | |||
Человек - защитник своего Отечества | |||||
57 | Почему люди воюют. Как славяне боролись с половцами. | 1 | Расширить знания о борьбе славян за свободу и независимость, дать представления о кочевниках, половца. Пересказывать своими словами части текста учебника (о событии, историческом деятеле). Практические работы: с картой (показывать места исторических событий, с «лентой времени» (определять последовательность исторических событий). Представлять образ одного из выдающихся соотечественников как возможный пример для подражания. Оценивать значимость его жизни и деятельности для себя лично | ||
58 | Войны в Древней Руси. Как русские победили шведских рыцарей. | 1 | |||
59 | Войны в Древней Руси. Битва на Чудском озере. | 1 | |||
60 | Войны в Древней Руси. Как Русь воевала с войсками Золотой Орды. | 1 | |||
61 | Борьба русского народа с польскими захватчиками. Проверочная работа | 1 | |||
62 | Отечественная война 1812 года. Трудное решение М.И. Кутузова | 1 | |||
63 | Отечественная война 1812 года. Партизанская война против войск Наполеона. | 1 | |||
64 | Великая Отечественная война 1941-1945 годов | 1 | |||
65 | Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Все – для фронта, все – для победы! | 1 | |||
Гражданство и государство | |||||
66 | Мы живем в Российском государстве. Символика России | 1 | Ознакомиться с особенностями символики России. Оценить свои права и обязанности. Находить на карте Российское государство, а на карте Россия родной регион. Проверить и оценить свою деятельность. | ||
67 | Права и обязанности гражданина. Итоговая контрольная работа | 1 | |||
68 | Повторение и обобщение. Россия XYII – XX веков | 1 |
III. Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса.
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны ( с учётом достигнутого в 1-3 классах):
называть (приводить примеры):
-признаки живого организма; признаки. характерные для человека (в отличие от животных);
-основные органы и системы органов человека и их функции;
-правила здорового образа жизни;
-права гражданина и ребёнка в России;
-основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый т последний императоры);
-народы, населяющие Россию;
различать(соотносить):
-год и век, арабские и римские цифры;
-искусственные тела(изделия) и тела природы;
-полезные и вредные привычки;
-эмоциональные состояния и чувства окружающих(страх, радость) и др.);
-события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
-раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;
-применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности(уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);
-раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;
-узнавать по тексту . к какому времени относится это событие (в соответствии с программой);
-составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек – биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развить свою память», «Если случилась беда»; «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;
-объяснять значение понятий «человек – живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «государство», «права ребёнка»;
-в повседневной жизни применять правила нравственного поведения ( в отношении ко взрослым, детям, знакомым и незнакомым);
-работать с географической и исторической картами; выполнять задания по контурной карте, представленные в рабочей тетради.
VI. Формы и средства контроля
Итоговая контрольная работа за I четверть по теме «Как устроен и работает организм человека» | 1 |
Контрольная работа по теме: «Культура и просвещение» | 1 |
Контрольная работа по теме: «Искусство России XIX века» | 1 |
Итоговая контрольная работа | 1 |
Итого | 4 |
Контрольное тестирование за I четверть.
Проверка знаний по теме « Как устроен и работает организм человека».
- Выпиши название органов, составляющих:
дыхательную систему____________________________________________________
нервную систему________________________________________________________
кровеносную систему____________________________________________________
пищеварительную систему_______________________________________________
выделительную систему__________________________________________________
- Опишите, какую роль в организме играет нервная система. Как связаны головной и спинной мозг?
- Заполни таблицу.
Отдел скелета | Кости и его образующие | Значение |
4.Какие функции в организме выполняют мышцы?
5. Заполните таблицу.
Состав крови.
Кровь | |
6.Что такое дыхание? Из каких этапов складывается дыхательный процесс у человека?
- Заполни таблицу.
Органы дыхания.
Название органов | Особенности строения | Функции |
- Выбери правильный ответ
1)Кровеносная система состоит:
Только из сосудов
Из сосудов и сердца
2)К какой системе относится глотка:
К пищеварительной
К дыхательной
3)Находится ли деятельность спинного мозга под контролем головного мозга?
да
нет
5)Какому отделу мозга принадлежат полушария большого мозга?
Спинному мозгу.
Головному мозгу.
6)Цвет глазу придаёт:
Хрусталик
Зрачок
Радужная оболочка
7) Осязание - это способность воспринимать:
давление, прикосновение;
боль;
вкусовые ощущения.
8) Орган обоняния находится:
в слизистой оболочке ротовой полости;
в слизистой оболочке носовой полости;
в слизистой оболочке языка.
9) Все ли кости скелета выполняют функции рычагов, с помощью которых осуществляется движение тела:
а) да;
б) нет.
10 ) Из каких отделов состоит скелет человека:
скелета головы;
скелета туловища;
скелета конечностей.
11) У человека более:
280 мышц;
450 мышц;
600 мышц.
12) Являются ли скелетные мышцы активной частью опорно-
двигательного аппарата:
а) да;
б) нет.
13) Всегда ли человек заболевает при проникновении в его организм болезнетворных бактерий:
а) да;
б) нет.
14) Сколько групп крови выделяют у человека:
две;
три;
четыре.
15) Венами называются:
сосуды, по которым кровь течет к сердцу;
сосуды, по которым кровь течет от сердца;
мельчайшие кровеносные сосуды.
16) Относится ли сердце к системе кровообращения:
да;
нет.
17) Может ли человек управлять функциями сердца:
да;
нет.
18) Кровь по сосудам движется:
непрерывно;
толчками.
19) Внутри носовая полость разделена:
на две части;
три части;
четыре части.
20) В каких органах кровь насыщается кислородом:
в легких;
в сердце;
в почках.
21) В теле человека вода в среднем составляет:
20-25 %;
35-40 %;
60-65 %.
22) Из внешней среды организм получает:
углекислый газ;
кислород,
органические вещества,
минеральные соли,
воду; D
мочевину, мочевую кислоту.
23) Откуда организм получает энергию:
с пищей;
от солнца.
Контрольное тестирование за II четверть.
Проверка знаний по темам «Как человек воспринимает окружающий мир», «Человек путешественник».
- Напиши что такое внимание?
- Напиши что такое память?
- Что такое здоровый образ жизни?
- Какой вред приносит организму курение?
- Какие вредные вещества содержатся в сигаретном дыме?
- Какие органы особенно страдают от алкоголя?
- Напиши известных тебе первых землепроходцев?
- Переведи на современный язык слова из первой русской «Азбуки» И. Фёдорова.
Поучение сыну
Сыну мой, прислони ухо твоё,
И послушай словес твоё
К научению моему,
Понеже украсит.
---------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------
9.Закончи предложения.
Славянскую азбуку создали _..
Сначала она состояла из …
Создание славянской азбуки было …
10.Запишите, в каком году произошли эти события:
Напечатана первая русская книга «Апостол » -...
Открытие первого университета в Москве -...
Принятие христианства на Руси - ...
Открытие Большого театра в Москве-…
Контрольное тестирование за III четверть.
Проверка знаний по теме «Русское искусство»
1. Запиши в таблицу фамилии художников - пейзажистов и портретистов.
Пейзажисты | Портретисты |
2. Отметь, верно ли высказывание.
При крепостном праве крестьяне были собственностью дворян-помещиков.
Да
Нет
3. Напиши, с какими памятниками архитектуры
связано имя Растрелли?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Отметь век, который называют «золотым веком» русской культуры.
XVIII
XIX
XX
5. Отметь, в какой группе все события относятся
к XIX веку.
Открытие Большого театра; война с армией Наполеона; отмена крепостного права.
Правление Петра I; открытие публичной библиотеки; война с немецкими рыцарями.
Бородинское сражение; открытие первого университета; правление Екатерины Великой.
6. Отметь то, что относится к XVIII—XIX векам.
Жил и творил А.С. Пушкин.
Отмена крепостного права.
Выход первой русской печатной книги.
Открытие первого университета в Москве.
Правление Екатерины Великой.
Жили и работали художники И.И. Левитан, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, К.П. Брюллов.
Жил и работал П.И. Чайковский
7. Отметь, кто является автором картины «Грачи прилетели»
А.К. Саврасов
И.И. Левитан
8. Отметь, кто является автором музыки балета «Щелкунчик».
М.И. Глинка
П.И.Чайковский
9. Напиши фамилии поэтов XIX века.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Напиши фамилии художников XIX века.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
10.Закончи предложения.
Некрасов- поэт
Глинка-…
Чехов-…
Левитан-…
Васнецов-…
Чайковский-…
11.Напиши фамилии людей прославивших
XIX век.
Архитекторы…
Поэты…
Художники…
12. Кто из писателей XX века создавал произведения
о природе-…
о детях-…
о животных-…
сказки-…
13. Напиши фамилии композиторов XX века.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
14.Найди ошибку.
С.А. Есенин, А.С. Пушкин, В.В. Маяковский – поэты XX века
Контрольное тестирование IV четверть.
Проверка знаний по темам «Человек защитник своего Отечества», «Гражданин и государство».
- Напиши, что произошло в эти годы.
1564-…
1755-...
1711-…
988-…
1702-…
1812-…
1941-…
1799-…
1825-…
2. Отметь век, в котором половцы вторглись на русскую землю.
X
XI
XII
XIII
XIV
XV
3.Запиши , как называется музыкальное произведение, посвящённое , борьбе русского народа с польскими захватчиками.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4.Закончи предложения.
Русской армией в 1812 году командовал-------------------------, а французской командовал-----------------------. Войну с французской армией называют Отечественной, потому что --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5.Отметь век в котором произошла Куликовская битва. X
XI
XII
XIII
XIV
XV
6.Соедини начало и конец поговорки.
Смелость пуля боится
Смелого молодцу краса
Смелые глаза и пенёк волк
Трусливому зайцу города берёт
7.Закончи предложения.
Городами первого салюта были---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Акт о капитуляции Германии был подписан-------------------------------------------------
8.Запиши ответ на вопрос.
Каковы права и обязанности гражданина России?
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
9.Отметь правильное высказывание.
На флаге России две полосы - красная и голубая.
Флаг России красный.
На флаге России три полосы - белая, синяя, красная.
10.Закончи предложения.
Я живу в Республике------------------------------------------------
Государственный язык России------------------------------------
Глава нашего государства-----------------------------------------
- Придумай и нарисуй условные значки, которые
соответствуют этим событиям.
Открытие первой русской типографии.
Монголо-татарское иго.
Открытие Большого театра.
Основание Москвы.
Контрольное тестирование IV четверть.
Проверка знаний по темам «Человек защитник своего Отечества», «Гражданин и государство».
- Напиши, что произошло в эти годы.
1564-…
1755-...
1711-…
988-…
1702-…
1812-…
1941-…
1799-…
1825-…
2. Отметь век, в котором половцы вторглись на русскую землю.
X
XI
XII
XIII
XIV
XV
3.Запиши , как называется музыкальное произведение, посвящённое , борьбе русского народа с польскими захватчиками.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4.Закончи предложения.
Русской армией в 1812 году командовал-------------------------, а французской командовал-----------------------. Войну с французской армией называют Отечественной, потому что ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5.Отметь век в котором произошла Куликовская битва. X
XI
XII
XIII
XIV
XV
6.Соедини начало и конец поговорки.
Смелость пуля боится
Смелого молодцу краса
Смелые глаза и пенёк волк
Трусливому зайцу города берёт
7.Закончи предложения.
Городами первого салюта были---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Акт о капитуляции Германии был подписан-------------------------------------------------
8.Запиши ответ на вопрос.
Каковы права и обязанности гражданина России?
9.Отметь правильное высказывание.
На флаге России две полосы - красная и голубая.
Флаг России красный.
На флаге России три полосы - белая, синяя, красная.
10.Закончи предложения.
Я живу в Республике------------------------------------------------
Государственный язык России------------------------------------
Глава нашего государства-----------------------------------------
- Придумай и нарисуй условные значки, которые
соответствуют этим событиям.
Открытие первой русской типографии.
Монголо-татарское иго.
Открытие Большого театра.
Основание Москвы
Итоговое тестирование
Вариант 1
Часть А
Первая часть А содержит 10 заданий (А1—А10). К ним даются варианты
ответов, и вам предстоит выбрать из них один правильный. Номер правильного ответа отметить крестиком .
А1. Почему нужно изучать окружающий мир?
Чтобы приносить радость родителям.
Чтобы хорошо учиться.
Чтобы знать, как правильно использовать природу и охранять её.
Чтобы не потеряться.
А2. Выбери верное продолжение утверждения: К телам живой природы
относятся ...
деревья, дождь, снег, животные, человек
птицы, почва, машина, человек, роса
кустарники, насекомые, человек, рыбы, звери
цветы, дома, песок, птицы
A3. В каком из ответов перечислены только органы пищеварения?
рот, пищевод, желудок, кишечник
желудок, кровеносные сосуды, язык, кожа
сердце, лёгкие, кишечник, нос
скелет, глаза, пищевод, печень
А4. Какое свойство льда проявляется при разрушении горных пород?
хрупкость
под действием тепла превращается в воду
расширяется при температуре —4 °С
прозрачность
А5. Какие из морей есть на карте России?
Красное, Чёрное 3) Жёлтое, Синее
Чёрное, Белое 4) Белое, Голубое
А6. Что позволяет кузнечику спасаться от врагов на лугу?
Он выделяет едкую жидкость.
У него есть жало.
Его тело окрашено под цвет травы.
Его тело по форме напоминает листья растений.
А7. Если ты встретился с незнакомым человеком у лифта, ты должен:
вызвать милицию
-позвать на помощь
не заходить в лифт и выйти из подъезда
А8. Это полезное ископаемое образуется из отмерших растений. Оно используется в виде топлива, в качестве удобрения.
торф 3) нефть
каменный уголь 4) известняк
А9. Узкая и глубокая, с обрывистыми склонами долина; расселина в горах —
это ...
1) ущелье 2) овраг 3) балка 4) каньон
А10. Для чего наши предки носили обереги?
для того, чтобы одежду было приятно носить
как украшение
как признак богатства
чтобы охранять себя от болезней, горя, ранней смерти, неурожая
Часть В
Часть В включает три задания (В1—ВЗ), каждое требует вашего ответа в виде слова или слов в единственном числе именительного падежа.
81. Прочитай текст. Какая природная зона здесь описана?
До самого горизонта раскинулась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика, лишь вдали виднелось стадо оленей, да скрипел снег под полозьями нарт.
82. Среди названных растений найди ядовитое растение. Выпиши.
Купальница, белена, ежевика, осина, клевер, подорожник, ятрышник.
83. Продолжи определение.
Линия, которая делит земной шар на Северное и Южное полушария, называется ....
Часть С
Задания С1-С2 самые интересные. Обдумав ответ, запишите его в произвольной, развёрнутой форме в бланке ответа №2.
С1. Прочитай текст и ответь на вопрос: правильно ли поступили ребята? Ответ объясни.
Однажды Витя и Маша пошли в лес за ягодами. Под деревом они увидели маленького бельчонка. Ребята принесли его домой. В скором времени бельчонок стал совсем ручным. Когда белка подросла, дети отнесли её в лес и выпустили.
С2. Каково значение снега для живой природы?
Вариант 2
Часть А
Первая часть А содержит 10 заданий (А1—А10). К ним даются варианты ответов, и вам предстоит выбрать из них один правильный. Номер
правильного ответа отметить крестиком .
А1. Что составляет природу?
всё, что нас окружает и не сделано руками человека
весь окружающий мир
растения и животные
всё, что двигается
А2. Что НЕ относится к телам живой природы?
1) растения 2) дождь 3) животные 4) человек
A3. В какой природной зоне существует следующая взаимосвязь: ягель —> олень —> волк?
1) зона лесов 2) тундра 3) степь 4) пустыня
А4. Как должен вести себя пешеход, находящийся на середине улицы, при появлении автомобиля?
бежать вперёд 3) звать на помощь милиционера
бежать назад 4) стоять на середине А5. Какой процесс происходит в 12-перстной кишке?
всасывание питательных веществ в кровь
переваривание пищи
выделение вредных веществ
измельчение пищи
А6. Какую пищу надо употреблять, чтобы быть здоровым?
овощи и фрукты
мясные и рыбные продукты
сладости
пища должна быть разнообразной
А7. Из каких полезных ископаемых получают металлы?
1) из гранита 2) из руды 3) из угля 4) из нефти
А8. Что относится к формам земной поверхности?
равнина 3) поле
высокий дом 4) луг
А9. Выбери название христианского праздника.
Масленица 3) Рождество
Ивана Купала 4) Духов День
А10. Прочитай определение. О каком водоёме идёт речь?
Замкнутое углубление суши, в которое стекают и накапливаются поверхностные и подземные воды.
1) океан 2) море 3) озеро 4) пруд
Часть В
Часть В включает три задания (В1—ВЗ), каждое требует вашего ответа в виде слова или слов в единственном числе именительного падежа, которые вы впишите без пробелов и запятых, каждая буква в отдельной клеточке.
В 1. Какое из перечисленных животных НЕ относится к насекомым?
Кузнечик, шмель, бабочка, паук, жук.
В2. Какое полезное ископаемое является горючим?
Гранит, руда, нефть, известняк.
В3. Напиши, какое явление природы возникает от преломления и разложения лучей вета
в каплях дождя.
Часть С
Задания С1-С2 самые интересные. Обдумав ответ, запишите его в произвольной, развёрнутой форме в бланке ответа №2.
С1. Прочитай текст. Какие ошибки допущены в нём? Напиши.
У хвойных растений листья в виде хвоинок. У сосны, лиственницы они всю зиму зелёные. Ранней весной можно увидеть, как появляются цветы на деревьях можжевельника, ели. У сосны и ели созревают плоды — шишки. В них находятся семена.
С2. Используя рисунок, опиши процесс образования родник
II. Перечень учебно-методических средств обучения:
Для учителя:
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 классы. Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2005.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 3-4 классы. Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2010.
- Виноградова Н.Ф., Соколова Л.А. Твоя Родина – Россия. – М.: Просвещение, 2006
- Журова Л.Е. Беседы с учителем. Четвёртый класс четырёхлетней начальной школы. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2008.
- Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е. Э. и др. Проверочные тестовые работы. Учебное пособие для 4 класса. – М.: Вентана-Гаф, 2007.
- Клепинина З. А. Окружающий мир. Сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы. 1-4 классы. М.: Вентана-Гаф, 2009.
- Кульчинская Н.Л. Путешествие по Москве. М.: , 1997.
Наука. Энциклопедия. / пер. с англ. М.: Росмэн, 2000.
Для ученика:
- Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир- учебник в 2 частях.4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2009.
- Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С . Окружающий мир - рабочие тетради. 4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2009.
- Литвиненко С. В.Думаем и фантазируем - рабочая тетрадь. 4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010.
- Левицкая З.В. История отечества для детей. Самара: Владос, 1996
- Соловьёв В.М. Путешествие в прошлое России. М.: Просвещение, 1997.
- Стрижев А. Большая книга леса. – М.: Олма-Пресс, 1999.
- Плешаков А.А. Зелёные страницы. М.: Просвещение, 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...