Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

        Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе:

•       Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373;

•       Примерной программы  по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 5-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2011.Стандарты второго поколения. (Примерная программа по окружающему миру);

•       Программы А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина «Окружающий мир» (ОС «Школа 2100»),   соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2011 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_2_klass.doc325.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Окружающий мир

        Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373;
  • Примерной программы  по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 5-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2011.Стандарты второго поколения. (Примерная программа по окружающему миру);
  • Программы А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина «Окружающий мир» (ОС «Школа 2100»),   соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2011 г. 

 

1. Адресат

Программа адресована обучающимся  начальных  классов  общеобразовательных учреждений

2. Специфика программы

         Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях

3. Общая характеристика предмета

        Цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование целостной картины мира и осознание

места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления  ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина  России в условиях культурного  конфессионального многообразия российского общества.

        Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что школьники:

  • овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе;
  • учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • формируется фундамент экологической и культурологической грамотности;
  • формируется вектор культурно-ценностных ориентаций в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности;
  • даёт ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая как своё личное, так и социальное благополучие;
  • создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности

       Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы  

4. Место учебного предмета в учебном плане

         Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение окружающего мира в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 1 классе 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе)

5. Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир»

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине и познанию закономерностей окружающего мира, природы и социума.
  • Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной.
  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правого государства, гражданского общества.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям

6. Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир»  являются:

  • осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
  • осознание себя членом общества и государства;
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  • уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
  • расширение сферы социально-нравственных представлений;
  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду

         Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»  являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в     сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры и др.);
  •  способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира

 Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»  являются:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
  • сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир;
  • владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин;
  • умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из разных источников) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
  • овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
  • понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
  • понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед

Предмет «Окружающий мир» воспитывает нравственно и духовно зрелых,  активных,

компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и и планеты Земля  

           

7. Содержание начального общего образования по учебному предмету

Человек и природа:

  • Как человек узнаёт мир
  • Природа вокруг нас
  • Земля и солнце
  • Что изображают на глобусе и карте
  • Воздух, вода и горные породы
  • Экосистемы и их компоненты
  • Природные зоны
  • Человек - часть природы

Человек и общество:

  • Я – школьник
  • Правила безопасной жизнедеятельности
  • Моя Родина
  • Родной край – частица Родины
  • Человек – член общества
  • Значение труда в жизни человека и общества
  • Части света
  • Наша Родина – Россия
  • Страны и народы мира

Правила безопасной жизни

8. Требования к уровню подготовки

К концу второго года обучения в рамках курса «Окружающий мир» ученик должен:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы.
  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
  • объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
  • объяснять влияние притяжения Земли;
  • знать, что Земля имеет форму шара;
  • горизонт – воображаемая линия;
  • элементарные сведения по астрономии (космос, небесные тела: планеты, звёзды);
  • связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
  • наблюдать за погодой и описывать её;
  • уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
  • пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
  • называть основные природные зоны и их особенности;
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле

9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Список литературы для обучающихся:

  • «Окружающий мир» («Наша планета Земля»).2 класс А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан –   М.: Баласс, 2011
  • Рабочая тетрадь по окружающему миру. 2 класс А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан – М.: Баласс, 2012
  • Мои первые опыты. 1 и 2 класс  И.И.Курапова – М.: Баласс, 2011
  • Проверочные и контрольные работы по окружающему миру. 2 класс А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина – М.: Баласс, 2011

 Методические пособия для учителя:

  • «Окружающий мир» («Наша планета Земля»).2 класс. Методические рекомендации для учителя / Под ред. А.А.Вахрушева. – Изд. 2-е. - М.: Баласс, 2010. 
  • Программа  «Окружающий мир» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений. А.А.Вахрушев,  Д.Д.Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин – М.: Баласс, 2011

 Материалы по федеральному государственному образовательному стандарту.

  • Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных  предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. – Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2011. – 432с. - (Образовательная система «Школа 2100»);
  • Примерной программы  по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 5-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2011.Стандарты второго поколения. (Примерная программа по окружающему миру);
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская). М.: Просвещение, 2011 – 152 с. - (Стандарты второго поколения.);
  • Планируемые результаты начального общего образования (Л.Л. Алексеева, С.В.    Анащенкова, М.З. Биболетова) – 3-е изд. -  М.:  Просвещение, 2011 – 120 с. - (Стандарты второго поколения)


Технические средства обучения.

  • персональный компьютер;
  • принтер (струйный, чёрно-белый);
  • магнитола

Тематическое планирование (окружающий мир)

I вариант (исходный)

2ч в неделю, всего 68ч

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Введение – 4 часа

Природа – это то, что нас окружает, но не связано с человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов. Примеры явлений природы. Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами

Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лёд – твёрдое тело. Смена состояний веществ

Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов) (Н).

Сравнивать природные объекты и изделия (искусственные предметы), выделяя их существенные свойства (П – на программном уровне).

Сравнивать и различать объекты живой и неживой природы (П).

Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности (П).

Приводить примеры явлений природы (Н).

Приводить примеры веществ, описывать их (Н).

Называть особенности различных состояний веществ (П)

Земля и солнце – 10 часов

Звёзды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус – модель Земли. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха; личная гигиена.

Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае (на основе наблюдений).

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе. Круговорот воды в природе

Определение времени дня и года по солнцу и луне. Определение направлений по солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом.

Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли. Практическая работа с глобусом. Глобус – модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.

Вселенная или космос. Планеты и звёзды – небесные тела. Звёзды, созвездия. Земля – планета. Солнце – звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна – спутник Земли.

Земное притяжение. Влияние земного притяжения на нашу жизнь.

Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле – Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Режим дня.

Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года.

Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и  их расположение относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура и её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат. Дневник наблюдений за природой

Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы (Н).

Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли (Н).

Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии (П).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П)

Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления (П)

Сравнивать и различать день и ночь, времена года (Н).

Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года (Н).

Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на модели (П)

Самостоятельно наблюдать природу и описывать её состояния (Н).

Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра (Н).

Сравнивать погоду и климат (П).

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых.

Характеризовать круговорот воды в природе (Н)

Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта – 8 часов

Географическая карта и план. Глобус как модель Земли. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе.

План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки. Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.

Условные обозначения к глобусу и карте. Практическая работа с картой.

Материк – большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида – материки. Европа,  Азия, Африка, Австралия, Америка, Антарктида – части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны

Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки (Н).

Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков (П).

Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков (Н).

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия (П).

Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина (П) 

Формы земной поверхности – 7 часов

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы и овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте).

Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края  (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2 – 3 примера).

Реки – постоянный водный поток из осадков. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе.  Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра – природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро – Байкал. Каспийское озеро – самое большое озеро.

Равнины. Равнины и низменности. Болота. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их  местонахождение на карте.

Полуострова – участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте.  Острова – небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря – большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте.

Экскурсия «Формы земной поверхности»

 Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности (Н).

Находить на физической карте России (Н) и полушарий (П) разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия.

Определять направления течения рек по карте и глобусу (П).

Характеризовать круговорот воды в природе (Н)

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные знания (П)

Земля – наш общий дом – 11 часов

Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных, животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2 – 3 примера  на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы.

Правила  поведения в природе

Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема. Растения – «кормильцы». Животные – «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви – «мусорщики». Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность.

Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями.

Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга.

Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга.

Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж.

Животный и растительный мир. Расположение степей на земном шаре. Пустыня. Жаркий  сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.

Горы. Горные растения и животные.

Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи и охота – наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Города – место жительства множества людей,, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов – политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.

Экскурсия «знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия

Характеризовать экосистемы (на одном-двух примерах) (П)

Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных  природных зон (Н).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и

дополнительных источников знаний о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П).

сведения (П).

Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон (Н)

Находить на карте изученные природные зоны (П)

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и

дополнительных источников знаний о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П).

Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон (Н).

Характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности)

Части света – 10 часов

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами с контрастными особенностями (3 – 4 страны): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Родной край – частица России. Родной город, край: название,  достопримечательности, природа

Европа. Страны и города Европы. Альпы – горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.

Азия. Африка. Америка. Австралия. Антарктида.

Россия – самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, горы, равнины, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди –

 главное богатство нашей страны. Древне мастера – гордость России. Архитектурные памятники. Природа и достопримечательности своего края

Обсуждать особенности двух-трёх стран мира (Н).

Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П).

Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П)

Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, её государственную границу (Н).

Находить на карте России родной регион (Н)

Наша маленькая планета Земля – 3 часа

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой

Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы (Н).

Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите (Н)

Повторение пройденного материала – 5 часов

Часы по усмотрению учителя – 4 часа


Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира

2 класс

ОС «Школа 2100»

№ п/п

Тема

Планируемые результаты

Виды деятельности

Кол-во

часов

№ задания

Дата

Предметные

Метапредметные





1.

Раздел 1. Наша планета


Как мы будем учиться










Знать:

- как устроен учебник для 2 класса;

- три состояния вещества;

- состав предметов, свойства веществ;

- стороны света;

- Земля имеет форму шара;

- понятие горизонта;

- глобус – модель Земли, вращение Земли;

- цветовые обозначения на глобусе;

- что такое календарь.

Уметь:

- ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, пользоваться условными обозначениями учебника и тетради;

- различать предметы, относящиеся к живой и неживой природе;

- различать 3 состояния веществ;

- определять стороны света с помощью компаса;

- ориентироваться по сторонам света;

- находить полюсы Земли и экватор;

- ориентироваться на местности с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии

Личностные:

- формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при определении свойств живой и неживой природы, умении различать 3 состояния веществ, определении сторон света с помощью компаса, при ориентировании на местности по сторонам света с помощью компаса и по местным признакам, нахождении на глобусе полюсов Земли и экватора;

- ознакомление с терминами «понятие» и «наука» при ознакомлении с общими словами-понятиями.

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя при изучении свойств живой и неживой природы, умении различать 3 состояния веществ, определении сторон света с помощью компаса, при ориентировании на местности по сторонам света с помощью компаса и по местным признакам, нахождении на глобусе полюсов Земли и экватора;

- планировать учебную деятельность на уроке, находить алгоритм учебной задачи с помощью учителя при определении свойств живой и неживой природы, умении различать 3 состояния веществ, определении сторон света с помощью компаса, при ориентировании на местности по сторонам света с помощью компаса и по местным признакам, нахождении на глобусе полюсов Земли и экватора;

- умение прогнозировать свою деятельность в соответствии определенным ранее алгоритмом при изучении свойств живой и неживой природы, умении различать 3 состояния веществ, определении сторон света с помощью компаса, при ориентировании на местности по сторонам света с помощью компаса и по местным признакам, нахождении на глобусе полюсов Земли и экватора;

- умение контролировать свою деятельность при изучении свойств живой и неживой природы, умении различать 3 состояния веществ, определении сторон света с помощью компаса, при ориентировании на местности по сторонам света с помощью компаса и по местным признакам, нахождении на глобусе полюсов Земли и экватора;

- умение корректировать и оценивать способ решения, результат решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям при изучении свойств живой и неживой природы, умении различать 3 состояния веществ, определении сторон света с помощью компаса, при ориентировании на местности по сторонам света с помощью компаса и по местным признакам, нахождении на глобусе полюсов Земли и экватора.

Познавательные:

Общеучебные:

- осознанно и произвольно стоить речевые высказывания в устной форме при изучении свойств живой и неживой природы, умении различать 3 состояния веществ, определении сторон света с помощью компаса, при ориентировании на местности по сторонам света с помощью компаса и по местным признакам, нахождении на глобусе полюсов Земли и экватора;

- уметь пользоваться новыми терминами: «понятие», «наука», «вещество», «календарь», «компас», «горизонт», «стороны света», «полюс», «экватор»;

- пользоваться глобусом, как моделью Земли, ориентировать с помощью компаса;

- применять свой жизненный опыт для решения учебных задач при изучении свойств живой и неживой природы, умении различать 3 состояния веществ, определении сторон света с помощью компаса, при ориентировании на местности по сторонам света с помощью компаса и по местным признакам, нахождении на глобусе полюсов Земли и экватора.

Логические:

- уметь сравнивать живую и неживую природу, сопоставлять окружающие предметы и их взаимосвязи;

- уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, сопоставлять наблюдаемое с изображением на рисунках,  высказывать предположения и аргументировать их при изучении свойств живой и неживой природы, умении различать 3 состояния веществ, определении сторон света с помощью компаса, при ориентировании на местности по сторонам света с помощью компаса и по местным признакам, нахождении на глобусе полюсов Земли и экватора;

- уметь проводить опыты под руководством учителя или родителей и отображать результаты исследования в таблицах.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию при ознакомлении с живой и неживой природой;

- формулировать вопросы, выполнять правила работы в парах и группах при проведении опытов и изучении свойств живой и неживой природы, умении различать 3 состояния веществ, определении сторон света с помощью компаса, при ориентировании на местности по сторонам света с помощью компаса и по местным признакам, нахождении на глобусе полюсов Земли и экватора;

- уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками при работе в парах и группах


- игры:

«Угадай предмет» (понятия); «Путь человечества» (настольная);

- игры-исследования: «Из чего состоит предмет»;

- опыт-наблюдение: «Вода-пар», «Как меняется тень»;

- групповая работа;

- работа с плакатами:

- «Из чего состоит вещество»;

- наблюдения-исследования за предметом;

- «Описание свойств вещества»;

- игра. «Из чего состоит предмет»;

- работа с плакатом «Природные часы, календарь, компас»;

-ориентирование по компасу (практическая работа с компасом);

- работа с плакатом « Форма Земли» (из комплекта наглядных пособий для 2 класса);

- работа с иллюстрациями учебника;

- наблюдения «Рассмотри глобус и опиши его»;

- работа с учебником и тетрадью, ИКТ;

- экскурсия «Ориентирование на местности по компасу».

1

с. 3 – 7, р.т. с.1

2.

Общие слова – понятия

1

с. 8 – 12,

р.т. с.2

3 -

4.

Из чего состоят вещества. Проверочная работа № 1

2

с. 12–19,

р.т. с.3-5

5 -

6.

Природные часы, календарь и компас

2

с. 20–25,

р.т. с.6-8

7.

Земля имеет форму шара

1

с. 26–31,

р.т. с.9

8.

Глобус – модель Земли

1

с. 32–35,

р.т. с.10-11

9.

Повторение по теме «Земля – шар». Проверочная работа № 2

1

10.

Контрольная работа № 1 по теме: «Предметы. Глобус – модель Земли»

1

к/р № 1 с. 23-26

11.

Земля в космосе








Знать:

- Земля – планета;

- элементарные сведения об астрономии (космос, небесные тела, планеты, звезды)

- движение Солнца связано с обращением Земли вокруг собственной оси;

- общее представление о форме и размерах Земли;

- закон всемирного тяготения (притяжение Земли) и его проявления;

- связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли, её вращением вокруг Солнца;

- соразмерность ритма в жизни человека с сутками;

- времена года, их особенности;

- правила безопасного поведения в разное время года;

- особенности природных условий на различных участках земного шара;

- понятия: «количество солнечного тепла», «полярная ночь», «полярный день», «полярная станция»;

- различие климата и погоды (температура воздуха, облачность, осадки, ветер);

- круговорот воды в природе.

Уметь:

- оценивать роль науки в познании мира;

- характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления;

- сравнивать и различать день и ночь, времена года;

- объяснять (характеризовать) движение Земли относительно солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;

- устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг     своей оси и вокруг

Личностные:

- формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении притяжения Земли, смены дня и ночи и времен года, погоды и климата, измерении температуры воздуха и воды, круговорота воды в природе;

- формировать позитивное эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру при ознакомлении с притяжением Земли, сменой дня и

опыты: «Как вода разрушает горы», «Сила притяжения Земли»;

- исследования: «Мой режим дня»;

- кроссворды: «Земля в космосе», «Времена года»;

- наблюдения за природой;

- выполнение заданий в тетрадях;

- экскурсия: «Наблюдения за погодой»;

- ведение дневника-наблюдений;

- групповая работа, ИКТ;

- просмотр фильмов «Земля в космосе»;

 - создание проекта. «Солнечная система» (практикум);

- работа с плакатами из комплекта наглядных пособий для 2 класса;

работа с теллурием.

1

с. 36–42,

р.т. с.12-13

12.

Притяжение Земли.








ночи и времен года, погодой и климатом, измерении температуры воздуха и воды, круговоротом воды в природе;


Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя при изучении притяжения Земли, смены дня и ночи и времен года, погоды и климата, измерении температуры воздуха и воды, круговорота воды в природе;

- планировать учебную деятельность на уроке, находить алгоритм учебной задачи с помощью учителя при изучении притяжения Земли, смены дня и ночи и времен года, погоды и климата, измерении температуры воздуха и воды, круговорота воды в природе;

- уметь прогнозировать свою деятельность в соответствии с определенным ранее алгоритмом при изучении притяжения Земли, смены дня и ночи и времен года, погоды и климата, измерении температуры воздуха и воды, круговорота воды в природе;

- уметь контролировать свою деятельность при изучении притяжения Земли, смены дня и ночи и времен года, погоды и климата, измерении температуры воздуха и воды, круговорота воды в природе;

- уметь корректировать и оценивать способ решения, результат решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям при изучении притяжения Земли, смены дня и ночи и времен года, погоды и климата, измерении температуры воздуха и воды, круговорота воды в природе;

Познавательные:

Общеучебные:

- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме при изучении притяжения Земли, смены дня и ночи и времен года, погоды и климата, измерении температуры воздуха и воды, круговорота воды в природе;

- уметь пользоваться терминами: «космос», «небесные тела», «звезды», «планеты», «притяжение Земли», «невесомость», «количество солнечного тепла», «полярная ночь», «полярный день», «полярная станция», «температура воздуха», «облачность», «осадки», «ветер», «круговорот воды в природе», «климат», «погода», «термометр»;

- пользоваться глобусом при изучении смены дня и

1

с. 42–49,

р.т. с.14-15

13–

 14.

Смена дня и ночи. Проверочная работа № 3.









2

с. 50–55,

р.т. с.16-17

15-

 16.

Смена времен года









2

с. 56–63,

р.т. с.18-19

17.

Где на Земле теплее



1

с. 64–369,

р.т. с.20-21

18-

19.

Погода и климат








Солнца;

- демонстрировать эти движения на моделях;

- самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояния;

- измерять температуру воздуха и воды с помощью термометра;

- сравнивать погоду и климат;

- характеризовать круговорот воды в природе;

- применять полученные знания и умения на уроках в жизни.

ночи и времен года, термометром при измерении температуры воздуха и воды;

- применять свой жизненный опыт для решения учебных задач при самостоятельном наблюдении за погодой и описании ее состояния с помощью условных знаков, составлении своего режима дня.

Логические:

- характеризовать времена года, погодные климатические условия;

- различать смену времен года и смену дня и ночи;

- уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, сопоставлять наблюдаемое с изображением на рисунках, высказывать предположения и аргументировать их при изучении притяжения Земли, смены дня и ночи и времен года, погоды и климата, измерении температуры воздуха и воды, круговорота воды в природе;

- уметь проводить под руководством учителя или родителей опыты: земное притяжение, измерение температуры воды и воздуха, смена дня и ночи и времен года с помощью теллурия.

Коммуникативные:

- правильно и грамотно выражать свою речь в диалоге со сверстниками при изучении притяжения Земли, смены дня и ночи и времен года, погоды и климата, измерении температуры воздуха и воды, круговорота воды в природе;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи при работе с таблицами «Наблюдение за погодой», «Режим дня»

2

с. 70–77,

р.т. с.22-24

20.

Урок – тренинг. Проверочная работа № 4







1

21.

Контрольная работа № 2 по теме «Земля в космосе. Сезонные изменения»

1

к/р № 2, с. 21-22, 27-28

22-23

План и карта

Пр. работа с конт. картой

Знать:

- различать план и карту, иметь представление о масштабе;

- части света, материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте;

- условные обозначения на карте, элементарные приемы чтения карты;

- название особых точек и линий на глобусе;

- высоты и глубины различных географических объектов;

- растительность и животных, обитающих на том или ином материке;

- водоемы и их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд), использование их человеком;

- водоемы родного края;

- правила безопасного поведения на водоеме в разное время года;

- понятие «бассейн реки»;

- составные части реки и их определение на рисунках (устье, правый берег, левый берег, притоки, русло, исток);

- особенности озер (пресные, соленые, проточные, бессточные);

- формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги;

- общее представление, условные обозначения равнин и гор на карте;

- особенности на поверхности родного края;

- правила безопасного поведения на дорогах, в лесу в разное время года;

- рождение гор, их превращение в равнины;

- правила безопасного поведения при землетрясении.

Уметь:

- характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки;

- находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков;

- работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой);

- находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;

- моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина;

- сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоемы на примере своей местности;

- находить на физической карте России и полушарий разные водоемы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их название;

- определять направления  течения рек по карте и глобусу;

- извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию и дополнительных источников знаний об особенностях поверхности и водоемах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения;

- применять полученные знания и умения на уроках в жизни

Личностные:

- формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков;

- формировать позитивное эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков;

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков;

- планировать учебную деятельность на уроке, находить алгоритм учебной задачи с помощью учителя при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков;

- уметь  прогнозировать свою деятельность в соответствии с определенным ранее алгоритмом при

изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков;

- уметь контролировать свою деятельность при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков;

- уметь корректировать и оценивать способ решения, результаты решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям при

изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков.

Познавательные:

Общеучебные:

- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков;

- ознакомиться с понятиями: «условные знаки», «масштаб», «карта», «план», «река», «гора», «меридианы», «параллели», «модель», «часть света», «материк», «океан», «бассейн реки», «долина», «течение реки», «правый и левый берег», « подземные воды», «бессточное озеро», «проточное озеро»;

- пользоваться глобусом, физической картой России и картой полушарий, планом местности, масштабом, условными знаками;

- применять свой жизненный опыт для решения учебных задач при  изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков.

Логические:

- характеризовать и сравнивать глобус, карты и план местности, расположение и размеры материков , океанов, растительность и животных, обитающих на том или ином материке, формы земной поверхности, водоемы;

- уметь анализировать рисунок , описывать, что на нем изображено, высказывать предположения и аргументировать их при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков;

- уметь создавать проекты под руководством учителя «Моделирование формы земной поверхности  из песка, глины или пластилина», «Как реки и озера служат людям», «Строим город», «Как стареют горы», «Моя страна».

Коммуникативные:

- формулировать вопросы, собственное мнение и позицию при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков;

- выполнять правила работы в парах, группах при создании проектов и изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков;

- уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками при работе в парах и группах при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков.

2

с. 78-83,

р.т. с.25-26

24-25

Глобус и карта. Проверочная работа № 5

2

с. 84–89,

р.т. с.27-28

26-27

Что изображают на карте

2

с. 90–95,

р.т. с.29-30

28-29

Материки и океаны. Проверочная работа № 6

2

с. 96–103,

р.т. с.31-32

30-31

Реки и озера

2

с. 104–111,

р.т. с.33-35

32-33

Равнины и горы.

2

с. 112–119,

р.т. с.36-37

34.

Повторение «Реки, озера, равнины и горы». Проверочная № 7

1

35-36.

Моря и острова. Проверочная работа № 8

2

с. 120–125,

р.т. с.38-40

37.

Учимся решать жизненные задачи. Контрольная работа № 3 по теме «План и карта. Глобус и карта»

1

к/р № 3, с. 19-20, 29-30





38-39

Раздел 2. Земля – наш общий дом.

Экологические системы. Проверочная работа № 9

Знать:

- лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные);

- отличительные признаки живых организмов от неживых предметов;

- места обитания организмов;

- части экосистемы;

- природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы);

- смену природных зон на поверхности земли;

Личностные:

- устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах;

- позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах.

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах;

- планировать учебную деятельность на уроке, находить алгоритм учебной задачи с помощью учителя при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон,


влияния человека на природу в различных зонах;

- уметь прогнозировать свою деятельность в соответствии с определенным ранее алгоритмом при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах;

- уметь контролировать свою деятельность при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах;

- уметь корректировать и оценивать способ решения, результаты решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах.

Познавательные:

Общеучебные:

- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах;

- уметь пользоваться новыми терминами: «экологическая система», «природная зона», «закон природной зональности», «ледяная пустыня», «тундра», «лесная зона», «тайга», «лиственные леса», «степная зона», «пустынная зона», «саванны», «высотные пояса», «страна», «столица», «политическая карта»;

- уметь пользоваться картой природных зон, политической картой мира, видеть границы природных зон, различать города и страны;

- применять свой жизненный опыт для решения учебных задач  при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах.

Логические:

- уметь сравнивать природные зоны, сопоставлять растительный и животный мир, труд и быт людей разных природных зон;

- уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, высказывать предположения и аргументировать их при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах;

- уметь создавать проекты под руководством учителя «Природные зоны холодного пояса», «Природные зоны умеренного пояса», «Путешествие в теплые края», «Горные экосистемы», «Люди, города и страны».

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию  при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах;

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах;

- выполнять правила работы в парах, группах при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах;

- уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками при работе в парах и группах при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах.

- работа с плакатами из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса»;

-групповая работа, ИКТ;

- работа с иллюстрациями учебника, с разрезными карточками;

- работа с учебником и тетрадью;

- работа с картой «Природные зоны», политической картой;

- просмотр видео фрагментов из фильма «Как животные делают это», «Горные вершины»;

- решение кроссвордов : «Леса», «Живая и неживая природа», «Экосистема»;

- работа с гербарием;

- выступления с докладами;

- наблюдения в природе;

- составление плана местности.

2

с.3-9, р.т. с.41-43

40.

Природная зональность

1

С. 10-13, р.т. с.44

41.

Природные зоны холодного пояса

1

С. 14-19, р.т. с. 45

42.

Леса умеренного пояса

1

С.20-25, р.т. с.46-47

43.

Засушливые зоны умеренного пояса

1

С.26-29, р.т. с.48-50

44.

Путешествие в теплые края

1

С.30-41,

45.

Горные экосистемы

1

С.42-47, р.т. с 51-52

46.

Повторение по теме «Природные зоны холодного и умеренного пояса». Проверочная работа № 10

- закон природной зональности;

- экологические системы


 родного края;

- правила безопасного поведения на дорогах, в лесу и разное время года;

- особенности зон холодного пояса, смену их на поверхности земли;

- особенности зоны лесов – тайги, смешанных, широколиственных и хвойных;

- цепи питания в хвойном лесу;

- названия зон жаркого пояса (степи, полупустыни, пустыни);

- членов экосистемы засушливой зоны, их зависимость от неживых компонентов и влияния на них;

- последствия нарушения экосистемы;

- зоны жаркого пояса: степи, пустыни, саванны и тропические леса;

- горные экосистемы;

- многообразие стран и народов на Земле;

- преимущества и недостатки людей в каждой природной зоне;

- отличия людей разных частей света.

Уметь:

- характеризовать экосистемы;

- описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон;

- извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет и др. информационные средства) о природных зонах и обсуждать полученные сведения;

- объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон;

- находить на карте изученные природные зоны;

- находить и показывать на глобусе и политической карте мира изученные страны

1

47-48

Люди, города и страны. Проверочная работа № 11

2

С.48-5, р.т. с.53-56

49.

Контрольная работа № 4 по теме «Природные зоны»  

1

к/р с. 17-18, 31-32

50-51.

Путешествие тучки по Европе

Знать:

- многообразие стран, народов на Земле;

- материки: Европу, Азию, Африку, Америку, Австралию, Антарктиду;

- территорию материков, их границы, в каких поясах лежат, омывающие океаны, страны и столицы этих материков, населяющие народы, особенности географического положения, животный и растительный мир, достижения и достопримечательности этих стран;

- Москва – столица России, достопримечательности России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.

- карту России, государственную границу России, полезные ископаемые, народы, населяющие Россию, их численность,  народные промыслы, символику;

- природу родного края, народы, населяющие край и их численность, природные зоны края;

- положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности);

- правила безопасного поведения в природе и бережного отношения к ней.

Уметь:

- называть и показывать на политической карте крупнейшие европейские, азиатские, африканские, американские страны, Австралию и Антарктиду;

- различать флаги этих государств, узнавать по очертанию на карте;

- называть их главные достопримечательности, особенности климата и рельефа, известных людей;

- называть и показывать на карте территорию России, её границу, столицу, свой регион, свой город;

- различать флаг, герб, главные достопримечательности, особенности климата и рельефа, известных людей своей страны, города;

- характеризовать ( в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности;

- анализировать влияние современного человека на природу,

- применять полученные знания и умения на уроках в жизни.

Личностные:

- формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей;

- позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей.

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей;

- планировать учебную деятельность на уроке, находить алгоритм учебной задачи с помощью учителя при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей;

- уметь прогнозировать свою деятельность в соответствии с определенным ранее алгоритмом при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей;

- уметь контролировать свою деятельность при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, известных людей;

- уметь корректировать и оценивать способ решения, результаты решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей.

Познавательные:

Общеучебные:

- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме при  изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей;

- уметь пользоваться новыми терминами: символика страны», «флаг», «герб», «экспонаты»

- уметь пользоваться политической картой мира, видеть границы материков, различать города и страны;

- применять свой жизненный опыт для решения учебных задач  при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей.


Логические:

- уметь сравнивать географическое положение, особенности климата и рельефа, животного и растительного мира стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды;

- уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, высказывать предположения и аргументировать их при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей;

- уметь практически  работать с глобусом и политической картой, находить и показывать изученные страны мира;

- находить дополнительную информацию о странах с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств; готовить небольшое сообщение или доклад для выступления перед одноклассниками;

- вести наблюдения по плану, принятому на уроке,    за особенностями рельефа своей местности, водоёмами;

- уметь строить план местности, работать с контурными картами;

- уметь создавать проекты под руководством учителя «Всемирная выставка», «Мой зоопарк»,

« Путешествие в дальние страны».

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию  при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей;

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей;

-- выполнять правила работы в парах, группах при изучении  стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей;

- уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками при работе в парах и группах при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей;

- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле;

- уметь адекватно оценивать свои знания и умения;

правильность поведения в природе, беречь богатства природы в повседневной жизни.

-Игра «Угадай героя»; «Угадай флаг страны»;

- ролевая игра «Путешествие по странам»;

- работа с контурными картами, физической, политической картами, картой полушариев;

 - работа с плакатами из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса»;

-групповая работа, ИКТ;

- работа с иллюстрациями учебника, с разрезными карточками;

- работа с учебником и рабочей тетрадью;

- выступления с докладами;

- создание проекта «Всемирная выставка», «Путешествие в дальние страны»;

- составление кроссворда «Страны Азии», «Страны Азии»;

- просмотр видеофильмов о странах;

- работа с энциклопедиями, Интернет – ресурсами;

- наблюдения в природе.

2

С. 52-57, р.т. с.57-61

52.

Азия

1

С. 58-61, р.т. с.62-63

53.

Путешествие в дальние страны. Африка.

1

С. 62-69, р.т. с.64-65

54.

Путешествие в дальние страны. Америка (Северная Америка, Южная Америка)

1

С. 70-75, р.т. с.66-67

55.

Путешествие в дальние страны. Австралия. Антарктида.

1

С. 76-81, р.т. с.68

56-57.

Россия – наша родина. Проверочная работа № 12

2

С. 82-87, р.т. с.69-71

58-59.

Экскурсии в природу

( 1.Формы земной поверхности: река, озеро, равнина, горы.

2. Наша природная зона)  

2

60-61.

Наша маленькая планета Земля. Проверочная работа № 13

2

С. 88-93, р.т. с.72-73

62.

Повторение по теме «Наша маленькая планета Земля»

1

Р.т. с. 74-79

63.

Учимся решать жизненные задачи

1

С. 94-95

64.

Контрольная работа № 5 по теме « Земля – наш общий дом»

1

к/р с. 15-16, 33-34

65.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Наша планета Земля»

2

66.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Земля – наш общий дом»

1

67.

Обобщение по теме «Экологическая система родного края»

1

68.

Посещение краеведческого музея

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...