Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру учителя начальных классов Коротких Е. В. МБОУ "Киселёвская ООШ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_1_klass.doc | 382.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. М.: Просвещение, 2010;
- Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть 1, Часть 2― М.: Просвещение, 2010;
- Авторской рабочей программы «Окружающий мир», авт.Плешаков А.А. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, М.Просвещение, 2011.
- Инструктивно-методического письма департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «Начальная школа в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году».
Общая характеристика учебного предмета
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Изучение «Окружающего мира» направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Достижение целей окружающего мира обеспечивается решением следующих задач, направленных на:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
«Окружающий мир» обладает широкими возможностями для формирования у первоклассников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся начать освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде,
Сущестственная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин, изучаемых в первом классе. Предмет «Окружающий мир» использует и подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Знакомясь с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, первоклассник осмысливает личный опыт познания явлений окружающего мира, что будет способствовать обеспечению в дальнейшем его личного и социального благополучия.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования и представлены в программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество». Особенностью содержания в 1 классе является то, что еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа, техника и т. д.). Ребенок в этом возрасте — первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: что? кто? как? когда? почему? зачем? и др.
Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них. Первый круг вопросов, сгруппированных в теме «Что и кто?», обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственно чувственному опыту детей. Вторая группа вопросов (тема «Как, откуда и куда?») — это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей. Третий круг вопросов (тема «Где и когда?») развивает представления детей о пространстве и времени, а четвертый (тема «Почему и зачем?») обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности.
Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы, растения и животные, мир людей и созданных ими предметов, наше здоровье и безопасность, экология. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новой точки зрения.
Специальная система заданий связывает учебник и рабочую тетрадь. Важной особенностью учебника является выделение в нем базового и повышенного уровней учебного материала, позволяющего ученикам продвигаться в освоении учебных курсов с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей. Ярким примером может служить введение в учебники по окружающему миру рубрики «Странички для любознательных».
Ценностные ориентиры содержания
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
В процессе обучения предусматривается использование следующих форм обучения:
- урок изучения нового материала
- урок закрепления знаний, умений и навыков
- комбинированный урок
- повторительно-обобщающий урок
- урок-практикум урок–игра
- урок-путешествие.
- урок решения задач.
- урок - самостоятельная работа.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В стандартах второго поколения очень большое внимание уделяется работе учащихся с информацией, как одному из важнейших компонентов умения учиться. В связи с этим в УМК «Школа России» разработана специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться внутри комплекта, а также выходить за рамки комплекта в поисках других источников информации. Так, в частности в учебниках «Окружающий мир» имеются ссылки на пособия для учащихся: атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне».
Специальная система заданий связывает учебник и рабочую тетрадь, учебник и тетрадь тестов, а также организует поиск необходимой информации: в сети Интернет, энциклопедической, справочной, краеведческой, научно-популярной литературе. Важной особенностью учебников является выделение в них базового и повышенного уровней учебного материала, позволяющего ученикам продвигаться в освоении учебных курсов с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей. Ярким примером может служить введение в учебники по окружающему миру рубрики «Странички для любознательных», которая системно выстроена с 1 по 4 класс.
Стандарт второго поколения позволяет строить процесс обучения с опорой на творческую деятельность ребенка и по-новому представлять его результат. К результатам обучения по комплекту «Школа России» относятся не только сформированная система знаний и способов действий, но и результаты, выраженные в предметно-деятельностной форме. Например: интервью с человеком той или иной профессии, подборка вопросов для викторины, сценарий праздника, коллективное создание «Музея наших путешествий» или «Красной книги нашего края», выставка творческих работ и др. При этом открываются широкие возможности для организации проектной деятельности учащихся, как в рамках отдельных предметов, так и на межпредметной основе.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Место окружающего мира в учебном плане МБОУ
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
- Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 1 класса. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011г.
- Плешаков А.А. Окружающий мир: рабочие тетради. – М.: Просвещение, 2011г. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2011
- Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005
- Плешаков А. А. Великан на поляне или уроки экологической этики – М.: Просвещение, 2011
- Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс.
- А. А. Плешаков. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир. 1 класс» /– М. : Просвещение, 2006.
- Плешаков А.А., Гага Н.Н., Назарова З.Д. «Окружающий мир»Тесты 1 класс. М.: Просвещение, 2010
- Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. «Окружающий мир»: поурочные разработки: 1 класс. М.: Просвещение, 2011.
Результаты обучения в 1 классе.
Личностные результаты .
К концу учебного года у первоклассника будут сформированы:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметных результаты
К концу учебного года у первоклассника будут сформированы:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием «Окружающего мира»;
Предметные результаты
К концу учебного года у первоклассника будут сформированы:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
6) осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдение правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе; 7) пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции для своего самочувствия и сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила правильного питания и личной гигиены; 8) выполнять правила безопасного поведения в природе;
9) проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке в школ
Основные требования к уровню подготовки
учащихся 1 класса
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
знать:
- группы растений и животных: цветы, лиственные и хвойные
- деревья, насекомые, рыбы, птицы, звери;
- название бытовых электроприборов, назначение и правила
- безопасного обращения с ними;
- свойства снега и льда;
- части растений;
- временные промежутки: прошлое, настоящее, будущее, неделя, месяц, год;
- холодные и жаркие районы Земли некоторых представителей животного и растительного мира этих районов;
- правила поведения а природе;
- название своей страны, столицы и города;
- правила личной гигиены;
уметь: выполнять правила личной гигиены, правила поведения в природе, правила обращения с электробытовыми приборами;
- различать: животных (птиц, рыбы, звери, насекомые); лиственные и хвойные деревья; части растений; виды транспорта;
- вести наблюдения в природе под руководством учителя;
- объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей
Календарно –тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол- во часов | Дата | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся | |
1 | Вводный урок. «Задавайте вопросы!» | 1ч. | Урок-экскур-сия | задавать вопросы; вступать в учебный диалог; пользоваться условными обозначениями учебника; различать способы и средства познания окружающего мира; оценивать результаты своей работы на уроке. | ||
2 | Что такое Родина? | 1ч. | Урок-экскур-сия | понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей; сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; рассказывать о малой родине и Москве как столице государства;отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | ||
3 | Что мы знаем о народах России? | 1ч. | Комби-ниро-ванный | понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов; работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью; работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | ||
4 | Что мы знаем о Москве? | 1ч | Комби-ниро-ванный | Понимать учебную задачу урока и стре-миться её выполнить; рассматривать иллюстрации учебника, из-влекать из них нужную информацию о Москве; узнавать достопримечательности столицы; работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения В ходе проекта первоклассники с помощью взрослых учатся: фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины, находить в семейном фотоархиве соответствующий материал, составлять устный рассказ, выступать с подготовленным сообщением опираясь на фотографии, оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | ||
5 | Проект «Моя малая Родина» | 1ч | ||||
6 | Что у нас над головой? | 1 ч. | Комбинирован. | Понимать учебную задачу урока и стре-миться её выполнить; наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; моделировать форму Солнца, работать в паре, моделировать форму созвездий. Проводить наблюдения за созвездиями , Луной, погодой, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
7 | Что у нас под ногами? | 1 ч. | Комбинирован | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить, группировать объекты неживой природы по разным признакам; различать гранит, кремний, известняк; работать в парах, использовать представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | ||
8 | Что общего у разных растений? | 1 ч | практич | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, извлекать из иллюстраций учебника нужную информацию, практич. работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть; работа в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний; различать цветки и соцветия, осуществлять взаимопроверку, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | ||
9 | Что растёт на подоконнике? | 1 ч | комбинир | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, наблюдать комнатные растения школы и стремиться узнавать их по рисункам; практическая работа: определять комнатные растения с помощью атласа определителя; различать комнатные растения, приводить примеры комнатных растений; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | ||
10 | Что растёт на клумбе? | 1ч | комбин | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, наблюдать растения клумбы, дачного участка узнавать их по рисункам; практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа – определителя, работать в паре: узнавать по фотографии растение цветника, осуществлять самопроверку; рассказывать о любимом цветке, отвечать на итоговые вопросы |
11 | Что это за листья? | 1ч | комбинир | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографии | ||
12 | Что такое хвоинки? | практич | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, различать лиственные и хвойные деревья, практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа - определителя | |||
13 | Что такое насекомые? | 1 ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа – определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых, сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам | |||
14 | Кто такие рыбы? | 1ч | комюинир | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию, моделировать чешую рыбы с помощью монет, описывать рыбу по плану, осуществлять самопроверку; приводить примеры речных и морских рыб, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
15 | Кто такие птицы? | 1 ч | комбинир | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию, исследовать строение пера птицы, работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять их с помощью атласа – определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры, птиц, сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку | ||
16 | Кто такие звери? | 1ч | комбинир | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, извлекать из иллюстраций учебника нужную информацию, практ. работа исследовать строение шерсти зверей, работа в паре узнавать зверей на рисунке, устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | ||
17 | Что окружает нас дома? | 1ч | комбинир | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, характеризовать назначение бытовых предметов, находить на рисунке предметы определённых групп, работа в паре группировать предметы домашнего обихода, проводить взаимопроверку | ||
18 | Что умеет компьютер? | 1ч | комбин | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, определять составные части компьютера, характеризовать назначение составных частей компьютера, сравнивать стационарный компьютер и ноутбук, работать в паре рассказывать ( по рисунку) о возможностях компьютера, моделировать устройство компьютера, соблюдать правила безопасности обращения с ним, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | ||
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1ч. | Комби-ниро-ванный | выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода; характеризовать опасность бытовых предметов; работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку; моделировать устройство светофора; оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге; сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника | ||
20 | На что похожа наша планета? | 1ч | Комби-ниро-ванный | понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; выдвигать предположения и доказывать их; использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли; моделировать форму Земли; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | ||
21 | Обобщающий урок по «Что и кто?» | 1ч | Обобщающий | выполнять тестовые задания учебника; выступать с сообщениями, иллюстриро-вать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся | ||
22 | Как живёт семья? | 1ч. | Комби-ниро-ванный | понимать учебную задачу урока и стре-миться её выполнить; рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества. |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1ч. | Комби-ниро-ванный | понимать учебную задачу урока и стре-миться её выполнить; прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязнённой воды; практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | ||
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1ч | Комби-ниро-ванный | отличать электроприборы от других бы-товых предметов, не использующих электричество; запомнить правила безопасности при об-ращении с электричеством и электроприборами; анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии; | ||
25 | Как путешествует письмо? | 1ч | Комби-ниро-ванный | наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; работать в паре: строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отпра-влений, рассказывать по схеме о путешествии письма, проводить взаимопроверку; различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | ||
26 | Куда текут реки? | 1ч. | Практический | прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду; практическая работа в паре: рассмат-ривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; оценивать свои достижения на уроке |
27 | Откуда берутся снег и лёд? | 1ч. | Комби-ниро-ванный | понимать учебную задачу урока и стре-миться её выполнить; практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов; наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках; 4 | ||
28 | Как живут растения? | 1ч | Комби-ниро-ванный | наблюдать за ростом и развитием рас-тений, рассказывать о своих наблюдениях; прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения; формулировать выводы об условиях, необ-ходимых для жизни растений; практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями | ||
29 | Как живут животные? | 1ч | Комби-ниро-ванный | понимать учебную задачу урока и стре-миться её выполнить; наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка; оценивать свои достижения на уроке | ||
30 | Как зимой помочь птицам? | 1ч | Комби-ниро-ванный | наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; практическая работа в паре: изготав-ливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм запомнить правила подкормки птиц | ||
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1ч. | Практический | определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора;практическая работа в группе: сорти-ровать мусор по характеру материала;сочинять и рассказывать сказочную историю |
32 | Откуда в снежках грязь? | 1ч. | Комби-ниро-ванный | практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений;обсуждать источники появления загрязне-ний в снеге; формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему; | ||
33 | Обобщающий урок по те ме «Как, откуда и куда?». | 1ч | Обобщающий | выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообще-ниями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся | ||
34 | Когда учиться интересно? | 1ч | Комби-ниро-ванный | понимать учебную задачу урока и стре-миться её выполнить; анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы ;работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; рассказывать о своём учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения | ||
35 | Когда придёт суббота? | 1ч | Комби-ниро-ванный | анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее; работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль; называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым; отвечать на итоговые вопросы и оцени-вать свои достижения на уроке | ||
36 | Когда наступит лето? | 1ч | Комби-ниро-ванный | анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года; называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым |
37 | Где живут белые медведи? | 1ч. | Комби-ниро-ванный | практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Ан-тарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями | ||
38 | Где живут слоны? | 1ч | Комби-ниро-ванный | практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять само-проверку; работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полу-ченной информации; приводить примеры животных жарких районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями | ||
39 | Где зимуют птицы? | 1ч | Комби-ниро-ванный | различать зимующих и перелётных птиц; группировать птиц с использованием цвет-ных фишек; работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку; объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; приводить примеры зимующих и перелётных птиц | ||
40 | Когда жили | 1ч | Комби-ниро-ванный | понимать учебную задачу урока и стре-миться её выполнить; формулировать выводы из коллективного обсуждения; отвечать на итоговые вопросы и оцени-вать свои достижения на уроке | ||
41 | Когда появилась одежда? | 1ч | Комби-ниро-ванный | прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; работать в паре: различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для |
42 | Когда изобрели велосипед? | 1ч | Комби-ниро-ванный | понимать учебную задачу урока и стре-миться её выполнить; сравнивать старинные и современные велосипеды; работать в паре: извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; запомнить правила безопасной езды на велосипеде | ||
43 | Когда мы станем взрослыми? | 1ч | Комби-ниро-ванный | сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о про-фессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем; работать в паре: сравнивать рисунки учебника, формулировать выводы в соответствии с заданием; рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков | ||
44 | Обобщающий урок по теме «Где и когда?». | 1ч | Обобщающий | выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообще-ниями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся | ||
45 | Почему солнце светит днём, а звёзды – ночью? | 1ч | Комби-ниро-ванный | сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку; использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие Льва | ||
46 | Почему на Луне не живут люди? | 1ч | Комби-ниро-ванный | анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; моделировать из пластилина форму Луны; рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными, осуществлять самопроверку | ||
47 | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1ч | Комби-ниро-ванный | понимать учебную задачу урока и стре-миться её выполнить; наблюдать за дождями и ветром; работать в группе: рассказывать по рисун-ку учебника о видах дождя (ливень, косо-хлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра; осуществлять самопроверку | ||
48 | Почему звенит звонок? | 1ч | Комби-ниро-ванный | анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира; практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков; обсуждать, почему и как следует беречь уши; высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопроверку: | ||
49 | Почему радуга разноцветная? | 1ч | Комби-ниро-ванный | описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; запомнить последовательность цветов ра-дуги с помощью мнемонического приёма; высказывать предположения о причинах возникновения радуги,; работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | ||
50 | Почему их так назвали? | 1ч | Комби-ниро-ванный | понимать учебную задачу урока и стре-миться её выполнить; описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); обсуждать наше отношение к домашним питомцам; практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением; участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | ||
51 | Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? | 1ч | Комби-ниро-ванный | работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку; рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки друг их людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном; устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника | ||
52 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1ч | Комби-ниро-ванный | определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса; объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину; работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку; формулировать правила поведения в природе | ||
53 | Почему их так назвали? | 1ч | Комби-ниро-ванный | понимать учебную задачу урока и стре-миться сё выполнить; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки друг их людей и свои собственные по отношению к природе | ||
54 | Зачем мы спим ночью? | 1ч | Комби-ниро-ванный | сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека; работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну, использовать для выполнения задания цветные фишки, оценивать правильность своей подготовки ко сну; определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе | ||
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1ч | Комби-ниро-ванный | различать овощи и фрукты: группировать их с использованием цветных фишек, работать в группе: находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А. В и С в жизнедеятельности организма; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов |
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1ч | Практический | обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук; отбирать из предложенных нужные пред-меты гигиены, объяснять их назначение; рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки; практическая работа в паре: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук; запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные; формулировать основные правила гигиены | ||
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1ч | Комби-ниро-ванный | различать средства связи и средства массовой информации; рассказывать о видах телефонов; объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов; работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы; обсуждать назначение Интернета; моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону | ||
58 | Зачем нужны автомобили? | 1ч | Комби-ниро-ванный | понимать учебную задачу урока и стре-миться её выполнить; классифицировать автомобили и объяс-нять их назначение; работать в паре: по рисунку-схеме знако-миться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку; использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | ||
59 | Зачем нужны поезда? | 1ч | Комби-ниро-ванный | понимать учебную задачу урока и стре-миться её выполнить; классифицировать поезда в зависимости от их назначения; работа в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять само-контроль; использовать информацию учебника для выполнения задания, сравнивать старинные и современные поезда; отвечать на итоговые вопросы и оцени-вать свои достижения на уроке |
60 | Зачем строят корабли? | 1ч | Комби-ниро-ванный | понимать учебную задачу урока и стре-миться её выполнить; классифицировать корабли в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля, проводить самопроверку и взаимопроверку | ||
61 | Зачем строят самолёты? | 1ч | Комби-ниро-ванный | понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; классифицировать самолёты в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолёта, проводить самопроверку и взаимопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | ||
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1ч | Комби-ниро-ванный | обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках; обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте; работать в группе: знакомиться с правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае; участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации; | ||
63 | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? | 1ч | Комби-ниро-ванный | работать в группе: знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолёте; участвовать в ролевой игре, модели-рующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации; .отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
64 | Зачем люди осваивают космос? | 1ч | Комби-ниро-ванный | понимать учебную задачу урока и стре-миться её выполнить; рассказывать об освоении человеком кос-моса, опираясь на иллюстрации учебника; работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять самопроверку; моделировать экипировку космонавта; участвовать в ролевой игре «Полёт в космос»; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | ||
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? Обобщающий урок по теме «Почему и зачем?». | 1ч | обобщающий | понимать учебную задачу урока и стре-миться её выполнить; приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой; оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; | ||
66 | Итоговая контрольная работа | 1ч | контрольный | выполнять задания контрольной работы, оценивать свои достижения и достижения других. |
Основные требования к уровню подготовки
учащихся 1 класса
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
знать:
- группы растений и животных: цветы, лиственные и хвойные
- деревья, насекомые, рыбы, птицы, звери;
- название бытовых электроприборов, назначение и правила
- безопасного обращения с ними;
- свойства снега и льда;
- части растений;
- временные промежутки: прошлое, настоящее, будущее, неделя, месяц, год;
- холодные и жаркие районы Земли некоторых представителей животного и растительного мира этих районов;
- правила поведения а природе;
- название своей страны, столицы и города;
- правила личной гигиены;
уметь:
- выполнять правила личной гигиены, правила поведения в природе, правила обращения с электробытовыми приборами;
- различать: животных (птиц, рыбы, звери, насекомые); лиственные и хвойные деревья; части растений; виды транспорта;
- вести наблюдения в природе под руководством учителя;
- объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;
- подкармливать птиц в простейших кормушках, ухаживать за комнатными растениями и домашними животными
Содержание курса окружающий мир в 1 классе
Введение 1 ч.
Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьём Вопросиком и Мудрой Черепахой.
Экскурсии: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
«Что и кто?» (20 ч)
Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине. Многонациональный характер населения России. Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России. Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников.
Проект «Моя малая Родина».Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы.
Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней.
Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях.
Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений класса.
Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника.
Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям.
Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев.
Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых.
Рыбы— водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы.
Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы.
Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни.
Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению.
Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним.
Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения.
Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли.
Практические работы: знакомство с разнообразием камней; знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом.
«Как, откуда и куда?» (12 ч)
Проект «Моя семья».
Знакомство с целями и задачами раздела. Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи.
Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды.
Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки её потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы.
Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации.
Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде.
Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда.
Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями.
Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными.
Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц.
Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора.
Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде.
Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.
«Где и когда?» (11 ч)
Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю.
Проект «Мой класс и моя школа».
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели.
Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года.
Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.
Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов.
Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учеными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму.
История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная).
История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде.
Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира.
«Почему и зачем?» (22 ч)
Знакомство с целями и задачами раздела.
Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва.
Луна — спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны.
Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных.
Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши.
Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги.
Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой.
Проект «Мои домашние питомцы».
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу.
Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу.
Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену.
Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.
Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук.
Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) — средства массовой информации. Интернет.
Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль будущего.
Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта.
Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля.
Самолёты - воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта.
Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае).
Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте.
Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полетов в космос, Ю. А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции.
Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли.
Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.)
Перечень учебно-методического обеспечения.
Литература для учителя:
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1. М: Просвещение, 2010 г.
- А.А. Плешаков. Окружающий мир: Тематическое планирование: 1-4 классы. http://prosv.ru
- Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М: Просвещение, 2010 г.
- Технология достижения планируемых результатов освоения начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир». Раздел 2. Проверочные и учебно-методические материалы М: Просвещение, 2010 г.
- Образовательная программа «Школа России». Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. http://prosv.ru
- Образовательная программа «Школа России». Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования. http://prosv.ru
- Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 1 класса . В 2 ч. – М.:Просвещение, 2011г.
- Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. «Окружающий мир»: поурочные разработки: 1 класс
- А. А. Плешаков. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир.
1 класс» /– М. : Просвещение, 2011.
- Плешаков А.А. Окружающий мир: рабочие тетради. – М.: Просвещение, 2011г.
Литература для учащихся
- Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 1 класса . В 2 ч. – М.:Просвещение, 2011г.
- Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс.
- Плешаков А.А. Окружающий мир: рабочие тетради. – М.: Просвещение, 2011г.
- Просвещение, 2011г. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2011
- Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005
- Плешаков А. А. Великан на поляне или уроки экологической этики – М.: Просвещение, 2011
Материально-техническое обеспечение.
- Кабинет начальных классов
- Компьютер
- Таблицы: Цвета, Цветы, Деревья, Профессии, Музыкальные инструменты, Осень, Зима, Весна, Лето, Животные Северных морей, Строение тела человека. Пищеварительная система человека, Дорожные знаки и другие
- Компасы, набор «Полезные ископаемые», «Семена растений», гербарий растений, муляжи «Овощи и фрукты»
- Светлана Вохринцева. Окружающий мир. Дидактический материал, 2006 г.:
- съедобные грибы;
- пресмыкающиеся и земноводные;
- животный мир Австралии;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...