Конспект урока по окружающему миру "Эта ранимая тундра"
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) на тему

Пятибратова Лидия Васильевна

Разработка урока составлена по программе "Гармония". В разработке используется богатый материал о животном и растительном мире тундры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eta_ranimaya_tundra.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по окружающему миру в 4классе

по программе  «Гармония»

Тема урока: «Эта ранимая тундра».

Цели и задачи урока:

1)Сформировать знания о климатических условиях,

характерных  растениях и животных, занятиях людей и особенностях их быта в природной зоне России- тундре.

2)Обратить внимание учащихся на приспособленность растений, животных, коренных народов к местным природным условиям, на экологические проблемы, возникающие по вине человека.

3)Продолжить развитие экологического, рационально- логического и эмоционально – образного мышления; умения выявлять причинно – следственные связи, устанавливать зависимости между живой и неживой природой, между живыми организмами, между  деятельностью человека и благополучием природы; отрабатывать  умение работать с учебником, умение обобщать и систематизировать полученные знания.

4)Воспитывать восхищение красотой и мудростью природы, чувство гордости за родной край, Родину и чувство ответственности за сохранение природы родного края.

Оборудование.

1)Карта «Природные зоны России».

2)Слайды с изображением растений и животных тундры.

3)Энциклопедии о природе(животный и растительный мир)

4)Контурные карты.

5)Цветные карандаши.


Ход урока

1.Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

2.Проверка домашнего задания (тест по ледяной зоне)

3.Вступительное слово учителя

Южнее зоны арктических пустынь в области вечной  мерзлоты по побережью Северного Ледовитого Океана находится зона тундры.(Работа с картой. Практическое  работа с контурными картами: выделить и раскрасить фиолетовым цветом зону тундры.)

Природные условия здесь очень суровы. Зима длится более 7 месяцев с октября по май. Уже  в октябре t*понижается до -40*C .В зимние месяцы падает до -50*.Снега выпадает немного. На открытых просторах тундры дуют сильные ветры. Они сдувают с возвышенностей снег и несут его со V= 30-40 м/с по тундре. Он задерживается в лощинах, в руслах рек. В зимние месяцы за полярным кругом наступает полярная ночь. Только луна и звёзды освещают бескрайные снежные равнины. ( слайд «тундра зимой»)

Давайте проследим ,как меняется климат тундры от Мурманска на восток.( Работа с картой) На Кольском полуострове климат мягкий. Это обусловлено тёплым течением Гольфстрим.(Отметить на контурной карте.) В феврале в Мурманске средняя температура -6,-9*C. С движением на восток зима становится всё суровее. А в дельте реки Лена t* понижается до -45*- 50*C. В Верхоянске наблюдается самая низкая температура в мире -68*C. (Отметить на контурной карте)

Лето короткое и прохладное. В это время наступает полярный день.(Слайд «тундра летом»)

Средняя температура не поднимается выше 10*C, но и не опускается ниже 0*.Летом осадки выпадают в виде частых моросящих дождей, а иногда – снега. Стоят туманы. В июне часто бывают заморозки. Снеговой покров тает. Почва оттаивает на глубину до 20 см. В некоторых местах до 1 метра. Глубже находится слой вечной мерзлоты. Этот слой очень мощный. В среднем несколько метров, а в некоторых местах достигает глубины от 200 до 400 метров.(Бассейн реки Лены. На контурной карте отметить вечную мерзлоту значком *). Та вода, которая получилась от таяния снега и дождей, выпавших за лето, не впитывается в землю, а остаётся на поверхности. Её не пропускает вечная мерзлота. Почва перенасыщена влагой. Так и образуются в тундре многочисленные озёра и болота.

4.Вывод. Что характерно для климата тундры?

Уч-к: низкая температура воздуха, обилие влаги в тонком слое почвы при малом количестве осадков, вечная мерзлота, сильные ветры.

5.Работа с учебником.

На стр. 117 рассмотреть схему «Почва тундры в разрезе».

6.Растительный мир тундры.

Могут ли в тундре при таких климатических условиях расти деревья?

Уч-к: Не могут.

Почему?

Уч-к: Им для роста необходимо тепло и почва с перегноем.А излишки воды и сильные ветры губительны для деревьев.

Да, слово « тундра» означает «безлесный».

Какие же растения могут произрастать  в этом суровом климате.

Уч-к: мхи, лишайники.

Да, основные растения тундры- это мхи и лишайники.(Слайд «тундра летом»).

Тундра бывает разной: каменистой, моховой, глинистой. (Слайды: «тундра каменистая», «тундра моховая», «тундра глинистая»). Большие пространства тундры занимает лишайник – олений  ягель. (Слайд «олений ягель»).Это удивительное растение белого цвета. Форма его напоминает полушарие или подушку.

Болота покрыты бело- зелёным мхом – сфагнумом.(Слайд «мох  сфагнум».Показать  образец мха). Это растение становится взрослым через 100- 150 лет. Учёными были найдены лишайники в возрасте 4000 лет.

Почвы влажные, холодные, без перегноя. На какой глубине могут располагаться корни растений?

Уч-к: До вечной мерзлоты.

Да, до 30 см. Растения низкорослые, стелются по земле. Почему?

Уч-к: Из-за ветров и сильных морозов.

Да, это помогает им летом использовать тепло оттаивающей почвы, а зимой их защищает снеговой покров от вымерзания.

Весной в тундре расцветают множество цветов: вереск, незабудки, красные и жёлтые маки, жёлтые лютики, багульник белая пушица ромашки.(Слады тундровых цветов).

Это цветы многолетники. Лето короткое и они спешат успеть, чтобы отцвели цветы и созрели семена .Цветёт  багульник. У него кожистые листья, дурманящий запах и белые россыпью цветы. (Слайд «багульник»).

Запах у всех цветов в тундре очень сильный, а соцветия крупные, ярко- окрашенные. Почему?

Уч-к: Чтобы привлекать насекомых – опылителей.( Слайд «шмель»).

Ближе к осени поспевают на кустарничках ягоды: голубика, брусника, клюква, черника, морошка, вороника.(Слайды ягодных кустарничков). Ягодные кустарнички тоже приспособились к суровому климату. У большинства из них кожистые или мясистые листочки. Они не опадают на зиму.

Есть в тундре и деревья «по колено». Это «карликовая» берёза, «полярная» ива. Стволы их стелются по земле. (Рассматриваем образец из гербария. Слайд «деревья тундры»). Почему они стелются по земле.?

Уч-к: Приспособились к ветрам и сильным морозам.

Корни уходят неглубоко в почву, листья маленькие, опушённые. Почему?

Уч-к: Для меньшего испарения.

Прирастают в год на 1-5 мм и дают в год 2-3 листочка. Листочки с «ноготок» у ивы и с «копеечку» у берёзы. Давайте повторим ещё раз, почему замедленен процесс роста у растений в тундре?

Уч-к: Избыток воды, холодные почвы, медленное испарение, заморозки летом.

7.Вывод. Что характерно для растительного мира в тундре?

Уч-к: Растения низкорослые. Мхи и лишайники закрывают их от холода .Корни располагаются в верхнем слое почвы, не глубже 30 см.Цветы в тундре крупные, яркие, с сильным запахом для привлечения насекомых- опылителей. Листья маленькие, с опушением, или кожистые для меньшего испарения.

Музыкальная пауза.

8.Животные тундры.

Животные тундры имеют густую шерсть, толстый слой жира или пушистое оперение. Почему?

Уч-к: Это спасает животных от морозов и ветров. Помогает пережить суровую зиму.

Почти все животные осенью линяют, надевая к зиме белые пушистые шубки. Для чего животным нужна смена меха?

Уч-к: хищникам незаметно подкрадываться, а растительноядным – скрываться от них.

Слайд «северный олень». Северный олень- это растительноядное  животное. Питается лишайником - ягелем. Чтобы насытиться, северный олень проходит большие расстояния. Он не выедает весь ягель до корней, а съедает только часть верхушки ягеля и идёт дальше. И вернётся на это  место лет через 10-15. Таким образом сохраняется этот вид растительного мира тундры. Копыта у оленя широкие, раздвоенные. Он не проваливается в снегу и в болотистой местности. Зимой копытами разрывает снег и достаёт ягель. Рога у оленя ветвистые ,покрыты нежным пушком. Зимой олени мигрируют к югу, а с приходом весны уходят ближе к морю, где дуют ветры, которые помогают оленям спасаться от туч комаров, мошки, оводов, слепней.

Все эти кровососущие насекомые  называются в тундре гнусом.

Живут олени большими стадами. Почему?

Уч-к: Легче бороться с хищниками.

Легче спасаться от сильного ветра и от лютых морозов.

За стадами оленей неотступно следуют полярные волки.(слайд «полярный волк»).Они убивают больных и слабых  животных. Происходит естественный отбор.

Песцы и полярные совы тоже следуют рядом, доедают остатки волчьей трапезы. (Слайд «Песцы и полярные совы»)

Но основной пищей песцов и полярных сов являются маленькие грызуны – лемминги. Охотятся на леммингов и волки, и горностаи. Лемминги-  маленькие грызуны, живущие в верхнем слое почвы в норках летом, а зимой делают ходы в снегу. Лемминги питаются растительной пищей. (Слайд «Лемминги»). Есть и другие растительноядные животные. Это полярные куропатки и зайцы – беляки.

9.Пищевые цепочки.

Составить пищевые цепочки:

Растение – (лемминги, песцы)

Ягель – (олень, волк)

Растение – (полярная куропатка, полярная сова)

10.Птицы.

Весной в тундру на болота и озёра прилетают водоплавающие птицы: белые лебеди, серые гуси, утки, гагары. А также журавли,  жаворонки,  пуночки – полярные воробьи. Корма хватает всем: ягоды, насекомые; в морях, озёрах, реках полно рыбы. (Слайды птиц.)

Работа с учебником. (стр. 121-122)

11.Занятия людей в тундре.

Жители тундры – коми, ненцы, нанайцы, якуты, чукчи, ханты, манси.

Чем они занимаются?

Уч-к: Охотой, оленеводством, рыболовством.

В ХХ-м веке в тундре стали разрабатываться месторождения каменного угля, нефти, газа, цветных металлов, апатитов, торфа. (работа с картой: показать на карте месторождения полезных ископаемых). Рядом стали строить поселки, города, прокладывать шоссейные и железные дороги. Вокруг этих городов тундра уже безвозвратно утеряна. От деятельности человека заражается воздух, отравляется почва, вода, исчезают растения и животный мир.

В тундре мало дорог. Местные жители используют для передвижения оленьи и собачьи упряжки с нартами. До многих мест можно добраться только на вертолетах и самолетах. Кроме оленьих упряжек люди стали использовать вездеходы, которые уничтожают верхний слой почвы.

Десятки, а иногда сотня лет нужны для восстановления природы после гусениц вездехода. Почему?

Уч-к: растения в тундре растут медленно.

Что делают люди для сохранения природы в тундре?

Уч-к (разные предположения детей)

Созданы заповедники на Кольском полуострове, на полуострове Таймыр. Что такое заповедник?

Уч-к (ответы детей).

12.Итог урока.

Люди должны помнить, что природа суровой тундры очень ранима и бережно вести свою хозяйственную деятельность.

13. Домашнее задание.

Учебник, стр. 117-126, тетрадь , стр. 46, №11, стр.47, №13.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Тундра", 4 класс.

Урок по окружающему миру , 4 класс, тема "Тундра"...

конспект урока по окружающему миру "Ранимая тундра" 4 класс, УМК "Гармония"

Конспект урока по окружающему миру с презентацией.  Тема"Ранимая тундра" Автор учебника О.Т. Поглазава4 класс...

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России Тундра." 4 класс

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России Тундра." 4 класс разработан по учебнику Плешакова А.А. Цели: формировать представление о природной зоне тундраЗадачи: познакомить с геогр...

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Зона тундры»

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Зона тундры»...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Тундра", 4 класс

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. Тема: "Тундра"...

Конспект урока по окружающему миру "Ранимая тундра" с презентацией (4 класс)

Тема: Ранимая тундра. Цель урока:- сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в тундре;- рассмотреть экологические проблемы, возникающие по вин...