Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Тундра» к УМК А.А. Плешакова, Е.А.Крючковой («Школа России»).
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Чудайкина Анастасия Викторовна

Конспект урока с использованием активных методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chudaukinaav_konspect.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Факультет коррекционной педагогики ОП «Мой университет» - www.moi-sat.ru

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Тундра» 

с использованием активных методов обучения

к УМК А.А. Плешакова, Е.А.Крючковой («Школа России»).

Краткое описание урока: учащиеся приветствуют друг друга. В классе доброжелательная атмосфера. Учащиеся повторяют изученный материал, работая в парах, а затем внимательно выслушивают и дополняют  друг друга. Самостоятельно определяют тему и задачи урока. Изучение нового материала происходит по средствам АМО «Инфо-угадайка». Новый материал представлен в наглядном и структурированном виде. Во время физкультминутки происходит расслабление и первичное закрепление нового материала. На этапе подведение итогов и рефлексии учащиеся заполняют таблицы, которые помогают учителю увидеть общее настроение класса, уровень усвоения нового материала.

Цели: формирование представления о природной зоне тундре.

Задачи:

  • познакомить  с географическим положением, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека;
  • коррекция и развитие навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства; развитие слухового восприятия.
  • воспитывать мотивацию к учению, прививать любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде.

Формируемые УУД:

Познавательные: выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекать нужную информацию.

Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Регулятивные: формулировать учебные задачи, оценивать качество и уровень усвоения материала.

Личностные: положительно относиться к учению, к познавательной деятельности.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки с текстами для работы в парах, ватман, цветные маркеры, карта природных зон, карточка с ребусом, гербарий, карточки для рефлексии.

ХОД УРОКА

  1. Начало образовательного мероприятия.

1. Организационный момент.

Метод организации начала урока.

Этап урока: организационный момент.

Время проведения: 3 минуты.

Название метода: «Мы одна семья».

Цель: активизация внимания учащихся, воспитания доброжелательности. Положительный настрой на урок.

Технология проведения: учитель с детьми проговаривают слова и выполняют соответствующие действие.

Здравствуй, друг, который справа

Здравствуй, друг, который слева

Мы одна семья!     /учащиеся поворачиваются друг к другу и приветствуют/

Улыбнись тому, кто справа

Улыбнись тому, кто слева

Мы одна семья!      /учащиеся улыбаются друг друг/

Обними того, кто слева

Обними того, кто справа

Мы одна семья!        /учащиеся обнимают друг друга/

    2.  Актуализация опорных знаний. (7 минут)

Работа в парах  /учащиеся в паре договариваются о том, кто вписывает пропущенные слова, а кто зачитывает текст/.  

Выступление каждой пары, учащиеся комментируют и дополняют.

Карточка 1.

     Вставьте пропущенные слова.

     Арктика — это район Земли, примыкающий к ___________________. Это огромное  пространство ___________________океана. Острова, которые относятся к этой зоне:__________________________________________________

/Северному полюсу; Северного Ледовитого; Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля/.

Карточка 2.

    Вставьте пропущенные слова.

    Солнце направляет на зону Арктики _________лучи. Зимой в Арктике _____________. Дуют ________, бушует _________. Температура опускается до ___________градусов. Летом в Арктике ______________.

/Косые; полярная ночь; ветры, пурга; -60; полярный день/.

Карточка 3.

    Вставьте пропущенные слова.

     На островах прямо на голых камнях встречаются ____________. Также приспособились к жизни на камнях__________ и ________________________. В толще воды, не покрытой __________, большое количество  _________________.

/Лишайники; мхи, полярные маки; льдом, водорослей/.

Карточка 4.

      Животных арктической зоны кормит __________. Морскими водорослями питаются ___________, а ими__________. На скалистых берегах собираются _____, __________ и _________. Все звери — прекрасные пловцы. От холода их защищает ____________. На тюленей охотятся _______________.

/ Море; рачки, рыбы; чайки, кайры, гагарки; слой жира; белые медведи/.

    3. Самоопределение к деятельности. (5 минут)

Новая природная зона приглашает нас-

Снова в экспедицию отправляется класс.

А чтобы тему урока узнать,

Ребус нам надо разгадать.

/Учащиеся в парах разгадывают ребус «тундра».

 Формулируют тему и цели урока/

       II. Работа над новой темой.

1. Этап урока: представление нового материала.

    Время проведения: 15 минут.

    Название метода:  «Инфо-угадайка».

    Цель: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

    Необходимые материалы: лист ватмана, цветные фломастеры.

  Технология проведения: учитель в центре листа ватмана пишет тему сообщения «Тундра». Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. В первом секторе учитель вписывает «Расположение на карте».  Обучающиеся делают предположения о том, что можно рассказать о тундре по карте. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела.

 1.Расположение на карте. Тундра протянулась с запад на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия.

   Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

2. Климат. Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето короткое и холодное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой  свирепствует пурга. Ветер разбирает снежинки на мелки иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом замёрзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота.

3. Животный мир. Животный мир в тундре очень своеобразен и отличается некоторыми особенностями от животных Крайнего Севера. Густая шерсть зверей, пушистое оперение птиц спасает их от сильных морозов. Светлая окраска зимой делает их незаметными на снегу. Все животные тундры малотребовательны к пище. Летом в тундре бесчисленное множество насекомых: комаров, мошек. Постоянно живут в тундре куропатка, белая сова, лемминги, песцы, дикий северный олень, волки.

4. Растительный мир. В тундре растут мох ягель, морошка, голубика,   брусника, карликовая береза, карликовая ива. Все растения низкорослые. Мох ягель — пища северных оленей растёт на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Клюква — стелющийся кустарничек, имеет короткие корни, небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов. /Показ гербарного материала/.

5. Основные занятия людей. Основное занятие коренного населения тундры — оленеводство. Ведётся добыча полезных ископаемых — нефти и газа.

6. Экологические проблемы. Разрушается поверхность почвы гусеницами тракторов и вездеходов, гибнут растения. Местность загрязняется нефтью во время её добычи. Незаконная охота — браконьерство. Оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места.

7. Охрана природы. Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные — белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет.
   
Примечание: таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются. 

2.Этап урока: физкульт минутка.

   Время проведения: 3 минуты.

   Название метода: «Оловянные солдатики и тряпичные куколки».

   Цель: повысить уровень энергии в классе, закрепить материал.

   Технология проведения: учитель называет утверждение. Если оно относится к тундре, то учащиеся напрягают своё тело, как оловянные солдатики, если не относится, то у расслабляют своё тело, как тряпичные куколки.

         Утверждения:

  • Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей. /оловянный солдатик/
  • Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето. /оловянный солдатик/
  • В тундре нет коренного населения. /тряпичная куколка/
  • Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, кречета, стерха, тундрового лебедя. /оловянный солдатик/
  • Растения тундры высоко тянутся к солнцу. /тряпичная куколка/
  • В тундре добывают нефть и природный газ. /оловянный солдатик/

3.  Выполнение заданий в рабочей тетради  ( 5 минут).

     Учащиеся выполняют задание 4 на стр. 44 в рабочих тетрадях, определяют какие экологические проблемы отражают знаки и подписывают их. После предлагают  меры охраны природы, которые могут помочь в решении этих проблем.

4. Работа с СD /просмотр презентации/ (3 минуты).

IП. Завершение образовательного мероприятия.

1. Этап урока: подведение итогов урока, рефлексия.

Время проведения: 5 минут.

Название метода: «Плюс-минус-интересно».

Происхождение метода: автор Эдвард де Боно, 1968.

Цель: подведение итогов урока.

Необходимые материалы: карточки с таблицами.

Технология проведения: учащимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. 

Домашнее задание.

   1.  Прочитать текст на с.84-93 учебника

   2.  Выполнить задания 2, 3, 7 на стр. 43, 45, 46 рабочей тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 4кл. ПНШ тема "Тундра"

конспект урока окружающего мира в 4 классе...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Что такое почва?" (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: Что такое почва?Цели деятельности учителя: формирование представлений о том, что такое «почва»; выявление состава почвы.Планируемые результаты...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома, Плёс» Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, кото...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Золотое кольцо России. Иваново, Суздаль, Владимир» Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые вх...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Наши ближайшие соседи" (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Наши ближайшие соседи» Цели деятельности учителя: формирование представлений о странах, которые являются нашими ближайшими соседями....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "На севере Европы" (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Наши ближайшие соседи»Цели деятельности учителя: формирование представлений о странах, которые являются нашими ближайшими соседями....

Конспект урока по окружающему миру 4 класс на тему "Славные символы России" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование представления о государственных символах.Планируемые результатыПредметные:-знать историю появления государственных символов.-уметь различать государс...