конспект урока по окружающему миру "Ранимая тундра" 4 класс, УМК "Гармония"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Конспект урока по окружающему миру с презентацией. Тема"Ранимая тундра" Автор учебника О.Т. Поглазава
4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_okruzhayushchemu_miru.ppt | 2.6 МБ |
okruzhayushchiy_mir.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Тема: Ранимая Тундра.
Цель урока:
- сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях;
- продолжить развитие умения читать карту, выявлять связи в природе;
- развитие внимательности, наблюдательности, логического мышления;
- воспитывать любовь к родной природе, познавательный интерес.
Оборудование: карта «Природные зоны России»; гербарий; презентация «Ранимая тундра».
Доска: карта «Природные зоны»; рисунки учащихся.
Ход урока
- Организационный момент.
Представьте, что если бы сотне художников, живущим в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились бы совсем разные картины. На одной мы увидели бы суровую тундру, на другой – пышный лес, а на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся: сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое!
Как вы думаете, почему у художников получились бы такие разные, непохожие друг на друга, портреты России? (Ответы детей)
- Проверка домашнего задания:
С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке? Вы нарисовали много рисунков, как вы представляете себе зону арктических пустынь. Может кто-то желает прокомментировать свой рисунок? (Ответы детей)
1. Фронтальный опрос.
- Каково географическое положение Арктики? Покажите на карте.
- Каковы климатические особенности в данной природной зоне?
- Что такое полярный день? Полярная ночь?
- Какие необычные явления можно наблюдать в зоне арктических пустынь?
- Какая растительность в Арктики? Почему она такая скудная?
- Какие животные обитают в Арктики? Как они приспособились к суровым условиям?
2. Графический диктант.
Если высказывание верно, учащиеся ставят знак «+», если высказывание неверно, то знак «-».
- Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана.
- Территория Арктики не имеет коренного населения.
- В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.
- В ледяной зоне растут кедры, пихты, ели.
- В Арктике обитают тюлени, моржи, белые медведи.
- Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.
- Большое скопление птиц на скалах называют «птичьими рынками».
Ответы: -; -; +; -; +; +; -.
- Сообщение темы урока (презентация):
- Новая природная зона приглашает нас —
И опять в экспедицию отправляется класс. (слайд 2)
- Посмотрите на экран. Нам надо решить кроссворд, прочитать ключевое слово, и тогда мы узнаем тему сегодняшнего урока. (слайд 3)
Вопросы:
- Короткое название зоны арктических пустынь. (Арктика)
- Птица с необычным клювом. (тупик)
- Название острова, на котором расположен арктический заповедник. (Врангеля)
- Арктика – царство снега и … (льда)
- Растение, живущее в толще воды. (водоросли)
- Вид рыбы, обитающей в северных морях. (палтус)
- Итак, что это за зона?
IV. Изучение нового материала:
Слово «Тундра» пришло к нам из финского языка, что обозначает «безлесая равнина».
- Природные условия зоны тундры.
- Найдите и покажите ее границы сначала на карте природных зон друг другу
тупым кончиком карандаша или ручки в учебнике (стр.32). Затем – на настенной карте.
- Вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров в длину и
сотни километров в ширину тянется безлесная полоса тундры. (слайд 4)
Уже в сентябре здесь начинается зима: падает снег, крепчают морозы. Озера покрываются льдом. Дуют сильные ветры. Солнце низко стоит на горизонте. Его лучи плохо согревают землю. (слайд 5)
К середине зимы солнце уже совсем не показывается на горизонте. Наступает длинная полярная ночь. Неделями бушуют вьюги. Сильные морозы сковывают природу. Мелкие реки промерзают до дна. Нередко термометр показывает 40, 50, а то и 60 градусов ниже нуля. (слайд 6)
Наконец выплывает тусклое солнце, лучи которого даже к июлю не способны растопить снег. (слайд 7)
Оживает тундра только летом – зеленеет, оглашается птичьими голосами. Стая за стаей прилетают сюда гуси, утки, лебеди. Начинается короткое и прохладное лето. Круглые сутки солнце светит и не заходит за линию горизонта. Стоит полярный день. (слайд 8)
За это время оттаивает только верхний слой земли, а глубже остается многолетняя мерзлота. Многолетняя мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину. А с поверхности вода испаряется медленно из-за низкой температуры. Поэтому в тундре много болот и озёр, а почва влажная. (слайд 9)
Лето в тундре очень холодное и прохладное. (слайд 10)
- Давайте дадим характеристику этой зоны. (Ответы детей: Природные условия суровы: короткое прохладное лето, многолетняя мерзлота, длинная морозная зима, глубокие снега и т.д.) (слайд 11)
К жизни в суровых условиях приспособились немногие растения и животные.
- Подумайте, богаче или беднее будет растительный мир в тундре, чем в Арктике. Какова же растительность в тундре, если само слово «тундра» в переводе означает «безлесье»? (Ответы детей)
2. Что растет в тундре.
- Очень красива тундра весной. Быстро, словно по взмаху волшебной палочки всё оживает. Многие растения торопятся зацвести, образовать плоды и семена. Ведь через три месяца снег снова укроет землю. (слайд 12)
- Суровые условия оказывают влияние на растения и животных тундры. Растения обычно низкорослые и с мелкими листьями, многие растения растут группами и стелются по земле. Это защищает их от вымерзания зимой, сильных ветров, помогает летом получить больше тепла для роста. Корни почти всех растений находятся в верхнем слое почвы. (слайд 13, 14)
К таким растениям относятся карликовая береза и полярная ива, морошка, брусника, голубика, клюква, черника, водяника. Заболоченные места заняты мхами, пушицей, более сухие – лишайниками, среди которых самым распространенным и очень ценным является ягель – основной корм оленей. (слайд15-26) (Показ гербария)
- Давайте дадим характеристику растениям тундры. (Ответы детей: карликовые
формы растений; их мелкие листья часто свернуты, одеты волосяным покровом, имеют восковой налет; растения стелятся по земле, образуя подушки; корни расположены близко к поверхности; многие растения в цветущем состоянии переносят заморозки; яркая окраска цветов, привлекает насекомых; растения многолетние.) (слайд 27)
Задание на дом.
Учебник стр. 40-42. Нарисовать рисунок «Как вы себе представляете тундру».
Итог урока.
- С какой природной зоной мы сегодня познакомились?
- Продолжите фразу: Тундра это - …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"
Тип урока: открытие нового знанияЦели: - познакомить учащихся с млекопитающими животными; - показат...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна
Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)
Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличительные признаки. Эти признаки помогают распознавать деревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...
Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.
Конспект урока по окружающему миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...
План-конспект урока к окружающему миру 1 класс. Тема: " Где живут белые медведи? 4 урок в разделе: «Где и когда?»".
План -конспект написан для 1 класса, по авторской программе А. А. Плешакова в соответствии программы "Школа России".Урок разработан на основе требований ФГОС. В конспекте расписаны все УУД.На ур...
Конспект урока по окружающему миру 3 класса. Тема урока: Пернатые изобретатели.
Почему птиц назвали пернатыми изобретателями? Птицы бывают: водоплавающими; хищными; бегающими, которые не умеют летать, но умеют очень быстро бегать. Есть птицы, которые ведут ночной образ жизни, а д...