Конспект урока по окружающему миру "Ранимая тундра" с презентацией (4 класс)
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Чепрасова Светлана Викторовна

Тема: Ранимая тундра.

 

Цель урока:

- сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в тундре;

- рассмотреть экологические проблемы, возникающие по вине человека;

- продолжить развитие умения читать карту, выявлять связи в природе;

- развитие внимательности, наблюдательности, логического мышления;

- воспитывать любовь к родной природе, познавательный интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ranimaya_tundra.docx40.44 КБ
Office presentation icon ranimaya_tundra_1.ppt2.6 МБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР – 4 класс

Тема: Ранимая тундра.

Цель урока:

- сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в тундре;

- рассмотреть экологические проблемы, возникающие по вине человека;

- продолжить развитие умения читать карту, выявлять связи в природе;

- развитие внимательности, наблюдательности, логического мышления;

- воспитывать любовь к родной природе, познавательный интерес.

Оборудование: карта «Природные зоны России»; гербарий; презентация «Ранимая тундра», фрагментвидеофильма «Удивительное путешествие в тундру».

Доска: карта «Природные зоны»;  рисунки учащихся.

1 урок.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Представьте, что если бы сотне художников, живущим в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились бы совсем разные картины. На одной мы увидели бы суровую тундру, на другой – пышный лес, а на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся: сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое!

Как вы думаете, почему у художников получились бы такие разные, непохожие друг на друга, портреты России?(Ответы детей)

  1. Проверка домашнего задания:

С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке? Вы нарисовали много рисунков, как вы представляете себе зону арктических пустынь. Может кто-то желает прокомментировать свой рисунок?(Ответы детей)

1. Фронтальный опрос.

- Каково географическое положение Арктики? Покажите на карте.

- Каковы климатические особенности в данной природной зоне?

- Что такое полярный день? Полярная ночь?

- Какие необычные явления можно наблюдать в зоне арктических пустынь?

- Какая растительность в Арктики? Почему она такая скудная?

- Какие животные обитают в Арктики? Как они приспособились к суровым условиям?

2. Графический диктант.

Если высказывание верно, учащиеся ставят знак «+», если высказывание неверно, то знак «-».

  1. Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана.
  2. Территория Арктики не имеет коренного населения.
  3. В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.
  4. В ледяной зоне растут кедры, пихты, ели.
  5. В Арктике обитают тюлени, моржи, белые медведи.
  6. Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.
  7. Большое скопление птиц на скалах называют «птичьими рынками».

Ответы: -; -; +; -; +; +; -.

  1. Сообщение темы урока (презентация):

-Новая природная зона приглашает нас —

И опять в экспедицию отправляется класс.(слайд 2)

- Посмотрите на экран. Нам надо решить кроссворд, прочитать ключевое слово, и тогда мы узнаем тему сегодняшнего урока.(слайд 3)

Вопросы:

  1. Короткое название зоны арктических пустынь. (Арктика)
  2. Птица с необычным клювом.(тупик)
  3. Название острова, на котором расположен арктический заповедник. (Врангеля)
  4. Арктика – царство снега и … (льда)
  5. Растение, живущее в толще воды.(водоросли)
  6. Вид рыбы, обитающей в северных морях.(палтус)

- Итак, что это за зона?

IV. Изучение нового материала:

Слово «Тундра» пришло к нам из финского языка, что обозначает «безлесая равнина».

  1. Природные условия зоны тундры.

- Найдите и покажите ее границы сначала на карте природных зон друг другу

тупым кончиком карандаша или ручки в учебнике (стр.32). Затем – на настенной карте.

- Вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров в длину и

сотни километров в ширину тянется безлесная полоса тундры.(слайд 4)

Уже в сентябре здесь начинается зима: падает снег, крепчают морозы. Озера покрываются льдом. Дуют сильные ветры. Солнце низко стоит на горизонте. Его лучи плохо согревают землю.(слайд 5)

К середине зимы солнце уже совсем не показывается на горизонте. Наступает длинная полярная ночь. Неделями бушуют вьюги. Сильные морозы сковывают природу. Мелкие реки промерзают до дна. Нередко термометр показывает 40, 50, а то и 60 градусов ниже нуля.(слайд 6)

Наконец выплывает тусклое солнце, лучи которого даже к июлю не способны растопить снег.(слайд 7)

Оживает тундра только летом – зеленеет, оглашается птичьими голосами. Стая за стаей прилетают сюда гуси, утки, лебеди. Начинается короткое и прохладное лето. Круглые сутки солнце светит и не заходит за линию горизонта. Стоит полярный день.(слайд 8)

За это время оттаивает только верхний слой земли, а глубже остается многолетняя мерзлота. Многолетняя мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину. А с поверхности вода испаряется медленно из-за низкой температуры. Поэтому в тундре много болот и озёр, а почва влажная.(слайд 9)

Лето в тундре очень холодное и прохладное.(слайд 10)

- Давайте дадим характеристику этой зоны. (Ответы детей:Природные условия суровы: короткое прохладное лето, многолетняя мерзлота, длинная морозная зима, глубокие снега и т.д.)(слайд 11)

К жизни в суровых условиях приспособились немногие растения и животные.

- Подумайте, богаче или беднее будет растительный мир в тундре, чем в Арктике. Какова же растительность в тундре, если само слово «тундра» в переводе означает «безлесье»? (Ответы детей)

2. Что растет в тундре.

- Очень красива тундра весной. Быстро, словно по  взмаху волшебной палочки всё оживает. Многие растения торопятся зацвести, образовать плоды и семена. Ведь через три месяца снег снова укроет землю.(слайд 12)

- Суровые условия оказывают влияние на растения и животных тундры. Растения обычно низкорослые и с мелкими листьями, многие растения растут группами и стелются по земле. Это защищает их от вымерзания зимой, сильных ветров, помогает летом получить больше тепла для роста. Корни почти всех растений находятся в верхнем слое почвы.(слайд 13, 14)

К таким растениям относятся карликовая береза и полярная ива, морошка, брусника, голубика, клюква, черника, водяника. Заболоченные места заняты мхами, пушицей, более сухие – лишайниками, среди которых самым распространенным и очень ценным является ягель – основной корм оленей.(слайд15-26)(Показ гербария)

- Давайте дадим характеристику растениям тундры. (Ответы детей: карликовые

формы растений;их мелкие листья часто свернуты, одеты волосяным покровом, имеют восковой  налет;растения стелятся по земле, образуя подушки; корни расположены близко к поверхности;многие растения  в цветущем состоянии переносят   заморозки;яркая окраска цветов, привлекает насекомых;растения многолетние.)(слайд 27)

3. Какие животные обитают в тундре.

- Животный мир в тундре очень своеобразен и отличается некоторыми особенностями от животных Крайнего Севера. Густая шерсть зверей, пушистое оперение птиц спасает их от сильных морозов. Светлая окраска зимой делает их незаметными на снегу. Все животные тундры малотребовательны к пище.(слайд 28)

 Летом в тундре бесчисленное множество насекомых: комаров, мошек.Там, где имеются большие стада оленей много слепней и оводов.(слайд 29)

Они тучами носятся в воздухе. Это настоящее бедствие для людей и крупных животных. Невозможно работать без накомарника – специальных сеток, одеваемых на лицо для защиты от комаров и мошек.(слайд 30)

Птицы спешат за короткое лето вырастить своих птенцов. Вскоре они полетят в теплые края. На зиму здесь остаются только те птицы, которые могут в морозы найти пищу. Это белые совы и белые куропатки.(слайд 31-33)

Работа с учебником:

- Прочитайте статью в учебнике на стр. 44-45. Используя текст назовите птиц, которые прилетают в тундру весной.

Но в тундре есть еще и постоянные ее обитатели. Как же они приспособились к жизни в условиях долгой суровой зимы?

Много в тундре леммингов – небольших зверьков, за ними охотятся песцы и полярные совы. Живут они строго по режиму: 1 час кормятся, 2 часа спят. И так на протяжении суток.(слайд 34)

Из крупных животных в тундре живет северный олень. Олень – неприхотливое животное, круглый год питается в тундре. Широкие копыта позволяют ему бегать по снегу и болотам, не проваливаясь. Ими же он разгребает снег, чтобы достать из-под него корм. На зиму у оленя отрастает теплый подшерсток, который оберегает его от морозов и сильных ветров. К зиме олени начинают перекочевывать в более южные районы, туда, где пастбища богаче травой и ягелем. За ними следуют волки, а за волками – песцы и совы.(слайд 35)

Волки охотятся на оленей, а песцы подбирают остатки их добычи. Для песцов и сов очень важно, что олени своими широкими копытами разгребают снег, обнажая растения и норки леммингов. Летят за оленьими стадами и куропатки – они также находят корм на обнаженных от снега местах. Летом олени откочевывают на север, к морскому побережью, где меньше гнуса – мелких летающих насекомых. За ними следуют и другие животные.(слайд 36)

- Давайте проведем сравнение двух животных – лисы и песца, которого также называют полярной лисицей. Посмотрите внимательно, чем отличается их строение. (Ответы детей)(слайд 37)

- Молодцы! Действительно песец отличается от всех остальных лисиц короткой мордой, короткими круглыми ушами и короткими ногами, подошвы которых покрыты шерстью, что облегчает полярной лисице ходьбу по гладкому льду и насту.

- В тундре обитает и много других животных, таких как заяц-беляк, горностай. Многие из животных тундры занесены в «Красную книгу».(слайд 38-44)

- Давайте дадим характеристику животным тундры.(Ответы детей:Белая окраска

меха зверей и оперенья птиц зимой, лишь на короткое время – летом – сменяется на пёструю; накопление слоя подкожного жира; густой мех у зверей, тёплый пух - у птиц; утепление конечностей на зиму: у песцов –тёплые стельки, у птиц опушение ног; зимняя спячка; сезонные миграции и кочевники (осенью покидают  тундру).)(слайд 45)

V. Задание на дом.

Учебник стр. 40-42. Нарисовать рисунок «Как вы себе представляете тундру».

VI. Итог урока.

- С какой природной зоной мы сегодня познакомились?

- Продолжите фразу: Тундра это - …

2 урок.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сегодня мы продолжаем знакомиться с тундрой. На прошлом уроке мы узнали, что природные условия тундры похожи на природные условия Арктики, но менее суровы.Познакомились с растительным миром этой природной зоны, узнали какие животные там обитают.

  1. Проверка домашнего задания:

Вы опять нарисовали много рисунков, но уже по другой природной зоне –тундре. Может кто-то желает прокомментировать свой рисунок? (Ответы детей)

1. Фронтальный опрос.

- Каково географическое положение тундры? Покажите на карте.

- Каковы климатические особенности в данной природной зоне?

- Почему тундра так называется?

- Какая растительность в тундре? Почему она такая?

- Какие животные обитают в тундре? Как они приспособились к суровым условиям?

2. Работа в тетрадях:

- Сейчас мы с вами проведем сравнение климатических условий в Арктике и тундре.

- Откройте тетради на странице 45, задание 8. Соедините стрелками причины  и следствия природных явлений.

3. Работа с презентацией.

-  Посмотрите на экран и подумайте, какая картинка здесь лишняя.

1. Что не растет в тундре? (Карликовая берёза, морошка, пушица, дуб).(слайд 46)

2. Кто не живет в тундре? (Лемминг, песец, белая куропатка, тушканчик).(слайд 47)

- Посмотрите на схемы цепей питания, которые сложились в тундре и попробуйте восстановить их. (Ответы детей:Белая сова, северный олень)(слайд 48)

  1. Изучение нового материала:

- Мы вспомнили с вами климатические особенности тундры, какова ее растительность и живущих тамживотных. Сегодня мы поговорим о том, чем занимаются люди в тундре.

4. Чем занимаются люди в тундре.

- Занятия населения зависят от особенности природных условий тундры. Огромные пространства, покрытые лишайником, травами и низкорослыми кустарниками, служат хорошими пастбищами для оленей. Поэтому главное занятие населения – оленеводство. Пастухи-оленеводы остаются на одном месте до тех пор, пока вблизи имеется корм для животных. Когда олени съедают весь корм, их перегоняют на другое место, где его больше.(слайд 49)

Плотность населения  в тундре  невелика: меньше1 человека на 1 кв. км.  Здесь живут ханты, манси, эскимосы, эвенки, саами, ненцы, якуты, чукчи и др. (слайд 50)

Олень приносит человеку большую пользу. Зимой и летом люди ездят на оленях, используют в пищу их жирное молоко и вкусное мясо. Из оленьих шкур изготовляют теплую одежду и обувь.(слайд 51)

Упряжка из 3-4 оленей, идущих рысью с нартами, с грузом 200-300 кг, в которые их запрягают и зимой и летом, свободно проходит по северному бездорожью 40-60 км в день.(слайд 52)

Также распространено ездовое собаководство. Собаки помогают людям передвигаться по просторам тундры.(слайд 53)

Наличие в тундре большого количества пушного и морского зверя, в море и реках – рыбы позволяет населению заниматься охотой и рыболовством.

В тундре найдены богатые месторождения полезных ископаемых – нефть, уголь и др. (слайд 54)

На берегах рек и морей построены порты, куда заходят океанские корабли. Они привозят продукты питания, одежду и обувь для населения, а для заводов и рудников – машины и оборудование.(слайд 55)

С развитием промышленности в тундре возникли города, рабочие поселки. Самый большой и красивый город – Норильск. Несмотря на то, что город построен на многолетней мерзлоте, он с каждым годом растет и хорошеет. Ежегодно здесь появляются новые высокие дома.

Благодаря развитию современной техники, трудности на пути освоения Заполярья перестали быть непреодолимыми.И люди устремились в эти края. Построили посёлки, города,проложили дороги, протянули линии электропередачи.(слайд 56)

Как это отразилось на природе тундры? (слайд 57)

  • Отходы промышленных предприятий загрязнили воздух, воду, почву.
  • Местность загрязняется нефтью во время её добычи.
  • Замусоривание (в тундре мусор нельзя закопать в землю, вечная мерзлота выталкивает его на поверхность).
  • Разрушение растительного покрова  тундры современными транспортными средствами (след от вездехода или трактора не зарастает несколько лет).
  • Из-за бесконтрольной охоты некоторые животные стали редкими.
  • На численность обитателей тундры влияет фактор беспокойства животных. (нефтепроводы, газопроводы)
  • Оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места, на восстановление пастбища нужно 15 лет!

Тундра очень ранима.

При освоении Севера человеком растительность тундры страдает более всего. Казалось бы, какая беда в том, что по тундре прошел вездеход… Но разрушен растительный покров, для восстановления которого потребуется несколько десятков лет. За это время мерзлотный слой оттаивает на большую глубину, и на месте следа вездехода образуется болото. А это приведет к уменьшению численности животных.(слайд 58)

V. Закрепление материала.

Работа в группах:

- А теперь у себя на листочках запишите, какие меры надо принять для предотвращения экологической катастрофы. Как спасти природу тундры?

(Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжёлую технику, бережно относится к природным богатствам, ограничить отлов рыбы и охоту и т.д.)

VI. Задание на дом.

Учебник стр. 43-48. В тетради

VIII. Итог урока.

- Вот и закончилось наше путешествие по тундре.

- Давайте ещё раз вспомним, что же такое тундра. Продолжите фразу: Тундра это - …

- Мы узнали, что тундра очень ранима, что же  нужно сделать чтобы сберечь её?

Человек – это часть природы. Нанося вред природе, человек в первую очередь наносит вред себе. Давайте беречь природу, беречь Землю на которой родились и живём.

И в заключении мы посмотрим фрагмент из фильма «Удивительное путешествие в тундру», о местном населении тундры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ранимая тундра

Слайд 2

Новая природная зона приглашает нас — И опять в экспедицию отправляется класс.

Слайд 3

1 А р к т и к а 2 3 4 т у п и к В р а н г е л я л ь д а 5 в о д о р о с л и 6 п а л т у Кроссворд с

Слайд 4

Южнее ледяной зоны, вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток – холодная безлесная равнина.

Слайд 5

Зима в тундре долгая (7-8 месяцев) и очень суровая (мороз до -50  ) 2 месяца длится полярная ночь

Слайд 6

В тундре постоянно дуют очень сильные ветры. Зимой нередко бывает пурга и скорость ветра достигает 30—40 м в секунду. Взметая тучи снега, сбивая с ног людей и переворачивая нарты с оленями, беснуется пурга на бескрайних просторах тундры. Нередко она продолжается 5 - 6 дней. Ветры сдувают снег с возвышенностей в лощины, долины рек и оголившаяся земля сильно промерзает. .

Слайд 7

восход в тундре

Слайд 8

За короткое лето поверхность тундры оттаивает примерно на 50 см в глубину, а ниже ( почти 500 м) лежит слой многолетней мерзлоты, который никогда не оттаивает.

Слайд 9

В тундре много болот и озёр, а почва влажная. Слой многолетней мерзлоты

Слайд 10

Лето очень короткое и прохладное

Слайд 11

Равнина Природные условия Тундры Вечная мерзлота Суровая зима ( t до – 50 0 ) Прохладное короткое лето

Слайд 12

Очень красива тундра весной. Быстро, словно по взмаху волшебной палочки всё оживает. Многие растения торопятся зацвести, образовать плоды и семена. Ведь через три месяца снег снова укроет землю. Очень красива тундра весной. Быстро, словно по взмаху волшебной палочки всё оживает. Многие растения торопятся зацвести, образовать плоды и семена. Ведь через три месяца снег снова укроет землю.

Слайд 13

Как растения приспособились к жизни? мхи, ягель карликовая берёза карликовая ива Какие корни, стебли, листья?

Слайд 14

Лес тундры. Заяцкий остров

Слайд 15

карликовая берёза Карликовая берёза.

Слайд 16

полярная ива Полярная ива.

Слайд 17

В короткие месяцы лета тундра превращается в цветочный и ягодный сад. Она пестрит яркими венчиками лепестков, огоньками светятся бусинки брусники, клюквы, морошки, голубеет сизоватая голубика. Не хватило бы и вдесятеро большего, чем теперь, населения, чтобы успеть собрать и сберечь урожаи съедобных ягод!

Слайд 18

морошка

Слайд 19

брусника

Слайд 20

голубика Голубика.

Слайд 21

клюква

Слайд 22

черника

Слайд 23

водяника

Слайд 24

зелёный мох торфяные мхи Зелёный мох. Торфяные мхи.

Слайд 25

пушица новосиверсия ледяная, арктическая роза Цветы тундры скромны и не избалованы солнцем, долго и терпеливо ждут короткого лета, чтобы распуститься всего на 1-2 месяца.

Слайд 26

ягель- олений мох

Слайд 27

Как приспособлены растения в тундре : карликовые формы растений; их мелкие листья часто свернуты, одеты волосяным покровом, имеют восковой налет; растения стелятся по земле, образуя подушки; корни расположены близко к поверхности; многие растения в цветущем состоянии переносят заморозки; яркая окраска цветов, привлекает насекомых; растения многолетние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру "Материки и океаны" 2 класс

Урок по окружающему миру «Материки и океаны» относится к уроку, составленному в рамках программы «Школа 2100». Данный урок содержит проблемный диалог, в ходе которого дети сами выводят тему, цел...

Конспект урока по окружающему миру "Природа - мой дом" 3 класс.

"Природа — наш дом родной"расширить знания о природе;раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значениеприроды в жизни людей и желание беречь иохранять природу;формировать у...

План-конспект урока по окружающему миру и ОБЖ в 1 классе (Программа «Школа России»).

Тема урока: Откуда берется и куда девается мусор?Формирование представления об источниках бытового мусора и способах его утилизации;убедить о необходимости соблюдения чистоты в доме, поселке, на приро...

Конспект урока по окружающему миру "Живое и неживое". 1 класс. УМК Школа 2100.

Конспект открытого урока по окружающему миру "Живое и неживое", 1 класс, школа 2100. Урок соответствует требованиям ФГОС. Учитель создаёт  условия для возникновения у учащихся внутренней потребно...

Конспект урока по окружающему миру "Тундра.Леса России"

Конспект урока по окружающему миру "Тундра.Леса России"...

Конспект урока по окружающему миру "Берегись простуды!" + презентация

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о причинах простудных заболеваний и их признаках; выявление мер предупреждения простудных заболеваний.Планируемые результаты: Предметные:знать причин...