Конспект урока природоведения по теме "Закаливание"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Тютюнова Елена Валерьевна

Урок природоведения  3 класс II вид ( из шести воспитанников четверо имеют диагноз тугоухость II и III степени, двое имплантированных)

Урок совершенствования знаний, умений и навыков по теме «Поздняя осень» и овладения практическими умениями и знаниями по теме  «Охрана и укрепление здоровья человека»                   

Это двенадцатый  урок в цикле уроков по теме «Поздняя осень». На предыдущих уроках дети поочередно познакомились с темами «Приметы поздней осени», «Изменения в жизни растений осенью», «Исчезновение насекомых», «Перелетные птицы и их отлет», «Подготовка к зиме зверей и птиц», «Подготовка домашних животных к зиме», «Подготовка диких животных к зиме», «Труд людей осенью», «Труд людей, связанный с охраной природы в данной местности», узнали об участии детей в труде родителей осенью. Они познакомились с названиями инвентаря, хозяйственных инструментов, сельскохозяйственной техники и их применением. Воспитанники научились определять температуру воздуха с помощью термометра, давать характеристику погоды по плану. На последующих уроках они  познакомятся с приметами зимы и зимними изменениями в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_prirodovedenie.zip571.94 КБ

Предварительный просмотр:

Подробный конспект образовательного мероприятия

Организационная информация

Автор (ФИО)

Тютюнова Елена Валерьевна

Должность

Учитель

Образовательное учреждение

Областное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная)

общеобразовательная  школа-интернат I и II вида»

Предмет

Природоведение

Класс,  профиль класса, количество человек

3 класс, II вид, 6 человек

Продолжительность урока

Урок 45 минут

Методическая информация

Тема урока

Охрана и укрепление здоровья человека.

Автор учебника, по которому ведётся обучение

З.А.Клепинина, М.Ф.Титова Природоведение Учебник для 3-4 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 1 и 2 вида

Классификация урока в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками)

Урок совершенствования знаний, умений и навыков по теме «Поздняя осень» и овладения практическими умениями и знаниями по теме  «Охрана и укрепление здоровья человека»                    

Это двенадцатый  урок в цикле уроков по теме «Поздняя осень». На предыдущих уроках дети поочередно познакомились с темами «Приметы поздней осени», «Изменения в жизни растений осенью», «Исчезновение насекомых», «Перелетные птицы и их отлет», «Подготовка к зиме зверей и птиц», «Подготовка домашних животных к зиме», «Подготовка диких животных к зиме», «Труд людей осенью», «Труд людей, связанный с охраной природы в данной местности», узнали об участии детей в труде родителей осенью. Они познакомились с названиями инвентаря, хозяйственных инструментов, сельскохозяйственной техники и их применением. Воспитанники научились определять температуру воздуха с помощью термометра, давать характеристику погоды по плану. На последующих уроках они  познакомятся с приметами зимы и зимними изменениями в природе.

Цели урока

  • Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках по теме «Поздняя осень», сформировать представления о необходимости охранять и укреплять здоровье;
  • развивать мышление и речь обучающихся, активизировать познавательную деятельность воспитанников, создать условия для выявления и развития творческого потенциала воспитанников;
  • воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью, продолжить формировать культуру межличностного общения воспитанников.

Задачи урока

  1. 1)Проверить и оценить знания воспитанников по теме «Поздняя осень»;

2)Познакомить воспитанников с правилами здорового образа жизни: правила здорового питания; соблюдение режима дня; правила закаливания; необходимость занятий физкультурой;

3)Связать имеющиеся у воспитанников знания по теме «Поздняя осень» в систему;

4)Подготовить воспитанников к восприятию темы «Зима. Зимние изменения в природе».

  1. 1)Продолжить работу по формированию грамматического строя речи, слухового внимания, зрительной памяти слабослышащих воспитанников;

2)Проводить работу по организации диалогов слабослышащими воспитанниками;

3)Развивать координацию речи с движением, ориентировку во времени, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, аналогия).

  1. 1)Формировать навыки здорового образа жизни;

2)Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание помогать одноклассникам;

3) Продолжить работу по формированию навыков взаимопроверки и взаимоконтроля.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия

В процессе данного урока воспитанники актуализируют и закрепят знания по теме «Поздняя осень»,  приобретут знания по теме «Охрана и укрепление здоровья человека», сформируют  навыки взаимопроверки и оценки знаний по изученной теме, закрепят навыки организации и проведения диалога, формирования адекватной самооценки.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Закрепление знаний по теме «Поздняя осень», усвоение и актуализация материала по теме «Охрана и укрепление здоровья человека»

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока

Ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация «Что скажет компьютер», мультфильм «Лунтик и его друзья. Закаливание», индивидуальные карточки с тестовыми заданиями, две корзиночки с надписями «вредные продукты», «полезные продукты», набор продуктов  питания (яблоко, лук, банан, молоко, сок, чипсы, кола, жевательная резинка, лапша быстрого приготовления, сухарики), разрезные картинки с изображением режимных моментов, бейдж с надписью «Маленький учитель», экран для организации слухового восприятия на уроке, ветка дерева с прикрепленными листьями из цветной бумаги разного цвета по числу участников (жёлтые, красные, зелёные), вырезанные из бумаги снежинки (по числу листьев), карточки с названиями правил здоровья


Подробный конспект урока

Этап урока

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО  

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Инициация

3 минуты

«Маленький» учитель

Заимствованный, но адаптированный

Зыкова Т.С., Зыкова М А. Методика предметно-практического обучения в школе глухих

Цель: развитие слухового восприятия, обучение диалогу.

Необходимые материалы: бейдж с надписью «Маленький учитель», экран, с помощью которого исключается зрительное восприятие речи. Площадь экрана должна быть такой, чтобы закрыть лицо говорящего до уровня глаз, поскольку видимое движение лицевых мышц может служить детям своеобразной зрительной «подсказкой».

Технология проведения: «Маленьким учителем» назначается ученик, который организует диалог среди воспитанников класса. «Маленькому» учителю надевается бейдж с надписью «Маленький учитель».

Примечание: «маленьким» учителем рекомендуется назначать более сильного ученика или в качестве поощрения с предварительной подготовкой любого ученика.

Варианты проведения метода: метод может быть использован на любом этапе урока.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычный урок. Поэтому вы должны внимательно слушать, правильно отвечать на вопросы, грамотно говорить и быть активными.

Итак, начинаем наш урок! Что у меня в руке? (Педагог показывает бейдж, который у воспитанников  ассоциируется с проведением АМО «Маленький учитель») Сегодня «маленьким» учителем будет Коля. Коля, выходи к доске, задай ребятам вопросы.

(Коля организует диалог, закрыв лицо экраном.)

Примерный диалог:

- Какое сегодня число?

- Даня, спроси у Гриши, какой сегодня день недели?

-  Гриша, спроси у Владика, какое сейчас время года?

- Владик, спроси у Жоры, какой сейчас урок?

- Жора, спроси у Степы, кто сегодня дежурный?

- Дежурный, отметь погоду в календаре природы?

- Молодец, Коля! Ты прекрасно справился с ролью учителя! Все ребята правильно выполняли твои указания и говорили без ошибок!

Регулятивные,

коммуникативные

Коммуникативная и социальная

Вхождение или погружение в тему

3 минуты

Речевая зарядка

Заимствованный, но адаптированный  «Материалы для речевых зарядок в начальных классах школы для слабослышащих и позднооглохших детей»

Автор: Л.В.Болбат, Т.В.Калашникова, Н.В.Святоха, Т.М.Яншина

Цель: закрепление изученных правил орфоэпии, соблюдение ударения, пауз при чтении стихотворения.

Необходимые материалы: написанное на доске или на карточке стихотворение.

Технология проведения: стихотворение читается сначала учителем, потом воспитанниками хором, затем отдельными обучающимися, которые чаще других допускают ошибки в данном виде работы.

Примечание: желательно связать содержание речевой зарядки с темой урока.

Варианты: в ходе речевой зарядки могут отрабатываться произношение звуков, проводиться работа над голосом, дыханием, изученными правилами орфоэпии и т д

- Ребята, на доске записано стихотворение. Прочитайте его, соблюдая правильное ударение в словах.

Тучи по небу плывут

С каплями-дождинками.

Скоро к нам они придут

С белыми снежинками.

- О каком времени года говорится в четверостишье? (поздняя осень)

Познавательные

Учебно-познавательная,

коммуникативная 

Формирование ожиданий обучающихся

3 минуты

«Листопад»

Авторский

Цель: самостоятельно определить свои ожидания, продемонстрировать их с помощью картинки, узнать ожидания других участников.

Необходимые материалы: ветка дерева с прикрепленными листьями из цветной бумаги разного цвета по числу участников (жёлтые, красные, зелёные).

Предварительная подготовка: в вазе расположить модель дерева с разноцветными листьями.

Технология проведения: Воспитанники, в соответствие со своими ожиданиями устроят листопад – снимут с веток и положат под дерево листки, соответствующие по цвету их предположениям об оценке своих результатов деятельности (Зелёный – «знаю не очень хорошо», жёлтый – «знаю хорошо»,  красный – «знаю отлично»)

- Сегодня последний день осени. И мы с вами заканчиваем изучать большую тему «Осень». Вы знаете приметы осени, приметы поздней осени, как готовятся дикие и домашние животные к зиме, что делают птицы осенью, чем занимаются люди в садах, полях и огородах осенью.

- А теперь каждый из вас подумает, как он знает тему «Осень». Для этого выберете с дерева листок того цвета, который соответствует вашим предположениям о знании темы: (Зелёный – «знаю не очень хорошо», жёлтый – «знаю хорошо»,  красный – «знаю отлично»).

- Листочки положите под дерево, устроим настоящий листопад…

 А теперь проверим ваши знания!

Регулятивные;

Дети прогнозируют конечный результат.

Познавательные: проявление познавательной инициативы.

Социальная

выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий

Информационная

Проработка содержания темы

10 минут

 «Что бывает осенью?»

Авторский

Цель: проверка знаний по изученной теме.

Необходимые материалы: карточки с тестами.

Предварительная подготовка: Распечатать тестовый материал по количеству воспитанников в классе. (Приложение 1)

Технология проведения: тесты выполняются воспитанниками самостоятельно.

- Сейчас вы выполните тестовые задания по всей теме «Осень». На выполнение теста вам отводится 10 минут. Внимательно читайте задания. Правильные ответы подчеркните. В тесте может быть несколько правильных ответов. В некоторых вопросах необходимо самостоятельно записать ответы, в некоторых – соединить стрелками соответствия.

- Итак, вы готовы?

- Время пошло!

Познавательные, регулятивные

Учебно-познавательная

5 минут

 «Что скажет компьютер…»

Авторский

Цель: развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля, умение давать объективную оценку работы товарища. Необходимые материалы: мультимедийный проектор, ноутбук, мультимедийная презентация (Приложение 2), позволяющая проверить правильность выполнения тестовых заданий.

Предварительная подготовка: подготовка презентации. Технология проведения: воспитанники обмениваются работами и, совместно с учителем, с опорой на презентацию, проверяют правильность выполнения тестовых заданий, затем оценивают работы.

Примечание: необходимо сообщить воспитанникам, критерии выставления отметки за тест.

- Ребята, время, отведённое на выполнение теста, закончилось. Приступим к взаимопроверке

- Обменяйтесь работами с соседом по парте.

- Сейчас мы проверим, правильность выполнения заданий. По порядку, вы будете называть мне правильные ответы на вопросы теста: на первый вопрос – Коля, на второй вопрос – Даня, и так далее. Все вместе мы посмотрим, что скажет по этому поводу компьютер.

 - Обнаруженные ошибки исправляйте карандашом. В конце проверки подведём итоги: если ошибок нет – «5»; 1-3 ошибки – «4»; 4–6  ошибок – «3».

- Итак, первый вопрос. (Проверка выполнения тестовых заданий)

- А теперь посчитайте ошибки и выставите отметки.

- Молодцы! Каждый получил заслуженную отметку!

 - Давайте порадуемся вместе с компьютером!!! Поднимите ручки, покричите: «Ура!»

Познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные

Социальная

Фаза 2 «Работа над темой»

Интерактивна я лекция

3 минуты

 «Вредное - полезное»

Авторский

Дидактическая игра «Вредное - полезное»

Цели: учить воспитанников анализировать, сравнивать, дифференцировать предметы по заданным признакам, познакомить обучающихся с основным правилом здорового питания – полезными и вредными продуктами.

Необходимые материалы: для игры «Вредное - полезное» потребуются 2 корзиночки с надписями: «полезные продукты», «вредные продукты» и продукты питания (яблоко, лук, банан, молоко, сок, чипсы, кола, жевательная резинка, лапша быстрого приготовления, сухарики), карточка с названием первого правила здоровья «Здоровое питание».

Предварительная подготовка: оформить корзинки с надписями, подготовить продукты, необходимые для игры.

Технология проведения: воспитанникам предлагается разложить продукты по корзинкам в соответствии с названиями коробок.

Варианты проведения метода: предложенную игру можно использовать при изучении тем: «Живая и неживая природа», «Съедобные и несъедобные грибы», «Дикие и домашние животные» и другие, используя при этом не предметы в натуральную величину, а картинки.

 - Ребята, вы замечали, что люди с наступлением холодной и сырой погоды болеют чаще?

- Чтобы такого не случилось, надо заботиться о своём здоровье: правильно питаться, соблюдать режим дня, проводить закаливающие процедуры. Тогда организм сможет побороть все болезни!

- Сегодня на уроке мы поговорим о правилах здоровья. (На доске появляется карточка «Правила здоровья»)

1. Первое правило – это здоровое питание. (На доске появляется карточка «Здоровое питание»)

- На прилавках магазинов можно встреть разные продукты, некоторые из них очень полезны для детского организма, а некоторые могут навредить.

- Сейчас мы проверим, сможете ли вы отличить «полезные» продукты от «вредных»?!

- Перед вами продукты питания и  две корзинки.  Разложите продукты: в одну корзинку – полезные, в другую – вредные. Объясните свои действия. (Воспитанники по одному выходят и раскладывают продукты по корзинкам)  

Регулятивные, личностные, коммуникативные

 Учебно-познавательная

 Коммуникативная

 Социальная

Интерактивна я лекция

5 минут

«Расставь по порядку»

Заимствованный, но измененный

Дидактическая игра «Расставь по порядку»

Цели: развивать умение строить режим дня, закреплять навык определения времени по часам.

Необходимые материалы: разрезные картинки с режимными моментами, карточка с названием второго правила здоровья «Соблюдение режима дня».

Технология проведения: расставить по порядку картинки с режимными моментами

Примечание: желательно, чтобы на картинках с режимными моментами был изображен циферблат с часами и указано время, с целью повторения темы «Определение времени по часам».

2.   Еще одно правило -  это соблюдение режима дня. (На доске появляется карточка «Соблюдение режима дня»)

- Режим дня – это правильное распределение по времени сна, питания, труда, отдыха, учебных занятий.

- На доске вы видите картинки с режимными моментами. На каждой из них указано время. Скажите, сколько времени на часах и расставьте картинки по порядку. (Воспитанники по одному выходят к доске, называют время по часам и расставляют картинки по порядку)

Познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные

 Учебно-познавательная

 Коммуникативная

 Социальная

Интерактивна я лекция

7 минут

Мультфильм «Лунтик и его друзья. Закаливание»

Заимствованный

Мультфильм «Лунтик и его друзья. Закаливание»

Цели: познакомить воспитанников основными принципами закаливания.

Необходимые материалы: мультимедийный проектор, ноутбук, мультфильм «Лунтик и его друзья. Закаливание» (http://www.youtube.com/watch?v=CZF4Iq3ObhY ), карточка с названием третьего правила здоровья – «Закаливание»

Предварительная подготовка: скачать мультфильм «Лунтик и его друзья» серия 213 (http://www.youtube.com/watch?v=CZF4Iq3ObhY)

Технология проведения: просмотр мультфильма, обсуждение

Примечание: продолжительность мультфильма  5 минут, возможен просмотр с третьей минуты

3.  А сейчас вы узнаете еще  одно правило здоровья - закаливание. (На доске появляется карточка «Закаливание»)

- Сегодня у нас в гостях Лунтик и его друзья. И сейчас мы посмотрим мультфильм о том, как они закалялись. Посмотрите и подумайте, что Лунтик и его друг Кузя делали  неправильно?

(Просмотр мультфильма)

- Ребята, мы посмотрели с вами мультфильм о том, как Лунтик и Кузя закалялись.  Как они это делали? (обливались водой)

- Зачем они закалялись? (чтобы не болеть)

- Почему они заболели? Можно ли обливаться сразу холодной водой? (нельзя)

- Сначала надо обливаться теплой водой, а потом постепенно воду делать холоднее. Главное правило закаливания – постепенность.

- Теперь и Лунтик, и вы знаете, что такое закаливание, и что оно должно быть постепенным.

 

Познавательные

Информационная

 Учебно-познавательная

 Коммуникативная

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Разминка

2 минуты

«Вверх, вверх потянись»

Заимствованный, но измененный

Цели: предупреждение общего утомления.

Необходимые материалы: печатная карточка с текстом физкультминутки, карточка с названием четвертого правила здоровья - «Занятия физкультурой»

Предварительная подготовка : подготовить карточку с текстом физкультминутки и разместить в доступном для всеобщего обозрения месте.

Технология проведения: физорг показывает для воспитанников упражнения, текст физкультминутки читается хором.

4.  Следующее правило здоровья – это занятия физкультурой. (На доске появляется карточка «Занятия физкультурой»)

- Вы любите физкультуру?

- Когда и где мы занимаемся физкультурой? (Уроки физкультуры, зарядка, спортивные кружки, физкультминутки)  

Физкультминутка

 - А теперь встаньте, физорг проведет физкультминутку. (Воспитанники под руководством физорга читают стихотворение и выполняют соответствующие упражнения)

Вверх, вверх потянись,

Вправо, влево наклонись.

Руки вытяни пошире

Раз-два, три-четыре.

Наклониться, ноги шире,

Раз-два, три-четыре

На носок, потом на пятку

Все мы делаем зарядку!

Коммуникативные

Коммуникативная

Социальная

Подведение итогов

2 минуты

«Кружатся снежинки»

Авторский

Цель:  сравнение ожидаемых результатов с полученными отметками, подготовка к изучению новой темы «Зима»  

Необходимые материалы: ветка дерева с прикрепленными листьями из цветной бумаги, снежинки из бумаги.  Предварительная подготовка: модель дерева с разноцветными листьями, снежинки из бумаги.

Технология проведения: воспитанникам предлагается сравнить листочки со своими желаниями с полученными на уроке отметками.

- Молодцы, ребята!

- Давайте, ещё раз, перечислим правила здоровья. (Воспитанники читают правила здоровья)

- Пришло время подвести итоги урока,

- Вы очень хорошо поработали и получили отметки (перечисляются полученные отметки).

- А теперь посмотрите на наше дерево и вспомните, какие листочки вы сорвали в начале урока и сравните с отметками, которые получили.

- Наши желания и наши отметки совпадают?

- Те, кто думал, что знает отлично, но не получил «5», обязательно постараются в следующий раз.

- Посмотрите на наше дерево, оно почти голое, потому что осень заканчивается.

- Какое время года приближается? (зима)

- Скоро выпадет снег, давайте и мы покроем наше дерево и наши листки-ожидания узорными снежинками. В гости к нам придёт зима, а вместе с ней новые знания! (К дереву прикрепляются снежинки)

Личностные

Коммуникативная

Социальная

Домашнее задание

 (если  имеется)

2 минуты

«Вырежи, наклей и подпиши»

Авторский

Цель: закрепление темы «Правила здоровья».

Необходимые материалы: индивидуальные карточки с заданием.

Предварительная подготовка: Распечатать карточки с заданием  по количеству воспитанников в классе. (Приложение 3)

Технология проведения: на карточках вразброс расположены картинки с изображением правил здоровья и подписи к ним. Картинки надо вырезать, наклеить в рабочую тетрадь и подобрать к ним соответствующие подписи.

 - Ребята, домашнее задание сегодня будет необычное. У меня для вас приготовлены карточки с картинками. На этих картинках изображены правила здоровья, ниже – название этих правил здоровья. Вы должны вырезать эти картинки, наклеить в тетрадь и подобрать к ним подписи.

- Урок окончен.

Познавательные

Учебно-познавательная



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по природоведению на тему "Осень" 5 класс школа 8 вида

  Предмет «Природоведение». Тема урока: «Осень».Цель урока: Совершенствовать представления учащихся об изменениях в природе осенью.  Задачи:1.     Дать ...

план-конспект урока по природоведению "Что мы получаем от растений поля" 3 класс

Цель: Познакомить учащихся с произрастающими на полях культурными растениями и использование их человеком....

Конспект урока природоведение Тема: Что мы получаем от растений поля.

В представленном конспекте показаны особенности работы с детьми имеющими нарушения слуха....

Конспект урока по природоведению в 3 классе специальных образовательных учреждений I — II вида «Домашние и дикие животные»

Конспект урока по природоведению в 3 классе специальных образовательных учреждений I — II вида «Домашние и дикие животные»...

Конспект урока по природоведению в 3 классе "Труд людей летом и осенью"

Конспект урока составлен для слабослышащих обучающся....

Конспект урока Природоведение 5 класс школа VIII вида " Лекарственные растения"

Конспект урока Природоведение 5 класс школа VIII вида " Лекарственные растения"Тема: Лекарственные растения.Цель: создание условий для формирования знаний о лекарственных растениях.Задачи: п...

Методическая разработка на тему: Конспект урока природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России"

Урок природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России" (Вариант 8.1) Статья отнесена к разделу: Преподавание биологииВ качестве материала на фестиваль педагогических идей "...