Методическая разработка на тему: Конспект урока природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России"
план-конспект урока по окружающему миру
Урок природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России"
(Вариант 8.1)
Статья отнесена к разделу: Преподавание биологии
В качестве материала на фестиваль педагогических идей "мною представлена разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему "Природа России". Данный урок имеет экологическую направленность. Основная идея – донести до учащихся понимание того, что человек является частью природы, следовательно, любые изменения природы человеком могут привести к экологическим катастрофам. Одна из целей, которую я реализовала на уроке, – формировать активную гражданскую позицию воспитанников коррекционной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 635 КБ |
Предварительный просмотр:
Юн Марина Анатольевна
Информация об учителе:
Место работы: ГБОУ школа № 613 Московского района Санкт-Петербурга
Должность: учитель
Урок природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России"
(Вариант 8.1)
Статья отнесена к разделу: Преподавание биологии
В качестве материала на фестиваль педагогических идей "мною представлена разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему "Природа России". Данный урок имеет экологическую направленность. Основная идея – донести до учащихся понимание того, что человек является частью природы, следовательно, любые изменения природы человеком могут привести к экологическим катастрофам. Одна из целей, которую я реализовала на уроке, – формировать активную гражданскую позицию воспитанников коррекционной школы.
Урок природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России"
Статья отнесена к разделу: Преподавание биологии
Цели и задачи:
1. Дидактическая: познакомить учащихся с разнообразием природных условий России, формирование знаний о проблеме охраны окружающей среды.
2. Развивающая: развитие памяти, внимания, речи, мышления.
3. Воспитательная: воспитание мотивации к учению.
I. Организационный момент.
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ли на месте, все ли в порядке;
Книги, ручки и тетрадки.
2. Эмоциональный настрой на работу.
Учитель демонстрирует рисунки с изображением четырех ребят.
– Рассмотрите внимательно рисунки. Кто на них изображен? Опишите настроение этих ребят. Какие рисунки лишние? Почему? С каким настроением вы пришли на урок? Какими вы должны быть на уроке? (внимательными, спокойными, серьезными, сосредоточенными) –слайды выведены на интерактивную доску, ребенок работает с доской.
(Лишние рисунки убираются, а первый висит на доске весь урок. По мере необходимости учитель обращает внимание ребенка на рисунок.)
3. Работа с пословицей.
“ Всякое умение трудом дается”
Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ученик отвечает). Чтобы чему-то научиться, тебе придется приложить много сил и старания. Возьмемся за руки и пожелаем друг другу хорошей работы, а я жду от тебя полных, грамотных ответов и активной работы на уроке.
II. Изучение нового материала.
1. Наш урок мне хотелось бы начать со стихотворения.(Звучит мелодия леса, на доске слайд)
-О, люди! Мыслю я: у всех у нас
Есть мать одна по имени Природа!
У ней для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки.
В душе ее прекрасные черты;
Поля, леса, луга, моря и реки.
Почему поэт называет Природу матерью? (Ученик отвечает на поставленный вопрос, рассматривая рисунок на доске, соответствующий стихотворению).
2. Что же такое природа?
Рассмотри рисунок и разрешите спор.
3. Ребята, мы с Вами уже знаем, что наша страна имеет большую протяженность и с севера на юг, и с запада на восток. (это рассматривалось на предыдущем уроке») Но знаешь ли ты, что благодаря такой огромной площади, наша страна имеет очень разнообразную природу, и огромные природные богатства. А тебе интересно чем богата наша страна, и насколько она разнообразна? Если да, то мы отправляемся в путешествие по бескрайним просторам России. Итак, устраивайся поудобнее наше путешествие начинается от берегов Северного Ледовитого океана.
Вспомни, а что мы изучали на прошлых уроках? (природные зоны).
А теперь мы проверим, какие ты запомнил?(арктическая, тундра, лесная зона, пустыня).
Попробуй вспомнить, как эти зоны условно обозначаются?( работа ребенка с интерактивной доской).
Каждая зона обозначена своим условным цветом. Давай вспомним какой цвет, какую природную зону обозначает:
АРКТИКА-белый
ТУНДРА-фиолетовый
ЛЕСНАЯ ЗОНА- зеленый
Пустыня- желтый
Природные зоны.
Арктика – это зона островов лежащих около Северного полюса. Здесь долгая, холодная зима короткое холодное лето, поэтому и растительность скудная – мхи, да лишайники.
В Арктике несколько месяцев не заходит солнце – продолжается полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло, но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше 0. Зимой наступает полярная ночь. Темным темно и совсем холодно. Темноту освещают: луна, звезды и Северное сияние.(показ слайдов)
Арктика - царство белого медведя.Вопрос: Почему белый медведь может жить в царстве льда и вечной мерзлоты?(потому, что у него много жира под кожей, еда в море)
Белый медведь питается рыбой, охотится на нерпу, тюленей, детёнышей моржей.
А еще Арктическую зону называют- арктической пустыней.(зона вечной мерзлоты).(демонстрация слайдов из презентации)
Тундра
- Суров климат тундры – зима продолжается дольше, чем учебный год в школе. Круглый год дуют свирепые ветры, а зимой свирепствует пурга. Даже летом земля практически не оттаивает (лишь на 10 – 25 см).
- Какое дерево является символом России?
- Сможет ли большая и красивая берёзка устоять в тундре?
- Какие берёзки в тундре и какая у них наземная часть? (Стелется у поверхности, прячась от ветра и холода во мхах и лишайниках.) Постоянно живут в тундре белая куропатка, белая сова, северный олень, волки, летом прилетают гуси и журавли.
- Основное занятие населения тундры – оленеводство. Ёще ведется добыча полезных ископаемых – нефти и газа. (показ слайдов).
Зона лесов.
Стихотворение
- Здравствуй, лес, дремучий лес, полон сказок и чудес!
Ты о чем шуршишь листвою ночью тёмной грозовою?
Что там шепчешь на заре, весь в росе как в серебре?
Что за зверь? Какая птица? Всё открой не утаи: Ты же видишь – мы свои.
- В какую природную зону мы отправляемся дальше?
-Лесная зона южнее тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Летом очень тепло, зимой много снега
Ребята, как вы думаете, в какой природной зоне животный мир многообразнее: в зоне тундры или в лесной зоне? Почему? (Ответы ребенка)
Природные условия лесной зоны благоприятны для жизни многих животных. Лес предоставляет им корм и убежище. Пищи здесь больше и добывать её можно круглый год. Чем малодоступнее лес, тем лучше сохранился животный мир. Многие из животных питаются сочными травами, хвоей, побегами кустарников, ягодами, грибами.
Особое значение в питании животных имеют орехи и семена хвойных деревьев. Так, в урожайные годы кедр своими орехами кормит всех обитателей тайги, даже медведей. Кроме того, в лесах животные могут хорошо спрятаться от врагов. Зимой в лесу теплее, чем на открытых местах, поэтому животный мир лесов богат и разнообразен.
В лесной зоне водятся животные. которые питаются растительной пищей – травоядные – это лоси, олени, косули, зубры, зайцы, белки
Здесь обитают и хищники, звери питающиеся животной пищей: травоядными животными и грызунами. Это волк, тигр, рысь, лисица.
В лесной зоне обитают животные, которые питаются как растительной, так и мясной пищей – всеядные. К ним относятся чёрный и бурые медведи, кабаны.
Лес — это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее, бродить и думать здесь».
А почему лес — аптека? (В лесу много лекарственных растений, лесной воздух тоже лечит.) Лес — аптека.
В лесу человек находит себе пищу - … это ягоды, орехи, грибы, чистая вода. «Накормит русский лес», «Нагнусь к нему напиться»... Лес — источник чистой воды и пищи.
А как лес может обогреть человека? Человек дровами обогревает дом, а дрова — это деревья, которые росли в лесу. Значит лес для человека — это источник топлива.
Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите. (Шкафы, стулья, двери. Из дерева стоят дома). А что у вас на столах изготовлено из дерева? (карандаши, линейки, книги, тетради). Лес — источник древесины.
А что ждет человека в лесу? («Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы»). А что делают в лесу цветы, орехи, кусты, грибы? Чем для них является лес? (Это их дом). Для кого еще лес является домом? (лес является домом для птиц, животных, насекомых — жуков, пауков, червей). Значит лес — дом для растений, животных, насекомых, грибов.
Лес — источник кислорода. (Легкие нашей планеты).
Посмотрим, сколько значений у леса (схема):
Значение леса | Место отдыха Аптека Источник чистой воды и пищи Источник древесины Источник топлива Дом для растений, животных, грибов Источник кислорода |
Мы живем с тобой в лесной зоне, самой большой, самой богатой на животных и растений природной зоне.
При изучении лесной зоны, ученику предлагается отгадать загадки.
– Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год,
Шуба серая – для лета,
Шуба для зимы – другого цвета. (Заяц)
– Недотрога весь в иголках,
Я живу в норе под елкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не входят звери. (Еж)
– Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
- Сама рыжеватая,
Мордочка плутоватая,
Ей не надо пирожка.
Ей бы скушать петушка. (Лиса)
- На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
- Великан в бору живет.
Он сладкоежка – любит мед.
Как испортится погода.
Ложится спать – да на полгода. (Медведь)
Отгадав загадку, ученик выбирает рисунок угаданного животного и прикрепляет его на доску к соответствующей природной зоне.(интерактивная доска)
Пустыня.
Солнечный жаркий желтый поток,
Льется в пустыне на желтый песок,
В воздухе желтом и плотном как лед,
Желтая птица неслышно плывет.
- Пустыня – это желтое и голубое. Желтое - пески под ногами. Голубое - это небо.
- Каким цветом обозначена пустыня на карте?
В России пустыня занимает небольшую площадь
- Какие растения могут расти в пустыне?
Большинство животных в пустыне не крупные, потому что им негде спрятаться от хищников.
Верблюд – у него много приспособлений, чтобы жить в пустыне. Длинные густые ресницы защищают глаза от песка. Оба пальца на каждой ноге соединены мозолистой подушкой. Благодаря ей он не проваливается в песок.(показ слайдов)
Вопрос: Почему одним словом называют и пустыню, где очень жарко и арктическую пустыню? Что у них разного?(температура воздуха), а что одинакового? (и там и там пусто)
Физминутка
Учитель:
Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем - крылья сложили назад.
4. Коррекционно-развивающее упражнение (на развитие внимания, мышления).
А) Части тела каких животных объединил художник на этом рисунке?
5. Нужны ли человеку животные и растения? Как использует человек эти природные богатства?
Что такое Красная книга? ( Книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды животных и растений).
Всегда ли человек бережно относится к природе?
Почему возникла необходимость создания Красной книги?
6. Что вы можете сделать для охраны природы?
(Работа с запрещающими знаками).
Какие запрещающие знаки могли бы придумать вы?
7. Работа с экологическим календарем.
Рассмотрите экологический календарь. Какой международный экологический день приближается? Каким образом мы можем принять участие? Предлагаю всем участвовать в конкурсе экологической листовки.
III. Закрепление изученного материала.
- Какую тему изучали на уроке?
- Что вам запомнилось?
- Что понравилось (не понравилось)?
Молодец ! Я довольна твоей работой! У тебя все получалось, потому что ты был внимательным, серьезным, спокойным и сосредоточенным. Давай вернемся к пословице “Всякое умение трудом дается”. Ты многому научился благодаря своему труду. Спасибо за работу! Всего доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты уроков в начальной школе
Муниципальное общеобразовательное учреждение«Герасимовская средняя общеобразовательная школа»...
Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему: "Природа в опасности"
Конспект урока окружающего мира в 3 классе...
План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме: "Природа в опасности!"
Данный материал предназначается для урока в з классе, по программе окружающий мир. УМК "Школа России"...
Методическая разработка. Урок математики "Деление двузначного числа на однозначное" 3 класс по программе "Школа России"
Конспект урока математики для 3 класса по теме "Деление двузначного числа на однозначное" с описанием универсальных Учебных Действий по всем разделам урока...
Методическая разработка на тему: конспект интегрированного урока по социально-бытовой ориентировке и альтернативному чтению "Я иду в магазин"
Конспект интегрированного урока по социально-бытовой ориентировке и альтернативному чтению "Я иду в магазин" в 6 классе, класс "особый ребенок"Авторы: Лазарева Ю.И. (ГБОУ шко...
Методическая разработка по теме: конспект урока ИЗО "Мамин платок" для 3 класса
Урок: "Мамин платок".Основная задача - научить учащихся видеть, что декор платка связан с его назначением, т.е. с тем, для кого он, для будней или для праздника.Практическая работа: создание...
Методическая разработка занятия "изготовление корзиночки из бумаги в виде квест-игры на тему природа"
Данная методическая разработка занятия для педагога дополнительного образования или для кружка занимающегося декоративно приклодным творчеством, оригами и т.д. Рекомендуемый возраст детей 7 лет. Работ...