Методическая разработка на тему: Конспект урока природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России"
план-конспект урока по окружающему миру

Урок природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России"

 (Вариант 8.1)

 

Статья отнесена к разделу: Преподавание биологии
В качестве материала на фестиваль педагогических идей "мною представлена разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему "Природа России". Данный урок имеет экологическую направленность. Основная идея – донести до учащихся понимание того, что человек является частью природы, следовательно, любые изменения природы человеком могут привести к экологическим катастрофам. Одна из целей, которую я реализовала на уроке, – формировать активную гражданскую позицию воспитанников коррекционной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc635 КБ

Предварительный просмотр:

                            Юн  Марина Анатольевна

Информация об учителе:

Место работы: ГБОУ школа № 613 Московского района Санкт-Петербурга

Должность: учитель

Урок природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России"

 (Вариант 8.1)

Статья отнесена к разделу: Преподавание биологии
В качестве материала на фестиваль педагогических идей "мною представлена разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему "Природа России". Данный урок имеет экологическую направленность. Основная идея – донести до учащихся понимание того, что человек является частью природы, следовательно, любые изменения природы человеком могут привести к экологическим катастрофам. Одна из целей, которую я реализовала на уроке, – формировать активную гражданскую позицию воспитанников коррекционной школы.

Урок природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России"

Статья отнесена к разделу: Преподавание биологии 

Цели и задачи:

1. Дидактическая: познакомить учащихся с разнообразием природных  условий России, формирование знаний о проблеме охраны окружающей среды.

2. Развивающая: развитие памяти, внимания, речи, мышления.

3. Воспитательная: воспитание мотивации к учению.

I. Организационный момент.

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ли на месте, все ли в порядке;

Книги, ручки и тетрадки.

2. Эмоциональный настрой на работу.

Учитель демонстрирует рисунки с изображением четырех ребят.

i

– Рассмотрите внимательно рисунки. Кто на них изображен? Опишите настроение этих ребят. Какие рисунки лишние? Почему? С каким настроением вы пришли на урок? Какими вы должны быть на уроке? (внимательными, спокойными, серьезными, сосредоточенными) –слайды выведены на интерактивную доску, ребенок работает  с доской.

(Лишние рисунки убираются, а первый висит на доске весь урок. По мере необходимости учитель обращает внимание ребенка на рисунок.)

3. Работа с пословицей.

“ Всякое умение трудом дается”

Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ученик  отвечает). Чтобы чему-то научиться, тебе придется приложить много сил и старания. Возьмемся  за руки и пожелаем друг другу хорошей работы, а я жду от тебя полных, грамотных ответов и активной работы на уроке.

II. Изучение нового материала.

1. Наш урок мне хотелось бы начать со стихотворения.(Звучит мелодия леса, на доске слайд)

-О, люди! Мыслю я: у всех у нас
Есть мать одна по имени Природа!
У ней для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки.
В душе ее прекрасные черты;
Поля, леса, луга, моря и реки
.

Почему поэт называет Природу матерью? (Ученик отвечает на поставленный вопрос, рассматривая рисунок на доске, соответствующий стихотворению).

2. Что же такое природа?

Рассмотри рисунок и разрешите спор.

3. Ребята, мы с Вами уже знаем, что наша страна имеет большую протяженность и с севера на юг, и с запада на восток.  (это рассматривалось на предыдущем уроке») Но знаешь ли ты, что благодаря такой огромной площади, наша страна имеет очень разнообразную природу, и огромные природные богатства. А тебе интересно чем богата наша страна, и насколько она разнообразна? Если да, то мы отправляемся в путешествие по бескрайним просторам России. Итак, устраивайся поудобнее наше путешествие начинается от берегов Северного Ледовитого океана.

Вспомни, а что мы изучали  на прошлых уроках? (природные зоны).

А теперь мы проверим, какие ты запомнил?(арктическая, тундра, лесная зона, пустыня).

Попробуй вспомнить, как эти зоны условно обозначаются?( работа ребенка с интерактивной доской).

Каждая зона обозначена своим условным цветом. Давай вспомним какой цвет, какую природную зону обозначает:

АРКТИКА-белый

ТУНДРА-фиолетовый

ЛЕСНАЯ ЗОНА- зеленый

Пустыня- желтый  

Природные зоны.

 Арктика – это зона островов лежащих около Северного полюса. Здесь долгая, холодная зима короткое холодное лето, поэтому и растительность скудная – мхи, да лишайники.

В Арктике несколько месяцев не заходит солнце – продолжается полярный день.   Несколько месяцев круглые сутки светло, но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше 0. Зимой наступает  полярная ночь.  Темным темно и совсем холодно.  Темноту освещают: луна, звезды и Северное сияние.(показ слайдов) 

  Арктика - царство белого медведя.Вопрос: Почему белый медведь может жить  в царстве льда и вечной мерзлоты?(потому, что у него много жира под кожей, еда в море)

 Белый медведь питается рыбой, охотится на нерпу, тюленей, детёнышей моржей.

А еще Арктическую зону называют- арктической пустыней.(зона вечной мерзлоты).(демонстрация слайдов из презентации)

 Тундра

Суров климат тундры – зима продолжается дольше, чем учебный год в школе. Круглый год дуют свирепые ветры, а зимой свирепствует пурга. Даже летом земля практически не оттаивает (лишь на 10 – 25 см).

- Какое дерево является символом России?

Сможет ли большая и красивая берёзка устоять в тундре?

Какие берёзки в тундре и какая  у них наземная часть? (Стелется у поверхности, прячась от ветра и холода во мхах и лишайниках.)  Постоянно живут в тундре белая куропатка, белая сова, северный олень, волки, летом прилетают гуси и журавли.

- Основное занятие населения тундры – оленеводство. Ёще ведется добыча полезных ископаемых – нефти и газа. (показ слайдов).

Зона лесов.  

Стихотворение

- Здравствуй, лес, дремучий лес,  полон сказок и чудес!

Ты о чем шуршишь листвою ночью тёмной грозовою?

Что там шепчешь на заре, весь в росе как в серебре?

Что за зверь? Какая птица? Всё открой не утаи: Ты же видишь – мы свои.

- В какую природную зону мы отправляемся дальше?

-Лесная зона южнее тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Летом  очень тепло, зимой много снега

Ребята, как вы думаете, в какой природной зоне животный мир многообразнее: в зоне тундры или в лесной зоне? Почему? (Ответы ребенка)

Природные условия лесной зоны благоприятны для жизни многих животных. Лес предоставляет им корм и убежище. Пищи здесь больше и добывать её можно круглый год. Чем малодоступнее лес, тем лучше сохранился животный мир. Многие из животных питаются сочными травами, хвоей, побегами кустарников, ягодами, грибами.

Особое значение в питании животных имеют орехи и семена хвойных деревьев. Так, в урожайные годы кедр своими орехами кормит всех обитателей тайги, даже медведей. Кроме того, в лесах животные могут хорошо спрятаться от врагов. Зимой в лесу теплее, чем на открытых местах, поэтому животный мир лесов богат и разнообразен.

В лесной зоне водятся животные. которые питаются растительной пищей – травоядные – это лоси, олени, косули, зубры, зайцы, белки

Здесь обитают и хищники, звери питающиеся животной пищей: травоядными животными и грызунами. Это волк, тигр, рысь, лисица.

В лесной зоне обитают животные, которые питаются как растительной, так и мясной пищей – всеядные. К ним относятся чёрный и бурые медведи, кабаны.

 Лес — это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее, бродить и думать здесь».

  А почему лес — аптека? (В лесу много лекарственных растений, лесной воздух тоже лечит.) Лес — аптека.

  В лесу человек находит себе пищу - … это ягоды, орехи, грибы, чистая вода. «Накормит русский лес», «Нагнусь к нему напиться»... Лес — источник чистой воды и пищи.

  А как лес может обогреть человека? Человек дровами обогревает дом, а дрова — это деревья, которые росли в лесу. Значит лес для человека — это источник топлива.

  Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите. (Шкафы, стулья, двери. Из дерева стоят дома). А что у вас на столах изготовлено из дерева? (карандаши, линейки, книги, тетради). Лес — источник древесины.

   А что ждет человека в лесу? («Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы»). А что делают в лесу цветы, орехи, кусты, грибы? Чем для них является лес? (Это их дом). Для кого еще лес является домом? (лес является домом для птиц, животных, насекомых — жуков, пауков, червей). Значит лес — дом для растений, животных, насекомых, грибов.

  Лес — источник кислорода. (Легкие нашей планеты).

Посмотрим, сколько значений у леса (схема):

Значение леса

Место отдыха

Аптека

Источник чистой воды и пищи

Источник древесины

Источник топлива

Дом для растений, животных, грибов

Источник кислорода

Мы  живем с тобой  в лесной зоне, самой большой, самой богатой на животных и растений  природной зоне.

 При изучении лесной зоны, ученику предлагается отгадать загадки.

– Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год,
Шуба серая – для лета,
Шуба для зимы – другого цвета. (Заяц) 

– Недотрога весь в иголках,
Я живу в норе под елкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не входят звери. (Еж)

– Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

- Сама рыжеватая,
Мордочка плутоватая,
Ей не надо пирожка.
Ей бы скушать петушка. (Лиса)

- На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

- Великан в бору живет.
Он сладкоежка – любит мед.
Как испортится погода.
Ложится спать – да на полгода. (Медведь)

Отгадав загадку, ученик выбирает рисунок угаданного животного и прикрепляет его на доску к соответствующей природной зоне.(интерактивная доска)

  Пустыня.

Солнечный жаркий желтый поток,

Льется в пустыне на желтый песок,

В воздухе желтом и плотном как лед,

Желтая птица неслышно плывет.

- Пустыня – это желтое и голубое.  Желтое -  пески под ногами. Голубое  - это небо.

- Каким цветом обозначена пустыня на карте?

В России  пустыня занимает небольшую площадь

- Какие растения могут расти в пустыне?

Большинство животных в пустыне не крупные, потому что им негде спрятаться от хищников.

Верблюд – у него много приспособлений, чтобы жить в пустыне. Длинные густые ресницы защищают глаза от песка. Оба пальца на каждой ноге соединены мозолистой подушкой. Благодаря ей он не проваливается в песок.(показ слайдов)

Вопрос: Почему одним словом называют и пустыню, где очень жарко и арктическую пустыню? Что у них разного?(температура воздуха), а что одинакового? (и там и там пусто)

                                                Физминутка

Учитель:

Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.

 Руки согнули, кисти встряхнули -  ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем - крылья сложили назад.

4. Коррекционно-развивающее упражнение (на развитие внимания, мышления).

А) Части тела каких животных объединил художник на этом рисунке?

5. Нужны ли человеку животные и растения? Как использует человек эти природные богатства?

Что такое Красная книга? ( Книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды животных и растений).

Всегда ли человек бережно относится к природе?

Почему возникла необходимость создания Красной книги?

6. Что вы можете сделать для охраны природы?

(Работа с запрещающими знаками).

Какие запрещающие знаки могли бы придумать вы?

7. Работа с экологическим календарем.

Рассмотрите экологический календарь. Какой международный экологический день приближается? Каким образом мы можем принять участие? Предлагаю всем участвовать в конкурсе экологической листовки.

III. Закрепление изученного материала.

  1. Какую тему изучали на уроке?
  2. Что вам запомнилось?
  3. Что понравилось (не понравилось)?

Молодец ! Я довольна твоей работой! У тебя все получалось, потому что ты был внимательным, серьезным, спокойным и сосредоточенным. Давай вернемся к пословице “Всякое умение трудом дается”. Ты многому научился благодаря своему труду. Спасибо за работу! Всего доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По теме: методические разработки, презентации и конспекты уроков в начальной школе

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Герасимовская средняя общеобразовательная школа»...

План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме: "Природа в опасности!"

Данный материал предназначается  для урока в  з классе, по программе окружающий мир. УМК "Школа России"...

Методическая разработка. Урок математики "Деление двузначного числа на однозначное" 3 класс по программе "Школа России"

Конспект урока математики для 3 класса по теме "Деление двузначного числа на однозначное" с описанием универсальных Учебных Действий по всем разделам урока...

Методическая разработка на тему: конспект интегрированного урока по социально-бытовой ориентировке и альтернативному чтению "Я иду в магазин"

Конспект интегрированного урока по социально-бытовой ориентировке и альтернативному чтению  "Я иду в магазин" в 6 классе, класс "особый ребенок"Авторы: Лазарева Ю.И. (ГБОУ шко...

Методическая разработка по теме: конспект урока ИЗО "Мамин платок" для 3 класса

Урок: "Мамин платок".Основная задача - научить учащихся видеть, что декор платка связан с его назначением, т.е. с тем, для кого он, для будней или для праздника.Практическая работа: создание...

Методическая разработка занятия "изготовление корзиночки из бумаги в виде квест-игры на тему природа"

Данная методическая разработка занятия для педагога дополнительного образования или для кружка занимающегося декоративно приклодным творчеством, оригами и т.д. Рекомендуемый возраст детей 7 лет. Работ...