Конспект урока по природоведению на тему "Осень" 5 класс школа 8 вида
план-конспект урока по окружающему миру по теме
Предмет «Природоведение».
Тема урока: «Осень».
Цель урока: Совершенствовать представления учащихся об изменениях в природе осенью.
Задачи:
1. Дать более глубокие представления об изменениях в природе в сентябре, октябре, ноябре.
2. Коррекция образного мышления на основе упражнений в рисовании словесных картин, самостоятельность мышления (объяснить, доказать).
3. Воспитывать любовь к природе посредством поэзии, музыки, изобразительного искусства.
Оборудование: картины, иллюстрации с осенними пейзажами; аудиозаписи П. И. Чайковского «Осень»; мультимедийный проектор и доска, компьютер; таблички для составления схемы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №9» г. Гая Оренбургской области
Открытый урок по природоведению в 5 классе
на тему «Осень»
Учитель первой
квалификационной категории
Христоева Ольга Анатольевна
27.10.2011 г.
Предмет «Природоведение».
Тема урока: «Осень».
Цель урока: Совершенствовать представления учащихся об изменениях в природе осенью.
Задачи:
Дать более глубокие представления об изменениях в природе в сентябре, октябре, ноябре.
Коррекция образного мышления на основе упражнений в рисовании словесных картин, самостоятельность мышления (объяснить, доказать).
Воспитывать любовь к природе посредством поэзии, музыки, изобразительного искусства.
Оборудование: картины, иллюстрации с осенними пейзажами; аудиозаписи П. И. Чайковского «Осень»; мультимедийный проектор и доска, компьютер; таблички для составления схемы.
Ход урока.
Организационный момент. Физкультминутка
- Всем здравствуйте. Ребята, посмотрите вокруг, прислушайтесь к звучанию мелодии.
- Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок?
- Сегодня мы поговорим, о том, как приходит осень, и какие изменения происходят в природе с её приходом.
- Настройтесь на работу, на отличный результат. Пожалуйста, будьте внимательны, активны, воспитаны. Тогда наш урок, я уверена, будет светлым, тёплым, добрым, красивым, как вы сегодня.
2. Работа по теме урока.
Учитель - Ребята, какое сейчас время года? Назовите месяцы осени.
А как вы думаете, почему у осени 3имени: сентябрь, октябрь, ноябрь?
Ответы детей.
Учитель – Значит, осень постепенно переходит из одной стадии в другую.
Осень бывает: ранняя, золотая, поздняя. Слайд №1, 2, 3.
Учитель - По календарю осень начинается 1 сентября. Это день когда Вы после летних каникул пришли на линейку в школу.
- Кто помнит, какой была погода в этот день. Опишите.
Высказывания детей
Учитель –Как мы понимаем, что осень пришла?
Ученик : меняется погода.
Учитель – Какие изменения происходят в природе? Предлагаю назвать изменения в природе осенью с помощью упражнения «Скажи наоборот»
- Помогите закончить предложения.
— Летом солнце яркое, а осенью ...
— Летом небо светлое, а ...
— Летом день длинный, а ...
— Летом тучки ходят высоко, а ...
— Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а ...
— Летом птицы заботятся о своих птенцах, а ...
— Летом люди одеваются легко, а ...
Учитель – Молодцы. Все ответы верные.
Физкультминутка для глаз
Работа с учебником.
Учитель – Откройте учебник по закладке. Работать будем с текстом.
Читаем самостоятельно 1 абзац. Ваша задача назвать приметы осени, которые отметили авторы учебника.
( Урожай, работа в садах, жёлтые листья, грибы, ягоды)
Учитель – Назовите самую главную примету осени.
- Зачитайте это предложение («по изморози»)
- Что такое изморозь? (рассуждения детей)
(Иллюстрация на экране – изморозь на траве) Слайд №4
Изморозь – это тонкие-тонкие льдинки на траве.
Учитель – Что такое изморозь? (Ответы детей)
Учитель – Возвратимся к 1 предложению. (зачитать)
« По календарю осень начинается 1 сентября.»
Учитель -Но на самом деле 1-ым днём считается, когда появляется изморозь.
Учитель - Продолжим работу с текстом учебника. Прочитайте 2 абзац,
- Чем отличаются осенние дни от летних?
- Что сказано о ночах? (прохладные)
- Посмотрите на экран, прочитайте. Попробуйте объяснить то, о чём прочитали
23 сентября день осеннего равноденствия.
День= Ночи
Слайд №5
-Как понимаете? Подтвердите свои рассуждения словами текста.
- Объясните, почему день осеннего равноденствия называют «поворотом к зиме» (высказывания детей)
Учитель – А что сказано в тексте. Зачитайте. 3 абзац «После дня осеннего…….»
Чтение текста.
Учитель – Освещённость убывает, ночи становятся длиннее, как это отражается на жизни животных? (Готовятся к зиме).
Учитель – Готовятся к зиме не только животные, но и растения.
- Какое явление природы помогает деревьям приготовиться к зиме? (Листопад)
Слайд №6
Физкультминутка под мелодию «Листья осенние»
Почему к зиме деревья.
Раздеваются кругом?
- А деревьям тоже нужно.
Раздеваться перед сном!
Учитель - Ребята, а почему деревья осенью сбрасывают листву, нам расскажет Б. Лиза (сообщение)
– Слушайте вдумчиво. Запоминайте. По этому сообщению вас ждёт задание.
Почему деревья осенью сбрасывают листву.
В - первых: становится холодно и прекращается доступ воды к листьям, т.е. листьям не хватает воды.
Во-вторых: дерево избавляется от ненужных веществ, скопившихся в листике
В-третьих: если снег ляжет на листву и налипнет, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломятся. Поэтому деревья и сбрасывают листву, чтобы защитить себя от гибели, зато следующей весной листья вновь отрастут.
Слайд №7голые деревья
На экране: голые поля, перелётные птицы. Слайд №8
Учитель – Найдите и прочитайте предложение, которое подходит к этому изображению на экране. ( Голыми и унылыми становятся лес и поле..)
Учитель – Ребята, какие птицы первыми улетают от нас на зиму в тёплые края?
Почему?
- Посмотрите на экран. Что это за птицы? Слайд №9
(ласточки, кукушки, стрижи, иволги) Самые первые птицы, улетающие на юг.
Учитель – Птицы улетают. А лягушки, змеи, лесные жители… Как их жизнь меняется осенью. Зачитайте.
Значит: «попрятались» - ….. (лягушки, змеи, жуки и мухи)
«готовы ко сну» - …. (медведь и барсук)
«запаслись на зиму» …..(хомяки, бурундуки, птички кедровки).
Работа в группах.
Учитель – Ребята, вспомните, как нужно работать в группах, чтобы успешно справиться с заданием.
-Итак, 1группа «Листопад», 2 группа «Медведь»
Задача каждой группы: ознакомиться с текстом и составить таблицу – схему, по которой вы сможете составить рассказ.
Учитель – Деревья распрощались с листвой, улетели птицы, приготовились к зиме все животные. На смену золотой осени
Приходит поздняя осень. Слайд №11(ноябрь)
Учитель – Найдите в тексте и зачитайте, как автор описывает наступление поздней осени.
- А как красиво приход ноября звучит в поэтических строчках стихотворения.
2 ученика читают стихотворение «Ноябрь»
Учитель – Какую роль выполняет ноябрь месяц в природе? (Меняет тепло на холод. Укрывает землю первым снегом.
Итог урока
Учитель –Пришло время подвести итог урока.
1. Сколько имён у осени? Сентябрь Октябрь Ноябрь
2. Как приходит осень? (постепенно, поэтапно)
3.Какие изменения? Главная примета осени?
4. Какой день называют днём осеннего равноденствия? Почему?
5. Какую осень знаете? Раннюю, золотую, позднюю. Слайды №13, 14, 15
6. А как можно разделить осень по цветам? (Ранняя-жёлто-зелёный, Золотая – жёлтый, красный, оранжевый, Поздняя – белый, серебристый.
Учитель - Ответ на этот вопрос вы мне сейчас покажите. Выбрать листья к каждой поре осени.
- Молодцы, ребята, сегодня вы все хорошо поработали, много думали, внимательно меня слушали, и я хочу оценить вашу работу.
- А сейчас вас ждёт интересное задание «Времена года»
Выбрать рисунок с осенней погодой и раскрасить. Я вам желаю творческих успехов.
Использованная литература.
1. О.А. Хлебосолова Учебник природоведения для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида
2. О.В. Казакова, Н.А. Сбоева Универсальные разработки по курсу «Окружающий мир»
3. Времена года: Стихи и рассказы о природе, загадки (Рис. С. Гавриловой; Оформление серии С. Любаева. – М.: Дет. лит., 2000. – 173 с.: ил.- ( Школьная библиотека)
4. Энциклопедия окружающего мира. Пер. с англ. Издательство «Махаон», 2000.
Приложение
Задание для работы в группах.
Группа «Листопад»
Почему деревья могут погибнуть зимой, если не сбросят листву?
Если снег ляжет на листву и налипнет, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломятся. Поэтому деревья и сбрасывают листву, чтобы защитить себя от гибели. Зимой деревья «засыпают» и у них нет достаточного количества сока, чтобы питать листья, и листья могут замёрзнуть, как и дерево целиком.
Группа «Медведь»
Почему медведю необходимо уходить в спячку?
Медведь относится к тем животным, которые на зиму впадают в спячку. Потому, что медведи не делают запасов на зиму. Они в основном питаются растительной пищей, но с приходом зимы она пропадает. За тёплое время года медведи накапливают слой жира в своём теле. Спят медведи в своей берлоге до наступления весны. В это время медведь совсем не питается, а живет за счёт накопленного за лето жира.
Стихотворение «Ноябрь»
Ноябрь – горбатый старичок,
Глаза – как льдинки, нос – крючок!
Взгляд недовольный и колючий,
Холодный месяц, в небе тучи.
Златую осень провожает,
А зиму белую встречает!
Меняет он тепло на холод
И устаёт – уже не молод!
Но ветер северный поможет:
Сорвёт листву, в ковёр уложит,
Укроет землю покрывалом,
Чтоб до весны не замерзала.
Физкультминутка «Листья»
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружится, хотят.
Предварительный просмотр:
Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №9» г. Гая Оренбургской области
Открытый урок по природоведению в 5 классе
на тему «Осень»
Учитель первой
квалификационной категории
Христоева Ольга Анатольевна
27.10.2011 г.
Предмет «Природоведение».
Тема урока: «Осень».
Цель урока: Совершенствовать представления учащихся об изменениях в природе осенью.
Задачи:
Дать более глубокие представления об изменениях в природе в сентябре, октябре, ноябре.
Коррекция образного мышления на основе упражнений в рисовании словесных картин, самостоятельность мышления (объяснить, доказать).
Воспитывать любовь к природе посредством поэзии, музыки, изобразительного искусства.
Оборудование: картины, иллюстрации с осенними пейзажами; аудиозаписи П. И. Чайковского «Осень»; мультимедийный проектор и доска, компьютер; таблички для составления схемы.
Ход урока.
Организационный момент. Физкультминутка
- Всем здравствуйте. Ребята, посмотрите вокруг, прислушайтесь к звучанию мелодии.
- Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок?
- Сегодня мы поговорим, о том, как приходит осень, и какие изменения происходят в природе с её приходом.
- Настройтесь на работу, на отличный результат. Пожалуйста, будьте внимательны, активны, воспитаны. Тогда наш урок, я уверена, будет светлым, тёплым, добрым, красивым, как вы сегодня.
2. Работа по теме урока.
Учитель - Ребята, какое сейчас время года? Назовите месяцы осени.
А как вы думаете, почему у осени 3имени: сентябрь, октябрь, ноябрь?
Ответы детей.
Учитель – Значит, осень постепенно переходит из одной стадии в другую.
Осень бывает: ранняя, золотая, поздняя. Слайд №1, 2, 3.
Учитель - По календарю осень начинается 1 сентября. Это день когда Вы после летних каникул пришли на линейку в школу.
- Кто помнит, какой была погода в этот день. Опишите.
Высказывания детей
Учитель –Как мы понимаем, что осень пришла?
Ученик : меняется погода.
Учитель – Какие изменения происходят в природе? Предлагаю назвать изменения в природе осенью с помощью упражнения «Скажи наоборот»
- Помогите закончить предложения.
— Летом солнце яркое, а осенью ...
— Летом небо светлое, а ...
— Летом день длинный, а ...
— Летом тучки ходят высоко, а ...
— Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а ...
— Летом птицы заботятся о своих птенцах, а ...
— Летом люди одеваются легко, а ...
Учитель – Молодцы. Все ответы верные.
Физкультминутка для глаз
Работа с учебником.
Учитель – Откройте учебник по закладке. Работать будем с текстом.
Читаем самостоятельно 1 абзац. Ваша задача назвать приметы осени, которые отметили авторы учебника.
( Урожай, работа в садах, жёлтые листья, грибы, ягоды)
Учитель – Назовите самую главную примету осени.
- Зачитайте это предложение («по изморози»)
- Что такое изморозь? (рассуждения детей)
(Иллюстрация на экране – изморозь на траве) Слайд №4
Изморозь – это тонкие-тонкие льдинки на траве.
Учитель – Что такое изморозь? (Ответы детей)
Учитель – Возвратимся к 1 предложению. (зачитать)
« По календарю осень начинается 1 сентября.»
Учитель -Но на самом деле 1-ым днём считается, когда появляется изморозь.
Учитель - Продолжим работу с текстом учебника. Прочитайте 2 абзац,
- Чем отличаются осенние дни от летних?
- Что сказано о ночах? (прохладные)
- Посмотрите на экран, прочитайте. Попробуйте объяснить то, о чём прочитали
23 сентября день осеннего равноденствия.
День= Ночи
Слайд №5
-Как понимаете? Подтвердите свои рассуждения словами текста.
- Объясните, почему день осеннего равноденствия называют «поворотом к зиме» (высказывания детей)
Учитель – А что сказано в тексте. Зачитайте. 3 абзац «После дня осеннего…….»
Чтение текста.
Учитель – Освещённость убывает, ночи становятся длиннее, как это отражается на жизни животных? (Готовятся к зиме).
Учитель – Готовятся к зиме не только животные, но и растения.
- Какое явление природы помогает деревьям приготовиться к зиме? (Листопад)
Слайд №6
Физкультминутка под мелодию «Листья осенние»
Почему к зиме деревья.
Раздеваются кругом?
- А деревьям тоже нужно.
Раздеваться перед сном!
Учитель - Ребята, а почему деревья осенью сбрасывают листву, нам расскажет Б. Лиза (сообщение)
– Слушайте вдумчиво. Запоминайте. По этому сообщению вас ждёт задание.
Почему деревья осенью сбрасывают листву.
В - первых: становится холодно и прекращается доступ воды к листьям, т.е. листьям не хватает воды.
Во-вторых: дерево избавляется от ненужных веществ, скопившихся в листике
В-третьих: если снег ляжет на листву и налипнет, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломятся. Поэтому деревья и сбрасывают листву, чтобы защитить себя от гибели, зато следующей весной листья вновь отрастут.
Слайд №7голые деревья
На экране: голые поля, перелётные птицы. Слайд №8
Учитель – Найдите и прочитайте предложение, которое подходит к этому изображению на экране. ( Голыми и унылыми становятся лес и поле..)
Учитель – Ребята, какие птицы первыми улетают от нас на зиму в тёплые края?
Почему?
- Посмотрите на экран. Что это за птицы? Слайд №9
(ласточки, кукушки, стрижи, иволги) Самые первые птицы, улетающие на юг.
Учитель – Птицы улетают. А лягушки, змеи, лесные жители… Как их жизнь меняется осенью. Зачитайте.
Значит: «попрятались» - ….. (лягушки, змеи, жуки и мухи)
«готовы ко сну» - …. (медведь и барсук)
«запаслись на зиму» …..(хомяки, бурундуки, птички кедровки).
Работа в группах.
Учитель – Ребята, вспомните, как нужно работать в группах, чтобы успешно справиться с заданием.
-Итак, 1группа «Листопад», 2 группа «Медведь»
Задача каждой группы: ознакомиться с текстом и составить таблицу – схему, по которой вы сможете составить рассказ.
Учитель – Деревья распрощались с листвой, улетели птицы, приготовились к зиме все животные. На смену золотой осени
Приходит поздняя осень. Слайд №11(ноябрь)
Учитель – Найдите в тексте и зачитайте, как автор описывает наступление поздней осени.
- А как красиво приход ноября звучит в поэтических строчках стихотворения.
2 ученика читают стихотворение «Ноябрь»
Учитель – Какую роль выполняет ноябрь месяц в природе? (Меняет тепло на холод. Укрывает землю первым снегом.
Итог урока
Учитель –Пришло время подвести итог урока.
1. Сколько имён у осени? Сентябрь Октябрь Ноябрь
2. Как приходит осень? (постепенно, поэтапно)
3.Какие изменения? Главная примета осени?
4. Какой день называют днём осеннего равноденствия? Почему?
5. Какую осень знаете? Раннюю, золотую, позднюю. Слайды №13, 14, 15
6. А как можно разделить осень по цветам? (Ранняя-жёлто-зелёный, Золотая – жёлтый, красный, оранжевый, Поздняя – белый, серебристый.
Учитель - Ответ на этот вопрос вы мне сейчас покажите. Выбрать листья к каждой поре осени.
- Молодцы, ребята, сегодня вы все хорошо поработали, много думали, внимательно меня слушали, и я хочу оценить вашу работу.
- А сейчас вас ждёт интересное задание «Времена года»
Выбрать рисунок с осенней погодой и раскрасить. Я вам желаю творческих успехов.
Использованная литература.
1. О.А. Хлебосолова Учебник природоведения для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида
2. О.В. Казакова, Н.А. Сбоева Универсальные разработки по курсу «Окружающий мир»
3. Времена года: Стихи и рассказы о природе, загадки (Рис. С. Гавриловой; Оформление серии С. Любаева. – М.: Дет. лит., 2000. – 173 с.: ил.- ( Школьная библиотека)
4. Энциклопедия окружающего мира. Пер. с англ. Издательство «Махаон», 2000.
Приложение
Задание для работы в группах.
Группа «Листопад»
Почему деревья могут погибнуть зимой, если не сбросят листву?
Если снег ляжет на листву и налипнет, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломятся. Поэтому деревья и сбрасывают листву, чтобы защитить себя от гибели. Зимой деревья «засыпают» и у них нет достаточного количества сока, чтобы питать листья, и листья могут замёрзнуть, как и дерево целиком.
Группа «Медведь»
Почему медведю необходимо уходить в спячку?
Медведь относится к тем животным, которые на зиму впадают в спячку. Потому, что медведи не делают запасов на зиму. Они в основном питаются растительной пищей, но с приходом зимы она пропадает. За тёплое время года медведи накапливают слой жира в своём теле. Спят медведи в своей берлоге до наступления весны. В это время медведь совсем не питается, а живет за счёт накопленного за лето жира.
Стихотворение «Ноябрь»
Ноябрь – горбатый старичок,
Глаза – как льдинки, нос – крючок!
Взгляд недовольный и колючий,
Холодный месяц, в небе тучи.
Златую осень провожает,
А зиму белую встречает!
Меняет он тепло на холод
И устаёт – уже не молод!
Но ветер северный поможет:
Сорвёт листву, в ковёр уложит,
Укроет землю покрывалом,
Чтоб до весны не замерзала.
Физкультминутка «Листья»
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружится, хотят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 4 классе школы 8 вида.
Тема урока. Предлог. Обобщающий урок.Цель: систематизировать и обобщить знания о предлоге; формировать навык написания предлогов; ...
Конспект урока по письму для 2 класса школы 8 вида для детей с недостатками интеллектуального развития
Конпект урока по теме "Различение букв и звуков" (1 четверть)по письму для 2 класса коррекционной школы VIII вида...
Конспект урока по чтению для 2 класса школы II вида.Рассказ И.С. Соколов- Микитов «Узоры на снегу»
Данный урок разработан для детей с нарушением слуха, в котором отражается умение учить детей передавать чувства, настроение. Видеть красоту родной природы....
Конспект урока русского языка в 3 классе школы 7 вида по теме: «РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»
Открытый урок русского языка по теме "Род имён существительных"...
конспект урока физической культуры в 3 классе школы I вида
Тема урока: «Основная гимнастика»Прыжки через короткую скакалку на месте....
конспект урока физической культуры во 2 классе школы I вида
Тема урока: «Основная гимнастика».Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз....
Конспект урока по природоведению в 3 классе специальных образовательных учреждений I — II вида «Домашние и дикие животные»
Конспект урока по природоведению в 3 классе специальных образовательных учреждений I — II вида «Домашние и дикие животные»...