Тематическое планирование по окружающему миру в 3-м классе (УМК "Школа 2100")
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме
Тематическое планирование по окружающему миру 3 класс (УМК "Школа 2100") представлено в двух вариантах (сокращенном и развернутом).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
окружающий мир. 3 класс. ктп | 24.6 КБ |
окружающий мир. 3 класс. пз | 49.89 КБ |
окружающий мир. 3 класс. ктп развернутое | 33.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по окружающему миру в 3 классе (2013/2014 уч.год)
68 часов в год/ 2 часа в неделю
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов |
I четверть (18 часов, в т.ч.на проведение проверочных работ – 7 ч., контрольных работ – 1 ч.) | |||
РАЗДЕЛ 1. ОБИТАТЕЛИ ЗЕМЛИ (34 часа) Вещество и энергия (4 часа) | |||
1/1 | 02.09-06.09 | 1. Тела и вещества. | 1 |
2/2 | 2. Из чего состоит вещество. Проверочная работа № 1. | 1 | |
3/3 | 09.09-13.09 | 3. Что такое энергия? | 1 |
4/4 | 4. Превращение энергии. Проверочная работа № 2. | 1 | |
Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 часов) | |||
5/5 | 16.09-20.09 | 1. Где обитают живые организмы. Оболочки Земли. | 1 |
6/6 | 2. Большой круговорот веществ. | 1 | |
7/7 | 23.09-27.09 | 3. Живые участники круговорота веществ. Роль живых организмов в экосистеме. Проверочная работа № 3. | 1 |
8/8 | 4. Обмен веществ в организме. | 1 | |
9/9 | 30.09-04.10 | 5. Как живые организмы запасают энергию Солнца. Проверочная работа № 4. | 1 |
10/10 | 6. Контрольная работа № 1. | 1 | |
Экологическая система (12 часов) | |||
11/11 | 07.10-11.10 | 1. Жизнь экосистемы. | 1 |
12/12 | 2. Почва – важнейшая часть экосистемы. Проверочная работа № 5. | 1 | |
13/13 | 14.10-18.10 | 3. Экосистема озера. | 1 |
14/14 | 4. Экосистема болота. | 1 | |
15/15 | 21.10-25.10 | 5. Экосистема луга. Проверочная работа № 6. | 1 |
16/16 | 6. Лесные производители. | 1 | |
17/17 | 28.10-01.11 | 7. Потребители и разрушители экосистемы леса. Проверочная работа № 7. | 1 |
18/18 | 8. Экосистема леса. | 1 | |
II четверть (16 часов, в т.ч.на проведение проверочных работ – 7 ч., контрольных работ – 1 ч.) | |||
19/1 | 11.11-15.11 | 9. Как природа залечивает раны. | 1 |
20/2 | 10. Экосистема поля. | 1 | |
21/3 | 18.11-22.11 | 11. Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Проект «Обитатели аквариума». | 1 |
22/4 | 12. Экологическая система – ячейка биосферы (обобщение и повторение по теме). Проверочная работа № 8. | 1 | |
Живые участники круговорота веществ (11 часов) | |||
23/5 | 25.11-29.11 | 1. Растения – производители. Проверочная работа № 9. | 1 |
24/6 | 2. Животные маленькие и большие. Одноклеточные и многоклеточные животные. | 1 | |
25/7 | 02.12-06.12 | 3. Маленькие рыцари. Членистоногие и ракообразные. Проверочная работа № 10. | 1 |
26/8 | 4. Первый шаг из моря на сушу. Рыбы и земноводные. | 1 | |
27/9 | 09.12-13.12 | 5. На суше – как дома. Пресмыкающиеся. Проверочная работа № 11. | 1 |
28/10 | 6. Пернатые изобретатели. Птицы. | 1 | |
29/11 | 16.12-20.12 | 7. Наши братья. Млекопитающие. Проверочная работа № 12. | 1 |
30/12 | 8. Осторожно – животные! Дикие и домашние животные. Проверочная работа № 13. | 1 | |
31/13 | 23.12-27.12 | 9. Прирожденные разрушители. Грибы. Проверочная работа № 14. | 1 |
32/14 | 10. Контрольная работа № 2. | 1 | |
III четверть (20 часов, в т.ч.на проведение проверочных работ – 3 ч., контрольных работ – 1 ч.) | |||
33/1 | 13.01-17.01 | 11. Как нам жить в дружбе с природой. Охрана природы человеком. Проверочная работа № 15. | 1 |
Повторение пройденного материала (1 час) | |||
34/2 | 1. Проект «Сохраним красоту природы. Экосистемы нашего края». | 1 | |
РАЗДЕЛ 2. МОЕ ОТЕЧЕСТВО (34 часа) | |||
35/3 | 20.01-24.01 | 1. Введение. Отправляемся в путешествие. | 1 |
Твои родные и твоя Родина в потоке времени (5 часов) | |||
36/4 | 1. Живая связь времен. Родословная человека. | 1 | |
37/5 | 27.01-31.01 | 2. Как люди считают время. Век и эра. | 1 |
38/6 | 3. С чего начинается Родина .Общество, в котором мы живем. | 1 | |
39/7 | 03.02-07.02 | 4. Память о прошлом. История – наука о прошлом человечества. Проверочная работа к разделу «Твои родные и твоя Родина». | 1 |
40/8 | 5. Проект «Моя родословная». | 1 | |
Времена Древней Руси. IX-XIII века (5 часов) | |||
41/9 42/10 | 10.02-14.02 | 1-2. Когда на Руси появилось государство. Создание Древнерусского государства. | 2 |
43/11 | 17.02-21.02 | 3. «Золотые ворота» в Древнюю Русь. Культурное богатство Древней Руси. | 1 |
44/12 | 4. За землю русскую! Защита Русской земли. | 1 | |
45/13 | 24.02-28.02 | 5. «Слово о погибели Русской земли». Разорение и гибель Древней Руси. | 1 |
Времена Московского государства. XIV-XVII века (6 часов) | |||
46/14 | 1. От Древней Руси к единой России. Создание Московского государства. Проверочная работа к разделу «Времена Древней Руси». | 1 | |
47/15 | 03.03-07.03 | 2. Земля и люди Московского государства. | 1 |
48/16 | 3. Москва златоглавая. Московский Кремль – памятник времен Московского государства. | 1 | |
49/17 | 11.03-14.03 | 4. «Хуже грозного царя только междуцарствие». Смутное время. | 1 |
50/18 | 5. Становление новой династии. | 1 | |
51/19 | 17.03-21.03 | 6. Контрольная работа № 1. | 1 |
Времена Российской империи. XVIII-начало XX века (5 часов) | |||
52/20 | 1. Петр Великий. | 1 | |
IV четверть (16 часов, в т.ч.на проведение проверочных работ – 1 ч., контрольных работ – 1 ч.) | |||
53/1 | 01.04-04.04 | 2. Власть и народ в Российской империи. | 1 |
54/2 | 3. Как Россия у Европы «училась». Достижения российской культуры во времена империи. | 1 | |
55/3 | 07.04-11.04 | 4. «Гроза двенадцатого года». Отечественная война 1812 г. | 1 |
56/4 | 5. Император – освободитель. Время правления Александра II. | 1 | |
Времена Советской России и СССР. 1917-1991 годы (5 часов) | |||
57/5 58/6 | 14.04-18.04 | 1-2. Россия в огне. Распад империи. Проверочная работа к разделу «Времена Российской империи». | 2 |
59/7 | 21.04-25.04 | 3. «К светлому будущему». Образование советского государства. | 1 |
60/8 | 4. «Вставай, страна огромная». Вторая мировая война и Великая Отечественная война. | 1 | |
61/9 | 28.04-30.04 | 5. «Через тернии к звездам…» Достижения науки и техники в СССР. | 1 |
Современная Россия (7 часов) | |||
62/10 | 1. Я – гражданин России! Преобразование СССР в СНГ. | 1 | |
63/11 | 05.05-08.05 | 2. Власть народа. Что такое демократия? | 1 |
64/12 | 3. Кто в государстве самый главный? Государственная власть в России. | 1 | |
65/13 | 12.05-16.05 | 4. Народы России. | 1 |
66/14 | 5. Наш общий дом. Государство Российская Федерация. Проект «Сохраним историю родного края». | 1 | |
67/15 | 19.05-23.05 | 6. Контрольная работа № 2. | 1 |
68/16 | 7. Как нам жить? Что значит быть гражданином России? | 1 |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по окружающему миру
для 3 класса
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской предметной программы А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина (М.: Баласс, 2012).
Учебно-методический комплект представлен пособиями:
- А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. Окружающий мир. Обитатели Земли. 3 класс. Учебник в 2 частях. Часть 1. – Москва, «Баласс», 2012.
- А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.Тырин. Окружающий мир. Мое Отечество. 3 класс. Учебник в 2 частях. Часть 2. – Москва, «Баласс», 2012.
- А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Обитатели Земли), 3 класс. – Москва, «Баласс», 2013.
- Д.Д.Данилов, С.С.Кузнецова, Е.В.Сизова. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Мое Отечество), 3 класс. – Москва, «Баласс», 2013.
- А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» (Обитатели Земли), 3 класс (ч.1).
- Е.В.Сизова, Н.В.Харитонова. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» (Мое Отечество), 3 класс (ч.2).
- А.А.Вахрушев, О.А.Родыгина. Методические рекомендации для учителя к разделу «Обитатели Земли», 3 класс. – Москва, «Баласс», 2013.
- Е.В.Сизова, Д.Д.Данилов, М.Е.Турчина. Методические рекомендации для учителя к разделу «Мое Отечество», 3 класс. – Москва, «Баласс», 2013.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)
Пояснительная записка
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Перед современным педагогом встает трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.
Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира - при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребенка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в мире.
Как же сформировать у ребенка целостную картину мира? Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. Все это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае ребенок может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний.
Мы же ставим перед собой следующую задачу - познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для достижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира.
Согласно принципу минимакса учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. Т.е. учебники существенно различаются по объему того материала, который ученики могут и должны усвоить.
Таким образом, в целом у ребят должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.
Алгоритм подготовки учителя к проведению урока.
1-й шаг. На первом этапе подготовки к уроку следует выделить в содержании учебника обязательный программный минимум. Для этого необходимо открыть программу и найти в требованиях к знаниям и умениям к концу данного года обучения те, которые относятся к изучаемой теме (перечень требований помещён также и в дневниках и в начале каждого раздела учебника). Это и есть тот минимум, который должны усвоить все ученики и который будет проверяться в проверочных работах в конце четверти. Усвоение этих знаний и умений обеспечивается не столько на данном уроке, сколько на последующих уроках в процессе их актуализации. В некоторых уроках может не быть знаний и умений, относящихся к минимуму.
В конце урока помещён перечень понятий, который должны усвоить школьники. Часть этих понятий, выделенных шрифтом, относится к программному минимуму, который должны знать все школьники. Она может быть обозначена выражением «надо запомнить». А вот другая часть понятий, фактов (она не выделена) не входит в минимум. Она может быть обозначена выражением «достаточно познакомиться». К ней относятся часто встречаемые в окружении ребёнка слова, которые, тем не менее, не обязательно им знать. Надо добиться их понимания на уроке всеми учениками, а вот на дальнейших уроках применять их на этапе актуализации не обязательно. Кому они покажутся важными, запомнят их, остальные могут забыть. Но в самостоятельные работы, проводимые в конце темы (раз в 3–4 урока), они включены и на уроке по данной теме должны присутствовать.
Наконец, к третьей категории понятий и фактов – максимуму – относятся те, которые есть в тексте учебника, но не помещены в конце урока, они тем более не отражены в программных требованиях. Их не только не обязательно знать, но и не обязательно включать в материал урока.
2-й шаг. На втором этапе подготовки к уроку, выявив понятия минимума и максимума, учитель продумывает проблемную ситуацию, главный вопрос урока и небольшой набор важнейших вопросов, на которые нужно найти ответ, чтобы ответить на главный вопрос. Эти основные вопросы подводящего диалога учитель включает в свой конспект, одновременно подумав над возможными ответами на них детей. Выработанный план следует стараться соблюдать, отвлекаясь на уроке лишь на возникающие у учащихся затруднения при изучении важнейших знаний. В случае если школьники сразу же выскажут свои версии решения проблемы (побуждающий диалог), учитель не станет задавать все подготовленные вопросы, а перейдет на уроке к обсуждению версий. Вообще в нашей методике надо быть заранее готовым к тому, что ребята будут легко уводить учителя с продуманной колеи. Именно для того, чтобы урок не потерял логику, учитель пишет у себя в конспекте систему важнейших вопросов и старается ей следовать.
3-й шаг. Лишь на третьем этапе подготовки к уроку учитель начинает выбирать и включать в конспект урока те знания из максимума, которые заинтересуют школьников. В 3–4-м классе можно предварительно обсудить с ребятами, о чём они хотят узнать. Этот материал и является тем резервом, которым может пожертвовать учитель при нехватке времени.
Контроль образовательных результатов. Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Без знаний, полученных школьниками, эффективность обучения будет равна нулю. Ещё раз повторим требования к знаниям, предъявляемые на занятиях по окружающему миру.
Во-первых, на наш взгляд, важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Поэтому, прежде всего разнообразные полученные школьниками знания должны позволять описывать свои наблюдения и объяснять ребятам их собственный опыт, помогать отвечать на возникающие у них вопросы. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания.
Во-вторых, важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал. В связи с этим мы предлагаем оценивать учащихся следующими двумя способами:
1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в проверочных и контрольных работах). Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения. Такого рода использование знаний приводит к построению человеком адекватной действительности целостной картины понятного для него мира. Школьник, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни. Естественно, что такого рода задания может во множестве придумать и добавить учитель. Но они должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего, требовать творчески применять знания) и желательно быть связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, соединять, лепить и тому подобное). Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял исходя из уровня знаний своих учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях (принцип минимакса).
2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала мы предлагаем учителю проводить блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. Особенно полезно, если ребята сами сформулируют необходимый для решения возникшей проблемы перечень знаний. Во всех учебниках в начале каждого урока помещены вопросы для актуализации знаний.
Преимущества такой проверки знаний и умений состоят в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.
Важную роль в проведении контроля имеют тетради для проверочных и контрольных работ. Уровень заданий в учебниках и рабочих тетрадях отличается своей сложностью от уровня в самостоятельных (проверочных) и итоговых (контрольных) работах. Задания в учебнике и рабочей тетради – самые трудные. Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить школьники. При этом задания разного уровня сложности не отмечены. В отличие от этого в самостоятельных (проверочных) и итоговых (контрольных) работах, отмечен уровень сложности (необходимый, программный или максимальный), который могут самостоятельно выбирать ученики. При этом акцент самостоятельных (проверочных) работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс). А материал итоговых (контрольных) работ целиком сориентирован на обязательном минимуме знаний.
Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, справившись с заданиями самостоятельных (проверочных), итоговых (контрольных) работ. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных (проверочных), итоговых (контрольных) работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачёта не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит школьников планировать свои действия.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
3 класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Обитатели Земли
1-я линия развития – уметь объяснять мир.
- приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
- приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
- перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
- животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
Часть 2. Моё Отечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
- отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
- объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
- по году определять век, место события в прошлом;
- отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
Содержание программы
№ | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Обитатели Земли | 34 |
Вещество и энергия | 4 | |
Оболочка Земли, охваченная жизнью | 6 | |
Экологическая система | 12 | |
Живые участники круговорота веществ | 11 | |
Повторение пройденного материала | 1 | |
2 | Мое Отечество | 34 |
Введение | 1 | |
Твои родные и твоя Родина в потоке времени | 5 | |
Времена Древней Руси. IX-XIII вв. | 5 | |
Времена Московского государства. XIV-XVII вв. | 6 | |
Времена Российской империи. XVIII-начало XX в. | 5 | |
Времена Советской России и СССР. 1917-1991 гг. | 5 | |
Современная Россия | 7 | |
Итого: | 68 |
Раздел 1. Обитатели Земли (34 ч)
Вещество и энергия (4 ч) Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды.
Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.
Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 ч) Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.
Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.
Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.
Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.
Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.
Экологическая система (12 ч) Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?
Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.
Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.
Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.
Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.
Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?
Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.
Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.
Живые участники круговорота веществ (11 ч) Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.
Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.
Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.
Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.
Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.
Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.
Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии –главные участники всех круговоротов.
Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.
Повторение пройденного материала – 1 ч.
Раздел 2. Моё Отечество (34 ч)
Введение. Отправляемся в путешествие (1 ч)
Твои родные и твоя Родина в потоке времени (5 ч) Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.
Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра - точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий.
Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия!
История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.
Времена Древней Руси. IX – XIII века (5 ч) Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.
Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.
«Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.
Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.
Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.
Времена Московского государства. XIV – XVII века (6 ч) Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.
Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства - Москва.
Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.
Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (5 ч) Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица - Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.
Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.
Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.
Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.
Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.
Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (5 ч) Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.
Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.
Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.
Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.
Современная Россия (7 ч) Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.
Что такое демократия? Представления об избирательной системе.
Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы.
Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.
Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.
Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).
Формы и средства контроля
График проверочных и контрольных работ по пособию «Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир». 3 класс.
№ | Дата | Форма | Тема |
1 | Проверочная работа № 1 | Тела и вещества. Из чего состоит вещество. | |
2 | Проверочная работа № 2 | Что такое энергия? Превращение энергии. | |
3 | Проверочная работа № 3 | Где обитают живые организмы. Большой круговорот веществ. Живые участники круговорота веществ. | |
4 | Проверочная работа № 4 | Обмен веществ в организме. Как живые организмы запасают энергию солнца. | |
5 | Контрольная работа № 1 (Обитатели Земли) | Умение приводить примеры тел и веществ, твердых тел, жидкостей и газов, действий энергии, умение объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека, умение приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой. | |
6 | Проверочная работа № 5 | Жизнь экосистемы. Почва – важнейшая часть экосистемы. | |
7 | Проверочная работа № 6 | Экосистемы озера, болота, луга. | |
8 | Проверочная работа № 7 | Экосистема леса. | |
9 | Проверочная работа № 8 | Экосистема поля. Аквариум – маленькая искусственная экосистема. | |
10 | Проверочная работа № 9 | Растения – производители. | |
11 | Проверочная работа № 10 | Одноклеточные и многоклеточные животные. Членистоногие и ракообразные. | |
12 | Проверочная работа № 11 | Рыбы и земноводные. Пресмыкающиеся. | |
13 | Проверочная работа № 12 | Птицы. Млекопитающие. | |
14 | Проверочная работа № 13 | Дикие и домашние животные. | |
15 | Проверочная работа № 14 | Грибы. | |
16 | Проверочная работа № 15 | Как нам жить в дружбе с природой. | |
17 | Контрольная работа № 2 (Обитатели Земли) | Умение приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой, примеры живых организмов разных «профессий», перечислять особенности хвойных и цветковых растений, животных, грибов, объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. | |
18 | Проверочная работа | К разделу «Твои родные и твоя Родина» | |
19 | Проверочная работа | К разделу «Времена Древней Руси» | |
20 | Контрольная работа № 1 (Мое Отечество) | Умение узнавать о жизни людей из исторической карты и делать выводы, умение отличать предметы и порядки, созданные людьми (культура), от того, что создано природой, умение различать времена Древней Руси, Московского государства, современной России. | |
21 | Проверочная работа | К разделу «Времена Российской империи» | |
22 | Контрольная работа № 2 (Мое Отечество) | Умение узнавать о жизни людей из исторической карты и делать выводы, умение объяснять, что такое общество, государство, история, демократия, различать времена отечественной истории. |
Требования к уровню подготовки учащихся
к концу 3-го года обучения
В результате изучения окружающего мира ученик должен:
знать/понимать:
* название нашей планеты; родной страны и её столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
* государственную символику России;
* государственные праздники;
* основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
* общие условия, необходимые для жизни живых организмов:
* правила сохранения и укрепления здоровья;
* основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоёмах, в школе);
уметь:
* определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
* различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
* приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2 – 3 представителя изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
* показать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий);
* границы России, некоторые города России (родной город, столицу, ещё 1 – 2 города);
* описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
* для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения,
измерения, сравнения;
* ориентирование на местности с помощью компаса;
* определение температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
* установления связи между сезонными изменениями в неживой природе;
* ухода за растениями (животными);
* выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
* оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;
* удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по окружающему миру в 3 классе (2013/2014 уч.год)
68 часов в год/ 2 часа в неделю
№ п/п | Дата | Тема урока | Вид контроля | Планируемый результат | Пояснения |
I четверть (18 часов, в т.ч.на проведение проверочных работ – 7 ч., контрольных работ – 1 ч.) | |||||
РАЗДЕЛ 1. ОБИТАТЕЛИ ЗЕМЛИ (34 часа) Вещество и энергия (4 часа) | |||||
1/1 | 1. Тела и вещества. | Текущий контроль (устный опрос) | Знать: – что такое тело, природное явление; вещество; свойства твердых, жидких и газообразных веществ; энергия; – роль Солнца как главного источника тепла и света на Земле для существования живых организмов и человека на Земле. Уметь: – применять законы и правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений; – различать твердые тела, жидкости и газы; – пользоваться бытовыми приборами для взаимопревращения воды, льда и пара | ||
2/2 | 2. Из чего состоит вещество. | Тематический контроль - проверочная работа | |||
3/3 | 3. Что такое энергия? | Текущий контроль (устный опрос) | |||
4/4 | 4. Превращение энергии. | Тематический контроль – проверочная работа | ОБЖ Предупреждение бытового травматизма. Виды травм. | ||
Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 часов) | |||||
5/5 | 1. Где обитают живые организмы. | Текущий контроль (устный опрос) | Знать: – что такое биосфера; – начальные сведения о круговороте веществ; – значение кислорода для дыхания живых организмов и человека. Уметь: – приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; – выделять звенья круговорота веществ; – классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям») в круговороте веществ. | ||
6/6 | 2. Большой круговорот веществ. | Текущий контроль (устный опрос) | |||
7/7 | 3. Живые участники круговорота веществ. | Тематический контроль – проверочная работа | |||
8/8 | 4. Обмен веществ в организме. | Текущий контроль (устный опрос) | |||
9/9 | 5. Как живые организмы запасают энергию солнца. | Тематический контроль – проверочная работа | ОБЖ Простейшие приемы оказания помощи | ||
10/10 | 6. Контрольная работа № 1 | Итоговый контроль | Уметь применять полученные знания и умения в жизни. | ||
Экологическая система (12 часов) | |||||
11/11 | 1. Жизнь экосистемы. | Текущий контроль (устный опрос) | Знать: – основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва); – об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специфике; – что такое почва и какова ее роль в плодородии. Уметь: – выделять цепи питания в экосистемах; – определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам | ||
12/12 | 2. Почва – важнейшая часть экосистемы. | Тематический контроль – проверочная работа | |||
13/13 | 3. Экосистема озера. | Текущий контроль (устный опрос) | |||
14/14 | 4. Экосистема болота. | Текущий контроль (устный опрос) | Сообщения «Ягоды нашего края» | ||
15/15 | 5. Экосистема луга. | Тематический контроль – проверочная работа | |||
16/16 | 6. Лесные производители. | Текущий контроль (устный опрос) | Сообщения «Разнообразие животных» | ||
17/17 | 7. Потребители и разрушители экосистемы леса. | Тематический контроль – проверочная работа | |||
18/18 | 8. Экосистема леса. | Текущий опрос (устный опрос) | |||
II четверть (16 часов, в т.ч.на проведение проверочных работ – 8 ч., контрольных работ – 1 ч.) | |||||
19/1 | 9. Как природа залечивает раны. | Текущий контроль (устный опрос) | Знать: – основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва); – об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специфике; Уметь: – выделять цепи питания в экосистемах; – определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам | Сообщение «Роль заповедников в охране природы» | |
20/2 | 10. Экосистема поля. | Текущий контроль (лабораторная работа «Культурные растения») | |||
21/3 | 11. Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Проект «Обитатели аквариума». | Текущий контроль (устный опрос) | Защита проекта | ||
22/4 | 12. Экологическая система – ячейка биосферы (обобщение и повторение по теме) | Тематический контроль – проверочная работа | |||
Живые участники круговорота веществ (10 часов) | |||||
23/5 | 1. Растения – производители. | Тематический контроль – проверочная работа | Знать основные группы растений (хвойные, цветковые), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), грибы и бактерии. Уметь: – проводить наблюдения за растениями и животными; – объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. | ||
24/6 | 2. Животные маленькие и большие. Одноклеточные и многоклеточные животные. | Текущий контроль (устный опрос) | |||
25/7 | 3. Маленькие рыцари. Членистоногие и ракообразные. | Тематический контроль – проверочная работа | ОБЖ Правила поведения в общественных местах | ||
26/8 | 4. Первый шаг из моря на сушу. Рыбы и земноводные. | Текущий контроль (устный опрос) | |||
27/9 | 5. На суше – как дома. Пресмыкающиеся. | Тематический контроль – проверочная работа | |||
28/10 | 6. Пернатые изобретатели. Птицы. | Текущий контроль (устный опрос) | Знать основные группы растений (хвойные, цветковые), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), грибы и бактерии. Уметь: – проводить наблюдения за растениями и животными; – объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. | ||
29/11 | 7. Наши братья. Млекопитающие. | Тематический контроль – проверочная работа | |||
30/12 | 8. Осторожно – животные! Дикие и домашние животные. | Тематический контроль – проверочная работа | |||
31/13 | 9. Прирожденные разрушители. Грибы. | Тематический контроль – проверочная работа | |||
32/14 | 10. Как нам жить в дружбе с природой. Охрана природы человеком. | Тематический контроль – проверочная работа. | ОБЖ Страх и паника при чрезвычайных ситуациях | ||
Повторение пройденного материала (2 часа) | |||||
33/15 | 1. Контрольная работа № 2. | Итоговый контроль | Уметь применять полученные задания при выполнении заданий. | ||
34/16 | 2. Проект «Сохраним красоту природы» | Текущий контроль | Уметь: – проводить наблюдения за растениями и животными; – объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. | Защита проекта | |
III четверть (20 часов, в т.ч.на проведение проверочных работ – 2 ч., контрольных работ – 1 ч.) | |||||
РАЗДЕЛ 2. МОЕ ОТЕЧЕСТВО (34 часа) | |||||
35/1 | 1. Введение. Отправляемся в путешествие. | Текущий контроль (устный опрос) | |||
Твои родные и твоя Родина в потоке времени (5 часов) | |||||
36/2 | 1. Живая связь времен. родословная человека. | Текущий контроль (устный опрос) | Знать понятия: родословное дерево, Родина, государство, общество, закон, эра, христианство. Уметь: – строить свое родословное древо, вести счет времени по векам и эрам; – определять последовательность исторических событий. | ||
37/3 | 2. Как люди считают время. Век и эра. | Текущий контроль (устный опрос) | |||
38/4 | 3. С чего начинается Родина. Общество, в котором мы живем. | Текущий контроль (устный опрос) | Происхождение имен и фамилий | ||
39/5 | 4. Память о прошлом. История – наука о прошлом человечества. | Тематический контроль – проверочная работа | Музеи нашего города | ||
40/6 | 5. Проект «Моя родословная». | Защита проекта | |||
Времена Древней Руси. IX-XIII века (5 часов) | |||||
41/7 42/8 | 1-2. Когда на Руси появилось государство. | Текущий контроль (устный опрос) | Знать понятия: ислам и христианство, храм, икона, монах, монастырь, летописи, князь, хан, Золотая Орда. Уметь: – ориентироваться в образной исторической карте; – определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Древней Руси; – различать следы исторического прошлого в современной действительности. | ||
43/9 | 3. «Золотые ворота» в Древнюю Русь. Культурное богатство Древней Руси. | Текущий контроль (устный опрос) | |||
44/10 | 4. За землю русскую! Защита Русской земли. | Текущий контроль (устный опрос) | |||
45/11 | 5. «Слово о погибели Русской земли». Разорение и гибель Древней Руси. | Текущий опрос (устный опрос) | |||
Времена Московского государства. XIV-XVII века (6 часов) | |||||
46/12 | 1. От Древней Руси к единой России. Создание Московского государства. | Тематический контроль – проверочная работа | Знать понятия: великий государь, царь. Уметь: – ориентироваться в образной исторической карте; – определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Московского государства; – различать следы исторического прошлого в современной действительности. | ||
47/13 | 2. Земля и люди Московского государства. | Текущий контроль (устный опрос) | |||
48/14 | 3. Москва златоглавая. Московский Кремль – памятник времен Московского государства. | Текущий контроль (устный опрос) | |||
49/15 | 4. «Хуже грозного царя только междуцарствие». Смутное время. | Текущий контроль (устный опрос) | |||
50/16 | 5. Становление новой династии. | Текущий контроль | |||
51/17 | 6. Контрольная работа № 1. | Итоговый контроль | Уметь применять полученные задания при выполнении заданий. | ||
Времена Российской империи. XVIII-начало XX века (5 часов) | |||||
52/18 | 1. Петр Великий. | Текущий контроль (устный опрос) | Знать понятия: император, чиновники, крепостное право. Уметь: – ориентироваться в образной исторической карте; – определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Российской империи. | ||
53/19 | 2. Власть и народ в Российской империи. | Текущий контроль (устный опрос) | |||
54/20 | 3. Как Россия у Европы «училась». Достижения российской культуры во времена империи. | Текущий контроль (устный опрос) | |||
IV четверть (14 часов, в т.ч.на проведение проверочных работ – 1 ч., контрольных работ – 1 ч.) | |||||
55/1 | 4. «Гроза двенадцатого года». Отечественная война 1812 года. | Текущий контроль (устный опрос) | Знать понятия: император, чиновники, крепостное право. Уметь: – ориентироваться в образной исторической карте; – определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Российской империи. | ||
56/2 | 5. Император освободитель. Время правления Александра II. | Текущий контроль (устный опрос) | |||
Времена Советской России и СССР. 1917-1991 годы (5 часов) | |||||
57/3 58/4 | 1-2. Россия в огне. | Тематический контроль – проверочная работа | Знать понятия: революция, Гражданская война, советы, коммунистическая партия, СССР. Уметь: – ориентироваться в образной исторической карте; – определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена советской России и СССР; – различать следы исторического прошлого в современной действительности. | ||
59/5 | 3. «К светлому будущему». Образование советского государства. | Текущий контроль (устный опрос) | |||
60/6 | 4. «Вставай, страна огромная». Вторая мировая война и Великая Отечественная война. | Текущий контроль (устный опрос) | |||
61/7 | 5. «Через тернии к звездам…» Достижения науки и техники в СССР. | Текущий контроль (устный опрос) | |||
Современная Россия (7 часов) | |||||
62/8 | 1. Я – гражданин России! Преобразование СССР в СНГ. | Текущий контроль (устный опрос) | Знать понятия: СНГ, демократия, конституция, гражданин, Президент, Государственная Дума, символы государства, федерация, государственные праздники. Уметь: – ориентироваться в образной исторической карте; – определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: современная Россия. | ||
63/9 | 2. Власть народа. Что такое демократия? | Текущий контроль (устный опрос) | |||
64/10 | 3. Кто в государстве самый главный? Государственная власть в России. | Текущий контроль (устный опрос) | |||
65/11 | 4. Народы России. | Текущий контроль (устный опрос) | Современные национальные праздники | ||
66/12 | 5. Наш общий дом. Государство Российская Федерация. Проект «Сохраним историю родного края». | Текущий контроль (устный опрос) | История названий улиц и площадей нашего города | ||
67/13 | 6. Контрольная работа № 2. | Итоговый контроль | |||
68/14 | 7. Как нам жить? Что значит быть гражданином России. | Текущий контроль (устный опрос) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по окружающему миру для 1-го класса
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 1-го класса по УМК «Перспективная начальная школа»...
Расширенное тематическое планирование по окружающему миру в 1-х классах
Расширенное тематическое планирование по окружающему миру в 1-х классах.Программа: Плешаков А. А. Учебно-методический комплект «Школа России»...
календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "ПНШ" 3 класс
В календарно-тематическом поанировании по окружающему миру для 3 класса по УМК "ПНШ" учтено использование цифровой интерактивной лаборатории, с целью создания деятельностного подхода к обучению ...
календарно - тематическое планирование по окружающему миру "Школа России" 3 класс
КТП составлено в соответствии с ФГОС -нового поколения...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ УМК «Перспектива» 2 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ УМК «Перспектива» 2 класс...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. "Школа России", 3 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. "Школа России", 3 класс...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (индивидуально обучение) 1 класс
Календарно-тематическое планирование «Окружающий мир» на основе авторской программы О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина1 класс- 1 ч.-н. - 33 часа...