План -конспект урока по программе ПНШ "Учимся различать деревья и кустарники зимой"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Открытый урок по окружающему миру 1 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Учителя начальных классов МОУ «СОШ № 162» Скуратовой Т.А.
Тема: «Учимся различать деревья и кустарники зимой».
Первый урок – Учимся различать деревья зимой.
Цели:
- Показать учащимся возможность и зимой определить разные виды деревьев по силуэтам, коре и плодам.
- Научить определять зимой по коре, силуэтам и плодам такие деревья как: берёза, тополь, клён, дуб, рябина, сосна, ель.
- Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Развивать познавательный интерес к изучению предмета.
- Воспитывать коммуникативные умения. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- По двум веточкам каждого дерева (берёза, дуб, тополь, клён, рябина, сосна, ель);
- Плоды: жёлуди, гроздья рябины, крылатки;
- Рисунки деревьев зимой;
- Рисунки деревьев летом;
- Бирки на веточки;
- Карточки с заданиями для работы в группах (на каждого ученика);
- Карточки (альбомный лист) с изображением деревьев зимой, полоски с написанными на них названиями деревьев;
- Энциклопедия для справочного бюро;
- Определения: кора, крона, силуэт, плод;
- Листок, имитирующий письмо Маше и Мише.
1. Организационный момент:
Учитель:
- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, поздоровайтесь, пожалуйста.
- Садитесь.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы все сотрудники научного отдела исследовательского института, занимающегося изучением деревьев, произрастающим в Омской области. Я – старший научный сотрудник этого отдела.
К нам в институт пришло письмо с фотографией от наших друзей Маши и Миши. Чтобы каждый из вас мог с ним ознакомиться, мы размножили его в наш справочник.
Откройте его на странице № 44.
Маша пишет, что во время прогулки по зимнему лесу Миша интересовался: Как зимой узнать где какое дерево? Как отличить одно дерево от другого? Эти вопросы вызвали у неё затруднение и Маша просит помочь наш отдел научить их различать разные виды деревьев зимой.
В решении поставленных вопросах нашему отделу помогут сотрудники библиотеки, которые могут предоставить любую информацию, используя словарь русского языка С.И. Ожегова дать любое определение.
Настя, Вадим, Полина.
Наш гость литературовед – Злата.
А также умная книга – справочник, к которой мы очень часто обращаемся.
- И так, начнём работу.
2. Актуализация:
Учитель – Уважаемые сотрудники, обратите внимание на доску. Что вы на ней видите?
Ученик – Рисунки деревьев.
Учитель – Докажите, что это деревья?
Ученик – Один главный ствол, от которого отходят ветви.
Учитель – На какие две группы можно разделить эти деревья?
Ученик – На хвойные и лиственные.
Учитель – Какие деревья относятся к лиственным?
Ученик – У которых есть листья.
Учитель – Какие деревья относятся к хвойным?
Ученик – Те, у которых листья – хвоинки.
Учитель – Назовите хвойные деревья, которые изображены на рисунках.
Ученик – Ель, сосна.
Учитель – По каким признакам вы это определили?
Учитель – Назовите лиственные деревья, изображенные на рисунках.
Ученик – Берёза, рябина, клён, тополь, дуб.
Учитель – По каким признакам вы это определили?
А теперь закройте глаза. Попробуйте представить напечатанное ваше имя. Постарайтесь прочитать его наоборот справа на лево. Ваши глаза в это время отдохнут.
(в это время снимаю летнее изображение рисунков)
Учитель – Откройте глаза. У кого получилось прочитать своё имя наоборот?
Учитель – Взгляните на доску. Что изменилось?
Ученик – Были деревья с листьями, стали без них – зимой.
Учитель – Какие деревья не изменились?
Ученик – Ель, сосна.
Учитель – Почему?
Учитель – Чем похожи деревья зимой?
Ученик – Нет листьев.
Учитель – Чем отличаются?
Ученик – Кроной, корой, плодами, силуэтом.
Учитель – Обратимся за точным определением к сотрудникам библиотеки.
Ученики – Читают по словарю Ожегова.
3. Этап получения новых знаний:
Учитель – Что же нам поможет определить, какое дерево скрывается под снежной шапкой? Как его узнать?
Ученик – Поможет знание признаков каждого дерева: какая у него крона, кора, плоды, какой силуэт.
Учитель – Где мы можем получить эту информацию?
Ученик – В библиотеке.
Учитель – Обратимся к сотрудникам библиотеки, которые опишут признаки каждого дерева, а вы уважаемые сотрудники по описанию найдите эти деревья в нашем справочнике на фотографии Маши и Миши.
(сотрудники библиотеки зачитывают описание каждого дерева, не употребляя названия, а остальные находят его в учебнике)
Клён. Ствол коричнего-серого цвета с неровной поверхностью. Ветви прямые и крепкие. Имеется по два плода с однобокими крылышками, обращенными друг к другу. У крылышек один край округлый и тонкий, а другой – прямой и толстый.
Липа. Ствол черный, чуть морщинистый, с крепкими толстыми ветвями. Ветки растут зигзагами. Боковые ветви ствола опускаются вниз, а наверху опять поднимаются.
Ель. Мощное прямое дерево. Ствол тёмно-коричневый. Широкие ветви-лапы эластичные и пружинистые. Иголочки-хвоинки короткие, колючие и прикреплены поодиночке. Шишки длинные, ровные, большие.
Сосна. Высокое стройное дерево. Ствол красный, как будто из меди, и блестит на солнце. А в низу, ближе к земле, кора коричневая и очень толстая. Мощные распахнутые ветви. Иголки-хвоинки гораздо длиннее и мягче, прикреплены к ветке по две хвоинки вместе. Шишки мелкие, с одного конца заостренные.
Рябина. У дерева тонкий ствол. Это небольшое дерево с ажурной кроной. Его нетрудно узнать не только по силуэту, но и по плодам-гроздьям красных ягод, которые украшают дерево и зимой.
Дуб. Толстый, мощный ствол, темная кора, покрытая глубокими извилистыми трещинами-морщинами. Ветви не прямые, не ровные, их линии изломанные, угловатые, резкие как будто они никогда не тянулись вверх к свету и теплу. Плоды – жёлуди.
Берёза. Стройный ствол и крепкие боковые ветви, отходящие под острым углом. Молодые веточки дерева тонкие, свисающие вниз. Белая крона деревьев имеет черные штрихи. Плод напоминает бабочку (семя находится в середине, а два овальных крылышка – по бокам).
Тополь. Ствол гладкий, зелено-серый, серый, светлый. Веточки будто бы направлены ввысь. Крона у дерева становится узкой, похожей на пирамиду. Их так и называют – пирамидальные.
Учитель – Что вам помогло правильно узнать эти деревья?
Ученик – Признаки каждого дерева: кора, крона, плоды, силуэт.
Учитель – Поэтический образ дерева делает его более запоминающимся. И в этом нам поможет уважаемый литературовед.
Ученик – Зачитывает строки из стихотворений.
Учитель – Спасибо литературовед.
Работа в группах.
- Итак, мы знаем признаки каждого дерева, познакомились с поэтическим образом деревьев. Теперь нашему отделу предстоит поставить последнюю точку в нашем исследовании.
- Вместе с письмом Маши и Миши прислали бандероль с образцами деревьев, которые они хотели посадить в своем селе и фотографии этих деревьев. Но все дело в том, что бирки с названиями деревьев перепутались, а на фотографиях названия деревьев и вовсе стерлись, да изображение на некоторых придется восстанавливать.
Работу будем осуществлять в группах. Задания и всё необходимое лежит у вас на рабочих столах:
Карточка 1 и 2 группы.
- Рассмотри ветки деревьев (кору, плоды)
- Определи, какое это дерево.
- Правильно прикрепи к ветке бирку с названием этого дерева.
Карточка 3 группы.
- Рассмотри рисунки.
- Определи (по силуэту) вид дерева.
- Приклей к рисунку соответствующее название.
Карточка 4 группы.
- Рассмотри на рисунке ствол дерева.
- Определи вид дерева.
- Дорисуй крону.
- Приступайте к работе. Готовность группы отвечать показываем поднятой рукой.
Ответ группы:
- Что необходимо было сделать?
- Это клён так как ……. объяснение.
- По каким признакам определили вид дерева?
(по кроне и плодам – 1 гр., 2 гр.; по силуэту и кроне – 3 гр.; по стволу, кроне (вид) и дорисовывали крону – 4 гр.).
- Вы согласны с мнением 1 группы?
- Вы согласны с мнением 2 группы?
- Вы согласны с мнением 3 группы?
- Вы согласны с мнением 4 группы?
- Чем понравились ответы?
4. Обобщение. Итог:
Учитель – Образцы деревьев и фотографии мы отправили Маше и Мише бандеролью. А что же мы ответили им в письме?
Ученик – Чтобы различать деревья зимой, надо знать признаки каждого дерева: крона, кора, ствол, силуэт, плоды.
Учитель – Зная эти признаки можно и зимой узнать какое дерево скрывается под снежной шапкой. Слово предоставляется сотрудникам библиотеки.
К сведению Гринпис и гостей нашего института в ходе нашего исследования не пострадало ни одно дерево. Все образцы деревьев были собраны с земли.
Если у вас появилось желание узнать о деревьях больше, рекомендуем обратиться к книгам, которые представлены на нашей выставке.
- Спасибо. Вам понравилось быть сотрудниками научно-исследовательского института? Быть научным сотрудником очень сложно, но работая в группах, помогая друг другу можно найти ответы на самые сложные вопросы.
- Благодарю всех сотрудников за хорошую работу.
плоды
кора
силуэт
крона
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру на тему"Учимся различать деревья и кустарники зимой"
Конспект урока по окружающему миру на тему"Учимся различать деревья и кустарники зимой" 1 класс....
План-конспект урока по программе "Культура России и родного края" по теме "Народные танцы".
Данный материал содержит план-конспект урока по внеурочной деятельности по программе "Культура России и родного края" по теме: "Народные танцы". 2 классПлан-конспект открытого занятия по: КУЛЬТУ...
План-конспект урока по окружающему миру для 2 класса "Деревья и кустарники осенью"
План-конспект урока по окружающему миру для 2 класса "Деревья и кустарники осенью"...
План- конспект урока окружающий мир по теме "В гости к зиме", 2 класс.
Конспект урока по окружающему миру....
Окружающий мир 1 класс "Учимся различать деревья и кустарники зимой"
Окружающий мир 1 класс УМК "Перспективная начальная школа" тема урока: "Учимся различать деревья и кустарники зимой"...
Урок по окружающему миру в 1 классе, смешанное обучение (УДЕ, «перевёрнутый класс») Тема: «Как зимуют травы, кустарники и деревья», «Учимся различать деревья и кустарники зимой».
Цели:закрепление знаний учащихся о жизни деревьев и кустарников, трав в зимнее время года; формирование знаний о признаках, по которым различаются деревья, кустарники зимой.развитие умений сравнивать ...
План-конспект урока окружающего мира во 2 классе "Охрана природы зимой"
План-конспект урока окружающего мира во 2 классе "Охрана природы зимой"...