Окружающий мир 1 класс "Учимся различать деревья и кустарники зимой"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Андреева Олеся Владимировна

Окружающий мир  1 класс УМК "Перспективная начальная школа" тема урока: "Учимся различать деревья и кустарники зимой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_okr._mir_1_klass_pnsh.zip2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру 1 класс

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Учимся различать деревья и кустарники зимой»

Цели: научить различать  деревья и кустарники в зимнее время года; развивать умение наблюдать, сравнивать; воспитывать бережное отношение к природе.

Формирование УУД

Регулятивные УУД: организовывать своё рабочее место под руководством учителя, определять цель и план выполнения заданий на уроке, оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу.

Познавательные УУД: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в группе), с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или игровой ситуации.

Личностные УУД: проявление познавательной инициативы при выполнении заданий, осознание ценности природы и необходимости нести ответственность за её сохранение.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: пазлы  деревья летом; изображение деревьев зимой; карточки со словами (крона, плоды, кора, почки), презентация по теме «Деревья и кустарники зимой», план работы группы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь!

- Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне. Ведь улыбка располагает к приятному общению. А теперь настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесём волшебную фразу:

«Я хочу много знать!»

- Я желаю Вам успехов!

Включаются в учебную деятельность.

Выполняют задание учителя.

Дети получают эмоциональный настрой.

  1. Актуализация знаний  

Игра «Собери пазлы»

- Ребята, у вас в каждой группе на парте лежат части растения. Соберите части растения, чтобы получилась  одна картинка.

– Угадайте это растение и объясните, почему вы так считаете. Обсудите в группах.

Раздаю фото  5 растений:

1)смородина;

2) шиповник;

3) яблоня;

4) черёмуха;

5)вишня.

 

Ответ каждого ребёнка сопровождается показом слайдов (1-5).

– Подведём итог этой работы. Какие части растений помогли нам их распознать? (слайд 6)

– А что происходит с цветами, плодами и листьями зимой?

Работа в группах

Класс делится на 5 групп по 5 и по 6 человек

Дети обсуждают в группах. Отвечает представитель каждой группы. (Пример ответа: Наша группа получила фото черёмухи. Мы узнали это растение по листам и цветам. У черёмухи  очень приятный запах.)

Ответы на вопросы:      

–Цветы, плоды, листья.

–На деревьях нет цветов и листьев, на лиственных деревьях,  почти нет плодов.

  1. Формулирование темы и целей  урока

(Звучит музыка) Слайд 7.

Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит.
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф. Тютчев.

- О каком времени года говорится в стихотворении?

- Что вы представили?

 – Ребята, в зимнем лесу много разных деревьев и кустарников. А знаете ли вы как узнать какое перед вами  дерево или кустарник?  А чтобы это было легко сделать,  чему мы сегодня должны научиться на уроке?

Слайд 8.

– Сегодня научимся различать деревья и кустарники по определённым признакам  и составим себе памятку «Как можно узнать дерево зимой» .

- Сформулируем тему урока: «Учимся различать деревья и кустарники зимой» (открываем тему урока).

Дети слушают музыку и стихотворение и представляют картину зимнего леса.

Ответы на вопросы:      

О зиме.

- Зимний лес, тишина, кругом снег, на ветках деревьев блестит снег, иней, всё белым бело.

- Нет, не всегда знаем.

- Учиться определять деревья и кустарники зимой.

- Учимся слушать друг друга, учителя, работать дружно.

Тема: «Учимся различать деревья и кустарники зимой»

  1. Открытие детьми нового знания

а) работа в группах

-Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование.

-Кто такие исследователи?   (Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое.)

   Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями.

-Мы тоже можем назвать себя исследователями.

-Кто будет предметом нашего исследования?   (Деревья и кустарники)

-Верно, предметом нашего исследования будут деревья и кустарники.

-Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – пять групп молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

Слайд 9.

Повторим правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Будь внимательным.

5. Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.

6. Говори только по делу.

7. Работайте дружно, помогайте друг другу.

-Итак, приступим. Слайд 10.

 – Взгляните на доску. Что изменилось у деревьев зимой?

 

 – Какие деревья не изменились?

 – Почему?

 – Чем похожи деревья зимой?

– Чем отличаются?

 - Вот сейчас мы как настоящие исследователи попробуем ответить на вопрос, где какое дерево?

5 группам учеников  раздаются картинки деревьев: рябина, береза,  дуб, тополь.

Читаю план и ещё раз проговариваем с ребятами, что они будут делать.

План работы в группе.

1.Внимательно рассмотрите дерево и кустарник.

2. Какого  цвета кора у этого растения?

3. Как расположены ветви?

4. Есть ли плоды?

5. Что это за растение? Это растение _____________ .

6.Как его узнали? Мы его узнали по _____________ .

В помощь я вам даю тексты о деревьях, которые помогут узнать дерево и подобрать нужные слова для ответа.

Время работы по группам 5 минут.

Загадка о рябине.

Платье потеряла, а пуговки остались.

- Поднимите руки, какие группы нашли этот кустарник  среди зимнего леса.

Ответ каждого ребёнка сопровождается показом слайдов.

Появляется слово плоды

 

Загадка о берёзе.

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки. 

Появляется слово кора

– Посмотрите ещё раз на это дерево. Обратите внимание на её крону.

Крона дерева – это верхняя разветвлённая часть.

Крона дерева – совокупность веток и листьев в верхней части растения.

Опишите крону берёзы.

– Так по какому ещё признаку можно узнать дерево?

На доске появляется карточка со словом крона.

Загадка о дубе.

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.

–Хотите узнать, почему они корявые? За ответом обратимся к хрестоматии. Стр. 43.

– Так почему же у дуба ветви корявые?

– Что же помогло нам определить дуб?

Появляются слова крона, кора.

Вместе с учителем  повторяют правила работы в группе, отвечают на вопросы.

Ответы на вопросы:

- Были деревья с листьями, стали без них – зимой.

- Ель, сосна.

– Нет листьев.

– Кроной, корой, плодами, силуэтом (напечатаны слова).

Готовят ответ на вопросы:

- Что это за растение?

- Как его узнали?

Ответы групп

Выходит 1 группа

–Это рябина – мы ее узнали по плодам

–Это береза – мы узнали ее по коре и кроне.

–У березы стройный ствол и крупные боковые ветки, отходящие под прямым углом. Молодые веточки тонкие, свисающие вниз. Работа со словарём.

Крона. 

–Это дуб – мы узнали его по веткам.

–Кора у дуба вся в глубоких морщинах. А на ветвях листочки висят. Ветви у дуба корявые.

Дети находят текст. Один ученик читает вслух.

Ответы на вопросы

–Дерево светолюбивое, поэтому за сезон ветвям приходится несколько раз менять положение.

–Крона и кора.

  1. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

Он качает деревцо

Ветерок все тише, тише

Деревцо все выше, выше.

Потянулись, потянулись. Высоко-высоко. Кто выше всех? Молодцы.

–Как вы думаете, какое дерево мы с вами сейчас изобразили? Найдите его в нашем зимнем лесу.

Появляется фотография тополя и слово крона

Учащиеся выполняют движения

Ответы учащихся

–Это тополь. Его ветви тянутся к небу, как будто до облаков достать хотят

  1. Первичное закрепление

– Что общего у всех деревьев, о которых мы с вами говорили?

– Какие еще бывают деревья?

- У вас на парте лежат картинки с веточками хвойных деревьев.

- Откройте учебник стр.44.

– Рассмотрите внимательно деревья в учебнике  и их веточки на картинках.

План работы:

1.Рассмотрите внимательно веточки.

2. Сравните кроны этих деревьев, хвою и шишки.

3. Как можно различить ель и сосну?

Время работы в группе 3 минуты.

–  Значит, по каким признакам мы сможем узнать деревья зимой?

- А вы знаете, наш Югорский край богат лесными насаждениями.

- А какие деревья, о которых мы с вами сегодня говорили, растут в нашем городе и в наших лесах?

Игра «Дерево - плод».

Нужно к зимнему дереву подобрать плод этого дерева. 

Работа по учебнику.

- А теперь посмотрите на правую часть страницы. Что поможет отличить один кустарник от другого?

 (На доске открывается карточка со словом "почки").

плоды кора крона почки

- Чем отличается почка калины от ольхи?

 – Ну что, исследователи, вы готовы ответить на главный вопрос нашего урока:

- Как различить деревья и кустарники зимой?

Составление памятки.

Чтобы узнать деревья и кустарники  зимой надо рассмотреть их крону, кору, плоды, почки, хвою (у хвойных деревьев).

Время работы 2 минуты.

(слайд 11)

Ответы учащихся

–Они все лиственные

–Хвойные

– С сосны и ели

Работа в группах

Ответы учащихся

–У ели крона как треугольник, а у сосны - в виде шара, круглая. У сосны иголочки-хвоинки гораздо длиннее и мягче, сидят парами, а у ели они короткие, колючие и прикреплены поодиночке. У сосны шишки небольшие, с одного конца заостренные. А у ели - длинные, ровные, большие.

–По плодам, по кроне, по хвое.

Краеведение

- Почки.

Почки.

- Почки калины плотно прижаты

к стеблю, словно приросли к нему. Верхушки закруглены, и они похожи на капельки воды.

Необычны почки ольхи. Каждая сидит на отдельной ножке, как на подставке. У рябины они круглые и опушенные.

Ответы учащихся.

–Чтобы узнать деревья зимой надо рассмотреть их крону, кору, плоды, почки, хвою (у хвойных деревьев).

Работа по группам.

Проверка.

   VII. Итог урока  

- Итак, какая была цель нашего урока?

- Достигли ли мы этой цели?

- Что полезного для вас было на уроке?

–Когда пойдете домой из школы, посмотрите на деревья вокруг, определите: какие деревья вам встречаются по дороге из школы домой.

Ответы учащихся.

XII. Рефлексия деятельности.

  - Оцените, пожалуйста, работу своей группы на уроке. На какую ступеньку поставите работу вашей группы на лесенке успеха?  

 - А теперь на доске вы видите солнышко и тучку. У кого какое настроение, если  хорошее  подойдите к солнышку и поставьте лучик, у кого грустное настроение поставьте капельку под тучкой.

Оценивание в группе.

Настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему"Учимся различать деревья и кустарники зимой"

Конспект урока по окружающему миру на тему"Учимся различать деревья и кустарники зимой"  1 класс....

Как узнать деревья и кустарники зимой

Конспект-сценарий урока по окружающему миру в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Деревья и кустарники весной (Цветение)".

Данная тема изучается в подготовительном классе II вида....

Тест по окружающему миру по теме "Деревья и кустарники осенью"

Тест по окружающему миру для учеников 2 класса, обучающихся по УМК "Перспектива"...

Презентация к уроку окружающего мира "Как зимуют деревья и кустарники"

Презентация к уроку окружающего мира "Как помочь птицам зимой"...

Урок по окружающему миру в 1 классе, смешанное обучение (УДЕ, «перевёрнутый класс») Тема: «Как зимуют травы, кустарники и деревья», «Учимся различать деревья и кустарники зимой».

Цели:закрепление знаний учащихся о жизни деревьев и кустарников, трав в зимнее время года; формирование знаний о признаках, по которым различаются деревья, кустарники зимой.развитие умений сравнивать ...