Окружающий мир 1 класс "Учимся различать деревья и кустарники зимой"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Окружающий мир 1 класс УМК "Перспективная начальная школа" тема урока: "Учимся различать деревья и кустарники зимой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okr._mir_1_klass_pnsh.zip | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по окружающему миру 1 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: «Учимся различать деревья и кустарники зимой»
Цели: научить различать деревья и кустарники в зимнее время года; развивать умение наблюдать, сравнивать; воспитывать бережное отношение к природе.
Формирование УУД
Регулятивные УУД: организовывать своё рабочее место под руководством учителя, определять цель и план выполнения заданий на уроке, оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу.
Познавательные УУД: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в группе), с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или игровой ситуации.
Личностные УУД: проявление познавательной инициативы при выполнении заданий, осознание ценности природы и необходимости нести ответственность за её сохранение.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: пазлы деревья летом; изображение деревьев зимой; карточки со словами (крона, плоды, кора, почки), презентация по теме «Деревья и кустарники зимой», план работы группы.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| - Здравствуйте, ребята! Садитесь! - Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне. Ведь улыбка располагает к приятному общению. А теперь настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесём волшебную фразу: «Я хочу много знать!» - Я желаю Вам успехов! | Включаются в учебную деятельность. Выполняют задание учителя. Дети получают эмоциональный настрой. |
| Игра «Собери пазлы» - Ребята, у вас в каждой группе на парте лежат части растения. Соберите части растения, чтобы получилась одна картинка. – Угадайте это растение и объясните, почему вы так считаете. Обсудите в группах. Раздаю фото 5 растений: 1)смородина; 2) шиповник; 3) яблоня; 4) черёмуха; 5)вишня.
Ответ каждого ребёнка сопровождается показом слайдов (1-5). – Подведём итог этой работы. Какие части растений помогли нам их распознать? (слайд 6) – А что происходит с цветами, плодами и листьями зимой? | Работа в группах Класс делится на 5 групп по 5 и по 6 человек Дети обсуждают в группах. Отвечает представитель каждой группы. (Пример ответа: Наша группа получила фото черёмухи. Мы узнали это растение по листам и цветам. У черёмухи очень приятный запах.) Ответы на вопросы: –Цветы, плоды, листья. –На деревьях нет цветов и листьев, на лиственных деревьях, почти нет плодов. |
| (Звучит музыка) Слайд 7. Чародейкою Зимою - О каком времени года говорится в стихотворении? - Что вы представили? – Ребята, в зимнем лесу много разных деревьев и кустарников. А знаете ли вы как узнать какое перед вами дерево или кустарник? А чтобы это было легко сделать, чему мы сегодня должны научиться на уроке? Слайд 8. – Сегодня научимся различать деревья и кустарники по определённым признакам и составим себе памятку «Как можно узнать дерево зимой» . - Сформулируем тему урока: «Учимся различать деревья и кустарники зимой» (открываем тему урока). | Дети слушают музыку и стихотворение и представляют картину зимнего леса. Ответы на вопросы: – О зиме. - Зимний лес, тишина, кругом снег, на ветках деревьев блестит снег, иней, всё белым бело. - Нет, не всегда знаем. - Учиться определять деревья и кустарники зимой. - Учимся слушать друг друга, учителя, работать дружно. Тема: «Учимся различать деревья и кустарники зимой» |
а) работа в группах | -Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование. -Кто такие исследователи? (Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое.) Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями. -Мы тоже можем назвать себя исследователями. -Кто будет предметом нашего исследования? (Деревья и кустарники) -Верно, предметом нашего исследования будут деревья и кустарники. -Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – пять групп молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе. Слайд 9. Повторим правила работы в группе. 1.Умей выслушать собеседника, не перебивай. 2. Не согласен – объясни, почему. 3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо. 4. Будь внимательным. 5. Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними. 6. Говори только по делу. 7. Работайте дружно, помогайте друг другу. -Итак, приступим. Слайд 10. – Взгляните на доску. Что изменилось у деревьев зимой?
– Какие деревья не изменились? – Почему? – Чем похожи деревья зимой? – Чем отличаются? - Вот сейчас мы как настоящие исследователи попробуем ответить на вопрос, где какое дерево? 5 группам учеников раздаются картинки деревьев: рябина, береза, дуб, тополь. Читаю план и ещё раз проговариваем с ребятами, что они будут делать. План работы в группе. 1.Внимательно рассмотрите дерево и кустарник. 2. Какого цвета кора у этого растения? 3. Как расположены ветви? 4. Есть ли плоды? 5. Что это за растение? Это растение _____________ . 6.Как его узнали? Мы его узнали по _____________ . В помощь я вам даю тексты о деревьях, которые помогут узнать дерево и подобрать нужные слова для ответа. Время работы по группам 5 минут. Загадка о рябине. Платье потеряла, а пуговки остались. - Поднимите руки, какие группы нашли этот кустарник среди зимнего леса. Ответ каждого ребёнка сопровождается показом слайдов. Появляется слово плоды
Загадка о берёзе. Разбежались по опушке В белых платьицах подружки. Появляется слово кора – Посмотрите ещё раз на это дерево. Обратите внимание на её крону. Крона дерева – это верхняя разветвлённая часть. Крона дерева – совокупность веток и листьев в верхней части растения. Опишите крону берёзы. – Так по какому ещё признаку можно узнать дерево? На доске появляется карточка со словом крона. Загадка о дубе. Я из крошки-бочки вылез, –Хотите узнать, почему они корявые? За ответом обратимся к хрестоматии. Стр. 43. – Так почему же у дуба ветви корявые? – Что же помогло нам определить дуб? Появляются слова крона, кора. | Вместе с учителем повторяют правила работы в группе, отвечают на вопросы. Ответы на вопросы: - Были деревья с листьями, стали без них – зимой. - Ель, сосна. – Нет листьев. – Кроной, корой, плодами, силуэтом (напечатаны слова). Готовят ответ на вопросы: - Что это за растение? - Как его узнали? Ответы групп Выходит 1 группа –Это рябина – мы ее узнали по плодам –Это береза – мы узнали ее по коре и кроне. –У березы стройный ствол и крупные боковые ветки, отходящие под прямым углом. Молодые веточки тонкие, свисающие вниз. Работа со словарём. Крона. –Это дуб – мы узнали его по веткам. –Кора у дуба вся в глубоких морщинах. А на ветвях листочки висят. Ветви у дуба корявые. Дети находят текст. Один ученик читает вслух. Ответы на вопросы –Дерево светолюбивое, поэтому за сезон ветвям приходится несколько раз менять положение. –Крона и кора. |
| Ветер дует нам в лицо Он качает деревцо Ветерок все тише, тише Деревцо все выше, выше. Потянулись, потянулись. Высоко-высоко. Кто выше всех? Молодцы. –Как вы думаете, какое дерево мы с вами сейчас изобразили? Найдите его в нашем зимнем лесу. Появляется фотография тополя и слово крона | Учащиеся выполняют движения Ответы учащихся –Это тополь. Его ветви тянутся к небу, как будто до облаков достать хотят |
| – Что общего у всех деревьев, о которых мы с вами говорили? – Какие еще бывают деревья? - У вас на парте лежат картинки с веточками хвойных деревьев. - Откройте учебник стр.44. – Рассмотрите внимательно деревья в учебнике и их веточки на картинках. План работы: 1.Рассмотрите внимательно веточки. 2. Сравните кроны этих деревьев, хвою и шишки. 3. Как можно различить ель и сосну? Время работы в группе 3 минуты. – Значит, по каким признакам мы сможем узнать деревья зимой? - А вы знаете, наш Югорский край богат лесными насаждениями. - А какие деревья, о которых мы с вами сегодня говорили, растут в нашем городе и в наших лесах? Игра «Дерево - плод». Нужно к зимнему дереву подобрать плод этого дерева. Работа по учебнику. - А теперь посмотрите на правую часть страницы. Что поможет отличить один кустарник от другого? (На доске открывается карточка со словом "почки"). плоды кора крона почки - Чем отличается почка калины от ольхи? – Ну что, исследователи, вы готовы ответить на главный вопрос нашего урока: - Как различить деревья и кустарники зимой? Составление памятки. Чтобы узнать деревья и кустарники зимой надо рассмотреть их крону, кору, плоды, почки, хвою (у хвойных деревьев). Время работы 2 минуты. (слайд 11) | Ответы учащихся –Они все лиственные –Хвойные – С сосны и ели Работа в группах Ответы учащихся –У ели крона как треугольник, а у сосны - в виде шара, круглая. У сосны иголочки-хвоинки гораздо длиннее и мягче, сидят парами, а у ели они короткие, колючие и прикреплены поодиночке. У сосны шишки небольшие, с одного конца заостренные. А у ели - длинные, ровные, большие. –По плодам, по кроне, по хвое. Краеведение - Почки. Почки. - Почки калины плотно прижаты к стеблю, словно приросли к нему. Верхушки закруглены, и они похожи на капельки воды. Необычны почки ольхи. Каждая сидит на отдельной ножке, как на подставке. У рябины они круглые и опушенные. Ответы учащихся. –Чтобы узнать деревья зимой надо рассмотреть их крону, кору, плоды, почки, хвою (у хвойных деревьев). Работа по группам. Проверка. |
VII. Итог урока | - Итак, какая была цель нашего урока? - Достигли ли мы этой цели? - Что полезного для вас было на уроке? –Когда пойдете домой из школы, посмотрите на деревья вокруг, определите: какие деревья вам встречаются по дороге из школы домой. | Ответы учащихся. |
XII. Рефлексия деятельности. | - Оцените, пожалуйста, работу своей группы на уроке. На какую ступеньку поставите работу вашей группы на лесенке успеха? - А теперь на доске вы видите солнышко и тучку. У кого какое настроение, если хорошее подойдите к солнышку и поставьте лучик, у кого грустное настроение поставьте капельку под тучкой. | Оценивание в группе. Настроение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру на тему"Учимся различать деревья и кустарники зимой"
Конспект урока по окружающему миру на тему"Учимся различать деревья и кустарники зимой" 1 класс....
Как узнать деревья и кустарники зимой
Конспект-сценарий урока по окружающему миру в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока по окружающему миру по теме: "Деревья и кустарники весной (Цветение)".
Данная тема изучается в подготовительном классе II вида....
Тест по окружающему миру по теме "Деревья и кустарники осенью"
Тест по окружающему миру для учеников 2 класса, обучающихся по УМК "Перспектива"...
Презентация к уроку окружающего мира "Как зимуют деревья и кустарники"
Презентация к уроку окружающего мира "Как помочь птицам зимой"...
Урок по окружающему миру в 1 классе, смешанное обучение (УДЕ, «перевёрнутый класс») Тема: «Как зимуют травы, кустарники и деревья», «Учимся различать деревья и кустарники зимой».
Цели:закрепление знаний учащихся о жизни деревьев и кустарников, трав в зимнее время года; формирование знаний о признаках, по которым различаются деревья, кустарники зимой.развитие умений сравнивать ...