Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа ориентирована на работу по программе "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 29.74 КБ |
uchebnyy_plan_po_okr._miru_2.docx | 30.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основной образовательной программы МОУ «СОШ №51» и ориентирована на работу по УМК для 1 класса, авторов А.А. Вахрушева, Ю.А. Барышевой, Д.Д. Данилова, С.П. Докшиной, А.С. Раутиан и др.
Пояснительная записка
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной) реализуются в процессе обучения по всем предметам, однако каждый из них имеет свою специфику.
Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов как минимум тем, что обучают детей чтению, письму и счёту. Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному постижению окружающего мира, готовит их к освоению знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Предмет «Окружающий мир» - это основа естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Курс «Окружающий мир» помогает освоить значительную часть предметов основной школы: физику, химию, биологию, географию, обществознание, историю. Это первый и единственный предмет в школе, дающий широкую картину природных и общественных явлений, которые в дальнейшем будут изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации, и прежде всего телевидения. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера.
Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика, и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта.
Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно появление целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Общая характеристика учебного предмета
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс окружающего мира в 1 классе изучается по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 66 часов.
В 1 классе в УМК «Окружающий мир. Я и мир вокруг» ученик познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Главная цель предмета – упорядочить опыт ребёнка и показать всеобщую взаимосвязь ученика со всей окружающей его действительностью. Важнейшее умение, которое получаю дети в 1-м классе, - способность находить связь понятия с явлением и явлений друг с другом.
Одной из главных задач начальной школы считается знакомство с родным языком. Особенно это актуально для 1-го класса. Знакомство с родным языком даёт главный ключ к освоению других знаний на протяжении всей жизни человека. В первые годы обучения курс окружающего мира должен служить указанной главной задаче и не отвлекать ученика от её достижения.
Первое знакомство с окружающим миром в 1-м классе предлагается начать с уяснения смысла обыденных и хорошо знакомых ребятам слов о предметах природы, их признаках и свойствах.
Учитель показывает детям предметы наглядного опыта и одновременно называет их. Предметам общего рода дают одинаковые имена, разнородным предметам – разные. В качестве первых имен логично использовать слова обыденного языка, которые в процессе дальнейшего обучения уточняются и конкретизируются.
Изучение курса окружающего мира в 1 классе начинается в 1-й части учебника «Мой дом, моя школа» с изучением простейших явлений, с которыми школьники знакомы с детства. Как люди понимают друг друга с помощью слов и жестов, как они узнают то, что видят, - вот темы на основе которых школьники учатся правильно использовать свою речь и понимать учителя. В это же время ученики знакомятся с временами года на примере осени. Лишь после этого они начинают систематически знакомиться с окружающим миром, систематизировать свой опыт.
Далее в учебнике показан всё более расширяющийся круг предметов и явлений, с которыми связан и от которых зависим школьник. От понимающего других людей и окружающий мир маленького читателя – к семье и друзьям – школьник узнаёт о свое неразрывной связи с другими людьми. В заключение 1-й части ученики знакомятся со следующим временем года – зимой.
Вторая часть учебника «Мир вокруг» начинается с рассмотрения хозяйства человека и его зависимости от природных богатств. В ней показана связь школьника не только с другими людьми, но и со всей природой. При этом все предметы и явления рассматриваются с точки зрения их роли в жизни людей. Ученики знакомятся со следующим временем года – весной.
Заключительный раздел этой части учебника посвящён изучению живых организмов как наиболее удивительных богатств природы, привлекающих пристальное внимание детей. Человек – единственное разумное живое существо. Разумность понимается, прежде всего, как нравственное и сознательное отношение ко всей природе и её сохранение на благо всех людей. В конце этой части ученики знакомятся со следующим временем года – летом.
Содержание учебного предмета
Как мы понимаем друг друга
Школьник, его обязанности. Школа. Рука и указательный палец – простейший способ общения. Рука. Указательный палец, его роль в показывании предметов. Речь – основной способ общения людей. Использование слова для называния предмета, признака, действия. Предметы, которые нельзя показать пальцем (далёкие, сказочные, предметы в будущем).
Польза обмена знаниями между людьми. Передача и накопление жизненного опыта – основа благосостояния людей. Источник жизненного опыта: собственный опыт, знания других людей, книги.
Понятия «справа», «слева», «посередине», «за», «перед», «спереди», «сзади», «вперёд», «назад», «влево», «вправо», «выше», «ниже», «верх», «низ», «раньше», «позже».
Как мы узнаём, что перед нами
Предметы и их признаки. Признаки общие с другими предметами и своеобразные. Различение предметов по признакам. Сравнение признаков данного предмета с другими. Свойства предметов, их части и действия с ними позволяют различать предметы. Сочетания предметов. Признаки сочетаний; предметы в качестве признаков; предметы с определёнными признаками.
Как ты узнаёшь мир
Органы чувств человека. Глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания. Память – хранилище опыта. Ум. Помощь родителей и учителей детям в узнавании мира. Книга хранит знания и опыт людей. Энциклопедия.
Твоя семья и твои друзья
Твоя семья и её состав. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого её члена, «профессии» членов семьи. Твоя помощь семье. Какими качествами должна обладать семья.
Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества. Как вести себя на кухне, в ванной. Правила использования электроприборов. Правила противопожарной безопасности. Осторожность при общении с чужими и незнакомыми людьми.
Друг и друзья. Общение как взаимодействие людей, обмен мыслями, знаниями, чувствами, воздействие друг на друга. Значение общения в жизни человека. Умение общаться. Роль вежливых слов в общении. Улыбка и её роль. Выражение приветствия и прощания, благодарности, просьбы, извинения, отказа, несогласия. Как нужно слушать собеседника. Чудеса общения (слушание, разговор, музыка, рисунки, танцы). Виды общения у человека и животных, их сходство.
Что нас окружает
Город и его особенности. Жилой район: дома, улицы, парки. Городской транспорт. Взаимопомощь людей разных профессий – основа жизни города. Путешествие по городу: жилые районы, заводы и фабрики, деловой и научный центр города, зона отдыха. Село, его особенности. Жизнь людей в сёлах и деревнях. Выращивание растений в огородах, садах и полях, разведение домашних животных. Правила безопасного поведения на улице. Светофор. Дорожные знаки.
Взаимосвязь людей разных профессий в процессе производства хлеба. Сказочный герой Колобок и его путешествие. Хозяйство человека. Роль природных богатств. Добыча из подземных кладовых. Изготовление вещей на заводах и фабриках. Сельскохозяйственные растения и животные, их помощь человеку. Сельское хозяйство: растениеводство и животноводство. Сфера обслуживания. Транспорт.
Зависимость человека от природы. Живые природные богатства: животные и растения. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, запасы подземных кладовых. Силы природы – ветер, солнечный свет, течение рек. Роль природных богатств в хозяйстве человека. Бережное отношение к природным богатствам. Твёрдые, жидкие и газообразные тела, их отображение в русском языке. Три состояния воды: твёрдое (лёд, снег), жидкое (вода), газообразное (пар).
Экскурсия «Безопасная дорога в школу».
Живые обитатели планеты
Растения, грибы, животные, человек – живые организмы. Рост, дыхание, питание, размножение – свойства живых организмов. Смертность живых организмов. Бережное отношение к живым обитателям Земли.
Сходство растений и животных: дыхание, питание, рост, развитие, размножение. Растения кормят всех обитателей Земли и насыщают воздух кислородом. Растения – «кормильцы». Животные чаще подвижны, ищут добычу, поедают пищу. Их «профессия» - «едоки». Охрана живых организмов в природе – важнейшая забота человека. Многообразие растений (цветковые и нецветковые растения). Грибы. Многообразие животных. Связь живых организмов разных «профессий» друг с другом. Их приспособленность к своему месту жизни.
Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них. Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак. Комнатные растения – пришельцы из разных стран. Уход за растениями (регулярный полив, свет). Сельский дом и его обитатели – животные, их использование человеком. Забота о домашних животных. Культурные растения. Садовые, огородные и полевые растения – кормильцы человека. Фрукты и овощи. Съедобные части растений.
Человек, как и животное: дышит, питается и рождает детёнышей. Сходство человека с животными. Знакомство с назначением различных частей тела человека. Человек – разумное существо. Изготовление вещей. Поступки, свойственные разумному существу. Забота о природе.
Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов. Правила поведения в природе. Задания учащимся на сообразительность: что можно, а чего нельзя делать в природе. Бережное отношение к окружающему миру.
Отчего и почему
Последовательность событий. Причина и следствие.
Времена года
Осень. Признаки осени: похолодание, короткий день, листопад, лёд на лужах. Окраска листьев. Подготовка животных к зиме.
Зима. Признаки зимы. Погода зимой. Снег, снежинка, сосулька, морозные узоры. Животные и растения зимой. Помощь животным.
Весна. Признаки весны: ледоход, таяние снега, распускание листьев, прилёт птиц, начало цветения растений, гнездование птиц. Цветы – первоцветы. Птицы и их гнёзда.
Лето. Признаки лета: длинный день, короткая ночь, яркое солнце, гроза (гром, молния). Народные приметы. Всё живое приносит потомство, созревание плодов. Грибы. Путешествие воды. Правила поведения при грозе. Гнёзда и логова животных.
Экскурсия в парк «Осенняя природа».
Экскурсия в парк «Зимняя природа».
Экскурсия в парк «Весенняя природа».
Повторение пройденного материала.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «окружающий мир в 1-м классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
- называть основные особенности каждого времени года.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Материально-техническое обеспечение
Для реализации целей и задач обучения по данной программе используется УМК «Окружающий мир. Я и мир вокруг» для 1-го класса издательства «Баласс»:
1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Учебник для 1-го класса «Окружающий мир. Я и мир вокруг» в 2-х частях.
2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь для 1-го класса «Окружающий мир. Я и мир вокруг».
3. Вахрушев А.А. Методические рекомендации для учителя «Окружающий мир. Я и мир вокруг. 1 класс»
Дополнительная литература:
1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. «Тетрадь для самостоятельных и итоговых работ по окружающему миру для 1 класса».
2. Курапова И.И. Учебно-методическое пособие «Мои первые опыты»
3. Комплект наглядных пособий «Окружающий мир», 1 класс.
Интернет-ресурсы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/
2. Начальная школа – детям, родителям, учителям - http://www.nachalka.com/
3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/
4. Образовательная система «Школа 2100» - http://festival.1september.ru/
5. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества - http://www.openclass.ru
Наглядные пособия:
1. Натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
2. Гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
3. Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4. Изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и т.д.;
5. Географические и исторические карты;
6. Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Технические средства обучения: компьютер
Учебно-практическое оборудование: аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.
Специализированная мебель: компьютерный стол.
Предварительный просмотр:
Учебно-тематическое планирование
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
№ | Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся | Виды и формы контроля | сроки | ||
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия | план | факт | |||||
Часть 1. Мой дом, моя школа Как мы понимаем друг друга | ||||||||
1. | Как мы будем учиться | 1 ч. | Знакомство с учителем и одноклассниками | Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике. | Уметь различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе Уметь выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. | беседа | ||
2. | Ты - школьник | 1 ч. | Находить класс, своё место в классе во время экскурсии по школе | самоконтроль взаимоконтроль | ||||
3. | Путешествуем, не выходя из класса | 1 ч. | Знать и понимать правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. | самоконтроль взаимоконтроль | ||||
4. | Ценный совет | 1 ч. | Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах. | Уметь давать совет, воспользоваться чьим-либо советом. | самоконтроль взаимоконтроль | |||
5. | Зачем нам нужен жизненный опыт? | 1 ч. | Устанавливать взаимопонимания между собеседниками путём формирования навыка показывания и называния предметов, находящихся в поле зрения школьников. | самоконтроль взаимоконтроль | ||||
6-7. | Где и куда | 2 ч. | Моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление. | Уметь выполнять действия по указывающим направление словам; ориентироваться в пространстве. Уметь рассказывать, где находятся предметы и куда они движутся, отвечать на вопрос когда? | самоконтроль взаимоконтроль | |||
8. | Учимся определять верх и низ | 1 ч. | Определять направления «вверх» и «вниз». | взаимоконтроль | ||||
9. | Раньше и позже | 1 ч. | Пользоваться понятиями «раньше» и «позже»; уметь общаться между людьми. | самоконтроль взаимоконтроль | ||||
Как мы узнаём, что перед нами | ||||||||
10 - 11. | Предметы и их признаки | 2 ч. | Называть окружающие предметы и их признаки; определять предмет по набору его признаков. | Отличать верно выполненное задание от неверного; выполнять различные роли в группе. | Уметь называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи; называть предметы и определять их признаки; отличать предметы по набору их характерных признаков. | Самоконтроль взаимоконтроль | ||
12-13. | Сочетания предметов | 2 ч. | Различать предметы и выделять их признаки. Выделять систематические группы различных объектов на основе взаимосвязи предметов, входящих в эту группу. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. | Уметь определять по предмету его принадлежность к какому-либо пейзажу (интерьеру), определять по пейзажу (интерьеру) свойственные ему предметы. | самоконтроль взаимоконтроль | ||
Времена года | ||||||||
14-16. | Осень: природа готовится к зиме | 3 ч. | Различать времена года по признакам. Характеризовать времена года. Устанавливать связь особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года. | Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» | Знать правила поведения в природе; основные признаки каждого времени года. Уметь оценивать правильность поведения в природе. Уметь наблюдать сезонные изменения в природе. | самоконтроль взаимоконтроль | ||
Как мы узнаём мир | ||||||||
17. | Наши помощники – органы чувств | 1 ч. | Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются. | Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки. | Знать, что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума. | самоконтроль взаимоконтроль | ||
18. | Наши помощники – память и ум | 1 ч. | Уметь правильно соединять показания отдельных органов чувств и пользоваться своей памятью. | самоконтроль взаимоконтроль | ||||
19. | Родители, учителя и книги | 1 ч. | Объяснять, какую роль играют родители, учителя и книги в становлении и обучении человека. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. | Уметь пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы. | самоконтроль взаимоконтроль | ||
20. | Повторение и самостоятельная работа | 1 ч. | Уметь называть окружающие предметы и их взаимосвязи, оценивать правильность поведения в быту. | рубежный контроль | ||||
Твоя семья и друзья | ||||||||
21- 22. | Ты и твоя семья | 2 ч. | Уметь готовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями. Составлять перечень обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками. | Моделировать и оценивать различные ситуации поведения с друзьями. | Уметь выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с родителями, близкими родственниками. | самоконтроль взаимоконтроль | ||
23- 24. | Учимся быть самостоятельными | 2 ч. | Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном. Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой. | Знать основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Уметь оценивать правильность поведения в быту. | самоконтроль взаимоконтроль | |||
25- 25. | Ты и твои друзья | 2 ч. | Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями. Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста. | Уметь выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями. | самоконтроль взаимоконтроль | |||
27. | Повторение и самостоятельная работа | 1 ч. | Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Записывать телефоны экстренной помощи. | Уметь объяснять, как люди помогают жить друг другу, оценивать правильность поведения в быту. | Рубежный контроль | |||
Времена года | ||||||||
28- 30. | Зима: покой природы | 3 ч. | Различать времена года по признакам. Характеризовать времена года. | Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» | Знать особенности погоды зимой, особенности живой и неживой природы. Уметь наблюдать сезонные изменения в природе. | самоконтроль взаимоконтроль | ||
31. | Повторение и самостоятельная работа | 1 ч. | Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года. | Уметь раскрывать основные особенности и отличия каждого времени года | рубежный контроль | |||
32. | Итоговая работа №1 | 1 ч. | Применять полученные знания и умения на уроках и в жизни. | Уметь раскрывать основные особенности и отличия каждого времени года; называть окружающие предметы и определять их взаимосвязи; оценивать правильность поведения в быту. | итоговый контроль | |||
33. | Учимся решать жизненные задачи | 1 ч. | взаимоконтроль | |||||
Часть 2. Мир вокруг Что нас окружает | ||||||||
34- 35. | Город, в котором мы живём | 2 ч. | Уметь готовить рассказ о занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями. Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни. | Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного города на основе дополнительной информации. Подбирать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры. | Знать, что такое город и село; основные профессии людей и взаимопомощь людей разных профессий | самоконтроль взаимоконтроль | ||
36- 37. | Учимся быть пешеходами | 2 ч. | Проиграть учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения. Характеризовать разные виды транспорта. | Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр. Уметь соблюдать правила безопасности по дороге домой, во время экскурсии. | Уметь оценивать правильность своего поведения на улице | самоконтроль взаимоконтроль | ||
38- 39. | Хозяйство человека | 2 ч. | Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни. Приводить примеры действий людей разных профессий по созданию окружающих нас вещей. | Демонстриро вать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта. | Уметь определять предметы сельскохозяйственного труда и промышленного производства. | самоконтроль взаимоконтроль | ||
40. | Повторение и самостоятельная работа | 1 ч. | Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону | Уметь называть окружающие предметы и определять их взаимосвязи; объяснять, как люди помогают жить друг другу; называть живые и неживые природные богатства и объяснять их роль в жизни человека. | рубежный контроль | |||
41. | Богатства природы | 1 ч. | Приводить примеры использования человеком богатств природы. | Анализировать примеры использования человеком богатств природы. | Уметь классифицировать природные богатства. | самоконтроль взаимоконтроль | ||
42. | Твёрдые тела, жидкости и газы | 1 ч. | Знать о различных состояниях веществ и их свойствах; выделять и описывать признаки предметов. | Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний. | Уметь выделять и описывать свойства веществ. | самоконтроль взаимоконтроль | ||
43. | Повторение и самостоятельная работа | 1 ч. | Сравнивать и различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Характеризовать их свойства. | Уметь называть живые и неживые природные богатства и объяснять их роль в жизни человека. | рубежный контроль | |||
Времена года | ||||||||
44- 46. | Весна: пробуждение природы | 3 ч. | Различать времена года по признакам. Характеризовать времена года. Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года. | Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года». | Знать признаки весны, особенности живой и неживой природы. Уметь наблюдать сезонные изменения в природе. | самоконтроль взаимоконтроль | ||
47. | Итоговая работа №2 | 1 ч. | Применять полученные знания и умения на уроках и в жизни. | Уметь оценивать правильность поведения в быту; объяснять, как люди помогают жить друг другу; называть живые и неживые природные богатства и объяснять их роль в жизни человека; раскрывать основные особенности и отличия каждого времени года. | итоговый контроль | |||
Живые обитатели планеты | ||||||||
48. | Живое и неживое | 1 ч. | Сравнивать и различать объекты живой и неживой природы. | Группировать (классифициро вать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. | самоконтроль взаимоконтроль | ||
49. | Растения и животные | 1 ч. | Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. | Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам. | Знать, что растения на свету создают сложные вещества из простых, выделяют кислород, неподвижны, имеют зеленый цвет. Знать, что животные питаются другими организмами, подвижны, имеют разную окраску. | самоконтроль взаимоконтроль | ||
50. | Равновесие в природе | 1 ч. | Иметь начальное представление о биотическом круговороте веществ и экологическом равновесии, связывающих всё живое и неживое. Находить взаимосвязи в природе. | Называть окружающие предметы и их взаимосвязи. | Уметь находить и объяснять простейшие взаимосвязи в природе. | самоконтроль взаимоконтроль | ||
51. | Домашние любимцы и комнатные растения | 1 ч. | Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных. Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности). | Группировать (классифициро вать) объекты природы по признакам: домашние – дикие животные; культурные – дикорастущие растения. | Уметь классифицировать объекты природы по признакам: культурные—дикорастущие растения, домашние—дикие животные. | самоконтроль взаимоконтроль | ||
52. | Наши помощники – домашние животные и культурные растения | 1 ч. | взаимоконтроль | |||||
53. | Повторение и самостоятельная работа | 1 ч. | Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности). | Умение раскрывать основные особенности и отличия каждого времени года. | рубежный контроль | |||
54. | Человек – разумное существо | 1 ч. | Приводить примеры особенностей человека как разумного существа. | Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире. | Знать главное отличие человека от животных – наличие разума. | самоконтроль взаимоконтроль | ||
55. | Природа и мы | 1 ч. | Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). | Оценивать конкретные примеры поведения в природе. | Знать правила поведения в природе. Уметь оценивать правильность своего поведения в природе | самоконтроль взаимоконтроль | ||
56. | Повторение и самостоятельная работа | 1 ч. | Уметь проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе. | Уметь называть живые и неживые природные богатства и объяснять их роль в жизни человека | рубежный контроль | |||
Времена года | ||||||||
57- 58. | Лето: природа цветёт и плодоносит | 2 ч. | Различать времена года по признакам. Характеризовать времена года. Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года | Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года». | Знать признаки лета, особенности живой и неживой природы. Знать правила поведения в природе. Уметь оценивать правильность своего поведения в природе. | самоконтроль взаимоконтроль | ||
59. | Отчего и почему | 1 ч. | Иметь представления об особенностях причинного объяснения окружающего мира. Иметь навык причинного объяснения собственного опыта. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. | Учиться объяснять причины природных явлений. | самоконтроль взаимоконтроль | ||
60. | Повторение и самостоятельная работа | 1 ч. | Приводить примеры простейших причинно- следственных связей | Уметь оценивать правильность поведения в быту, в природе. | рубежный контроль | |||
61. | Итоговая работа №3 | 1 ч. | Применять полученные знания и умения на уроках и в жизни. | Уметь называть живые и неживые природные богатства и объяснять их роль в жизни человека; оценивать правильность поведения в природе; раскрывать основные особенности и отличия каждого времени года. | итоговый контроль | |||
62. | Учимся решать жизненные задачи | 1 ч. | взаимоконтроль | |||||
63- 66. | Часы по усмотрению учителя | 4 ч. | самоконтроль взаимоконтроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...