Конспект урока "Птицы зимой"
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Копеина Людмила Васильевна

Разработка урока по предмету окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_pticy_zimoy_-_17.07.2013_g.odt19.75 КБ

Предварительный просмотр:

                 

                Конспект

   урока  окружающего  мира

                в  3  классе

 

  Тема:  « Птицы  зимой »

   

     .
           

                    Копеина  Людмила  Васильевна,

                                    учитель  начальных  классов

                                    МОУ  Колонтаевской  НОШ  № 71.

                                    Урок показан на заседании  

                                    объединенного ШМО НОШ №29, 71

                                                          22  декабря  2008 года

Цель:  формировать  исследовательские  умения  у  младших  школьников;

                   продолжить знакомство с зимними изменениями в природе;

                   дать представление о  жизни зимующих  птиц;

                   развивать  познавательную  активность  детей;

                   учить детей сравнивать природные объекты,

                   устанавливать между ними связь, делать выводы;
                  воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ход  урока.

Организационный  момент:  на  партах  лежат  

          учебники  окружающего  мира,  тетради,  доклады.

Вступление.

Уч.  Скоро  белые  метели  снег  подымут  от  земли.

        Улетают,  улетели,  улетели  журавли.

        Не  слыхать  кукушки  в  роще, и  скворечник  опустел.

        Аист  крыльями  полощет  -  улетает,  улетел.

        Лист  качается  узорный  в  синей  луже  на  воде.

        Ходят  грач  с  грачихой  черные  в  огороде  по  гряде.

        Осыпаясь,  пожелтели  солнца  редкие  лучи.

         Улетают,  улетели,  улетели  и  грачи.                      ( Е. Благинина )

 Грустное  стихотворение.  Не  правда  ли?

Когда  же  это  бывает?

Д.  Это  время  года  -  осень.

Слайд  № 1.

        Картины  осени.

Уч.  А  сейчас  какое  время  года?

Д.  Зима

Слайд  № 2.

         Картины  зимы.

Уч.Какие  изменения  произошли  в  природе?

Д.  Солнце  все  ниже  и  ниже;  

      дни  короткие,  холодные;  

      небо  серое;  

      солнечных  дней  мало;  

      почва  и  водоемы  замерзли.

Уч.  Почему  же  это  произошло?

Д.  Солнце  ниже;  

      воздух  не  прогревается;

      температура  воздуха  ниже,  а  изменение  температуры  воздуха  влечет  за  собой

      изменения  в  жизни  растений,  человека  и  животных.

Уч.  Какой  же  вывод  сделаем?

Д.  В  природе  все  взаимосвязано.

Уч.  Что  изменилось  жизни  деревьев?

Д.  Лиственные  деревья  уснули,  в  них  прекратилось  сокодвижение;  

      на  деревьях  голые  веточки  с  почками,  иногда  стоят  деревья  с  плодами,  с  сухими

      листьями;  

      хвойные  деревья  красивы  густой  зеленью;  

      под  снегом  спят  травянистые  растения  с  плодами  и  листьями.

Уч.  Приведите  примеры.

Д.  Плоды  кое  -  где  есть  на  рябине,  клене,  акации,  липе,  шиповнике,  бузине.

      На  елях,  соснах,  кедрах  растут  шишки.

      Земляника,  клюква,  брусника  под  снегом  с  зелеными  листочками  и  яркими

      плодами.

Уч.  Так  что  же  помогает  растениям  перетерпеть  морозы?

        Отгадайте  загадку.

         Когда  повяли  все  цветы,  мы  прилетели  с  высоты.

         Мы,  как  серебряные  пчелки,  уселись  на  колючей  елке.

         Мы  полетели  на  поля,  и  стала  белою  земля.

Д.  Это  снежинки.  Снежный  покров  укрыл  землю.  Чем  больше  снега,  тем  теплее

      растениям.    

Слайд  №

Д.  Читают  стихи.

       Поет  зима  -  аукает,  мохнатый  лес  баюкает  

       Стозвоном  сосняка.

       Кругом  с  тоской  глубокою  плывут  в  страну  далекую  

       Седые  облака.

       А  по  двору  метелица  ковром  шелковым  стелется,

       Но  больно  холодна.

       Воробушки  игривые,  как  детки  сиротливые,

       Прижались  у  окна.  ( С. Есенин )

Уч.  Блестит,  переливается  всеми  цветами  радуги  снег.

Слайд  № 3.

         Спасибо,  мороз,  что  снегу  нанес!

Уч.  Так  говорит  пословица.

Слайд  № 4.

          Картина  падающего снега.

Уч.    А  всем  ли  хорошо,  когда  снега  много?

Д.  Птицам  трудно  искать  корм  в  глубоком  снегу.

Уч.  Переходим  к  новому  материалу.  Из  всего  выше сказанного,  как  вы  думаете,  о  ком  мы  будем  говорить  на  уроке?

Д.  О  зимующих  птицах.

Уч.  Многие  птицы  совсем  не  улетают  от  нас  на  зиму.

Слайд № 5.

         Рисунки  птиц:  рябчик,  глухарь,  куропатка,  тетерев,  перепелка.

Уч.  Из  данных  птиц  -  курочек  одна  только  перепелка  -  птица  перелетная,  

        а  рябчики,  тетерева,  глухари,  куропатки  живут  круглый  год  на  одном  месте.

        Отгадайте  загадку.  Маленький  мальчишка  в  сером  армячишке

                                           По  дворам  шныряет,  крохи  подбирает.  ( Воробей )

Слайд  № 6.

         Рисунок  воробья.

Уч.  Из  мелких  птичек  воробьи  никуда  от  нас  не  улетают.

Слайд  № 7.

         Рисунки:  овсянка,  синица,  дятел,  сойка,  сорока.    

Уч.  Остаются  с  нами  овсянки,  синицы,  дятлы,  сороки,  сойки.

        А  в  том  месте,  где  есть  незамерзающие  водоемы,  остаются  зимовать  утки.

Слайд  № 8.

         Рисунок:  утки  на  водоемах.

Уч.  Тихо  в  лесу  зимним  утром,  Чернеют  стволы  и  сучья  еловых  деревьев.  

        На  зеленых  лапах  елей  и  сосен  лежат  пухлые  подушки  снега.  Ни  шелеста,

        ни  звука  не  слыхать.  И  кажется,  нет  никого  во  всем  лесу.

         Вдруг,  точно  живые  цветы,  запорхают  между  деревьями,  мелькнут  желтым,

         красным,  оранжевым,  повиснут  на  еловых  лапах.  Это  стайка  ярко-пестрых

         клестов  облепила  ели,  лущит  из  шишек  семена.

Слайд  № 9.

         Рисунок:  клесты.

Уч.  А  через  несколько  минут  также  неожиданно  вспорхнет  стайка  -  и  дальше.  

        Краснеют  уцелевшие  на  рябине  гроздья  ягод.  И  уже  не  пропустит  их

        пролетающая  стайка  красивых  свиристелей,  всю  обдерет.

Слайд  № 10.

        Рисунок:  свиристели.

Уч.  С  веселым  писком  и  свистом  пролетят  синицы,  рассыплются  по  веткам,  начнут

         вертеться  на  них.

Слайд  № 11.

         Рисунок:  синицы.

Уч.  Вниз  головой  по  стволу  побежит  голубой  поползень,  поднимаясь  вверх,

         закружится  коричневая  пищуха.

Слайд  № 12.

         Рисунок:  поползень,  пищуха.

Уч.  А  с  ними  и  пестрый  дятел.

       Отгадайте  загадку.  Черный  жилет,  красный  берет.

                                          Нос,  как   топор,  хвост,  как  упор.       ( Дятел )

Слайд  № 13.

         Рисунок:  дятел.

Уч.  На  торчащих  из-под  снега  мохнатых  головках  чертополоха  сидят  щеглы.

Слайд  № 14.

         Рисунок:  щеглы.

Уч.  Много  крох  перепадает  птицам  с  человеческого  стола.  Поэтому  зимой  птицы

        жмутся  к  жилью  людей.

         Зимой  среди  деревни  часто  заметишь красивую  сойку  с  ярко-голубыми  

         перьями  на  крыльях,  а  летом  ее  и  не увидишь:  заберется  в  чащу  и  не

         показывается.

Слайд  № 15.

         Рисунок:  сойки.

Уч.  Чем  же  страшна  зима  птицам?

Д.  Зима  страшна  птичкам  голодом,  а  не  холодом

Уч.  Смотрим  на  выставку  ваших  работ.

        Работа  в  группах  -  по  4  человека;  групп 3.  

        Знаете  ли  вы?

Вопрос  задает  один  ученик  своей  группе

Остальные  дети,  посовещавшись,  отвечают

В  холодные  дни  птицы...

ищут  корм  в  течении  всего  дня.

Если  кто-нибудь  из  снегирей  попал  в  ловушку...

остальные  спешат  к  нему.

Воробьи  стойко  переносят...

холод.

Воробьи  утепляют  свой  ночлег  под  крышами...

к  сильным  морозам.

Почему  дятел  не  может  летать  быстро  и  далеко?

Гнездятся  в  деревьях  с  расщелиной,  где  устраивает  свою  кузнецу.  В  нее  он  несет  шишки,  а  из  коры  вытаскивает  насекомых.    

Стайки  клестов  можно  часто  увидеть  в  наших  лесах...

в  годы  урожая  еловых  семян.

Клестов  еще  называют...

северными  попугайчиками.

Глухари  отдых  проводят  в...

сугробе,  иногда  целых  3  дня.

Птицы  летят  зимой  в  города,  села,...

чтобы  кормиться.

Птицам  нельзя  давать  …  семена

жареные.

Крошки  черного  хлеба...

вредны  для  птиц.

Уч.  Сейчас  я  расскажу  вам  сказку  « Зимние  гости ».

        Что  вы  поняли  и  приняли  для  себя?

Д.  Дружба  помогает  выжить  в  самых  сложных  условиях.

Уч.  А  сейчас  мы  послушаем  ваши  доклады:  « Птицы  под  снегом »,  « Где  ночуют

        птицы? »,  « Подкормка  и  охрана  зимующих  птиц »,  « О  галках,  воронах,  

        сороках ».

       Отгадайте  загадку.  Верещунья,  белобока,  а  зовут  ее  …          сорока.

       А   кто  из  вас  знает  загадку  о  сороке?

Д.  Непоседа  пестрая,  птица  длиннохвостая,
     Птица  говорливая,  самая  болтливая.         ( Сорока )

Д.  Рассказывают  стихотворение  « Наши  друзья »  Г. Ладонщикова.

Рефлексия.
     Наше путешествие  к  зимующим  птицам  подошло к концу.
     Оцените работу в группе.
     Что понравилось на уроке?

      С кем бы хотели продолжить наш  разговор  о птицах, теперь уже о перелетных?

      Пожмите друг другу руку и поблагодарите коллег по  путешествию за совместную

      работу.
Итог.
    Вы собрали богатый материал  о жизни птиц зимой. Всё это мы оформим в одну

     большую папку-альбом: Как птицам перезимовать?
    Теперь я спокойна:  вы не оставите птиц в беде. На следующем уроке мы развесим

     несколько кормушек около школы и будем помогать птицам зимовать, а несколько

     кормушек вы с родителями повесите около своих домов.

Слайд  № 16.

         Спасибо всем за работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект мероприятия "Зимующие птицы"

Внеклассное воспитательное мероприятие можно провести во 2 классе, когда проходите тему "Зимующие птицы" по окружающему миру. Оно очень хорошо помогает детям запомнить птиц в игровой форме, а также зн...

КОНСПЕКТ УРОКА "ЗИМА"

КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ ШКОЛ 8 ВИДА ВТОРОЙ ВАРИАНТ ОБУЧЕНИЯ...

Конспект занятия "Зимующие птицы"

Конспект занятия предназначен для детей в возрасте от 8 до 12 лет, занимающихся в объединениях экологической направленности, а также может быть использован учителями начальных классов для проведения у...

Слайды к конспекту занятия: "Зимующие птицы"

Конспект разработан для детей раннего возраста. Малыши мыслят предметно, поэтому слайды с картинками им помогают освоить материал занятия...

Конспект занятия "Зимующие птицы"

Интерактивное занятие для детей 6-7 лет "Зимующие птици"...

Конспект урока "Зимующие птицы". Пластилинография.

Конспект урока по технологии во 2 классе на тему "Зимующие птицы" в технике пластилинография....