Конспект занятия "Зимующие птицы"
план-конспект урока по окружающему миру по теме
Конспект занятия предназначен для детей в возрасте от 8 до 12 лет, занимающихся в объединениях экологической направленности, а также может быть использован учителями начальных классов для проведения уроков по окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_pomogi_pticam_zimoy.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Архангельской области
«Дворец детского и юношеского творчества»
Конспект занятия
«Помоги птицам зимой»
(для обучающихся 8-12 лет)
Амосова Анна Егоровна,
педагог дополнительного образования
Быкова Наталия Александровна,
педагог дополнительного образования
Архангельск
2013 год
Пояснительная записка
Цель: познакомить обучающихся с многообразием зимующих птиц.
Задачи:
Образовательные:
- Систематизировать знания о перелётных и зимующих птицах.
- Познакомить обучающихся с зимующими птицами Архангельской области.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность у обучающихся.
- Развивать умение работать в микрогруппах.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование;
- аудиозаписи с голосами птиц;
- наглядное пособие «Зимующие и перелётные птицы»;
- раздаточный материал с кроссвордом «Зимующие птицы»;
- раздаточный материал с заданиями для закрепления;
- кормушки для птиц и варианты корма для их наполнения.
Используемые методы:
- словесный: рассказы педагога и высказывания обучающихся;
- наглядный: демонстрация карточек с зимующими и перелётными птицами, презентация, прослушивание записей голосов зимующих птиц;
- практический: выбор корма для зимующих птиц.
Участники: обучающиеся 8-12 лет.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Цель: подготовка учащихся к работе на занятии.
2. Введение в тему (подготовка к основному этапу занятия).
Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
- Чтобы узнать, о каком классе животных пойдёт речь на нашем занятии, вам необходимо выполнить следующее задание: вставить в пустые кружочки пропущенные буквы, чтобы получились слова. Соединив эти буквы, вы узнаете о ком же мы сегодня будем говорить.
Детям выдаётся раздаточный материал (Приложение 1). Выполнение задания.
- Итак, сегодня мы будем говорить о птицах.
Каких птиц мы можем увидеть зимой?
Почему одни птицы улетают на юг с приходом холодов, а другие остаются или, наоборот, прилетают к нам?
Рассуждения детей.
Просмотр 1 и 2 слайда мультимедийной презентации (схема «Птицы перелётные, зимующие, оседлые, кочующие», определение данным понятиям, представители).
- Ну, а для того, чтобы узнать о каких именно птицах пойдёт у нас с вами речь на нашем занятии, вам предлагается разгадать кроссворд. Если кроссворд будет разгадан правильно, то по вертикали в выделенном столбце вы прочитаете название этих птиц.
Дети разгадывают кроссворд (Приложение 2).
- Какое же слово получилось у нас?
Ответы детей
3. Усвоение новых знаний.
Цель: обеспечение восприятия и осмысления новых знаний.
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о жизни птиц в зимний период. Легко или трудно приходится пернатым в зимний период? Как они добывают себе пищу? На эти и многие другие вопросы мы сможем ответить в ходе нашего занятия. А поможет нам в этом просмотр презентации «Зимующие птицы».
Просмотр презентации и последующее её обсуждение с детьми
4. Физкультминутка «Птичья столовая».
- Я сейчас буду называть только птиц, но, если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно топать или хлопать. Начинаем.
Прилетели птицы: голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы: голуби, синицы,
Аисты, вороны, галки, макароны…
Прилетели птицы: голуби, куницы…
Прилетели птицы: голуби, синицы,
Галки и стрижи, чибисы, чижи,
Аисты, кукушки, даже совы-сплюшки,
Лебеди, скворцы, все вы молодцы!
5. Контроль усвоения полученных знаний.
Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов и неверных представлений и их последующая коррекция.
- А сейчас, ребята, я проверю, насколько внимательны вы были на занятии. Для этого вам предлагается самостоятельно выполнить предложенное задание.
Дети выполняют задание на закрепление (Приложение 3).
Обсуждение выполненной работы.
- Во время просмотра презентации вы не только познакомились с различными видами зимующих птиц, узнали особенности их жизни зимой, но и прослушали голос каждой из этих птиц.
И сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай - чья песня?»
Включается фонограмма с голосами птиц, с которыми дети познакомились во время просмотра презентации.
- Для выполнения следующего задания нам необходимо разделиться на группы (дети делятся на группы по количеству заготовленных кормушек).
Из предложенного корма выберите тот, который вы положите в свою кормушку.
Практическая работа детей в микрогруппах.
Обсуждение выполненной работы.
- А сейчас, ребята, у своей кормушки разместите карточки тех птиц, которые могут прилететь к вашей «зимней столовой».
Работа с карточками из наглядного пособия «Зимующие и перелётные птицы». Обсуждение выполненной работы.
- Подведение итога занятия.
Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
- Ребята, о каких животных у нас с вами шла речь сегодня на занятии? Что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего запомнилось? Какие вопросы вызвали у вас наибольшие затруднения?
- Домашнее задание.
Цель: обеспечение понимания целей, содержания и способов выполнения домашнего задания.
- Ребята, я предлагаю вам сделать дома кормушки – такие, как у нас, либо другой формы. Можно обратиться за помощью к родителям.
Кормушку повесьте рядом со своим домом и не забывайте её постоянно пополнять кормом.
Рекомендации
Методическая разработка учебного занятия по теме: «Помоги зимующим птицам» может быть использована в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования в работе кружков, клубов и других объединений учащихся эколого-биологической направленности
Список литературных источников:
- Андреев В.А. Систематический каталог птиц г. Архангельска и пригородной зоны. – Архангельск: Изд-во «Солти», 2007. – 35 с.
- Боголюбова А.С., Васюкова О.В., Засько Д.Н., Преображенская Е.С. Результаты зимних учётов птиц Европейской части СССР. – М.: Наука, 1990. – Вып. 2. – 178 с.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 159 с.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. – 128 с.
- Зелёный мир: Методич. пособие в помощь в помощь школьным экологич. объединениям. СЛЭШ Сост. М.Г. Рябова, Л.В. Пурпурова, К.А. Бычкова, А.С. Данченко, Н.В. Нагорнова. – Волгоград: Волгогр. ООП, 1994. – 70 с.
- Иваницкий В.Н. Наши соседи – клест. 2СЛЭША Юный натуралист №1 – 1991, с. 12-13
- Кайгородов Д.Н. Наши птицы СЛЭШ Науч. ред. В.В. Морозов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 332 с.: ил. – (Жизнь животных)
- Куркова С.М., Сидоренко В.Н. Окружающий мир. 3 класс: Метод. пособие. – СПб.: «Паритет», 2004. – 192 с.
- Шартон Е.С. Занимательная биология. Практическое пособие для руководителей кружков Дворцов пионеров, школ. – Архангельск: Изд-во «Правда Севера», 1991. – 48 с.
- Школа природы: Метод. бюл. …..(слэш) Сост. В.А. Андреев; Арханг. обл. краевед. Музей; Арханг. центр Рус. геогр. о-ва. Архангельск: Изд-во Боргес, 2001. Вып. №1. – 56 с.
- Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ», 2004. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Птицы зимой"
Разработка урока по предмету окружающий мир...
Конспект как птицы и животные готовятся к зиме
« КАК ПТИЦЫ И ЖИВОТНЫЕ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ»Цель: - познакомить дошкольников с особенностями жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду; ...
Конспект урока "Птицы" 2 класс
2 класс ПНШ...
Конспект занятия :"Птицы зимой"
Конспект занятия для обучающихся с множественными нарушениями в развитии....
Конспект "Зимующие птицы"
Цель: формирование основ взаимодействия с природой (рассматривание птиц, не нанося им вред)...
Конспект урока "Птицы - вестники весны" (1 класс,УМК "Школа России")
Конспект урока "Птицы - вестники весны" (1 класс, УМК "Школа России")...
конспект занятия "Птицы Красноярского края. Эко- кормушка"
Тема: Птицы Красноярского края (Эко-кормушка).Цель: формирование у дошкольников экологического сознания, уважительного отношения к природе родного края, активной жизненной и гражданской поз...