Конспект занятия "Зимующие птицы"
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Амосова Анна Егоровна

Конспект занятия предназначен для детей в возрасте от 8 до 12 лет, занимающихся в объединениях экологической направленности, а также может быть использован учителями начальных классов для проведения уроков по окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_pomogi_pticam_zimoy.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Архангельской области

«Дворец детского и юношеского творчества»

Конспект занятия

«Помоги птицам зимой»

(для обучающихся 8-12 лет)

Амосова Анна Егоровна,

педагог дополнительного образования

Быкова Наталия Александровна,

педагог дополнительного образования

Архангельск

2013 год

Пояснительная записка

Цель: познакомить обучающихся с многообразием зимующих птиц.

Задачи:

Образовательные:

  1. Систематизировать знания о перелётных и зимующих птицах.
  2. Познакомить обучающихся с зимующими птицами Архангельской области.

Развивающие:

  1. Развивать познавательную активность у обучающихся.
  2. Развивать умение работать в микрогруппах.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

Оборудование:

  1. мультимедийное оборудование;
  2. аудиозаписи с голосами птиц;
  3. наглядное пособие «Зимующие и перелётные птицы»;
  4. раздаточный материал с кроссвордом «Зимующие птицы»;
  5. раздаточный материал с заданиями для закрепления;
  6. кормушки для птиц и варианты корма для их наполнения.

Используемые методы:

  1. словесный: рассказы педагога  и  высказывания обучающихся;
  2. наглядный: демонстрация карточек с зимующими и перелётными птицами, презентация, прослушивание записей голосов зимующих птиц;
  3. практический: выбор корма для зимующих птиц.

Участники: обучающиеся 8-12 лет.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Цель: подготовка учащихся к работе на занятии.

2. Введение в тему (подготовка к основному этапу занятия). 

Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

- Чтобы узнать, о каком классе животных пойдёт речь на нашем занятии, вам необходимо выполнить следующее задание: вставить в пустые кружочки пропущенные буквы, чтобы получились слова. Соединив эти буквы, вы узнаете о ком же мы сегодня будем говорить.

Детям выдаётся раздаточный материал (Приложение 1). Выполнение задания.

- Итак, сегодня мы будем говорить о птицах.

Каких птиц мы можем увидеть зимой?

Почему одни птицы улетают на юг с приходом холодов, а другие остаются или, наоборот, прилетают к нам?

Рассуждения детей.

Просмотр 1 и 2  слайда мультимедийной презентации (схема «Птицы перелётные, зимующие, оседлые, кочующие», определение данным понятиям, представители).

- Ну, а для того, чтобы узнать о каких именно птицах пойдёт у нас с вами речь на нашем занятии, вам предлагается разгадать кроссворд.  Если кроссворд будет разгадан правильно, то по вертикали в выделенном столбце вы прочитаете название этих птиц.

Дети разгадывают кроссворд (Приложение 2).

- Какое же слово получилось у нас?

Ответы детей

3. Усвоение новых знаний.

Цель: обеспечение восприятия и осмысления новых знаний.

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о жизни птиц в зимний период. Легко или трудно приходится пернатым в зимний период?  Как они добывают себе пищу? На эти и многие другие вопросы мы сможем ответить в ходе нашего занятия. А поможет нам в этом просмотр презентации «Зимующие птицы».

Просмотр презентации и последующее её обсуждение с детьми

4. Физкультминутка «Птичья столовая».

- Я сейчас буду называть только птиц, но, если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно топать или хлопать. Начинаем.

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Аисты, вороны,  галки, макароны

Прилетели птицы: голуби, куницы

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Галки и стрижи, чибисы, чижи,

Аисты, кукушки, даже совы-сплюшки,

Лебеди, скворцы, все вы молодцы!

5. Контроль усвоения полученных знаний.

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов и неверных представлений и их последующая коррекция.

 

- А сейчас, ребята, я проверю, насколько внимательны вы были на занятии. Для этого вам предлагается самостоятельно выполнить предложенное задание.

Дети выполняют задание на закрепление (Приложение 3).

Обсуждение выполненной работы.

- Во время просмотра презентации вы не только познакомились с различными видами зимующих птиц, узнали особенности их жизни зимой, но и прослушали голос каждой из этих птиц.

И сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай - чья песня?»  

Включается фонограмма с голосами птиц, с которыми дети познакомились во время просмотра презентации.

- Для выполнения следующего задания нам необходимо разделиться на группы (дети делятся на группы по количеству заготовленных кормушек).

Из предложенного корма выберите тот, который вы положите в свою кормушку.

Практическая  работа детей в микрогруппах.

 Обсуждение выполненной работы.

- А сейчас, ребята, у своей кормушки разместите карточки тех птиц, которые могут прилететь к вашей «зимней столовой».

Работа с карточками из наглядного пособия «Зимующие и перелётные птицы». Обсуждение выполненной работы.

  1. Подведение итога занятия.

Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

- Ребята, о каких животных у нас с вами шла речь сегодня на занятии? Что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего запомнилось?  Какие вопросы вызвали у вас наибольшие затруднения?

  1. Домашнее задание.

Цель: обеспечение понимания целей, содержания и способов выполнения домашнего задания.

- Ребята, я предлагаю вам сделать дома кормушки – такие, как у нас, либо другой формы. Можно обратиться за помощью к родителям.

Кормушку повесьте рядом со своим домом и не забывайте её постоянно пополнять кормом.

Рекомендации

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Помоги зимующим птицам» может быть использована в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования в работе кружков, клубов и других объединений учащихся эколого-биологической направленности

Список литературных источников:

  1. Андреев В.А. Систематический каталог птиц г. Архангельска и пригородной зоны. – Архангельск: Изд-во «Солти», 2007. – 35 с.
  2. Боголюбова А.С., Васюкова О.В., Засько Д.Н., Преображенская Е.С. Результаты зимних учётов птиц Европейской части СССР. – М.: Наука, 1990. – Вып. 2. – 178 с.
  3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 159 с.
  4. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. – 128 с.
  5. Зелёный мир: Методич. пособие в помощь в помощь школьным экологич. объединениям. СЛЭШ Сост. М.Г. Рябова, Л.В. Пурпурова, К.А. Бычкова, А.С. Данченко, Н.В. Нагорнова. – Волгоград: Волгогр. ООП, 1994. – 70 с.
  6. Иваницкий В.Н. Наши соседи – клест. 2СЛЭША Юный натуралист №1 – 1991, с. 12-13
  7. Кайгородов Д.Н. Наши птицы СЛЭШ Науч. ред. В.В. Морозов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 332 с.: ил. – (Жизнь животных)
  8. Куркова С.М., Сидоренко В.Н. Окружающий мир. 3 класс: Метод. пособие. – СПб.: «Паритет», 2004. – 192 с.
  9. Шартон Е.С. Занимательная биология. Практическое пособие для руководителей кружков Дворцов пионеров, школ. – Архангельск: Изд-во «Правда Севера», 1991. – 48 с.
  10. Школа природы: Метод. бюл. …..(слэш) Сост. В.А. Андреев; Арханг. обл. краевед. Музей; Арханг. центр Рус. геогр. о-ва. Архангельск: Изд-во Боргес, 2001. Вып. №1. – 56 с.
  11.  Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ», 2004. – 96 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Птицы зимой"

Разработка урока по предмету окружающий мир...

Конспект как птицы и животные готовятся к зиме

« КАК ПТИЦЫ И ЖИВОТНЫЕ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ»Цель: - познакомить дошкольников  с особенностями жизни животных осенью в связи  с подготовкой к зимнему периоду;        ...

Конспект занятия :"Птицы зимой"

Конспект занятия для обучающихся с множественными нарушениями в развитии....

Конспект "Зимующие птицы"

Цель: формирование основ взаимодействия с природой (рассматривание птиц, не нанося им вред)...

Конспект урока "Птицы - вестники весны" (1 класс,УМК "Школа России")

Конспект урока "Птицы - вестники весны" (1 класс, УМК "Школа России")...

конспект занятия "Птицы Красноярского края. Эко- кормушка"

Тема: Птицы Красноярского края (Эко-кормушка).Цель: формирование  у дошкольников экологического сознания, уважительного отношения к природе родного края, активной жизненной и гражданской поз...