Конспект урока "Зима в неживой природе"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема: «Зима в неживой природе»
(окружающий мир)
Цели деятельности учителя: создать условия для знакомства с изменениями, происходящими в неживой природе зимой.
Тип урока: открытие нового знания
Планируемые результаты
Предметные
- перечислять зимние природные явления, опираясь на непосредственный жизненный опыт(снежный покров, лёд на водоёмах, снегопад, метель, изморозь, оттепель, гололёд);
- иметь понятие о зимнем солнцестоянии и поговорках о нём;
- знать даты зимнего солнцестояния и зимнего солнцеворота;
- наблюдать за формой снежинок;
- наблюдать за погодой зимой.
Личностные
- выражать своё отношение к красоте зимней природы.
Оборудование урока: учебник А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая «окружающий мир» 2/2ч ; рабочая тетрадь; карточки для работы в группах, схемы «солнышко», снежинки для рефлексии.
Этапы урока, методы и приёмы | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность Учащихся. | Планируемые результаты УУД |
1.Орг. момент . | 1 | С перемены мы вернулись, Сели ровно, улыбнулись. Вот звенит для нас звонок, Начинается урок! | Слушать учителя | Личностные: воспринимать речь учителя непосредственно обращенную к учащимся. |
2. Актуализация знаний и умений. Целеполагание. Прак: просмотр видеофрагмента. Прак: определение темы и цели урока. | 8 | Повторение: - Какой большой раздел вы начали изучать? (зима) - Расскажите, что изменяется в природе с наступлением зимы? (холодно, везде лежит снег, реки, озёра покрываются льдом, солнце выглядывает редко) - Назовите зимние месяца по порядку, какие старинные название месяцев вам запомнились? (декабрь - студень, холодень; январь - просинец, лютовей, перелом зимы, февраль - снежень, бокогрей, снегосей) - - Посмотрите видео сюжет, послушайте музыку – и вы поймете, какова тема нашей встречи. (Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс снежинок» из балета «Щелкунчик» + видеоматериал по теме «Зима») - Какое название вы бы дали этому видеосюжету? Автором музыкального произведения, которое вы услышали, является П.И. Чайковский, русский композитор, дирижер и педагог, а называется оно – «Вальс снежинок» Работа в группах(по 4 человека) -Я подготовила картинки, а у вас на партах таблицы, которые вы должны заполнить. Распределите номера картинок в соответствии с заданием (живая и неживая природа) -Какие картинка осталась? Почему? ( Не относятся к природе -сделаны руками человека) - Приведите ещё примеры объектов неживой природы. - А теперь подумайте о чем мы будем говорить на уроке? (зима в неживой природе) - Предположите цель.( рассмотреть зимние явления в неживой природе) | Слушать учителя. Отвечать на вопросы. Анализировать видеофрагмент. Работать в группах. Формулировать тему и цель урока. | Предметные: Установление причинно-следственных связей. Умение осознанно строить речевое высказывание устно. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. |
3.Подготовка к основному этапу занятия Прак: работа в парах со схемами. | 2 | -Сегодня на уроке нам встретятся такие слова: солнцестояние, солнцеворот, оттепель, гололед, метель, снегопад, изморозь. Прочитайте их. - Какие из этих слов вам знакомы? Объясните их значение - Возьмите карточку со схемой «Солнышко» и, работая в паре, попробуйте соединить понятия и их значения. - Отложите схемы. Сегодня мы еще не раз вернемся к ним и узнаем, чья пара выполнила работу точнее всех. | Слушать учителя. Отвечать на вопросы. Работать в парах. | Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания. |
4.Усвоение новых знаний Словесн: работа по схеме
Прак: работа по учебнику. | 12 | Понятие «солнцестояние, солнцеворот»: - Предположите, что может означать слово «солнцестояние», «солнцеворот». - Как по-вашему, одинаковое или разное значение имеют эти слова? Современные они или древнерусские? -Чтобы узнать, кто был прав, рассмотрим схему смены времён года. - Кто может по этой схеме объяснить смену времен года? (На схеме видно, что земная ось расположена наклонно. Именно такое положение занимает Земля в космосе. Из- за наклона земной оси наша планета, двигаясь по своей орбите вокруг Солнца, как бы подставляет Солнцу то северную часть, то южную. Просмотрим видеофрагмент.) - Давайте посмотрим на схему «Солнышко» и найдем определение – что же такое день зимнего солнцестояния. – У какой пары было выбрано правильное значение? - Потом день начинает понемногу прибавляться, а ночь — убывать. 25 декабря в народе отмечали день зимнего солнцеворота. Что же это за день такой – прочитайте на странице 14 «Странички народного календаря». - Кто может продолжить фразу – «Оказывается, 25 декабря – это……» ? Давайте посмотрим на схему «Солнышко» и найдем определение – что же такое зимний солнцеворот. – У какой пары было выбрано правильное значение? Понятие «оттепель»: - Прочитайте последний абзац на стр 12. Рассмотрим картину на стр 120. Все написано с дивной простотой: сырой воздух, размокший снег, убогая изба, дорога, уводящая в бесконечную даль. Давайте обратимся к схеме «Солнышко» и отыщем определение понятия «оттепель». - В последние годы зимы были теплыми, часто температура воздуха бывала выше 0°, что связано с возросшей активностью Солнца и загрязнением атмосферы и называется глобальным (всемирным) потеплением климата. После оттепели подтаявший снег замерзает, на нем образуется твердая корка — наст. Этот наст бывает губительным для всего, что находится под снегом, — для всходов озимой ржи или пшеницы, мышей. Известен случай, когда погибло много тетеревов, которые нырнули спать в снег, а утром не смогли пробить корку. Понятие «изморозь»: - Проверим, правильно ли мы определили понятие «Изморозь». Понятие «снегопад»: - На стр. 13 прочитаем о таком природном явлении как снегопад. - А как летят снежинки, когда нет ветра? Кто ловил и рассматривал снежинки? Какую форму они имели? Посмотрите, у меня тоже есть целая коллекция снежинок. Понаблюдайте, какой они формы, сколько у них лучиков.(Просмотр видеоматериала о снежинках) На странице 14 учебника показано, какие еще бывают снежинки. - Закончите фразу – «Для меня удивительно, что…..» - Какие неприятности может принести людям сильный снегопад? (Обрывы проводов и обламывание веток деревьев под тяжестью снега, завалы на дорогах.) -В последний раз обратимся к нашей схеме и проверим, правильно ли мы определили, что такое снегопад. - А теперь посмотрите, какое природное явление мы ещё не рассмотрели? (метель). Доводилось ли вам быть на улице в метель? -Прочитаем о ней на стр.13 | Читать информацию из учебника. Отвечать на вопросы. Анализировать схему. Искать информацию я словаре. Читать и анализировать информацию из учебника. Смотреть видеофрагмент. Рассматривать и анализировать форму снежинок. | Познавательные: строят суждения в форме связи простых суждений об обьекте. Личностные: учебно-позновательный процесс к новому учебному материалу. Регулятивные: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры. Познавательные: устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений. |
5. первичная проверка понимания | 7 | Прочитайте задание № 2 в Рабочей тетради. Запишите даты зимнего солнцестояния и солнцеворота. Прочитайте задание № 3 в Рабочей тетради. Выпишите названия зимних явлений природы . А теперь отгадаем загадки на стр. 15 учебника. Проверим себя на стр. 121. Какие признаки снега и льда использует народ в загадках о них? Знаете ли вы другие загадки? Загадайте их ребятам. | Выполнять задание в рабочей тетради. Анализировать информацию из учебника. | Познавательные: Установление причинно-следственных связей; Построение логической цепи рассуждения; |
6. Обобще-ние и систематизация знаний | -С какими явлениями природы мы познакомились? - К явлениям в какой природе они относятся? (прикрепить карточки со словами в столбик Неживая природа) -Какие из этих явлений мы с вами можем наблюдать в нашем городе чаще всего? Почему? Давайте прочитаем вывод на стр. 15 . Закончите фразу: Из всех явлений в зимней природе мне больше всего понравилось…. потому что …. Д/з: подобрать загадки про снег или лёд, | Формулировать выводы. | Личностные: смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом), ПознавательныеПостроение логической цепи рассуждения; | |
7.Подве-дение итогов. Рефлексия | 2 | - Какая тема нашего урока? - Какую мы ставили цель? - Достигли её? -С каким настроением заканчиваем урок? -Каким цветом можем показать своё настроение? -Раскрасим свои снежинки по настроению. | Отвечают на вопросы. Высказывают свою точку зрения | Регулятивные: Умение адекватно воспринимать оценки и отметки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока"Живая и неживая природа" 1 класс
конспект урока составлен для учителей, ведущих уроки по предмету "Окружающий мир" по авторской программе О.Т. Поглазовой....
Конспект урока " Живая и неживая природа" 1 класс
конспект написан для учителей , ведущих уроки по предмету "Окружающий мир" по авторско программе О.Т. Поглазовой, В.Д.Шилина....
Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.
Тема: Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме "Живая и неживая природа весной". 2 класс. "Школа России "
Урок разработанв соответстии с требованиями ФГОС, в разработку конспекта включены названия используемых ЭОР...
Конспект занятия по логопедии "Живая и неживая природа"
Данное занятие поможет молодому спецмалисту в разрабтке подобных занятий...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)
Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличительные признаки. Эти признаки помогают распознавать деревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...
конспекты ознакомления с неживой природой
"Сравнение свойств песка, глины и камня"...