Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме:"Где обитают живые организмы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Тема: «Где обитают живые организмы»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: познакомить с основными оболочками Земли; познакомить с понятием «биосфера» и распространением живых организмов в природе; научить приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; создание условий для развития у учащихся умения самостоятельно устанавливать причинно- следственные связи как основа познавательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbou.docx | 90.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54
с углубленным изучением отдельных предметов»
Авиастроительного района города Казани
Открытый урок
по окружающему миру
в 3 классе
учителя 1 квалификационной
категории
Газизовой Е.А.
г. Казань -2012г.
Тема: «Где обитают живые организмы»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: познакомить с основными оболочками Земли; познакомить с понятием «биосфера» и распространением живых организмов в природе; научить приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; создание условий для развития у учащихся умения самостоятельно устанавливать причинно- следственные связи как основа познавательной активности.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, презентация.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- создать условия для проявления обучающимся интереса к учебному материалу и учебной деятельности;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
А) регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы;
Б) познавательные УУД:
- добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания;
В)коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обоновать, приводя аргументы;
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- Познакомиться с основными оболочками Земли
- Познакомиться с понятием « биосферы и распространением живых организмов в природе.
- Научиться приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Самоопределение к деятельности | Приветствие. Настрой на работу. Мы сегодня будем проблемы решать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся дружок! | Подготовка класса к работе. Настрой учащихся на дальнейшую работу. |
2.Актуализация знаний | -Вспомните признаки живых организмов. -Нам уже известно, что все предметы, которые нас окружают, в науке называются… -То из чего состоит тело, называют…. -Тела могут быть в трех состояниях:… - Наличие в природе трех состояний тел, которые так необходимы для жизни живым организмам повлияло на образование трех оболочек планеты. -Посмотрите на глобус. - Какая оболочка вокруг Земли? - Какая оболочка обозначена на глобусе синим цветом? - Из чего состоит третья оболочка? - В науке эти оболочки имеют другие названия. -У каждого из вас на партах лежат листочки , на которых написаны слова из школьного словаря иностранных языков. -Составьте названия трёх оболочек. -Прочитайте материал учебника на с. 22-23 о гидросфере, литосфере, атмосфере. -Что такое атмосфера? -От чего защищает атмосфера Землю? -Что такое литосфера? -Из чего состоит литосфера? -Что такое гидросфера? -Из чего состоит гидросфера? | -Живые организмы могут расти, дышать, питаться, размножаться, умирать. -Телами -Веществом -Газообразном, жидком, твёрдом -Воздушная -Водная -Каменная -Атмосфера, гидросфера, литосфера -Воздушная оболочка Земли. Защищает от перегрева и переохлаждения, попадания опасных для жизни космических лучей на Землю -Каменная оболочка Земли. Она состоит из горных пород -Водная оболочка Земли. Она состоит из подземных вод, рек, озёр, болот, морей и океанов |
3.Постановка проблемы | -Итак, мы узнали, какие три оболочки имеет наша планета. -А теперь зачитаем диалог между героями нашего учебника. -О чём спорили ребята? -Сколько было высказано мнений? -Так какая у нас возникла проблема? | -О том, где обитают живые организмы -Два мнения. Лена сказала, что живые организмы обитают на поверхности Земли, а Миша думает, что живые организмы обитают везде -Где обитают живые организмы |
4.Поиск решения проблемы
Физминутка
| -А вы сами как думаете? -Посмотрите на слайд. -Давайте определим для каждого животного среду его обитания -Каких животных можно отнести к гидросфере? -Кого можно поместить в литосферу? -А куда нам поместить бегемота? -А куда нам отнести чайку? -Куда поместим комара? -Итак, вы выдвинули три гипотезы о том, где обитают живые организмы: 1. либо в гидросфере, либо в литосфере, либо в атмосфере; 2. На пересечение двух сред; 3. На пересечение трех сред; - Давайте проверим ваши гипотезы. Как мы можем это сделать? - Как разумнее поступить именно сейчас? -Будем работать в группах. Каждой группе дан текст об одном представителе животного мира. Найдите в тексте факты, подтверждающие или опровергающие ваши гипотезы. - Расскажите о своем исследовании классу. 1 группа – бегемот 2 группа – комар 3 группа – барсук 4 группа - журавль - Сделайте вывод, где же обитает большинство живых организмов. - Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы. Эта область называется биосферой, то есть оболочкой планеты, охваченной жизнью. -А сейчас немного отдохнём и выполним физминутку.
| -Рыба -Червяка - Бегемоту нужна вода и земля. Его нужно поместить между гидросферой и литосферой. -Чайке нужен воздух, чтобы летать, поместим в атмосферу. -Я думаю, что на границе всех сред комар летает в воздухе, откладывает личинки в воде, а питается кровью животных на Земле.
- Спросить у взрослых, прочитать. - Прочитать про этих животных. -Для жизни бегемоту необходимы и вода, и суша, и воздух. Расположить его нужно на пересечении трех оболочек. -Мы бы поместили комара тоже на пересечении трех оболочек, т.к. -Мы считаем, что барсука тоже нужно поместить на пересечении трех оболочек, т.к. -Журавлю для жизни нужна вода, земля, воздух. Расположить его нужно на пересечении трех оболочек. - На пересечении всех трех сфер. На границе атмосферы, литосферы, гидросферы. |
5.Первичное закрепление | -Выполним задание №3 на с.10 из рабочей тетради. Самостоятельная работа. Проверь себя. 1.Расставьте правильно стрелки в схеме. Атмосфера водная оболочка Биосфера воздушная оболочка Гидросфера каменная оболочка Литосфера живая оболочка 2.Напишите на рисунке, где находится Атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера. | Самостоятельная работа с проверкой |
6. Рефлексия деятельности. | А) В начале урока у нас возникла проблема где обитают живые организмы? - Где особенно много встречается живых организмов? - Что такое биосфера? Б )- Встаньте, на правую ладонь мысленно положите знания, с которыми пришли на урок. На левую - те, которые получили на уроке. Соедините ладошки в «хлопке», скажите друг другу « спасибо» и улыбнитесь. - Спасибо за урок, все молодцы! | - Литосфера, гидросфера, атмосфера. - На пересечение оболочек Земли. - Биосфера- это оболочка планеты, охваченная жизнью. |
8.Домашнее задание | Прочитать тему с.22-25, ответить на вопросы |
Тексты
Бегемоты.
Прочитайте текст и определите, где обитает бегемот.
Бегемоты предпочитают неглубокие водоемы. Они превосходно плавают и ныряют. Они могут легко передвигаться по дну. Дышат бегемоты воздухом. Выходят на сушу поесть и погреться на солнце.
Журавли
Прочитайте текст и определите, где обитает журавль.
Журавли стройны. Они добывают насекомых, семена, зерна, моллюсков, мелких грызунов, корни растений, ягоды, молодые побеги. Гнезда строят на земле. Птенцы к осени оперяются, начинают летать и готовиться к первому путешествию.
Барсуки
Прочитайте текст и определите, где обитают барсуки.
Барсуки роют норы в лесу по оврагам, а в пустынях в песчаных буграх.
В барсучьих норах много входов и отнорков. Барсуки любят днем поспать, а ночью ловят насекомых, лягушек, ящериц, змей, зайчат, птиц. Барсук любит днем погреться на солнце. Он очень полезный зверь.
_________________________________________________________________________
Комар.
Прочитайте текст и определите, где обитают комары.
Молодость свою он проводит в воде, а зрелость – в воздухе. Самка комара откладывает крохотные яички в воде, из которых образуется личинка. Личинка превращается в куколку. Куколка в комара, который летает в воздухе (атмосфере), а питается кровью животных на земле.
_______________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир. 3 класс. Глава II. Оболочка планеты, охваченная жизнью. Тема 5. Где обитают живые организмы.
Глава II. Оболочка планеты, охваченная жизнью.Где обитают живые организмы (Тема 5 )Эта тема знакомит школьников с новым для них понятием «биосфера». Для ребят это новое понятие близко к понятию ...
Где обитают живые организмы.
Дети на уроке окружающего мира в 3 классе знакомятся с основными оболочками Земли, с понятием "биосферы" и распространением живых организмов в природе. Учащиеся приводят примеры взаимосвязей между жив...
Тема урока: Растения – живой организм
Ознакомление с окружающим миром (программа «Начальная школа XXI века»)...
Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Носов «Живая шляпа» (УМК "Школа России") 2 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Носов «Живая шляпа» (УМК "Школа России") 2 класс...
План-конспект урока Предмет: Окружающий мир Класс: 2 Тема урока: Живая и неживая природа УМК: «Школа России»
Формирование понятий «неживая природа», «живая природа», раскрытие связи между неживой и живой природой....
Конспект урока в 1 классе по теме "Насекомые - часть живой природы"
Данная разработка поможет в проведении урока по теме "Насекомые - часть живой природы"...
Материал для внеурочного занятия по окружающему миру 2 класс на тему:"Насекомые-часть живой природы"
В разработке содержится конструкт внеурочного занятия, презентация, карточки по окружающему миру для 2 класса на тему: "Насекомые-часть живой природы". Данное занятие способствует развитию и...