Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме:"Где обитают живые организмы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Газизова Елена Анатольевна

 

Тема: «Где обитают живые организмы»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: познакомить с основными оболочками Земли; познакомить с понятием «биосфера» и распространением живых организмов в природе; научить приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; создание условий для развития у учащихся умения самостоятельно устанавливать причинно- следственные связи как основа познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou.docx90.32 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54

с углубленным изучением отдельных предметов»

Авиастроительного района города Казани

                                   

Открытый урок

по окружающему миру

в 3 классе

учителя 1 квалификационной

категории

Газизовой Е.А.

                                                                   

г. Казань -2012г.

Тема: «Где обитают живые организмы»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: познакомить с основными оболочками Земли; познакомить с понятием «биосфера» и распространением живых организмов в природе; научить приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; создание условий для развития у учащихся умения самостоятельно устанавливать причинно- следственные связи как основа познавательной активности.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, презентация.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  1. создать условия для проявления обучающимся интереса к учебному материалу и учебной деятельности;
  2. самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

А) регулятивные УУД:

  1. самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
  2. совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы;

Б) познавательные УУД:

  1. добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах;
  2. перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания;

В)коммуникативные УУД:

  1. доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обоновать, приводя аргументы;
  2. договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
  3. учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. Познакомиться с основными оболочками Земли
  2. Познакомиться с понятием « биосферы и распространением живых организмов в природе.
  3. Научиться приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Самоопределение к деятельности

Приветствие.

Настрой на работу.

Мы сегодня будем проблемы решать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся дружок!

Подготовка класса к работе.

Настрой учащихся на дальнейшую работу.

2.Актуализация знаний

-Вспомните признаки живых организмов.

-Нам уже известно, что все предметы, которые нас окружают, в науке называются…

-То из чего состоит тело, называют….

-Тела могут быть в трех состояниях:…

- Наличие в природе трех состояний тел, которые так необходимы для жизни живым организмам повлияло на образование трех оболочек планеты.

-Посмотрите на глобус.

- Какая оболочка вокруг Земли?

- Какая оболочка  обозначена  на глобусе

синим цветом?

- Из чего состоит третья оболочка?

- В науке эти оболочки имеют другие названия.

-У каждого из вас на партах лежат листочки , на которых написаны слова из школьного словаря иностранных языков.

-Составьте названия трёх оболочек.

-Прочитайте материал учебника на с. 22-23   о гидросфере, литосфере, атмосфере.

-Что такое атмосфера?

-От чего защищает атмосфера Землю?

 -Что такое литосфера?

-Из чего состоит литосфера?

-Что такое гидросфера?

-Из чего состоит гидросфера?

-Живые организмы могут расти, дышать, питаться, размножаться, умирать.

-Телами

-Веществом

-Газообразном, жидком, твёрдом

-Воздушная

-Водная

-Каменная

-Атмосфера, гидросфера, литосфера

-Воздушная оболочка Земли. Защищает от перегрева и переохлаждения, попадания опасных для жизни космических лучей на Землю

-Каменная оболочка Земли. Она состоит из горных пород

-Водная оболочка Земли. Она состоит из подземных вод, рек, озёр, болот, морей и океанов

3.Постановка проблемы

-Итак, мы узнали, какие три оболочки имеет наша планета.

-А теперь зачитаем диалог между героями нашего учебника.

-О чём спорили ребята?

-Сколько было высказано мнений?

-Так какая у нас возникла проблема?

-О том, где обитают живые организмы

-Два мнения. Лена сказала, что живые организмы обитают на поверхности Земли, а Миша думает, что живые организмы обитают везде

-Где обитают живые организмы

4.Поиск решения проблемы

 

Физминутка

 

-А вы сами как думаете?

-Посмотрите на слайд.

-Давайте определим для каждого животного среду его обитания

-Каких животных можно отнести к гидросфере?

-Кого можно поместить в литосферу?

-А куда нам поместить бегемота?

-А куда нам отнести чайку?

-Куда поместим комара?

-Итак, вы выдвинули три гипотезы о том, где обитают живые организмы:

1. либо в гидросфере, либо в литосфере, либо в атмосфере;

2. На пересечение двух сред;

3. На пересечение трех сред;

- Давайте проверим ваши гипотезы. Как мы можем это сделать?

- Как разумнее поступить именно сейчас?

-Будем работать в группах. Каждой группе дан текст об одном представителе животного мира. Найдите в тексте факты, подтверждающие или опровергающие ваши гипотезы.

- Расскажите о своем исследовании классу.

1 группа – бегемот

2 группа – комар

3 группа – барсук

4 группа - журавль

- Сделайте вывод, где же обитает большинство живых организмов.

- Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы. Эта область называется биосферой, то есть оболочкой планеты, охваченной жизнью. 

-А сейчас немного отдохнём и выполним физминутку.

 

-Рыба

-Червяка

- Бегемоту нужна вода и земля. Его нужно поместить между гидросферой и литосферой.

-Чайке нужен воздух, чтобы летать, поместим в атмосферу.

-Я думаю, что на границе всех сред комар летает в воздухе, откладывает личинки в воде, а питается кровью животных на Земле.

 

- Спросить у взрослых, прочитать.

- Прочитать про этих животных.

-Для  жизни бегемоту необходимы  и  вода, и суша, и воздух.

Расположить его нужно на пересечении трех оболочек.

-Мы бы поместили комара тоже на пересечении трех оболочек, т.к.

-Мы считаем, что барсука тоже нужно поместить на пересечении трех оболочек, т.к.

-Журавлю  для жизни нужна вода, земля, воздух. Расположить его нужно на пересечении трех оболочек.

- На пересечении всех трех сфер. На границе атмосферы, литосферы, гидросферы.

5.Первичное закрепление

-Выполним задание №3 на с.10 из рабочей тетради.

Самостоятельная работа. Проверь себя.

1.Расставьте правильно стрелки в схеме.

Атмосфера       водная оболочка

Биосфера         воздушная оболочка

Гидросфера     каменная оболочка

Литосфера       живая оболочка

2.Напишите на рисунке, где находится Атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.

Самостоятельная работа с проверкой

6. Рефлексия деятельности.

А) В начале урока у нас возникла проблема где обитают живые организмы?

- Где особенно много встречается живых организмов?

- Что такое биосфера?

Б )- Встаньте, на правую ладонь мысленно положите знания, с которыми пришли на урок.

На левую - те, которые получили на уроке. Соедините ладошки в «хлопке», скажите друг другу « спасибо» и улыбнитесь.

- Спасибо за урок, все молодцы!

- Литосфера, гидросфера, атмосфера.

- На пересечение оболочек Земли.

- Биосфера- это оболочка планеты, охваченная жизнью.

8.Домашнее задание

Прочитать тему с.22-25, ответить на вопросы

Тексты

Бегемоты.

Прочитайте текст и определите, где обитает бегемот.

        Бегемоты предпочитают неглубокие водоемы. Они превосходно плавают и ныряют. Они могут легко  передвигаться по дну. Дышат бегемоты воздухом. Выходят на сушу поесть и погреться на солнце.


Журавли

Прочитайте текст и определите, где обитает журавль.

        Журавли стройны. Они добывают насекомых, семена, зерна, моллюсков, мелких грызунов, корни растений, ягоды, молодые побеги. Гнезда строят на земле. Птенцы к осени оперяются, начинают летать и готовиться к первому путешествию.


Барсуки

Прочитайте текст и определите, где обитают барсуки.

Барсуки роют норы в лесу по оврагам, а в пустынях в песчаных буграх.

В барсучьих норах много входов и отнорков. Барсуки любят днем поспать, а ночью ловят насекомых, лягушек, ящериц, змей, зайчат, птиц. Барсук любит днем погреться на солнце. Он очень полезный зверь.

_________________________________________________________________________

Комар.

 Прочитайте текст и определите, где обитают комары.

Молодость свою он проводит в воде, а зрелость – в воздухе. Самка комара откладывает крохотные яички в воде, из которых образуется личинка.  Личинка превращается в куколку. Куколка в комара, который летает в воздухе (атмосфере), а питается  кровью животных на  земле.

_______________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир. 3 класс. Глава II. Оболочка планеты, охваченная жизнью. Тема 5. Где обитают живые организмы.

Глава II. Оболочка  планеты, охваченная жизнью.Где обитают живые организмы (Тема 5 )Эта тема знакомит школьников с новым для них понятием «биосфера». Для ребят это новое понятие близко к понятию ...

Где обитают живые организмы.

Дети на уроке окружающего мира в 3 классе знакомятся с основными оболочками Земли, с понятием "биосферы" и распространением живых организмов в природе. Учащиеся приводят примеры взаимосвязей между жив...

Тема урока: Растения – живой организм

Ознакомление с окружающим миром (программа «Начальная школа XXI  века»)...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Носов «Живая шляпа» (УМК "Школа России") 2 класс

Конспект урока по литературному чтению  на тему: Н.Носов «Живая шляпа» (УМК "Школа России") 2 класс...

План-конспект урока Предмет: Окружающий мир Класс: 2 Тема урока: Живая и неживая природа УМК: «Школа России»

Формирование понятий «неживая природа», «живая природа», раскрытие связи между неживой и живой природой....

Конспект урока в 1 классе по теме "Насекомые - часть живой природы"

Данная разработка поможет  в проведении урока по теме "Насекомые - часть живой природы"...

Материал для внеурочного занятия по окружающему миру 2 класс на тему:"Насекомые-часть живой природы"

В разработке содержится конструкт внеурочного занятия, презентация, карточки по окружающему миру для 2 класса на тему: "Насекомые-часть живой природы". Данное занятие способствует развитию и...