Материал для внеурочного занятия по окружающему миру 2 класс на тему:"Насекомые-часть живой природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)
В разработке содержится конструкт внеурочного занятия, презентация, карточки по окружающему миру для 2 класса на тему: "Насекомые-часть живой природы". Данное занятие способствует развитию исследовательских умений у младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukt_zanyatiya.docx | 20.37 КБ |
kartochki.docx | 11.69 КБ |
prezentatsiya_k_zanyatiyu.pptx | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 2
Цель занятия: формирование знаний о насекомых и их отличительных признаках, умений анализировать и на основе анализа делать выводы и доказательства, воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные: формировать представление учащихся о насекомых; выявить существенные признаки насекомых; раскрыть отличительные признаки внешнего строения пауков от насекомых; организовать исследование учащихся по данной теме.
Развивающие: развивать способности к исследовательскому типу мышления; развивать умение анализировать и на основе анализа делать выводы, доказательства; развивать внимание, мышление, речь;
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе; пробуждать познавательный интерес к предмету; развивать навыки сотрудничества при работе в паре, в группе, активизировать личностную позицию учащегося в образовательном процессе; поддерживать осознание причастности каждого школьника к результату совместной исследовательской деятельности; воспитывать толерантность.
Гипотеза – предположим, что внешнее строение у насекомых разное.
Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к занятию, коллекция засушенных насекомых, чек-лист.
Этап | Деятельность учителя |
Мотивация | Здравствуйте, ребята, я очень рада видеть Вас на нашем внеурочном занятии. - Прозвенел звонок веселый, Все готовы? Всё готово? Мы сейчас не отдыхаем, Мы работать начинаем. Быть активными старайтесь, Отвечайте, не стесняйтесь! Настроение у всех отличное, А улыбки – дело привычное, Пожелаем друг другу добра, Ведь начинать занятие пора! Слайд 2. Не забывайте о правильности своей посадки. |
Постановка темы, цели, построение плана, постановка гипотезы | -Сегодня у нас занятие снова не обычное. Мы вновь будем проводить исследование. Наш класс превратится в мини-лабораторию, а мы все в учёных - исследователей. А чтобы узнать, кто у нас будет объектом исследования, я вас приглашаю взглянуть на луг? Слайд 3 -Назовите животных, которых вы видите? (Бабочка, кузнечик, божья коровка, шмель, жуки, стрекоза, пчела, муха, комар) -Как называется эта группа животных? (Насекомые) - Сформулируйте тему нашего занятия? Молодцы! -Значит, объектом нашего исследования будут….(Насекомые) Слайд 4, карточка на доску «Объект исследования – насекомые». -Рассмотрите коллекцию насекомых. Насекомые — это самый многочисленный класс животных на нашей планете. Они живут в лесах и водоемах, в воздухе и глубоко под землей, в пустынях и в районах вечной мерзлоты. Правда, многие из них такие маленькие, что без микроскопа их и не разглядишь! А другие любят прятаться в щелях и трещинах, под камнями и корой деревьев. Вот почему нам кажется, что насекомых меньше, чем есть на самом деле. Ребята, как вы думаете, если все насекомые такие разные, то внешнее строение у них у всех тоже разное или одинаковое? (Внешнее строение у всех насекомых разное.) Слайд 5, карточка на доску Гипотеза – предположим, что внешнее строение у насекомых разное -Это и будет гипотеза нашего исследования, то есть предположение. Поставьте цель исследования. (Изучить особенности внешнего строения насекомых) Слайд 5, карточка на доску «Цель - изучить особенности внешнего строения» |
Исследование | - Выбираем источники информации. Откуда мы сможем узнать особенности внешнего строения насекомых. (Из учебника, хрестоматии, изучить самим внешнее строение насекомых) Слайд 6 - Внешнее строение всех насекомых мы исследовать не сможем. Слайд 7. Выбираем конкретные объекты исследования. Возвращаемся на луг. Кто к нам прилети. 1.В ярком платье модница - Погулять охотница. От цветка к цветку порхает, Утомится — отдыхает. (Бабочка) 2.Самолётик лёгкий быстрый Над цветком летит душистым. Крылья, хвостик и глаза Кто же это? (Стрекоза) 3.Над цветком она жужжит, К улью быстро так летит, Мёд свой в соты отдала, Как зовут её? … (Пчела) - Назовите объекты исследования. (Бабочка, стрекоза и пчелы) Физминутка Видишь, бабочка летает Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.) На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком) - Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.) Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.) . За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.) Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.) Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.) Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.) -Исследование проводим в парах. Перевернем карточку №1 на интерактивной доске. Каких насекомых видите? (Бабочку, стрекозу и пчелу) -Вам нужно сравнить их внешнее строение. Какая задача? (Узнать, есть ли что-то общее во внешнем строении у бабочки, стрекозы и пчелы). Слайд 8. Таблица на доску «Задача – узнать, есть ли что-то общее во внешнем строении» Составляем план исследования. Слайд 9. 1. Посчитать количество крыльев, усиков и ножек у бабочки, стрекозы и пчелы. 2. Результат занести в таблицу. 3. Сравнить и сделать вывод. Повторим правила работы в паре. Слайд 10. (Работать должны оба. Если не понял, переспроси. Своё несогласие высказывай вежливо.) Учащиеся работают в паре, проводят исследование внешнего строения бабочки, стрекозы, пчелы. По итогам исследования заполняют таблицы. -Какая была задача исследования? Поднимите руки, кто нашёл общие признаки во внешнем строении бабочки, стрекозы и пчелы. Давайте разбираться. Что у них общее? (У бабочки, стрекозы и пчелы по 4 крыла, 2 усика, 6 ног). Слайд 11. Каждая пара проводит самооценку результатов исследования. Ставят в таблице «+», если результат подсчётов верный, если результат неверный «-». Рассмотрите ножки насекомых. Слайд 12. Что вы можете сказать об их строении? (Ножки насекомых состоят из многих частей) - Эти части ножек называют членики. Это устаревшее слово. Членить в старину означало делить на отдельные части. Эти членики соединены между собой подвижно, то есть сочленены. Поэтому насекомых стали относить к типу Членистоногих. - Какие части тела можно выделить у пчелы, бабочки и стрекозы? (Голова, грудь, брюшко) Слайд 13. - Какой ещё один общий признак у насекомых? (3 части тела: голова, грудь, брюшко) -А сейчас подведём итог нашего исследования. Какая была у нас гипотеза? (У насекомых разное внешнее строение) Подтвердилась ли наша гипотеза? (Нет) К какому выводу мы пришли? Слайд 14. (У насекомых внешнее строение одинаковое: 4 крыла, 2 усика, 6 ног. Ноги состоят из члеников. Тело из трёх частей: голова, грудь, брюшко.) Карточка на доску: «Вывод - внешнее строение одинаковое» -Возвращаемся на луг. Слайд 15 Кто приполз в гости к нашим насекомым? (Пауки) -А пауки являются насекомыми? Чтобы найти ответ на этот вопрос поработаем в группах. Какие правила работы в группе нужно соблюдать? Слайд 16 (В группе должен быть ответственный. Один говорит, другие слушают. В группе работает каждый! Своё несогласие высказывай вежливо.) Перевернем карточку №2 на интерактивной доске. Кого вы видите? (Мы видим паука.) В группе вспомните общие признаки насекомых. Сравните внешнее строение пауков и насекомых. Заполните таблицу. Сделайте вывод: «Паук – это насекомое, потому что …» или «Паук – это не насекомое, потому что …» Учащиеся работают в группах. - К какому выводу вы пришли и почему? Представление работы групп. (Паук не является насекомым, потому что у него нет крыльев, нет усиков, ног 8, тело состоит из двух частей. Каждая группа проводит самооценку результатов исследования. Ставят в таблице «+», если результат подсчётов верный, если результат неверный «-». -Рассмотрите строение ног пауков. Сравните строение ног насекомых и пауков. Что вы заметили? (Ноги состоят из члеников, как у насекомых) Поэтому пауков относятся тоже к типу Членистоногих. Но насекомыми они не являются. Пауки образуют свой класс Паукообразных. У насекомых есть ещё один важный признак. Чтобы узнать его, нужно ответить на вопрос: «Почему насекомые получили такое название?» Какие ваши предположения? (Ученики высказывают свои предположения) -У нас нет единого мнения, поэтому воспользуемся источником информации – хрестоматией. (стр. 5 Хорошо читающие дети читают вслух рассказ «Как узнать насекомых» Ю. Дмитриева. Остальные дети слушают) - Почему же насекомых так называют? (Тела насекомых разделены на кольца, которые напоминают насечки) Покажите у бабочки, стрекозы и пчелы насечки. Слайд 17 (Ученики показывают) |
Подведение итогов и рефлексия | - В заключение занятия послушайте стихотворение. Слайд 18. Я сорвал цветок - и он завял, Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, Что прикоснуться к красоте Можно только сердцем. -Как вы поняли стихотворение? (Природу нужно беречь.) - Нам осталось провести рефлексию занятия. Слайд 19. Продолжите фразу. Сегодня на занятии я узнал…. Сегодня на занятии меня удивило… Сегодня на занятии у меня получилось… Сегодня на занятии мне было трудно… |
Гипотеза: предположим, что внешнее строение у насекомых разное | |
Чек-лист | |
Узнать, есть ли что-то общее во внешнем строении у бабочки, стрекозы и пчелы | |
Общие признаки насекомых | |
Части тела у насекомых | |
Вывод: | |
Сравнить внешнее строение паука с насекомыми | |
Внешнее строение паука | |
Вывод: Паук – это насекомое, потому что Паук – это не насекомое, потому что | |
Вывод (подтвердилась ли гипотеза?): |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Насекомые»
Изучить особенности внешнего строения насекомых. Гипотеза – предположим, что внешнее строение у насекомых разное Цель исследования:
Из учебника Хрестоматии Изучить самим внешнее строение насекомых Источники информации:
1.В ярком платье модница - Погулять охотница. От цветка к цветку порхает, Утомится — отдыхает. (Бабочка) 2.Самолётик лёгкий быстрый Над цветком летит душистым. Крылья, хвостик и глаза Кто же это? ( Стрекоза) 3.Над цветком она жужжит, К улью быстро так летит, Мёд свой в соты отдала, Как зовут её? … ( Пчела)
Узнать, есть ли что-то общее во внешнем строении у бабочки, стрекозы и пчелы Задача:
1. Посчитать количество крыльев, усиков и ножек у бабочки, стрекозы и пчелы. 2. Результат занести в таблицу. 3. Сравнить и сделать вывод. План исследования:
Работать должны оба. Если не понял, переспроси. Своё несогласие высказывай вежливо. Правила работы в паре
У бабочки, стрекозы и пчелы по: 4 крыла 2 усика 6 ног
Ножки насекомых состоят из многих частей
Голова, грудь, брюшко
У насекомых внешнее строение одинаковое : 4 крыла, 2 усика, 6 ног. Ноги состоят из члеников. Тело из трёх частей: голова, грудь, брюшко. Вывод
В группе должен быть ответственный . Один говорит, другие слушают . В группе работает каждый! Своё несогласие высказывай вежливо Правила работы в групп е
Я сорвал цветок - и он завял, Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, Что прикоснуться к красоте Можно только сердцем . Природу нужно беречь .
Сегодня на занятии я узнал…. Сегодня на занятии меня удивило… Сегодня на занятии у меня получилось… Сегодня на занятии мне было трудно… Продолжите фразу..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема "Введение. Царства живой природы"
Представлен план - конспект учебного занятия по окружающему миру по теме "Введение. царства живой природы", вкл. дидактические карточки...
План- конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Человек – часть живой природы»
Представлен подробный план- конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Человек – часть живой природы»...
Внеклассное занятие по окружающему миру."Как нам жить в дружбе с природой".
Показать актуальность проблем охраны окружающей среды, формирование ценностных экологических ориентаций. Активизация экологической деятельности через осмысление сделанного, развитие артистизма, и...
Конспект урока в 1 классе по теме "Насекомые - часть живой природы"
Данная разработка поможет в проведении урока по теме "Насекомые - часть живой природы"...
План-конспект урока по теме «Насекомые - часть живой природы»1класс
План-конспект урока по теме «Насекомые - часть живой природы»1 класс ПНШ...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Зимние явления в природе"
Конспект занятия в старшей группе «Зимние явления в природе»Цель: расширить представления детей о зимних изменениях в природе. Способствовать формированию исследовательской активности...
Технологическая карта урока по окружающему миру. Класс: 4. Тема: Золотой век театра и музыки
Материал содержит технологическую карту урока, работу в парах и самостоятельную работу по теме урока....