Окружающий мир. 3 класс. Глава II. Оболочка планеты, охваченная жизнью. Тема 5. Где обитают живые организмы.
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Глава II. Оболочка  планеты, охваченная жизнью.

Где обитают живые организмы (Тема 5 )

Эта тема знакомит школьников с новым для них понятием «биосфера». Для ребят это новое понятие близко к понятию «природа», так как человек связан множеством незримых нитей именно с той частью природы, которая называется биосферой.  Данная тема дается через повсеместное распространение живых организмов по поверхности планеты ( «всюдность жизни» по терминологии В.И. Вернадского).

Вывод о широком распространении живых организмов и их концентрации на границе трех сред, который и положен в основу введения понятия «биосфера», учащиеся должны сделать самостоятельно.

Попутно вводится три новых понятия (атмосфера, гидросфера, литосфера). Если эти слова покажутся школьникам трудными, то можно вместо сложных названий употреблять более простые – воздушная, водная, каменная. 

Поднимается вопрос об «охране биосферы». Для любого знакомого с этим понятием слушателя  ясно, что сохранить биосферу- это значит, сохранить круговорот веществ замкнутым.

На уроке реализуется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет учащимся самостоятельно «открывать» знания.  При  проблемном введении материала метод  постановки  проблемы  обеспечивает формирование учениками вопроса для исследования, а методы поиска решения организуют учащихся, следовательно, деятельность последних можно отнести к творческому типу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir._urokgde_obitayut_zhivye_organizmy.docx39.96 КБ

Предварительный просмотр:

Королёва С.Ю.  г.Пугачёв Саратовская область

Окружающий мир. 3 класс.  Глава II. Оболочка планеты, охваченная жизнью.

Тема 5. Где обитают живые организмы.

  1. Сообщить цели и задачи урока.

Сегодня на уроке  нам предстоит:

  1. узнать, какие есть оболочки Земли;
  2. рассмотреть, связаны ли оболочки между собой;
  3. выяснить, где встречается большинство живых организмов.
  1. Актуализация  знаний.

В процессе урока мы будем  заполнять  сопроводительный лист, которым вы сможете воспользоваться для  повторения материала дома и выполнения дом.задания.

- Назовите признаки живых организмов.

Следовательно, можно сделать вывод.  

Для того, чтобы жизнь живых организмов была полноценной  им  необходимы: воздух, вода и опора.

( пункт А)

Из  материала прошлых уроков вы знаете:

- все предметы, которые нас окружают в науке, называются (телами)

-то, из чего состоит тело, называют (веществом)

- тела могут быть в трех состояниях(газообразном, жидком, твердом)

В связи с этим  сегодня на уроке  будут работать три

 экспертные группы, название которым мы дадим чуть позже.

1 группа – отслеживает все,  что связано с  воздухом. (Надевают на голову белую ободок из бумаги.)

2 группа - отслеживает все,  что связано с водой. ( синий ободок)

3 группа - отслеживает все,  что связано с твердым состоянием тел, с опорой.( коричневый  ободок)

  1. Открытие новых знаний.

Наличие в природе трех состояний тел, которые так  

необходимы для жизни живым организмам повлияло на образование  трех оболочек планеты.

- Можете назвать каких? (если затрудняются с ответом, воспользоваться

 глобусом и наводящими вопросами:

- Какая оболочка вокруг Земли? воздушная

- Какая оболочка  обозначена  на глобусе синим цветом? водная

- Из чего состоит третья оболочка? ( каменная)

 В науке эти оболочки имеют другие названия.

Сейчас экспертные группы приступят к работе.

Пользуясь учебником  с. 22 – 23 , сведениями из школьного словаря  иностранных слов, планом, приготовьте рассказ о той оболочке, за которую вы отвечаете. ( подготовка  в группах)

Название групп будут соответствовать названию оболочек Земли.

Проверка.

- Для начала скажите, как называются ваши экспертные  группы и  укажите месторасположение оболочек на схеме?

  1. Постановка проблемы.

Итак, мы узнали,  какие три оболочки  имеет  наша планета.

Введение в проблему. Спор между героями.

( инсценировка)

- Кто же из ребят прав?

- Какая же у нас возникла проблема?

(Где обитают живые организмы?)

  1. Поиск решения проблемы.

- Как вы считаете, связаны ли оболочки  между собой?

Чтобы ответить на этот вопрос, проведем ряд опытов и наблюдений.

  1. Работа в группах.

Работать будете в группах. Вспомните правила работы в группах.

Вскройте конверт № 1.  Выполните задание по описанию.

  1. 1 группа. Опыт 1.Взаимодействие литосферы и атмосферы.

 В стакан с водой бросьте  комочек почвы. Что видите?

 Из почвы начинают выделяться____________. (пузырьки воздуха)

Сделайте вывод:  В почве есть_________. ( воздух)

  1. 2 группа. Опыт 2.Взаимодействие литосферы и гидросферы

На лист бумаги положите сухой комочек почвы и плотно придавите его к бумаге. Стряхните почву. Что видите?

 На листе бумаги осталось ________пятно. (мокрое)

Сделайте вывод:  :  В почве есть_________. ( вода)

  1. 3 группа. 

Наблюдение 1.

Взаимодействие гидросферы и атмосферы

Из атмосферы на поверхность земли выпадают______( осадки) в виде _______(дождя) и _______(снега).

Сделайте вывод: В атмосфере есть _________. (вода)

Наблюдение 2.

 Взаимодействие  литосферы  и  гидросферы.

Если в земле выкопать яму, то рано или поздно там накопится _________(вода) из _____________(подземных рек).

Сделайте вывод: В литосфере есть _________.(вода)

(Проверка  выполнения заданий.)

7.Физминутка (Придумайте движение символизирующее вашу оболочку)

8.Закрепление материала. Вывод.

Вспомните  прошлые уроки  и  все  то, о чем мы говорили  сегодня   и скажите:

- Какие оболочки Земли используют для своей жизни живые организмы?

Будем разбираться.

- Кому из животных вы предоставите место для жизни в своей оболочке?

Я называю животное. Если вы считаете, что ему подходит для жизни та оболочка, экспертом которой вы являетесь, поднимите руку.

( выбирают, высказываются)

Итак, вы выдвинули несколько гипотез.

- Как можно их проверить, уточнить? (прочитать или спросить у взрослых)

У нас работали исследователи. Заслушаем их.

( выступают эксперты)

Расселение животных по рисунку.

- Как же животные могут жить сразу в трех оболочках?

Животные в одной оболочке могут жить постоянно, а в других обитать временно.

Это связано с тем, что каждый живой организм нуждается   в __________.

- Продолжите фразу.(в воде, воздухе, опоре)

- А где же  на земном шаре живет человек?

- Так где же  возможна жизнь? ( там где жив.орг. могут дышать, расти, питаться  ит.д.)

Сделайте вывод, где же обитает большинство жив. организмов?

Вывод: большинство живых организмов встречаются там, где атмосфера, гидросфера и литосфера взаимно проникают друг в друга.

Вывод: во всех трёх оболочках существует жизнь. Эти три оболочки вместе взятые поддерживают жизнь на Земле, образуя ещё одну оболочку – живую.

  Известный русский ученый   Владимир Иванович  Вернадский   использовал  интересный термин  «всюдность жизни»

9.Самостоятельная работа.

Для того, чтобы проверить на сколько полно вы усвоили новый материал, все члены экспертных групп  заполнят  отчет.

Вскройте конверт №3. Заполните карточку.

(заполняют)

Проверка. Самооценка.

  10. Заключительная часть урока.

Хочу задержать ваше внимание на последнем пункте отчета.

-Какой бы совет вы могли дать человечеству? (высказываются)

Люди,! Мир прекрасен. Он создан для нас.

Наслаждайтесь тем, что имеете. Посмотрите вокруг. Живет повсюду красота!

(Видео .)

11. Видеосюжет.

I группа

Окружающий мир. 3 класс. Оболочка  планеты, охваченная жизнью.

Тема 5.  Где обитают живые организмы.

Задание № 1.  Заполни схему по вопросам учителя.

 а)

б)

___________сфера

___________сфера

___________сфера

в)

 Из  школьного словаря иностранных языков:

(в переводе с греческого) «сфера»- шар, оболочка

 «литос» - камень            «атмос» - воздух              «гидро» - вода

Задание 2. Используя текст с.22-23, приготовь рассказ о ____________сфере. Подпиши название оболочек Земли.

План.

1.Определение  атмосферы.

2.Роль атмосферы.

3. Есть ли жизнь  в атмосфере?

4.Есть ли жизнь в безвоздушном пространстве  космоса?

5.Почему нельзя обойтись без воздуха?

Опыт № 1.

  1. Взаимодействие литосферы и атмосферы.

        В стакан с водой поместите комочек почвы. Что видите?

Вывод: __________________________________________

Задание 3.  Самостоятельная работа. Составь отчет.

1.Воздушная оболочка Земли -   _______________ .

2. Водная оболочка Земли -         _______________ .

3. Каменная оболочка Земли -    _______________ .

4. В каких оболочках Земли встречается жизнь?_____________________________________________________.

5. Оболочка Земли, где встречается максимум живых организмов -  ___________________ .

6. Животные в одной оболочке живут ______________,   а  в другой обитают _______________ .

7. Какая из оболочек  Земли  страдает  больше всего от хозяйственной деятельности человека?________

       

                                                                                                   

II группа

Окружающий мир. 3 класс. Оболочка  планеты, охваченная жизнью.

Тема 5.  Где обитают живые организмы.

Задание № 1.  Заполни схему по вопросам учителя.

 а)

б)

___________сфера

___________сфера

___________сфера

в)

 Из  школьного словаря иностранных языков:

(в переводе с греческого) «сфера»- шар, оболочка

 «литос» - камень            «атмос» - воздух              «гидро» - вода

Задание 2. Используя текст с.22-23, приготовь рассказ о ____________сфере. Подпиши название оболочек Земли.

План.

1.Определение  гидросферы.

2.Из чего состоит гидросфера?

3. Что образует гидросферу?

4.Населяют ли живые организмы толщу рек, озер, морей, океанов?

5.Могут ли живые организмы существовать без воды?

Опыт № 2.

  1. Взаимодействие литосферы и гидросферы

На лист бумаги положите сухой комочек почвы и плотно придавите его к бумаге. Стряхните почву. Что видите?

Вывод: __________________________________________

Задание 3.  Самостоятельная работа. Составь отчет.

1.Воздушная оболочка Земли -   _______________ .

2. Водная оболочка Земли -         _______________ .

3. Каменная оболочка Земли -    _______________ .

4. В каких оболочках Земли встречается жизнь?_____________________________________________________.

5. Оболочка Земли, где встречается максимум живых организмов -  ___________________ .

6. Животные в одной оболочке живут ______________,   а  в другой обитают _______________ .

7. Какая из оболочек  Земли  страдает  больше всего от хозяйственной деятельности человека?________

       

                                                                                                   

III группа

Окружающий мир. 3 класс. Оболочка  планеты, охваченная жизнью.

Тема 5.  Где обитают живые организмы.

Задание № 1.  Заполни схему по вопросам учителя.

 а)

б)

___________сфера

___________сфера

___________сфера

в)

Из  школьного словаря иностранных языков:

(в переводе с греческого) «сфера»- шар, оболочка

 «литос» - камень            «атмос» - воздух              «гидро» - вода

Задание 2. Используя текст с.22-23, приготовь рассказ о ____________сфере. Подпиши название оболочек Земли.

План.

1.Определение литосферы.

2. Из чего состоит литосфера?

3. Есть ли жизнь  под землей?

4Живут ли организмы в  горных породах?

Наблюдение 1.

  1. Взаимодействие гидросферы и атмосферы

Из атмосферы на поверхность земли выпадают_______________  в   виде ____________ и _________.

Сделайте вывод: В атмосфере есть _________.

Наблюдение 2.

 Взаимодействие литосферы и гидросферы.

Если в земле выкопать яму, то рано или поздно там накопится _________  из  ___________.

Сделайте вывод: В литосфере есть _________.

Задание 3.  Самостоятельная работа. Составь отчет.

1.Воздушная оболочка Земли -   _______________ .

2. Водная оболочка Земли -         _______________ .

3. Каменная оболочка Земли -    _______________ .

4. В каких оболочках Земли встречается жизнь?_____________________________________________________.

5. Оболочка Земли, где встречается максимум живых организмов -  ___________________ .

6. Животные в одной оболочке живут ______________,   а  в другой обитают _______________ .

7. Какая из оболочек  Земли  страдает  больше всего от хозяйственной деятельности человека?________

       

                                                                                                   

Бегемот.

Бегемоты предпочитают неглубокие водоемы. Плавают и ныряют бегемоты превосходно. Они могут легко передвигаются по дну. Дышат бегемоты воздухом.  Выходят на сушу поесть и погреться на солнце. Для жизни бегемоту необходимы  и  вода, и суша, и воздух.

(расположить его нужно на пересечении трех оболочек)

Комар.

(я бы поместила комара тоже на пересечении трех оболочек, т.к.)

Молодость свою он проводит в воде, а зрелость – в воздухе. Самка комара откладывает крохотные яички в воде, из которых образуется личинка.  Личинка превращается в куколку. Куколка в комара, который летает в воздухе (атмосфере), а питается  кровью животных на  земле.

Исследователь

Исследователь  

Дополнительный материал  для уточнения.

Распространение живых организмов на Земле.

Гидросфера (вода) не просто обитаема. Она полна жизни. Огромные пространства – от закованных в лёд просторов Северного Ледовитого океана до жарких морей Индийского океана заселены живыми существами. Известно, что в современном океане обитает более 160 тыс. видов животных и около 10 тыс. видов водорослей.

Кроме того, рыбы заселили моря и океаны до самого дна. Их замечали даже на дне Марианской впадины в Тихом океане – на глубине 10 км 917 м !

Глубоководные рыбы – чрезвычайно интересные существа.

Распространение живых организмов на Земле.

Живые организмы на нашей планете очень разнообразны. Это - и человек, и животные, и растения, и грибы, и бактерии. Одни живут в литосфере (земле). Это, например, дождевые черви   и кроты. Если мы рассмотрим комочек почвы под сильным увеличительным стеклом, то увидим бактерии и микроорганизмы.    

Орла и других птиц мы чаще всего встречаем парящих в небе. Небо – их стихия. Они живут в атмосфере постоянно, а в других оболочках (литосфере и гидросфере) встречаются временно. Кроме птиц в атмосфере обитают и другие живые организмы. Ученые подсчитали, что в 1 кубическом метре воздуха содержится несколько тысяч бактерий и микроорганизмов. 

Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Начальная школа – детский сад №5»

г. Пугачёва Саратовской области

Образовательная система «Школа 2100»

Окружающий  мир

3 класс

Глава II. Оболочка планеты, охваченная жизнью.

Тема 5. Где обитают живые организмы.

Учитель начальных классов:

Королёва Светлана Юрьевна

2010 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Где обитают живые организмы.

Дети на уроке окружающего мира в 3 классе знакомятся с основными оболочками Земли, с понятием "биосферы" и распространением живых организмов в природе. Учащиеся приводят примеры взаимосвязей между жив...

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме:"Где обитают живые организмы"

Тема: «Где обитают живые организмы»Тип урока: открытие новых знанийЦель урока: познакомить с основными оболочками Земли; познакомить с понятием «биосфера» и распространением живых организмов в п...

Тест по теме «Оболочка планеты, охваченная жизнью».

Тест направлен на оценку достижения обучающимися планируеых результатов осоения программы....

Контрольная работа по теме "Оболочка Земли, охваченная жизнью" (ОС"Школа 2100"). 3 класс

Контрольная работа по окружающему миру для 3 класса по ОС "Школа 2100" составлена с учетом полученных знаний по теме "Оболочка Земли, охваченная жизнью". Работа в 2-х вариантах....

Технологическая карта Тема: "Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека."

Урок  послужит развитию познавательной деятельности обучающихся  по данной теме. На  уроке применяется дифференцированный подход к обучающимся для того, чтобы каждый ученик мог реа...

Контрольная работа по окружающему миру (мониторинг сформированности функциональной грамотности – естественно-научная грамотность) Тема «Невидимые нити в живой природе» 3 класс МАОУ «Прогимназия №1» г.Воркуты УМК «Перспектива»

Сюжет задания связан с особенностями жизни воробьев. Мотивационный потенциал задания обусловлен с доступными возможностями изучать поведение этих птиц.Комплексное задание включает 5 заданий без выбора...