Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс
рабочая программа (окружающий мир, 2 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру к УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_rabochaya_programma.doc | 215 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ Большетумановская ООШ __________/_____________/ ФИО «31» августа 2013 г | «Утверждаю» Директор МБОУ Большетумановская ООШ ___________________/И.В .Уткина/ « 31» августа 2013 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
для 2 класса
на 2013-2014 учебный год
Составлена по УМК «Школа России»
к учебнику Плешакова А.А. «Окружающий мир».
Разработала:
Лобанова В.В.
учитель начальных классов
2013 г.
1. Пояснительная записка.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пуп кту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, во 2 классе – 68 часов (34 учебные недели).
2. Общая характеристика учебного предмета.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея целостности мира;
- идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе. Её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока.
3.Результаты изучения курса во 2 классе.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и на
ходить выходы из спорных ситуаций; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям. - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6)готовность слушать собеседника и вести диалог;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Предметные результаты:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегаюшего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
4.Содержание курса.
Человек и природа
Природа —это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя обшей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.).
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
6. Материально – техническое обеспечение учебного процесса.
а) Книгопечатные.
- Сборник рабочих программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2011.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / А.А.Плешаков, М.: Просвещение, 2011.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь В 2 ч. К учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас» - М.: Просвещение, 2011.
- А.А.Плешаков Зеленые страницы: Кн. Для уч-ся нач. классов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: кн. Для уч-ся нач. кл. / А.А.Плешаков, А.А. Румянцев. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- От земли до неба: атлас – определитель для уч-ся нач. кл. /А.А.Плешаков. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Трафимова Р.В. Секреты и диковинки окружающего мира. – Самара: Корпорация «Федоров», «Издательский дом «Федоров», 2000.
- Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированныеуроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004.
- Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.
б) Печатные пособия.
- Таблицы «Окружающий мир» для 2 класса:
- Таблицы «Символы России»
в) Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование.
- Глобус.
- Модели светофора, дорожных знаков.
- Муляжи овощей, фруктов, грибов.
г) Игры и игрушки.
- Набор карандашей, красок, альбомов для рисования.
д) Натуральные объекты.
- Коллекция полезных ископаемых.
е) Технические средства обучения.
- Телевизор
- Магнитофон
- DVD – плеер
- Ноутбук
- Стенно-потолочный экран
- проектор
ж) Оборудование класса
- Шкафы – 2 шт.
- Столы ученические – 8 штук.
- Стулья ученические – 16 штук.
- Стол учителя – 1 штука.
- Стул мягкий – 1 штука.
5. Тематическое планирование.
I четверть – 18 часов
№ п/п | № п/п урока | Тема урока | Дата | Страница учебника | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащегося | |
Предметные | УУД | ||||||
Раздел «Где мы живем?» 4 часа | |||||||
1 | 1. | Родная страна. | 4-7 | Цели и задачи раздела. Имя родной страны –Россия, государственные символы, государственный язык | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | Понимать учебные задачи раздела и урока. Анализировать информацию учебника о федеральном устройстве России. | |
2 | 2. | Город и село. Проект «Родное село» | 8-9 | Характерные особенности сельских и городских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. | Оформлять стенд, мультимедийную фотографию. Оценить свои достижения в ходе реализации проекта. | Подготовка к выполнению проекта. Сравнивать по личным фотографиям город и село. Рассказывать о своем доме по плану. | |
3 | 3. | Природа и рукотворный мир. | 14-15 | Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | Работать в паре и группе: классифицировать объекты окружающего мира, обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру. | |
4 | 4. | Проверим и оценим сои достижения по разделу «Где мы живем?» | 18-22 | Проверка знаний и умений. | Формирование адекватной самооценки. | Выполнять текстовые задания учебника. | |
Раздел «Природа» 20 часов | |||||||
5 | 1 | Неживая и живая природа. | 24-25 | Неживая и живая природа. Свяжи между живой и неживой природой. | Устанавливать связи между живой и неживой природой. Формулировать выводы из изученного материал. | Классифицировать объекты по существенным признакам. Работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ. | |
6 | 2 | Явления природы. | 28-31 | Что такое явления природы. Сезонные явления. Термометр прибор для измерения температуры. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Работать в паре: различать объекты и явления природы. Анализировать иллюстрации учебника. Практическая работа: познакомить с устройством термометра. | |
7 | 3 | Что такое погода. | 32-35 | Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. | Сопоставлять научные и природные предсказания погоды. | Работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать результаты в «научном дневнике». Характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра. | |
8 | 4 | В гости к осени (экскурсия). | Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе. | Оценивать результаты своих действий на экскурсии. | Наблюдать изменения в живой и неживой природе, устанавливать взаимозависимость между ними. | ||
9 | 5 | В гости к осени (урок) | 36-39 | Осенние явления в живой и неживой природе, их взаимосвязь. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, рассказывать об осенних | |
10 | 6 | Звездное небо. | 40-43 | Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь, Зодиак. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Находить на рисунке знакомые созвездия. Сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий. Моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея. | |
11 | 7 | Заглянем в кладовые земли. | 44-47 | Горные породы и минералы. Гранит и его состав. | Работать в паре: с помощью атласа-определителя приводить примеры горных пород и минералов. Готовить краткие сообщения о них. | Практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды. Различать горные породы и минералы. | |
12 | 8 | Про воздух…. | 48-51 | Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Охрана воздуха. | Описывать эстетическое воздействие созерцания неба на человека. | Наблюдать небо за окном и рассказывать о нем. Работать в паре, анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха. | |
13 | 9 | ….и про воду. | 52-55 | Вода, ее распространение в природе. Значение воды для растений, животных. Охрана чистой воды. | Описывать эстетическое воздействие водных просторов на человека. | Работать со взрослыми: находить информацию об охране воды в родном крае. Работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воды. | |
14 | 10 | Какие бывают растения. | 56-59 | Многообразие растений. Эстетическое воздействие растений на человека. | Оценивать эстетическое воздействие растений на человека. Работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять взаимопроверку. | работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ о красоте растений. Определять растения с помощью атласа-определения. | |
15 | 11 | Какие бывают животные. | 60-63 | Многообразие животных. Зависимость строения животных от их образа жизни. | Работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки. | Сравнивать животных на основании материала книги «Зеленые страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни. | |
16 | 12 | Невидимые нити. | 64-67 | Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей. | Читать и обсуждать стих-е Б.Заходера.«Про все на свете». Делать вывод о необходимости бережного отношения бережного отношения к природе и сохранения природных связей | Работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей. | |
17 | 13 | Дикорастущие и культурные растения. | 68-71 | Дикорастущие и культурные растения. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях. | Находить новую информацию в текстах о растениях, обсуждать материалы книги «Великан на поляне» | Работать в паре: приводить примеры дикорастущих и культурных растений. Классифицировать культурные растения по определенным признакам. | |
18 | 14 | Дикие и домашние животные. | 72-75 | Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, |
II четверть – 14 часов
19 | 15 | Комнатные растения | 76-79 | Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями. | Узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку. | Работать в паре: определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса. практическая работа в группе: осваивать приемы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией. | |
20 | 16 | Животные живого уголка. | 80-83 | Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, попугай. Роль содержания и особенности ухода за животными живого уголка. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними. | Практическая работа в группе: осваивать приемы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями. | |
21 | 17 | Про кошек и собак. | 84-87 | Кошка и собака в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. | Определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласа-определителя. | Работать в группе: использовать тексты учебника как образец для выполнения заданий(составлять словесные портреты, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию0 | |
22 | 18 | Красная книга. | 88-91 | Красная книга России и региональные красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных внесенных в Красную книгу. | Работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных, предлагать и обсуждать меры по их охране. | Работать со взрослыми: узнать какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу. Работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге. | |
23 | 19 | Будь природе другом. Проект»Красная книга или Возьмем под защиту» | 92-97 | Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. подготовка к выполнению проекта. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | В ходе работы над проектом: - распределять обязанности по выполнению проекта. - извлекать информацию из различных источников. - готовить рисунки и фотографии - составлять собственную Красную книгу. - презентовать Красную книгу с использованием наглядных материалов. - оценивать свои достижения в ходе выполнения проекта. | |
24 | 20 | Проверим и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 98 | Проверка знаний и умений | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выполнять текстовые задания учебника. оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. | |
Раздел «Жизнь города и села» 10 часов | |||||||
25 | 1 | Что такое экономика. | 104-107 | Экономика и ее составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. деньги. экономика родного края. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану. | Работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определенных продуктов. Работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе информацию о деньгах разных стран. | |
26 | 2 | Из чего что сделано. | 108-111 | Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки. Уважение к труду людей. | Классифицировать предметы по характеру материала, обозначать соответствующие иллюстрации цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию. | Работать в группе: по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ. | |
27 | 3 | Как построить дом. | 112-115 | Представления о технологии строительства городского и сельского дома. Строительные машины и материалы. | Читать текст учебника, находить названные в нем машины на рисунке, рассказывать о строительных машинах, пользуясь информацией учебника, предлагать вопросы к тексту, оценивать ответы своих одноклассников. | Работать в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского и одноэтажного сельского дома, узнавать на иллюстрации учебника строительные машины, объяснять их назначение, проводить самопроверку. | |
28 | 4 | Какой бывает транспорт. | 116-119 | Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта. | Узнавать на фотографии транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов, осуществлять контроль и коррекцию, запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02,03. | Работать в паре: классифицировать средства транспорта, анализировать схемы и выделять основания для классификации, приводить примеры. | |
29 | 5 | Культура и образование. | 120-123 | Учреждения культуры (музей, театр, цирк, библиотека и т.д) и образования (школа, лицей, колледж и т.д.). Их роль в жизни общества и человека. | Обсуждать роль учреждений образования и культуры в нашей жизни. | Работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них, с помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию . | |
30 | 6 | Все профессии важны. Проект «Профессии» | 124-129 | Разнообразие профессий и их роль в экономике и жизни людей. Подготовка к выполнению проекта. | Обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни. | Работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографии. | |
31 | 7 | В гости к зиме (экскурсия) | Наблюдение над зимними явлениями в неживой и живой природе. | Обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни. | Распознавать осыпавшие на снег плоды и семена растений и следы животных. Определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе. |
III четверть - 20 часов
32 | 8 | В гости к зиме. | 130-133 | Зимние явления в неживой и живой природе. | Обсуждать правила охраны природы зимой по материалам книги «Великан на поляне». | Работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, фиксировать их в «научном дневнике». | |
33 | 9 | Проверим и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | 134 | Проверка знаний и умений. | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выполнять тестовые задания учебника. | |
34 | 10 | Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга», «Профессии» | Представление результатов проектной деятельности. | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выступать с подготовленными материалами, иллюстрировать их наглядными материалами. | ||
Раздел «Здоровье и безопасность» 9 часов | |||||||
35 | 1 | Строение тела человека. | 4-7 | Внешнее и внутреннее строение тела человека. Месторасположение важнейших органов и их работа. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Работать в группе: называть и показывать внешние асти тела человека. Работать в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека. | |
36 | 2 | Если хочешь быть здоров. | 8-11 | Режим дня второклассника. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами. | Рассказывать о своем режиме дня. Обсуждать сбалансированное питание школьника. | Формулировать правила личной гигиены. Демонстрировать умения чистить зубы. | |
37 | 3 | Берегись автомобиля! | 12-13 | Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | Моделировать сигналы светофора. Характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах. | Работать в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков, обозначать соответствующими стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию. | |
38 | 4 | Школа пешехода. | 14-17 | Освоение правил безопасности пешехода. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Практическая работа: учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС. | |
39 | 5 | Домашние опасности. | 18-21 | Правила безопасного поведения в быту. | Объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций. | Работать в группе: на основе текста формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков. | |
40 | 6 | Пожар! | 22-25 | Правила пожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону. | Моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС. | Работать со взрослыми: находить в «интернете» информацию о работе пожарных. | |
41 | 7 | На воде и в лесу. | 26-29 | Правила безопасного поведения на воде и в лесу. | Характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу. | Запомнить правила поведения во время купания. Работать в паре: находить съедобные и несъедобные грибы. | |
42 | 8 | Опасные незнакомцы. | 30-35 | Опасные ситуации при контакте с незнакомыми людьми. Вызов милиции по телефону. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Характеризовать потенциальные опасности при контакте с незнакомыми людьми. Моделировать звонок по телефону. | |
43 | 9 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 36 | Проверка знаний и умений | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выполнять тестовые задания учебника. | |
Раздел «Общение» 7 часов | |||||||
44 | 1 | Наша дружная семья. | 42-45 | Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье. | Обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи. | Моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов. Формулировать понятие «Культура общения» | |
45 | 2 | Проект «Родословная» | 46-47 | Знакомство с материалами учебника. Обсуждение сроков и способов работы. | Презентовать свой проект с демонстрацией родословного дерева. | Составлять родословное дерево семьи. Отбирать фотографии из семейного альбома. | |
46 | 3 | В школе. | 48-51 | Классный и школьный коллектив. Совместная учеба, игры, отдых. этика общения с одноклассниками. | Обсуждать вопрос о культуре общения в школе. оценивать с нравственных позиций формы поведения. | Рассказывать о своем школьном коллективе. Моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах. | |
47 | 4 | Правила вежливости. | 52-55 | Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. | Формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной. | Моделировать ситуации общения в различных ситуациях. | |
48 | 5 | Ты и твои друзья. | 56-59 | Правила поведения в гостях. | Обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России. | Обсуждать проблему подарка в день рождения друга, правила поведения за столом. Формулировать правила этикета за столом. | |
49 | 6 | Мы- зрители и пассажиры. | 60-63 | Правила поведения в общественных местах. | Формулировать правила поведения в общественных местах. | Обсуждать и формулировать правила на основе иллюстраций учебника. | |
50 | 7 | Проверим и оценим свои достижения по разделу «Общение». | 64 | Представление результатов проектной деятельности. | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выступать с подготовленными материалами, иллюстрировать их наглядными материалами. | |
Раздел «Путешествия» 18 часов | |||||||
51 | 1 | Посмотри вокруг. | 70-73 | Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма земли. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Различать стороны горизонта, обозначать их на схеме. Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта. |
IV четверть - 16 часов
52 | 2 | Ориентация на местности. Практическая работа №1 «Определение сторон горизонта по компасу» | 74-77 | Что такое ориентирование на местности. Ориентиры. Компас-прибор для определения сторон горизонта. | Знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам. | Практическая работа в паре: знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивать приемы ориентирования по компасу. | |
53 | 3 | Ориентация на местности. | 74-77 | Что такое ориентирование на местности. Ориентиры. Компас-прибор для определения сторон горизонта. | Знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам. | Практическая работа в паре: знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивать приемы ориентирования по компасу. | |
54 | 4 | Формы земной поверхности. | 78-81 | Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор. | Описывать красоту гор. | Характеризовать поверхность своего края. работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота гор» | |
55 | 5 | Водные богатства. | 82-85 | Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озера, реки, каналы, пруды. Части реки. Водные богатства родного края. | Обсуждать эстетическое воздействие моря на человека. | Работать в паре: анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки посхеме. | |
56 | 6 | В гости к весне (экскурсия). | Наблюдение за весенними явлениями в природе. | Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться ее выполнить. | Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений. | ||
57 | 7 | В гости к весне (урок). | 86-89 | Весенние явления в неживой и живой природе. | Рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края. | Моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе. | |
58 | 8 | Россия на карте. Практическая работа № 2 «Как читать карту?» | 90-95 | Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. | Сравнивать изображение России на глобусе и карте. | Работать в паре: соотносить пейзажи России на фотографиях учебника с местоположением на физической карте России, обозначать их фишками. осваивать приемы чтения карты. | |
59 | 9 | Проект «Города России» | 96-97 | Подготовка к выполнению проекта. | Распределение обязанностей по выполнению проекта. | Составлять презентацию своего исследования. | |
60 | 10 | Путешествие по Москве. | 98-101 | Москва-столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории возникновения Москвы. Основные достопримечательности Москвы. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Отличать герб Москвы от герба других городов. Работать со взрослыми: совершать виртуальную экскурсию по Москве. | |
61 | 11 | Московский Кремль. | 102-107 | Московский Кремль-символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади. | Обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России. | Читать текст учебника, находить в нем сведения о Кремле. Рассказывать о Красной площади по фотографиям. | |
62 | 12 | Город на Неве. | 108-113 | Санкт – Петербург-северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Находить Санкт-Петербург на карте России, знакомиться с планом города, находить на нем достопримечательности города. | |
63 | 13 | Путешествие по планете. | 114-117 | Карта мира. Океаны и материки(континенты), их изображение на карте. | Сравнивать глобус и карту мира, находить, называть, показывать на глобусе и карте мира океаны и материки. | Работать в паре: соотносить фотографии, сделанные на разных материках, обозначать их фишками. | |
64 | 14 | Путешествие по материкам. | 118-123 | Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия. | Предлагать вопросы по содержанию сообщений, оценивать ответы одноклассников. | Находить материки на карте мира. Работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников: готовить сообщение и выступать с ним перед классом. | |
65 | 15 | Страны мира. Проект «Страны мира» | 124129 | Физические и политические карты мира. Знакомство с некоторыми странами. подготовка к выполнению проекта. | Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять. | Сравнивать физическую и политическую карты мира. Находить и показывать на политической карте мира территорию России. | |
66 | 16 | Впереди лето. | 130-133 | Летние явления в живой и неживой природе. Разнообразие растений и животных. | Рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям. | Приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе. Определять цветущие летом травы, насекомых и других животных. | |
67 | 17 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | 134 | Представление результатов проектной деятельности. | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выступать с подготовленными материалами, иллюстрировать их наглядными материалами. | |
68 | 18 | Презентация проектов «родословная», «Города России», «Страны мира». | Представление результатов проектной деятельности. | Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | Выступать с подготовленными сообщениясми. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...