Рабочая программа по окружающему миру.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuanysheva._okr.mir_._3_klass.docx | 142.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка
- Нормативно-правовая база.
- Цели и задачи курса окружающего мира для 1- 4 классов.
- Ценностные ориентиры предмета.
- Обоснование выбора данного УМК.
- Технологии курса.
- Типы уроков в технологии деятельностного метода.
- Место курса в учебном плане.
- Панируемые результаты обучения.
- Содержание курса окружающего мира по годам обучения.
- Система оценивания.
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
- Тематическое планирование к учебнику «Окружающий мир» авт. Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова по годам обучения.
- Первый год обучения.
- Второй год обучения.
- Третий год обучения.
- Четвертый год обучения.
- Внеурочные формы деятельности по окружающему миру.
- Пояснительная записка.
- Нормативно-правовая база.
Данная рабочая программа по курсу «Окружающий мир» в начальной школе разработана на основе:
- Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 "Об образовании", ст. 14 п. 5, ст. 15 п.1, ст. 32 п.п 6. и 7.
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009).
- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (Разработанной Институтом стратегических исследований в образовании РАО, научные руководители – член – корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО Л.П. Кезина. – М.: Просвещение, 2010).
- Примерные программы по учебным предметам (Руководители проекта: член – корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО Л.П. Кезина. – М.: Просвещение, 2010).
- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебного процесса (Руководители проекта: член – корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО Л.П. Кезина. – М.: Просвещение, 2010).
- Учебно-методического комплекса развивающей системы Л.В. Занкова (Приказ МОиН № 2080 от 24 декабря 2010 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 год»).
- Открытого учебно-методического комплекса Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова (Приказ МОиН № 2080 от 24 декабря 2010 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 год»).
- Авторской программы Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова (Программа по окружающему миру для четырёхлетней начальной школы, авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012).
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ с углублённым изучением отдельных предметов №10»
- Положения МБОУ «СОШ с углублённым изучением отдельных предметов №10» «Об утверждении рабочих программ».
- Учебного плана МБОУ «СОШ с углублённым изучением отдельных предметов №10».
- Цели и задачи курса «Окружающий мир» для 1–4 классов начальной школы
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческий, географический, обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, общество и природой.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру,
- элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
- воздействовать на развитие эмоциональноволевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
- Ценностные ориентиры курса. (Концептуальные положения ООП НОО)
В основу стандартов положены ключевые компетентности и базовые национальные ценности российского общества, поэтому курс «Окружающий мир» является одним из базовых предметов, через который осуществляется формирование мировоззрения обучающихся, т.е. формирование системы взглядов на явления природы и общественной жизни, на свое место в мире, на отношение к действительности.
Направления развития | Формируемые ценности |
Мировоззренческое направление развития обучающихся: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | - любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. |
- Обоснование выбора УМК
Приоритетом образовательного процесса МБОУ «СОШ с углублённым изучением отдельных предметов №10» является интеллектуальное и творческое развитие обучающихся, которое обеспечивает выпускникам начальной школы успешное обучение на повышенном уровне сложности на следующей ступени обучения. Внедряемая в начальной школе система развивающего обучения, соответствует миссии школы и современному взгляду на цель образования: максимальное общее развитие и обучение человека на основе его индивидуальных способностей.
Широкая содержательная область, которая представлена в программе «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.
Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов сформированности универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены программой.
Курс краеведения «Мы – дети природы» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир». Его изучение на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как «Литература родного края», «География Ханты-Мансийского автономного округа», «История ХМАО с древности до наших дней» и др.
Темы данного курса включены в «Тематическое планирование». На их изучение отводится 10-15 минут урока.
Содержание программы Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова
для выпускного класса начальной школы
Содержание программы | Процентное соотношение |
Базовое содержание | 44% |
Углубленное и расширенное содержание | 56% |
- Технология курса
Во всех учебниках А.В. Поляковойиспользуются единые технологии деятельностного метода обучения, которые построены на основе системно-деятельностного подхода и внедрены с учетом специфики возраста обучающихся. На уроках школьники не получаютзнания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности.При этом изучение русского языка не преследует цели формального репродуктивного запоминания правил, терминов и понятий, а формирует умение применять полученные знания в разнообразной речевой деятельности, т.е. дети, осваивают весь комплекс универсальных учебных действий (УУД), определенных ФГОС,и умение учиться в целом.
Технология деятельностного метода (ТДМ), помогает учителю включить школьников в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
- Типы уроков технологии деятельностного метода
ОНЗ – уроки «открытия» новых знаний;
ФУН – урок формирования умений и навыков;
Урок закрепления и развития ЗУН;
Урок контроля и коррекции ЗУН;
Урок проверки знаний;
Урок обобщения и систематизации знаний;
Комбинированные уроки.
Все уроки строятся на основе метода рефлексивной самоорганизации, что обеспечивает возможность системного выполнения каждым ребенком всего комплекса личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС.
- Место курса в учебном плане
На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится по 2 часа в неделю, всего 276 часов: в 1 классе - 66 часов, а во 2, 3 и 4 классах −по 70 часов.
- Планируемые результаты обучения.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы личностных,метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувства любви к родной стране, выражающееся в интересе в ее природе, культуре, истории, народа и желании участвовать в ее делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношения с окружающими;
- установка на безопасный образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.
Метапредметные результаты:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- осознание правил и норм взаимодействия
Со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры и т.д.);
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
- овладение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младших школьников), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира. Выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
В ходе изучения предмета школьники овладеют практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций:
- умение использовать разные методов познания;
- соблюдать правила поведения в природе и обществе;
- способность оценивать свое место в окружающем мире;
- участвовать в его созидании и т.д.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку, приводятся вблоках:
- «Ученик научится»,гдевыделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения. В эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и должна быть освоена подавляющим большинством детей.
- «Ученик получит возможность научиться», где выделяется материал повышенной сложности.Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей.
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
Раздел «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» | |||||
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА | В процессе обучения ученик научится: |
|
|
фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды. |
|
Ученик получит возможность научиться: |
|
|
|
|
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
Раздел «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО» | |||||
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА МЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА | В процессе обучения ученик научится: |
|
|
|
|
объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
| |||||
Ученик получит возможность научиться: |
|
|
|
| |
Обучающийся получит возможность узнать: |
|
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПРОГРАММЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Личностные универсальные учебные действия у обучающегося будут сформированы: | |||
| – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе; – интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; – ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; – понимание причин успехов в учебе; – оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; – этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; – представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; – представление о своей этнической принадлежности. | – ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; – интерес к познанию окружающего мира; – ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; – предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; – осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; – осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; – понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; – ориентация в поведении на принятые моральные нормы; – сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам; – понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц; – принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения; – понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства сокружающем миром. | – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; – осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданина России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю; – осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей; - этические чувства – сочувствия, стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения; – понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им; - принятие установки на здоровый образ жизни; - принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; – чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры. |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Обучающийся получит возможность для формирования: | |||
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; – первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; – представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении. | – интереса к познанию окружающему миру; – ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; – самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ; – ориентации в поведении на принятые моральные нормы; – понимания чувств одноклассников, учителей; – представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. | – внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов; – выраженной устойчивой учебно-познава-тельной мотивации учения; – учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; – способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; реализации основ гражданской идентичности в поступках; – следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - установка на здоровый образ жизни; – ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им. | – внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; – выраженной устойчивой учебно-познаватель-ной мотивации учения; – устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; – адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; – адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; – компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; – морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: | |||
– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; - оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; – первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме. | – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; – принимать роль в учебном сотрудничестве; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. | – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно- образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; – вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. | – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия; – вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. |
Обучающийся получит возможность научиться: | |||
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя. | - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; – на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом. | – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом; – на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.. | – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: | |||
– осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; – понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; – осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку). | – пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; – строить сообщение в устной форме; – находить в тексте ответ на заданный вопрос; – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – воспринимать смысл познавательного текста; – анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку, так и самостоятельно); – подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: природа - сделанное человеком, природа живая – неживая, группа растений, группа животных); – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. | – осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; – осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; – пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; – находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи; – воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении); – обобщать (самостоятельно выделять класс объектов); – подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: природа живая – неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.); – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. | – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета; – осуществлять запись (фиксацию) выборочной учителем информации об окружающем мире , в том числе с помощью инструментов ИКТ; – использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования) – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач; – воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; – обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи; – подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на разного уровня обобщения (например: мир-государство-Россия-респуб-лика, область – край –город (село) и т.д.) на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; – устанавливать аналогии. |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Обучающийся получит возможность научиться: | |||
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; – умению смыслового восприятия текста; – подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения(например: природа, живая-неживая, животные - растения); – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. | – осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем; - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; – выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; – осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; - понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении); – обобщать (самостоятельно выделять класс объектов). | – осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов; – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; – создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя; – строить сообщения в устной и письменной форме; – находить разные способы решения учебной задачи; – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); – строить логическое рассуждение, как связь простых суждений об объекте (явлении). | – осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; – создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий; – осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты; – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); – строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; – произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач. |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: | |||
– принимать участие в работе парами и группами; – допускать существование различных точек зрения; – договариваться, приходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости. | – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; – воспринимать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); – строить понятные для партнера высказывания; – задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. | – строить сообщение в соответствии с учебной задачей; – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другое мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе); – контролировать действия партнера; – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. | – строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов; – задавать вопросы; – контролировать действия партнера; – использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате. |
Обучающийся получит возможность научиться: | |||
– принимать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – строить понятные для партнера высказывания; – задавать вопросы; – адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. | – строить монологическое высказывание; – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другое мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); – контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»; – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; – осуществлять действие взаимоконтроля. | – строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; – использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; – понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению; – оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; – использовать речь для планирования своей деятельности. | - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; – понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; – аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; – с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; – осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. |
| |||
1 класс (60 часов) | 2 класс (68 часов) | 3 класс (68 часов) | 4 класс (68 часов) |
Окружающий мир: природа, общество, труд (7 часов) | Общий взгляд на Землю (5 часов) | Природные условия Земли (12 часов) | Человек и окружающий мир (21 час) |
Экскурсии.
в природе.
| Человек и природа
Практическая работа.
| Человек и природа
Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов; фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России.
| Человек и природа
Человек и общество
Практические работы. Осенние работы на пришкольном участке; составление комплекса упражнений утренней гимнастики; составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при ушибах и порезах; изучение внешнего вида лекарственных растений при рассматривании гербарных образцов; работа с картами: контурной, физической, природных зон. Исследовательская работа. История развития транспортных средств. Транспорт будущего. Открытие Америки, ее природа, население. |
Природа (17 часов) | Как изучают окружающий мир (9 часов) | Человек в далеком прошлом (9 часов) | Преобразования в России (10 часов) |
Человек и природа
Практические работы и экскурсии.
| Человек и общество
Человек и природа
Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств; определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии; знакомство с лупой, термометром; измерение температуры тела, воздуха, воды, снега. | Человек и общество
Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон; соотнесение: годвек, вектысячелетие. Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы...) в жизни человека. Экскурсии в краеведческий музей | Человек и общество
Человек и природа
Человек и общество
Практические работы. Определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с физической картой России (полезные ископаемые); работа с исторической картой; составление плана комнаты, школьного или садового участка. Исследовательская работа. Петербург - один из прекраснейших городов мира. Экскурсии в краеведческий музей. |
Планета Земля (10 часов) | Космос и Земля (14 часов) | Земли восточных славян (22 часа) | Мир человека в Новое время (27 часов) |
Человек и природа
| Человек и природа
Практические работы. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу, компасу и местным признакам. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. Изготовление примитивного компаса. Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня, за фазами Луны; за погодой. | Человек и природа
Человек и общество
Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России; работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов; составление цепей питания; подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа; коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление кроссвордов. Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей). Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов. Экскурсии в краеведческий музей | Человек и природа Открытие новых земель: северные земли России, Антарктида, Австралия, Уссурийский край. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор. Человек и общество
Человек и природа
Практические работы.Сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период; оказание первой помощи при легких травмах; подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учетом содержания необходимых для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке; работа с картами: физической, политической, природных зон России и мира, с контурными картами. Исследовательская работа. Как работают органы чувств. Витамины в жизни человека. |
Становление человека (8 часов) | Взаимодействие сил природы (22 часа) | Московское государство (12 часов) | Современная Россия (10 часов) |
Человек и общество
Экскурсии в краеведческий, исторический музеи; по историческим местам родного края. | Человек и природа
Вода - растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Вода - одно из условий жизни на Земле. Вода в быту.
Практические работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование; определение направления ветра с помощью флюгера. Экскурсия к водоему: наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Обсуждение правил поведения у водоема. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности. | Человек и природа
Человек и общество
Практические работы. Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах; составление цепей питания; узнавание ядовитых растений и грибов; моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия; применение правил поведения в лесу и у водоемов. Экскурсии в лес, реке или к болоту (с учетом возможностей) | Человек и общество
Краеведение (в течение года). Родной край - часть России. Областные (краевые, республиканские) органы власти. Областная (краевая, республиканская) символика. Родной край в изучаемый исторический период: особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры. Выдающиеся земляки. Исследовательская работа. Наши соседи на планете Земля: Беларусь, Англия, Франция, Германия, Китай, Египет... (по выбору школьников). Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею. |
Современное человечество (18 часов) | Живая природа (18 часов) | Путь от Руси к России (13 часов) | |
Человек и общество
| Человек и природа
Практические работы. Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях; наблюдение и уход за комнатными растениями, изучение особенностей внешнего строения различных групп животных и растений с помощью коллекций и гербариев; рассматривание и классификация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода; различение ядовитых грибов.
| Человек и общество
Краеведение (в течение года).Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание растений, животных, грибов (в т.ч. охраняемых), усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности.
Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время.
|
- Система оценивания
Система оценивания по окружающему миру представлена следующими видами работ:
Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет оценить расхождение между реальным уровнем знаний у учащихся и актуальным уровнем, необходимым для продолжения обучения,и спланировать коррекционную работу с целью устранения этого расхождения, а также наметить «зону ближайшего развития».
Результаты стартовой работы фиксируются учителем в таблице достижений, в классном журнале и дневнике обучающегося.
Самостоятельная работа учащихся (проводится в течение изучения учебной темы) направлена на повышение уровня познавательной активности учащихся и ускорения процесса усвоения темы с одной стороны и на возможную коррекцию результатов усвоения с другой. Результаты этой работы оформляются в специальной тетради для самостоятельных работ, учитель осуществляет их проверку.
Результаты самостоятельной работы фиксируются учителем в таблице достижений, в классном журнале и дневнике обучающегося.
Контрольная работа (проводятся в течение всего года)направлена на проверку знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Содержание работ организовывается по разно уровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам.Результаты этой работы оформляются в специальной тетради для контрольных работ, учитель осуществляет их проверку.
Результаты контрольной работы фиксируются учителем в таблице достижений, в классном журнале и дневнике обучающегося.
Тестовые задания дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п.
Оценивание проводится вначале по балльной системе, а затем выражается в процентном соотношении. Каждое задание оценивается определенным количеством баллов. Но если ученик допустил ошибку, то количество баллов за это задание снижается, а если выполнено неверно, то балл не выставляется.
Результаты тестовых заданий фиксируются учителем в таблице достижений, в классном журнале и дневнике обучающегося.
Итоговая контрольная работа (проводится в конце апреля) включает основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения.
Результаты тестовых заданий фиксируются учителем в таблице достижений, в классном журнале и дневнике обучающегося.
1.11. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Книгопечатнаяпродукция | |
Н. Я Дмитриева, Казаков А.Н. Окружающий мир. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова/ Сост. Е. О. Яременко, Нечаева Н.В. - Самара: Издательство "Учебная литература", 2010г Учебники: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Рабочие тетради: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 1 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 2 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 3 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 4 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Методические пособиядля учителя: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 1-2 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 3 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 4 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». | |
Печатные пособия | |
Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем | |
Экранно-звуковые пособия: | |
аудиозаписи в соответствии с программой обучения; видеофильмы, соответствующие тематике программы по «Окружающему миру» (по возможности); слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по «Окружающему миру» (по возможности); мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по «Окружающему миру». | |
Технические средства обучения | |
| |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |
Наглядные пособия:
самодельные наглядные пособия. |
2. Календарно – тематическое планирование в 3 классе.
№№ уроков | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I четверть (18 часов) | ||||||
1 часть учебника | ||||||
1 04.09 | Приглашение к путешествию. | ОНЗ | О взаимодействии людей и природы. С. 3–5, № 2 (раб.тетрадь) | Иметь представление о природных условиях Земли | Беседа, работа с книгой | Работать с книгой. Анализировать и сравнивать полученную информацию. Устанавливать связи между прошлым и настоящим. |
2 07.09 | Карты. Р.к. Наш край на карте Родины. | ОНЗ | Основные и промежуточные географические направления С. 6–7. б) № 1, 6, 8 | Знать виды карт, различать и использовать услов- ные обозначения карт, извлекать информацию из карты. | Работа с книгой, практикум | |
3 11.09 | Что такое погода. | ОНЗ | Фиксирование с помощью условных знаков основные признаки погоды. С. 8–11. б) № 12 | Уметь называть характерные признаки сезонов года родного края | Самостоятельные исследования, наблюдения | |
4 14.09 | Народные приметы погоды. | Модуль «Здравствуй школа» | С. 11–13. б) № 13 | Знать распространенные народные приметы о погоде Уметь приводить приметы погоды из собственных наблюдений | Самостоятельная деятельность, конкурсы по группам | Самостоятельно вести наблюдения; фиксировать их в тетради. |
5 18.09 | Климат. Климатические пояса. | Модуль «Здравствуй школа» | Определение – климат, тепловые пояса С. 13–14. б) № 15 Климатические пояса. С. 15–18 | Знать основные климатические пояса; основные причины образования разных климатов. Уметь находить климатические пояса на карте и обозначать их на контурной карте. | Беседа, работа с книгой. Работа в группах. | Самостоятельно вести наблюдения; фиксировать их в тетради. Воспринимать смысл текста. Выделять информацию из текста. Устанавливать причинноследственные связи между климатом и количеством тепла и влаги. |
6 21.09 | Почва. Состав почвы. | Модуль «Здравствуй школа» | Определение – почва. С. 18–20 | Знать имя выдающегося ученого-почвоведа состав почв и их образование. Уметь выполнять последовательно опыты, записывать наблюдения. Уметь оформлять результат исследовательской работы в виде кратких выводов. | Практическая работа | Осуществлять запись информации, полученной в ходе исследования. Планировать, контролировать и оценивать учебнопознавательную деятельность, |
8 25.09 | Образование почв. Плодородие. | Модуль «Здравствуй школа» | Причины плодородия почв, С. 20–24. б) № 19, 22 | Практическая работа | Использовать естественнонаучные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний. | |
9 28.09 | Защита почв. | Модуль «Здравствуй школа» | Значение охраны почвы. С. 23. б) № 23, 25 | Практическая работа «Как образуются овраги» | Осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях. | |
02.10 | Контрольный тест по теме «Почва». | К | Термины и понятия по теме «Почва». | Самостоятельная работа | ||
10 05.10 | Природные зоны суши Земли. | ОНЗ | Природные зоны, взаимосвязи между почвой, климатом и растительным и животным миром. С. 25–27. б) № 28 | Иметь представление о природных зонах Земли. | Беседа, работа с картой, учебником, текстом | Использовать схемы, таблицы и другие источники графической информации (карты). |
11 09.10 | Природные зоны. Р.к.Природная зона Югры. | Р | Обобщить знания по теме С. 28. б) № 28 | Иметь представлениео природных зонах Земли. | Проверочная работа | Читать и понимать условные обо_ значения на карте природных зон. Сравнивать климатическую карту и карту природных зон. |
12 12.10 | Где зародилось человечество. | ОНЗ | Материки. Африка. С. 29–31 | Иметь представление о географическом положении Африки, о климате и природных зонах Африки. | Беседа, работа с книгой | Получать информацию при чтении карты. Определять географическое положение материка. Анализировать различные источники информации (текст, рисунок, графика) |
13 16.10 | Климат и природные зоны Африки. | ОНЗ | Природные зоны. С. 31–45 | |||
14 19.10 | Климат и природные зоны Африки (животный и растительный мир) | Р | Животный и растительный мир Африки. С. 31–45. б) № 33 | Беседа, работа с книгой | ||
15 23.10 | Родина человечества. Как появился человек. | ОНЗ | Теории появления человека на Земле. С. 46–48. б) № 34 | Иметь представление о теориях появления человека на Земле. | Творческая работа в группах | Расширять представления об исторических источниках знаний (материальные, устные, письменные). |
16 26.10 | Жизнь древних людей. | Интегрированный урок | Расселение и жизнь древних людей. С. 48–54. б) № 37, 38 | Понимать развитие социальной природы человека. Выделять особенные события древ_ него человека: обретение огня, одомашнивание животных, начало земледелия. | Работа с книгой, беседа . | Использование дополнительных источников информации о жизни древнего человека. |
17 30.10 | Самые древние государства. | ОНЗ | Древний Рим, Древний Египет. С. 54–64 | Иметь представление о государстве, его функциях. Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи. | Работа с книгой, беседа | Проводить аналогии между событиями, изобретениями Древнего мира и Нового времени. Моделировать ситуации и оценивать их последствия |
18 02.11 Доп. Журнал 30.10 | Лента времени. Материки и части света. | ОНЗ Урок-путешествие | Лента времени, деление истории человечества на крупные периоды. С. 64–67. б) № 41, 42 | Определение периодов истории, соотнесение века с годом, понимание условных обозначений года, века арабскими и римскими цифрами. | Работа с книгой, беседа | Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на ленте времени. |
II четверть (14 часов) | ||||||
19 13.11 | Расширение знаний о мире. | ОНЗ | Походы А. Македонского и других путешественников для Европы. С. 67–74. б) № 44 | Уметь отслеживать по тексту и карте в учебнике маршрутов великих путешественников (Питей, А. Македонский). | Работа с книгой, беседа | Извлекать и анализировать информацию из различных источников (историческая и географическая карта, рисунок, схема маршрута, текст учебника). |
20 16.11 | Первые шаги в изучении природы. | ОНЗ | Исследования Аристотелем шарообразности Земли. Технические изобретения Архимеда С. 74–78. б) № 46 | Понимать значение наблюдения в природе для науки: как появляются открытия, изобретения. Проводить аналогии между использованием изобретений в древнем мире и современном. | Самостоятельное проведение исследования | Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымысла |
21 20.11 | Духовная жизнь древнего человека. | ОНЗ | Понятие «язычество». С. 78–86. б) № 47 | Знать о значении язычества в духовной жизни древнего человека. | Работа с книгой, беседа. | Выделять информацию из сообщений одноклассников в соответствии с учебной задачей. Строить сообщения в устной и письменной форме. |
22 23.11 | Географическое положение Европы. | ОНЗ | Европа (карта природных зон, климатическая, физическая карты) С. 87–89 | Находить и показывать на карте географические объекты Европы, описывать их географическое положение. | Работа с книгой; работа с картой; творческая работа в группах. | Извлекать информацию из карты. Читать условные обозначения. Составлять характеристики географических объектов, природы, климата на основе логических рас_ суждений и чтения карты. |
23 27.11 Доп. Журнал 1.12 | Первые люди на нашей Земле. | ОНЗ Урок-исследование | Жизнь первобытного человека. С. 89–91 | Понимать общечеловеческий характер перехода от первобытных стадий жизни к цивилизации, происхождения многих народов на территории Восточно-Европейской равнины. | Беседа. | Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках. |
24 30.11 | Восточно-Европейская равнина. | ОНЗ | Восточно-Европейская равнина (климатический пояс и природная зона) С. 91–92 | Обозначать географические объекты на контурной карте. | Беседа | Обобщать материал о природе Восточно-Европейской равнины, полученный из разных источников информации (карты, текст). |
25 4.12 | Степи. Растительный мир. | ОНЗ | Природные Условия степной зоны. С. 92–96. б) № 51 | Знать об особенностях степи. | Работа с книгой, картой | Определять на основе рисунка в учебнике приспособленность растений к окружающей среде (степная зона) |
26 7.12 | Степи. Животный мир. | ОНЗ | Животные степной зоны. С. 96–102. б) № 53 | Устанавливать взаимосвязи в живой природе и между живой и неживой природой. Приводить примеры животных степной зоны. Определять приспособленность животных к жизни в степи | Работа с книгой, картой | Извлекать информацию из текста, сообщений в соответствии с учебной задачей. |
27 11.12 | Люди в степи. | ОНЗ | Взаимосвязь в при_ роде между деятельностью человека и природными условиями. С. 102–107. б) № 55, 56 | Устанавливать взаимосвязи в природе между деятельностью человека и природными условиями. | Работа с книгой, | Осознавать и оценивать последствия, к которым приводит влияние человека на природные сообщества |
28 14.12 Доп. Журнал 15.12 | Лесостепь. | ОНЗ Урок-игра | Климат, почвы, растительность лесостепной зоны. С. 107–109 | Выделять существенные признаки лесостепной зоны. Сравнивать изучаемые природные зоны (степь, лесостепь) | Беседа. | Использование своих знаний и результатов наблюдений для описания особенностей природных зон |
29 18.12 Доп. Журнал 26.12 | Лесная зона. Р.к.Многообразие природы. | ОНЗ Урок-сказка | Хвойные, смешанные, широколиственные леса умеренного пояса С. 109–124. б) № 59, 61 | Классифицировать растения и животных по природным зонам, яру_ сам леса. | Работа с книгой. | Проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом. |
30 21.12 Доп. Журнал 28.12 | Сезонные изменения в лесу. Р.К. Растения: водоросли, мхи, папоротники, лишайники. | ОНЗ Урок-диалог | Сезонных изменения, происходящие в растительном и животном мире, С. 124–138. б) № 62, 63 | Иметь представление о приспособлении животных организмов к сезонным изменениям в неживой природе, о распространении семян и плодов. | Работа с книгой, беседа | Проводить аналогии между изучаемыми объектами (сезонными изменениями в неживой и живой природе, растениями и животными) лесной зоны и своего края |
31 25.12 | Сезонные изменения в лесу. Р.К. Роль заповедников Югры в охране природы. | Р | Наблюдения в природе. б) № 64, 65 | Вести наблюдения в природе. Фиксировать изменения, происходящие в разные времена года, в растительном и животном мире. | Работа с книгой | Выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного кра. |
32 28.12 | Контрольная работа за 1 полугодие. | К | Знать: – основные понятия курса за 1 полугодие; | Тестовая работа | Применять полученные знания в изменённых условиях. | |
III четверть (20 часов) | ||||||
33 11.01 Доп. Журнал 21.01 | Как жили наши далёкие предки. | ОНЗ Урок-путешествие | Жизнь славян. С. 139–140. б) № 69 | Сравнивать хозяйственную деятельность человека в разных природных зонах | Работа с книгой, беседа. | Строить небольшие сообщения в устной форме. Использовать для построения сообщений различные источники информации. Устанавливать причинноследственные связи |
34 15.01 Доп. Журнал 25.01 | Расселение славян. «Путь из варяг в греки». | ОНЗ Урок-игра | Показать связь между язычеством и современным укладом жизни. Дать понятия «религия», «боги», «духи». С. 141–147. б) № 71 | Уметь ориентироваться по исторической карте Знать причины обожествления природы предками | Работа в парах. | Раскрыть исторический смысл понятия «путь из варяг в греки”»; познакомить с верованиями древних славян. |
35 18.01 Доп. Журнал 29.01 | Обожествление природы. | ОНЗ Урок-диалог | Понятие «язычество. С. 148–150. б) № 72 | Устанавливать связь между деятельностью древних славян и условиями их жизни и быта. | Работа с книгой, беседа. | Проводить аналогии между языческими праздниками и праздниками нашего времени. |
36 22.01 | Родной край в далеком прошлом. Р.К.Многообразие полезных ископаемых на карте родного края. | ОНЗ | Заинтересовать детей изучением истории, природы, жизни людей родного края | Знать особенности нашего края. | Игры, творческая работа в парах, группах. | Развивать любознательность, умение работать с картой, дополнительной литературой. |
2 часть учебника | ||||||
37 25.01 | Первые русские князья. | ОНЗ | Понимать роль С. 3–8 | Знать имена первых русских князей. | Беседа | Формировать образное представление о первых русских князьях. |
38 29.01 | Принятие Русью христианства. | ОНЗ | Понятия культуры: зодчество, прикладное искусство, народное творчество, первые письменные исторические источники. Устанавливать хронологическую последовательность исторических событий в России. С. 8–11 | Знать имена выдающихся русских государственных деятелей: князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван Грозный, князь Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин; исторические события в России. Уметь рассказывать о первых русских князьях | Работа с книгой, беседа. | Дать представление о принятии христианства на Руси, познакомить с понятиями «религия», «христианство», «православие». |
39 01.02 | Расцвет Древнерусского государства. | ОНЗ | С. 11–14 Понятия культуры: зодчество, прикладное искусство, народное творчество, первые письменные исторические источники. Иллюстрации (берестяные грамоты, летописец Нестор, келья монаха, братья Кирилл и Мефодий, Королева Книги). С. 14–24. б) № 75, 91 | Знать исторические события в России. Знать исторические события в России. | Блиц викторина. Устный журнал. | Раскрыть особенности древнерусской культуры. Познакомить с первыми письменными историческими источниками; сформировать представления об их значении в изучении жизни наших предков. |
40 05.02 | Древнерусская культура. | ОНЗ | ||||
41 08.02 | Ослабление Древнерусского государства. | ОНЗ | Карта Киевской Руси. С. 24–25 | Иметь представление о причинах ослабления Киевской Руси. | Творческая работа. | Формировать представление о жизни князей и крестьян в данный исторический период. |
42 12.02 Доп. Журна21.02 | Ордынское нашествие. | ОНЗ Урок-путешествие | Воздействовать на эмоции детей яркими, живыми образами русских людей,поднявшихся на борьбу с врагом; подчеркнуть мужество русских людей в борьбе с монголо–татарами С. 26–29 | Знать о мужестве русских людей в борьбе с монголо–татарами. | Рассказ | Воздействовать на эмоции детей яркими, живыми образами русских людей, поднявшихся на борьбу с врагом; подчеркнуть мужество русских людей в борьбе с монголо-татарами. |
43 15.02 Доп. Журнал 22.02 | Угроза с запада. | ОНЗ Урок-исследование | Познакомить с эпизодами защиты Родины от иноземных захватчиков, раскрыть полководческий талант князя Александра Невского. С. 29–33 | Знать об эпизодах защиты Родины от иноземных захватчиков, о полководческом таланте князя Александра Невского | Кроссворд «Батыево нашествие». | Обогащать речь историческими терминами. Работать в парах. |
44 19.02 | Залеская земля. | Модуль «Как придумать загадку» | Сформировать представление детей о жизни славян под игом Орды. С. 34–36 | Знать: – названия основных сообществ (лес, луг); – наиболее типичных представителей растений и животных природных, сообществ России; – правила поведения и безопасности в лесу и на водоеме. Уметь ориентироваться на карте природныхзон | Работа с книгой, беседа | Формировать представление о жизни славян под игом Орды; анализировать, делать выводы, наблюдать. |
45 22.02 | Что такое природное сообщество. | Модуль «Как придумать загадку» | Формировать понятие «природное сообщество»; познакомить с разнообразием сообществ, с их сходными и отличительными чертами. С. 36–37 | Знать понятие «природное сообщество»; Уметь использовать в работе ранее полученные знания. | Групповая работа | Использовать в работе ранее полученные знания, рассуждать, выражать свои мысли. |
46 26.02 Доп.журнал 11.03 | Законы лесной жизни. | Модуль «Как придумать загадку» Урок-игра | Сформировать представление о роли леса в жизни человека и природы; объяснить понятие «законы лесной жизни». С. 38–45. б) № 79 | Уметь пользоваться компасом. Знать законы лесной жизни. | Работа с книгой, беседа | Систематизировать представления о видах леса и ярусности в них; ориентироваться по местным признакам, определять направление с помощью компаса. Использовать полученные знания в жизни. |
47 01.03 | Природное сообщество луг. | Модуль «Как придумать загадку» | Воспитывать любовь ко всему живому, приучать с детских лет охранять цветы. С. 45–49 | Уметь сравнивать и делать выводы. Иметь представлениеолуге как о природном сообществе | Творческие работы | Показать связь между природой и деятельностью человека; развивать мышление, логику, сравнивать и делать выводы. |
48 05.03 Доп.журнал 13.03 | Природное сообщество озеро. Р.К. Использование песка, глины. Драгоценные полезные ископаемые. | ОНЗ Урок-сказка | Сформировать представление учащихся об озерах нашей Родины; познакомить с естественными и искусственными водоемами. С. 49–56. б) № 82, 83 | Знать об озерах нашей Родины, о естественных | Работа с книгой, беседа | Формировать представление учащихся об озерах нашей Родины; Воспринимать проблему, выдвигать гипотезу. |
49 12.03 | Природное сообщество поле. | ОНЗ | Сформировать представления учащихся о природном сообществе «Поле»; познакомить с животным и растительным миром полей. С. 56–59 | Знать о природном сообществе «Поле», о животном | Групповая и индивидуальная работа. | Работать с дополнительной литературой, гербарием, применять в работе ранее полученные знания; учить рассуждать и делать выводы. |
50 15.03 | Возвышение Москвы. | ОНЗ | Познакомить с основными событиями, названиями, именами (Москва, Иван Калита, Юрий Долгорукий) С. 60–63 | Знать исторические события, связанные с объединением земель вокруг Москвы. Уметь пересказывать изучаемый материал | Рассказ | Слушать и отвечать на заданный вопрос. Ориентироваться в учебнике. Пользоваться учебной и дополнительной литературой. |
51 19.03 | Куликовская битва. | Интегрированный урок | Познакомить с основными моментами Куликовской битвы, раскрыть особенности действий русского войска; сформировать представление о князе Дмитрии Донском. С. 63–66 | Знать основные моменты Куликовской битвы, особенности действий русского войска, о князе Дмитрии Донском | Рассказ | |
52 22.03 | Стояние на реке Угре. | ОНЗ | Ход сражения, виды Оружия. С. 66–68 | Определять последовательность важных исторических событий России. Называть | Беседа. | Слушать и отвечать на заданный вопрос. Ориентироваться в учебнике. Пользоваться учебной и дополнительной литературой. |
IV четверть (16 часов) | ||||||
53 02.04 | Создание Московского государства. | ОНЗ | С. 68–69 Конец XV – начало XVI века, создание Московского государства. | Отражать важнейшие события истории на ленте времени. | Работа с книгой. | Иметь представление об истории Московского государства. Различать разные периоды прошлого (Древняя Русь и Московское княжество) |
54 05.04 | Грозный царь. | ОНЗ | С. 69–71. б) № 89 Личность Ивана IV. | Уметь оценивать роль личности в истории с разных сторон. | Работа с книгой | Оценивать факты и события с позиции их значимости для истории русского народа. |
55 09.04 | Развитие русской культуры. Р.К. Традиционные праздники северных народов. | ОНЗ | С. 72–80 Роль России в мировой истории. | Нахождение на карте и фиксация на контурной карте городов, входящих в Золотое кольцо России. | Работа с книгой | Анализировать развитие культуры, зодчества, искусства России. Сопровождать сообщения демонстрацией фотографий, репродукций картин, открыток |
56 12.04 | Русские первопроходцы. Р.К. Югорская земля во глубине веков. | ОНЗ | С. 80–83. б) № 93 А. Никитин и Ермак | Находить на карте географические объекты (Белое, Азовское моря,Тихий океан, Балтийское море,острова Северного Ледовитогоокеана).Оценивать качества личности путешественников. | Беседа, работа с книгой, кроссворд. | Оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность |
57 16.04 | Географическое положение Азии. Сибирь. Р.К. Разнообразие животных. С.р. | ОНЗ | С. 83–87. б) № 94 Географическое положение Азии. | Описывать по карте рельеф Азии, нахождить и фиксировать на кар_ те географические объекты (крупные острова, полуострова, озера, вулканы, горы,равнины Азии). | Работа с книгой, тест. | Находить и называть географические объекты, заданные учителем. |
58 19.04 | Тайга. | ОНЗ | С. 88–92. б) № 96 Зона тайги на карте природных зон. | Знать правила поведения в лесу. | Работа с книгой, викторина | Использовать карты природных зон для составления характеристики тайги. |
59 23.04 | Природное сообщество болото. Р.К. Ягоды нашего края. | ОНЗ | С. 93–97. б) № 100, 101 Растительный и животный мир болота. | Иметь представления о роли болот в жизни человека; познакомить с экологическими проблемами болот, с охранной деятельностью людей в тайге. | Работа с книгой, беседа. | Определение по карте место_ положения болот, |
60 26.04 | «Хождение за три моря». | ОНЗ | С. 98–103. б) № 102 Путешественник А. Никитин. | Находить и демонстрировать на карте путь путешественника А. Никитина. | Беседа, конкурс знатоков. | Изучить природно-климатические особенности Индии; развивать интерес к романтическим путешествиям героев-первооткрывателей. |
61 30.04 | Смутное время. Спасители земли Русской. | ОНЗ | С. 104–109. б) № 105 Минин и Пожарский в истории России. | Знать историю появления государственного праздника Дня народного единства | Работа с книгой, кроссворд, ребусы. | Вчитываться в произведения литературы, наблюдать и делать выводы. |
62 03.05 | Расширение пределов страны. | Урок -путешествие | С. 109–111. б) № 107 Русские Путешественники: С. Дежнев. | Работа с контурной картой: нанесение географических объектов, маршрута путешественников. | Самостоятельная работа по карточкам. | Сравнивать; формировать умение пользоваться дополнительной литературой. Работать в группах. |
63 07.05 | Итоговая комплексная работа. | К | Уметь находить и показывать на карте полушарий эту зону; определять существенные признаки природных зон. Иметь представление о деятельности человека в тундре; | Комплексная работа. | Применять полученные знания в изменённых условиях. | |
64 10.05 | ОНЗ | С. 118–122 б) 109 Тундра. | Инсценировка, беседа. | Познакомить с образом России как огромной многонациональной страны. | ||
65 14.05 | Арктическая пустыня. | ОНЗ | С. 122–127. б) № 112 Зона арктической пустыни. | Уметь находить и показывать на карте полушарий эту зону; определять существенные признаки природных зон. | Работа с книгой, | Сравнивать условия жизни в разных природных зонах |
66 17.05 | Народы Сибири. Рудознатцы. Послы. Р.К. Декоративно – прикладное искусство: резьба по дереву и кости, бисерное плетение, орнаменты. | Модуль «Рефлексивный» | С. 128–133 Влияния природных условий на жизнь человека. | Устанавливать взаимосвязи между человеком и природой, зависимость деятельности человека от жизни в определенных природных условиях. | Работа с книгой, | Осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках, рекомендуемых учителем |
67 21.05 | Россия накануне реформ. | Модуль «Рефлексивный» | Исторические понятия, государственная символика. С. 134–136. б) № 115 | Уметь работать с картой и лентой времени. | Работа с книгой, | Соотносить исторические понятия с датами, конкретную дату с веком. |
68 24.05 | Экологический брейн-ринг. | Урок-игра | Знать: – основные понятия курса; | Работа в группах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...