Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Рабочая программа направлена на формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально - научного познания и эмоционально - ценностного осмысления ребёнком личного опыта, общения с людьми и природой; духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионавльного многообразия российского общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 126.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе сборника программ «Школа России» . / С.В.Анащенкова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. М. : Просвещение, 2011. ,авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир»,(М.: Просвещение, 2011).
Программа реализуется посредством следующего методического комплекта:
- Плешаков А.А.Окружающий мир: учеб. для 2 кл. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2012.
- Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.
- Плешаков А. А.Окружающий мир: Тесты: 2 класс. – М.: Просвещение, 2012.
Рабочая программа по окружающему миру во 2классе рассчитана на 68ч ( 2ч в неделю, 34 учебные недели). В авторскую программу изменения не внесены.
В течение года, возможны изменения объёма количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, днями здоровья, сроками проведения каникул и другими особенностями функционирования образовательного учреждения.
Планируемые сроки освоения рабочей программы по предмету «Окружающий мир» с 01.09.2012 г. по 25.05.2013г.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Планируемые сроки освоения образовательной программы по окружающему миру
с 1.09. 2012 по 25 . 05. 2013учебный год.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе отводится 2 часа в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 68 часов, включая 4 контрольных работ.
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру 2 класса
Раздел «Человек и природа».
Второклассник научится:
различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы, созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения явлений или выявления свойств объектов, изучения основных форм земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;
использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Второклассник получит возможность научиться:
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
Раздел «Человек и общество».
Второклассник научится:
различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира;
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособностиобщества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Содержание программы 2 класса
Раздел «Где мы живём?»
Родная страна. Город и село.
Природа и рукотворный мир.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?»
Раздел «Природа»
Неживая и живая природа.
Явления природы Практическая работа №1 «Как измерять температуру»
Что такое погода
В гости к осени ( экскурсия)
В гости к осени ( урок)
Звёздное небо
Заглянем в кладовые земли Практическая работа №2 «Состав гранита»
Про воздух
И про воду
Какие бывают растения
Какие бывают животные
Невидимые нити
Дикорастущие и культурные растения
Дикие и домашние животные
Комнатные растения Практическая работа № 3 « Уход за комнатными растениями»
Животные живого уголка Практическая работа №4 «Уход за животными живого уголка»
Про кошек и собак. Контрольная работа №1 по теме: «Живая и неживая природа»
Красная книга
Будь природе другом Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»
Раздел « Жизнь города и села»
Что такое экономика
Из чего что сделано
Как построить дом
Какой бывает транспорт
Культура и образование
Все профессии важны. Проект «Профессии»
В гости к зиме (экскурсия)
В гости к зиме (урок)
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»
Презентация проектов «Родной город», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии»
Раздел « Здоровье и безопасность»
Строение тела человека
Если хочешь быть здоров
Берегись автомобиля!
Школа пешехода Практическая работа №5 на пришкольном участке
Домашние опасности
Пожар
На воде и в лесу
Опасные незнакомцы Контрольная работа №2 по теме: «Здоровье и безопасность»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»
Раздел « Общение»
Наша дружная семья
Проект «Родословная»
В школе
Правила вежливости
Ты и твои друзья
Мы – зрители и пассажиры. Контрольная работа №3 по теме:»Общение»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Общение»
Раздел « Путешествия»
Посмотри вокруг
Ориентирование на местности
Ориентирование на местности Практическая работа № 6« Учимся ориентироваться по компасу»
Формы земной поверхности
Водные богатства. Красота моря. Итоговая комплексная работа №4
В гости к весне (экскурсия)
В гости к весне ( урок)
Россия на карте Практическая работа № 7« Учимся читать карту»
Проект «Города России»
Путешествие по Москве
Московский Кремль
Город на Неве
Путешествие по планете
Путешествие по материкам
Страны мира. Проект « Страны мира»
Впереди лето
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Путешествия»
Презентация проектов «Родословная», « Города России», « Страны мира».
Средства контроля
Перечень практических работ и экскурсий
Экскурсии:
В гости к осени
В гости к зиме
В гости к весне
Практические работы:
Практическая работа №1 «Как измерять температуру»
Практическая работа №2 «Состав гранита»
Практическая работа № 3 « Уход за комнатными растениями»
Практическая работа №4 «Уход за животными живого уголка»
Практическая работа №5 на пришкольном участке
Практическая работа № 6« Учимся ориентироваться по компасу»
Практическая работа № 7« Учимся читать карту»
Контрольные работы:
Контрольная работа №1 по теме: «Живая и неживая природа»
Контрольная работа №2 по теме: « Здоровье и безопасность»
Контрольная работа №3 по теме: « Общение»
Итоговая комплексная работа №4.
Формы организации учебного процесса:
фронтальная, парная, индивидуальная.
Формы контроля:
- коллективная;
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная работа;
- работа в парах.
Виды и типы уроков:
- комбинированный урок;
- открытие новых знаний;
- обобщающий урок;
- урок закрепления;
- нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, урок-экскурсия, практическое занятие, урок-презентация, урок-проект, турнир знатоков, урок-викторина, телепередача, заочная экскурсия, урок- подарок от волшебника, живая газета, устный журнал;
- работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями;
- проведение фенологических наблюдений;
- выполнение практических работ и мини-исследований;
- моделирование объектов и процессов;
- дидактические игры;
- уроки в музеях;
- уроки на улицах города;
- уроки-путешествия;
- уроки с элементами исследования;
- кратковременные предметные экскурсии.
Учебный план по окружающему миру ( 68ч.)
№п\п | Наименование разделов | Всего часов по авторской программе | Всего часов по рабочей программе | Практические работы | Экскурсии |
1 | Где мы живём | 4ч. | 4ч. | ||
2 | Природа | 20ч. | 20ч. | 4 | 1 |
3 | Жизнь города и села | 10ч. | 10ч. | 1 | |
4 | Здоровье и безопасность | 9ч. | 9ч. | 1 | |
5 | Общение | 7ч. | 7ч. | ||
6 | Путешествия | 18ч. | 18ч. | 2 | 1 |
Итого | 68ч | 68ч. | 7 | 3 |
Контрольно – измерительные материалы
Виды работы | Название тем |
Контрольная работа №1 | « Живая и неживая природа» |
Контрольная работа №2 | « Жизнь города и села» |
Контрольная работа №3 | «Здоровье и безопасность. Общение» |
Контрольная работа №4 | Итоговая комплексная работа |
Календарно-тематический план (68ч.)
№ п/п | Наименование раздела и тем | Характеристика основной деятельности ученика | Плановые сроки прохождения | Примечания | ||
Раздел «Где мы живём?» (4ч.) | План | Факт | ||||
1 | Родная страна Имя родной страны – Россия, Российская Федерация. Россия – многонациональное государство. Государственный язык. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Анализировать информацию учебника, работать с текстом и иллюстрациями учебника; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; | 01.09 | |||
2 | Город и село Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе .Проект «Родной город» | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать по фотографии и по личным наблюдениям город и село; работать в паре; распределять обязанности по выполнению проекта; | 04.09 | |||
3 | Природа и рукотворный мир Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; различать объекты природы и предметы рукотворного мира; Работать в паре и группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окр. миру; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; | 08.09 | |||
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений | Выполнять тестовые задания учебника; оценивать свои достижения и достижения других учащихся | 11.09 | |||
Раздел « Природа» ( 20ч.) | ||||||
5 | Неживая и живая природа. Знакомство с целями и задачами раздела. Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от неживой природы. Связи между неживой и живой природой. | Пониматьучебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; Классифицироватьобъекты природы по существенным признакам; различатьобъекты неживой и живой природы; обозначать объектыприроды цветными фишками; осуществлять контроль и коррекцию; приводить примерыобъектов живой и неживой природы; заполнятьтаблицы в рабочих тетрадях; работать в паре: анализироватьсущественные признаки живых существ, обсуждать своивыводы, осуществлять самопроверку; устанавливать связимежду живой и неживой природой; формулироватьвыводы из изученного материала; отвечатьна итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 15.09 | |||
6 | Явления природы Практическая работа №1«Как измерять температуру» Что такое явления природы. Явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр – прибор для измерения температуры. Виды термометров. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить, Практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты с термометром, измерятьтемпературу воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 18.09 | |||
7 | Что такое погода Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; наблюдать и описыватьсостояние погоды за окном класса; характеризоватьпогоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; приводить примерыпогодных явлений; работать в паре: составлять планрассказа о погодных явлениях и рассказывать по этому плану; сопоставлятьнаучные и народные предсказания погоды; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; | 22.09 | |||
8 | В гости к осени (экскурсия) Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе | Пониматьучебные задачи экскурсии и стремиться их выполнить; наблюдатьизменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними; определятьприродные объекты с помощью атласа-определителя «От земли до неба» оцениватьрезультаты своих достижений на экскурсии | 25.09 | |||
9 | В гости к осени (урок)
| Пониматьучебную задачу урока и стараться её выполнить; работать в группе:знакомитьсяпо учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступатьс сообщениями по изученному материалу; рассказыватьоб осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений); сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживать взаимосвязьосенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе; дополнятьсведения учебника и экскурсии своими наблюдениями над осенним трудом человека; работать со взрослыми: вести наблюденияв природе, подготовитьфото формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 29.09 | |||
10 | Звёздное небо Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Зодиак | Пониматьучебную задачу урока и стараться её выполнить; находитьна рисунке знакомые созвездия; сопоставлятьиллюстрацию учебника с описанием созвездий; моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; знакомитьсяпо учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществлять самопроверку; работать со взрослыми: наблюдатьзвёздное небо, находить на нём изученные созвездия; пользоваться для поиска созвездий на небе атласом-определителем; находить информацию о зодиакальных созвездиях дополнительной литературе, Интернете; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке | 02.10 | |||
11 | Заглянем в кладовые земли Практическая работа №2 «Состав гранита» Горные породы и минералы. Гранит и его состав | Пониматьучебную задачу урока и стараться её выполнить; практическая работа:исследоватьс помощью лупы состав гранита, рассматриватьобразцы полевого шпата, кварца и слюды; различать горные породы и минералы; работать в паре:с помощью атласа-определителя приводить примерыгорных пород и минералов, готовитькраткие сообщения о них; читать и обсуждатьотрывок из книги А.Е. Ферсмана («Моя коллекция»); формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке | 06.10 | |||
12 | Про воздух Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействие созерцания неба на человека. | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; рассказыватьо значении воздуха и воды для растений, животных и человека; работать в паре: анализироватьсхемы, показывающие источники загряз описыватьэстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на наблюдатьнебо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности; работать со взрослыми: находить информацию об охране воздуха и воды формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке | 09.10 | |||
13 | И про воду Вода, её распространение в природе. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение воды. Охрана чистоты воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; рассказыватьо значении воздуха и воды для растений, животных и человека; работать в паре: анализироватьсхемы, показывающие источники загряз описыватьэстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на наблюдатьнебо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности; работать со взрослыми: находить информацию об охране воздуха и воды формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке | 13.10 | |||
14 | Какие бывают растения Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; устанавливатьпо схеме различия между группами растений; работать в паре: называтьи классифицироватьрастения, осуществлять самопроверку; приводить примерыдеревьев, кустарников, трав своего края; определятьрастения с помощью атласа-определителя; оценивать эстетическое воздействие растений на человека; работать со взрослыми: наблюдатьи готовить рассказ (фоторассказ) о красоте растений; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке | 16.10 | |||
15 | Какие бывают животные Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: соотноситьгруппы животных и их существенные признаки; работать в группе: знакомитьсяс разнообразием животных, находить сравниватьживотных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке | 20.10 | |||
16 | Невидимые нити Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; устанавливать взаимосвязи в природе: между неживой и живой природой, работать в паре: моделироватьизучаемые взаимосвязи; выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; читать и обсуждатьстихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», делать формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке | 23.10 | |||
17 | Дикорастущие и культурные растения Контрольная работа №1 по теме «Живая и неживая природа» Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, обозначать работать в группе: приводить примерыдикорастущих и культурных растений; классифицироватькультурные растения по определённым признакам; сочинять и рассказыватьсказочную историю о дикорастущем или культурном растении (по своему выбору); формулироватьвыводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Оценим свои достижения | 27.10 | |||
18 | Дикие и домашние животные Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать и различатьдиких и домашних животных, обозначатьсоответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; работать в группе: приводить примерыдиких и домашних животных, моделироватьзначение домашних животных для человека, рассказыватьо значении домашних животных и уходе за ними; находить в тексте нужную информацию, обсуждать материалы книги «Зелёные страницы»; сочинять и рассказыватьсказочную историю о диком или домашнем животном (по своему выбору); формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке | 30.10 | |||
19 | Комнатные растения Практическая работа № 3 « Уход за комнатными растениями Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; узнаватькомнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку; работать в паре: определятьс помощью атласа-определителя комнатные оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека; практическая работа в группе: осваиватьприёмы ухода за комнатными формулировать выводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке | 03.11 | |||
20 | Животные живого уголка Практическая работа №4 «Уход за животными живого уголка»
| Понимать учебную задачу урока и стремиться сё выполнить; рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними; работать в паре: определятьживотных живого уголка с помощью атласа-определителя и учебника; использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщения; рассказыватьо своем отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы; практическая работа в группе: осваиватьприёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями; характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке | 13.11 | |||
21 | Про кошек и собак. Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев Проверка знаний и умений. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; определятьпороды кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом-определителем; приводить примерыпород собак с помощью атласа-определителя; обсуждатьроль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, объяснятьнеобходимость ответственного отношения к домашнему питомцу; работать в группе: использоватьтексты учебника как образец для выполнения заданий (составлять словесный портрет своего питомца, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию, составлять общий план рассказа о домашнем питомце); формулировать выводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке | 17.11 | |||
22 | Красная книга
| Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: выявлятьпричины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждатьмеры по их охране; работать в группе: читатьтексты учебника и использоватьполученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлять общий план рассказа о редком растении и животном; рассказывать о редких растениях и животных по составленному плану; работать со взрослыми: узнать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу; подготовитьс помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору); формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 20.11 | |||
23 | Будь природе другом Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту» Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. Подготовка к выполнению проекта: | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; готовить рисунки и фотографии (слайды мультимедийной презентации); | 24.11 | |||
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений | Выполнятьтестовые задания учебника; оцениватьправильность/неправильность предложенных ответов; оцениватьбережное или потребительское отношение к природе; формироватьадекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | 27.11 | |||
Раздел « Жизнь города и села» (10ч.) | ||||||
25 | Что такое экономика Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; читатьпредложенный текст, находить в нём ответы на поставленные вопросы, формулировать собственные вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников; | 01.12 | |||
26 | Из чего что сделано | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; | 04.12 | |||
27 | Как построить дом Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависи-мости от назначения | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; | 08.12 | |||
28 | Какой бывает транспорт | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: классифицировать средства транспорта (предлагать варианты классификации, анализировать схемы и выделять основания для классификации, приводить примеры транспортных средств каждого вида); | 11.12 | |||
29 | Культура и образование Учреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России Кунсткамера | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них; с помощью | 15.12 | |||
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии» Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. Подготовка к выполнению проекта: | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; обсуждатьроль людей различных профессий в нашей жизни; | 18.12 | |||
31 | В гости к зиме (экскурсия) Наблюдения над зимними явлениями в живой и неживой природ | Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнять; наблюдать над зимними погодными условиями; обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни; | 22.12 | |||
32 | В гости к зиме (урок) Контрольная работа №2по теме: «Жизнь города и села» | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; | 25.12 | |||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений | Выполнятьтестовые задания учебника; | 12.01 | |||
34 | Презентация проектов «Родной город», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии» Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; | 15.01 | |||
Раздел « Здоровье и безопасность» (9ч.) | ||||||
35 | Строение тела человека Знакомство с целями и задачами раздела. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; моделировать внутреннее строение тела человека; | 19.01 | Уч.2 часть | ||
36 | Если хочешь быть здоров Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; | 22.01 | |||
37 | Берегись автомобиля! Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (сигналы светофора, дорожные знаки перехода улицы) | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; работать в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию; выбирать и отмечать фишками дорожные знаки, встречающиеся на пути в школу; формулировать, пользуясь рисунком учебника, правила движения на загородной дороге, осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке; | 26.01 | |||
38 | Школа пешехода Практическая работа №5 на пришкольном участке Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа на пришкольном участке или на полигоне ГИБДД (ДПС) | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работа в группе: формулироватьправила безопасности на основе прочитанных рассказов; | 29.01 | |||
39 | Домашние опасности. Правила безопасного поведения в быту | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; | 02.02 | |||
40 | Пожар Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать со взрослыми: находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение; | 05.02 | |||
41 | На воде и в лесу Правила безопасного поведения на воде и в лесу | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: различать съедобные и ядовитые грибы, обозначать их на рисунке фишками разного цвета, осуществлять контроль и коррекцию; | 09.02 | |||
42 | Опасные незнакомцы Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов милиции по телефону. Действия в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных. Проверка знаний и умений. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; | 12.02 | |||
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений | Выполнять тестовые задания учебника; | 16.02 | |||
Раздел « Общение» (7ч.) | ||||||
44 | Наша дружная семья Знакомство с целями и задачами раздела. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье. | Понимать учебные задачи при изучении материала раздела «Общение» и данного урока и стремиться её выполнить; рассказывать по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях. О семейной атмосфере, общих занятиях; формулировать понятие «культура общения»; | 19.02 | |||
45 | Проект «Родословная» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | В ходе выполнения проекта дети учатся: отбирать фотографии из семейного архива (желательно отсканировать в едином формате); | 26.02 | |||
46 | В школе Классный и школьный коллектив. Совместная учеба, игры, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; | 02.03 | |||
47 | Правила вежливости | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; | 05.03 | |||
48 | Ты и твои друзья Правила поведения в гостях | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; | 09.03 | |||
49 | Мы — зрители и пассажиры. Контрольная работа №3 по теме: «Здоровье ибезопасность. Общение» Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, консерватории, в общественном транспорте. Проверка знаний и умениц. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; | 12.03 | |||
50, Проверим себя и оцени свои достижения по разделу « Общение» Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений | Выполнять тестовые задания учебника; | 16.03 | ||||
Раздел « Путешествия» (18ч) | ||||||
51 | Посмотри вокруг Знакомство с целями и задачами раздела. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; различатьстороны горизонта, обозначать их на схеме; | 19.03 | |||
52 | Ориентирование на местности . Что такое ориентирование на местности. Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас – прибор для определения сторон горизонта. Как пользоваться компасом. | знакомитьсяс устройством компаса и правилами работы с ним, осваиватьприёмы ориентирования по компасу: | 23.03 | |||
53 | Ориентирование на местности . Практическая работа № 6 « Учимся ориентироваться по компасу» Что такое ориентирование на местности. Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас – прибор для определения сторон горизонта. Как пользоваться компасом. | практическая работа в паре: знакомитьсяс устройством компаса и правилами работы с ним, осваиватьприёмы ориентирования по компасу: | 02.04 | |||
54 | Формы земной поверхности | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; | 06.04 | |||
55 | Водные богатства Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озёра, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки. Водные богатства родного края. Проверка знаний и умений. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить: | 09.04 | |||
56 | В гости к весне (экскурсия) Наблюдения над весенними явлениями природы | Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить; формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека; оценивать свои достижения на экскурсии | 13.04 | |||
57 | В гости к весне (урок) Весенние явления в неживой и живой природе | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; | 16.04 | |||
58 | Россия на карте Практическая работа № 7 « Учимся читать карту» Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. Правила показа объектов на настенной карте | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать изображение России на глобусе и карте; | 20.04 | |||
59 | Проект «Города России» Подготовка к выполнению проекта; знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | В ходе работы над проектом дети учатся: распределять обязанности по выполнению проекта; в дополнительной литературе и Интернете находить сведения об истории и составлять презентацию своего исследования, снабдив её фотографиями презентоватьсвои проекты (проекты, выполненные в паре, группе); оцениватьдостижения свои и товарищей; оформлять стенд «Города России» | 23.04 | |||
60 | Путешествие по Москве Москва — столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории основания города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримечательности столицы Итоговая комплексная работа №4 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Находить Москву на карте России; знакомиться с планом Москвы, находить на нём достопримечательности столицы; Работать в паре: соотносить фотографии с собственными наблюдениями; Отличать герб Москвы от гербов других городов; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке | 27.04 | |||
61 | Московский Кремль Московский Кремль — символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; | 30.04 | |||
62 | Город на Неве Санкт-Петербург — северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру 1, история его создания | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; | 04.05 | |||
63 | Путешествие по планете Карта мира. Океаны и материки (континенты), их изображение на карте | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показыватьна глобусе и карте мира океаны и материки; работать в паре: соотноситьфотографии, сделанные на разных материках, формулироватьвыводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке | 07.05 | |||
64 | Путешествие по материкам Карта мира. Океаны и материки (континенты), их изображение на карте | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показыватьна глобусе и карте мира океаны и материки; работать в паре: соотноситьфотографии, сделанные на разных материках, формулироватьвыводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке | 11.05 | |||
65 | Страны мира. Проект «Страны мира» Знакомство с некоторыми странами. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | В ходе выполнения проекта дети учатся: пользуясь дополнительной литературой, определять,каким странам принадлежат представленные флаги; распределять обязанности по выполнению проекта; готовить сообщения (индивидуальные, в парах, в группах) о выбранных странах подбирать фотографии достопримечательностей (открытки, слайды); презентоватьсвои исследования с демонстрацией иллюстраций; оцениватьсвои достижения в выполнении проекта | 14.05 | |||
66 | Впереди лето Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступ-ных для наблюдений в летнее время. Красота животных | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью | 18.05 | |||
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений | Выполнять тестовые задания учебника; | 21.05 | |||
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения учащихся | 25.05 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Плешаков А.А Окружающий мир Рабочие программы. 1- 4 классы– М.: Просвещение, 2011.
Учебник «Окружающий мир» 2 класс в двух частях / А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.
Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 класс в двух частях / А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2012
Тесты «Окружающий мир» 2 класс / Е.М. Тихомирова – М.: Издательство «Экзамен», 2012
Методические пособия
Поурочные разработки «Окружающий мир» 2 класс А.А.Плешаков
«От земли до неба» - Атлас – определитель для начальной школы
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронное сопровождение к учебнику.
Технические средства обучения
Аудиторная доска
Магнитно – маркерная доска
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экранно-звуковые пособия
Презентации по природоведению
Видеофильмы по природоведению
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
Термометр медицинский
Лупа
Компас
Модель «Торс человека с внутренними органами»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...