Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс.
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Большакова Ольга Вячеславовна

Данная программа разработана к учебно-методическому комплекту "Перспектива" на основе авторской программы А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             Окружающий  мир

                                 Пояснительная записка

     Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса на 2012-2013 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой «Окружающий мир. 1-4 классы».

     В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной  реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

     С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

     Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:

  • уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
  • понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
  • модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

     Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.

     Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

     Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.

                                     Общая характеристика курса

     Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Программу определяют важнейшие компоненты культуры – норма, ценность. Идеал, что позволяет представить такое явление, как мир. Системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку.

     В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:

  • природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
  • природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
  • мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

     Постепенно с позиций культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимосвязи:

  • природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
  • культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
  • наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
  • искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
  • человечество как многообразие народов, культур, религий;
  • семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
  • труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
  • здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
  • нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

                      Место курса в учебном плане

          На изучение окружающего мира во 2 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели).

                              Результаты изучения курса

     Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменных формах.
  7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
  9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

  1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
  2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
  3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
  4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
  5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

 Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 2 класса

Учащиеся должны знать:

- характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;

- названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;

- некоторые экологические связи в природе;

- особенности сезонного труда людей и его зависимость от сезонных изменений в природе;

- изученные правила поведения в природе;

- особенности охраны здоровья в разное время года;

- народные названия месяцев:

- народные приметы и присловья о временах года;

- дни-погодоуказатели, характерные для климата своего края;

- главные календарные праздники народов своего края.

Учащиеся должны уметь:

- проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;

- различать изученные растения, грибы, насекомых, птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);

- объяснять на примерах некоторые экологические связи;

- выполнять изученные правила поведения в природе;

- выполнять правила охраны здоровья в разное время года;

- разыгрывать народные игры, характерные для разных времён года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;

- загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;

- рассказывать 2-3 сказки о животных из устного творчества народов своего края.


                                                            Календарно-тематическое планирование

 Тема урока  (страницы учебника, тетради)

   

         Цели

Понятия

                 Планируемые результаты (ФГОС)

Дата планируемая

Дата фактическая

   

    Предметные

   

             УУД

 

  Личностные

                                                                                  Вселенная, время, календарь (16 часов)

 1

 2

3-4

 5

 6

 7

 8

 9

1011

12

13

14

15

16

«Мы-союз народов России». Учебник: с.3-7, тетрадь: с.3-5.

«Мы-жители Вселенной». Учебник: с.8-11, тетрадь: с.6-7.

«Наш космический корабль-Земля». Учебник: с.12-15, тетрадь: с.8-11.

«Время». Учебник: с.16-19. Учебник: с. 16-19, тетрадь: с.12-13.

«Сутки и неделя». Учебник: с.20-23, тетрадь: с.14-17.

«Месяц и год». Учебник: с.24-27, тетрадь: с.18-19.

«Времена года». Учебник: с.28-31, тетрадь: с.20-21.

Экскурсия «Живая и неживая природа».

«Погода. Практическая работа с тер-мометром». Учебник: с.32-35, тетрадь: с.22-25.

«Календарь-хранитель времени, страж памяти». Учебник: с.36-39, тетрадь: с.26-27.

«Красные дни календаря». Учебник: с.40-43, тетрадь: с.28-29.

«Народный календарь». Учебник: с.44-47, тетрадь: с.30-31.

«Экологичес-кий кален-дарь». Учебник: с.48-51, тетрадь: с.32-35.

«Контрольное тестирование по разделу «Вселенная, время, календарь». Учебник: с.52.

Сформировать представление о территориальных единицах РФ, научить находить их на карте, опре-делять самобыт-ность каждого народа РФ и обосновывать своё суждение.

Сформировать по-нятие о Вселен-ной, о строении Солнечной сис-темы, планетах и их спутниках, на-учить распозна-вать небесные тела и обосновывать своё суждение.

Дать понятие о горизонте, сторо-нах горизонта, компасе, научить обращению с ком-пасом, определять стороны горизонта и фиксировать ре-зультаты в табли-це, научить нахо-дить на глобусе материки и океа-ны, определять их название, уметь находить на глобу-се нашу страну.

Сформировать об-раз времени как единства прошло-го, настоящего и будущего, позна-комить с разными типами старинных и современных ча-сов как явлением истории и культу-ры разных стран и народов мира.

Сформировать представление о связи естествен-ных единиц изме-рения времени «сутки», «неделя» с движением Зем-ли вокруг своей оси и сменой дня и ночи, познакомить с древними леген-дами, объясняю-щими смену дня и ночи, расширять способы творчес-кой активности детей.

Сформировать представление о связи естествен-ных единиц изме-рения времени «месяц», «год» с наблюдением лю-дей за движением Луны вокруг Зем-ли,за изменениями в природе от вес-ны до весны, когда Земля делает пол-ный оборот вокруг Солнца, пробуж-дать в детях инте-рес к наблюдению за живой и нежи-вой природой.

Сформировать представление де-тей о причине сме-ны времён года, о последовательнос-ти этой смены и о связи изменений в природе с движе-нием Земли по орбите вокруг Солнца, познако-мить с важней-шими сезонными явлениями природы.

Учить наблюдать за живой и нежи-вой природой, познакомить с географической площадкой, на-учить записывать наблюдения в дневник.

Сформировать понятие «погода», познакомить с устройством и особенностями работы разных видов термомет-ров, научить измерять темпера-туру и записывать показания термометра.

Дать представле-ние о календаре как очень древнем явлении мировой культуры, тесно связанном с осо-бенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира, познакомить с раз-ными видами и устройством ста-ринных и совре-менных кален-дарей.

Познакомить с важнейшими праздниками сов-ременного рос-сийского граж-данского кален-даря как способом дружеского объе-динения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожительства, особенностей эт-нической культу-ры и вероиспове-дания.

Сформировать представление о народном календа-ре как сокровищ-нице опыта обще-ния народа с при-родой и сотрудни-чества с ней, на-учить детей соот-носить народные приметы погоды с наблюдениями за живой и неживой природой и с ощу-щениями, которые дают нам разные органы чувств.

Продолжать фор-мирование эколо-гического созна-ния детей, дать понятие об эколо-гии, о необходи-мости охраны при-роды, познакомить с экологическим календарём как проявлением куль-туры высокораз-витого общества, осознавшего уни-кальность приро-ды Земли.

Проверить уровень усвоения изученного материала в тестовой форме, анализ ошибок, коррекция знаний.

Край, область, округ, республи-ка, союз, федера-ция, само-бытная культура.

Вселен-ная, Сол-нечная система, космос, Солнце, Земля.

Стороны горизонта компас, глобус, материк, океан, полюс.

Единицы измере-ния вре-мени.

Сутки, неделя.

Месяц, год, Луна.

Явления природы, сезонные явления.

Живая природа, неживая природа.

Погода, темпера-тура, тер-мометр.

Кален-дарь, религия.

Государст-венный праздник, междуна-родный праздник.

Народный календарь

Экология.

Иметь представле-ние о многообра-зии субъектов РФ; углубить знания о разнообразии на-родов России, уметь находить и показывать субъ-ект на политичес-кой карте России, называть некото-рые природные и историко-культур-ные достоприме-чательности.

Знать в общем ви-де строение Все-ленной, уметь на-зывать планеты и порядок их распо-ложения в Солнеч-ной системе, узна-вать небесные те-ла по их описа-нию,  перечислять небесные тела в порядке увеличе-ния их размеров.

Иметь представле-ние о горизонте, сторонах горизон-та, компасе; уметь определять по схе-ме способ обозна-чения сторон го-ризонта, знать уст-ройство компаса, уметь определять стороны горизонта и фиксировать ре-зультаты в табли-це, уметь находить на глобусе океаны и материки, опре-делять их назва-ние и число, нахо-дить на глобусе нашу страну.

Уметь приводить примеры нераз-рывной связи прошлого, настоя-щего и будущего, уметь перечислять единицы измере-ния времени в порядке их увели-чения, знать устройство часов, уметь определять время по часам.

Иметь представле-ние о связи естест-венных единиц измерения време-ни «сутки», «неде-ля» с движением Земли вокруг оси и сменой дня и ночи, уметь давать научное объясне-ние смены дня и ночи, уметь назы-вать дни недели и выстраивать их последователь-ность.

Иметь представле-ние о связи естест-венных единиц из-мерения времени «месяц» и «год» с наблюдением лю-дей за движением Луны вокруг Зем-ли, уметь давать научное объясне-ние изменению внешнего вида Луны в течение месяца, используя схему, уметь вы-страивать пра-вильную последо-вательность месяцев года.

Уметь объяснять смены времён года с помощью схемы, называть важней-шие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года, уметь пере-числять времена года в правильной последовательнос-ти.

Уметь формулировать информацию о наблюдаемых объектах, заполнять дневник наблюдений.

Уметь конструи-ровать определе-ние понятия «по-года», различать виды термометров и пользоваться каждым из них, измерять темпера-туру, записывать показания термо-метра, узнавать явления погоды по фотографиям.

Уметь ориентиро-ваться в сведени-ях, представлен-ных на странице современного ка-лендаря, находить в календаре дату своего рождения и дни рождения сво-их близких, иметь представление о разнообразных видах и устройст-ве старинных и современных календарей.

Уметь кратко характеризовать содержание общероссийских праздников современного российского календаря, составлять рассказ о праздниках в своём городе.

Знать некоторые народные приме-ты, связанные с погодой, с ощуще-ниями разных ор-ганов чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой, наблю-дать за поведении-ем животных, из-менениями в мире растений в поме-щении и на улице, в неживой приро-де.

Участвовать по мере сил в охране природы, иметь представление об экологии, познако-миться с экологи-ческим календа-рём как проявле-нием культуры высокоразвитого общества, осоз-навшего уникаль-ность природы Земли.

Показать уровень усвоения изученного материала по пройденному разделу.

Регулятивные: уметь вносить необходимые корректировки в текст. Познавательные: уметь соотносить святыни России и своего края с традиционными религиями. Коммуникативные: уметь согласованно работать в паре.

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения учебного задания. Познавательные: уметь соотносить размеры планет Солнечной системы и обосновывать своё суждение. Коммуникативные: уметь формулиро-вать речевое высказывание.

Регулятивные: уметь выполнять учебное задание по алгоритму. Познавательные: уметь использовать  условные обозначе-ния для указания сторон горизонта на схеме, анализиро-вать изображения на глобусе. Коммуникативные: уметь работать в группе, паре.

Регулятивные: уметь планировать, контролировать и корректировать свои учебные действия. Познавательные: уметь определять по фотографиям вре-менные характерис-тики изображённых событий, выделять приметы времени. Коммуникативные: уметь формулиро-вать речевое выска-зывание.

Регулятивные:уметь проявлять волевую саморегуляцию. Познавательные: уметь моделировать смену дня и ночи с помощью схемы-аппликации. Коммуникативные: уметь высказывать своё мнение, уважи-тельно относиться к другому мнению.

Регулятивные: уметь принимать и сохранять задачи учебной деятельнос-ти. Познавательные: уметь прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления. Коммуникативные: уметь формулиро-вать собственное мнение.

Регулятивные: уметь планировать, контролировать и корректировать свои учебные действия. Познавательные: уметь устанавливать по схеме связь се-зонных изменений в природе с движе-нием Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси, объяс-нять причины сме-ны времён года. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, уважать мнение другого человека.

Регулятивные: уметь проявлять волевую саморегуляцию. Познавательные: уметь наблюдать, сравнивать, анали-зировать природные явления.  Коммуникативные:уметь выражать собственное мнение.

Регулятивные:уметь осуществлять самопроверку. Познавательные: сравнивать различ-ные виды термо-метров, рисовать условные знаки погодных явлений.  Коммуникативные:уметь вступать в учебное сотрудни-чество, работать в группе.

Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: уметь сравнивать календари разных типов. Коммуникативные: уметь формулиро-вать собственное мнение.

Регулятивные: уметь ставить цель учебной деятель-ности и планировать свои учебные дейст-вия в соответствии с ней. Познавательные: уметь определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками. Коммуникативные: уметь формулиро-вать собственное мнение.

Регулятивные: уметь организовы-вать собственную деятельность. Познавательные: уметь сопоставлять реальные наблюде-ния и данные при-родных примет своего края. Коммуникативные: уметь вступать в учебный диалог.

Регулятивные: уметь планировать, контролировать и корректировать свои учебные действия. Познавательные: находить в тексте учебника опреде-ление экологии как науки. Коммуникативные: использовать в речи научные термины и понятия.

Регулятивные: уметь осуществлять самоконтроль, коррекцию и самооценку. Познавательные: уметь решать задачи творческого и поис-кового характера. Коммуникативные: уметь формулиро-вать собственное мнение.

Понимать зна-чение русско-го языка как государствен-ного языка РФ, осозна-вать важность доброжела-тельного от-ношения друг к другу как к носителям эт-нических и общероссийс-ких культур-ных ценнос-тей.

Осознавать значимость зависимости жизни на Земле от её положения в Солнечной системе.

Осознавать важность и необходи-мость бережного отношения к Земле.

Осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего.

Осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего.

Осознавать важность наблюдения за живой и неживой природой.

Понимать важность связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца.

Осознавать важность наблюдения за живой и неживой природой.

Понимать не-обходимость бережного и безопасного обращения с термометра-ми.

Понимать важность и ценность ка-лендаря, осоз-навать необ-ходимость уважать чу-жие традиции.

Понимать важность праздников современного российского гражданского календаря как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества.

Понимать важность на-родного ка-лендаря как сокровищни-цы опыта об-щения народа с природой и сотрудничест-ва с ней.

Понимать за-дачи экологии как науки и экологическо-го движения в России и в ми-ре, необходи-мость охраны природы.

Проявлять самостоятель-ность и лич-ную ответст-венность за свои поступ-ки.

                                                                                              Осень (18 часов)

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

«Осенние месяцы». Учебник: с.53-57, тетрадь: с.36-37.

«Осень в неживой природе». Учебник: с.58-61, тетрадь: с.38-39.

«Экскурсия «Осенние изменения в природе».

«Народные праздники в пору осеннего равноденст-вия». Учебник: с.62-65, тетрадь: с.40-41.

«Звёздное небо осенью». Учебник: с.66-69, тетрадь: с.42-43.

«Трава у на-шего дома». Учебник: с.70-73, тетрадь: с.44-45.

«Старинная женская работа». Учебник: с.74-77, тетрадь: с.46-47.

«Деревья и кустарники осенью». Учебник: с.78-81, тетрадь: с.48-49.

«Чудесные цветники осенью». Учебник: с.82-85, тетрадь: с.50-51.

«Грибы». Учебник: с.86-89, тетрадь: с.52-53.

«Шестиногие и восьмино-гие». Учебник: с.90-93, тетрадь: с.54-55.

«Птичьи секреты». Учебник: с.94-97, тетрадь: с.56-57.

«Как разные животные готовятся к зиме». Учебник: с.98-101, тетрадь: с.58-59.

«Невидимые нити в осен-нем лесу». Учебник: с.102-105, тетрадь: с.60-61.

«Осенний труд». Учебник: с.106-109, тетрадь: с.62-63.

«Будь здоров!» Учебник: с.110-113, тетрадь: с.64-65.

«Охрана природы осенью». Учебник: с.114-117, тетрадь: с.66-70.

Контрольное тестирование по разделу «Осень». Учебник: с.118.

Научить соотно-сить признаки осени в живой и неживой природе, события в жизни людей осенью со значением старин-ных названий осенних месяцев в языке народов своего края, пока-зать нравственный смысл и красоту старинных осен-них обычаев взаи-мопомощи в труде.

Показать зависи-мость осенних из-менений в нежи-вой природе от наклона оси вра-щения Земли по отношению к её орбите, обобщить повседневные наб-людения учащихся за состоянием по-годы осенью, дать понятие о дне осеннего равно-денствия.

Ознакомление школьников с се-зонными измене-ниями в живой и неживой природе, научить наблю-дать и записывать результаты в днев-ник.

Познакомить с об-рядами и обычая-ми поры осеннего равноденствия у разных народов России, научить соотносить осо-бенности празд-ничных обычаев и обрядов с особен-ностями природы и хозяйственной жизни этих народов.

Продолжить зна-комство со звёзда-ми и созвездиями, познакомить с созвездиями Боль-шая Медведица и Лебедь.

Продолжить нача-тое в 1 классе зна-комство с наибо-лее встречающи-мися травянисты-ми растениями, научить, пользуясь атласом-определи-телем, распозна-вать травянистые растения, познако-мить с их особен-ностями и значе-нием для человека.

Познакомить с со-держанием и пос-ледовательностью трудовых опера-ций при обработке льна, льняной пря-жи и ткани, закре-пить представле-ния детей о соци-ально-нравствен-ном значении совместной работы людей.

Продолжить зна-комство детей с наиболее часто встречающимися деревьями и кус-тарниками и вечнозелёными хвойными расте-ниями средней полосы.

Продолжить начатое в 1 классе знакомство детей с садовыми цветами, учить создавать и ценить красоту, обобщить знания об осенних цветах, полученные из непосредственного опыта, и сообщить новые сведения.

Дать понятие о грибах как особом царстве живой природы; познако-мить со  строением гриба, с его ролью в жизни леса, научить отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.

Продолжать нача-тое в 1 классе зна-комство с насеко-мыми, дать поня-тие о паукообраз-ных, познакомить с этапами развития бабочки и стреко-зы, воспитывать бережное отноше-ние к природе.

Продолжить нача-тое в 1 классе зна-комство с птица-ми, дать понятие о перелётных и зи-мующих птицах, рассказать об осенних явлениях в жизни птиц, поз-накомить со стра-ничками народно-го календаря, свя-занного с птицами.

Познакомить с осенними измене-ниями в жизни зверей и других животных, с тем, как пресмыкаю-щиеся, земновод-ные и лесные звери готовятся к зиме.

Продолжить формирование знаний о связях в природе, показать примеры и значение связей между растениями и животными в осеннем лесу, научить детей выявлять эти связи.

Сформировать представления детей о многооб-разной работе осенью в городах и сёлах, соотнося её с особеннос-тями осенней живой и неживой природы.

Познакомить детей с правилами здорового образа жизни в осенний период; продол-жить приобщение к игровой культу-ре народов России.

Познакомить с правилами охраны природы при сборе её даров осенью; продолжить изуче-ние страниц Крас-ной книги, обра-щая внимание на исчезновение растений, живот-ных, грибов из-за вредных для при-роды действий людей осенью.

Проверить уровень усвоения материа-ла по данному разделу, учить анализировать ошибки.

Хмурень, грязник, бездорож-ник.

День осеннего равно-денствия.

Пора осеннего равноденствия.

Звезда, созвездие.

Травянис-тые расте-ния.

Льняная пряжа.

Осенние явления, листопад.

Цветник, клумба.

Съедоб-ный гриб, несъедоб-ный гриб.

Насеко-мые, пау-кообраз-ные.

Перелёт-ные пти-цы, зи-мующие птицы.

Спячка, линька, запас корма.

Невиди-мые нити.

Живая природа, неживая природа.

Здоровый образ жизни.

Экология, Красная книга.

Знать чередование осенних месяцев,  уметь характери-зовать погодные явления осенних месяцев по карти-нам художников, уметь находить признаки осенних явлений природы и указания на осо-бенности жизни людей в старин-ных названиях осенних месяцев.

Понять зависи-мость осенних изменений в нежи-вой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от ха-рактера её осве-щённости, знать названия осенних погодных и при-родных явлений в неживой природе.

Уметь вести наб-людения за изме-нениями погоды, в живой и неживой природе, уметь формулировать информацию о наблюдаемых объектах, запол-нять дневник наблюдений.

Уметь в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особен-ности, характер-ные для быта и хозяйственной жизни земледель-цев, охотников, скотоводов,  назы-вать общее свой-ство праздников осеннего равно-денствия у разных народов, опреде-ляя их главный нравственный смысл-благодар-ность природе.

Понять, что звёз-ды, как и Солнце – сгустки раскалён-ных газов, знать, что понимали под созвездиями древ-ние, и что называ-ют созвездиями современные учё-ные, познакомить-ся с созвездиями Большая Медведи-ца и Лебедь и древнегреческими мифами о них.

Понять причины пожелтения травы осенью, уметь рас-познавать травы с помощью атласа-определителя, описывать внеш-ний вид наиболее распространённых травянистых растений.

Уметь определять особенности льня-ной ткани, назы-вать последова-тельность трудо-вых операций со льном, соотносить эти операции с образами загадки.

Понять причины листопада, уметь сравнивать состоя-ние лиственных и хвойных растений осенью, узнавать изученные деревья и кустарники по листьям, опреде-лять деревья и кустарники по плодам, используя атлас-определи-тель.

Знать растения цветника по мате-риалам учебника, уметь определять растения школь-ного цветника с помощью атласа-определителя, узнавать изучен-ные растения на рисунках и в природе.

Уметь сравнивать грибы по внешне-му виду, знать строение грибов, уметь устанавли-вать связи грибов с растениями и животными, уметь различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по харак-терным призна-кам.

Знать отличитель-ные особенности насекомых от паукообразных, уметь узнавать изученных насе-комых на рисун-ках, знать этапы развития бабочки и стрекозы.

Уметь различать перелётных и зи-мующих птиц, уз-навать на рисунке изученных птиц и классифицировать их по известным признакам, приво-дить примеры птиц, знать причи-ны, по которым перелётные птицы покидают родные края.

Уметь устанавли-вать связи между сезонными изме-нениями в приро-де и жизнью жи-вотных, знать, как животные готовят-ся к зиме в зависи-мости от того, впадают они в спячку или нет.

Знать о взаимосвя-зях между расте-ниями и живот-ными в осеннем лесу, уметь приво-дить примеры невидимых нитей в осеннем лесу.

Знать некоторые виды работ, вы-полняемых осе-нью с культурны-ми растениями и домашними жи-вотными, уметь соотносить осен-ние работы с особенностями в мире осенней живой и неживой природы.

Знать правила здорового образа жизни осенью, уметь их выполнять, знать правила народных игр и выполнять их.

Освоить правила сбора грибов, ягод, орехов, уметь выполнять правила поведения по отношению к перелётным и зи-мующим птицам, к животным парка и леса в предзим-нюю пору.

Показать уровень усвоения материа-ла по данному разделу, уметь анализировать свои ошибки.

Регулятивные: уметь выполнять учебное действие в соответствии с планом. Познавательные: уметь сопоставлять старинные и совре-менные названия осенних месяцев. Коммуникативные: использовать речь для регляции своего действия.

Регулятивные:уметь выполнять самопроверку учебного задания. Познавательные: устанавливать при-чинно-следственные связи между поло-жением Солнца и осенними измене-ниями в природе. Коммуникативные: уметь формулиро-вать собственное мнение.

Регулятивные: уметь организовы-вать собственную деятельность, проявлять волевую саморегуляцию. Познавательные: уметь наблюдать и делать выводы. Коммуникативные: уметь формулиро-вать собственное мнение.

Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: устанавливать связь народных праздни-ков с осенними изменениями в природе. Коммуникативные:учитывать разные мнения в рамках учебного диалога.

Регулятивные: уметь контролиро-вать и корректиро-вать свои учебные действия. Познавательные: уметь анализиро-вать схемы созвез-дий. Коммуникативные: уметь формулиро-вать собственное мнение.

Регулятивные: проявлять способ-ность к целепола-ганию, уметь сос-тавлять план откры-тия нового знания. Познавательные: уметь сравнивать, анализировать и делать выводы. Коммуникативные:уметь формулиро-вать собственное мнение.

Регулятивные: планировать после-довательность и распределять опера-ции по изготовле-нию игрушки в группе. Познавательные: сравнивать и отме-чать общее и раз-личное в сезонной женской работе со льном у разных народов.

Регулятивные: уметь контролиро-вать, корректиро-вать и оценивать свои учебные действия. Познавательные: сравнивать состоя-ние лиственных и хвойных растений осенью. Коммуникативные: уметь согласованно работать в паре.

Регулятивные: уметь выполнять учебное действие в соответствии с планом. Познавательные: уметь различать реальные свойства растений и отраже-ние их в культуре разных народов. Коммуникативные: уметь учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия в соответствии с целью. Познавательные: сравнивать и нахо-дить отличия между съедобными и несъедобными грибами. Коммуникативные: уметь формулиро-вать своё мнение.

Регулятивные: уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия. Познавательные: сравнивать и находить отличия между насекомыми и паукообразными. Коммуникативные: уметь аргументиро-вать свой ответ.

Регулятивные: уметь выполнять самопроверку учебного задания. Познавательные: уметь классифици-ровать  птицы по из-вестным признакам. Коммуникативные: уметь учитывать разные мнения в рамках учебного диалога.

Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: уметь объяснять значение наблюдае-мых изменений. Коммуникативные: уметь пользоваться речью для регуля-ции своего дейст-вия.

Регулятивные: уметь контролиро-вать и корректиро-вать свои учебные действия. Познавательные: уметь анализиро-вать рисунок и схемы в учебнике, сравнивать разные виды схем. Коммуникативные: уметь формулиро-вать собственные высказывания, используя термины.

Регулятивные: уметь контролиро-вать свои действия во время выполне-ния учебного зада-ния. Познавательные: уметь сравнивать осенние работы в старину и сейчас. Коммуникативные:формулировать по-нятные высказыва-ния в рамках учеб-ного диалога.

Регулятивные:уметь контролировать своё поведение. Познавательные: уметь формулиро-вать правила здо-рового образа жиз-ни. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные: уметь организовы-вать работу в паре. Познавательные: уметь анализиро-вать условные знаки в учебнике. Коммуникативные: уметь адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению.

Регулятивные: уметь планировать, контролировать, корректировать и оценивать свои учебные действия. Познавательные: уметь делать выводы. Коммуникативные: уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Проявлять интерес к изучению темы, бережное отношение к природе.

Проявлять бережное отношение к природе.

Проявлять бережное отношение к природе.

Осознавать значение осенних народных праздников как выраже-ние благодар-ности природе за всё, что она даёт людям.

Проявлять интерес к изучению темы.

Проявлять бережное отношение к окружающей природе.

Знать о социально-нравственном значении совместной работы людей.

Проявлять бережное отношение к окружающей природе.

Проявлять уважение к культурным традициям, связанным с растениями.

Проявлять бережное отношение к грибам.

Проявлять бережное отношение к насекомым и паукам.

Проявлять бережное отношение и желание помочь зимующим птицам.

Проявлять интерес к изучению темы.

Проявлять са-мостоятель-ность и лич-ную ответст-венность за свои поступ-ки.

Проявлять уважение к труду и жела-ние заботить-ся о живых существах накануне предстоящей зимы.

Проявлять интерес и желание выполнять правила здорового образа жизни.

Проявлять бережное отношение к природе.

Осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.

                                                                                            Зима (15 часов)

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

«Зимние месяцы». Учебник: часть 2, с.3-7, тетрадь: с.3-5.

«Зима-время науки и сказок». Учебник: с.8-11, тетрадь: с.6-7.

«Зима в неживой природе». Учебник: с.12-15, тетрадь: с.8-9.

Экскурсия «Зимние изменения в природе».

«Звёздное небо зимой». Учебник: с.16-19, тетрадь: с.10-11.

«Зима в мире растений». Учебник: с.20-23, тетрадь: с.12-13.

«Зимние праздники». Учебник: с.24-27, тетрадь: с.14-15.

«Растения в домашней аптечке». Учебник: с.28-31, тетрадь: с.16-17.

«Зимняя жизнь птиц и зверей». Учебник: с.32-35, тетрадь: с.18-19.

«Невидимые нити в зимнем лесу». Учебник: с.36-39, тетрадь: с.20-21.

«В феврале зима с весной встречается впервой». Учебник: с.40-43, тетрадь: с.22-23.

«Зимний труд». Учебник: с.44-47, тетрадь: с.24-25.

«Будь здоров!» Учебник: с.48-51, тетрадь: с.26-27.

«Охрана природы зимой». Учебник: с.52-55, тетрадь: с.28-31.

«Проверочная работа по раз-делу «Зима». Учебник: с.56.

Научить соотно-сить признаки зи-мы в природе со значением старин-ных названий зимних месяцев в языке народов своего края, познакомить с зимними примета- ми и присловьями.

Углубить пред- ставление детей о том, как учились дети в старину, расширять знание народных погодо-ведческих примет; учить пониманию нравственного зна-чения сказок наро-дов России.

Дать понятие о зимних природных явлениях, опираясь на жизненный опыт детей, дать понятие о зимнем солнцестоянии и поговорках о нём, научить видеть красоту зимней природы.

Научить наблю-дать за строением снежного пласта, за жизнью деревь-ев, растений под снегом, за зимую-щими птицами, научить соотно-сить приметы с природными явлениями.

Продолжить зна-комство с картой звёздного неба, познакомить детей с созвездиями Малая Медведица и Орион, с Поляр-ной звездой и звездой Сириус.

Закрепить знания детей о зимних погодных явле-ниях и состоянии природы зимой, повторить спосо-бы определения деревьев и кустарников по их стволам и плодам.

Познакомить детей с общими и различными черта-ми рождественско-го праздника в странах Запада и России, познако-мить с происхож-дением и особен-ностями зимнего новогоднего праздника, закре-пить понятие о двух типах кален-даря-гражданском и православном.

Дать представле-ние о разнообра-зии лекарствен-ных растений, познакомить с правилами их сбора, хранения и использования.

Познакомить с разнообразием зимующих птиц, их приспособлен-ностью к трудным зимним условиям, рассказать об осо-бенностях жизни зверей зимой, прививать стрем-ление помогать животным пере-жить зиму.

Продолжить фор-мирование знаний о связях в природе, научить детей выявлять эти свя-зи в зимнем лесу на конкретных примерах.

Познакомить детей с зимними праздниками и традициями проводов зимы в культуре народов своего края, с осо-бым положением февраля в годовом круге.

Познакомить со старинной тради-цией зимних поси-делок, сочетаю-щих труд и развле-чения, дать пред-ставление о том, как в современной жизни зимой люди заботятся о со-хранности урожая, растениях, живот-ных и родном доме.

Познакомить с правилами здоро-вого и безопасного образа жизни в зимний период, продолжить при-общение детей к игровой культуре народов России.

Познакомить детей с правилами охраны зимой чис-тоты в парке, скве-ре, лесу, со спосо-бами подкормки зверей и птиц, продолжить изучение страниц Красной книги.

Проверить уровень усвоения материа-ла по разделу «Зима», учить анализировать ошибки.

Студень, сечень, крутень.

Народные приметы.

Гололедица, измо-розь, метель, оттепель, снегопад, день зимнего солнцестояния.

Снежный пласт.

Малая Медведи-ца, Орион, Полярная звезда, Сириус.

Снегопад, оттепель, изморозь, гололеди-ца.

День зим-него солн-цестояния день зим-него солн-цеворота. Рождест-во, Новый год.

Лекарст-венные растения.

Зимую-щие птицы, спячка, образ жизни.

Невиди-мые нити.

Маслени-ца.

Зимние посидел-ки.

Здоровый и безопас-ный образ жизни.

Экология, Красная книга.

Уметь сопостав-лять старинные и современные наз-вания зимних ме-сяцев, соотносить их внутренний смысл с природ-ными особеннос-тями зимних меся-цев и событиями в жизни людей, описывать       кра-соту зимней при-роды и произве-дений искусства, посвящённых этой теме.

Знать несколько зимних народных примет на погоду, уметь объяснять смысл народных сказок, их нравст-венное значение для современной жизни.

Обобщить и систе-матизировать наб-людения над зим-ними природными явлениями, знать дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцево-рота (25 декабря).

Уметь формули-ровать наблюдае-мые изменения в природе, записы-вать их в дневник наблюдений.

Уметь находить на звёздном небе зи-мой «ковши» Большой и Малой Медведиц и По-лярную звезду, уметь ориентиро-ваться по Поляр-ной звезде.

Уметь распозна-вать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим признакам, ис-пользуя атлас-определитель, определять расте-ния, зимующие под снегом.

Уметь отмечать на схеме годового круга день зимнее-го солнцестояния и солнцеворота, знать особенности народных обычаев зимних праздни-ков, уметь ориен-тироваться в двух типах календаря – гражданском и православном.

Уметь называть некоторые ле-карственные рас-тения и опреде-лять, какие их части используют для лечения, рас-сказывать о лекар-ственных расте-ниях в домашней аптечке.

Знать образ жизни и особенности пи-тания зимующих птиц, о зимнем образе жизни зве-рей, не впадаю-щих в спячку.

Знать о взаимосвя-зях между расте-ниями  и живот-ными в зимнем лесу, уметь при-водить примеры невидимых нитей в зимнем лесу.

Знать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края.

Знать о видах зимнего труда в старину, о современных зимних работах в городе и селе, об особенностях ухода зимой за растениями и животными.

Уметь формулировать правила здорового образа жизни зимой, выполнять их, знать и объяснять правила 2-3 народных игр.

Знать и соблюдать правила охраны природы в зимнем парке, сквере, лесу, уметь со-блюдать чистоту во время прогул-ки, знать о некото-рых представите-лях Красной книги России.

Показать уровень усвоения материа-ла по разделу «Зима», уметь анализировать ошибки.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия в соответствии с целью. Познавательные: уметь делать умозаключения. Коммуникативные: уметь строить по-нятные для партнё-ра высказывания.

Регулятивные: уметь проявлять волевую саморегу-ляцию. Познавательные: уметь сравнивать сказки разных народов. Коммуникативные: уметь учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. Регулятивные: уметь осуществлять самопроверку учебного задания. Познавательные: устанавливать при-чинно-следственные связи между поло-жением Солнца и зимними измене-ниями в природе. Коммуникативные: уметь формулиро-вать собственное мнение.

Регулятивные: уметь контролиро-вать своё поведение. Познавательные: уметь делать выводы. Коммуникативные: уметь формулиро-вать собственное мнение.

Регулятивные: уметь распределять обязанности для выполнения учебно-го задания в паре. Познавательные: уметь анализиро-вать схемы созвез-дий. Коммуникативные:адекватно взаимо-действовать в паре.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия в соответствии с планом. Познавательные: уметь устанавливать связи изученных растений с живот-ными. Коммуникативные: уметь строить по-нятные для партнё-ра высказывания.

Регулятивные: уметь контролиро-вать  свои действия во время выполне-ния учебного зада-ния. Познавательные: уметь различать общее и особенное в зимних праздниках. Коммуникативные: уметь учитывать разные мнения в рамках учебного диалога.

Регулятивные: уметь распределять обязанности для вы-полнения учебного задания в группе. Познавательные: извлекать из текста информацию о це-лебных свойствах изучаемых расте-ний. Коммуникативные: уметь работать в паре, находить общее решение.

Регулятивные: уметь организовы-вать работу в паре. Познавательные: уметь узнавать зве-рей по описаниям. Коммуникативные: уметь адекватно взаимодействовать в паре.

Регулятивные: уметь планировать и контролировать свои учебные дейст-вия. Познавательные: уметь моделировать связи в зимнем лесу. Коммуникативные: уметь учитывать разные мнения в рамках учебного диалога.

Регулятивные:уметь проявлять волевую саморегуляцию. Познавательные: уметь делать выводы. Коммуникативные: уметь строить по-нятные для партнё-ра высказывания.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия в соответствии с целью. Познавательные: уметь соотносить виды работ в старину и сейчас. Коммуникативные: уметь формулиро-вать собственное мнение.

Регулятивные: уметь контролиро-вать собственное поведение. Познавательные: уметь формулиро-вать правила здоро-вого образа жизни. Коммуникативные: уметь адекватно взаимодействовать со сверстниками.

Регулятивные: уметь планировать и контролировать свои учебные дейст-вия. Познавательные: уметь формулиро-вать правила эколо-гической этики. Коммуникативные: уметь формулиро-вать своё мнение, используя понятия.

Регулятивные: уметь осуществлять самопроверку. Познавательные: уметь делать выводы. Коммуникативные: уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к природе и произведении-ям словесного и изобрази-тельного искусства.

Проявлять интерес к изучению темы.

Проявлять желание заботиться о природе в зимний период.

Уметь бережно относиться к природе.

Проявлять интерес и же-лание наблю-дать за звёзд-ным небом.

Проявлять бережное отношение к растениям в зимний период.

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к семейным праздникам Новый год и Рождество.

Проявлять интерес к изучению темы.

Проявлять стремление помогать животным пережить зиму.

Проявлять бережное отношение к природе.

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к праздникам проводов зимы и встречи весны.

Проявлять уважение к труду, жела-ние поддер-живать чисто-ту и порядок на улицах города.

Проявлять интерес к закаливанию в зимний период.

Проявлять бе-режное отно-шение к при-роде, желание подкармли-вать птиц в зимний период.

Понимать собственные достижения при освоении учебной темы.

                                                                                    Весна (19 часов)

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

«Весенние месяцы». Учебник: с.57-61, тетрадь: с.32-33.

«Весна в неживой природе». Учебник: с.62-65, тетрадь: с.34-35.

«Весна-утро года». Учебник: с. 66-69, тетрадь: с.36-37.

«Звёздное небо весной». Учебник: с.70-73, тетрадь: с.38-39.

«Весеннее пробуждение растений». Учебник: с.74-77, тетрадь: с.40-43.

Экскурсия «Весенние изменения в природе».

«Чудесные цветники весной». Учебник: с.78-81, тетрадь: с.44-45.

«Весна в мире насекомых». Учебник: с.82-85, тетрадь: с.46-47.

«Весна в мире птиц и зверей». Учебник: с.86-89, тетрадь: с.48-49.

«Невидимые нити в весен-нем лесу». Учебник: с.90-93, тетрадь: с.50-51.

Контрольное тестирование по разделу «Весна».

«Весенний труд». Учебник: с.94-97, тетрадь: с.52-53.

«Старинные весенние праздники». Учебник: с.98-101, тетрадь: с.54-55.

«Будь здоров!» Учебник: с.102-105, тетрадь: с.56-57.

«Охрана природы весной». Учебник: с.106-109, тетрадь: с.58-61.

«Лето красное». Учебник: с.110-113, тетрадь: с.62-65.

«Летние праздники и труд». Учебник: с.114-117, тетрадь: с.66-68.

Итоговая проверочная работа. Учебник: с.118.

«Повторение изученного за год». Учебник: с.119-126.

Учить соотносить признаки насту-пающей весны в живой и неживой природе и события в жизни людей весной со значе-нием старинных названий весенних месяцев.

Продолжить изу-чение сезонных изменений в нежи-вой природе, дать понятие о дне ве-сеннего равноден-ствия и природных весенних явле-ниях.

Продолжить фор-мирование образа весны в мире при-роды и людей как поры обновления жизни, познако-мить с весенними праздниками по старинным кален-дарям своего края.

Продолжить зна-комство со строе-нием Вселенной, рассмотреть поло-жение на небе изу-ченных созвездий весной, дать поня-тие о созвездиях Кассиопея и Лев, научить находить их на звёздном небе.

Дать сведения о раннецветущих травянистых рас-тениях и цветении деревьев, разви-вать эстетическое восприятие приро-ды и стремление беречь её.

Познакомить с раннецветущими растениями, учить наблюдать за се-зонными измене-ниями в природе.

Познакомить с культурными рас-тениями весеннего цветника, с мифа-ми и легендами, связанными с эти-ми цветами, разви-вать эстетическое восприятие и твор-ческие способнос-ти учащихся.

Познакомить с ве-сенними измене-ниями в жизни на-секомых, с ролью насекомых в жиз-ни человека, рас-сказать о необхо-димости бережно-го к ним отноше-ния.

Познакомить с ве-сенними измене-ниями в жизни птиц и зверей, рас-сказать об их зави-симости от других сезонных явлений в природе, о необ-ходимости береж-ного отношения к птицам и зверям в весеннее время.

Продолжить фор-мирование знаний о связях в природе, научить детей выявлять эти связи в весеннем лесу на конкретных примерах.

Проверить уровень усвоения материа-ла по разделу «Весна», учить анализировать ошибки.

Познакомить с видами старинной женской и мужс-кой работы вес-ной, сопоставить их с современны-ми видами весен-них работ в селе и городе, в садах, огородах, поле.

Познакомить с народными обыча-ями весенних ста-ринных праздни-ков, выявить их глубокий нравст-венный смысл, со-поставить между собой традиции отношения к берёзе в культуре разных народов России.

Познакомить с правилами здоро-вого и безопасного образа жизни в весенний период, продолжить при-общение детей к игровой культуре народов России.

Познакомить с правилами охраны природы весной, с устройством искусственных гнездований для птиц, продолжить изучение страниц Красной книги.

Учить детей соот-носить признаки лета в живой и неживой природе и события в жизни людей весной со значением старин-ных названий лет-них месяцев на языке народов своего края, пока-зать социально-нравственный смысл и красоту старинных летних присловий и обычаев.

Познакомить с на-родными обычая-ми летних старин-ных праздников, определить нрав-ственный смысл календарных праздников в куль-туре народов Рос-сии и мира, рас-сказать о видах труда людей летом.

Проверить уровень усвоения материа-ла по пройденным разделам, учить находить и анали-зировать ошибки.

Обобщить и систе-матизировать по-лученные знания в ходе викторины по изученным темам.

Березол, цветень, травень.

Потепле-ние, поло-водье, ледоход, день ве-сеннего равноденствия.

Весеннее новогодие

Созвездие Кассио-пея, соз-вездие Лев.

Раннецве-тущие растения.

Раннецве-тущие растения.

Весенний цветник.

Насеко-мые.

Искусст-венные гнездовья.

Невиди-мые нити.

Вспашка, сев яро-вых, тка-чество.

Пасха.

Здоровый образ жизни.

Экология, Красная книга.

Червень, липец, сержень, присловья

День лет-него солн-цестояния день лет-него солн-цеворота.

Уметь находить признаки весенних явлений природы и указания на осо-бенности жизни людей весной в старинных назва-ниях весенних месяцев, уметь описывать красоту весенней природы.

Знать причины по-тепления весной, дату весеннего равноденствия и основные весен-ние природные явления, продол-жить работу по наблюдениям за погодой.

Знать народные традиции встречи весны, уметь объяснять, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы.

Уметь определять положение весной созвездий Боль-шая и Малая Мед-ведица, уметь на-ходить созвездия Кассиопея и Лев на звёздном небе, определять с по-мощью атласа-оп-ределителя другие созвездия и их главные звёзды.

Знать о весенних изменениях в жизни растений, о разнообразии раннецветущих растений, об условиях, необходимых для их цветения.

Уметь наблюдать за сезонными из-менениями в при-роде, определять раннецветущие растения, уметь заполнять дневник наблюдений.

Знать названия культурных рас-тений весенних цветников, уметь находить их в атласе-определи-теле, уметь раз-личать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов.

Знать о весенних изменениях в жиз-ни насекомых, уметь определять взаимосвязи в ми-ре насекомых, понимать полез-ность некоторых насекомых для человека.

Знать о весенних изменениях в жиз-ни птиц и зверей, уметь определять последователь-ность возвраще-ния перелётных птиц из тёплых краёв, уметь фор-мулировать прави-ла экологической этики.

Знать о взаимосвя-зях между расте-ниями и живот-ными в весеннем лесу, уметь приво-дить примеры невидимых нитей в весеннем лесу, знать значение этих связей в жизни природы.

Показать уровень усвоения материа-ла по разделу, уметь находить и анализировать ошибки.

Уметь различать особенности ве-сеннего труда у женщин и мужчин в старину и соот-носить их с вида-ми работы в нас-тоящее время, уметь проводить наблюдения за состоянием приро-ды и сопоставлять их с народными приметами.

Уметь характери-зовать весенние праздники в куль-туре народов Рос-сии, в том числе своего края, уметь определять нравственный смысл легенд и песен о берёзе в культуре народов России.

Уметь формулиро-вать и выполнять правила здорового образа жизни вес-ной, знать и уметь объяснять с помо-щью схемы прави-ла 2-3 народных игр, подходящих для весны.

Знать правила ох-раны природы вес-ной, формулиро-вать правила эко-логической этики, рассказывать о не-которых предста-вителях Красной книги, о причинах сокращения их численности.

Уметь находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей ле-том в старинных названиях летних месяцев, характе-ризовать погодные явления весенних и летних месяцев по картинам ху-дожников, объяс-нять смысл ста-ринных летних присловий и обычаев.

Уметь соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время в городе и селе, оп-ределять нравст-венный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира.

Показать уровень усвоения материа-ла по пройденным разделам, уметь находить и анали-зировать свои ошибки.

Повторить в игро-вой форме основ-ной материал, изученный в течение учебного года.

Регулятивные: уметь контролиро-вать свои действия во время выполне-ния учебного зада-ния. Познавательные: уметь делать умозаключения. Коммуникативные: уметь формулиро-вать собственное мнение.

Регулятивные: уметь выполнять задание в соответст-вии с целью. Познавательные: уметь устанавливать причинно-следст-венные связи между положением Солнца и весенними изме-нениями в природе. Коммуникативные: уметь формулиро-вать собственное мнение.

Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: уметь сравнивать народные традиции встречи весны. Коммуникативные: уметь учитывать разные мнения в рамках учебного диалога.

Регулятивные:уметь выполнять учебное действие в соот-ветствии с планом. Познавательные: уметь сравнивать схемы расположе-ния ковшей созвез-дий. Коммуникативные: формулировать по-нятные высказыва-ния, используя понятия.

Регулятивные: уметь планировать и контролировать учебные действия. Познавательные: уметь формулиро-вать нормы экологи-ческой этики. Коммуникативные: уметь формулиро-вать собственное мнение. Регулятивные: уметь проявлять волевую саморегу-ляцию. Познавательные: уметь делать выводы. Коммуникативные:уметь формулиро-вать мнение.

Регулятивные: уметь организовы-вать работу в паре. Познавательные: уметь различать реальные свойства растений и отраже-ние их в культуре разных народов. Коммуникативные: уметь адекватно взаимодействовать в паре.

Регулятивные:уметь контролировать свои учебные дейст-вия. Познавательные: уметь формулиро-вать правила эколо-гической этики. Коммуникативные: уметь учитывать разные мнения. Регулятивные: уметь осуществлять самопроверку. Познавательные: уметь формулиро-вать правила эколо-гической этики. Коммуникативные: уметь учитывать разные мнения.

Регулятивные: уметь выполнять задание в соответст-вии с целью. Познавательные: уметь моделировать связи в весеннем лесу. Коммуникативные: уметь формулиро-вать собственное мнение, используя понятия.

Регулятивные: уметь планировать, контролировать, корректировать свои учебные действия. Познавательные: уметь делать выводы. Коммуникативные: уметь строить диа-лог в рамках учеб-ного сотрудничест-ва.

 Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: уметь соотносить старинные и совре-менные весенние работы. Коммуникативные: уметь формулиро-вать собственное мнение.

Регулятивные: уметь выполнять задание в соответст-вии с целью. Познавательные: уметь сравнивать традиции отноше-ния к берёзе в куль-туре разных наро-дов. Коммуникативные: уметь учитывать разные мнения.

Регулятивные: уметь контролиро-вать своё поведение. Познавательные: уметь формулиро-вать правила здоро-вого образа жизни. Коммуникативные: уметь адекватно взаимодействовать со сверстниками.

Регулятивные: уметь ставить цель, планировать и конт-ролировать ход вы-полнения задания. Познавательные: уметь формулиро-вать правила эколо-гической этики. Коммуникативные: уметь формулиро-вать собственное мнение.

Регулятивные: уметь выполнять за-дания в соответст-вии с целью. Познавательные: уметь сравнивать результаты _аблюю-дений в разные времена года. Коммуникативные: уметь строить понятные для партнёра высказывания.

Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: уметь соотносить летние праздники с видами работы. Коммуникативные: уметь учитывать разные мнения в рамках учебного диалога.

Регулятивные: уметь контролиро-вать, корректиро-вать, оценивать свои учебные действия.  Познавательные: уметь делать выводы. Коммуникативные: уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные: уметь проявлять во-левую саморегуля-цию. Познавательные: уметь делать выводы. Коммуникативные: уметь учитывать разные мнения.

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к природе и произведении-ям словесного и изобрази-тельного искусства.

Проявлять безопасное поведение во время таяния льда на водоёмах и сосулек.

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к весенним праздникам по старинным русским обычаям.

Проявлять интерес и желание наблюдать за звёздным небом.

Проявлять бережное отношение к раннецвету-щим расте-ниям.

Проявлять интерес к изучению живой и неживой природы.

Проявлять уважение к культурным традициям, связанным с растениями.

Проявлять бережное отношение к насекомым.

Проявлять бережное отношение к птицам и зверям в весеннее время.

Проявлять интерес к изучению живой и неживой природы.

Осознать собственные достижения при освоении учебной темы.

Проявлять уважение к труду.

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к празднику Пасха.

Проявлять же-лание выпол-нять правила здорового образа жизни в весенний период.

Проявлять бережное отношение к природе.

Проявлять бережное отношение к природе.

Проявлять интерес к изучению праздников народов России и традиций их проведения.

Понимать собственные достижения при освоении учебного материала за год.

Проявлять интерес к окружающему миру, желание его сохранить.


                                 

                                   Учебно-методический комплект.

1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях.

3. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс.

В 2-х частях.

4. Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М., Мартинкова Е.В., Саркисян Ю.В. Уроки по окружающему миру: 2 класс.

                                    Дополнительная литература:

1. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.

2. Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов.

3. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.

4. Детская справочная литература (справочники, энциклопедии различного типа) о природе, социуме, труде людей и т.п.

                           Информационно-комуникативные средства:

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).

2. Большая детская энциклопедия. Интерактивное путешествие в мир знаний. (CD-ROM).

3. Весёлый зоопарк. Игра, видеоролики, энциклопедия, задания. (CD-ROM).

4. Мир природы. Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников. (CD-ROM).

5. Природа России. Справочно-информационная система. (CD-ROM).

6. Наша страна Россия. Аудиоэнциклопедия. (CD).

                                             Интернет-ресурсы:

     1. Википедия – свободная энциклопедия. Режим доступа:    http://ru.wikipedia.org/wiki

   2. Педсовет.org. Живое пространство образования. Режим доступа: http://pedsovet.org

    3. Клуб учителей начальной школы. Режим доступа: http://www.4stupeni.ru

     4. Фестиваль педагогических идей. Режим доступа: http://festival.1september.ru

     5. Педагогическое сообщество. Режим доступа: http://www.pedsovet.su

6. Сайт «Учебно-методический комплект «Перспектива». Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva 

7.Сайт «Начальная школа. Просвещение». Режим доступа:

      http://1-4.prosv.ru/ 

                     СОГЛАСОВАНО.

                 Протокол заседания ШМО

                  учителей начальных классов № _____

                 от «____» _______________ 2012 года

                  СОГЛАСОВАНО.

                Зам.директора по УВР:

                  ______________ /Ковалёва О.В./

                «____» ________________ 2012 года



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...