Рабочая программа по окружающему миру ПНШ 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по окружающему миру ФГОС и основной образовательной программы школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_pnsh_2_klass.docx | 94.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Согласовано УТВЕРЖДАЮ
Управляющим советом Директор МБОУ «СОШ №4»__
протокол №____ от_____ _ 2012 г. __________________ Лапина Г.А.
_______________ Грипич Н.А. приказ № от 2012 г.
(протокол педагогического совета №___
от ________________ 2012 г)
«______» ________________ 2012 г. "_____"______________2012_г
Рабочая программа
по окружающему миру
УМК
Перспективная начальная школа
Количество часов
_______68_______
Уровень базовый
Учитель: Крутько Вера Ивановна
Программа разработана на основе авторской программы по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с) Проект «Перспективная начальная школа», соотнесённой с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г
Программу разработала
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №4» с. Сотниковское
Крутько В.И.
Сотниковское, 2012 г.
Пояснительная записка
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Знакомство с началами наук даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий картину природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.
Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.
Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами начального общего образования второго поколения и представлены в программе тремя содержательными блоками: «Человек и природа» - 178 ч., «Человек и общество» - 75 ч., «Правила безопасной жизни» - 17 ч. (изучается по мере изучения двух первых блоков).
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и обеспечена;
Методические пособия для учащихся:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1-4 класс: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1-4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 1-4 класс. – М: Академкнига/ Учебник.
Учебно-методические пособия для учителя
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник.
Программа по курсу «Окружающий мир»:
Авторская программа по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Окружающий мир»
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) окружающий мир
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
Развитие ценностно–смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
Предмет окружающий мир способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:
- мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
- ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);
- базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них);
- любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;
- базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей);
- учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
Обеспечение обучающимися организации своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научится или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Познавательные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться:
* Различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов
природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;
* Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
* Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать
инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов;
* Использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе
изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада,презентации;
* Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания;
* Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов;
* Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение);
* Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту);
* Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
* Работать с картой;
* Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности городов и своего края;
* Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место
изученных событий на ленте времени;
* Используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
* Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество);
* Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни;
* Воспитывать пиетет к культовым сооружениям и уважение к чувствам верующих людей;
* Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила;
Коммуникативные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе; обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир», необходимыми для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин, являются:
* усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной
действительности (доступных для осознания младшими школьниками);
* сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных
объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии;
* сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, интернет);
* сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для практических целей;
* способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта, схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных явлений;
* способность использовать готовые модели и другие источники информации (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой информации в быту.
* умение составлять список используемой литературы и интернет-адресов;
* способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника,
взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе не
совпадающей с его собственной точкой зрения;
* способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания
школьного клуба «Мы и окружающий мир»)
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
В результате изучения раздела «Человек и природа»
Выпускник научится:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
В результате изучения раздела «Человек и общество»
Выпускник научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»
2-й класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
во 2-м классе является формирование следующих умений:
- объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
- объяснять влияние притяжения Земли;
- связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
- наблюдать за погодой и описывать её;
- уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
- называть основные природные зоны и их особенности.
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения:
В результате изучения раздела «Человек и природа»
Учащиеся научатся:
- различать объекты неживой и живой природы, приводить примеры взаимосвязи между объектами неживой и живой природы (смена времен года, влияние Солнца на жизнь растений и животных и т.д.);
- устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
- группировать объекты природы по их признакам (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие)
- назвать признаки отличающие домашних животных от диких;
- сравнивать характерные для животных способы питания;
- характеризовать роль грибов в жизни человека;
- ставить простейшие опыты исследуя свойства воды;
- наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;
- наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений;
- учиться работать со справочной литературой
- определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу;
- понимать необходимость вести здоровый образ жизни.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- обнаруживать различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире;
- характеризовать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- называть основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
- отличать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
- называть группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);
- называть группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
- иметь представление о значении природы для здоровья и жизни человека;
- иметь представление об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
- знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
- знать фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;
В результате изучения раздела «Человек и общество»
Обучающиеся научатся:
- рассказывать об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
- знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
- названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);
- принимать участие и знать важнейшие событие страны и города: день Победы, День города и т.д.
- название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);
- использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию), а также учиться работать с оглавлением учебника;
* называть своих ближайших родственников;
* знать профессии взрослых и важность каждой профессии.
* описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война);
Обучающиеся получат возможность научиться:
- знать основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
- называть государственные праздники, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);
- узнать правила безопасного поведения в природе.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
Описание места учебного предмета «Окружающий мир»
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов.
Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Во 2 -4 классах - 2 часа в неделю – по 68 часов в год.
Таблица тематического распределения количества часов.
По примерной программе:
270 ч = 66 ч (1 кл) + 68 ч (2 кл) + 68 ч (3 кл) + 68 ч (4 кл)
По рабочей программе: 237 ч = 33 ч + 68 ч + 68 ч + 68 ч
№ п/п | Разделы, темы. | Количество часов | |||||
Примерная программа | Рабочая программа | Рабочая программа по классам | |||||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | ||||
1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 | Человек и природа. 1 класс Живая природа Природа. Сезонные изменения – осень Природа. Сезонные изменения – зима Природа. Сезонные изменения – весна Природа. Сезонные изменения – лето 2 класс Звёзды и планеты Условия жизни на планете Земля Разнообразие растений Культурные растения Грибы Человек и животные 3 класс Изображение Земли на глобусе О чём рассказала карта Из чего всё на свете Вода и её свойства Воздух и его свойства Тайны недр Почва Природные сообщества Человек и природные сообщества 4 класс Земля – планета Солнечной системы Природные зоны России Родной край – часть великой России Человеческий организм Изучаем органы чувств | 178 | 155 | 23 7 2 7 4 3 | 40 6 9 4 8 3 10 | 52 4 8 2 11 9 6 3 7 2 | 40 2 13 9 11 5 |
2 2.1 2.2 2.3 2.1 2.2 2.3 2.1 2.2 2.3 2.1 2.2 2.3 2.4 | Человек и общество. 1 класс Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире Труд людей осенью Наша Родина – Россия 2. класс Обмен письмами. Общение со старшими Человек разумный – часть природы Наша Родина – Россия 3 класс Права и обязанности человека Лента времени Города России 4 класс История Отечества Путешествие по странам мира Москва как летопись истории России Мы – граждане России | 75 | 68 | 8 2 1 5 | 24 5 9 10 | 12 2 1 9 | 24 10 5 4 5 |
3 3.1 3.2 3.1 3.2 3.1 3.1 3.2 | Правила безопасного поведения 1 класс Правила безопасного поведения во время зимних игр Правила сбора лекарственных трав 2 класс Режим дня Правила безопасного поведения на улице, в быту 3 класс Правила безопасного поведения 4 класс Забота о здоровье Оказание первой помощи | 17 | 14 | 2 1 1 | 4 1 3 | 4 4 | 4 3 1 |
Итого | 270 | 237 | 33 | 68 | 68 | 68 |
Материально- техническое обеспечение учебного предмета «Окружающий мир»
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Кол-во | Примечание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Учебно-методические комплекты по окружающему миру УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради, хрестоматии) Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения. Детская справочная литература (справочники, справочники-определители, энциклопедии об окружающем мире, природе, труде людей…) Методические пособия для учителя | К П П + Д | Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ. |
Печатные пособия | ||
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения Плакаты по основным темам естествознания Портреты выдающихся деятелей России (политических, военачальников, писателей, поэтов, композиторов) Географические и исторические настенные карты Атлас географических и исторических карт. Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток) | Д Д Д Д К Ф | |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету | Ф | При наличии необходимых технических условий |
Технические средства обучения | ||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Видеомагнитофон. Телевизор. Персональный компьютер Мультимедийный проектор. Сканер, принтер, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера со штативом | Д Д Д Д Д/П Д Д | По возможности С диагональю не менее 72 см При наличии |
Экранно-звуковые пособия | ||
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса окружающий мир Аудиозаписи соответствующие содержанию обучения Видеофильмы соответствующего содержания Слайды соответствующего содержания Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения | Д Д-------+, Д Д Д | |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||
Термометры для определения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский. Лупа. Компас. Часы с синхронизированными стрелками Микроскоп Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения. Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными. Рельефные модели Модель «Торс человека» Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта. Муляжи овощей, грибов, фруктов. Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников | К Д К К Д Д К/Ф Д Д/П Д/Ф Д Д П | Размер каждого объекта не менее 5 см. |
Натуральные объекты | ||
Коллекции полезных ископаемых. Коллекции плодов и семян растений. Гербарии культурных и дикорастущих растений. Живые объекты ( комнатные растения, животные) | Ф/П Ф/П Ф/П Д | |
Оборудование класса | ||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски Подставки для книг, держатели схем и таблиц | К Д Д Д К | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |
Игры и игрушки | ||
Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры – путешествия и т.д.) Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов. Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования | П П К |
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
2 класс (68 часов)
Человек и природа (40ч)
Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля- планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус- модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.
Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.
Воздух- смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.
Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.
Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.
Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.
Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человек5а к природе. Животные родного края, названия. Их краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек и общество (24ч)
Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.
Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).
Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.
Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.
Человек- член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.
Родной край- частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.
Наша Родина- Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России - право на жизнь на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.
Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).
Правила безопасного поведения (4ч)
Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота - залог здоровья (чистые руки, кипяченная вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.
Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 2 класс 68 часов
Раздел | № п/п | Тема | Планируемые результаты | Виды деятельности | Кол-во ч | Учебные материалы | Дата | ||
предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | уч-к, ч.; стр. | п/т, №; стр. | ||||||
2.1 | 1 | Урок-экскурсия «Мир живой и неживой природы». Письмо экологов школьникам. ОБЖ Безопасное поведение на природе. ЦОР, ЭОР | -объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ; -объяснять влияние притяжения Земли; -связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли; -наблюдать за погодой и описывать её; -уметь определять стороны света по солнцу и по компасу; -пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны; -называть основные природные зоны и их особенности. -оценивать правильность поведения людей в природе; -уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле. -усвоить первоначальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности; - уметь наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии; - уметь работать с информацией, представленной в разных формах; -уметь осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для практических целей; -использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта, схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных явлений; - использовать готовые модели и другие источники информации (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой информации в быту; - сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе несовпадающей с его собственной точкой зрения; - выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания школьного клуба «Мы и окружающий мир») | Регулятивные УУД: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков). Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»). Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Вступать в беседу на уроке и в жизни. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Знакомство с УМК. Работа со Словариком (эколог, экология). Работа в парах: работа с письмом экологов: -чтение по абзацам; -вопросы для соседа; -обмен мнениями по ответам соседа; -поиск ответа на вопрос «Почему аист вернулся?» (после ИКТ). Разгадывание загадок. | 1 | с. 6-8 | с. 2 | |
2.1 | 2 | Где и как найти ответы на вопросы. Мишины вопросы. ПДД. Наиболее безопасный путь в школу – самый лучший. ЦОР, ЭОР | Наблюдения: игра «День и ночь». Работа с учебником: ответы на вопросы с опорой на картинки. Выявление разницы между опытами и наблюдениями: -работа с учебником -вывод. | 1 | с. 9-10 | с. 3 | |||
2.1 | 3 | Советы старших. ОБЖ Правила поведения в природе ЦОР, ЭОР | Взаимосвязь живой и неживой природы. Разнообразие растений и бережное отношение к ним. Работа по группам: (конкурсы): -«Лучшие знатоки правил поведения во время экскурсии»; -«Самые наблюдательные и смышлёные»; -«Лучшие знатоки природы»; -«Кто живёт вокруг нас?». Подведение итогов конкурсов, награды. | 1 | с.11-12 | ||||
2.3 | 4 | Осенние работы на пришкольном участке. Экскурсия. | Наблюдения за изменениями в природе. | 1 | |||||
2.1 | 5 | Книги – наши друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике. | 1 | с. 13-15 | с. 4 | ||||
2.1 | 6 | Опыт и наблюдение. | 1 | с. 15-16 | |||||
1.1 | 7 | Земля. Модель Земли. | Работа в парах: -обмен мнениями о планетах; -работа со Словариком (м-л о Солнце и Земле). Введение понятия «модель»-работа со Словариком+т. для с/р. Работа с пословицей «День и ночь-сутки прочь.». Работа в т для с/р. Работа с хрестоматией: работа в парах: ответы на вопросы по содержанию и по названию. | 1 | с. 17-20 | с.5-6 | |||
1.1 | 8 | Почему на Земле день сменяется ночью? ПДД. Детский дорожно-транспортный травматизм, его причины | 1 | с. 20-23 | с.7-8 | ||||
1.1 | 9 | Звёзды и созвездия. | Работа в парах: обмен мнениями о путешествиях. Фронтальный опрос «Почемучка» (методичка, стр.36-37). Работа с учебником: -чтение текста по абзацам; -ответы на вопросы. Работа со Словариком (созвездие). Работа в парах: задания к рисунку учебника. Работа в т. для с/р. | 1 | с. 23-28 | с. 9-10 | |||
1.1 | 10 | Планеты. | Работа в парах: ответы на вопросы о звёздах (обмен мнениями). Решение кроссвордов (т. для с/р). Работа со Словариком. Работа в парах: -учебник, -т. для с/р, Работа по группам: игра «Да-нет» (методичка, стр. 40 | 1 | с. 29-32 | с. 11-13 | |||
1.1 | 11 | Движение Земли вокруг Солнца. | 1 | с. 33-34 | с. 13-16 | ||||
1.1 | 12 | Как связаны живая и неживая природа? | Работа в парах: установление связи живой и неживой природы (учебник и карточки с текстами (методичка, стр.46). Работа со Словариком (горизонт, атмосфера, кислород, углекислый газ). Работа с учебником: движение Земли вокруг Солнца (смена времён года). Работа в парах: рассказы по картинкам. Работа в т. для с/р: условия жизни на Земле. Работа с хрестоматией: работа в парах: обмен мнениями. | 1 | с. 35-41 | ||||
1.2 | 13 | Условия жизни на планете Земля. ПДД. Осенние дороги. | 1 | с. 41-44 | |||||
1.2 | 14 | Свойства воздуха. (практическое занятие ) ЦОР, ЭОР | Правила поведения во время проведения опытов (методичка, стр.47). Работа в т. для с/р. Ответы на вопросы к текстам хрестоматии – работа в парах. | 1 | с. 45-49 | с. 17-18 | |||
1.2 | 15 | Кому и для чего нужна вода? ЦОР, ЭОР | Работа в группах: подготовить общий ответ на вопрос «Что мы уже знаем о воде?». Кому и для чего нужна вода? -работа с учебником (текст и иллюстрации); | 1 | с. 50-51 | с. 19-20 | |||
1.2 | 16 | Вода и её свойства. ЦОР, ЭОР | 1 | с. 52-58 | с. 21-23 | ||||
1.2 | 17 | Обобщение по теме «Свойства воздуха и воды» ЦОР, ЭОР | 1 | с. 59-60 | |||||
1.2 | 18 | Условия необходимые для развития растений. ОБЖ Ядовитые растения, правила поведения в природе | Работа в парах: -обсуждение экологических знаков; -обмен мнениями по вопросам учебника. Работа в т. для с/р. | 1 | с. 61-63 | с. 24-25 | |||
1.2 | 19 | Корень, стебель лист. (практическое занятие) ЦОР, ЭОР | Повторить части растений. Работа в парах: -рассматривание листьев через лупу; -обмен мнениями при ответе на вопрос учебника. Работа с учебником: проверка личных мнений. Отгадывание загадок – т. для с/р. Игра «О чём это я?» (методичка, стр.58). Работа с текстами из хрестоматии: -чтение текстов; -ответы на вопросы. | 1 | с. 61-66 | с. 26-27 | |||
1.2 | 20 | Питание растений. ЦОР, ЭОР | Работа с текстом учебника: -чтение текста; -коллективное обсуждение прочитанного; -выводы и их запись (методичка, стр. 59-60). Игра «Мозаика». Работа в т. для с/р. Работа в парах: Обсуждение и обмен мнениями по вопросу «Смогут ли человек и животные жить без растений?». | 1 | с. 67-70 | с. 28 | |||
1.2 | 21 | Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и растения» ЦОР, ЭОР | 1 | с.71-72 | |||||
1.3 | 22 | Разнообразие растений. Цветковые и хвойные растения. ЦОР, ЭОР | Работа с текстами учебника и хрестоматии. Работа в т. для с/р. Работа со Словариком (хвойные растения, цветковые растения). Работа в парах: обсуждение составленных цепей питания. Игра «Угадай-ка» (составление таблицы групп растений). | 1 | с. 73-75 | с. 29-30 | |||
1.3 | 23 | Папоротники, мхи и водоросли. ОБЖ Правила обращения с комнатными растениями ЦОР, ЭОР | Работа с текстами учебника и хрестоматии. Работа в т. для с/р. Работа со Словариком: папоротники, мхи, водоросли, органы растений. Игра «Угадай-ка» (продолжение составления таблицы групп растений). | 1 | с. 76-80 | с. 30-33 | |||
1.3 | 24 | Красная книга России. Правила поведения в природе ЦОР, ЭОР ОБЖ Правила обращения с животными | Работа в т. для с/р. Работа с текстом учебника: чтение правил поведения на природе и обсуждение их (работа в парах). | 1 | с. 81-85 | с. 34-35 | |||
1.3 | 25 | Обобщение по теме «Разнообразие растений» ЦОР, ЭОР | 1 | с. 86 | |||||
1.4 | 26 | Для чего люди выращивают культурные растения? | Установление признаков, отличающих культурные растения от дикорастущих. Игра «Угадай-ка» (разнообразие групп культурных растений-составление таблицы: овощные, зерновые, плодовые, декоративные, лекарственные, прядильные). Работа с иллюстрацией учебника: -рассматривание; -работа в парах: обмен мнениями по вопросу «Откуда берутся дикорастущие растения?». Работа в т. для с/р. | 1 | с. 87-91 | с. 36-38 | |||
1.4 | 27 | Какие части культурных растений используют люди? ЦОР, ЭОР | 1 | с. 92-93 | |||||
1.4 | 28 | Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? ЦОР, ЭОР ПДД. На загородной дороге. | Работа в парах : обмен мнениями по вопросу «Можно ли крапиву отнести к культурным растениям?» (использовать таблицу). Работа со Словариком (агроном, теплица). Работа с текстом: -выделение главных мыслей (причин), относящихся к теме урока. Игра «Узнай, чьи это семена». | 1 | с.94-96 | с. 39-41 | |||
1.4 | 29 | Отчего зависит урожай зерновых? ЦОР, ЭОР | Работа в парах: разложить растения (или карточки с названиями) по группам-использование частей растения в пищу. Работа в т. для с/р. Игра «Угадай-ка» (продукты питания из зерновых культур). Работа с текстами учебника и хрестоматии (чтение и ответы на вопросы). Работа в парах: работа с пословицами (объясни смысл соседу): -«В срок не вспашешь, не заборонишь-того гляди, хлеб проворонишь»; -«Знай, хлебороб: снег-одеяло для пшеницы, чем толще, тем лучше ей спится». | 1 | с.97-100 | с. 42-43 | |||
1.4 | 30 | Растения сада. ЦОР, ЭОР | Работа в парах: -распределение растений (или карточек с названиями) по группам; -обмен мнениями о выбранных признаках деления; -взаимоконтроль выполненной работы. Работа в т. для с/р. Работа с учебником: -чтение текста и ответы на вопросы; -работа с рисунком. Работа с индивидуальными карточками «Зачем?» (методичка, стр. 76-77). | 1 | с. 100-102 | с.44 | |||
1.4 | 31 | Сколько живут растения? ЦОР, ЭОР ПДД. Какие опасности нас поджидают на ж/д переезде? Основные правила перехода улиц и дорог | В результате работы составить таблицу: -однолетние, -двулетние, -многолетние растения. Беседа об охране деревьев-долгожителей. Комментированное чтение текста учебника (сходства и различия трёх групп растений в таблице). Работа в т. для с/р. Работа с текстом хрестоматии: определение возраста деревьев. | 1 | с. 102-104 | с. 45 | |||
1.4 | 32 | Размножение растения своими частями. ЦОР, ЭОР | Игра «Займи своё место» (продолжительность жизни растений). Работа с иллюстрацией: способы размножения растений. Работа со Словариком (усы). Работа по группам: (чтение текстов из хрестоматии): «Стрень»,«Тюль- пан»,«Чеснок» (коллективное чтение и подготовка к пересказу, который озвучит один из группы). | 1 | с. 105-106 | ||||
1.4 | 33 | Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность их жизни. ЦОР, ЭОР | Рассказы детей о шляпочных грибах. Работа в т. для с/р. Работа в парах: -рассматривание рисунков в учебнике; -обмен мнениями по вопросу «Чем питаются грибы?»; -уточнение названий-вопросов (хрестоматия). Игра-имитация (лесные загадки). Игра «Веришь-не веришь» | 1 | с. 107-108 | ||||
1.5 | 34 | Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба? ЦОР, ЭОР | 1 | с. 109-112 | |||||
1.5 | 35 | Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Как правильно собирать грибы? ЦОР, ЭОР | Работа в группах: -чтение текстов о грибах-двойниках; -выполнение рисунков к текстам; -составление пересказа своего текста; -один из группы озвучивает рассказ. Работа с текстом учебника: правила сбора грибов. Работа в парах: задания к тексту хрестоматии. Рассказ учителя о признаках грибного отравления и первой помощи пострадавшему. Работа в т. для с/р. | 1 | с. 113-116 | с. 46-47 | |||
1.5 | 36 | Обобщение пройденного материала. ЦОР, ЭОР | 1 | с.117-120 | |||||
1.6 | 37 | Разнообразие животных. ПДД. Правила поведения в общественном транспорте. ЦОР, ЭОР | Работа в парах: признаки живой природы (игра «Что лишнее?»). Работа с таблицей из учебника «Группы животных»: -отличительные признаки каждой группы (см. ИКТ). Игра-имитация «Рыба, птица, зверь». Работа в парах: -чтение текстов в учебнике; -пересказ прочитанного соседу. Работа с Т.С. и Словариком. Дополнение таблицы «Группы животных» (см. ИКТ). Работа в т. для с/р. Работа с Оглавлением хрестоматии (все группы животных). | 1 | 2 часть с.5-8 | 2 часть с. 2-3 | |||
1.6 | 38 | Насекомые. ЦОР, ЭОР ОБЖ Съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящие насекомые | Отличительные признаки насекомых (рисунок в учебнике). Работа в т. для с/р. Игра с мячом «Насекомые» (методичка, стр. 104). Работа с иллюстрациями (учебника): питание насекомых (составление таблицы: всеядные, хищные, растительноядные). | 1 | с.9-11 | с. 4-5 | |||
1.6 | 39 | Рыбы. ЦОР, ЭОР | Работа с учебником: отличительные признаки рыб. Работа с т. для с/р. Способы передвижения рыб (наблюдения за аквариумными рыбками). Работа в парах: соотнесение формы рыб с их названиями. Игра-пантомима «Плаваю-летаю». Работа в парах: работа с текстами хрестоматии: -«Что рыбы едят?»; -«Как охотятся рыбы?»; -обмен мнениями по прочитанному. Составление таблицы «Виды рыб» (на основе способов питания: растительноядные, хищные, всеядные). Работа со Словариком (аквариум).Работа с иллюстрац. учебника. | 1 | с. 12-14 | с. 6-9 | |||
1.6 | 40 | Земноводные. ЦОР, ЭОР | Работа со Словариком (температура, перепонка, тропические леса). Работа с текстом хрестоматии «Чем земноводные отличаются от амфибии?» -признаки земноводных. Работа в парах: -составление рассказов по рисункам учебника; -объяснение друг другу признаков сходства и различия земноводных и животных). Работа в группах: -чтение текстов из хрестоматии по цепочке: -в своём тексте выделить главную мысль, чтобы ответить на вопрос в названии; -один из группы рассказывает классу. Работа с текстом – все земноводные-хищники.Работа в т. для с/р. | 1 | с. 15-17 | с. 10-12 | |||
1.6 | 41 | Пресмыкающиеся. ЦОР, ЭОР | Работа по группам составление рассказов-описаний по картинкам учебника. Работа с т. для с/р. Рассказы детей по личным наблюдениям и впечатлениям «Пресмыкающиеся в нашем крае».Чтение по цепочке и ответы на вопросы к тексту хрестоматии «Где змеи в наших лесах зимой тепло ищут?».Работа с иллюстрациями учебника: питание. Беседа о правилах безопасности в лесах, где водятся змеи (советы записать). | 1 | с. 18-20 | с. 13-15 | |||
1.6 | 42 | Птицы. ЦОР, ЭОР | Работа со Словариком (птицы). Фронтальная беседа по вопросам (Составление таблицы «Виды птиц». Работа в парах: обмен мнениями о названиях перьев (маховые, рулевые, покровные). Работа в т. для с/р. Игра «Не ошибись!» (Работа с текстом хрестоматии «Что птицы едят?» (разделить на группы по питанию) Игра «Мозаика» (по группам) Игра «Угадай-ка» (названия птиц). | 1 | с. 21-23 | с. 16-19 | |||
1.6 | 43 | Звери. ЦОР, ЭОР | Игра «Цепочка» (названия любых зверей): установление общих черт. Работа в т. с/р. Игра «Маленькие-большие». Самостоятельная работа: -работа с иллюстрированным Словариком-питание птиц; -деление на группы (питание птиц, названных в начале урока по списку с доски. Работа в парах: игра «Угадай, о ком я говорю» (по рассказу-описанию) Игра-соревнование «Почемучка» | 1 | с. 24-25 | с. 20-22 | |||
1.6 | 44 | Как животные защищаются? ЦОР, ЭОР | Игра «Согласие» Комментированное чтение текста учебника Работа в парах: -рассказы по картинкам учебника; -обмен мнениями о способах защиты животных. Составление таблицы «Способы защиты». Игра «Кто больше?» Работа в парах: чтение и рассказывание текстов из хрестоматиио теме. Работа в группах: (у каждой группы свой вопрос)-обсуждение в группе, один из группы отвечает для всегокласса. Работа в т. с/р. | 1 | с. 26-28 | с. 23-25 | |||
1.6 | 45 | Домашние животные. ПДД Правила перехода улицы. ЦОР, ЭОР | Работа в парах: группы домашних и диких животных (разложить карточки). Игра «Найди моё место Работа в т. для с/р. Работа в группах: составление рассказов об одном из: -всеядных д.ж.; -растительноядных; -хищных д. ж. | 1 | с. 29-31 | с. 26-27 | |||
1.6 | 46 | Живой уголок. ОБЖ Правила обращения с животными живого уголка | Самостоятельное выполнение заданий в т.с/р. | 1 | с. 32-34 | с. 28-30 | |||
2.3 | 47 | Экскурсия на станцию юннатов. | Работа с Т.С. и Словариком. Работа в парах: выбор карточек по темам: -древний человек; -современный человек; -вывод: современный человек может обойтись без диких животных. Работа в группах: составление рассказа на тему «Зачем человеку заботиться и охранять диких животных?» | 1 | |||||
2.2 | 48 | Значение диких животных. ЦОР, ЭОР | 1 | с. 35-38 | с. 31-32 | ||||
2.2 | 49 | Человек в ответе не только за тех, кого приручил. ЦОР, ЭОР | Работа со Словариком (заповедник). Работа в парах: рассказы друг другу подготовленные рассказы о заповедниках России. Работа в т. для с/р. Работа с текстами хрестоматии (работа в группах): каждая группа читает свой рассказ и рассказывает для всего класса | 1 | с. 39-40 | с. 33 | |||
2.3 | 50 | Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животное». ЭОР | Работа в парах: - обмен мнениями по вопросу учебника к тексту; -обмен мнениями по вопросу «Люди-тоже часть живой природы?». Человек-млекопитающиеся. Работа в т. для с/р. Коллективная работа с текстом учебника: выяснение, чем отличаются люди друг от друга. Игра «Снежинка» | 1 | с. 41-42 | ||||
2.2 | 51 | Про тебя. ЦОР, ЭОР | 1 | с. 43-48 | с. 34-35 | ||||
2.2 | 52 | Что умеет человек. ЦОР, ЭОР | Работа со Словариком (сезон, водохранилище, профессия); с Т.С. (поколение). Беседа об условиях, необходимых для роста и развития человека (использовать рисунки учебника). Беседа о разнообразных профессиях (включить обмен мнениями в парах о профессиях родителей). Работа в т. для с/р. | 1 | с. 49-53 | с. 36 | |||
2.2 | 53 | Растим здоровым. ОБЖ Бережное отношение к своему здоровью ЦОР, ЭОР | Работа в парах; обмен мнениями о будущих профессиях. Работа со Словари- ком (микробы, простуда). Составление (дополнение) схемы «Здоровье» (использовать оглавление учебника)-коллективная работа. Беседа о бережном отношении к зрению Работа в т. для с/р. Работа с текстом учебника: выбрать правила «Как сохранить своё здоровье?». Самостоятельная работа: работа с индивидуальными карточками-вопросами «Почемучка» | 1 | с. 54-59 | с. 37-38 | |||
2.2 | 54 | Питание и здоровье. ЦОР, ЭОР | Работа со Словариком (витамины). Работа в парах: -рассматривание картинок учебника; -обмен мнениями по вопросу «Как чело- век обеспечивает себя пищей круглый год?». Работа в т. для с/р. Игра с мячом «Вкусно-полезно». Игра «Угадай-ка» | 1 | с. 60-65 | с. 39 - 41 | |||
3.1 | 55 | От кого зависит твой режим дня? ЭОР | Работа в парах: обмен мнениями по составленному меню выходного дня. Беседа м/с школы о необходимости выполнения режима дня. Фронтальная беседа «От кого зависит режим дня человека?». Работа в т. для с/р. В режиме-чередование труда и отдыха. | 1 | с. 66-69 | с 42-44 | |||
2.2 | 56 | Обобщение по теме «Человек разумный – часть природы». ЭОР | Викторина «Если хочешь быть здоров». | 1 | с. 70 | ||||
2.2 | 57 | Чистота – залог здоровья. ЭОР | Работа в парах: обсуждение составленных расписаний и выбор более правильного. Работа со Словариком (микроскоп). Работа в группах: правила личной гигиены (участники составляют, а кто-то один выступает перед классом); с итогом работы-перечень правил личной гигиены (записать в тетрадь). Работа в т. для с/р | 1 | с. 71-76 | с. 45-46 | |||
2.2 | 58 | Берегись простуды. ЭОР ПДД. Первая помощь при носовом кровотечении. Инфекционные болезни. Будь осторожен! | Работа в парах: -обсуждение составленных обязанностей дежурных по классу и составление единых; -ответы на вопросы. Работа с текстом учебника: выяснение причин простудных заболеваний. Работа с т. с/р. | 1 | с. 77-79 | с. 47-48 | |||
3.2 | 59 | Твоя безопасность на улице. ЭОР ОБЖ Основы мед. знаний. Ожоги. Противопожарная безопасность | Работа в парах: обсуждение составленных советов. Работа со Словариком (террорист). Работа с Т.С. (бдительность). Работа с картинками -опасность на улице. Работа в группах: разыгрывание ситуаций (методичка, стр.151). Работа в т. с/р. Закрепление знаний ПДД. | 1 | с. 80-85 | с. 49-50 | |||
3.2 | 60 | Твоя безопасность дома. ОБЖ Меры безопасности в домашних условиях. ЭОР | Работа со Словариком (злоумышленник). Работа в парах: обсуждение составленных маршрутов движения детей в школу. Обсуждение предложенных ситуаций о правилах поведения дома. Игра «Можно-нельзя» (методичка, стр. 154). Работа в т. для с/р. Работа с текстом «Поливальная машина»: найти все нарушения. | 1 | с. 86-90 | с. 51-52 | |||
3.2 | 61 | Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды?» ЭОР | 1 | с. 91-92 | |||||
2.3 | 62 | Имя города, села, посёлка. ЭОР | Работа со Словариком (старожилы, промысел) и Т.С. Беседа о возникновении названия нашего города, о названиях других населённых пунктов. Работа с т. для с/р. Работа в парах: задания в учебнике | 1 | с. 93-97 | с. 53-54 | |||
2.3 | 63 | История Московского Кремля. ЭОР,ЦОР | Рассказ учителя об истории Москвы. Работа с текстом учебника: чтение и ответы на вопросы. Работа с т. для с/р. Работа со Словариком (бор). | 1 | с. 98-101 | с. 55 | |||
2.3 | 64 | Урок-экскурсия по родному городу. ПДД. Весенние дороги. ЭОР | Работа со Словариком (музей, экскурсовод, цех, экспозиция). Работа с текстом учебника. | 1 | с. 103-106 | с. 56-57 | |||
2.3 | 65 | Общий дедушка. Родословная. ЭОР | Обмен информацией с помощью средств связи-работа в парах. Ввести понятие «семейный праздник». Работа в т. для с/р. | 1 | с. 107-109 | с. 58-59 | |||
2.3 | 66 | День Победы. ЭОР | Встреча с ветераном | 1 | с. 110-113 | с. 60 | |||
2.3 | 67 | День Конституции России. ЭОР ПДД. Закрепление знаний и умений по ПДД. | Признаки государства. Государственные символы. Государственные праздники. Конституция-основной Закон государства. Права и обязанности школьников. | 1 | с. 114-117 | с. 61-63 | |||
2.3 | 68 | Урок-обобщение. Повторение ЭОР изученного материала за год. | 1 | с. 118-121 |
Проверено
Заместитель директора по начальному образованию
______________________Алейникова М.А.
_____ __________________________2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Спасибо за материал!
Спасибо за материал!