Рабочая программа по окружающему миру ПНШ 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по окружающему миру ФГОС и основной образовательной программы школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_pnsh_2_klass.docx | 94.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Согласовано УТВЕРЖДАЮ
Управляющим советом Директор МБОУ «СОШ №4»__
протокол №____ от_____ _ 2012 г. __________________ Лапина Г.А.
_______________ Грипич Н.А. приказ № от 2012 г.
(протокол педагогического совета №___
от ________________ 2012 г)
«______» ________________ 2012 г. "_____"______________2012_г
Рабочая программа
по окружающему миру
УМК
Перспективная начальная школа
Количество часов
_______68_______
Уровень базовый
Учитель: Крутько Вера Ивановна
Программа разработана на основе авторской программы по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с) Проект «Перспективная начальная школа», соотнесённой с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г
Программу разработала
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №4» с. Сотниковское
Крутько В.И.
Сотниковское, 2012 г.
Пояснительная записка
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Знакомство с началами наук даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий картину природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.
Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.
Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами начального общего образования второго поколения и представлены в программе тремя содержательными блоками: «Человек и природа» - 178 ч., «Человек и общество» - 75 ч., «Правила безопасной жизни» - 17 ч. (изучается по мере изучения двух первых блоков).
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и обеспечена;
Методические пособия для учащихся:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1-4 класс: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1-4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 1-4 класс. – М: Академкнига/ Учебник.
Учебно-методические пособия для учителя
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник.
Программа по курсу «Окружающий мир»:
Авторская программа по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Окружающий мир»
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) окружающий мир
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
Развитие ценностно–смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
Предмет окружающий мир способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:
- мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
- ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);
- базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них);
- любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;
- базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей);
- учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
Обеспечение обучающимися организации своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научится или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Познавательные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться:
* Различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов
природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;
* Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
* Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать
инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов;
* Использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе
изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада,презентации;
* Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания;
* Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов;
* Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение);
* Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту);
* Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
* Работать с картой;
* Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности городов и своего края;
* Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место
изученных событий на ленте времени;
* Используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
* Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество);
* Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни;
* Воспитывать пиетет к культовым сооружениям и уважение к чувствам верующих людей;
* Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила;
Коммуникативные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе; обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир», необходимыми для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин, являются:
* усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной
действительности (доступных для осознания младшими школьниками);
* сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных
объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии;
* сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, интернет);
* сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для практических целей;
* способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта, схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных явлений;
* способность использовать готовые модели и другие источники информации (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой информации в быту.
* умение составлять список используемой литературы и интернет-адресов;
* способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника,
взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе не
совпадающей с его собственной точкой зрения;
* способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания
школьного клуба «Мы и окружающий мир»)
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
В результате изучения раздела «Человек и природа»
Выпускник научится:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
В результате изучения раздела «Человек и общество»
Выпускник научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»
2-й класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
во 2-м классе является формирование следующих умений:
- объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
- объяснять влияние притяжения Земли;
- связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
- наблюдать за погодой и описывать её;
- уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
- называть основные природные зоны и их особенности.
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения:
В результате изучения раздела «Человек и природа»
Учащиеся научатся:
- различать объекты неживой и живой природы, приводить примеры взаимосвязи между объектами неживой и живой природы (смена времен года, влияние Солнца на жизнь растений и животных и т.д.);
- устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
- группировать объекты природы по их признакам (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие)
- назвать признаки отличающие домашних животных от диких;
- сравнивать характерные для животных способы питания;
- характеризовать роль грибов в жизни человека;
- ставить простейшие опыты исследуя свойства воды;
- наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;
- наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений;
- учиться работать со справочной литературой
- определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу;
- понимать необходимость вести здоровый образ жизни.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- обнаруживать различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире;
- характеризовать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- называть основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
- отличать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
- называть группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);
- называть группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
- иметь представление о значении природы для здоровья и жизни человека;
- иметь представление об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
- знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
- знать фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;
В результате изучения раздела «Человек и общество»
Обучающиеся научатся:
- рассказывать об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
- знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
- названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);
- принимать участие и знать важнейшие событие страны и города: день Победы, День города и т.д.
- название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);
- использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию), а также учиться работать с оглавлением учебника;
* называть своих ближайших родственников;
* знать профессии взрослых и важность каждой профессии.
* описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война);
Обучающиеся получат возможность научиться:
- знать основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
- называть государственные праздники, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);
- узнать правила безопасного поведения в природе.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
Описание места учебного предмета «Окружающий мир»
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов.
Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Во 2 -4 классах - 2 часа в неделю – по 68 часов в год.
Таблица тематического распределения количества часов.
По примерной программе:
270 ч = 66 ч (1 кл) + 68 ч (2 кл) + 68 ч (3 кл) + 68 ч (4 кл)
По рабочей программе: 237 ч = 33 ч + 68 ч + 68 ч + 68 ч
№ п/п | Разделы, темы. | Количество часов | |||||
Примерная программа | Рабочая программа | Рабочая программа по классам | |||||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | ||||
1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 | Человек и природа. 1 класс Живая природа Природа. Сезонные изменения – осень Природа. Сезонные изменения – зима Природа. Сезонные изменения – весна Природа. Сезонные изменения – лето 2 класс Звёзды и планеты Условия жизни на планете Земля Разнообразие растений Культурные растения Грибы Человек и животные 3 класс Изображение Земли на глобусе О чём рассказала карта Из чего всё на свете Вода и её свойства Воздух и его свойства Тайны недр Почва Природные сообщества Человек и природные сообщества 4 класс Земля – планета Солнечной системы Природные зоны России Родной край – часть великой России Человеческий организм Изучаем органы чувств | 178 | 155 | 23 7 2 7 4 3 | 40 6 9 4 8 3 10 | 52 4 8 2 11 9 6 3 7 2 | 40 2 13 9 11 5 |
2 2.1 2.2 2.3 2.1 2.2 2.3 2.1 2.2 2.3 2.1 2.2 2.3 2.4 | Человек и общество. 1 класс Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире Труд людей осенью Наша Родина – Россия 2. класс Обмен письмами. Общение со старшими Человек разумный – часть природы Наша Родина – Россия 3 класс Права и обязанности человека Лента времени Города России 4 класс История Отечества Путешествие по странам мира Москва как летопись истории России Мы – граждане России | 75 | 68 | 8 2 1 5 | 24 5 9 10 | 12 2 1 9 | 24 10 5 4 5 |
3 3.1 3.2 3.1 3.2 3.1 3.1 3.2 | Правила безопасного поведения 1 класс Правила безопасного поведения во время зимних игр Правила сбора лекарственных трав 2 класс Режим дня Правила безопасного поведения на улице, в быту 3 класс Правила безопасного поведения 4 класс Забота о здоровье Оказание первой помощи | 17 | 14 | 2 1 1 | 4 1 3 | 4 4 | 4 3 1 |
Итого | 270 | 237 | 33 | 68 | 68 | 68 |
Материально- техническое обеспечение учебного предмета «Окружающий мир»
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Кол-во | Примечание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Учебно-методические комплекты по окружающему миру УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради, хрестоматии) Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения. Детская справочная литература (справочники, справочники-определители, энциклопедии об окружающем мире, природе, труде людей…) Методические пособия для учителя | К П П + Д | Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ. |
Печатные пособия | ||
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения Плакаты по основным темам естествознания Портреты выдающихся деятелей России (политических, военачальников, писателей, поэтов, композиторов) Географические и исторические настенные карты Атлас географических и исторических карт. Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток) | Д Д Д Д К Ф | |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету | Ф | При наличии необходимых технических условий |
Технические средства обучения | ||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Видеомагнитофон. Телевизор. Персональный компьютер Мультимедийный проектор. Сканер, принтер, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера со штативом | Д Д Д Д Д/П Д Д | По возможности С диагональю не менее 72 см При наличии |
Экранно-звуковые пособия | ||
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса окружающий мир Аудиозаписи соответствующие содержанию обучения Видеофильмы соответствующего содержания Слайды соответствующего содержания Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения | Д Д-------+, Д Д Д | |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||
Термометры для определения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский. Лупа. Компас. Часы с синхронизированными стрелками Микроскоп Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения. Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными. Рельефные модели Модель «Торс человека» Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта. Муляжи овощей, грибов, фруктов. Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников | К Д К К Д Д К/Ф Д Д/П Д/Ф Д Д П | Размер каждого объекта не менее 5 см. |
Натуральные объекты | ||
Коллекции полезных ископаемых. Коллекции плодов и семян растений. Гербарии культурных и дикорастущих растений. Живые объекты ( комнатные растения, животные) | Ф/П Ф/П Ф/П Д | |
Оборудование класса | ||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски Подставки для книг, держатели схем и таблиц | К Д Д Д К | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |
Игры и игрушки | ||
Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры – путешествия и т.д.) Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов. Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования | П П К |
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
2 класс (68 часов)
Человек и природа (40ч)
Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля- планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус- модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.
Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.
Воздух- смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.
Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.
Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.
Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.
Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человек5а к природе. Животные родного края, названия. Их краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек и общество (24ч)
Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.
Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).
Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.
Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.
Человек- член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.
Родной край- частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.
Наша Родина- Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России - право на жизнь на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.
Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).
Правила безопасного поведения (4ч)
Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота - залог здоровья (чистые руки, кипяченная вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.
Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 2 класс 68 часов
Раздел | № п/п | Тема | Планируемые результаты | Виды деятельности | Кол-во ч | Учебные материалы | Дата | ||
предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | уч-к, ч.; стр. | п/т, №; стр. | ||||||
2.1 | 1 | Урок-экскурсия «Мир живой и неживой природы». Письмо экологов школьникам. ОБЖ Безопасное поведение на природе. ЦОР, ЭОР | -объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ; -объяснять влияние притяжения Земли; -связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли; -наблюдать за погодой и описывать её; -уметь определять стороны света по солнцу и по компасу; -пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны; -называть основные природные зоны и их особенности. -оценивать правильность поведения людей в природе; -уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле. -усвоить первоначальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности; - уметь наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии; - уметь работать с информацией, представленной в разных формах; -уметь осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для практических целей; -использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта, схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных явлений; - использовать готовые модели и другие источники информации (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой информации в быту; - сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе несовпадающей с его собственной точкой зрения; - выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания школьного клуба «Мы и окружающий мир») | Регулятивные УУД: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков). Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»). Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Вступать в беседу на уроке и в жизни. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Знакомство с УМК. Работа со Словариком (эколог, экология). Работа в парах: работа с письмом экологов: -чтение по абзацам; -вопросы для соседа; -обмен мнениями по ответам соседа; -поиск ответа на вопрос «Почему аист вернулся?» (после ИКТ). Разгадывание загадок. | 1 | с. 6-8 | с. 2 | |
2.1 | 2 | Где и как найти ответы на вопросы. Мишины вопросы. ПДД. Наиболее безопасный путь в школу – самый лучший. ЦОР, ЭОР | Наблюдения: игра «День и ночь». Работа с учебником: ответы на вопросы с опорой на картинки. Выявление разницы между опытами и наблюдениями: -работа с учебником -вывод. | 1 | с. 9-10 | с. 3 | |||
2.1 | 3 | Советы старших. ОБЖ Правила поведения в природе ЦОР, ЭОР | Взаимосвязь живой и неживой природы. Разнообразие растений и бережное отношение к ним. Работа по группам: (конкурсы): -«Лучшие знатоки правил поведения во время экскурсии»; -«Самые наблюдательные и смышлёные»; -«Лучшие знатоки природы»; -«Кто живёт вокруг нас?». Подведение итогов конкурсов, награды. | 1 | с.11-12 | ||||
2.3 | 4 | Осенние работы на пришкольном участке. Экскурсия. | Наблюдения за изменениями в природе. | 1 | |||||
2.1 | 5 | Книги – наши друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике. | 1 | с. 13-15 | с. 4 | ||||
2.1 | 6 | Опыт и наблюдение. | 1 | с. 15-16 | |||||
1.1 | 7 | Земля. Модель Земли. | Работа в парах: -обмен мнениями о планетах; -работа со Словариком (м-л о Солнце и Земле). Введение понятия «модель»-работа со Словариком+т. для с/р. Работа с пословицей «День и ночь-сутки прочь.». Работа в т для с/р. Работа с хрестоматией: работа в парах: ответы на вопросы по содержанию и по названию. | 1 | с. 17-20 | с.5-6 | |||
1.1 | 8 | Почему на Земле день сменяется ночью? ПДД. Детский дорожно-транспортный травматизм, его причины | 1 | с. 20-23 | с.7-8 | ||||
1.1 | 9 | Звёзды и созвездия. | Работа в парах: обмен мнениями о путешествиях. Фронтальный опрос «Почемучка» (методичка, стр.36-37). Работа с учебником: -чтение текста по абзацам; -ответы на вопросы. Работа со Словариком (созвездие). Работа в парах: задания к рисунку учебника. Работа в т. для с/р. | 1 | с. 23-28 | с. 9-10 | |||
1.1 | 10 | Планеты. | Работа в парах: ответы на вопросы о звёздах (обмен мнениями). Решение кроссвордов (т. для с/р). Работа со Словариком. Работа в парах: -учебник, -т. для с/р, Работа по группам: игра «Да-нет» (методичка, стр. 40 | 1 | с. 29-32 | с. 11-13 | |||
1.1 | 11 | Движение Земли вокруг Солнца. | 1 | с. 33-34 | с. 13-16 | ||||
1.1 | 12 | Как связаны живая и неживая природа? | Работа в парах: установление связи живой и неживой природы (учебник и карточки с текстами (методичка, стр.46). Работа со Словариком (горизонт, атмосфера, кислород, углекислый газ). Работа с учебником: движение Земли вокруг Солнца (смена времён года). Работа в парах: рассказы по картинкам. Работа в т. для с/р: условия жизни на Земле. Работа с хрестоматией: работа в парах: обмен мнениями. | 1 | с. 35-41 | ||||
1.2 | 13 | Условия жизни на планете Земля. ПДД. Осенние дороги. | 1 | с. 41-44 | |||||
1.2 | 14 | Свойства воздуха. (практическое занятие ) ЦОР, ЭОР | Правила поведения во время проведения опытов (методичка, стр.47). Работа в т. для с/р. Ответы на вопросы к текстам хрестоматии – работа в парах. | 1 | с. 45-49 | с. 17-18 | |||
1.2 | 15 | Кому и для чего нужна вода? ЦОР, ЭОР | Работа в группах: подготовить общий ответ на вопрос «Что мы уже знаем о воде?». Кому и для чего нужна вода? -работа с учебником (текст и иллюстрации); | 1 | с. 50-51 | с. 19-20 | |||
1.2 | 16 | Вода и её свойства. ЦОР, ЭОР | 1 | с. 52-58 | с. 21-23 | ||||
1.2 | 17 | Обобщение по теме «Свойства воздуха и воды» ЦОР, ЭОР | 1 | с. 59-60 | |||||
1.2 | 18 | Условия необходимые для развития растений. ОБЖ Ядовитые растения, правила поведения в природе | Работа в парах: -обсуждение экологических знаков; -обмен мнениями по вопросам учебника. Работа в т. для с/р. | 1 | с. 61-63 | с. 24-25 | |||
1.2 | 19 | Корень, стебель лист. (практическое занятие) ЦОР, ЭОР | Повторить части растений. Работа в парах: -рассматривание листьев через лупу; -обмен мнениями при ответе на вопрос учебника. Работа с учебником: проверка личных мнений. Отгадывание загадок – т. для с/р. Игра «О чём это я?» (методичка, стр.58). Работа с текстами из хрестоматии: -чтение текстов; -ответы на вопросы. | 1 | с. 61-66 | с. 26-27 | |||
1.2 | 20 | Питание растений. ЦОР, ЭОР | Работа с текстом учебника: -чтение текста; -коллективное обсуждение прочитанного; -выводы и их запись (методичка, стр. 59-60). Игра «Мозаика». Работа в т. для с/р. Работа в парах: Обсуждение и обмен мнениями по вопросу «Смогут ли человек и животные жить без растений?». | 1 | с. 67-70 | с. 28 | |||
1.2 | 21 | Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и растения» ЦОР, ЭОР | 1 | с.71-72 | |||||
1.3 | 22 | Разнообразие растений. Цветковые и хвойные растения. ЦОР, ЭОР | Работа с текстами учебника и хрестоматии. Работа в т. для с/р. Работа со Словариком (хвойные растения, цветковые растения). Работа в парах: обсуждение составленных цепей питания. Игра «Угадай-ка» (составление таблицы групп растений). | 1 | с. 73-75 | с. 29-30 | |||
1.3 | 23 | Папоротники, мхи и водоросли. ОБЖ Правила обращения с комнатными растениями ЦОР, ЭОР | Работа с текстами учебника и хрестоматии. Работа в т. для с/р. Работа со Словариком: папоротники, мхи, водоросли, органы растений. Игра «Угадай-ка» (продолжение составления таблицы групп растений). | 1 | с. 76-80 | с. 30-33 | |||
1.3 | 24 | Красная книга России. Правила поведения в природе ЦОР, ЭОР ОБЖ Правила обращения с животными | Работа в т. для с/р. Работа с текстом учебника: чтение правил поведения на природе и обсуждение их (работа в парах). | 1 | с. 81-85 | с. 34-35 | |||
1.3 | 25 | Обобщение по теме «Разнообразие растений» ЦОР, ЭОР | 1 | с. 86 | |||||
1.4 | 26 | Для чего люди выращивают культурные растения? | Установление признаков, отличающих культурные растения от дикорастущих. Игра «Угадай-ка» (разнообразие групп культурных растений-составление таблицы: овощные, зерновые, плодовые, декоративные, лекарственные, прядильные). Работа с иллюстрацией учебника: -рассматривание; -работа в парах: обмен мнениями по вопросу «Откуда берутся дикорастущие растения?». Работа в т. для с/р. | 1 | с. 87-91 | с. 36-38 | |||
1.4 | 27 | Какие части культурных растений используют люди? ЦОР, ЭОР | 1 | с. 92-93 | |||||
1.4 | 28 | Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? ЦОР, ЭОР ПДД. На загородной дороге. | Работа в парах : обмен мнениями по вопросу «Можно ли крапиву отнести к культурным растениям?» (использовать таблицу). Работа со Словариком (агроном, теплица). Работа с текстом: -выделение главных мыслей (причин), относящихся к теме урока. Игра «Узнай, чьи это семена». | 1 | с.94-96 | с. 39-41 | |||
1.4 | 29 | Отчего зависит урожай зерновых? ЦОР, ЭОР | Работа в парах: разложить растения (или карточки с названиями) по группам-использование частей растения в пищу. Работа в т. для с/р. Игра «Угадай-ка» (продукты питания из зерновых культур). Работа с текстами учебника и хрестоматии (чтение и ответы на вопросы). Работа в парах: работа с пословицами (объясни смысл соседу): -«В срок не вспашешь, не заборонишь-того гляди, хлеб проворонишь»; -«Знай, хлебороб: снег-одеяло для пшеницы, чем толще, тем лучше ей спится». | 1 | с.97-100 | с. 42-43 | |||
1.4 | 30 | Растения сада. ЦОР, ЭОР | Работа в парах: -распределение растений (или карточек с названиями) по группам; -обмен мнениями о выбранных признаках деления; -взаимоконтроль выполненной работы. Работа в т. для с/р. Работа с учебником: -чтение текста и ответы на вопросы; -работа с рисунком. Работа с индивидуальными карточками «Зачем?» (методичка, стр. 76-77). | 1 | с. 100-102 | с.44 | |||
1.4 | 31 | Сколько живут растения? ЦОР, ЭОР ПДД. Какие опасности нас поджидают на ж/д переезде? Основные правила перехода улиц и дорог | В результате работы составить таблицу: -однолетние, -двулетние, -многолетние растения. Беседа об охране деревьев-долгожителей. Комментированное чтение текста учебника (сходства и различия трёх групп растений в таблице). Работа в т. для с/р. Работа с текстом хрестоматии: определение возраста деревьев. | 1 | с. 102-104 | с. 45 | |||
1.4 | 32 | Размножение растения своими частями. ЦОР, ЭОР | Игра «Займи своё место» (продолжительность жизни растений). Работа с иллюстрацией: способы размножения растений. Работа со Словариком (усы). Работа по группам: (чтение текстов из хрестоматии): «Стрень»,«Тюль- пан»,«Чеснок» (коллективное чтение и подготовка к пересказу, который озвучит один из группы). | 1 | с. 105-106 | ||||
1.4 | 33 | Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность их жизни. ЦОР, ЭОР | Рассказы детей о шляпочных грибах. Работа в т. для с/р. Работа в парах: -рассматривание рисунков в учебнике; -обмен мнениями по вопросу «Чем питаются грибы?»; -уточнение названий-вопросов (хрестоматия). Игра-имитация (лесные загадки). Игра «Веришь-не веришь» | 1 | с. 107-108 | ||||
1.5 | 34 | Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба? ЦОР, ЭОР | 1 | с. 109-112 | |||||
1.5 | 35 | Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Как правильно собирать грибы? ЦОР, ЭОР | Работа в группах: -чтение текстов о грибах-двойниках; -выполнение рисунков к текстам; -составление пересказа своего текста; -один из группы озвучивает рассказ. Работа с текстом учебника: правила сбора грибов. Работа в парах: задания к тексту хрестоматии. Рассказ учителя о признаках грибного отравления и первой помощи пострадавшему. Работа в т. для с/р. | 1 | с. 113-116 | с. 46-47 | |||
1.5 | 36 | Обобщение пройденного материала. ЦОР, ЭОР | 1 | с.117-120 | |||||
1.6 | 37 | Разнообразие животных. ПДД. Правила поведения в общественном транспорте. ЦОР, ЭОР | Работа в парах: признаки живой природы (игра «Что лишнее?»). Работа с таблицей из учебника «Группы животных»: -отличительные признаки каждой группы (см. ИКТ). Игра-имитация «Рыба, птица, зверь». Работа в парах: -чтение текстов в учебнике; -пересказ прочитанного соседу. Работа с Т.С. и Словариком. Дополнение таблицы «Группы животных» (см. ИКТ). Работа в т. для с/р. Работа с Оглавлением хрестоматии (все группы животных). | 1 | 2 часть с.5-8 | 2 часть с. 2-3 | |||
1.6 | 38 | Насекомые. ЦОР, ЭОР ОБЖ Съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящие насекомые | Отличительные признаки насекомых (рисунок в учебнике). Работа в т. для с/р. Игра с мячом «Насекомые» (методичка, стр. 104). Работа с иллюстрациями (учебника): питание насекомых (составление таблицы: всеядные, хищные, растительноядные). | 1 | с.9-11 | с. 4-5 | |||
1.6 | 39 | Рыбы. ЦОР, ЭОР | Работа с учебником: отличительные признаки рыб. Работа с т. для с/р. Способы передвижения рыб (наблюдения за аквариумными рыбками). Работа в парах: соотнесение формы рыб с их названиями. Игра-пантомима «Плаваю-летаю». Работа в парах: работа с текстами хрестоматии: -«Что рыбы едят?»; -«Как охотятся рыбы?»; -обмен мнениями по прочитанному. Составление таблицы «Виды рыб» (на основе способов питания: растительноядные, хищные, всеядные). Работа со Словариком (аквариум).Работа с иллюстрац. учебника. | 1 | с. 12-14 | с. 6-9 | |||
1.6 | 40 | Земноводные. ЦОР, ЭОР | Работа со Словариком (температура, перепонка, тропические леса). Работа с текстом хрестоматии «Чем земноводные отличаются от амфибии?» -признаки земноводных. Работа в парах: -составление рассказов по рисункам учебника; -объяснение друг другу признаков сходства и различия земноводных и животных). Работа в группах: -чтение текстов из хрестоматии по цепочке: -в своём тексте выделить главную мысль, чтобы ответить на вопрос в названии; -один из группы рассказывает классу. Работа с текстом – все земноводные-хищники.Работа в т. для с/р. | 1 | с. 15-17 | с. 10-12 | |||
1.6 | 41 | Пресмыкающиеся. ЦОР, ЭОР | Работа по группам составление рассказов-описаний по картинкам учебника. Работа с т. для с/р. Рассказы детей по личным наблюдениям и впечатлениям «Пресмыкающиеся в нашем крае».Чтение по цепочке и ответы на вопросы к тексту хрестоматии «Где змеи в наших лесах зимой тепло ищут?».Работа с иллюстрациями учебника: питание. Беседа о правилах безопасности в лесах, где водятся змеи (советы записать). | 1 | с. 18-20 | с. 13-15 | |||
1.6 | 42 | Птицы. ЦОР, ЭОР | Работа со Словариком (птицы). Фронтальная беседа по вопросам (Составление таблицы «Виды птиц». Работа в парах: обмен мнениями о названиях перьев (маховые, рулевые, покровные). Работа в т. для с/р. Игра «Не ошибись!» (Работа с текстом хрестоматии «Что птицы едят?» (разделить на группы по питанию) Игра «Мозаика» (по группам) Игра «Угадай-ка» (названия птиц). | 1 | с. 21-23 | с. 16-19 | |||
1.6 | 43 | Звери. ЦОР, ЭОР | Игра «Цепочка» (названия любых зверей): установление общих черт. Работа в т. с/р. Игра «Маленькие-большие». Самостоятельная работа: -работа с иллюстрированным Словариком-питание птиц; -деление на группы (питание птиц, названных в начале урока по списку с доски. Работа в парах: игра «Угадай, о ком я говорю» (по рассказу-описанию) Игра-соревнование «Почемучка» | 1 | с. 24-25 | с. 20-22 | |||
1.6 | 44 | Как животные защищаются? ЦОР, ЭОР | Игра «Согласие» Комментированное чтение текста учебника Работа в парах: -рассказы по картинкам учебника; -обмен мнениями о способах защиты животных. Составление таблицы «Способы защиты». Игра «Кто больше?» Работа в парах: чтение и рассказывание текстов из хрестоматиио теме. Работа в группах: (у каждой группы свой вопрос)-обсуждение в группе, один из группы отвечает для всегокласса. Работа в т. с/р. | 1 | с. 26-28 | с. 23-25 | |||
1.6 | 45 | Домашние животные. ПДД Правила перехода улицы. ЦОР, ЭОР | Работа в парах: группы домашних и диких животных (разложить карточки). Игра «Найди моё место Работа в т. для с/р. Работа в группах: составление рассказов об одном из: -всеядных д.ж.; -растительноядных; -хищных д. ж. | 1 | с. 29-31 | с. 26-27 | |||
1.6 | 46 | Живой уголок. ОБЖ Правила обращения с животными живого уголка | Самостоятельное выполнение заданий в т.с/р. | 1 | с. 32-34 | с. 28-30 | |||
2.3 | 47 | Экскурсия на станцию юннатов. | Работа с Т.С. и Словариком. Работа в парах: выбор карточек по темам: -древний человек; -современный человек; -вывод: современный человек может обойтись без диких животных. Работа в группах: составление рассказа на тему «Зачем человеку заботиться и охранять диких животных?» | 1 | |||||
2.2 | 48 | Значение диких животных. ЦОР, ЭОР | 1 | с. 35-38 | с. 31-32 | ||||
2.2 | 49 | Человек в ответе не только за тех, кого приручил. ЦОР, ЭОР | Работа со Словариком (заповедник). Работа в парах: рассказы друг другу подготовленные рассказы о заповедниках России. Работа в т. для с/р. Работа с текстами хрестоматии (работа в группах): каждая группа читает свой рассказ и рассказывает для всего класса | 1 | с. 39-40 | с. 33 | |||
2.3 | 50 | Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животное». ЭОР | Работа в парах: - обмен мнениями по вопросу учебника к тексту; -обмен мнениями по вопросу «Люди-тоже часть живой природы?». Человек-млекопитающиеся. Работа в т. для с/р. Коллективная работа с текстом учебника: выяснение, чем отличаются люди друг от друга. Игра «Снежинка» | 1 | с. 41-42 | ||||
2.2 | 51 | Про тебя. ЦОР, ЭОР | 1 | с. 43-48 | с. 34-35 | ||||
2.2 | 52 | Что умеет человек. ЦОР, ЭОР | Работа со Словариком (сезон, водохранилище, профессия); с Т.С. (поколение). Беседа об условиях, необходимых для роста и развития человека (использовать рисунки учебника). Беседа о разнообразных профессиях (включить обмен мнениями в парах о профессиях родителей). Работа в т. для с/р. | 1 | с. 49-53 | с. 36 | |||
2.2 | 53 | Растим здоровым. ОБЖ Бережное отношение к своему здоровью ЦОР, ЭОР | Работа в парах; обмен мнениями о будущих профессиях. Работа со Словари- ком (микробы, простуда). Составление (дополнение) схемы «Здоровье» (использовать оглавление учебника)-коллективная работа. Беседа о бережном отношении к зрению Работа в т. для с/р. Работа с текстом учебника: выбрать правила «Как сохранить своё здоровье?». Самостоятельная работа: работа с индивидуальными карточками-вопросами «Почемучка» | 1 | с. 54-59 | с. 37-38 | |||
2.2 | 54 | Питание и здоровье. ЦОР, ЭОР | Работа со Словариком (витамины). Работа в парах: -рассматривание картинок учебника; -обмен мнениями по вопросу «Как чело- век обеспечивает себя пищей круглый год?». Работа в т. для с/р. Игра с мячом «Вкусно-полезно». Игра «Угадай-ка» | 1 | с. 60-65 | с. 39 - 41 | |||
3.1 | 55 | От кого зависит твой режим дня? ЭОР | Работа в парах: обмен мнениями по составленному меню выходного дня. Беседа м/с школы о необходимости выполнения режима дня. Фронтальная беседа «От кого зависит режим дня человека?». Работа в т. для с/р. В режиме-чередование труда и отдыха. | 1 | с. 66-69 | с 42-44 | |||
2.2 | 56 | Обобщение по теме «Человек разумный – часть природы». ЭОР | Викторина «Если хочешь быть здоров». | 1 | с. 70 | ||||
2.2 | 57 | Чистота – залог здоровья. ЭОР | Работа в парах: обсуждение составленных расписаний и выбор более правильного. Работа со Словариком (микроскоп). Работа в группах: правила личной гигиены (участники составляют, а кто-то один выступает перед классом); с итогом работы-перечень правил личной гигиены (записать в тетрадь). Работа в т. для с/р | 1 | с. 71-76 | с. 45-46 | |||
2.2 | 58 | Берегись простуды. ЭОР ПДД. Первая помощь при носовом кровотечении. Инфекционные болезни. Будь осторожен! | Работа в парах: -обсуждение составленных обязанностей дежурных по классу и составление единых; -ответы на вопросы. Работа с текстом учебника: выяснение причин простудных заболеваний. Работа с т. с/р. | 1 | с. 77-79 | с. 47-48 | |||
3.2 | 59 | Твоя безопасность на улице. ЭОР ОБЖ Основы мед. знаний. Ожоги. Противопожарная безопасность | Работа в парах: обсуждение составленных советов. Работа со Словариком (террорист). Работа с Т.С. (бдительность). Работа с картинками -опасность на улице. Работа в группах: разыгрывание ситуаций (методичка, стр.151). Работа в т. с/р. Закрепление знаний ПДД. | 1 | с. 80-85 | с. 49-50 | |||
3.2 | 60 | Твоя безопасность дома. ОБЖ Меры безопасности в домашних условиях. ЭОР | Работа со Словариком (злоумышленник). Работа в парах: обсуждение составленных маршрутов движения детей в школу. Обсуждение предложенных ситуаций о правилах поведения дома. Игра «Можно-нельзя» (методичка, стр. 154). Работа в т. для с/р. Работа с текстом «Поливальная машина»: найти все нарушения. | 1 | с. 86-90 | с. 51-52 | |||
3.2 | 61 | Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды?» ЭОР | 1 | с. 91-92 | |||||
2.3 | 62 | Имя города, села, посёлка. ЭОР | Работа со Словариком (старожилы, промысел) и Т.С. Беседа о возникновении названия нашего города, о названиях других населённых пунктов. Работа с т. для с/р. Работа в парах: задания в учебнике | 1 | с. 93-97 | с. 53-54 | |||
2.3 | 63 | История Московского Кремля. ЭОР,ЦОР | Рассказ учителя об истории Москвы. Работа с текстом учебника: чтение и ответы на вопросы. Работа с т. для с/р. Работа со Словариком (бор). | 1 | с. 98-101 | с. 55 | |||
2.3 | 64 | Урок-экскурсия по родному городу. ПДД. Весенние дороги. ЭОР | Работа со Словариком (музей, экскурсовод, цех, экспозиция). Работа с текстом учебника. | 1 | с. 103-106 | с. 56-57 | |||
2.3 | 65 | Общий дедушка. Родословная. ЭОР | Обмен информацией с помощью средств связи-работа в парах. Ввести понятие «семейный праздник». Работа в т. для с/р. | 1 | с. 107-109 | с. 58-59 | |||
2.3 | 66 | День Победы. ЭОР | Встреча с ветераном | 1 | с. 110-113 | с. 60 | |||
2.3 | 67 | День Конституции России. ЭОР ПДД. Закрепление знаний и умений по ПДД. | Признаки государства. Государственные символы. Государственные праздники. Конституция-основной Закон государства. Права и обязанности школьников. | 1 | с. 114-117 | с. 61-63 | |||
2.3 | 68 | Урок-обобщение. Повторение ЭОР изученного материала за год. | 1 | с. 118-121 |
Проверено
Заместитель директора по начальному образованию
______________________Алейникова М.А.
_____ __________________________2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Программа "Начальная школа XXI век. Под ред. Н. Виноградовой.
В материале помещена рабочая программа по окружающему миру (3 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Спасибо за материал!
Спасибо за материал!