Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Рабочая  программа по «Окружающему миру»   создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и на основе авторского   курса  « Окружающий мир»  по   окружающему   миру  для  2  класса В.Чудиновой, Е.Н.Букварёвой.  и  обеспечивает освоение Обязательного минимума содержания основного общего образования по окружающему миру,  утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования РФ  приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 5 марта 2004 г. № 1089., согласно БУП 2004 г. во 2 классах, и в соответствии с требованиями САН. ПИН. количество часов на прохождение программного материала из расчета 68  часов в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okr_mir.docx58.8 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру  во  2  классе

на 2012/2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая  программа по «Окружающему миру»   создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и на основе авторского   курса  « Окружающий мир»  по   окружающему   миру  для  2  класса В.Чудиновой, Е.Н.Букварёвой.  и  обеспечивает освоение Обязательного минимума содержания основного общего образования по окружающему миру,  утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования РФ  приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 5 марта 2004 г. № 1089., согласно БУП 2004 г. во 2 классах, и в соответствии с требованиями САН. ПИН. количество часов на прохождение программного материала из расчета 68  часов в год.

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с личной жизнью младшего школьника.

Особенностями изучения этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающее формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используя алгоритмы, модели, схемы и др.

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  2. освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе;
  3. воспитание позитивного эмоционально-целостного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе, сохранять и укреплять здоровье.

 Параметры

2 класс

Цель всего курса

Формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума

Цель 2 года

Открыть  экспериментирование как новый способ действий школьников

Задачи

- поставить задачу на открытие экспериментирования;

- овладеть способами косвенных измерений;

- освоить простейшее экспериментирование как целостного исследования (отработать основные навыки  планирования

  и проведения простейших экспериментов);

- продолжить работу по формированию контрольно-оценочных действий школьников (рефлексивный контроль,

  оценка чужих и своих действий  по заданным критериям);

- продолжить работу с текстами      (научить  детей замечать свое непонимание и формулировать его в виде вопросов).

Детские действия

- освоение простейших способов экспериментирования (постановка проблемы, выдвижение гипотезы,

  простейшие   способы проверки гипотез);

- конструирование простейших измерительных приборов;

- работа с разными видами шкал;

- освоение разных способов измерения;

- работа с текстами и со справочной литературой;

- простейшее экспериментирование в природе и в классе;

- работа с моделью с выходом на собственно научное понятие (рост и развитие)- фиксация  существенного,

  общего, что характеризует  исследуемый объект;

Педагогические

действия

- постановка перед детьми и решение учебной задачи на экспериментирование;

- организация работы над всеми этапами эксперимента;

- подготовка и проведение простейших экспериментов в природе и социуме;

- выделение времени для конструирование простейших измерительных приборов (флюгер, осадкомер,

  гигрометр, термометр, гномон и др.);

- работа над рефлексивным контролем (использование известных способов действий в новых условиях, работа

  с оглавлением учебника);

- работа над рефлексивной оценкой

( отделения знания от незнания);

- составление и работа с текстами;

- организация учебных занятий как условие формирования индивидуального учебного действия школьников.

Формы

- групповая работа по проведению простейших экспериментов;

- парная работа над освоением способов измерения;

- учебные занятия как место для индивидуальной коррекции учащихся;

- учебный диалог по обсуждению постановки проблем и выдвижению гипотез;

- использование  школьного сайта для организации учебного процесса каждым учащимся;

- уроки-презентации учебных  достижений детей.

Результат

Планирование и проведение простых экспериментов на природном материале в малой группе

Контрольная

 задача

1 этап: установить необходимые условия для выращивания кристаллов соли (медного купороса) и  их вырастить.

2 этап: найти материал из литературных источников по происхождению соли на Земле и составить на их основе свой

   текст на тему «Как образовалась соль на Земле?»

3 этап:  оценить текст другого школьника по заданным критериям

Характеристика второго года обучения

Основная цель: открыть  экспериментирование как новый способ действий школьников

Задачи:

  1. поставить задачу на открытие экспериментирования;
  2. поставить задачу на открытие измерения;
  1. организовать овладение способами прямых и косвенных измерений (измерения температуры воздуха, давления, направления и силы ветра, облачности, количества осадков и силы дождя);
  2. создать условия для освоения простейшего экспериментирования (отработать основные навыки  планирования и проведения опытов);
  3. создать условия для освоения простейшего измерения;
  4. продолжить работу по формированию контрольно-оценочных действий школьников (рефлексивный контроль, оценка чужих и своих действий  по заданным критериям);
  5. организовать дальнейшую работу с текстами  (научить  детей замечать свое непонимание и формулировать его в виде вопросов, перевод словесного текста в различные схемы; составлять план к тексту);

Учащийся должен уметь:

  1. Называть свойства воды и воздуха; условия, необходимые для жизни растений и животных;
  1. Приводить примеры живых и неживых природных тел; веществ в разных агрегатных состояниях;
  1. Приводить примеры измерительных приборов; местных признаков, предсказывающих погоду;
  1. Измерять температуру воды, воздуха и собственного тела с помощью термометра;
  1. Измерять время с помощью часов;
  1. Планировать и проводить несложные опыты;
  1. Использовать шкалы разной мерности для измерения свойств объектов и процессов.

Планируемые надпредметные результаты (ключевые компетентности) на конец второго ученого года:

Учащийся должен уметь:

  1. оценивать задачи (ситуации) как подходящие под данный способ действия или выходящие за границы способа;
  2. определять границы собственного знания/незнания;
  3. определять ошибкоопасные места (возможные ошибки) при решении практических задач;
  4. подбирать необходимые задания для ликвидации проблем в обучении;
  5. сознательно выбирать задания разного уровня трудности, материал для тренировки и подготовки творческих работ;
  6. планировать свою учебную деятельность;
  7. назначать самостоятельно критерии для оценивания;

высказывать предположения о неизвестном, предлагать способ проверки своей гипотезы, инициировать поиск и пробы известных (неизвестных) способов действий.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом 2004 года курс «Окружающий мир» изучается во 2 классе 2 часа в неделю (68 часов в год).

Программа  2 класса обеспечивается следующими учебно-методическими комплектами.

Чудинова Е.В., БукварёваЕ.Н.«Окружающий мир»  Учебник-тетрадь (1—4).—  М.: «Вита-Пресс», 2013

Электронный инновационный  учебно-методический комплекс «Новая начальная школа» на сайте единой  цифровой  образовательной коллекции http://school-collection.edu.ru

Тематическое планирование по окружающему миру

Содержание раздела

Понятия

Деятельность учеников на уроке,

 основные виды, формы, способы действий

Сопровождающая

 внеурочная деятельность,

её вид

Применение ИКТ,

средств ИКТ

«Определение задач учебного года» Условия процессов. Существенные и несущественные условия

Цель:

 - определить возможные «дефициты» учащихся в знаниях и умениях и пути их ликвидации с постановкой новых задач текущего учебного года

 - научиться выделять условия процессов, различать существенные и несущественные условия, восстанавливать причинно-следственные связи.

1.

Тела и процессы. Явления природы. Повторение и обобщение изученного в 1 классе на примере процесса изготовления глиняных изделий и др..

Вещество (материал) – то, из чего состоят природные объекты и изделия. Разнообразие материалов. Свойства материалов (твёрдость, прозрачность, упругость, хрупкость и др.), применяемых для изготовления изделий с разными функциями. Примеры веществ и материалов: пищевая соль, сахар, вода, природный газ, пластмасса, металл, дерево.

Зависимость  свойств изделий от свойств материалов и формы (на примере прочности конструкций).

Условия процессов. Трудовые процессы в быту.

Приготовление пищи. Условия получения разных блюд из одинаковых исходных продуктов (например, вареный и жареный картофель, блинчики и бисквит). Необходимые этапы процессов (например, последовательность приготовления пельменей, чистки и жарения рыбы). Рецепт как способ описания последовательности действий с данными продуктами.

Условия процессов.

Состояния воды и других веществ: твёрдое тело, жидкость, газ. Изменение состояния воды в зависимости от нагревания и охлаждения. Круговорот воды в природе.

Растворение веществ. Нагревание как условие лучшего растворения.

Процесс и условия горения. Газовая плита – источник опасности. Меры предотвращения пожара. Телефоны вызова пожарных, спасателей, газовой службы.

Условия скольжения. Трение и скольжение.

Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Условия, необходимые для жизни животных (тепло, воздух, вода, пища). Растения, как создающие пищу и делающие воздух пригодным для дыхания животных и людей. Бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для правильного роста и развития человека (тепло, воздух, вода, пища, забота близких людей,  общение). Гигиена, физическая культура и закаливание, как условия сохранения и укрепления здоровья.

Условия процессов.

Условия эффективного совместного труда: правила поведения в школе, на уроке, правила работы в группе.

Условия процессов. Различие существенных и несущественных условий.

Применение определения (подведение под понятие) тела, процесса,  явления.

Составление схемы процесса.

Работа с информационным текстом: озаглавливание.

Практическое исследование процесса образования ржавчины.

Практическое исследование свойств материалов. Группировка объектов по признаку (классификация).

Практическое исследование прочности конструкций из листа бумаги. Построение ряда конструкций по прочности.

Анализ технологических рецептов, как описаний порядка действий с предметами и материалами.

Составление и чтение схем изменения состояния объектов (например: картофель сырой → картофель варёный) с указанием условий изменения (вода, нагревание).

Различение существенных и несущественных условий процессов.

Работа с информационным текстом: поиск незнакомых слов, вычитывание информации.

Практические работы по поиску условий процессов (условия работы веревочного телефона и «змейки», выявляющей движение воздуха).

Различение состояний воды по признакам.

Составление и чтение схем превращений (например, лёд→ вода→пар и т.п.) с указанием условий превращения (нагревание, охлаждение).

Работа с информационным текстом: интерпретация,  озаглавливание, поиск значения незнакомых слов).

Практические работы по изучению превращений воды, вида снежинок, образования тумана, процесса растворения.

Обнаружение воздуха, как необходимого условия горения.

Знакомство с правилами безопасного поведения при возгорании.

Практические работы по выбору: «Скольжение монетки и ластика», «Фигуры высшего пилотажа», «Игра в фантики». Составление текста-описания практической работы по плану.

Освоение тестовой формы проверочной работы.

Работа со схемой: чтение и составление схем изменения состояния объектов (процессов) с указанием условий. Чтение и понимание ссылок – дополнительной информации к схеме.

Работа с информационными источниками: поиск информации  в справочниках, у взрослых, в словарях, в сети интернет)

Обсуждение и уточнение правил групповой работы.

Составление «карты» основных задач года и плана работы над ликвидацией проблемных «зон» .

Презентация  результатов самостоятельной работы учащихся по ликвидации их проблем.

Сбор материалов для портфолио учащегося.

Лепка из глины. Выставка глиняных изделий (художественно-эстетическая)

Конструирование из бумаги. Выставка бумажных изделий (художественно-эстетическая)

Семейный клуб: «Вкусно готовим.» (общественно-полезная)

Экскурсия № 1:                    «Разнообразие растений. Экскурсия в кабинет биологии».

Классный час: «Как уберечься от пожара» (с приглашением пожарника). Выставка плакатов о правилах пожарной безопасности (общественно-полезная).

Конкурс на конструкцию лучшего летательного аппарата (научно-познавательная).

Участие в межвозрастном проекте «Здоровье школы» (научно-познавательная, общественно-полезная, спортивно-оздоровительная).

Электронный инновационный учебно-методический  комплект «Новая начальная школа».

Для организации образовательного процесса в окружающем мире используется сайт www.web2edu.ru

Сайт единой цифровой образовательной коллекции  http://school –collection.edu.ru

Домашняя самостоятельная  работа по  проблемным «точкам» программы первого класса (планирование и проведение наблюдения, анализ свойств и состояния объектов, выделение процессов и их схематизация)

Домашняя  самостоятельная работа учащихся:

  1. проведение  опытов по выявлению условий разных процессов, окружающих человека;
  2. работа с текстами (о свойствах воды, круговороте воды в природе, про тела, вещества, явления (ураган, звездопад, рассвет, радуга и т.д.)
  3. серия карточек по различению и описанию существенных и несущественных условий процесса; составление   текста-инструкции по правилам безопасного поведения

Общий  вывод:  процессы могут идти в разных направлениях в зависимости от УСЛОВИЙ, в которых они происходят.

Итоги  темы (предметный аспект)   учащийся сможет:

  1. приводить примеры тел и веществ в разных состояниях;
  2. различать на уровне представлений  агрегатные состояния воды, существенные и несущественные условия процессов;

кратко характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных.

Практическая работа № 1:     «Свойство сырого, вареного и жареного картофеля».

Практическая работа № 2:    «Верёвочный телефон. Вращающаяся  змейка».

Практическая работа № 3:    «Таяние льда».

Практическая работа № 4:     «Почему вода тушит огонь?»

Практическая работа №5:      «Наблюдение над зрачком человеческого глаза».

Практическая работа №6:     «Выбор эксперимента. Условия, необходимые для процесса».

Учёт знаний (самостоятельные  работы)

Самостоятельная работа № 1: «Что я знаю о воде».

Самостоятельная работа № 2: «Что я знаю о горении».

Проверочная  работа  № 1

«Эксперимент  как основной способ разрешения научных споров. Простейшие способы проверки гипотез»

Цель:

- выйти на новый способ получения ответов на вопросы об окружающем мире (эксперимент) и освоить общую схему эксперимента

2.

Эксперимент как способ выявления существенного условия, определяющего ход процесса. Контрольный и экспериментальный объекты. Условия проведения опыта в соответствии с гипотезой: условия, которые нужно уравнять, и условия, которые нужно противопоставить (на примерах опытов с шишками, сезонной линькой зверей, комнатными растениями, поведением животных и др.)

Погодные условия, предсказание погоды.

Комнатные растения: части растений. Видоизмененные части растений.

Эксперимент как основной способ решения научных споров. Простейшие способы  проверки гипотез.

Планирование опытов. Предсказание возможных результатов. Описание результатов. Извлечение выводов из опытов. Интерпретация опытов, проведенных учеными.

Составление текста-описания эксперимента.

Работа с информационным текстом: озаглавливание, разбиение на смысловые части, восстановление значения слов по контексту, вычитывание информации, различение известного и неизвестного, различение фактов и объяснений.

Освоение тестовой формы проверочной работы.

Выполнение технического рисунка.

Межпредметный модуль «Как придумать загадку?» интеграция литературного чтения, естествознания, математики.

Работа с цифровыми ресурсами.

Подготовка и проведение праздника-соревнования   (научно познавательная)

Сайт единой цифровой образовательной коллекции  http://school –collection.edu.ru  «Новая начальная школа».

Домашняя самостоятельная работа  учащихся:

1) набор заданий с простыми экспериментами (на формулировку гипотез, простейшие способы их проверки);

2)  набор текстов по проведению экспериментов, тексты-инструкции по проведению опытов

Общий  вывод:  эксперимент -  способ выявления существенного условия, определяющего ход процесса.

Итоги  темы (предметный аспект)   учащийся сможет:

  1. освоить  простейшие способы экспериментирования (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, освоить простейшие   способы проверки гипотез);
  2. составлять текст-описание эксперимента.

Практическая работа №7: «Причины раскрывания и закрывания упавших шишек».

Практическая работа № 8: «Влияние формы предмета на прочность».

Учёт знаний (самостоятельные  работы)

Самостоятельная работа № 3: «Что я знаю о растениях».

Самостоятельная работа № 4: «Что я знаю о животных».

Экскурсия № 1: «Разнообразие растений. Экскурсия в кабинет биологии».

Проверочная  работа  № 2

Образовательный модуль «Как измерить все на свете?» (14 часов)

«Измерения – необходимая часть эксперимента»

Цель:

- научиться производить косвенные измерения в ходе исследования окружающего мира с помощью специально сконструированных «приборов»

3.

Ошибки органов чувств (иллюзии). Проблема измерения. Меры. Стандартные меры.

Ветер. Его обожествление в славянской мифологии. Сила ветра. Условное измерение – оценка. Измерительная шкала. Измерительный прибор.

Ветер – движение воздуха. Свойства воздуха.

Нагревание и охлаждение тел. Изменение состояния вещества при нагревании (на примере воды, металла, газа). Расширение вещества (воздуха, металла.) при нагревании. Использование этого свойства веществ для измерения температуры (нагретости) с помощью термометра. Устройство термометра. Температурные шкалы.

Правила техники безопасности при проведении практических работ.

Осадки. Горизонтальные: роса и иней, - вертикальные: снег, дождь, град. Сила дождя и общее количество осадков.

Облачность. Виды облаков.

Влажность.

Время и его измерение. Сезонные изменения в природе. Общий способ измерения времени. Циклические и нециклические процессы. Крупные меры времени: год, месяц, неделя. Час, минута, секунда.

Режим дня.

Время и жизнь людей. Семья – ячейка общества. Жизнь в семье – взаимопомощь и поддержка. Календарные семейные праздники

Измерение как необходимая часть  наблюдения или эксперимента.

Практическое исследование иллюзий человека.

Работа с цифровым ресурсом «Зрительные иллюзии»

Измерение длины разными мерами. Исследование точности измерения.

Измерение силы ветра. Конструирование приборов для оценки силы ветра. Измерение силы ветра по шкале Бофорта. Работа с цифровыми ресурсами: шкала Бофорта (измерение силы ветра по фотографии, картине, тексту).

Практическое исследование свойств воздуха. Практическое исследование потоков воздуха.

Планирование опытов. Интерпретация проведенных опытов.

Работа с информационным текстом: озаглавливание, обнаружение главной мысли.

Практическая работа по исследованию нагревания воздуха.

Практическая работа по изучению устройства термометра.

Практическая работа по изучению и сравнению разных температурных шкал. Работа с цифровым ресурсом « Температурные шкалы».

Практическая работа по измерению температуры воздуха и тела человека.

Работа с информационным текстом: восстановление значения слов по контексту, составление инструкции по работе с прибором.

Освоение тестовой формы проверочной работы.

Знакомство с правилами техники безопасности.

Различение горизонтальных и вертикальных линий.

Различение силы (интенсивности) дождя и общего количества осадков. Практическая работа по измерению силы дождя и общего количества осадков.

Работа с информационным текстом: вычитывание информации.

Практическая работа по изучению облаков. Измерение облачности с помощью палетки.

Работа с цифровыми ресурсами: измерение облачности с помощью палетки.

Анализ устройства приборов для измерения влажности (гигрометра), давления воздуха (барометра).

Планирование опытов.

Работа с информационным текстом: составление плана, пересказ прочитанного.

Освоение тестовой формы проверочной работы.

Конструирование часов: солнечные часы, водяные часы и пр. Работа с цифровыми ресурсами: Солнечные часы, часы-свечка, водяные часы).

Изготовление макета циферблата механических часов. Освоение счета времени по механическим часам.

Различение «момента времени» и «временного промежутка»- длительности.

Составление для себя «Распорядка дня», «Календаря семейных праздников».

Межпредметный модуль «Как измерить всё на свете?» интеграция естествознания и математики.

Работа с цифровыми ресурсами.

Подготовка и проведение праздника-соревнования

(научно-познавательная)

Проектная работа

«Стандартные макеты времени»

Экскурсия №2:         «Экскурсия в музей  времени».

Экскурсия № 3:            «Наблюдения за ростом и развитием растений».

Экскурсия №4 Метеостанция»

Окружающий мир. Тесты. (1-4)» - диск с цифровыми образовательными ресурсами, - Изд-во: ЗАО «1С», 2009 г.

Единая коллекция: «Новая начальная школа»

«Тайны пространства и времени для младших школьников» - диск с цифровыми образовательными ресурсами, - Изд-во: ЗАО «1С», 2008 г.

Домашняя  самостоятельная  работа:

- для  расширения своих познавательных возможностей:  работа с текстами, проведение опытов, наблюдений и экспериментов, где необходимы разные приемы и способы измерения

Общий  вывод: измерение – необходимая часть эксперимента

Итоги  темы (предметный аспект)   учащийся сможет:

  1. освоить разные способы измерения;
  1. приводить примеры измерительных приборов; местных признаков, предсказывающих погоду;
  1. измерять температуру воды, воздуха и собственного тела с помощью термометра;
  1. измерять время с помощью часов;

Практическая работа № 9:     «Измерения различных предметов».

Практическая работа №10:    «Измерения различных предметов стандартными единицами измерения».

Практическая работа № 11:   «Измерение силы ветра».

Практическая работа №12:    «Определение свойств воздуха»

Практическая работа№13:     «Изготовление прибора для измерения массы различных тел».

Практическая работа № 14:   «Исследование и освоение общего способа измерения».

Практическая работа № 15:   «Измерение силы дождя».

Практическая работа № 16:   «Изготовление прибора для измерения осадков».

Практическая работа № 17:   «Поиск способа измерения облачности».

Практическая работа №18:    «Составление плана и  проведение опытов».

Практическая работа № 19:   «Игра «Жизнь»( по Конвею)».

Практическая работа № 20:   «Конструирование  прибора для измерения времени».

Практическая работа  № 21:  «Составление родословной».

Учёт знаний (самостоятельные  работы)

Самостоятельная работа №5: «Что я знаю  о воздухе».

Самостоятельная работа №6: «Что я знаю о веществах».

Проверочная  работа  № 3

Экспериментирование как целостное исследование»  Рефлексия  и презентация  итогов года

Цель:

-  отработать основные навыки планирования и проведения простейших экспериментов

-  подвести итоги года и публично представить результаты и достижения учащихся класса

4.

Постановка задачи на необходимость экспериментирования как способа разрешения научных споров.

Время и работа людей. Весенние посадки. Семена и плоды. Размножение растений. Однолетние, двулетние и многолетние растения. Способы распространения плодов и семян.

Рефлексия  итогов года.

Простейшее экспериментирование как  целостное исследование.

Рефлексия  и презентация  итогов года  

Составление «Календаря садовода».

Экспериментальное исследование распространения плодов и семян и условий жизни растений.

Работа с информационным текстом: составление плана, пересказ прочитанного.

Работа с цифровыми ресурсами: Годовой круг..

Итоговая работа. Разбор заданий итоговой проверочной работы. Работа с план – схемой, сделанной в начале учебного года. Работа с план – схемой движения в материале, полученной на конец учебного года.

Подведение итогов за год

Участие в работах на пришкольном участке (общественно-полезная).

Экскурсия № 5:        «Экскурсия в краеведческий музей».

Экскурсия № 6:        «Экскурсия в лес- наблюдение за ростом и развитием растений».

Проектная задача

Восстановление общего пути движения по «карте задач» года и определение места каждого учащегося на данной карте

Рефлексивное сочинение «Что я знаю в ОМ».

Презентация  итогов года. Презентация портфолио.

Сайт информационной поддержки«www.n-bio.ru»

«Развитие речи. Работа с текстом. (1-4)» - диск с цифровыми образовательными ресурсами, - Изд-во: ЗАО «1С», 2010 г.

Домашняя  самостоятельная работа учащихся:

  1. проведение  опытов по выявлению условий разных процессов, окружающих человека;
  2. работа с текстами (о свойствах воды, круговороте воды в природе, про тела, вещества, явления (ураган, звездопад, рассвет, радуга и т.д.)
  3. серия карточек по различению и описанию существенных и несущественных условий процесса;

составление   текста-инструкции по правилам безопасного поведения

Общий  вывод:  экспериментирование - целостное исследование

Итоги  темы (предметный аспект)   учащийся сможет:

  1. работать с моделью с выходом на собственно научное понятие (рост и развитие)- фиксация  существенного, общего, что характеризует  исследуемый объект;
  2. проводить простейшие опыты;
  1. планировать свою учебную деятельность;
  2. назначать самостоятельно критерии для оценивания;

Практическая работа № 22:  «Рассмотрение семян у различных растений».

Практическая работа №23:   «Выращивание фасоли».

Практическая работа №24:   «Условия, необходимые для произрастания семян».

Учёт знаний (самостоятельные  работы)

Самостоятельная работа №7: «Что я знаю о воздухе».

Самостоятельная работа №8: «Что я знаю о растениях».

Самостоятельная работа №9: «Что я знаю о телах и веществах».

Проверочная  работа  № 4

Поурочное планирование по окружающему миру

№ п/п

Количество часов

Тема   урока

Формируемые понятия

Дата

Тема №1.Условия процессов. Различие существенных и несущественных  условий.

1.

1 ч

Условия приготовления варёного и жареного картофеля. Практическая работа № 1:      «Свойство сырого, вареного и жареного картофеля».

Процесс, условия процесса.

2.

1 ч

Приготовление еды. Условия наблюдаемых процессов. Безопасность при приготовлении еды.

3.

1 ч

Существенные и несущественные условия.

Практическая работа № 2:«Верёвочный телефон. Вращающаяся  змейка».

Существенные и несущественные условия.

4.

1 ч

Условия перехода воды  из одного агрегатного  состояния в другое. Практическая работа № 3:«Таяние льда».

Агрегатные состояния.

5.

1 ч

Условия перехода воды  из одного агрегатного  состояния в другое. Круговорот воды в природе.

Круговорот воды в природе.

6.

1 ч

Работа с текстом. Свойства воды.

Самостоятельная работа № 1: «Что я знаю о воде».

Свойства воды.

7.

1 ч

Различные тела и вещества. Процессы, происходящие с ними.

Тело, вещество, явления.

8.

1 ч

Разные материалы ( вещества) и условия  процессов, происходящие  с ними.

9.

1 ч

Условия горения (тушения) огня. Безопасность при пожаре и задымлении.

 Практическая работа № 4:« Почему вода тушит огонь?»

10.

1 ч

Практическая работа №5: « Наблюдение над зрачком человеческого глаза». Составления схемы процессов.

Самостоятельная работа № 2:«Что я знаю о горении».

Строение человеческого глаза.

11.

1 ч

Условия безопасного перехода через улицу. Условия результативной работы группы на уроке. Правила взаимодействия в обществе.

12.

1 ч

Практическая работа № 6: « Выбор эксперимента. Условия, необходимые для процесса».

Эксперимент, гипотеза,  план опыта, предсказание.

13.

1 ч

Условия правильного  роста и развития человека. Закаливание и гигиена как способы профилактики  заболеваний.

14.

1 ч

Условия необходимые для жизни  растений и  животных. Взаимосвязь живой и неживой природы.

Тема № 2. Эксперимент как основной способ решения научных споров. Простейшие способы  проверки гипотез.

15.

1 ч

Эксперимент. Практическая работа №7:  

«Причины раскрывания и закрывания упавших шишек».

16.

1 ч

Причины осенней и весенней линьки  зверей.

17.

1 ч

Условия прочности сооружений. Обеспечение безопасности  при землетрясении. Практическая работа № 8:

«Влияние формы предмета на прочность».

Прочность.

18.

1 ч

Таяние снега в городе и в лесу. Загрязнение улиц города. Опора на жизненный опыт.

19.

1 ч

Движение комнатных  растений .

20.

1 ч

Создание плана опыта.

Самостоятельная работа № 3: « Что я знаю о растениях».

21.

1 ч

Экскурсия № 1: «Разнообразие растений. Экскурсия в кабинет биологии». Модуль «Парад словарей»

22.

1 ч

Работа с текстом. Составление памятки для развития памяти. 

Модуль «Парад словарей»

23.

1 ч

Поведения животных, ощущения животных; признаки, на   которые  ориентируются животные.

Ориентир.

24.

1 ч

Работа с текстом. Ориентир у бабочек.

25.

1 ч

Самостоятельная работа № 4: «Что я знаю о животных».

Тема №3. Измерение как необходимая часть  наблюдения или эксперимента.

26.

1 ч

Иллюзии восприятия. 

Модуль «Как измерить все на свете»

Восприятие.

27.

1 ч

Измерение и его практическое применение. 

Модуль «Как измерить все на свете»

28.

1 ч

Единицы измерения. Стандартные единицы измерения. Практическая работа № 9:  «Измерения различных предметов». 

Модуль «Как измерить все на свете»

Измерение, единицы измерения.

29.

1 ч

Точность измерения. Практическая работа №10:« Измерения различных предметов стандартными единицами измерения». 

Модуль «Как измерить все на свете»

Точность измерения.

30.

1 ч

Измерительный прибор для измерения силы ветра. Практическая работа
№ 11: «Измерение силы ветра».
 

Модуль «Как измерить все на свете»

Измерительный прибор.

31.

1 ч

Стандартные (общепринятые) шкалы  оценки силы ветра - шкала Бофорта. 

Шкала оценки силы ветра.

32.

1 ч

Основные свойства воздуха. Практическая работа №12: «Определение свойств воздуха».

Свойства воздуха.

33.

1 ч

Работа  с текстом. Ветер и растения.

34.

1 ч

Работа с текстом. Самостоятельная работа №5: « Что я знаю  о воздухе».

35.

1 ч

Простейший измерительный прибор для измерения мессы тела (весы), его устройство. Практическая работа №13: «Изготовление прибора для измерения массы тел». 

Весы.

36.

1 ч

 Измерение температуры. Практическая работа № 14:                                                  «Исследование и освоение общего способа измерения». 

Модуль «Как измерить все на свете»

Термометр.

37.

1 ч

Работа с текстом. Создание  рисунка термометра  Веджвуда.

Модуль «Как измерить все на свете»

38.

1 ч

Три агрегатных состояния  различных веществ (жидкое, твёрдое  и газообразное).

39.

1 ч

Экскурсия №2 «Метеостанция» Различные измерительные приборы. Составление памятки по  пользованию термометра. 

Модуль «Как измерить все на свете»

40.

1 ч

Измерение температуры разных тел. Практическая работа №4:                    

«Исследование и освоение общего способа измерения». 

Модуль «Как измерить все на свете»

41.

1 ч

Измерения. Практическая работа № 15:  «Измерение силы дождя». 

Модуль «Как измерить все на свете»

42.

1 ч

Измерительные приборы. Практическая работа № 16:

«Изготовление прибора для измерения осадков». 

Осадкомер.

43.

1 ч

Работа с текстом. Практическая работа № 17:   «Поиск способа измерения облачности».

Модуль «Как измерить все на свете»

44.

1 ч

Простейший  измерительный  прибор, его устройство. Гигрометр. 

Модуль «Как измерить все на свете»

Гигрометр.

45.

1 ч

Измерение. Практическая работа №18:       «Составление плана и  проведение опытов». 

46.

1 ч

Измерение времени. Определение времени без часов. 

Модуль «Как измерить все на свете»

47.

1 ч

Время течения процессов. 

Модуль «Как измерить все на свете»

48.

1 ч

Экскурсия № 3:  «Экскурсия в музей  времени».

49.

1 ч

Работа с текстом.

50.

1 ч

Циклические и нециклические процессы.

Циклические и нециклические процессы.

51.

1 ч

Циклические и нециклические  процессы.

52.

1 ч

Общий способ измерения времени. Практическая работа № 20:   «Конструирование  прибора для измерения времени». 

53.

1 ч

Время. Освоение основных мер времени. 

Единицы измерения времени

54.

1 ч

Определение  времени и длительности процессов.

55.

1 ч

Работа с текстом Свойства тел.

Свойства тел.

57.

1 ч

Экскурсия № 4: «Наблюдения за ростом и развитием растений».

58.

1 ч

Планирование времени. Распорядок дня. Здоровый образ жизни. 

Распорядок дня.

59.

1 ч

Моя личная история и история моей семьи. Родственные отношения. Практическая работа  № 21: «Составление родословной».

Родословная.

Тема №4. Простейшее экспериментирование как  целостное исследование. Рефлексия  итогов года

60.

1 ч

Плоды и семена  цветочных растений.

Плоды, семена.

61.

1 ч

Практическая работа № 22:              

«Рассмотрение семян у различных растений».

62.

1 ч

Распространение  семян растений.

Распространение семян.

63.

1 ч

Опыт, гипотеза. Практическая работа №23:     «Выращивание фасоли».

64.

1 ч

Практическая работа №24 :  «Условия, необходимые для прорастания семян»

Фотосинтез.

65.

1 ч

Рефлексия  итогов года  Рост и развития человека.

Самостоятельная работа №7:  « Что я знаю о воздухе». 

Модуль: «Прогулка с невидимками»

66.

1 ч

Рефлексия  итогов года  Самостоятельная работа №8: «Что я знаю о растениях». 

Модуль: «Прогулка с невидимками»

67.

1 ч

Рефлексия  итогов года  Самостоятельная работа №9: «Что я знаю о телах и веществах».

68.

1 ч

Рефлексия  итогов года.

69.

1 ч

Резерв. Экскурсия № 5:  «Экскурсия в краеведческий музей».

70.

1 ч

Резерв. Правила безопасного поведения на  каникулах.

Требования к уровню подготовки  второклассников.

К концу второго класса обучающиеся должны:

Решать практические задачи:

Называть:

- основные свойства воды;

- основные свойства воздуха;

- условия, необходимые для жизни растений и животных.

Приводить примеры:

- живых  и неживых  природных тел (объектов наблюдения);

- веществ  в  разных агрегатных состояниях;

- полезных и вредных для здоровья привычек;

- измерительных приборов;

- местных признаков, предсказывающих погоду*.

Различать на уровне представления:

- живые и неживые  природные тела (объекты наблюдения);

- вещества (материалы); явления (процессы);

- агрегатные состояния воды,

- виды осадков;

- существенные и несущественные  условия процессов*;

- наблюдение и эксперимент  как разные   способы получения  ответов на вопросы  об окружающем мире;

- процессы роста  и развития живых  существ*.

- измерять температуру воздуха  с помощью термометра;

- измерять время с помощью часов;

- составлять свой распорядок дня;

- проращивать семена, ухаживать за растениями;

- планировать и проводить  несложные опыты (вместе с одноклассниками);

- использовать шкалы разной мерности  для определения  свойств  объектов

  и процессов  (в рамках  рассмотренных на уроках) *;

- измерять силу ветра, количество осадков; *

- измерять температуру воды  и собственного тела с помощью  термометра;

- измерять время разными способами;

- определять силу ветра по шкале Бофорта*.

Кратко охарактеризовать:

- условия результативной работы  группы и правила  взаимодействия  людей

  при общении;

- условия безопасного перехода  через  улицу (правила  дорожного движения);

- условия  пожарной  безопасности (правила поведения  при пожаре и задымлении);

- условия некоторых физических    превращений (изменений агрегатного

  состояния воды, скольжения, полёта* и пр) ;

-условия некоторых  химических процессов (горения, появления ржавчины и пр.) *;

- условия некоторых биологических процессов (роста растений, прорастания семян,  сезонной линьки  животных, распознавания   животными особей  своего вида и пр.)

 программный уровень.

*-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...