Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Программа создана в соответствие с ФГОС.
Школа 2100
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_2_klass.doc | 235.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Батуринская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по окружающему миру
2 класс
(Образовательная система «Школа 2100»)
Составитель: Келлер Вера Георгиевна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа для 2 класса по курсу «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы А.А.Вахрушева,, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина«Окружающий мир» (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2011).
Цель обучения:
- знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного отношения к миру.
Задачи обучения:
- формирование толерантной личности – человека, способного самостоятельного определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей;
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;
Рабочая программа составлена на основе авторской программы без изменений.
Для реализации программного содержания курса окружающего мира используются следующие учебники и учебные пособия:
1.А. А Вахрушев, А.С.Раутиан. Окружающий мир, 2 класс: Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг»/ Под ред. А.А.Вахрушева.- Москва: Баласс , 2012. (Образовательная система «Школа 2100»)
2. Вахрушев А. А,., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир, 2 класс (« Я и мир вокруг»). Учебник в 2 частях.- М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»);
3. Вахрушев А. А.Данилов Д.Д.М. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» ( Я и мир вокруг) для 2 класса.- М : Баласс.2012 (Образовательная система «Школа 2100»);
4. Вахрушев А. А.. Бурский О.В., Родыгина О.А. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» (« Я и мир вокруг») для 2 класса.- М: Баласс.2012.(Образовательная система «Школа 2100»).
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени во 2 классе составляет 68 часов.
Проверочных работы
Проверочная работа | Тема |
№ 1 | Из чего состоят все предметы. |
№ 2 | Природные часы, календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус – модель Земли. |
№ 3 | Земля в космосе. Притяжение Земли. Смена дня и ночи. |
№ 4 | Смена времён года. Где на Земле теплее. Погода и климат. |
№ 5 | План и карта. Глобус и карта. |
№ 6 | Что изображают на карте. Материки и океаны. |
№ 7 | Реки и озёра. Равнины и горы. |
№ 8 | Моря и океаны. |
№ 9 | Экологические системы, природная зональность. |
№ 10 | Люди, города и страны. |
№ 11 | Путешествие в дальние страны. |
№ 12 | Россия - наша Родина. |
№ 13 | Наша маленькая планета Земля. |
Контрольные работы
Контрольная работа | Тема |
№ 1 | Из чего состоят все предметы. Природные часы, календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус – модель Земли. |
№ 2 | Земля в космосе. Притяжение Земли. Смена дня и ночи. Смена времён года. Где на Земле теплее. Погода и климат. |
№ 3 | Формы земной поверхности. |
№ 4 | Экологические системы. Природные зоны. Люди, города и страны. |
№ 5 | За год |
Содержание курса окружающего мира во 2 классе.
Раздел: Наша планета
Ведение (4часа)
Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твердые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лед – твердое тело. Смена состояний веществ.
Земля и солнце (13часов)
Определение времени дня и года по солнцу и луне. Определение направлений по солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток – направление на восход солнца, запад –направление на закат солнца, север – направление на Полярную звезду, юг – направление на солнце в полдень.
Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз луны. Изготовление солнечных часов.
Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полет в космос.
Практическая работа с глобусом. Глобус – модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.
Вселенная или космос. Планеты и звезды – небесные тела. Звезды – самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отраженным светом. Земля – планета. Солнце – звезда. Планеты солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна – спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха.
Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее – закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость.
Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле – Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом.
Смена времен года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года.
Холодные, умеренные и жаркий пояса освещенности и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс – долгая зима и короткое лето, умеренный пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – «вечное лето».
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и ее признаки. Температура, ее измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат – закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (7 часов)
План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.
Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.
Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.
Материк – большой участок суши, окруженный водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида – материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика – части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океан.
Формы земной поверхности (10 часов)
Реки – постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озера – природные водоемы со стоячей водой. Проточные и бессточные озера. Крупные озера. Самое глубокое озеро – Байкал. Каспийское море – самое большое озеро.
Равнины – ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые.
Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения – результат смещения пластов Земли.
Полуострова – участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова – небольшие участки суши, отделенные морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря – большие водоемы с соленой водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях соленая. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.
Раздел: Земля – наш общий дом
Земля – наш общий дом (14 часов)
Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема – совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения – «кормильцы». Животные – «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви – «мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.
Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определенном порядке от полюса к экватору.
Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга.
Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозеленые хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга.
Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.
Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость ее сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и ее обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса – саванна. Вечнозеленый лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозеленых лесов на земном шаре.
Горы. Похолодание с подъемом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах.
Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных – наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие – занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство – занятие жителей пустынь и гор. Города – место жительства множества людей, занятых в промышленности.
Части света (16часов)
Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов – политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение. Европа. Страны и города Европы: Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция. Альпы – горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.
Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия – родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.
Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.
Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка – вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка – родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твердого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.
Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия – родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида – самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике.
Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озера, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди – главное богатство нашей страны.
Наша маленькая планета Земля (4часа)
Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озер и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.
Требования к уровню подготовки учащихся
В соответствии с авторской программой Окружающий мир выделяются требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации, и требования к результатам, подлежащим проверке и аттестации.
К результатам, которые не подлежат формализованному итоговому контролю и итоговой аттестации, по концепции ФГОСа, относятся ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные психологические характеристики личности. Эти результаты выявляются в ходе массовых мониторинговых, социологических и других обследований.
К результатам, которые подлежат проверке и аттестации по концепции ФГОСа, относятся научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности; коммуникативные и информационные умения; Оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций; способность к контролю и самоконтролю; способность к творческому решению учебных и практических задач.
Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру во втором классе
Программа обеспечивает достижение второклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во втором классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на вторую линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные универсальные учебные действия:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на первую линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений.
Первая линия развития – умение объяснять мир:
- объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных тел;
- объяснять влияние притяжения Земли;
- связывать события на Земле с расположением и движением Земли и Солнца;
- наблюдать за погодой и описывать её;
- уметь определять стороны света по солнцу и компасу;
- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части и света, материки и океаны;
Называть основные природные зоны и их особенности.
Вторая линия развития – умение определять своё отношение к миру:
- оценивать правильность поведения в природе;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.
Критерии оценивания
В УМК используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся. В соответствии с развивающей личностно ориентированной Образовательной системой «Школа 2100», которая позволяет:
1) определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е насколько обучение соответствует современным целям обучения;
2) развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результата своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;
3) мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;
4) создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.
Оценка усвоения знаний осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала проводится блиц-опрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. Преимущество такой проверки знаний состоит в том, что учитель оказывается постоянно в курсе того объема знаний, которым обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.
Оценка усвоения знаний может осуществляться через выполнение школьником заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и проверочных работах. Задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения. Второклассник, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объем заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни.
Уровень проверочных и контрольных заданий различается своей сложностью. Объем заданий определяется, исходя из уровня знаний учеников.
В проверочных и контрольных работах отмечен уровень заданий (необходимый, программный или максимальный), который могут самостоятельно выбирать ученики. В проверочных работах акцент сделан на обязательный минимум и самые важнейшие положения максимума – с их помощью осуществляется тематический контроль и подготовка к итоговому контролю.
Проверочные работы предназначены для тематического контроля с целью получения информации об уровне развития умений, которая нужна для корректировки результатов и подготовки к итоговому контролю. Работа выполняется в течение 10 -15 минут на любом из комбинированных уроков. Детям предлагается выполнить 2-4 задания и указывается, какое именно умение проверяет каждое задание.
В контрольных работах акцент сделан на обязательный минимум знаний – он является основой для итогового контроля учебного группы тем. Контрольная работа выполняется на специальном уроке.
Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных (проверочных), итоговых (контрольных) работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачёта не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Такое накопительное и формирующее оценивание учит школьников планировать свои действия. Второклассники должны постоянно видеть результаты своей работы. Для этого используется таблица требований по предмету в «Дневнике школьника» и портфель достижений школьника.
В таблице требований по предмету в «Дневнике школьника» ученик (с помощью учителя) выставляет свои отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений. Например (2 кл.), отметка за задание: «Какое вещество придаёт твёрдость и упругость этим предметам? (нарисованы мяч, надувной круг, надувной матрас)» ставится в графу умения «объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ».
В портфель достижений помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).
Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.
К концу второго класса ученик научится:
- использовать законы и правила для осмысления своего опыта;
- пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;
- различать утро, день, вечер и ночь;
- различать времена года по основным признакам;
- уметь пользоваться календарем и часами;
- показывать линию горизонта;
- определять стороны горизонта при помощи компаса;
- описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой;
- определять температуру с помощью термометра;
- владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений);
- показывать на карте части света, материки и океаны;
- уметь находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны;
- показывать основные географические объекты на физической карте в разных частях света;
- распознавать ландшафты основных природных зон;
- перечислять порядок их расположения на планете;
- находить и показывать на карте природных зон основные природные зоны;
- находить и показывать на политической карте важнейшие страны и города;
- беречь богатства природы в повседневной жизни;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Второклассник получит возможность научиться:
- сравнивать и различать объекты живой или неживой природы;
- наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности;
- называть особенности различных состояний веществ;
- извлекать (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений;
- устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях
- определять направления течения рек по карте и глобусу;
- извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения;
- извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения;
- находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.
Учебный план
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Термины, основные предметные понятия |
1 | Введение | 4 ч | Природа, вещи, тела |
2 | Земля и солнце | 13ч | Солнце, луна, север, юг, компас, космос, земное притяжение, времена года, климат. |
3 | Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта. | 7 ч | План, карта, масштаб, глобус, материк. Части света, океаны. |
4 | Форма земной поверхности | 10 ч | Реки, озера, моря, равнины, болота, горы, полезные ископаемые, полуострова, острова |
5 | Земля – наш общий дом | 14ч | Экосистема, «едоки», «кормильцы», «мусорщики», природные зоны |
6 | Части света | 16 ч | Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Россия. |
8 | Наша маленькая планета | 16ч | Охрана природы |
9 | Повторение пройденного материала | 1 ч |
Календарно-тематическое планирование
№п\п | Тема урока | Кол-во часов | Основные умения | Тип урока | Вид контроля. Измерители | Дата проведения |
Введение (4 ч) | ||||||
1 | Подготовка к путешествию. Как мы будем учиться. | 1 | Познакомиться с тем, как ученики будут учиться | Вводный урок | ||
2 | Общие слова - понятия | 1 | Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов) (Н). Сравнивать природные объекты и изделия (искусственных предметов), выделяя их существенные свойства (П). Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы (П). Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности (П). Приводить примеры явлений природы (Н). | Урок введения новых знаний | ||
3-4 | Из чего состоят все предметы. Проверочная работа. | 2 | Приводить примеры веществ, описывать их (Н). Называть особенности различных состояний веществ | Урок изучения нового материала; урок закрепления | Текущий контроль. Устный опрос. Самостоятельная работа № 1 (10 минут) | |
Земля и солнце (13 ч) | ||||||
5-6 | Природные часы. Календарь и компас | 2 | Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы (Н). Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли (Н). Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П). | Урок введения новых знаний; практикум | Текущий контроль. Устный опрос. Практическая работа с компасом | |
7 | Форма Земли – огромный шар | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль. Устный опрос | ||
8 | Глобус – модель Земли | 1 | ||||
9 | Земля в космосе | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль. Самостоятельная работа № 2 | ||
10 | Притяжение Земли. Всемирное тяготение | 1 | Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления (П). | Урок введения новых знаний | Текущий контроль. | |
11 | Смена дня и ночи | 1 | Сравнивать и различать день и ночь, времена года (Н). Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года (Н). Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях (П). | Урок введения новых знаний | Текущий контроль | |
12 | Времена года | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль | ||
13 | Смена времен года | 1 | Урок закрепления | Текущий контроль. Самостоятельная работа № 4 | ||
14 | Тепловые пояса | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль | ||
15 | Погода и климат | 1 | Самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояния (Н). Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра (Н). Сравнивать погоду и климат (П). Характеризовать круговорот воды в природе (Н). | Урок введения новых знаний | Текущий контроль | |
16 | Обобщение по разделу | 1 | Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). | Урок обобщения | Тематический контроль. Проверочная работа № 1 (20 минут) | |
17 | О Б Ж Памятка для путешественника | 1 | Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). | Урок повторения (урок-игра) | Тематический контроль. Тест | |
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта ( 7 ч) | ||||||
18 | Что изображено на глобусе и карте | 1 | Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки (Н). Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков (П). Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков (Н). Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия (П). Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина (П). | Урок-путешествие | Текущий контроль. Устный рассказ «Что я увидел» | |
19-20 | План и карта | 2 | Урок введения новых знаний. Урок-практикум | Текущий контроль. Устный опрос. Практическая работа «План класса» | ||
21 | Глобус и карта | 1 | Урок повторения | Текущий контроль | ||
22 | Что изображают на карте | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль. | ||
23 | Учимся пользоваться картой | 1 | Урок-путешествие | Текущий контроль. Чтение маршрутной карты | ||
24 | Части света. Материки и океаны | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль | ||
Формы земной поверхности (10 ч) | ||||||
25 | Реки | 1 | Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности (Н). Находить на физической карте России (Н) и полушарий (П) разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. Определять направления течения рек по карте и глобусу (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения (П). | Урок введения новых знаний | Текущий контроль. Самостоятельная работа №6 | |
26 | Озера | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль | ||
27 | Равнины | 1 | Урок введения новых знаний. | Текущий контроль. Взаимоконтроль. | ||
28 | Горы | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль. Самостоятельная работа № 7 | ||
29 | Полуострова и острова. | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль. Самостоятельная работа №8 | ||
30-31 | Моря. Обитатели морей. | 2 | Уроки введения новых знаний, закрепление изученного | Текущий контроль. Самостоятельная работа №8 | ||
32 | Обобщение по теме | 1 | Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). | Обобщающий урок | Тематический контроль. | |
33 | Урок проверки ЗУН | 1 | Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). | Контрольная работа | Тематический контроль. Пров.работа №2 | |
34 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). | Работа над ошибками | Тематический контроль. | |
Земля – наш общий дом (14 ч) | ||||||
35 | Экологические системы | 1 | Характеризовать экосистемы (на 1-2 примерах) (П). | Урок введения новых знаний. | Текущий контроль | |
36 | Как живет экосистема | 1 | Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон (Н). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П). Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон (Н). Находить на карте изученные природные зоны (П). | Комбинированный урок | Текущий контроль | |
37 | Природная зональность | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль | ||
38 | Природные зоны холодного пояса | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль | ||
39 | Леса умеренного пояса. | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль | ||
40 | Лес – это интересно | 1 | Урок-дискуссия | Текущий контроль | ||
41 | Засушливые зоны умеренного пояса. | 1 | Урок-путешествие | Текущий контроль | ||
42 | Хрупкая природа степей и пустынь | 1 | Урок-поиск | Текущий контроль | ||
43 | Засушливые зоны жаркого пояса | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль | ||
44 | Тропические леса | 1 | Урок введения новых знаний | текущий контроль | ||
45 | Горные экосистемы | 1 | Урок-поиск | Текущий контроль | ||
46 | Природные катастрофы. Землетрясения. Вулканы. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Текущий контроль | ||
47 | Другие природные катастрофы. | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный и индивидуальный опросы. | ||
48 | Обобщающий урок по теме | 1 | Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). | Обобщающий урок | Тематическая провер. работа | |
Части света ( 16 ч ) | ||||||
49 | Человечество | 1 | Обсуждать особенности 2-3 стран мира (Н). Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П). Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П). | Урок введения новых знаний. | Текущий контроль | |
50 | Города и страны | 1 | Урок усвоения знаний | Текущий контроль | ||
51-52 | Путешествие тучки по Европе. | 2 | Урок введения новых знаний; путешествие | Текущий контроль | ||
53 | Знакомство со странами Европы | 1 | Урок-отчет | Текущий контроль. Самостоятельная работа | ||
54 | Азия | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль | ||
55 | Азия: поиски Северного морского пути в Индию | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль | ||
56 | Африка | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль | ||
57 | Путешествие к африканским животным | 1 | Урок-путешествие | Текущий контроль | ||
58 | Америка | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль | ||
59 | Северная Америка | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль | ||
60 | Южная Америка | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль | ||
61 | Кто открыл Америку? | 1 | Урок-дискуссия | Текущий контроль | ||
62 | Австралия и Антарктида | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль | ||
63 | Животный мир Австралии и Антарктиды | 1 | Урок-путешествие | Текущий контроль | ||
64 | Россия – наша Родина | 1 | Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственную границу (Н). Находить на карте России родной регион (Н). | Урок введения новых знаний | Работа с картой | |
Наша маленькая планета Земля ( 3 ч) | ||||||
65 | Моя Родина | 1 | Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы (Н). Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите (Н). Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). | Комбинированный урок | Текущий контроль. Самостоятельная работа | |
66 | Берегись животных! | 1 | Комбинированный урок | Блицопрос | ||
67 | Наша маленькая планета Земля | 1 | Урок-дискуссия | Текущий контроль | ||
Повторение пройденного материала ( 1 ч) | ||||||
68 | Твой маршрут в Страну знаний. Здравствуй, лето! | 1 | Обобщающий урок | Тематический контроль |
Учебно – методическое обеспечение
для учителя:
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ 2100. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2011.
- А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Окружающий мир. («Я и мир вокруг»). 2класс. Учебник в 2 частях. – М.: Баласс, 2011.
- А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Я и мир вокруг») для 2 класса. – М.: Баласс, 2011.
- А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, О.А. Родыгина. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» («Я и мир вокруг») для 2 класса. – М.: Баласс, 2011.
- А.А. Вахрушев, Ю.А. Барышева, Д.Д. Данилов и др. Окружающий мир. («Я и мир вокруг»). 2 класс. Методические рекомендации для учителя
/ Под ред. А.А. Вахрушева./ – М.: Баласс, 2011.
6.
для ученика:
- А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Окружающий мир. 2 класс. («Я и мир вокруг»). Учебник в 2 частях. – М.: Баласс, 2011.
- А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Я и мир вокруг») для 2 класса. – М.: Баласс, 2011.
- А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, О.А. Родыгина. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» («Я и мир вокруг») для 2 класса. – М.: Баласс, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...