Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
рабочая программа (окружающий мир, 1 класс) по теме
Программа создана в соответствие с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_1_klass.doc | 282 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Батуринская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по окружающему миру
1 класс
(Образовательная система «Школа 2100»)
Составитель: Келлер Вера Георгиевна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы А.А.Вахрушева,, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина«Окружающий мир» (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2011).
Цель обучения:
- знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного отношения к миру.
Задачи обучения:
- формирование толерантной личности – человека, способного самостоятельного определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей;
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;
Рабочая программа составлена на основе авторской программы без изменений.
Для реализации программного содержания курса окружающего мира используются следующие учебники и учебные пособия:
1.А. А Вахрушев, А.С.Раутиан. Окружающий мир, 1 класс: Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг»/ Под ред. А.А.Вахрушева.- Москва: Баласс , 2012. (Образовательная система «Школа 2100»)
2. Вахрушев А. А,., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир, 1 класс (« Я и мир вокруг»). Учебник в 2 частях.- М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»);
3. Вахрушев А. А.Данилов Д.Д.М. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» ( Я и мир вокруг) для 1 класса.- М : Баласс.2012 (Образовательная система «Школа 2100»);
4. Вахрушев А. А.. Бурский О.В., Родыгина О.А. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» (« Я и мир вокруг») для 1 класса.- М: Баласс.2012.(Образовательная система «Школа 2100»).
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени в 1 классе составляет 66 часов.
Проверочные работы по окружающему миру.
Самостоятельная работа | Тема |
№ 1 | Как ты узнаешь мир |
№ 2 | Твоя семья и друзья |
№ 3 | Времена года |
№ 4 | Что нас окружает. |
№ 5 | Живые обитатели планеты |
№ 6 | Времена года |
Контрольные работы
Контрольная работа | Тема |
№ 1 | Времена года |
№ 2 | Что нас окружает |
№ 3 | Итоговая |
Экскурсий- 4
Содержание курса окружающего мира в 1 классе.
Тема «Как мы понимаем друг друга» - 9 часов.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-связь жеста и слова;
-названия пальцев;
-роль слова как символа предметов;
-слова обозначают не только предметы, но и их признаки;
-правила разумного поведения;
-понятия «верх», «низ», «вперед», «назад», лево», «право»;
уметь:
-пользоваться указкой при показе предметов в школе;
-показывать и называть окружающие предметы, их признаки, действия;
-обмениваться знаниями со своими друзьями;
-использовать свой жизненный опыт в разных жизненных ситуациях;
-различать предметы, расположенные спереди и сзади от себя и от другого ученика;
-называть предметы, расположенные спереди, сзади, слева, справа, вверху и внизу от самого себя и другого человека;
-различать правую и левую руки.
Рука и указательный палец - самый простой способ общения.
Речь - основной способ общения людей.
Ценный совет.
Зачем нужен жизненный опыт?
Учимся определять положение предметов и направления движения
Учимся определять направления «вверх» и «вниз»
Учимся пользоваться словами «раньше» и «позже»
Тема «как мы узнаем, что перед нами» - 4 часа.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-признаки предметов;
уметь:
-по набору признаков определять название предмета;
-называть признаки предметов;
-по свойству, действию и части предмета определять название предмета.
Предметы и их признаки
Сочетания предметов
Тема «Времена года» - 3 часа.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-осенние месяцы;
-признаки осени;
-осенние явления природы;
-как живая природа готовится к зиме;
уметь:
-вести дневник наблюдений за живой и неживой природой осенью;
-по признакам живой и неживой природы определять время года,
-оценивать правильность поведения в природе.
Осень - природа готовится к зиме.
Как мы узнаем, что наступила осень?
Экскурсия в парк «Осенняя природа»
Тема «Как ты узнаешь мир» - 5 часа.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей и книг;
-основные органы чувств и их роль в жизни человека;
-что книги сохраняют и передают знания и опыт всего человечества;
уметь:
-соотносить органы чувств и их работу в организме человека;
-с помощью разных органов чувств различать предметы;
-пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы.
Твои помощники - органы чувств
Наши помощники - ум и память
Родители, учителя и книги
Тема «Твоя семья и твои друзья» - 7 часов.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-значение семьи в жизни человека;
-режим дня;
-роли, которые выполняют члены семьи;
-правила общения;
уметь:
-с помощью заданий в учебнике уметь анализировать взаимоотношения в семье;
-выбирать поручение в семье по своим силам;
-составить рассказ о своей семье с помощью родителей;
-вежливо общаться со сверстниками и взрослыми.
Ты и твоя семья
Один дома
Ты и твои друзья
Как нужно общаться
Тема «Времена года» - 6 часов.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-зимние месяцы;
-особенности погоды зимой;
-особенности живой и неживой зимней природы;
-свойства воды в различных агрегатных состояниях;
уметь:
-вести дневник наблюдений за живой и неживой природой зимой;
-наблюдать за превращением веществ (таяние и испарение снега и льда);
-оказывать помощь птицам зимой;
-различать признаки зимы и их называть;
-правильно выбирать одежду для зимней прогулки.
Зима - покой природы
Как мы узнаем, что наступила зима
Экскурсия в парк «Зимняя природа»
Тема «Что нас окружает» - 10 часов.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
- название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
-некоторые виды дорожных знаков; виды улиц;
-основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
- отличительные особенности города, села, деревни, леса;
-примеры основных профессий людей и взаимопомощь людей разных профессий;
-основные структуры города, села;
-примеры продуктов животноводства, растениеводства;
-что такое природные богатства;
-признаки твердых , жидких и газообразных состояниях вещества.
уметь:
-различать жилые дома и специализированные учреждения, виды машин, по их назначению;
-правильно вести себя на проезжей части;
-различать разные профессии ;
-различать полевые культурные растения, овощи , фрукты;
-различать морской, воздушный, автомобильный транспорт;
-бережно относится к природным богатствам;
-отличать твердые тела от жидкости и газа.
Мой дом, моя улица
Учимся быть пешеходами
Учимся быть самостоятельными в городе
Хозяйство человека
Богатства природы
Твердые тела, жидкости и газы
Экскурсия «Безопасная дорога в школу»
Тема «Времена года» - 4 часа.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-весенние месяцы;
-особенности погоды весной;
-особенности живой и неживой весенней природы;
-определять последовательность событий в природе и их связи;
уметь:
-вести дневник наблюдений за живой и неживой природой весной;
-вместе с родителями делать домик для птиц;
-выбирать одежду для весенней прогулки.
Весна - природа пробуждается
Как мы узнаем, что наступила весна
Экскурсия в парк «Весенняя природа»
Тема «Живые обитатели планеты» - 9 часов.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-отличия живых организмов от неживых предметов;
-свойства живых организмов;
-сходство и отличия растений и животных;
-что все в природе взаимосвязано;
-названия 5-10 названий растений и животных;
-отличия человека от животного;
-что такое экология;
-правила поведения в природе;
уметь:
-характеризовать отличительные особенности разумного существа - человека;
-называть основные группы домашних животных и растений;
-различать растения и животных;
-перечислять сходство и различие растений и животных;
-перечислять свойства живых организмов (питание, дыхание, рост, размножение) и их отличия от неживых предметов.
Живые организмы и неживые предметы
Растения и животные
Связь живого и неживого
Многообразие живых организмов
Домашние животные и растения - наши друзья
Культурные растения
Человек - разумное существо
Природа и мы
Тема «Времена года» - 2 час.
знать / понимать:
-знать названия летних месяцев;
- особенности живой и неживой природы летом;
уметь:
-оценивать правильность поведения в природе.
Тема «Отчего и почему» - 4 часа.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-что такое причина и следствие; уметь:
-уметь находить причины явлений и следствия;
Отчего и почему. Дневник наблюдений (1)
Повторение — 4 часа
Что нас окружает. Живые природные богатства —1ч
Природа и мы — 1 час
Времена года — 1 час
Экскурсия в природу — 1 час
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
Средсвом формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
- называть основные особенности каждого времени года.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Планируемые результаты:
Обучающиеся научатся
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
- называть основные особенности каждого времени года.
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы. пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами.
Характеристика деятельности учащихся.
- Познакомиться с учителем и одноклассниками
- Учиться находить класс, своё место в классе и т.п. во время экскурсии по школе
- Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками
- Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах
- Практическая работа: составить режим дня
- Моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление
- Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире
- Называть окружающие предметы и их признаки
- Различать предметы и выделять их признаки
- Различать времена года по признакам
- Характеризовать времена года
- Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
- Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
- Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются
- Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки
- Объяснять, какую роль играют родителя, учителя и книги в становлении и обучении человека
- Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями
- Практическая работа: составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками
- Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных
- Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями
- Моделировать и оценивать различные ситуации поведения с друзьями
- Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе
- Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста
- Оценивать реальные и игровые ситуации общения Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой
- Практическая работа по освоению правил поведения в доме
- Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном Записывать телефоны экстренной помощи
- Различать времена года по признакам
- Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
- Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
- Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни
- Подготовить рассказ о занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями
- Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни
- Подготовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного города (села) на основе дополнительной информации
- Подбирать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры
- Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр
- Проиграть учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения
- Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии
- Характеризовать разные виды транспорта
- Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону
- Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни
- Приводить примеры действий людей разных профессий в создании окружающих нас вещей
- Приводить примеры использования человеком богатств природы
- Анализировать примеры использования человеком богатств природы
- Сравнивать и различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Характеризовать их свойства
- Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний
- Различать времена года по признакам
- Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
- Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
- Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни
- Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы
- Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам
- Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями
- Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам
- Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные (на примере своей местности)
- Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние–дикие животные; культурные -дикорастущие растения
- Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности)
- Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности
- Приводить примеры особенностей человека как разумного существа
- Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире
- Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере)
- Оценивать конкретные примеры поведения в природе
- Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере
- Оценивать конкретные примеры поведения в природе
Виды и формы контроля.
- Текущий.
- Устный опрос
- Мини тест
- Самостоятельная работа
- Итоговая работа
- Итоговый
- Комплексная контрольная работа
- Стандартизированная контрольная работа.
Контроль за усвоением знаний
Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно-методическом курсе математики осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контрольные работы.
Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.
Важную роль в проведении контроля с точки зрения выстраивания дифференцированного подхода к учащимся имеют тетради для самостоятельных и контрольных работ (1 кл.) Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (необходимые требования), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который они могут усвоить. При этом задания разного уровня сложности выделены в группы: задания необходимого, программного и максимального уровней, при этом ученики должны выполнить задания необходимого уровня и могут выбирать задания других уровней как дополнительные и необязательные; акцент работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс).
Положительные отметки ( в виде смайликов или с использованием цвета) за задания текущих и итоговых контрольных работ являются своеобразным зачётом по изучаемым темам. При этом срок получения зачёта не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все текущие темы до конца четверти). Это учит школьников планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы школьники должны постоянно, эту роль могут играть:
- таблица требований по предмету в «Дневнике школьника». В ней ученик (с помощью учителя) выставляет свои отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений;
- портфель достижений школьника – папка, в которую помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).
Накопление этих оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.
Контроль УУД
Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка. Диагностические материалы опубликованы в пособии Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Данная диагностика разработана для учащихся 1-х классов, включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырёх вариантах.
Первая работа включает 11 заданий на выявление метапредметных (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов.
Вторая работа носит интегрированный характер: она даёт возможность проверить все три группы результатов ( предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД, и включает 15 заданий, кроме четвёртого, более лёгкого, варианта.
Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что даёт возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.
К концу 1-го класса учащиеся должны знать:
- роль руки и слов в общении;
- роль опыта – как источника благосостояния людей;
- что человек узнаёт мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей, книг;
- что такое общение и какова его роль в жизни человека;
- что такое город;
- основные профессии людей и взаимопомощь людей разных профессий;
- основные природные богатства (солнечный свет, воздух, вода, почва, подземные кладовые, живые организмы и человек) и их роль в жизни человека;
- свойства живых организмов (питание, дыхание, рост, размножение) и их отличия от неживых предметов;
- основные черты сходства и различий растений и животных;
- основные группы домашних растений и животных;
- отличительные особенности человека от животных;
- элементарные сведения о строении человека;
- правила поведения в природе;
- основные признаки каждого времени года.
Учащиеся должны уметь:
- называть окружающие предметы обнаруживать их взаимосвязи;
- пользоваться словами, указывающими направление и время;
- наблюдать, делать умозаключения;
- пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;
- различать профессии людей;
- различать природные богатства, живые и неживые;
- различать растения и животных;
- приводить примеры названий 5 – 10 дикорастущих растений и животных;
- приводить примеры названий 5 – 10 культурных растений и домашних животных;
- оценивать правильность поведения в природе;
- оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Учебный план
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Термины, основные предметные понятия |
1 | Как мы понимаем друг друга | 9 ч | «Cправа», «слева», «посередине», «за», «перед», «спереди», «сзади», «вперёд», «назад», «влево», «вправо», «выше», «ниже», «верх», «низ». «Раньше» и «позже». |
2 | Как мы узнаём, что перед нами | 4 ч | |
3 | Как ты узнаёшь мир | 5 ч | Органы чувств, память, ум. Книги, родители, учителя. |
4 | Твоя семья и твои друзья | 7 ч | Семья («профессии» членов семьи), друзья (общение). |
5 | Что нас окружает | 10 ч | Двор. Город. Жилой район. Живые природные богатства: животные и растения. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, запасы подземных кладовых. Твёрдые, жидкие и газообразные тела. |
6 | Живые обитатели планеты | 9 ч | Растения, грибы, животные, человек – живые организмы. |
8 | Времена года | 17ч | Осень, зима, весна, лето – признаки времён года. |
9 | Повторение пройденного материала | 5 ч |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные умения (предметные) | Тип урока, форма | Вид контроля. Измерители | Дата проведения |
Как мы понимаем друг друга (9ч) | ||||||
1 | Как мы будем учиться | 1 | Уметь рассматривать рисунки; отвечать на вопросы; составлять рассказ по серии картинок; обращаться к учителю, одноклассникам | Комбинированный | ||
2 | Я – школьник | 1 | Уметь называть школьные предметы; рассказывать, что в классе делают ученики и учитель, объяснять, для чего в школе нужны столовая, гардероб, актовый зал, спортивный зал, рекреация; что должен делать школьник; называть права и обязанности школьника | Комбиниро- ванный. Задания по группам | ||
3 | Путешествуем, не выходя из класса | 1 | Уметь показывать и называть предметы, находящиеся в классе; предметы, действия и признаки предметов, изображенных на рисунках | Комбинирован ный | ||
4 | Ценный совет | 1 | Уметь пользоваться словами в общении друг с другом; рассказывать, что делают дети на рисунках, как люди. | Комбиниро-ванный. Дидактическая игра | ||
5 | Зачем нужен жизненный опыт | 1 | Уметь рассказывать о том, что не умели делать люди в далеком прошлом; перечислять правила разумного поведения и пользоваться ими; объяснять смысл пословиц | Комбиниро-ванный | ||
6 | Где и куда | 1 | Уметь рассказывать, с какой стороны находятся предметы; объяснять, за кем (чем) находятся предметы на картинке, какие направления показывает герой на рисунке, что находится перед тобой, за тобой, слева и справа от тебя; формулировать правило «Пятиться назад нужно осторожно»; объяснять смысл пословицы «На затылке глаз нет»; составлять маршрут героя по рисунку | Комбиниро-ванный | ||
7 | Где и куда. Учимся определять направления | 1 | Уметь определять направления; показывать на рисунке левую и правую руку каждого из героев; объяснять, почему у рыбы мы различаем левую и правую сторону тела, а у медузы – нет | Комбиниро-ванный. Работа в парах | ||
8 | Учимся определять верх и низ | 1 | Уметь определять верх и низ у изображенных предметов | Комбиниро-ванный | ||
9 | Раньше и позже | 1 | Уметь определять по рисункам, что произошло раньше, а что – позже; находить рисунок, который нарушает порядок событий; отвечать на вопросы | Комбиниро-ванный | ||
Как мы узнаём, что перед нами (4 ч) | ||||||
10 | Предметы и их признаки | 1 | Уметь находить общее в изображенных на рисунке предметах; определять, какой предмет «лишний»; называть признаки предметов; давать два разных названия каждому предмету; находить одинаковые предметы; различать предметы по признакам | Комбиниро-ванный. Работа в парах | ||
11 | Предметы и их признаки | 1 | Уметь находить предметы с одинаковыми признаками; отгадывать загадки; подбирать нужное слово к каждому рисунку; описывать части предмета, свойства и действия предмета | Комбиниро-ванный | ||
12 | Сочетания предметов | 1 | Уметь рассматривать рисунки; определять, какие предметы помогли определить, что изображено на каждом | Комбиниро-ванный. Работа в парах | ||
13 | Сочетания предметов | 1 | Уметь объяснять, где можно встретить данные на рисунке предметы; рассказывать, что изображено на рисунке; находить «лишний» предмет; называть предметы, которые есть в парке; придумывать название каждому рисунку; | Комбиниро-ванный | ||
Времена года - осень (2ч) | ||||||
14 | Осень – природа готовится к зиме | 1 | Уметь определять время года по серии картинок; называть признаки осени; находить в художественном тексте признаки осени; сравнивать цвет листьев березы и сосны осенью; определять, какому дереву принадлежат данные листья | Системати-зация и обобщение изученного. Экскурсия | ||
15 | Осень – природа готовится к зиме | 1 | Уметь определять, чем питаются птицы; объяснять, почему птицы улетают на зиму; называть перелетных и оседлых птиц родного края; рассказывать, что делают животные осенью; выбирать одежду по сезону | Комбиниро-ванный. Работа в парах | ||
Как ты узнаешь мир (5 ч) | ||||||
16 | Наши помощники – органы чувств | 1 | Уметь объяснять пословицы; выбирать рисунки с картинами осени; называть признаки осени | Комбиниро-ванный | ||
17 | Наши помощники – органы чувств | 1 | Уметь называть предметы; узнавать предметы с помощью органов чувств; рассказывать, что «подсказывают» героям рисунков их органы чувств | Комбиниро-ванный. | ||
18 | Наши помощники – память и ум | 1 | Уметь описывать рисунок; рассуждать и делать выводы; проверять свои умозаключения; отгадывать загадки | Комбиниро-ванный. Беседа | ||
19 | Родители, учителя | 1 | Уметь рассказывать, чему люди могут научиться у своих родителей, а чему – у своих учителей; называть сказочных героев, изображенных на рисунке; определять, для чего людям нужны книги; отгадывать загадки | Комбиниро-ванный | ||
20 | Повторение и самостоятельная работа по теме «Как ты узнаешь мир» | 1 | Уметь отвечать на вопросы, выполнять задания самостоятельной работы, делать выводы, рассказывать о семейных традициях | Обобщение знаний | Самостоя-тельная работа (10 мин) | |
Твоя семья и друзья (7 ч) | ||||||
21 | Ты и твоя семья | 1 | Уметь придумывать и разыгрывать истории из жизни счастливой семьи; определять, кем работают люди, изображенные на рисунках | Комбиниро-ванный | ||
22 | Учимся быть самостоятельными | 1 | Уметь придумывать три разных рассказа о жизни семьи; рассказывать, что делают родители и дети в семьях, изображенных на рисунках | Комбиниро-ванный | ||
23 | Учимся быть самостоятельными | 1 | Уметь придумывать рассказы по рисункам; рассказывать о правилах безопасного поведения дома | Комбиниро-ванный. Работа в парах | ||
24 | Учимся быть самостоятельными | 1 | Уметь анализировать поступки детей; придумывать рассказы по рисункам | Комбиниро-ванный | ||
25 | Ты и твои друзья | 1 | Уметь рассказывать о своем друге; выбирать советы для себя и своего друга; называть правила дружбы; соблюдать правила общения. | Комбиниро-ванный | ||
26 | Ты и твои друзья | 1 | Уметь рассказывать о своем друге; выбирать советы для себя и своего друга; называть правила дружбы; соблюдать правила общения. | Комбиниро-ванный. Работа в парах | ||
27 | Повторение и самостоятельная работа по теме «Твоя семья и друзья» | 1 | Уметь рассказывать, как общаются животные, чем «язык» общения животных отличается от общения людей; вести телефонные переговоры с различными абонентами; проигрывать ситуации общения по телефону со сверстниками, незнакомыми людьми, пожилым человеком | Обобщение знаний | Самостоятель-ная работа (10 мин) | |
Времена года – зима( 6ч) | ||||||
28 | Зима – покой природы | 1 | Уметь называть признаки зимы; придумывать рассказы по рисункам; объяснять, почему летом нельзя слепить снежную бабу | Комбиниро-ванный. Экскурсия | ||
29 | Зима – покой природы | 1 | Уметь проводить несложные опыты с кусочком льда; объяснять, почему лед не тонет в воде; придумывать названия к рисункам; отгадывать загадки | Комбиниро-ванный. | ||
30 | Зима – покой природы | 1 | Уметь проводить несложные опыты с кусочком льда; объяснять, почему лед не тонет в воде; придумывать названия к рисункам; отгадывать загадки | Комбиниро-ванный. Работа в парах | ||
31 | Повторение и самостоятельная работа по теме «Времена года» | 1 | Уметь называть времена года и их признаки; определять принадлежность изображений на картинках (рисунках) соответствующим временам года и аргументировать свой выбор | Обобщение знаний | Самостоятельная работа (10 мин) | |
32 | Итоговая контрольная работа № 1 | 1 | Уметь выполнять работу самостоятельно, аккуратно | Контроль | Контрольная работа (15 мин) | |
33 | Учимся решать жизненные задачи | 1 | Уметь обсуждать и составлять правила жизни в классе, правила подготовки к семейным праздникам | Обобщение знаний | ||
Что нас окружает (10ч) | ||||||
34 | Город, в котором мы живем | 1 | Уметь сравнивать рисунки; называть отличия города от села; рассказывать, где в городе можно жить, работать, учиться, лечиться, отдыхать; объяснять, для чего нужен транспорт горожанам; профессии людей, живущих в городе; соотносить название профессии и действия людей | Комбиниро-ванный | ||
35 | Город, в котором мы живем | 1 | Уметь рассказывать, в каких местах города бывали с родителями и что видели; объяснять значения слов «банк», «фирма», «правительство», «посольство», «реклама»; | Комбиниро-ванный | ||
36 | Учимся быть пешеходами | 1 | Уметь формулировать и выполнять правила дорожного движения | Комбиниро-ванный. Работа в парах | ||
37 | Учимся быть пешеходами | 1 | Уметь определять на рисунке, кому движение разрешено, а кому – запрещено | Комбиниро-ванный | ||
38 | Путешествие колобка | 1 | Уметь рассказывать, как хлеб попадает к нам на стол, о труде своих родителей; называть профессии людей; соотносить инструменты и предметы с названиями профессий | Комбиниро-ванный | ||
39 | Хозяйство человека | 1 | Уметь рассказывать, как люди научились обходиться без волшебной палочки, что производится на заводах и фабриках и кто нуждается в продуктах производства; называть профессии людей | Комбиниро-ванный. Работа в парах | ||
40 | Хозяйство человека | 1 | Уметь называть профессии людей; определять, к какой отрасли хозяйства относятся данные профессии; называть домашних животных; рассказывать, что дает человеку лес, во что превращаются природные богатства | Комбиниро-ванный | ||
41 | Богатства природы | 1 | Уметь называть и группировать природные богатства; находить на рисунке природные богатства; рассказывать, как человек использует природные богатства | Комбиниро-ванный | ||
42 | Твердые тела, жидкости и газы | 1 | Уметь проводить несложные опыты; называть твердые, жидкие и газообразные тела на рисунке; рассказывать с помощью схемы, что происходит с водой при нагревании и охлаждении, о путешествии и превращениях воды | Комбиниро-ванный. Беседа по вопросам | ||
43 | Повторение и самостоятельная работа по теме «Что нас окружает» | 1 | Уметь применить полученные знания при выполнении самостоятельной работы, анализировать, обобщать, делать выводы | Обобщение знаний | Самостоятель-ная работа (10 мин) | |
Времена года – весна (4 ч) | ||||||
44 | Весна: пробуждение природы | 1 | Уметь определять время года на рисунке; придумывать рассказы по картинкам; объяснять, почему тает снег и начинается ледоход на реке | Комбиниро-ванный. Беседа по вопросам | ||
45 | Весна: пробуждение природы | 1 | Уметь называть цветы; рассматривать и сравнивать птичьи гнезда; рассказывать, какие птицы зимуют вместе с нами, а какие прилетают весной; объяснять народные приметы о весне; выбирать одежду для весенней прогулки | Комбиниро-ванный. Экскурсия | ||
46 | Весна: пробуждение природы | 1 | Уметь проводить наблюдения за солнцем весной, опыты с ростками растений. | Комбиниро-ванный. Работа в парах | ||
47 | Итоговая контрольная работа № 2 | 1 | Уметь выполнять контрольную работу самостоятельно, анализировать, обобщать изученный материал, формулировать выводы, подтверждать свои ответы примерами | Контрольный | Контрольная работа (15 мин) | |
Живые обитатели планеты ( 9 ч) | ||||||
48 | Живое и неживое | 1 | Уметь обращаться бережно с живыми организмами; делить предметы на группы (живые и неживые организмы); рассказывать о свойствах живых организмов по рисунку; рассказывать о своих домашних животных; | Комбиниро-ванный | ||
49 | Растения и животные | 1 | Уметь находить общее у животных и растений; называть, чем растения отличаются от животных; объяснять, что будет, если поместить растение в темное место | Комбиниро-ванный | ||
50 | Растения и животные | 1 | Уметь давать название каждой группе растений; находить «лишний» предмет; называть группу животного | Комбиниро-ванный | ||
51 | Равновесие в природе | 1 | Уметь называть тех, кто питается растениями; рассказывать о том, что происходит с умершими организмами; соотносить животное и место его обитания; выполнять правила охраны растений и животных | Комбиниро-ванный | ||
52 | Домашние любимцы | 1 | Уметь называть домашних животных и комнатные растения;, как ухаживать за комнатными растениями | Комбиниро-ванный. Работа | ||
53 | Наши помощники – домашние животные | 1 | Уметь рассказывать, как домашние животные помогают человеку, где и как человек выращивает овощи, фрукты, злаки; называть детенышей домашних животных; отгадывать загадки; делить растения на три группы (овощи, фрукты, злаки) | Комбиниро-ванный | ||
54 | Человек – разумное существо | 1 | Уметь составлять рассказы по рисункам; сравнивать человека и животных; принимать посильное участие в оказании помощи животным – изготавливать кормушки, кормить; ухаживать за растениями и животными | Комбиниро-ванный | ||
55 | Человек – разумное существо | 1 | Уметь сравнивать рисунки; рассказывать, как относятся к природе люди на каждом из рисунков; отвечать на вопросы теста | Комбиниро-ванный. Работа в парах | ||
56 | Повторение и самостоятельная работа по теме «Живые обитатели планеты» | 1 | Уметь применить знания при выполнении самостоятельной работы | Обобщение знаний | Самостоятель-ная работа (10 мин) | |
Времена года – лето (5ч) | ||||||
57 | Лето – природа цветет и плодоносит | 1 | Уметь называть признаки лета; объяснять, что такое круговорот воды; использовать знания о превращениях воды | Экскурсия. Беседа по статье | ||
58 | Лето – природа цветет и плодоносит | 1 | Уметь объяснять народные приметы о лете; рассказывать, что происходит летом в жизни животных и растений | Комбиниро-ванный. Работа в парах | ||
59 | Отчего и почему | 1 | Уметь объяснять, что такое «причина явления»; находить причину; различать причину и следствие; рассказывать по рисункам, каков правильный ход событий; находить на рисунке главную причину всех изображенных явлений | Комбиниро-ванный. Работа по группам | ||
60 | Повторение и самостоятельная работа по теме «Времена года» | 1 | Уметь называть времена года и их признаки | Обобщение знаний | Самостоятель-ная работа(10 мин) | |
61 | Итоговая контрольная работа № 3 | 1 | Уметь выполнять контрольную работу самостоятельно | Контроль | Контрольная работа (15 мин) | |
Повторение (5 ч) | ||||||
62 | Учимся решать жизненные задачи | 1 | Уметь рассказывать об экспонатах школьного музея | Комбиниро-ванный | Экскурсия в музей | |
63 | Обобщение по теме «Времена года» | 1 | Уметь называть времена года и их признаки; определять особенности времен года; обобщать данные, полученные на основе наблюдений; делать самостоятельные выводы | Обобщение знаний | ||
64 | Обобщение по теме «Живые обитатели планеты» | 1 | Уметь называть растения и животных родного края; делить растения и животных на группы; объяснять связь животных и растений | Обобщение знаний. Работа | ||
65 | Обобщение по теме «Что нас окружает. Как мы узнаем, что перед нами» | 1 | Уметь различать живые и неживые предметы окружающего мира; проводить несложные опыты и наблюдения | Обобщение знаний | ||
66 | Обобщение по теме «Твоя семья и друзья | 1 | Уметь рассказывать о своей семье; описывать семейные праздники и традиции; называть профессии родителей; выполнять правила общения со взрослыми и сверстниками | Обобщение знаний |
Учебно – методическое обеспечение
для учителя:
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ 2100. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2011.
- А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Окружающий мир. («Я и мир вокруг»). 1 класс. Учебник в 2 частях. – М.: Баласс, 2011.
- А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Я и мир вокруг») для первого класса. – М.: Баласс, 2011.
- А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, О.А. Родыгина. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» («Я и мир вокруг») для первого класса. – М.: Баласс, 2011.
- А.А. Вахрушев, Ю.А. Барышева, Д.Д. Данилов и др. Окружающий мир. («Я и мир вокруг»). 1 класс. Методические рекомендации для учителя
/ Под ред. А.А. Вахрушева./ – М.: Баласс, 2011.
6.
для ученика:
- А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Окружающий мир. 1 класс. («Я и мир вокруг»). Учебник в 2 частях. – М.: Баласс, 2011.
- А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Я и мир вокруг») для первого класса. – М.: Баласс, 2011.
- А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, О.А. Родыгина. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» («Я и мир вокруг») для первого класса. – М.: Баласс, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...