рабочая программа 3 класс окружающий мир
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Эта программа разработана для коррекционных школ VIII вида. 3 класс. Окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №4
Утверждена приказом ОУ
от 31.08.2012 г. №58
Директор школы_______О.Н. Самойлова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
(развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности)
для 3 класса
на 2012-2013 учебный год
Рассмотрена
на методическом Совете
протокол № 1 от 28.08.2012 г.
Пояснительная записка
Цель:
исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Задачи:
расширение круга представлений об изучаемых предметах и явлениях окружающей действительности;
постоянное повышение речевой мотивации учащихся;
одновременное развитие всех сторон (фонетической, лексической, грамматической) устной речи с целью обеспечения языковой базы для более четкого и полного освещения темы;
организация связных высказываний школьников.
Нормативно-правовые документы, на основе которых
разработана рабочая программа
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГБ(О)СКОУ С(К)О школы-интерната VIII вида №4, типовой программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, образовательной программой ОУ.
Сведения о программе
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием детей с ограниченными возможностями здоровья в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные.
Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Место и роль учебного курса
Направленность учебного курса на речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации предметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать универсальные учебные действия, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных, письменных способностей. В процессе изучения совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Информация о количестве учебных часов.
Количество часов на год – 66
количество часов в неделю – 2
Формы организации образовательного процесса
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - игра, урок – наблюдение, экскурсия, урок развития речи.
Технологии обучения
- Традиционные технологии:
-объяснительно-иллюстративные
- Педагогические технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса:
- педагогика сотрудничества;
-гуманно – личностная;
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).
Виды и формы контроля
- -обобщающая беседа по изученному материалу;
- -проверка знаний при помощи тестов;
- -индивидуальный устный опрос;
- -фронтальный опрос;
- - опрос с помощью перфокарт;
- - выборочная проверка;
- - взаимопроверка;
- - самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- - написание сочинений.
Планируемый уровень подготовки учащихся
Учащиеся должны уметь:
называть и характеризовать предметы и явления;
сравнивать и классифицировать; устанавливать общие и отличительные свойства;
участвовать в беседе;
отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;
ухаживать за одеждой и обувью;
поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила уличного движения.
Учащиеся должны знать:
названия и свойства изученных предметов;
выученные правила дорожного движения.
Содержание рабочей программы
В результате изучения курса окружающий мир (развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности) ученик научится:
Улица, на которой расположена школа. Использовать в речи усвоенные слова (тротуар, мостовая, сквер, аллея). Составлять под руководством учителя небольшой рассказ. Школьный и домашний адрес. Знать школьный и домашний адрес. Экскурсия по улице, на которой расположена школа. Наблюдать за окружающей действительностью. Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение. Сбор семян. Различать по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Собирать семена для подкормки птиц зимой. Сезонная работа на огороде, в саду. Убирать урожай на пришкольном участке. Экскурсия по сбору семян. Собирать семена. Растения на клумбах. Различать части растений: корень, стебель, листья, цветки. Овощи. Внешний вид, вкус, употребление в пищу, хранение. Проращивать семена гороха или бобов. Хранить овощи. Сезонные изменения в природе. Систематически наблюдать за сезонными наблюдениями в природе. Экскурсия в природу для проведения наблюдений за птицами. Наблюдать за птицами, природой. Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытьё, хранение). Практическая работа по уходу за посудой. Узнавать и называть посуду. Различать посуду. Ухаживать за посудой (мытьё, хранение). Мебель. Назначение. Уход за мебелью. Узнавать и называть мебель. Различать мебель. Ухаживать за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати). Деревья. Дуб, берёза (узнавание и называние). Части дерева. Семена. Узнавать и называть деревья. Различать деревья. Знать части дерева. Собирать семена. Ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу. Узнавать и называть ягоды. Различать и сравнивать по окраске, форме, вкусу. Комнатные растения. Различение, уход. Ухаживать за комнатными растениями. Растения. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавать и различать деревья, кустарники, травы, цветы. Обувь. Назначение. Уход за обувью. Узнавать и называть обувь. Различать. Ухаживать за обувью (мытьё, просушивание, чистка щёткой, использование кремов для обуви, хранение). Одежда. Назначение. Уход за одеждой. Узнавать и называть одежду. Различать. Ухаживать за одеждой (стирка, сушка, чистка щёткой, складывание, хранение). Снегирь. Синица. Величина птицы. Части тела. Чем покрыто тело. Сравнение изученных птиц. Различать перелётных и зимующих птиц. Наблюдать за птицами. Подкармливать птиц зимой. Называть части тела. Составлять небольшой рассказ. Домашние птицы. Курица. Утка. Называть основные части тела. Ухаживать за курами и утками. Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут. Называть основные части тела. Составлять рассказ. Участвовать в беседе. Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям. Называть основные части тела. Составлять рассказ. Участвовать в беседе. Дикие животные. Ёж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют. Называть основные части тела. Составлять рассказ. Участвовать в беседе. Раннецветущие растения. Гусиный лук, подснежник, тюльпан. Наблюдение за появлением первых цветов. Наблюдать за появлением первых цветов. Узнавать и называть части растений. Охрана здоровья. Лицо, части лица, лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение – защита глаз). Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами. Называть части тела. Пользоваться носовым платком. Беречь здоровье. Соблюдать гигиенические навыки. | 1 1 1 6 2 2 2 3 4 4 2 2 4 2 1 1 1 1 5 2 2 2 3 2 6 |
Информация об используемом учебнике
С.В.Комарова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, М.: «Просвещение», 2013г.
Учебник продолжает линию учебников «Устная речь» для 1 и 2 классов к одноимённому курсу программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
В 3 классе расширяются возможности понимания учащимися обращённой речи, совершенствуются диалогические умения школьников, ведётся работа по формированию умения детей участвовать в контекстном диалоге. Учебный материал подчёркивает важность речи в жизни человека и воспитывает речевой этикет. Содержание курса, как и коммуникативный подход в обучении, направлено не только на решение образовательных задач курса, но и на формирование жизненной компетенции школьника.
В состав учебника включены страницы Приложения для активного индивидуального использования картинок детьми и осуществления более дифференцированного подхода к обучению с учётом разного уровня самостоятельности детей и их социального статуса.
Учебно – тематический план
по окружающему миру (развитию устной речи на основе
изучения предметов и явлений
окружающей действительности)
Общее количество часов, отведённое на изучение предмета - 66 |
1 четверть - 18 часов.
Улица, на которой расположена школа. Школьный и домашний адрес. Экскурсия по улице, на которой расположена школа. Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение. Сбор семян. Сезонная работа на огороде, в саду. Экскурсия по сбору семян. Растения на клумбах. Овощи. Внешний вид, вкус, употребление в пищу, хранение. Бахчевые культуры: арбуз и дыня. Различение по цвету и величине. II четверть – 13 часов Сезонные изменения в природе. Экскурсия в природу для проведения наблюдений за птицами. Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытьё, хранение). Практическая работа по уходу за посудой. Мебель. Назначение. Уход за мебелью. Деревья. Дуб (узнавание и называние). Части дерева. Семена. Деревья. Береза (узнавание и называние). Части дерева. Семена. Ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу. Комнатные растения. Различение, уход. III четверть – 19 часов Растения. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Обувь. Назначение. Уход за обувью. Одежда. Назначение. Уход за одеждой. Сезонные изменения в природе. Снегирь. Величина птицы. Части тела. Чем покрыто тело. Синица. Величина птицы. Части тела. Чем покрыто тело. Сравнение изученных птиц. Экскурсия для проведения наблюдений за поведением птиц. Домашние птицы. Курица. Домашние птицы. Утка. Экскурсия в природу для проведения наблюдений. Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Насекомые. Внешний вид. Где живут. Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям. Дикие животные. Ёж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют. IV четверть – 16 часов Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду. Сезонные изменения в природе. Раннецветущие растения. Гусиный лук, подснежник, тюльпан. Наблюдение за появлением первых цветов. Экскурсия в природу для проведения наблюдений за раннецветущими растениями. Птицы. Грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение грача и скворца. Польза, приносимая людям. Сезонные изменения в природе: набухание почек, появление первых листьев на деревьях, прилет птиц, первая гроза. Экскурсия. Охрана здоровья. Лицо, части лица, лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение – защита глаз). Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами. | 1 1 1 3 2 2 2 3 3 1 1 2 1 1 2 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 2 2 1 1 1 2 1 1 1 2 2 4
|
Литература и средства обучения
1. Окружающий мир. 3 класс (поурочные планы по учебнику Вахрушева «Я и мир вокруг»; прогр. «Школа 2000-2100), в 2-х книгах,2009.
2. Окружающий мир. 3 класс (поурочные планы по учебнику Виноградовой), 2009.
3. Г.Н.Шевченко. Основы безопасности жизнедеятельности, 2007.
4. Е.И. Руднянская. Экскурсии в природу. Волгоград, издательство «Учитель», 2004.
5. О.В.Казакова. Мир вокруг нас. М.: Просвещение. 2002-2003.
6. О.И. Дмитриева. Окружающий мир. Москва «ВАКО», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...