Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе
учебно-методический материал (окружающий мир, 2 класс) по теме
Проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим "видам прямого или косвенного обучения”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.5 КБ |
![]() | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе.
Исходя из теории Л. С. Выготского, развитие младшего школьника как личности определяется процессом обучения.
Поэтому необходимо искать новые пути по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий.
Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, является проектное обучение. Такое обучение имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.
Общая тенденция развития современного общества такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования.
Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное в группе или самостоятельно, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований:
- по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, творческие;
- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
- по месту проведения: урочные, внеурочные;
- по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения);
- по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные
Структура проекта
Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Для поддержания мотивации и руководства организацией проекта младших школьников выделяется не три этапа, как в старших классах, а 4, 5, или 6 , в зависимости от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над проектом.
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
- Выбор темы.
- Постановка цели и задач.
- Гипотеза исследования.
- Организация исследования.
- Подготовка к защите и защита работы.
Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.
Продукт — презентация, журнал, книга. Продуктом может быть и портфолио - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты и т.д.
Сегодня я хочу рассказать и показать конечный продукт проектной деятельности:
Журнал «Здоровье»
1.Творческое название проекта | «Здоровье» |
2.Предметные области | Окружающий мир |
3. Какому разделу тематического плана школьного предмета соответствует проект? | 2 класс – тема «Здоровье и безопасность» предмета «Окружающий мир» |
4.Возраст учащихся | 2 класс (9 лет) |
5.Дидактические цели проекта | 1. Создание наглядного пособия по предмету «Окружающий мир» для изучения темы 3 класса «Природа и мы». |
| Подбор и оформление материала о компонентах здоровья, природных факторах, формах закаливания; подготовка рубрик «Наш вернисаж», «Правила здорового образа жизни»; подбор стихотворений, песен и загадок. |
| Журнал |
| 1 месяц |
| Данный проект помогает формированию таких навыков в бытовой сфере, как составление режима дня для планирования своего рабочего дня и времени отдыха. Формирует умения и навыки личной гигиены; навыки выполнения комплекса утренней гимнастики, физкультминуток между уроками при выполнении домашнего задания и т.п. Дети учатся планировать свое свободное время, отводя в нем должное место активному отдыху, физкультуре и спорту. |
Как же велась работа по этому проекту? (презентация «Здоровье»)
Материалы, над которыми работали дети, могут показаться простыми, с точки зрения взрослого, но в данном случае, важнее то, что за внешне простым делом формируется творческая личность.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому "проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим "видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения. Работа продолжалась и в 3 – 4 классах
3класс проекты 4 класс
- Моя родословная 1. Война 1812 года
- Моя Самара 2. Берегите Землю
3. Мы – граждане России
Подписи к слайдам:
1 место - занимают вопросы рационального питания,2 место - вопросы личной гигиены, на 3-4 местах проблемы двигательной активности человека и рациональной организации своего режима; на 5 месте - влияние вредных привычек на здоровье.
выяснить, что влияет на состояние нашего здоровья, кроме соблюдения общеизвестных правил сохранения и укрепления здоровья.
Учащихся разделились на творческие группы: редакторы издатели авторский коллектив художники
издатели: подбор и оформление материала о здоровье, подготовка и проведение классного часа «Наше здоровье», подбор и оформление правил ЗОЖ.
2 этап. Распределение заданий по группам
редакторы: отредактировать материал по темам «Компоненты здоровья», «Природные факторы», «Формы закаливания», подготовить и провести рекламу журналов и газет о здоровье,
художники: оформление обложки журнала, титульных листов к рубрикам, иллюстрации к журналу, создание рубрики «Наш вернисаж».
Режим дня
Положительные эмоции
Закаливание и оздоровление
Движение
ЗДОРОВЬЕ
Рациональное питание
Выбор одежды
Чистота тела, квартиры, продуктов
Отказ от вредных привычек
Ароматы
Целебные свойства
ЗагораниеОбтирание и обливаниеПрогулкиПринятие ваннХождение босикомКупание в водоеме
Здоровье человека – жизненно важная ценность, оно складывается из многих взаимосвязанных друг с другом компонентов.Организм человека находится в постоянной и тесной связи с внешней средой.Закаливание – это получение организмом физической стойкости для сопротивления болезням.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе
Цели моей профессиональной деятельности: формирование целостной системыуниверсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности иличной ответственности обучающихся, то есть кл...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/26/picture-36916.jpg)
Методическая разработка: «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе». (Работа по ФГОС НОО).
Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.Опыт исследовательской, тв...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/15/picture-352323-1539632054.jpg)
Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе.
В докладе рассматривается проектная и исследовательская деятельность на уроках в свете ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/28/picture-444164-1585392092.jpg)
«Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе» (Образовательная система «Школа России» ФГОС)
Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно и...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/10/picture-479266-1410363428.jpg)
Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов. Учитель начальных классов : Штоколова А.А.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/24/picture-1317590-1614165104.jpg)
Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».
III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/20/picture-1129224-1582204864.jpg)
«Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе по УМК «Школа России» в условиях реализации ФГОС».
По требованиям ФГОС НОО дети готовят первые проекты под руководством учителя, уже начиная с первого класса. Но, учеников необходимо подготовить к новому виду обучения. Новому не только для детей...
Комментарии
Отличная работа!Отличные
Отличная работа!Отличные проекты!Вы и ребята -молодцы!
Спасибо!!!
Спасибо!!!
Работа большая и плодотворная
Работа большая и плодотворная. Если интересно посмотрите мои " Эко урок" и "Веб квест Красная книга России".
Спасибо,Тамара Анатольевна!
Спасибо,Тамара Анатольевна! Очень ценный материал.
Тамара Анатольевна, добрый
Тамара Анатольевна, добрый вечер!Интересная работа, отдала свой голос.Посмотрите мою разработку родительского собрания http://nsportal.ru/node/645618
Хорошая работа, в рамках
Хорошая работа, в рамках ФГОСов. проголосовала. Желаю удачи. Посмотрите и моюhttp://nsportal.ru/node/659790
Тема актуальна. я голосую за
Тема актуальна. я голосую за Вас. Посмотрите мою работу http://nsportal.ru/node/661029
Я голосую за Вашу работу!
Я голосую за Вашу работу! посмотрите мою работу, может понравится и Вы проголосуете?http://nsportal.ru/node/667020
10 баллов!
10 баллов!